звонят и говорят что должен деньги и угрожают
Как справиться с навязчивыми звонками от банков и МФО?
Спам-звонки и сообщения стали повседневным явлением, редкий человек не сталкивался с навязчивой телефонной рекламой. Простыми просьбами «прошу больше не беспокоить» данный вопрос не решить. Звонки и СМС продолжат поступать, пока абонент проявляет в ответ активность. Игнорируйте входящие вызовы, и интерес звонящих постепенно утихнет. Но не всегда этот способ приносит результат.
В этой статье мы расскажем вам, как справиться с рекламными звонками от банков и МФО. Вы найдете здесь подробные инструкции, которые помогут вам законно и без проблем отказаться от навязчивых рекламных сообщений и рассылок от банков и МФО. Также мы разберем здесь схожую ситуацию – когда от вас требуют вернуть чужой долг.
Возможные причины звонков, SMS и писем на почту
При обращении в банк или микрофинансовую компанию почти всегда нужно оставить номер мобильного телефона и подтвердить согласие на обработку данных. После этого ваш телефон попадает в базу обзвона колл-центра компании. Работники центра регулярно звонят по номерам в базе по различным поводам:
У меня положительная кредитная история и высокий кредитный рейтинг, поэтому из банков мне звонят регулярно. В зависимости от того, есть ли у меня свободное время и настроение, или нет, я могу либо пообщаться с менеджером, либо сразу сказать, что мне неинтересно его предложение. И второе происходит гораздо чаще, причем в большей степени потому, что с большинством звонящих невозможно разговаривать по-человечески.
Я думаю, что большинство людей так же, как и я, не отвечают согласием на предложения по простой причине — ни один банк, ни одна МФО и другие подобные учреждения на самом деле не думают о клиенте. Они просто хотят продать любой ценой. Но в современном мире, который перенасыщен предложениями, нужно в первую очередь говорить о выгоде для клиента.
Виталина Слепухова, журналист, автор статей для ВЗО
Кроме звонков, банки и микрофинансовые компании часто применяют рекламные рассылки. Они отправляют на номера телефонов и адреса электронной почты клиентов предложения оформить новый займ или кредит. Такие рассылки раздражают не так сильно, как навязчивые звонки, но они часто отвлекают и засоряют список сообщений.
Иногда вы можете получать сообщения с требованиями вернуть долг, который вы не брали. Ваш телефон может оказаться в базе обзвона коллекторского агентства, даже если вы никогда не оформляли кредиты или займы. Такое происходит по трем причинам:
По телефону часто работают мошенники, которые под предлогом оформления займа на выгодных условиях выманивают у жертвы паспортные данные и реквизиты банковской карты. Отличить телефонного мошенника можно по нескольким признакам:
Если окажется, что вам звонит мошенник, то вы можете просто добавить его в черный список. После звонка обратитесь в банк или микрофинансовую компанию и уточните, действительно ли в его колл-центре работает специалист с таким номером. Если выяснится, что такого работника здесь нет, то звонящий определенно был мошенником.
Если звонят и предлагают займы, кредиты или карты
Из банков или МФО постоянно названивают и предлагают супервыгодные условия, которые действуют только для вас и только сейчас? Это реклама, и подобные действия регулируются Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Рекламные предложения по телефону допустимы только с разрешения абонента.
Если поступил звонок из организации, клиентом которой является человек, то наиболее вероятно, что, оформляя кредит или карту, он уже дал согласие на использование его личных данных и получение различного рода информации. Однако если рекламируют услуги банка или МФО, с которыми гражданин никогда не имел дела, это незаконно.
В большинстве случаев согласие на условия обработки персональных данных каждый клиент предоставляет автоматически — для этого достаточно поставить галочку или подпись. Мало кто тратит время на изучение текста соглашения, а там может содержаться информация о том, что оператор имеет право передавать полученные сведения третьим лицам, например другим банкам или микрофинансовым компаниям. Но любое согласие можно отозвать.
Как правило, звонки поступают проверенным клиентам, которые часто пользуются банковскими или микрофинансовыми услугами. Звонящий в этом случае говорит о предодобренном предложении на определенную сумму, пероснально разработанном для вас.
