диалог это форма речи в которой говорится
Особенности построения диалога в русском языке
Что такое диалог в русском языке
Слово «диалог» дословно с древнегреческого переводится как «разговор».
Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.
Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.
Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.
Характерные черты диалогической речи:
Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.
Виды и значение, особенности построения
Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:
По способу фиксации выделяют диалоги:
По целям:
По стилю:
По содержанию:
В диалогической практике выделяют также диалоги:
Разновидностью диалогической речи является метод Сократа. Один из участников беседы всё время задает вопросы. Его собеседник отвечает на них. В процессе ответов у него формируется понимание решаемой проблемы. Также данный метод называется «сократическим диалогом».
Диалоги могут строиться:
Диалог со словами автора:
Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:
— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?
— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.
— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.
— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.
— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?
— А кто его спрашивает?
— Это по поводу разгрузки стройматериалов.
Как оформить, правила написания
Правила оформления диалога зависят от его структуры.
В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.
— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?
— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.
Знаки препинания для авторских слов в диалогах:
Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:
— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?
— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.
Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.
— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.
— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?
— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?
Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.
— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.
Формы выражения, манера речи, примеры
По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:
— Сегодня замечательная погода, не так ли?
— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?
— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.
— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.
— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.
— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.
— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!
— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?
— Нет, я говорил об Алексее Николаевиче Толстом, авторе «Хождения по мукам».
— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.
На продуктивность диалога влияет манера речи.
Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.
Для письменного диалога на первый план выходят:
Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:
При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:
Диалог
Всего получено оценок: 354.
Всего получено оценок: 354.
Каждый человек должен знать, что такое диалог, так как он является основной формой связной речи. С помощью диалога люди могут обмениваться друг с другом информацией.
Определение
Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми.
Термин «диалог» пришел из греческого языка, где слово «dialogos» обозначало беседу.
Являясь чередованием реплик, диалог служит одной из форм связной речи.
Особенности
Диалогическая форма речи характерна как для устной, так и для письменной речи. Диалог часто используется в разговорном функциональном стиле, а среди книжных – в художественном, так как диалог ярко и подробно передает мировоззрение персонажей и конфликт между ними.
Диалогическая речь тесно связана с разговорным функциональным стилем. В связи с желанием быстро передать информацию адресату диалог отличается краткостью реплик: часто употребляются неполные и простые предложения, а также слова-предложения. С развитием диалога участниками опускается вся сказанная ранее информация, реплики наполняются только новыми рассуждениями и мыслями.
Сравним два варианта текста:
Данные примеры подчеркивают стремление участников диалога использовать минимальное количество языковых средств, которые в свою очередь способны дать полную информацию для понимания. Первая реплика несет в себе максимальную информацию об объекте беседы, все последующие реплики обычно понимаются лишь в определенном контексте.
Диалогическая форма речи обычно свободна от книжных норм. Это связано со спонтанностью и непринужденностью речи участников диалога.
Диалогическая форма речи минимально состоит из двух реплик. Так называемые микродиалоги реализуются через реплику-стимул (открывает диалог) и реплику-реакцию (ответная реплика).
Несмотря на то что минимальным является диалог с двумя репликами, в такую форму общения могут вступать несколько человек. Ошибочным является мнение о том, что диалог – это беседа только двух лиц.
Реплики участников диалога тесно связаны друг с другом в содержательном плане. Объектом беседы двух или более человек является один и тот же предмет, о котором собеседникам известно до начала диалога или становится известно во время диалога.
Способы оформления
Самым частым способом оформления диалога в письменной речи является то, что каждая реплика двух или более участников начинается с новой строки с помощью знака тире.
Важной особенностью является то, что диалог может предполагать авторскую речь, а может и не предполагать. Если авторская речь присутствует, то диалог оформляется так же, как и прямая речь, только без использования кавычек. Значит, схемы оформления диалоговой формы с авторской речью следующие:
Что мы узнали?
