детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии

Детско-родительские конфликты и пути их преодоления

Каждому родителю иногда приходится сталкиваться с трудностями при воспитании своих чад. Бывает так, что детско-родительские конфликты разрешить совсем непросто.

Об этом свидетельствует статистика обращений на Детский телефон доверия: около 58 % звонков поступает от детей и подростков, испытывающих трудности при взаимоотношении с родителями. Невозможность выговориться в кругу семьи и найти понимание приводят к тому, что дети замыкаются в себе, наносят самоповреждения, либо проявляют агрессию. В свою очередь взрослые, не сумевшие найти подход к своим детям, чувствуют подавленность. Таким образом, родитель часто выбирает не лучшие альтернативы: закрыть глаза на проблемы и дистанцироваться от ребёнка, либо занять позицию обороны и защищать «свою крепость». Психолог детского телефона доверия слышит в таком случае от родителей: «Я не справляюсь со своим ребёнком».

Конечно, ни наставления, ни тем более грубость не приносят нужного результата. А может быть стоит иногда спросить себя: нужного кому?

Ещё в первой половине XVII века знаменитым чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским было сказано: «Легко следовать за тем, кто правильно идёт впереди». Это значит, что дети особенно восприимчивы к личному примеру, и никакие наставления не принесут такого результата, как личный пример. Это совсем не говорит о том, что нужно быть супергероем. Просто в моменты, когда ты что-то пытаешься требовать от ребенка, нужно задать себе несколько простых вопросов:

детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии фото. картинка детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть фото детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть картинку детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии.

Поэтому, первое, что должен сделать родитель, чтобы не допустить развития конфликтов: научиться прислушиваться к ребёнку, распознавать его потребности, понимать его. Для этого следует помнить, что если ребенок из-за чего-то переживает, то это для него действительно важно. Эта рекомендация актуальна для любого возраста. Конечно, если ребенку всего несколько месяцев, и он не может сказать о своих потребностях, то родителю приходится их угадывать. Но чем старше становится чадо, тем больше нужно интересоваться его чувствами и мыслями, чтобы стать его другом и партнёром.

Детско-родительские конфликты чаще всего связаны с особенностями воспитания и жизненной позицией родителя. В зависимости от доминирующего в семье стиля воспитания можно выделить несколько типов конфликтов:

Конфликты на фоне противоречивого отношения к ребёнку. Этот вид конфликтов проще всего проиллюстрировать через анализ взаимоотношений подростка и родителя. Чрезмерная опека может чередоваться с отношением по типу: «Сделай сам и не приставай ко мне с глупыми вопросами». Преодолеть это можно через осознание родителями своих противоречивых чувств, что позволит сбалансировать систему прав и обязанностей, сделать последовательным отношение к ребенку в различных ситуациях.

Конфликты на фоне диктатуры родителей. При таком типе конфликтов абсолютно игнорируются мотивы и потребности ребёнка. Родитель, будучи уверенным в своей правоте, навязывает ребенку образ мыслей и стиль поведения, часто игнорируя его личное пространство (читая переписки в социальных сетях, входя без стука в комнату, подслушивая телефонные разговоры и т.п.). Научиться уважать мнение и свободу ребёнка – путь к преодолению подобных конфликтов.

детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии фото. картинка детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть фото детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть картинку детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии.

Конфликты на фоне иллюзии мирного сосуществования. Данный тип конфликтов вытекает из нейтральной позиции родителей. Каждый предоставлен сам себе и каждый занимается тем, чем ему хочется. При таком типе конфликта упускается из виду то, что семья – это совет, конгломерат прав и обязанностей, взаимных ожиданий и взаимной поддержки. Помогайте своим детям, просите их о помощи, решайте проблемы сообща, и подобных конфликтов не возникнет.

детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии фото. картинка детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть фото детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть картинку детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии.

