демократия это республиканская форма правления конституционный порядок

К демократическому государству

Демократия (гр. demos — народ и cratos — власть, народовластие). Понятие имеет множество значений.

1. Характеристика современной республиканской формы правления, когда управляет обществом не одно лицо (монарх), не одно сословие (аристократическая республика), не один класс (пролетарская республика), не одна группа (финансово-экономическая олигархия), а все граждане (demos) пользуются равными правами, избирают государственную власть, участвуют в управлении общественными делами непосредственно или через своих представителей.

Демократическая республика — это современная республиканская форма правления, при которой конституционно закреплены народный суверенитет и право граждан на участие в управлении страной.

2. Разновидность политического режима, способа реализации политической власти, когда власть не только формально (de-)иге), но материально воспроизводит глубинные закономерности и формы жизнедеятельности людей: исходит от народа, обслуживает его потребности, приносит ему пользу. Демократия как метод властвования (управления) — это всегда компромисс, ибо лишь учет всего многообразия интересов и целей, стремление к их гармонизации позволяют власти исполнять свои социальные функции и добиваться уважения и поддержки в обществе.

3. Тип политической и социальной организации и жизнедеятельности общества, развивающийся и прогрессирующий в истории. К ним относятся: прямая первобытная демократия, общинная демократия, военная демократия. В Средневековье возникала демократия городов-государств (Венеция, Женева, Генуя, Новгород). В Новое время демократия стала ассоциироваться с народным суверенитетом, суть которого не только в том, что власть исходит от народа, осуществляется для народа, но в том, что само общество основано на уважении к человеческой личности, имеет право и возможность ограничить правительство, чтоб оно не мешало стремлению граждан к самовыражению, самореализации, творчеству. В демократическом обществе не человек существует для закона, а закон служит ему.

4. Форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятии решений по принципу большинства (партийная, профсоюзная, производственная демократия).

5. Общественная мысль, учение, определенный тип мировоззрения как попытка осмыслить путь человечества к демократическому идеалу — о демократии много написано, сказано со времен Платона и Аристотеля.

6. Социальное движение (в различных оттенках проявлений), направленное на достижение демократического идеала.

7. Тип культуры отдельного человека, политической культуры общества, в основе которой признание и уважение не только собственных прав и достоинства, но прав и достоинства других людей, народов независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, имущественного положения, убеждений.

Таким образом, демократическое государство представляет собой наличие демократии во всех указанных проявлениях как показатель зрелости общества, массового становления самостоятельных, ответственных людей — граждан.

В современной политической науке различаются две основные концепции и формы демократии: прямая (непосредственная, идентитарная) и представительная (репрезентативная) демократия. Существуют также модернизированные концепции: плебисцитарная демократия, консенсусная, или демократия согласования, участия.

Прямая демократия различима в идеальной модели и практике. Ее теоретическая конструкция основана на идентичности правителей и управляемых, предполагает постоянное и непосредственное участие всех граждан в разработке общезначимых решений. Различий между государством и обществом не существует. Ликвидация господства предполагает ликвидацию государства вообще. Демократия здесь постулируется как общественный принцип и не ограничивается, как в концепции представительной демократии, только политической сферой. На практике прямая демократия существовала, иначе и быть не могло, только в небольших по территории и населению городах-государствах и в течение непродолжительного отрезка исторического времени. В наши дни она сохранилась в виде отдельных, хотя и очень важных, элементов: прямые выборы президента (и судей в некоторых штатах США), референдумы, опросы с целью выявления общественного мнения по важнейшим государственным проблемам.

Представительная демократия развивается с конца XVII в. как этап в развитии цивилизации, сменивший абсолютизм. Благодаря внедрению принципа представительства данная форма организации демократии становится приемлемой для больших по территории и населению государств. В целом демократию как сложное общественное явление можно представить как систему (рис. 4.1).

демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. демократия это республиканская форма правления конституционный порядок фото. картинка демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. смотреть фото демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. смотреть картинку демократия это республиканская форма правления конституционный порядок.