Диалог – это форма речи, предполагающая беседу двух и более лиц. Связь диалоговой формы с разговорным стилем речи наблюдается в стремлении к сокращению единиц языка, употребляемых в речи. Спонтанность и непринужденность диалога позволяет сокращать ранее известную информацию и использовать простые и неполные предложения для простоты и быстроты обмена информацией.
Формы внешней устной речи
Воскресенская Марина Олеговна
Формы внешней устной речи
Формы внешней устной речи
Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде беседы двух или нескольких участников речевого общения. Диалог, как форма речевого общения, опирается на общность восприятия окружающего мира собеседниками, общность ситуации, знание предмета речи. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний в диалоге. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые «штампы»). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания.
В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью — так называемое «диалогическое единство» (Н. Ю. Шведова, С. Е. Крюков и Л. Ю. Максимов). Достаточное раскрытие темы (предмета речи, смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, выступают как основные критерии связности развернутой диалогической речи.
Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А. А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и. весь «монолог» как целое».
Являясь особым видом реализации речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, словообразующие, а также разнообразные синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, использование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие (составление рассказа по наглядному материалу). По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
В лингвистической литературе выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».
Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется повествованием. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.
Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений, называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать, аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи.
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию. Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является, как уже было указано выше, ее связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
Термином высказывание определяются коммуникативные единицы, законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация высказывания в полном соответствии с его темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения — последовательность сложных соподчиненных отношений — временных, пространственных, причинно-следственных, качественных. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, в своем рассказе, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).
Соблюдение связности и последовательности монолога-сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т. е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений. Элементарное проявление смысловой связи — межпонятийная связь, отражающая отношения между двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи — предикативная смысловая связь, которая «ранее других формируется в онтогенетическом развитии».
Полилогическая речь (полилог) или групповая речь представляет собой весьма своеобразную форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий. Ярким примером полилога являются различного рода «телешоу».
По форме полилог представляет собой развернутый и усложненный диалог, речевое общение, участниками которого являются не двое-трое, а сразу много людей. По своему содержанию и коммуникативной направленности полилог в большей степени соответствует монологу, но принципиально отличается от последнего тем, что задачи речевой коммуникации здесь «решаются коллективно», при совместном участии целой группы, коллектива людей. Структура полилога включает как диалоги двух или сразу нескольких собеседников, так и отдельные монологические высказывания некоторых участников «общественного собрания» общими временными рамками общественного мероприятия и его «сценарием».Отличительной особенностью полилогического (группового) общения является наличие «ведущего» — функцией которого, прежде всего, является организация совместной речевой деятельности целого коллектива людей. Он «выбирает» предмет речи (тему для обсуждения, составляет (или участвует в составлении) «сценария» полилогического общения, устанавливает основные правила его проведения, направляет и организует общее и речевое поведение участников полилога, осуществляет контроль за соблюдением установленного «регламента», а главное, он выполняет основную «связующую» социальную функцию, объединяя речевые действия разных людей в единый процесс речевой коммуникации. Таким образом, полилог является производной от диалога специфической формой реализации речевой деятельности, вобравшей в себя «свойства» как диалогической, так и монологической речи.
Следует отметить, что полилог, как самостоятельная форма речевого общения, выделяется не во всех психологических и психолингвистических концепциях речевой коммуникации. Но следует подчеркнуть, что формирование у обучающихся речевых и неречевых навыков, обеспечивающих возможность участия в полилоге, также является одной из важных задач «речевой» работы.
Диалогическая речь
Современная школа предъявляет достаточно серьезные требования к учащимся. Часто дети понимают материал, но испытывают сложности у доски, не могут подобрать синоним, подходящее слово, либо у них возникают трудности с пересказом. Дети могут говорить торопливо, из-за чего их речь становится невнятной.