Но могут звонить случайным людям, чей телефон числится в базе потенциальных потребителей. Спамеры особенно активизируются перед крупными праздниками или во время действия специальных акций. Абоненту навязчиво рекомендуют взять деньги в долг, применяя психологическое давление.
Чтобы избавиться от рекламных звонков, свяжитесь со службой поддержки компании по официальному номеру горячей линии и попросите об удалении вашего телефона из базы колл-центра. Можно отправить электронное письмо с этой просьбой на адрес для обратной связи. Иногда этого достаточно для того, чтобы ваш телефон оставили в покое.
Отказ от звонков с помощью заявления
Если звонки продолжаются даже после вашей просьбы, обратитесь в компанию и напишите заявление в свободной форме. В нем попросите удалить ваш номер из базы обзвона. Заявление можно отправить лично или (если у компании нет офисов в вашем городе) по почте. После этого компания в большинстве случаев перестает звонить вам.
Как отмечает юрист компании «Крылов и партнеры» Валерия Петелина, вначале следует узнать как можно больше о звонящем. Попросите назвать его имя, должность и название организации, из которой он звонит. Обязательно спросите, есть ли у него разрешение на обработку ваших персональных данных. Разговор при этом желательно записать на диктофон.
В заявлении потребуйте:
В незнакомый банк нужно отправить запрос с просьбой сообщить источник получения ваших личных данных и запретить их дальнейшее использование. Нелишним будет установить специальную программу для записи телефонных переговоров. При разговоре об этом нужно предупредить собеседника.
Кроме того, можно отправить заявление оператору сотовой связи с просьбой заблокировать звонки и сообщения с определенного номера, так как они являются рекламными.
Другие способы избавления от звонков
Можно написать жалобу в ФАС. Именно это ведомство занимается нарушениями в сфере рекламного законодательства. В заявлении необходимо указать все известные факты, которые можно подтвердить документально. Приложите копии отправленных претензий в банк, МФО или сотовому оператору, скриншоты сообщений, детализацию звонков. Рассмотрение обращения занимает до 30 дней.
Также за защитой своих прав можно обратиться в суд, но чаще фиксируются отрицательные решения по подобным делам. Чтобы доказать получение морального ущерба от действий рекламодателей, придется немало потрудиться. Необходимо подготовить массу документов, оплатить государственную пошлину и услуги юриста, а присудят в лучшем случае пару тысяч рублей. Но звонки, скорее всего, прекратятся.
Самым простым способом убрать навязчивые звонки является добавление номеров в стоп-лист. Услугу блокировки спама предлагают за незначительную плату сотовые операторы. Можно также оформить подписку на определитель номера и не брать трубку от нежелательных организаций.
Если присылают SMS и сообщения на электронную почту
Отказаться от SMS-рассылки можно так же, как и от телефонной рекламы – достаточно сообщить об этом банку или микрофинансовой компании по телефону. Если это не помогло – напишите заявление об удалении номера из базы рассылки. После этого вы не будете получать рекламные сообщения.
Отписаться от рассылки по электронной почте проще. Обычно в каждом рекламном письме от банка или МФО всегда есть ссылка или кнопка «Отписаться от рассылки». Так, например, выглядит эта ссылка в рекламном письме Альфа-Банка:
Перейдите по такой ссылке и подтвердите отказ от рассылки. Для этого достаточно нажать на кнопку «Отписаться» и, если нужно, указать причину отказа:
После этого банк или МФК больше не будет присылать вам рекламные письма.
Можно добавить адреса, с которых вы получаете рекламу, в спам-фильтр вашего почтового ящика. Но мы не советуем так делать – иногда с этих же адресов приходят и не рекламные сообщения (например, выписки со счетов или напоминания о смене тарифов).
Иногда рекламную рассылку, в том числе и через SMS, можно отключить через интернет-банк или личный кабинет на сайте микрофинансовой компании.
Если вы получили такое сообщение, то сначала проверьте номер или адрес, с которого оно пришло – скорее всего, он отличается от официального. Сравните оформление с другими сообщениями от того же банка – они также могут отличаться. После этого немедленно позвоните в организацию и уточните, действительно ли ваша карта заблокирована.
Если звонят с требованием вернуть чужой займ
Как поступить, если звонят коллекторы или представители службы безопасности и требуют вернуть займ либо кредит, который вы не брали? Прежде всего следует обратиться в микрофинансовую организацию с требованием разобраться в ситуации.