Конфликт на фоне гиперопеки. Это тот случай, когда опека душит любую инициативу ребёнка. Позвольте ему допускать ошибки, падать и вставать. Но при этом будьте готовы в любой момент прийти на помощь. Дайте ребёнку ту степень свободы, при которой он сможет быть ответственным за свои действия и поступки (сообразно возрасту и психическому развитию).

Конфликт на фоне муштрования ребёнка. При таком типе конфликта семья для ребёнка превращается в настоящую армию. Бесконечные кружки и секции, изучение иностранных языков и обливание ледяной водой. Всё это происходит без учёта потребностей ребёнка, его интересов и возможностей. Интересуйтесь — что нравится Вашему ребёнку, пробуйте вместе с ним разные виды деятельности, предоставьте возможность выбора, ничего ему не навязывайте.

Только научившись понимать и принимать ребёнка, вы не допустите развитие конфликтов. Зная основные ошибки воспитания, можно стать ребёнку настоящим другом и наставником.

детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии фото. картинка детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть фото детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть картинку детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии.

Резюмируя краткий обзор детско-родительских конфликтов, хотелось бы сказать пару слов о том, где можно получить профессиональную психологическую помощь. При возникновении психологических трудностей родитель и ребёнок всегда может обратиться на бесплатную линию детского телефона доверия 8-800-2000-122. Телефон анонимный, работает круглосуточно.

Кризисный центр в рамках празднования Международного дня Детского телефона доверия приглашает к участию в социальной акции «ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ». Акция включает проведение онлайн-флешмоба и онлайн-конкурса.

Не оставайтесь равнодушными —
присоединяйтесь к «ЛИНИИ ДОВЕРИЯ»!

Автор публикации: Кабатаев Максим Владимирович, психолог Кризисного центра

Версия для слабовидящих

Источник

Реферат «Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье»

2. Конфликт и его причины.

3. Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.

4. Профилактика конфликтов, пути их разрешения.

6. Список литературы.

В русской литературе множество раз поднималась тема проблемы отцов и детей. Эта вековая непрекращающаяся борьба старого и нового, где новое побеждает не всегда, и сложно сказать, плохо это или хорошо. В семье, помимо этого, от своих родителей, ребенок приобретает первичные знания о жизни, о человеческих взаимоотношениях, потому, на основе взаимоотношений в семье меж детьми и родителями, формируется будущее отношение ребенка к другим людям, его нравственные принципы.

Как считает И. Ю. Кулагин, проблема взаимопонимания детей и родителей зарождается на раннем этапе воспитания. З. Фрейд, в своем психоанализе, воздействие родителей на психическое развитие ребенка ставит в основе его. У ребенка, в первые годы его жизни, с родителями связаны важнейшие ранние переживания.

Конфликты меж детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. Почему зарождаются конфликты между детьми и родителями? Чтобы ответить на данный весьма острый вопрос нужно познать саму природу конфликта и понять, как его урегулировать.

2. Конфликт и его причины.

Конфликт является отображением субъективных или же объективных расхождений, выражающихся в сопротивлении сторон. Данный способ является самым острейшим для разрешения существенных расхождений, которые проявляются в ходе взаимодействия.

Чтобы осознать, понять причины зарождения конфликтов между детьми и родителями, необходимо вернуться в прошлые дни, посмотреть:

— как выстраивались их отношения;

— каковы ошибки были допущены в воспитании ребенка, программируя его жизненный сценарий;

— какие виды семейного воспитания реализовались;

— верно ли взрослые применяли поощрения, наказания детей;

— и наиважнейшее: родители проявляли любовь к своему ребенку, или всего лишь жалели его, относились как к беспомощному существу.

Только после этого возможно приступить к налаживанию добрых, бесконфликтных отношений взрослых и ребенка.

В каждом противоборстве и столкновении интересов, а также в конфликтах взрослых и детей, любая сторона стремится упрекнуть в сложности взаимоотношений свою противную сторону: ребенок винит во всем родителей, родители винят ребенка в неуважении, нелюбви к ним. Создается безвыходная ситуация, которая многократно повторяется и не приводит к разрешению конфликта.

Для начала, участникам конфликта следует понять суть происхождения проблемы в себе, во взаимоотношениях, а не искать причину в стороне противоборствующей.