Рис. 4.1. Демократия как системное общественное явление

Становление демократии — демократизация у всех народов, государств — процесс трудный, противоречивый, длительный во времени; достижения наблюдаются более словесного, формального, нежели сущностного свойства, в том числе и в странах, которые принято считать устойчивыми демократиями. При этом приверженцы демократии усвоили постулаты иных идеологий, в том числе либерализма, что отразилось в названии теорий, движений, партий — либерально-демократических. В чем суть такого смешения?

Известно, что базовым принципом демократии является суверенитет народа — конституцией установленное, правоохранительными органами защищаемое всеобщее равное право граждан на участие в: а) выборах при организации государственной власти (высших должностных лиц и представительного общенационального учреждения — парламента); б) управлении общественными делами (прямое — через референдумы, опросы, народные инициативы или через представителей, институты политического опосредования: партии, общественно-политические движения, группы интересов и т.д.). Этот принцип воплотил в себе основополагающие идеи либерализма (от лат. liberalis — свободный): приоритет и верховенство прав, свобод, интересов личности, человека над государственным интересом, невмешательство государства в частную жизнь, разделение властей, обязанность государства обеспечить неприкосновенность личности, жилища, собственности в соответствии с принципом презумпции невиновности, плюрализм политический (многопартийность, наличие оппозиции), экономический (равенство всех форм собственности), идейный.

Важнейшим принципом современной представительной демократии является гарантированностъ прав и свобод граждан, выбора образа жизни и деятельности, сферы (учреждения) образования и трудовой занятости. Этот принцип утверждается на уровне конституции и законов, однако проблема заключается в наличии реальных гарантий его осуществления. Всем понятно, что равноправие не означает равенства: люди от природы или в силу определенных объективных и субъективных причин имеют неравные шансы. И им во многих сферах жизни (здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, культурном и национальном развитии) нужна общественная и государственная поддержка, гарантирующая им право выбора. Поддержка именно в выравнивании шансов. В европейских странах устойчивой демократии предпринята попытка реализовать идею всеобщего благоденствия, в российской Конституции она приняла формулу социального государства (ст. 7), «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

«Социальное» — это не просто прилагательное, это смена приоритетов, изменение сущности государства, взявшего на себя ответственность за состояние общества, его консолидацию и развитие в нем человеческого потенциала. Это — государство, стремящееся преодолеть (или по крайней мере смягчить) жесткие противоречия между различными слоями, сословиями общества путем социальной поддержки нуждающихся в этом граждан, создании равных стартовых возможностей для осуществления политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов. Концепция социального государства в ее рациональной (не патерналистской и не иждивенческой) трактовке — серьезное достижение демократической мысли.

Основополагающим принципом демократии, без которого °на практически не может существовать ни в одном обществе, является подчинение меньшинства большинству. Данный принцип скорее не сущностный, а технологический, способ реализации базового принципа. Суверенитет народа — воплощение общей воли. Однако полное единодушие общества по большинству вопросов практически исключено, так как отношение к ним многие граждане даже для самих себя зачастую просто не формируют. Интересы при этом проявляются часто как взаимоисключающие. Поэтому воля народа по сути подразумевает мнение большинства — абсолютного (50% + 1 голос), относительного или установленного (правовым актом, скажем, 2/3 или 3/4 голосов).

Мнение большинства не гарантирует от ошибок. Тому есть множество примеров. Новгородская летопись свидетельствует, что сброшенного с моста по решению вече, но случайно спасшегося боярина Якуна через несколько лет вече выбрало своим посадником. Подобных примеров множество не только в далекой истории, но и современной жизни. Поэтому неотъемлемым принципом представительной демократии является способность к компромиссам, уважение мнения и прав меньшинства, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям, т.е. толерантность, если она не идет вразрез с достоинством и свободой большинства населения.

Принципы современной представительной демократии легли в основу конституционного строя Российской Федерации:

демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. демократия это республиканская форма правления конституционный порядок фото. картинка демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. смотреть фото демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. смотреть картинку демократия это республиканская форма правления конституционный порядок.

