дискуссионной формой работы с обучающимися является
Дискуссионные формы проведения учебных занятий.
Большинство традиционных методов обучения направлены на сообщение истины, констатацию проблемы или метода её решения, не отводя должной роли отстаиванию мнения субъекта обучения. Вместе с тем, наиболее полное раскрытие личности учащегося, его взглядов и понимания проблем достигается именно через полемику, обсуждение в дружеских спорах и дискуссиях на уроках и во внеурочное время. Поэтому сегодняшний наш разговор посвящен применению дискуссионных форм обучения.
Итак, что же такое дискуссия?
В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.
Основными характеристиками учебной дискуссии являются:
1) – проблемность, противоречивость
2) – актуальность, мотив
В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать:
— соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам
— значение, своевременность, значимость для всех членов общества
— подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии.
Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии
Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.
Процесс общение в ходе учебной дискуссии направлен так или иначе на достижение учебных целей:
2) обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности
3) освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умения перерабатывать информацию для изложения)
В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:
– симпозиум / конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);
– круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса);
– заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей.
– форум – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе котором эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);. На форуме обычно обсуждается одна проблема.
– судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» какой-то одной точки зрения
– дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны. По окончании обсуждения происходит деление аудитории («болота») на стороны «за» и «против» в зависимости от перевеса аргументов, таким образом определяется результат дискуссии
«Техника аквариума». Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Этот вариант проведения дискуссии интересен тем, что упор делается на сам процесс представления точки зрения её аргументации. При этом в первоначальное обсуждение вовлечены все участники, а при последующем обсуждении происходит индивидуальное осмысление каждым всех точек зрения. Эта процедура заимствована из практики ведения групповых психологических тренингов. Процедура «техники аквариума» выглядит следующим образом:
1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.
2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.
3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.
4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.
7. «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
8. После такого обсуждения проводится ею критический разбор всем классом.
Любая дискуссия имеет три этапа:
1 – подготовительный, в ходе которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал
3 – этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.
Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы:
— изложение проблемы или описание конкретного случая
— обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации)
— обсуждение текущих новостей
Обычно руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:
1) воздерживаться от собственных суждений
2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов
3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений
4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования
5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа
6) давать время для обдумывания ответов
7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии
– Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.
– Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
– Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.
– В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.
Дискуссионные формы воспитательной работы
Описание дискуссионных форм работы с учащимися 5-11 классов
Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные формы воспитательной работы»
Дискуссионные формы воспитательной работы в школе
Сегодня мы живём в таком мире, где непрерывно идут столкновения мнений, борьба групп и группировок, проявляются противоречивые тенденции, сталкиваются разные интересы. Эту неспокойную атмосферу, конечно, ощущают и дети, но обычно не могут самостоятельно, без помощи взрослых правильно ориентироваться в ней, ведут себя бездумно и часто попадают под влияние случайных людей. Поэтому очень важно научить их «жить на перекрестке различных точек зрения», подвергать анализу возникающие жизненные ситуации и учить оценивать их с разных позиций, т.е. школьники должны не просто знать, «что хорошо, что плохо», а думать и размышлять. Надо стимулировать ребят высказывать своё представление о том или ином событии, явлении, факте для сравнения его с представлениями других учеников, т.е. вызывать их на обсуждение, дискуссию.
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в развитии и воспитании школьников. Это продуктивная форма коллективного творческого мышления, позволяющая формировать у учащихся умение анализировать, действительность, видеть противоречия и находить пути их решения.
Существует множество дискуссионных форм работы с учащимися. Остановимся на некоторых из них.
Дискуссия – это метод, который предполагает сотрудничество двух или более сторон, стремящихся достичь взаимопонимания. В дискуссии учащиеся слушают друг друга, чтобы понять, увидеть смысл и прийти к согласию. В ходе работы у учащихся возникают предпосылки для переоценки мнений, создаются условия для серьезного анализа своей позиции, открывается возможность найти лучшее, эффективное решение проблемы, и все это происходит в атмосфере открытости и доброжелательности.
Целью дискуссии является обмен знаниями, мнениями, различными точками зрения, что приводит к новому взгляду на ситуацию, позволяет сформировать более эффективную модель поведения.