Для этого нужно узнать у звонящего максимум информации о задолженности. Кто является кредитором и заемщиком, как абонент связан с должником и какие требования предъявляет звонящий. Подтверждение финансовых обязательств лучше запросить на электронную почту в виде копии документа.
Если звонок поступил из коллекторского агенства, необходимо запросить название организации, ИНН и ОГРН, а также документ, дающий право представлять права кредитора.
Если выяснится, что вопрос возник по кредиту, где человек проходит как поручитель или созаемщик, от ответственности по договору избавиться не получится. Если же клиент был указан как контактное лицо в чужом кредитном договоре или является родственником заемщика, он не обязан отвечать за чужие финансовые проблемы.
При разговоре с коллекторами всегда сохраняйте спокойствие. Отвечайте четко и убедительно, не показывайте страх или раздражение. Если вы записываете звонок – предупредите звонящего об этом. Помните, что неосторожные действия приведут только к еще большей агрессии.
Если выплата долга не имеет к получателю звонка никакого отношения, следует передать коллекторам подтверждающие документы и просьбу исключить номер из базы обзвона. Согласно действующему законодательству, коллектор не имеет права сообщать информацию о должнике третьим лицам, поэтому беседа с посторонним незаконна.
Предпринятые действия не помогли и звонки продолжают поступать или коллекторы угрожают выбить долг любым способом? Необходимо обращаться в компетентные органы.
Часто коллекторы звонят родственникам людей, которые оформляли займы и не возвращают их. Это одна из самых действенных мер воздействия на заемщика. В этом случае обратитесь в банк или микрофинансовую компанию, которая передала долг коллекторам, и оформите отдельную претензию. Помните: если вы не являетесь созаемщиком или поручителем человека, который оформлял кредит или займ, то вы никак не отвечаете за его долги. Если вы супруг или супруга должника, то вы можете понести ответственность по этому долгу только по решению суда.
Чего ни в коем случае нельзя делать
Из каких организаций звонят чаще всего?
Мошенники, которые работают по телефону или через SMS, иногда представляются сотрудниками несуществующих, не имеющих лицензии или зарегистрированных в других странах (например, в Украине или Беларуси) кредитных организаций. Проверить, существует ли организация с названием, которое вам сообщили, вы можете в справочнике кредитных организаций ЦБ (если это банк) или в реестре микрофинансовых организаций (если это МФК или МКК).
Вопросы и ответы
Любые рекламные рассылки и звонки попадают под действие закона о рекламе и закона о персональных данных. Если вы не подтверждали согласие на их получение или получаете их даже после отказа, то эти сообщения нарушат этот закон.
Если коллектор оскорбляет вас и угрожает физической расправой, то он нарушает статьи 117 и 119 Уголовного кодекса. Если он вымогает деньги, то нарушает статью 163. Если требует больше информации о должнике – нарушает статьи 137 и 138.
Если сайт-агрегатор подчиняется закону о персональных данных, то он никогда не сообщает номера телефонов пользователей посторонним организациям и людям. Все крупные агрегаторы, в том числе наш, подчиняются этому закону. Мы никому не сообщаем ваши номера телефонов.
Если даже после получения заявления звонки не прекращаются, обратитесь в Федеральную антимонопольную службу и Роскомнадзор. Копия экземпляра с отметкой о принятии и описи вложения (если отправляли заявление по почте) докажут, что вы ранее требовали удалить ваши данные из базы.
Если и ФАС не удовлетворил вашу пользу, то вы можете обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда, поясняет адвокат Владимир Постанюк. Организация, нарушающая законы о персональных данных и о рекламе, может быть привлечена к административной ответственности.
Все зависит от того, кто и с какой целью вам звонит:
Основание для обращения | Инстанция |
Навязчивые рекламные звонки, в том числе после подачи заявления на удаление номера из базы | Федеральная антимонопольная служба, Роскомнадзор |
Звонки из коллекторских агентств по кредитам, которые вы не брали | Национальная организация профессиональных коллекторских агентств, Роспотребнадзор, Центробанк, СРО (если звонят из микрофинансовой компании), финансовый омбудсмен |
Угрозы со стороны коллекторов, вымогательство | Полиция |
Отсутствие ответа на претензию, направленную в организацию, от которой звонят коллекторы | Прокуратура |
Видео о спам звонках из банков и МФК
Заключение
В обращении смело ссылайтесь на Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Согласно нему, любое распространение рекламы с помощью телефона разрешается только при согласии клиента. Если сотрудник контактного центра станет указывать на ваше согласие на обработку персональных данных, смело ссылайтесь на Федеральный закон «О персональных данных» от 30 января 2007 года, который позволяет только обрабатывать ваши данные, но не использовать их в целях рекламы.