Каковы же обстоятельства, которые чаще всего являются причиной взаимодействия ребенка и родителей, способствующие возникновению конфликтной ситуации.

Существуют гармоничная и дисгармоничная модель внутрисемейных отношений. Гармоничной модели отношений в семье характерны: взаимопомощь, сотрудничество, равноправие каждого члена семьи, гибкое оценивание и поведение обусловлено от ситуации и их состояния, становление семейного «мы», побуждение развития индивидуальности. Такая модель семейных отношений побуждает взрослых быть ребенку товарищем, деликатно направлять его поведение, поощрять, хвалить, одновременно делясь советами, допускать обсуждение собственных распоряжений, не акцентировать свое положение руководителя. Это семья демократического стиля воспитания ребенка.

Семье дисгармоничной модели свойственны: натянутые взаимоотношения, отчужденность, напряженность, сложность в подборе оптимального способа общения, длительное нарушение психологической среды. Не учитываются эмоции, чувства другого человека, держатся друг от друга на расстоянии. Такое невыносимое положение приводит к невротическому противодействию членов семьи, зарождению чувства непрестанного беспокойства у ребенка.

Несомненно, дети должны с уважением и почитанием относиться к своим родителям, однако не следует ждать от них принятия нынешних приоритетов, жизненных ценностей, взглядов. Каждому поколению, как и каждому человеку, свойственно собственное миропонимание, восприятие, как всего мира, так и себя, других людей.

В совокупности с разрушающей игрой необходимо разрушить стереотипы вечных конфликтов, противоборств и проблем во взаимоотношениях детей и родителей, стереотип «Отцов и детей».

Для начала, следует прийти к пониманию условий поведения при возникновении конфликтной ситуации, а именно, конфликта детей и родителей.

3. Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.

Какова же природа возникновения конфликта между детьми и родителями? Одним из психологических факторов разгорания конфликта во взаимодействии детей и взрослых является деструктивность семейного воспитания. Акцентируют такие особенности деструктивных разновидностей воспитания:

-опека, запрет во многих областях жизнедеятельности ребенка;

-завышение требований к ребенку, неоднократное использование упреков, угроз, выговоров.

Также, в качестве факторов обостренной конфликтности детей выделяются их возрастные кризисы. В качестве возрастного кризиса рассматривается переходный отрезок от одной стадии развития ребенка к другой. На данном отрезке жизненного пути у ребенка наблюдается раздражительность, капризность, непокорность. Дети регулярно прибывают в конфликтных ситуациях с близкими людьми, зачастую с собственными родителями. Наблюдается возникновение негативного отношения к требованиям, когда-то выполнявшимся, доходящего до несговорчивости.

Рассматривают такие возрастные кризисы детей, как:

• подростковый 15—17 лет.

Существует также личностный фактор обострения конфликтности детей. Личностные особенности родителей, которые располагают их к конфликту с ребенком: отсутствие гибкости мышления, привязанность к вредным привычкам и старым поведенческим правилам, тоталитарность суждений, традиционность убеждений. Личностные особенности ребенка: низкая успеваемость, отклонения от поведенческих правил и пренебрежение рекомендациями взрослых, непокорность, своенравие, эгоцентризм и эгоизм, высокомерие, апатичность. Из чего можно заключить, что данные конфликты можно рассматривать в качестве результата ошибок детей и родителей.

Нередко ребенок на претензии и неоднозначные действия взрослых реагирует так:

-оппозиционная реакция – акцентированные действия негативной направленности;

Обусловлено окружающей атмосферы в семьях, их дифференцируют на такие группы:

1. Семья, в которой дети и родители общаются легко, непринужденно. Меж ними весьма тесные, дружелюбные отношения. Такой микроклимат благоприятен для всей семьи, потому как родители могут влиять на стороны жизни ребенка, о которых в иных семьях лишь догадываются.