Диспут
— ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях;
— школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его;
— приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы;
— чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться;
— уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
· выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
· проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
· выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
· проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.
Дискуссия
Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.
Основные цели проведения дискуссии:
· выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;
· воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.
Дискуссия как форма общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.
Задачи первого этапа:
1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
7. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
8. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
9. Не спешить навязывать готовое решение.
10. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.
Конференция
Этапы подготовки конференции:
1. Определение темы.
2. Оповещение о сроках проведения.
3. Программа (план) конференции.
4. Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
5. Подготовка к конференции (работа с литературой).
6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.
7. Проведение конференции.
8. Подведение итогов. Обсуждение.
Круглый стол
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Организационные особенности круглых столов:
отсутствие жесткой структуры, регламента проведения;
• существенные ограничения в плане количества участников;
Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация (ведение). Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом.
Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.
Вечер вопросов и ответов
Вечер вопросов и ответов — мероприятие, позволяющее участникам получить ответы на животрепещущие вопросы из «первых уст», из официальных источников (представителей органов местной власти, организаций, учреждений)
Вечера вопросов и ответов способствуют развитию интереса молодежи к общественно-политическим, морально-этическим и другим знаниям. Их целесообразно проводить одновременно для двух-трех классов (групп) учащихся один раз в полугодие.
За месяц до вечера его организаторы помещают на видном месте ящик для вопросов. Рядом с ним вывешивается объявление, в котором организаторы вечера предлагают учащимся задавать вопросы на интересующие их темы. Сообщение о вечере передается по школьному радио и отдельно во всех классах (группах). К некоторым из учащихся организаторы вечера могут обратиться с индивидуальной просьбой задать какой-либо интересный вопрос. Не позже чем за неделю до вечера все полученные вопросы систематизируются, раскладываются по темам, после чего передаются специалистам, которые могли бы глубоко и содержательно ответить на интересующие молодежь вопросы. Естественно, за один вечер невозможно дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Поэтому их лучше всего сгруппировать по темам. Это позволит наметить цикл вечеров, вывесить красочное объявление о том, когда, где и на какую тему будет проходить очередной вечер.
Вечер обычно начинается вступительным словом ведущего, который объявляет тему, рассказывает о поступивших вопросах, представляет тех, кто будет на них отвечать. Затем идет основная часть: ответы на вопросы. Хорошо, если отвечающие предложат учащимся список рекомендуемой литературы по интересующим их вопросам.
На вечере у воспитанников могут появиться и новые вопросы, поэтому ведущий просит всех участников вечера в письменном виде подавать эти вопросы в президиум. После вечера его организаторы могут выпустить бюллетень с краткими ответами на все заданные вопросы.
Вечер вопросов и ответов можно закончить демонстрацией Документального фильма по обсуждаемой теме.
Встреча с интересным человеком
1.Определение учителем цели, плана, значения встречи для личностного становления школьников.
2. Подготовка встречи:
-предварительная беседа с гостем, которого приглашают в класс (важно рассказать ему об уровне воспитанности учащихся, помочь составить план того, о чем следует рассказать детям, посоветовать, на чем остановиться более подробно);
-подготовка учащихся к беседе: порекомендовать вспомнить кинофильмы, посмотреть телепередачи, прочитать соответствующую литературу по теме встречи и пр.
Чтобы возникла беседа с гостем, следует помочь ученикам продумать несколько возможных вопросов для начала разговора. Другие вопросы, естественно, возникнут уже в ходе встречи;
-подготовка концерта, конкурса, выставки рисунка, плаката и пр.;
-изготовление памятного сувенира;
-организация фотографирования встречи.
Встреча может проходить по следующему плану:
1. Вступительное слово, цель которого кратко познакомить учащихся с гостем, его жизнью и деятельностью (приглашенных может быть несколько).
2. Выступление гостей, их беседа с учащимися.
3. Рассказ ребят о жизни класса.
4. Экскурсия гостей по школе, выставке, коллективное слушание музыки, концерт и т.д.
5. Заключительное слово. Педагог обобщает выступления участников встречи. Учащиеся благодарят гостей, вручают сувениры. Возможны прием гостей в почетные члены детского сообщества, заключение договора о содружестве и пр.
Лекторий
Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.