Конституционный строй — это система основополагающих общественных отношений, закрепленная нормами Основного закона и представленная в соответствующих структурах государства и общества; это единый государственно-общественный правовой механизм.

Демократия проявляется и обеспечивается на четырех уровнях:

1) мирового сообщества, во внешней политике государств и характере межгосударственных, международных отношений;

2) отдельного государства, его внутренней политике;

3) общества, его взаимодействия с государственной властью, характере отношений между отдельными социальными слоями, нациями, партиями и т.д.;

4) отдельного человека, гражданина.

ля судеб, нарушая базовые демократические принципы — трудно в таких условиях ожидать демократизацию в отдельном государстве.

Становление в каждом государстве подлинной и реально достижимой демократии напрямую зависит от внутренней политики и социально-экономической ситуации в стране. Россия тому яркое подтверждение: бедность, ограниченность «потребительской корзины», постоянное напряжение от мысли, как бы свести концы с концами, тяжкие условия труда, беспросветный сельский быт и другие нерадостные реалии российской действительности вряд ли способствуют демократическому сознанию и поведению людей.

Если в экономической сфере не будут заложены основания демократии, если каждый человек не будет сопричастен к собственности, не получит экономическую базу для выбора образа жизнедеятельности, то демократия останется лишь словом в Конституции. Уместно обозначить и привлечь внимание к проблеме общественной (публичной) экономики, которая, видимо, должна принципиально отличаться от рыночной экономики и обеспечить спокойствие и безопасность общества, национальную оборону, экологический контроль, противопожарную защиту, общественный сектор образования, социального обеспечения, культуры, общественный транспорт и водоснабжение, т.е. все то, что в современном обществе не может быть прерогативой исключительно частного сектора и требует своеобразной организации производства и потребления. Следует как можно скорее обозначить контуры и создать структуры общественной экономики России, механизмы ее финансового обеспечения, использования возможностей и изыскать эффективные формы управления ею. На рис. 4.2 схематически изображены основы конституционного строя Российской Федерации.

Социально-экономические предпосылки как важные составляющие демократии не должны в то же время рассматриваться как тот экономический базис, изменения в котором автоматически изменяют надстройку. Все в обществе взаимосвязано, системно: экономика — политика — право; общественные институты и нормы, психологические ориентации и установки, исторические традиции и менталитетные стереотипы. К этому можно Добавить еще много иных элементов, столь же значимых и сложных по собственной структуре — и ни один из них не стоит абсолютизировать. Необходим, следовательно, комплексный подход к анализу и практическому освоению системных связей общественной жизнедеятельности.

демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. демократия это республиканская форма правления конституционный порядок фото. картинка демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. смотреть фото демократия это республиканская форма правления конституционный порядок. смотреть картинку демократия это республиканская форма правления конституционный порядок.

Рис. 4.2. Основы конституционного строя Российской Федерации

Приверженность общества демократии, ее идеалам, принципам является основанием для выдвижения на повестку дня России проблематики формирования адекватной политической культуры общества.

Политическая культура — это совокупность утвердившихся в обществе демократических традиций, норм поведения участников политических процессов, демократических идей, мировоззрения,

Извращают демократию и блокируют поиски пути к ней некоторые идеологемы последнего времени. «Запущена» ложная посылка, что сначала нужно создать в обществе слой богатых людей, а затем они-то сделают богатым само общество. Однако известно, что национальное богатство создается трудом, а не перераспределением и концентрацией богатства в руках немногих; к общему объему это ничего не добавляет, но при этом подрывает экономические и нравственные устои.

Человек, его природа и общественная жизнь могут раздвигать горизонты или ставить пределы демократии. Многие прекрасно продуманные общественные конструкции, теоретически, казалось бы, безупречные, рушились как раз из-за того, что человек их или заранее не принимал, или принимал тогда и настолько, когда и насколько они были выгодны ему, отвечали его сиюминутному настроению либо возникшей страсти.