2. Семья, в которой преобладает благополучная обстановка. За развитием ребенка наблюдают, проявляют интерес к его жизни, делают попытки в какой-то мере повлиять на нее. В такой семье конфликт если и разгорается, то он всегда открытый и тотчас разрешается. Ребенок ничего не скрывает от своих родителей, он им доверяет в полной мере.

4. Семья, в которой ведется слежка за ребенком, так как у родителей отсутствует доверие к нему, зачастую они прибегают к рукоприкладству. Непонимание и неприятие в такой семье, как нечто естественное. Конфликт в некоторых ситуациях бывает скрытым, однако имеет свойство пробиваться извне.

Рассмотрим типы, возникающих меж подростком и взрослыми, конфликтов:

Вследствие чего сильные стороны приуменьшаются и обозначаются недостатки. И чаще это происходит, когда в семье растет младший ребенок, который кроток и аккуратен.

Родителям следует постараться собственные хаотичные чувства осознать, заглушать свои гнев, раздражительность, неудовлетворенность. Справедливо оценивать достоинства, недостатки подростка. Уровнять механизм прав и обязательств.

Несомненно, взрослые могут и обязаны проявлять требовательность к детям, однако, следует руководствоваться этически признанными решениями. Психологи считают, что предъявляемые требования родителей обязаны совмещаться с уважительным и доверительным отношением к ним, иначе предъявляемые требования превращаются в деспотизм, жесткое давление.

При решении данного конфликта необходимо ввести определенные правила взаимодействия, несомненно, соблюдающиеся:

• в комнату другого члена семьи входить только со стуком в дверь,

• к личному имуществу не прикасаться,

• в телефонную беседу не вслушиваться.

Следует давать возможность подростку право самому выбирать одежду, друзей, музыку.

Родителям нужно объяснять, если они ощущают, если они огорчены, проявить искренность, однако не следует вспоминать прошлые ошибки, необходимо говорить о насущных проблемах. И естественно, ни при каких обстоятельствах нельзя давить, применять рукоприкладство, унижать.

Необходимо изменить форму общения. Организовать механизм запретов, а также самим принимать участие в жизнедеятельности ребенка. Вследствие этого, необходимо помочь ему принять участие в жизни близких людей. Лучшим решением было бы создание семейного собрания, где члены семьи могли бы решить множество своих вопросов, и общих.

4. Конфликт сверхзаботы. Конфликт сверхзаботы наблюдается в семье, сильно опекающей своего ребенка. С первых дней родители переполнены беспокойством о здоровье своего ребенка, правильном питании, его безопасности на прогулке. Несомненно, родительская забота это замечательно, однако, она может способствовать развитию ребенка безвольного, несамостоятельного.

5. Конфликт авторитетности родителей. В такой семье воспитание проходит старательно, усердно, родители стремятся вырастить чудо-ребенка. Заостряют внимание на каждой ошибке, применяют наказание в виде неуважения. В ходе воспитательных бесед ребенок не может отстоять свою точку зрения. Взрослые не замечают достижений ребенка, совсем скупы на похвалу за достойное поведение. Что способствует возникновению таких конфликтов:

Родителям необходимо изменить отношение к своим детям. Быть более терпимыми к их ошибкам. Помочь ребенку вновь доверять себе, уважать себя. Развивать в нем качества, свойственные его темпераменту. Ни в коей мере не унижать, а оказывать поддержку. Оставить эти бесконечные споры, перестать играть в «молчанку», проявлять холодность в отношениях.

4. Профилактика конфликтов, пути их разрешения.

При урегулировании конфликта применяют неконструктивные и конструктивные методы. Неконструктивные методы являют собой победу лишь одной стороны.

1. Победа взрослого. В сложившейся ситуации родители, не осознавая даже этого, преломляют детскую волю, что оставляет негативный отпечаток на его дельнейшем жизненном пути.

Взрослые таким поведением не являются хорошим примером для ребенка, формируя в нем эгоистические черты. При достижении своей цели, ребенок не будет принимать во внимание интересы других людей. Ведь на детей легко повлиять и направить их на путь по линии поведения взрослого. Потому, когда ребенок становится старше, он совершает те же ошибки, и тогда разгорается наиболее опасный конфликт меж детьми и родителями.