Как известно, аукцион — это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
Аукцион в молодежном коллективе приобретает характер игры, в которой, по существу, используется только сама форма его проведения. Аукцион редко проводится как самостоятельное мероприятие, а чаще всего как элемент праздника, вечера и т.д.
Как форма воспитательной работы аукцион направлен:
• на выявление у учащихся интереса к знаниям;
• на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
• на развитие способности слушать товарища и вносить существенные дополнения в его ответ.
Немаловажное значение этой формы работы также и в том, что она позволяет углубить знания присутствующих, содействовать развитию интеллекта воспитанников, их стремления к самообразованию.
Дух соперничества и соревнования на аукционе вынуждает каждого его участника быть уважительным, собранным, осмотрительным и лаконичным в ответах, учит основам полемического мастерства.
Многообразие возможных тем аукциона породило возникновение различных тематических его вариантов: аукцион интеллектуальный, литературный, книжный, аукцион знаний и т.п. Методика их подготовки и проведения организационно аналогичная.
Коллектив заранее готовится к аукциону. Каждый его участник либо готовит, а затем сдает в оргкомитет сделанную им вещь для «продажи» (игрушки, рисунки, самодельные конверты и т.д.), либо готовится к ответам на вопросы в соответствии с темой аукциона.
Выбирается ведущий — аукционист. Результат игры и интерес в ходе ее проведения в значительной степени обеспечивается ведущим, который должен уметь ярко, красочно или предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта.
Ведущий (аукционист) торжественно располагается за столом (кафедрой), в руках у него молоток. Он по очереди представляет присутствующим вещь, которая разыгрывается, или объявляет тему вопросов. Например, назвать пословицы, поговорки или литературные произведения (кинофильмы, пьесы, оперы), в заглавии которых используется собственное имя (числительное, местоимение); назвать известные басни (например, Крылова), стихи, посвященные природе,.и т.д. Участники предлагают варианты ответов. Когда варианты исчерпаны, ведущий считает до трех, сопровождая каждую цифру ударом молотка. Победителем становится тот, кто дал правильный ответ до третьего удара молотка. Он получает определенную вещь как награду победителю. Затем ведущий представляет следующую вещь или тему для вопроса, и все повторяется снова в принятом для этой игры порядке.
Дискуссионной формой работы с обучающимися является
Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие исследователи доказывали, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов. Они говорили о том, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Коста, анализируя их исследования, добавляет: “При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов. Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы” [цит. по].
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Характеристики | Обычный разговор | Дискуссия | |||||||
Кто больше говорит | Учитель две трети времени | Ученики половину времени или больше | |||||||
Типичное поведение |
|
| |||||||
Обмен фразами |
|
| |||||||
Вопросы |
| Важен смысл вопроса | |||||||
Ответ |
|
| |||||||
Оценивание |
|
|
Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.
В отличие от дискуссии в воспитательном процессе, учебная дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка.
Для учителя во время проведения дискуссии важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты темы и наметить проблемы для обсуждения.
Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах); использование текущих новостей; магнитофонные записи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.
При планировании работы на подготовительном этапе выбирается форма проведения дискуссии и после вступительного слова ведущего дискуссия продолжается в выбранной форме.
Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;
Форум – обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);
Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.
Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока. Для того чтобы все учащиеся выступили, обычно организуется несколько симпозиумов в течение года;
Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны;
Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Перекрестная дискуссия является одним из методов технологии развития критического мышления РКМЧП. Для организации перекрестной дискуссии необходима тема, объединяющая две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает – вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.
Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.
В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. Так, безусловным правилом является общее заинтересованное отношение к учащимся, когда они чувствуют, что учитель выслушивает каждого из них с равным вниманием и уважением – как к личности, так и к высказываемой точке зрения. Более подробно условия и правила проведения дискуссии даны в Приложении.
Общий итог в конце дискуссии – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде схемы (например, кластера) и т.д.
Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач. В ходе анализа целесообразно совместно с ребятами обсудить следующие вопросы:
С целью экономии времени вопросы могут быть предложены в качестве опросника. В зависимости от цели анализа учитель может обобщать или не обобщать высказывания детей. Более глубокий анализ можно провести, записав дискуссию на видеомагнитофон или на магнитофон.
(Использован материал из книги М.В. Кларина «Инновации в мировой педагогике»).