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Ребенок должен выражать свои мысли точно и последовательно, поэтому необходимо учить будущего школьника самостоятельно высказываться на разного рода темы.
Что такое диалогическая речь
Существует два типа связной речи – монологическая и диалогическая. Под диалогической речью понимается естественная форма языкового общения, яркое проявление коммуникативной функции.
Если говорить упрощенно, то диалогическая речь (или диалог) – это обмен фразами между собеседниками. Для дошкольников их диалоги не менее важны, чем коммуникация взрослых людей. Как правило, детские разговоры (особенно в младшем дошкольном возрасте) не несут какой-то особой речевой содержательности и информативности, но они помогают установить контакт между детьми.
Овладение диалогической речью является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Оно зависит от большого количества факторов: правильная речевая среда, обстановка в семье, социальное окружение, особенности личности самого ребенка и т.д.
Основные особенности связной диалогической речи
Диалог – это всегда беседа двух и более людей. Он представляет собой форму социального взаимодействия, участвовать в которой зачастую сложнее, чем строить монолог.
Вот несколько особенностей диалогической речи:
Требования к диалогической речи по возрастным группам
В группах раннего возраста основная задача – это развитие понимания речи окружающих людей, а также использование детской речи как средства коммуникации. Дети учатся выражать свои желания словом, отвечать на вопросы (Какой? Какая? Что делает?).
В младшем дошкольном возрасте важно научить детей свободно вступать в диалог со своими сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы они могли выражать свои мысли словами. У ребенка нужно развивать потребность в общении, чтобы он делился своими впечатлениями, подробно рассказывал о том, как играл дома, как они с родителями ездили в магазин и т.д.
В среднем дошкольном возрасте детей учат активно вступать в диалог с другими детьми и взрослыми, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов: их качеств, действий с ними, характеристик. На этом этапе уже больше внимания уделяется тому, как ребенок отвечает на вопросы. Воспитатель учит детей отвечать, как в краткой, так и в развернутой форме. Дошкольники постепенно приобщаются к участию в коллективных разговорах, где нужно отвечать только тогда, когда об этом спрашивает педагог, при этом важно слушать то, что говорят другие дети.
В старших группах дети учатся более точно отвечать на вопросы, в краткой или развернутой форме. Формируется умение слушать своего собеседника, не перебивая его. На этом этапе больше внимания уделяется умению задавать вопросы, а также реагировать на ответы: дополнять, на основании сказанного отвечать на реплики, исправлять собеседника и т.д.
Беседа как метод формирования навыков диалога у детей
Беседа как способ обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тематику. Она способствует скорейшему развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Участие в беседе предполагает наличие у детей навыков не только слушать взрослого, участвовать в диалоге с ним, но и слушать и понимать своих сверстников. При подготовке беседы важно учесть несколько важных моментов:
На таких занятиях можно практиковать чтение повестей и сказок с дальнейшим обсуждением прочитанного. Кроме того, простые поручения воспитателя также закрепляют навыки диалогической речи (к примеру, можно попросить ребенка на словах передать родителям какую-то информацию).
Другой прием развития связной диалогической речи – речевые ситуации, в которых участвуют дошкольники. Педагог придумывает ситуацию, распределяет роли между детьми, а они должны обсуждать произошедшее (заданную ситуацию) в рамках своих персонажей (ролей).
Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста проводится, в том числе, и с помощью сюжетно-ролевых игр. Игры могут быть какими угодно: «дочки-матери», «прием у врача», «продавец и покупатель». И именно диалог является основным средством коммуникации в подобных играх, где дети играют определенные роли в рамках заданного сюжета.
Важно помнить, что для дошкольников основное значение имеет именно овладение диалогической речью, потому что это важное условие их социального развития. Дети младшего дошкольного возраста еще только учатся коммуникации, но дети в старших группах уже должны активно участвовать в диалоге, охотно вступать в разговор, уметь отвечать и задавать вопросы.