В конечном итоге, при таком продолжительном воздействии на ребенка, он может вырасти излишне агрессивным, и напротив, инертным во всех сферах жизни.

2. Победа ребенка. В данной сложившейся конфликтной ситуации родители стремятся любыми способами избегать накала страстей, или в полной мере отдают себя в жертву, чтобы их ребенок был счастлив. Следовательно, из детей вырастают безмерно избалованные капризные эгоисты.

В семейном микроклимате данное поведение ребенка не проявляется так остро, однако при взаимодействии в социуме, у него создаются серьезные трудности.

Также, родители, в свою очередь, очень страдают от собственной слабохарактерности и безволия. В большинстве случаев, они остаются беспомощными, одиноким стариками.

Конструктивный метод являет собой победу обеих сторон.

-Следует прояснить первопричину конфликта, его суть.

-Обсудить варианты разрешения конфликта.

-Подобрать приемлемый метод выхода из конфликтной ситуации.

-Содержательно обсудить поэтапные действия для разрешения конфликта.

Затем родители начинают рассматривать пути решения проблемы, искать выход из сложившейся ситуации. Обязательно нужно дать высказаться ребенку и вместе разобрать каждый вариант, а затем все взвесить и отобрать более приемлемый. Добиться этого можно лишь при участии в обсуждении и родителей и детей.

И заключительной составляющей является проконтролировать, как план выполняется. Например, вывесить перечень обязанностей, дел, на видное место.

Конфликты, суть возникновения которых очень многообразна, имели место быть и будут всегда. Однако, большей сложности и внимательности в решении требуют конфликты взрослых детей и родителей.

Склоняясь к последнему варианту разрешения конфликта, ребенку будет легче перенести создавшуюся ситуацию. Так как данный метод основан на взаимопомощи и совместном решении проблемы.

Следовательно, профилактика конфликтов детей и родителей должна быть направлена:

1. На совершенствование педагогичной образованности родителей, которая позволяет учесть психологические особенности возраста ребенка, его переживания.

2. Объединение семьи на основе коллективности. Единые планы на будущее, общепринятый круг обязанностей, традиции взаимовыручки, совместные хобби являют собой основу вскрытия и устранения проявляющихся конфликтов.

3. Сопровождение вербальных просьб, притязаний, обстоятельствами в ходе воспитания.

4. Проявление интереса к внутренней природе ребенка, его привязанностям, тревогам.

Многие психологи считают, что применение конструктивных методов решения конфликтов маленьких детей и родителей могут способствовать такие решения:

— неизменно помнить, что каждый ребенок индивидуален;

— принимать во внимание, что в новой ситуации необходимо принимать свежие решения;

— стремиться к пониманию потребностей малыша;

— учесть, что для улучшения ситуации необходим некий промежуток времени;

— к разногласиям относиться, как к показателю естественного развития;

— проявлять неизменное отношение к ребенку;

— в большинстве случаев рекомендовать рассмотрение вопроса из ряда вариантов;

— поощрять различные вариации продуктивного поведения;

— вместе находить выход из ситуации посредством ее изменения;

— снизить количество запретов, увеличить количество дозволенного;

— наказания использовать редко, руководствуясь их целесообразностью и объективностью;

— дать понять, что каждый проступок неизбежно приведет к негативному последствию;

— разумно объяснить ребенку о негативных последствиях;

— увеличить количество нравственных вознаграждений;

— руководствоваться позитивным образцом поведения других семей;

— учесть, что малыш быстро переключается с одного на другое.

Во время разгорания конфликта с взрослыми детьми существуют такие виды разрешений:

1. Размеренная беседа в знакомой атмосфере. На семейном сборе необходимо дать высказаться, категорически не рекомендуется перебивать подростка, переходить на крик. Кроме того, не следует забрасывать вопросами ребенка во время изложения его точки зрения. Подобная беседа неизменно будет иметь конструктивный исход.

2. Перечень правил. Все участники конфликта делят круг обязанностей меж собой, принцип поведения в семье. Все позиции обговариваются сообща.

3. Признание неправоты. Взрослые не любят этого, однако именно это действие поможет повзрослевшему ребенку отозваться на призыв родителей.

Практически каждому знаком конфликт «Отцов и детей» – конфликт поколений. Однако, существует возможность его миновать. Необходимо просто придерживаться следующих рекомендаций:

— любить ребенка со всеми его недостатками, не нужно принуждать его жить вашими амбициями;

— решительно возбраняется переходить на крик в беседе с подростком;

— недопустимо попрекать его собственными успехами;

— в наказании ребенка необходимо проявлять осторожность, не принимать суровые меры;

— проявлять интерес к жизнедеятельности подростка необходимо тактично;

— проявление любви, сентиментальности должно быть дозированным, осторожным;

— следует неизменно хвалить его и подчеркивать его положительные особенности;

— в случае необходимой помощи, подростка следует попросить, но не принуждать.

Как к нему прийти? В случае желания родителей, чтобы их ребенок пошел на сближение с ними, то не следует ограждать его от радостей и невзгод взрослых, нужно сделать его соучастником их треволнений. При этом, следует доступно и открыто все объяснить ребенку, не стоит его запугивать, нагнетать обстановку, а лучше поделиться своими ожиданиями.

В полемике противоречий победителей нет – всех победит время. Конфликт родителей и детей остаётся бессменным, естественным. Континуум, общество непрерывно развивается, и потому следующее поколение неизменно вступает в противоборство с родителями.

Конфликт являет собой средство личностного развития, развития межличностных отношений. Противоречия неизбежны, однако, следует извлечь выгоду даже из конфликтов, умело разрешая их.

Конфликты в семье разрешатся, если взрослые признают свои ошибки. Родителям необходимо переосмыслить методы воспитания своих детей. Не стоит отстраняться от детей, оставаться диктатором, подвергать их сверхзаботе.

Наилучшим воспитанием является партнерство. Нужно быть открытыми с детьми, переживать с ними их успехи и неудачи, делиться печалями. Лишь тогда конфликты с детьми канут в лету.

6. Список литературы.

1. Отцы и дети. Социологические исследования / В. А. Сысенко, 1986. №2. – 100 с.

6. Общаться с ребенком как? / Ю.Б. Гиппенрайтер, М.: Астрель, 2008 – 5 с.

7. Конфликтные отношения между родителями и детьми/ Е.Ю. Инина-Понуровская / Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 31 c.

Источник

«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их решения»

детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии фото. картинка детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть фото детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть картинку детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии.

детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии фото. картинка детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть фото детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии. смотреть картинку детско родительские отношения конфликты причины методы диагностики консультирования и терапии.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский губернский колледж»

«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их решения»

Выполнила обучающаяся 246 группы

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Клещевич Валерия Владимировна

Н. Новгород, 2020 год

Конфликт и его структура…………………………………………..…..3

Ошибки при воспитании детей……………………………………….4-5

Детские и взрослые возрастные кризисы…………………………….5-6

Алгоритм решения конфликта…………………………………………..6

Цель: просвещение родителей о причинах возникновения конфликтов между родителями и детьми.

Привлечь внимание родителей к проблеме конфликтов семье;

Проинформировать родителей о причинах и возможных ошибках в конфликтах.

Конфликты между родителями и детьми всегда очень неприятны. Часто они создают напряженную атмосферу дома, ведут к долгосрочным обидам и ухудшению отношений в семье. В статье рассматриваются наиболее частые причины конфликтов между родителями и детьми. Вы узнаете, почему конфликт происходит и как вести себя в сложившейся ситуации.

Конфликт и его структура

Структура конфликта — это совокупность устойчивых и статичных элементов конфликта, образующих целостность.

К структурным компонентам конфликта относятся:

Стороны (участники) конфликта;

Действия участников конфликта;

Исход (результат) конфликта.

Типы конфликтов детей с родителями:

— конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

— конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверх ожидания);

— конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

— конфликт «отцовского авторитета» (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязание и конфликтные действия родителей отвечают такими реакциями, как:

— реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

— реакция отказа (неподчинение требований родителей);

— реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Причины возникновения конфликтов:

— социальная жизнь и привычки ребенка (выбор друзей проведение досуга, внешний вид, режим дня);

— ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег);

— школа (успеваемость, поведение в школе, отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполнение домашних заданий);

— взаимоотношения в семье (демонстративное неуважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтации с братьями и сестрами);

— отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование – курение, употребление алкоголя и наркотиков, ложь, обман).

Ошибки при воспитании детей

Ошибки в воспитании детей допускают многие родители. Главное, чтобы мама с папой знали, как их можно исправить. Рассмотрим основные ошибки.

Обвинения и угрозы. Это типичные ошибки родителей в воспитании детей. Воспитывать ребёнка путем запугивания и шантажа – неправильный метод, пришедший к нам из далекого прошлого. Это одна из главных ошибок, совершаемых родителями в воспитании детей. Фраза «Как тебе не стыдно!» угнетает малыша, заставляет задуматься о собственной никчемности, понижает самооценку и уничтожает инициативность.

Противоречивость мнений. Это ошибки воспитания в семье. Ребёнок с детства должен знать, что можно, а что нельзя. И эти границы не стоит постоянно менять.

Также воспитание должно быть согласованным между двумя родителями. Нельзя, чтобы мама запрещала то, что разрешает папа. Иначе ребёнок просто запутается.

Перенос проблем на ребёнка. У каждого человека случаются неприятности, но они не должны касаться воспитания детей.

Запреты без объяснений. У ребёнка должен быть круг запретов, но все они должны быть объяснены.

Чрезмерная опека. Конечно, родители любят своих детей и заботятся о них. Но иногда забота бывает излишней. Особенно когда дети подрастают. Нужно приучать ребёнка к самостоятельности.

Недостаток ласки. Любой человек нуждается в любви, а дети особенно.

Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным

проблемам воспитания, таким как:

1. тревожность, страхи у ребенка;

2. высокий уровень агрессивности ребенка;

3. низкая адаптация к группе сверстников;

4. низкая адаптация к школьным требованиям;

5. негативизм одного или обоих родителей;

6. систематические нарушения правил и норм поведения.

Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер.

Детские и взрослые возрастные кризисы.

Существуют детские и взрослые возрастные кризисы.

Детские психологи выделяют несколько важных рубежей в жизни подрастающих ребят, которые приходятся на период начальной школы:

6-7 лет — начало учебной деятельности;

10-11 лет — старт пубертатного возраста.

Все это время с переменным успехом ребенок пытается создать свой обособленный внутренний образ с вытекающими отсюда последствиями. Но осложняться состояния личностной сферы могут не только у детей. Возрастные кризисы преследуют и уже взрослых людей:

30 летний жизненный рубеж;

Кризисы, в целом, полезны для человека. Их основная суть в обновлении личности, переходе ее на другой уровень развития. Детские и взрослые непростые периоды могут совпадать и усиливать определенные стороны своего проявления. По мнению передовых клиницистов, на долю матери приходится больше неблагоприятных черт, сформированных ею в своем детстве и проявляющихся в последующие кризисные моменты (тревожность, агрессивность, депрессия, авторитарность, доминантность). Взрослые должны, прежде всего, разобраться в своих чувствах и поведении, искренне признать упущения и недостатки своего воспитания, корректировать их самостоятельно или с помощью специалистов.

Алгоритм решения конфликта

Предлагается родителям следующий пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:

Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.

Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;

Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.

Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.

Родители и дети – два разных полюса. Им очень трудно прийти к согласию. Особенно когда ни одна из сторон не желает идти на компромисс, поставить себя на место другого и попытаться понять его. Конфликты родителей и детей можно избежать, но это приводит к апатии, нежеланию общаться и понимать чужие переживания. Конфликты также не являются случайностью, ведь у них есть причины, а именно ошибки, сделанные как детьми, так и взрослыми. Мир в семье достигается усилиями каждой стороны, каждый должен стараться понимать другого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *