дефектологическое представление на дошкольника с зпр образец
Примерная формулировка для составления дефектологического представления на учащегося
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватна: на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Развитие общей моторики
при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
Недоразвитие мелких мышц руки;
Затруднены графомоторные навыки;
Манипулятивная функция рук:
резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
недостаточная мелкая моторика, сохранная;
согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
нарушение координации движений
Не верная формулировка
Не соответствует возрастной норме
воспринятой на слух
испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания
самостоятельно прочитанную инструкцию
навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
требуется повторное чтение
задает уточняющие вопросы,
затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
нуждается во всех видах помощи;
нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
требуется время на закрепление навыка;
перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
задания по аналогии выполняет медленно
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Не верная формулировка
низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
снижен из- за слабой организованности
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)
Дефектологическая характеристика на воспитанника детского сада
Данный материал является примерной схемой дефектологической характеристики для детей дошшкольного возраста, здесь охваченны все аспекты развития обследуемого воспитанника.
Просмотр содержимого документа
«Дефектологическая характеристика на воспитанника детского сада»
ТОО « Yu kids Іsland » Детский сад « Zhuldіz- Ardak »
на воспитанника группы «Жүзім»
Общая осведомленность
Ребенок легко вступает в контакт, адекватно реагирует на предлагаемые задания, в ситуации индивидуального обследования ведет себя спокойно. Социально-бытовые навыки у ребёнка сформированы достаточно хорошо, ребенок способен заботиться о себе.
Общая моторика
Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. Крупная моторика в пределах нормы, диагностика двигательной сферы выявила незначительное отклонение от нормы, ребенок путает право, лево при заданной инструкции «повернись влево», «повернись вправо», «что у тебя находится справа?», «что у тебя находится слева?».
Тонкая моторика
Наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии руками.
Познавательные процессы
Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания. Мальчик называет цвета окружающей обстановки показывая все указательным пальцем. Особенности памяти: низкая продуктивность запоминания, наблюдаются семантические парафазии (смешения по смыслу), влияние интерференции на продуктивность запоминания значительна. Особенности мышления: уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности.
Особенности восприятия: Хорошо различает перечеркнутые, наложенные изображения, есть нестойкость звуковой оболочки слова и значения, неправильное восприятие некоторых изображений.
Особенности внимания: невыраженные сложности переключения внимания, способность к концентрации и удержанию внимания достаточная на игровом материале, низкая на учебном.
Особенности памяти: низкая продуктивность запоминания, наблюдаются семантические парафазии (смешения по смыслу), влияние интерференции на продуктивность запоминания значительна.
Особенности поведения
Преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации, мотивация к новым впечатлениям. Критичность достаточная, как к поведению в целом, так и к результатам своей деятельности. Понимает, что такое неуспех, есть компенсаторная тенденция к отказу от деятельности в случае неуспеха, свое поведение может объяснить.
У ФИО преобладает слабый контроль над эмоциями, частые эмоциональные вспышки, высокий уровень личностной тревожности. Работоспособность низкая, но путем совместного с педагогом контроля за деятельностью возможно увеличение работоспособности и продуктивности деятельности. Темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий. В коллективной деятельности проявляет физическую агрессию и вспышки гнева на окружающих детей группы. (кусает рядом сидящих детей как в группе, так и на игровой площадке воспитанников других групп, в случае понравившейся игрушки отбирает, крик если на «первый стоит в строю» …)
Особенности эмоционально-волевой сферы
Проявляться физическая агрессия на учащихся детского сада
Сформированность ведущих видов деятельности
Ведущая деятельность игровая сформирована в соответствии возрасту ребенка.
консультация детского психолога
необходимо развивать ребенку позитивную самооценку
обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
Дефектологическое заключение » Ребенок дошкольного возраста».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Фамилия, имя, отчество ребенка Бабиков Александр Георгиевич
Дата рождения 01.06.2013 _возраст на момент обследования 5 лет 11 мес
Дата обследования ребенка 16.05.2019г
Внешний вид ребенка опрятный
Социально-бытовая ориентировка:
Представления об окружающем сформированы на недостаточном уровне, т.к. запас сведений ограничен, некоторые понятия не дифференцированы («город», «страна», «столица», месяц»);
о себе: знает свою фамилию, имя, возраст, но не запоминает, когда у него день рождения, не знает отчество;
о своей семье : знает неполные имена (без отчества) мамы, бабушки, имена и отчества сотрудников Центра, детей из центра;
о предметах ближайшего окружения : знает и дифференцирует группы предметов по категориям: мебель, одежда, посуда, транспорт и т.д.; не всегда сам может правильно назвать предмет или категорию к которой относится предмет, но понимает о чем речь и из предложенных вариантов выбирает правильной ответ;
о явлениях и объектах природы : путает времена года, не всегда соотносит сезонные изменения и природные явления с временем года, допускает ошибки;
о причинно-следственных связях в природе : определять самостоятельно причинно-следственные связи затрудняется, нужна пошаговая помощь в виде объяснения и зрительного образа, наводящих вопросов.
Постоянно нуждается в поэтапном дроблении упражнений, наводящих вопросах, показе или образце.
Возможность переноса полученного опыта на аналогичное задание в последующем ограничена.
Сенсорное развитие:
Определяет и называет основные цвета, фигуры (квадрат, круг, треугольник), забывает название прямоугольника и овала. Определяет и называет величину в виде характеристики предмета по размеру: большой – маленький, данной характеристикой заменяет и характеристики длины, высоты, ширины.
Количественные представления и счет : владеет пересчетом в пределах 10, но часто сбивается при счете; может называть итоговое число сразу после пересчета предметов; понимает понятия «больше – меньше – столько же», цифры путает.
Внимание: наблюдается неустойчивость, медленное переключение, недостаточность распределения, слабая концентрация, малый объем.
Память: затруднение запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мышление:
Наглядно-образное. Дефицит мотивационного компонента, проявляющийся в низкой познавательной активности, в избегании интеллектуального напряжения.
Нарушение темпа восприятия, проявляющееся в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации.
Способы: хаотичная и целенаправленная проба, иногда примеривание и зрительное соотнесение. Наблюдается частое соскальзывание с определенной деятельности при появляющихся трудностях.
Произвольные движения N ;
Общие N
Тонкие движения: недостаточно точные и координированные
Мимические и речевые движения: смазанные
Мотивация:
— Слабость познавательных и интеллектуальных интересов.
Быстрая пресыщаемость в тех видах деятельности, которые не вызывают ярких эмоционально заряженных впечатлений – все это препятствует формированию стойкой учебной мотивации.
Понимание обращенной речи
— Большинство вопросов инструкций требует уточнений, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий.
— эмоциональная ; нарушенное звукопроизношение
Уровень развития: Процессуальная игра с элементами замысла.
Конструктивная деятельность:
Подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения.
Эмоционально-волевая сфера:
Контактность: легкий, быстрый контакт; поверхностный.
Реакция на поощрение и порицание : индифферентная, иногда с повышением (понижением) результативности работы.
Эмоциональный фон настроения : нормальный.
Внимание: взгляд фиксирует, внимание не устойчивое, иногда наблюдается застревание.
Личностные и характерологические черты:
Периодически наблюдается немотивированное упрямство, эгоцентричность, обидчивость.
Адекватное, но периодически конфликтное с демонстративными поступками.
Заключение Нарушения познавательной деятельности обусловлены социально-педагогической запущенностью. На личностную незрелость указывают: игровой характер интересов, слабость волевых задержек, некритичность. Работоспособность страдает как от слабой произвольности интеллектуальной деятельности, несформированности учебной мотивации, так и от повышенной утомляемости. Наблюдаются нарушения развития речи: нарушено звукопроизношение, наблюдается неверное употребление слов, нарушение лексико-грамматического строя речи, недоразвитие фонематического восприятия, нарушения звуко-слоговой структуры слова, недоразвитие связной речи. С Бабарыкиным А. была пройдена ТПМПК 24.04.09, где было рекомендовано обучение по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития до начала обучения по образовательным программам начального общего образования.
— оформление Бабарыкина Саши в специализированное ДОУ в соответствии с рекомендациями ТПМПК;
— индивидуальные занятия с дефектологом и логопедом с целью преодоления нарушений речи, развития фонематического восприятия, уточнению и расширению словаря;
— занятия с психологом с целью формирования познавательной мотивации;
— игровые упражнения с воспитателями, направленные на развитие коммуникативных навыков, обогащение знаний об окружающем мире.
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4
Вернер Валентина Валерьевна
Описание слайда:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу,
говорлив, замкнут, сдержан,
не соблюдает субординацию,
не понимает цели обследования,
не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный.
Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Описание слайда:
Развитие общей моторики
Не верная формулировка
Не соответствует возрастной норме
Варианты формулировок
при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
Недоразвитие мелких мышц руки ;
Затруднены графомоторные навыки;
Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
недостаточная мелкая моторика, сохранная;
согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
нарушение координации движений
Описание слайда:
Понимание инструкции
воспринятой на слух
испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания;
самостоятельно прочитанную инструкцию
навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
понимает сразу
требуется повторное чтение
задает уточняющие вопросы,
затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
не понимает
Описание слайда:
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
нуждается во всех видах помощи;
нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
Ждет помощи.
Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
требуется время на закрепление навыка;
перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
задания по аналогии выполняет медленно
Описание слайда:
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не верная формулировка
низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
снижен самоконтроль
Варианты формулировок
Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Описание слайда:
Темп работы
высокий
средний
снижен из за слабой организованности
не стабилен
Описание слайда:
Описание слайда:
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация
Не верная формулировка
низкий уровень,
ограничен,
не соответствует возрасту
Варианты формулировок
не понимает смысл житейских ситуаций,
не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей,
не понимает близкородственные связи,
не понимает понятия старший, младший.
Не называет адрес проживания,
Забывает названия некоторых предметов,
затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных.
не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте.
Не знает правила безопасного поведения на улице.
Дает краткие сведения о себе и окружающих.
Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений.
Ответы краткие, односложные.
Описание слайда:
Сформированность пространственно-временных представлений
Не верная формулировка
не сформированы
Варианты формулировок
не знает части суток, их последовательность
не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время.
Время по часам не понимает,
Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно.
Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает.
Дни недели не знает, путает.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности внимания
Не верная формулировка
плохо сосредотачивается,
с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
недостаточно устойчивое,
затруднено переключение с одного вида деятельности на другую
требуется время для переключения
не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности).
быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
достаточно устойчивое;
длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Описание слайда:
Особенности памяти
снижен объем слухоречевой памяти,
наличие привнесений,
снижена прочность запоминания,
неточность воспроизведения и быстрое забывание,
отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания
Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности мышления
уровень развития наглядных форм мышления
наглядно-действенное
наглядно-образное
предметно-манипулятивное
сформированность предпосылок словесно-логического мышления
уровень развития ниже возрастной нормы
не сформировано
Недостаточность словесно-логических операций.
Описание слайда:
Особенности конструктивной деятельности
действует по подражанию, по образцу, по представлению;
испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора;
ошибается в определении правильного пространственного расположения частей;
недостаточно руководствуется образцом.
Описание слайда:
Общая характеристика речевого развития
Не верная формулировка
Системное недоразвитие речи
Эхолалии
Варианты формулировок
речь невнятная,
нарушение произношения,
словарь беден,
низкая грамотность речи,
трудности построения и оформления связанного высказывания,
присутствие слов-паразитов,
повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
Описание слайда:
Уровень готовности к обучению
Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне.
Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
Учебная мотивация сформирована
Описание слайда:
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)
Несформированность мотивации к обучению;
преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации;
способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно;
слабо выражена способность к волевому усилию;
деятельность хаотична;
самоконтроль снижен;
не использует рациональные способы действий;
в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения;
Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
Описание слайда:
Заключение
Стойкое нарушение познавательной деятельности.
Специфические трудности формирования учебных навыков.
Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития;
Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
Описание слайда:
Планируемые мероприятия специалиста
динамическое наблюдение за развитием учащегося
дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА
Примерная должностная инструкция учителя-дефектолога учреждений интегрированного обучения./ Авторы-составители Дианова В.И., и др.- Красноярск: КК ИПКРО, 2011.
О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области. Методические рекомендации для специалистов ПМПК.- http://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/05/Методические-по-формулировкам-дефектолога-4.pdf
Учебно-методическое пособие по теме: Дефектологические представления по классам Красноперова Дарья Константиновна позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской http://vilshanskaya.ru/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью заключение учителя-дефектолога становится основополагающим для коллегиального решения ПМПК об определении адаптированной /общеразвивающей /программы обучающихся с ОВЗ, варианта программы и других специальных образовательных условий.