Если же вас донимает по телефону чужой банк или МФО, которые достали ваш телефонный номер незаконным способом, то потребуйте, чтобы звонящий представился и объяснил, откуда у него ваш номер телефона. Обычно это охлаждает энтузиазм звонящего. Бывает, что вам звонит не живой человек, а робот. Но и в этом случае не стоит сразу бросать трубку. Узнайте, от имени какой организации вам звонят. Обычно рекламное предложение сопровождается указанием телефона или сайта организации. Обращайтесь по этим контактам и требуйте объяснений.
Вы можете столкнуться с недобросовестной или вовсе мошеннической организацией, для которой ваши угрозы – это пустой звук. В этих случаях нужно блокировать номера телефонов, с которых вам звонят, внося их в черный список на своем телефоне. Кроме этого, можно установить на своем смартфоне одну программу для блокировки нежелательных звонков и сообщений. Такие программы для любой операционной системы легко найти по запросу «программа блокировки звонков и смс» в Яндексе или Гугле.
Рекламу, приходящую на электронную почту, отмечайте как спам. Если есть возможность, откажитесь от рассылки. У добросовестных рекламодателей в конце письма также должна быть опция «Отказаться от рассылки».
Часто звонок застает человека врасплох, и он сгоряча может сообщить свои данные и даже PIN-код своей карты. Не спешите общаться со звонящим, даже если он утверждает, что ваши деньги в опасности и нужно немедленно сообщить данные карты для блокировки. Именно так и поступают мошенники. Возьмите паузу и попросите перезвонить, а затем сразу же свяжитесь со своим банком, чтобы выяснить, был ли звонок действительно оттуда.
Вы должны понимать, что закон на вашей стороне и если все вышеперечисленные способы не помогают, то вы имеете право обратится в Роспотребнадзор, полицию, прокуратуру и суд.
Если вы столкнулись с телефонной рекламой, то старайтесь бороться с ней грамотными и законными методами. Такие действия помогут вам не только избавиться от навязчивых звонков, но и сохранить свое лицо перед компанией. Если вы сможете определить телефонного мошенника, то сохраните деньги и личные данные. А решение вопроса с коллекторами, которые ищут чужой долг, сохранит ваши нервы и избавит от лишних обвинений.
Напоследок напомним вам два основных правила, которые помогут вам избежать ненужных звонков и рассылок. Не оставляйте свой номер телефона и адрес электронной почты в подозрительных местах и на подозрительных сайтах – так он не попадет к посторонним людям. Всегда изучайте условия обработки персональных данных, когда даете согласие на нее.
Справиться с навязчивыми сообщениями от банков и МФК можно, не прибегая к нежелательным методам. Все зависит от того, какие это сообщения:
Будьте внимательны, когда оставляте свои контактные данные на подозрительных сайтах. Оттуда они могут легко попасть в базы обзвона.
Сталкивались ли вы с навязчивыми звонками и как с ними боролись? Оставить свое мнение и поделиться опытом можно в комментариях.
Источники
Редактор и автор текстов для #ВЗО. Занимается редактурой с 2017 года, до этого писала статьи для различных ресурсов, в том числе финансовых. На нашем проекте Анастасия работает с 2020 года. Она как обрабатывает тексты, которые готовят для сайта другие авторы, так и пишет информационные статьи сама.
Опытный журналист, работал в большом количестве СМИ — от РБК и Коммерсантъ до Российской газеты и Известий. Хорошо разбирается в финансовой и связанных с ней тематиках, пишет новости и аналитические статьи.
Что делать, если вам звонят и угрожают коллекторы? Как с ними разговаривать?
Начнем с того, почему вам вообще звонят коллекторы? До этого, например, вам звонил банк, службы безопасности, а тут вдруг объявились коллекторы. Почему такое может быть? Здесь возможно два варианта.
Первый – коллекторы выкупили ваш долг у банка. У банка работа с должниками происходит по определенной схеме – например, какой-то период времени банк работает своими силами, звонит вам служба безопасности банка. Потом проходит какой-то определенный период, и, если вы не начали вносить платежи, то ваш долг продают коллекторам. Если это произошло, то, соответственно, дольше вы будите иметь дело с коллекторами. Но такое бывает далеко не всегда.
Второй- если вам звонят коллекторы, то по факту ваш долг могли им и не продавать, потому что есть такие коллекторские организации, которые работают с банками по агентскому договору, т.е. по факту, ваш долг все еще находится на балансе у банка, но банк нанял стороннюю организацию коллекторов, с которыми заключил агентский договор, что если коллекторам получится получить какие-то оплаты от вас, то они часть денег как комиссию возьмут себе, а остальное буду передавать банку, т.е. по сути, работают как агенты.
На что имеют право коллекторы?
Во-первых, если ваш долг реально не продавали коллекторам, а работают они по агентскому договору, то тогда они вообще ни на что не имеют право, потому что ваш долг находиться на балансе у банка и все взаимодействие вы должны продолжать только с банком, а коллекторы вообще не имеют на это право.
Первое, что нужно узнать, когда звонят коллекторы – это на основании чего они звонят. Основанием может быть только договор цессии, на основании которого они реально выкупили ваш долг. Все кредитные договоры составляются таким образом, что по факту банк имеет право продать ваш долг третьим лицам.
Есть реально законные коллекторские организации. У них обязательно должна быть лицензия на свою деятельность. И таким организациям банк имеет право продавать свои долги.
Ваша задача узнать – что это за коллекторское агентство? И в первую очередь узнать – имеет ли вообще это коллекторское агентство лицензию. Это все можно найти в интернете, или, по крайней мере, сделать соответствующий запрос.
Второй момент – если реально ваш долг у коллекторов, которые имеют право работать, то здесь важно понимать, что их действия тоже очень сильно ограничены законами. Что они имеют право делать?
Что касается встреч, то коллекторы имеют право приезжать к вам не чаще одного раза в день, не чаще 2 раз в неделю, не чаще в 8 раз в месяц. Они имеют право к вам приехать, но вы имеете право не пускать к себе в квартиру или в дом, т.к. это ваше полное право. К вам в ваш дом или вашу квартиру имеют право зайти только судебные приставы с вашего или без вашего согласия. Ни коллекторы, ни службы безопасности банка, никто больше не имеет на это право. Поэтому если они приехали, вы смело можете говорить: «изложите все что хотите мне сказать на бумаге и оставьте в почтовом ящике. Я позже посмотрю.» Если хотят что-то большего – силой проникнуть к вам в жилище, то можете смело вызывать полицию и закон будет на вашей стороне. Они не имеют права этого делать.
Следующий вопрос (это касается также телефонных звонков) – имеют ли право звонить и имеют ли право угрожать (это совершенно разные вещи)? Они имеют право звонить для того, чтобы информировать вас о том, что у вас долг и уточнять, когда вы сможете заплатить, внести какую-то сумму, но угрожать они не имеют права. Совершенно никаких угроз, даже никаких намеков на угрозу в их разговорах не должно быть. На это они также не имеют права.
Далее мы разберем то, что они реально делают. Очень важно разобрать ситуацию: кому вообще имеют право звонить коллекторы? Потому что часто они звонят не только вам, но если они, например, не могут дотянуться до вас, вы не берете трубку и не хотите с ними общаться, то они начинают звонить вашим родственникам, на работу, вашим друзьям, и всем кому попало, вплоть до ваших соседей. Здесь важно знать, что на это они тоже не имеют никакого права. Если даже какие-то телефонные номера вы сами оставляли в кредитном договоре (в любом кредитном договоре вы даете согласие на обработку своих персональных данных), то это совсем не значит, что они могут теперь звонить кому попало. Но важно знать, что вы можете написать заявление на отказ от обработки персональных данных, и после этого, кроме как с вами больше вообще не с кем они будут иметь право общаться.
Исходя из всего этого, если бы закон о коллекторах действительно работал и соблюдался, не было никакого нарушения закона, то в целом, вам нечего было бы бояться, и общение с коллекторами не было бы каким-то дискомфортом. Да, это были бы всего лишь звонки, предупреждения о том, что вам нужно вернуть долг.
Но давайте теперь вернемся в реальность и посмотрим на ситуацию, что происходит в действительности, а не то, что они имеют права на бумаге. Каждую ситуацию разберем
Давайте начнем с первой самой распространенной ситуации – вам звонит коллектор. Что нужно делать? Во-первых, естественно опять же важно знать, что у вас есть право с ним не общаться вообще, то есть не брать трубку, не отвечать на его телефонный звонок. Если вы не хотите с ним общаться, то просто положите трубку или потом заносить его номера в черный список. Но если вы все-таки намерены пообщаться, то о чем может быть разговор?
Первое – вам нужно выяснить на каком основании вам звонит данный человек и кто он вообще, то есть какую организацию представляет. Вы можете это все спрашивать, вы можете записывать его звонок, вы можете прямо ему об этом сказать, что ваш звонок я записываю – вы имеете на это право.
Соответственно вы записываете звонок и задаете ему вопросы: кто он такой, как его зовут, какая должность, какую организацию представляет, и на основании каких документов он вам звонит, т.е. откуда он вообще о вас узнал. Должен быть договор цессии, на основании которого они имеют право вам звонить. Но опять же, исходя из действительности, коллекторы не отвечают на эти вопросы, они сразу, как правило, переходят на какие-то грубости в формате «кто ты такой, чтобы задавать нам эти вопросы? Ты должен денег я имею право делать все что я хочу». Если разговор пошел в это русло, то смело кладите трубку и дальше просто ограничьте совершенно полностью все общение с организацией.
Вторая ситуация – коллекторы звонят не вам, а вашим родственникам или любым другим людям, например, работодателю либо вашим каким-то знакомым. Что делать в этой ситуации? Как вы помните из начала нашего разговора, что ситуация изначально незаконная. Они не имеют права им звонить. В этом случае, опять же желательно, чтобы ваш родственник или ваш работодатель мог записать этот звонок. На практике, конечно, такое бывает нечасто, но если возможность такая будет, то это круто. Вам нужно зафиксировать, что звонок такой был и потом совместно с тем человеком, которому они звонят, написать заявление в полицию и в прокуратуру о том, что ваши права нарушаются. И обязательно, в любом случае, первым делом, если у вас появились просрочки, напишите в банк заявление на отказ от обработки персональных данных. Вы имеете это право сделать и после этого банк или директор может звонить только вам.
Если у вашего знакомого, вашего родственника даже не получается выяснить кто ему звонит, опять же звонят, хамят, говорят, что такой-то человек должен денег, то в любом случае, предупредите родственников, поговорите с ними о том, что не нужно тогда вести никакой диалог вообще. Если люди звонят, не представляются, и не получается зафиксировать никак информацию о том, что это за организация, чтобы потом на них можно было пожаловаться, то просто скажите чтобы ограничили общение, не делайте никаких действий, просто не берите трубку и заносите номера в черный список.
Следующая ситуация, которую боятся очень многие люди, у которых есть проблемы с долгами – это когда коллекторы пришли к вам домой. Как я в начале уже сказал, если они пришли к вам домой, то это не значит, что они имеют право к вам зайти домой. И здесь нужно действовать по следующей схеме: вы ни в коем случае не открываете им дверь. Если вы понимаете, что вы чувствуете свою сильную позицию и можете спокойно с ними пообщаться, не выходя из какого-то эмоционального равновесия, то можете открыть дверь пообщаться. Если вы их боитесь, то просто не открывайте дверь и говорите им, что если что-то принесли, оставьте в почтовом ящике, я потом посмотрю, если вы мне на бумаге ничего не принесли, то в целом разговаривать с вами не хочу. Если они не будут уходить и начнут делать какие-то противоправные действия, например, захотят испачкать вашу дверь, поцарапать что-то в подъезде, написать, то смело и быстро вызывайте полицию, говорите, что пришли к вам какие-то непонятные люди, которые вымогают с вас деньги. Полиция в этом случае будет на вашей стороне.
Часто коллекторы сами пользуются этим приемом и говорят, что если вы нам сейчас не откройте дверь, то мы позвоним во всевозможные службы, в полицию, судебным приставам, в прокуратуру и мы все к вам зайдем, так вот знайте, что они просто блефуют. На самом деле они не имеют на это никакое право, а у вас как раз таки есть право не пускать их к себе.
С самого начала общения коллекторы предлагает вам встречу. Предлагают встретиться и пообщаться, чтобы решить вопросы. Здесь нужно понимать, как быть в этой ситуации.
Во-первых, нужно понять насколько сильно вы их боитесь, то есть, если вы к ним относитесь абсолютно ровно, они вас никак не беспокоят и никакого страха они на вас не нагоняют, то в целом можно встретиться. Часто бывает так, что предлагают встретиться где-то на нейтральной территории, где-нибудь в машине, в парке или прочее, то есть на такие встречи сто процентов нужно отказываться ходить, даже если вы чувствуете себя уверенно. Единственный вариант встречи может быть у них в офисе. Если коллекторское агентство находится в вашем городе, они приглашают приехать вас к ним в офис для урегулирования вопроса. Если вы решили к ним поехать, то лучше всего взять собой диктофон для записи и каких-нибудь знакомых, родственников, чтобы поехать туда ни одному, чтобы были свидетели того как там все происходит.
Следующее что нужно сделать – это определить цель. Цель вашего визита –это, во-первых, понять на что они реально имеют право. Чтобы не они вам что-то говорили, а вы им. Посмотреть на их документы. Имеют ли они вообще право осуществлять коллекторскую деятельность, т.е. их лицензию. Второе – имеют ли право они работать по вам, т.е. есть ли у них какие-то документы, подтверждающие, что ваш долг находится на балансе их организации. Следующее – это цель договориться о каких-то выгодных для вас условиях. Если вы поедите чтобы послушать что они вам скажут, то можно не ехать.
Как вести себя на встрече с коллектором.
1. Потребуйте документ удостоверяющий его личность;
2. Нужно договориться на выгодные для себя условия.
Можно сказать: я вам платить просто так ничего не буду. Либо вы подаете на меня в суд, а у меня, например, нет ни официального дохода, ни имущества, и в целом это судебное решение, от которого мне ни жарко, ни холодно. Вы от меня все равно ничего не получите, сам платить я вам не буду. Второй вариант – мы сейчас с вами договариваемся на то, что я вам плачу 10% от того долга, который я вам в целом должен и мы закрываем этот вопрос. Мы оформляем на бумаге вы делаете официальное приложение, на котором пишите, что если я вношу такую-то сумму, например, которая равна 10% от моего долга, подписывайтесь, ставите печать организации, то я готов вам нести эту сумму и мы с вами расходимся. Вы все равно заработали на мне, а я готов на такие условия.
При общении с коллекторами нужно быть юридически подкованным, чтобы знать, на что они имеют право, на что вы имеете право.
Теперь давайте разберем ситуацию – что же будет, если вы просто не будете общаться с коллекторами? Мы часто давали совет просто не общаться с коллекторами. Важно отметить, что часто коллекторы и службы безопасности банка немного блефуют в этом вопросе, и когда вам звонят, например, вы говорите им, что не я буду с вами общаться, то вам задают такой прямой провокационный вопрос: «то есть вы отказываетесь от общения с нашей организации или с нашим банком?». То здесь можно смело отвечать да и отказываться от разговора с вами по телефону. Можете даже аргументировать свой ответ, потому что я никак не могу вас идентифицировать по телефону, я не знаю, кто мне звонит. Мне может позвонить абсолютно любой человек и представиться сотрудникам банка или сотрудником коллекторской организации, и начать что-то от меня требовать, поэтому я вас не вижу, ни как не могу понять кто вы, соответственно, от общения по телефону с вами отказываюсь и имею на это полное право.
Если ничего не объяснять, и вы понимаете, что вам сложно так будет сказать, то просто кладите трубку..
Резюмируя, вы имеете право не общаться с ними по телефону. Если две стороны не могут договориться, то в данном случае они хотят чтобы вы платили, вы не хотите платить, то все вопросы решаются в суде. Поэтому пусть подают в суд. Это частая уловка банков и коллекторов, что мы подадим на вас в суд и тогда для вас настанут настоящие какие-то испытания. На самом деле, если они подадут суд – это то, что вам и нужно, поэтому смело говорите «да», я отказываюсь. Подавайте в суд. В суде будем решать все вопросы.