Демократия нуждается в развитом общественном человеке, гражданине и тем самым всецело зависит от уровня его гражданских качеств. В чем же проявляется у человека демократизм? В том, что он:

• осознает себя частью гражданского общества, знает свои права и обязанности, ответственность перед обществом, государством;

• осознает и утверждает свои права и свободы в личной и общественной жизни, а если нужно, то и отстаивает их как высшую ценность, проявляя активную гражданскую позицию;

• уважает и отстаивает не только собственные права и свободы, но признает таковые и за другими;

• является приверженцем гласности и плюрализма как норм жизнедеятельности людей, права выбора, при этом терпим (толерантен) к иной мысли, культуре, религии, уважает чужой выбор, другое мнение — в общем, является носителем, пропагандистом и защитником демократических ценностей. Демократия безусловно может быть признана достижением человеческой мысли и практики. Вместе с тем, она допускает существенные противоречия, из-за которых с древних времен бытует мнение о том, что демократия — не самая совершенная форма правления, режима, организации жизни, но просто лучше демократии человечество ничего пока не придумало. В чем же ограниченность, несовершенство демократии?

Первое противоречие определим как несоответствие идеи (принципа) представительности народа способу ее воплощения — парламентаризму. Ни один парламент где-либо и когда-либо не смог (да и не может) свою представительскую функцию осуществить в полной мере. Значительная часть социальных групп, а значит их потребностей и интересов, оказывается вне сферы репрезентации. Это в свою очередь дает весомый повод для общественного недовольства парламентом, девальвирует саму идею парламентаризма, представительной демократии.

Другое противоречие также связано с функционированием парламента и появившимся в его практике принципом свободного мандата. На деле это означает политическую и юридическую безответственность избранников народа перед своими избирателями за точное следование предвыборным обещаниям, выполнение заявленной программы после получения мандата (права на представительство и участие в органах государственной власти). Принцип этот опирается на как будто рациональную посылку: избранник от определенного места, став государственным деятелем, должен руководствоваться высшими, общенациональными, а не местечковыми интересами. При обсуждении принципа свободного мандата прежде всего возникает вопрос, свобода от кого?

В странах устойчивой демократии, где история парламентаризма насчитывает не одно столетие, где депутатская деятельность носит, как правило, профессиональный характер, а общество — деполитизировано, это противоречие не столь очевидно. В России — другое дело. Парламент только набирает опыт, находится под пристальным общественным вниманием, граждане в силу целого ряда причин связывают с депутатами, своими избранниками, большие надежды, порой сверхожидания. В этих условиях свободный мандат воспринимается как антидемократический. Тем более, что в недавнем (советском) прошлом избиратели имели законодательно установленное право досрочного отзыва депутата, а значит, контроля за депутатской деятельностью. Нужно отметить, что отторжение у общества какого-либо права всегда воспринимается как антинародная мера, противоречащая конституционному курсу на демократизацию государства.

Противоречие заложено и в технологическом принципе обеспечения демократии — подчинении меньшинства большинству. Очевидно, что в демократическом обществе меньшинство также имеет право быть представленным в органах власти, быть услышанным при принятии важных решений и получить право на социальный эксперимент, дабы доказать правомерность юридических норм, регулирующих его жизнедеятельность, тем более если права, данные меньшинству (этническому, конфессиональному, сексуальному и др.), не затрагивают права и свободы большинства.

Как возможный способ преодоления указанных противоречий, слабостей демократии политологами пропагандируется идея консенсусной демократии — демократии согласования, где принцип большинства уже не является центральным в механизме принятия решений. В процессе принятия решений участвуют все группы, в том числе и меньшинства, и решение принимается на основе доказательства, аргументации, взвешенности и, как результат, консенсуса, причем меньшинства обладают более или менее выраженным правом вето. Сюда относится и участие всех важных групп в создании правительств и правило паритетного или пропорционального представительства при занятии государственных должностей и при организации парламента, и порядок распределения средств госбюджета, и выделение группам меньшинств компетенции автономного регулирования, особенно в федеративном государстве. Элементы Демократии согласования используются в западноевропейских политических системах и свидетельствуют об эволюции современной представительной демократии.

Одним из подходов, помогающих понять современное государство и пути его развития, является анализ отношений, которые складываются внутри и вне его границ, прежде всего отношений в системе «власть — общество — гражданин». В этом подходе особая роль принадлежит концепции правового государства.

Источник

Форма государства и ее конституционно-правовая основа

Форма правления

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой, политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют:

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархией (гр. monarchia — единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — либо особым правовым актом — конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха — конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде — в виде единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства — помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии — дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу — парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

Уместно было бы в связи с рассматриваемым вопросом обратиться к актуальной в последнее время проблеме восстановления монархии в России. Думается, что возврат к этому историческому прошлому невозможен по двум причинам. Во-первых, потому, что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране, породившего психологическую неготовность большинства населения к возврату этой тради- ции. Во-вторых (и это гораздо важнее), в связи с тем, что сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии, которая исторически изжила себя в нашей стране еще в конце XIX столетия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от лат. veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения власти монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене нового класса — буржуазии. До ее появления абсолютная монархия была построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как бы на две неравные части. С одной стороны — монарх и класс рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет свою власть. С другой стороны — класс зависимого населения (рабы или крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более мелких эксплуататоров.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

В парламентарной (фр. parle — говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и (или) правительство) и судебную (верховной, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представлен н о го депутатами одной политической партии.

Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве,представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех или, по крайней мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.

Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер). Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (ФРГ, Италия, Индия и некоторые другие).

В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат. presidens — букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов». Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. impeachment — досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между гірезиден- том и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример — Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.

Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать несколько слов о республиках советского типа. Несмотря на то что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств «социалистического» типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.

Характерным для формы правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.

Господство партийно-бюрократического руководства обеспечивалось непрофессиональным характером деятельности Советов: их депутаты за редким исключением не порывали связей со своей основной работой, а сами Советы созывались на периодические заседания, а не работали постоянно.

Сочетание республик советского типа с недемократическим политическим режимом приводило в ряде случаев к выхолащиванию смысла принципа республиканского государственного устройства, поскольку в истории СССР известны случаи, когда сессии Советов не созывались в течение длительного времени и не проводились перевыборы их состава (в годы Великой Отечественной войны).

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное (фр. unitaire — единое, составляющее одно целое) государство — простое по составу, имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения (Польша, Италия и др.). Административные образования в составе такого государства не самостоятельны и подчинены центральным органам власти.

В то же время в случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в автономии. Автономия (гр. autonomic — сам + закон) — право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств. (Пример — автономные области в унитарной Италии и автономии в федеративной России.)

В отличие от автономии, федерации образуются путем передачи полномочий не сверху вниз, а снизу вверх: от субъектов — федерации. Субъекты федерации, как правило, равноправны.

Федеративное (лат. foederatio — союз, объединение) государство — сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты — в США, земли — в ФРГ, области и края — в России) или даже суверенитетом (кантоны — в Швейцарии, до недавнего времени республики — в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (США, Швейцария, Россия).

Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией (статьи 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа — конституционно- договорных, поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании Федеративного и иных договоров.

По внешним признакам договорные федерации близки к конфедерациям. Но это лишь кажущаяся близость. Суть их принципиально различна.

Конфедерация — это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач. Конфедерация в отличие от федерации не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета. К тому же и цели образования конфедерации не имеют ничего общего с федеративными. Ведь в последней ставится задача обеспечить наиболее эффективное управление территорией единого государства, максимально приблизить органы власти к управляемой территории и населению. Конфедерации — достаточно редкое и неустойчивое образование. Как правило, конфедерации либо распадаются после реализации целей, ради которых они создавались (так произошло с Египтом и Сирией, которые во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР), распавшуюся после нормализации отношений на Ближнем Востоке), либо превращаются в федерацию (пример такого преобра- 78 зования — Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме конфедерации).

Принципиальное отличие федерации от конфедерации состоит в юридической нерасторжимости федеративного государства.

Своеобразной формой конфедерации является Содружество Независимых Государств (СНГ). Своеобразие его состоит в том, что оно образовалось в результате распада некогда единого государства — СССР. В силу этого в основу процесса объединения государств СНГ положены не только военные, экономические и политические цели, но и историческая, этническая и культурная их близость, не характерная для субъектов обычных конфедераций. СНГ создан в условиях столкновения двух противоречивых тенденций — стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их хозяйственно-экономической зависимости друг от друга, явившейся результатом многолетнего совместного развития. И эти две тенденции — объединительная и разделительная — делают этот союз непрочным, а его субъектов — незавершенными государствами: с одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, то есть назвать себя полностью суверенным, а с другой стороны, СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно- правовая природа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.

Говоря о различиях форм государств в зависимости от формы правления^ нельзя не упомянуть такое распространенное в прошлом, но не свойственное новому времени образование, как империя. Империи (лат. imperium — власть, государство) — это сложные многонациональные государства, создаваемые с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. К такому типу государств можно было отнести Южно-африканскую республику, удерживавшую в течение десятилетий в своем составе Намибию. Несмотря на развитие цивилизации и демократии в мире, полностью исключить попытки создания империй в будущем, очевидно, нельзя.

Политический режим

Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Иначе говоря, политический режим отражает степень развития демократии в стране. Демократия (гр. demokratia — народ + власть) — форма государства, власть в котором осуществляется избираемым населением коллегиальным органом. С этой точки зрения все политические режимы делятся на демократические и недемократические. В то же время даже в демократических государствах уровень развития демократии может быть различным. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборном органе власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органами государственной власти. В конечном счете демократия складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии. Под непосредственной демократией понимается прямое участие населения в решении вопросов государственной и общественной жизни (референдум, манифестации, забастовки, петиции и др.). Представительная демократия означает передачу народом части принадлежащей ему власти формируемым им органам государственной власти (парламентам, президентам, учредительным собраниям и т.д.). Даже самое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб — говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. ciristokratia — власть лучших в смысле «знати»). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic! — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие ее состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis — свобод- ный). Особенность его состоит в том, что для него характерны развитие частного предпринимательства, ограничения вмешательства государства в частную жизнь человека, становление гражданского общества.

Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы принято называть автократическими (гр. autokrates — самовластный), или авторитарными (лат. auctoritas — устанавливающими режим личной власти). В зависимости от господствующей идеологии такой режим может быть авторитарно-коммунистическим, фашистским или расистским, а в зависимости от социального состава — военно-диктаторским, диктатурой пролетариата и т.д.

В конечном счете форма государства определяется всей совокупностью перечисленных признаков. Нельзя, вырвав лишь одну из характеристик формы государства, судить о нем объективно. Более того, зачастую признаки, характеризующие форму государства, находятся в определенном противоречии. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима — к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения политического режима — авторитарным государством.

Пытаясь классифицировать политический режим, установившийся сегодня в Российской Федерации, с позиций приведенной выше типологии, невозможно применить по отношению к нему в полной мере ни одну из приведенных выше характеристик. Это обстоятельство позволяет классифицировать политический режим современной России как переходный, скорее всего — либерально-авторитарный. Основанием для такого вывода является сочетание в политической характеристике российского общества элементов, характерных для различных политических режимов. В частности, наряду с признанием на конституционном уровне естественного происхождения прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемости и высшей ценности, приоритета норм международного законодательства перед национальным, со стремлением России к построению правового государства, характеризующегося господством закона, установлением разделения властей, конституционного правосудия, режима прямого действия конституции, имеется устойчивая тенденция к сохранению авторитарных (полицейских) методов управления страной.

Такой политический режим не представляется устойчивым, способным на длительное существование. При этом тенденцией его развития может быть как переход в будущем в либерально- демократическую форму, так и возврат к авторитарно-бюрократическому режиму, характерному для недавнего прошлого нашей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *