для кого предназначено судебное толкование нормативных актов

Верховный Суд разъяснит порядок оспаривания НПА

для кого предназначено судебное толкование нормативных актов. для кого предназначено судебное толкование нормативных актов фото. картинка для кого предназначено судебное толкование нормативных актов. смотреть фото для кого предназначено судебное толкование нормативных актов. смотреть картинку для кого предназначено судебное толкование нормативных актов.

18 декабря Пленум ВС РФ отправил на доработку проект постановления о практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Проект начинается с указания, что оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 21 КАС и гл. 23 АПК.

Указывается, что если в субъекте РФ не создан конституционный (уставной) суд, то рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда рассмотрение дел о проверке соответствия актов конституции (уставу) субъекта РФ передано Конституционному Суду РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти России и органами госвласти субъектов.

По мнению управляющего партнера АБ «Беков, Исаев и партнеры» Якуба Бекова, «в свете недавно заявившего о себе регионального конституционного судопроизводства разъяснения относительно разграничения компетенции судов кажутся достаточно ясными».

Напомним, Конституционный Суд Республики Ингушетия вынес постановление, которым закон, утвердивший соглашение об установлении границ между Ингушетией и Чечней, был признан не соответствующим Конституции РИ, а соглашение – не подлежащим исполнению до проведения республиканского референдума. Однако глава Ингушетии обратился в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором указал, что вопрос, рассмотренный КС РИ, был ему неподведомственен. Рассмотрев жалобу, КС РФ решил, что установление границы между Ингушетией и Чечней без референдума – конституционно.

Признаки НПА и актов, обладающих нормативными свойствами

Согласно п. 10 документа, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Якуб Беков отметил, что определение нормативно-правового акта практически не отличается от определения, содержавшегося в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48: расширен только перечень субъектов, принимающих нормативно-правовые акты, что напрямую связано с действием ст. 209 КАС РФ.

В п. 11 документа подчеркивается, что к актам, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, уполномоченных организаций или должностных лиц, включающие в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, под которым понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.

Советник АБ «Бартолиус» Анна Смола отметила, что предыдущие разъяснения Верховного Суда по делам этой категории сильно устарели, а разъяснения ВАС применяются только для Суда по интеллектуальным правам. «Уже достаточно давно действует КАС, в котором некоторые вопросы были освещены более подробно, чем в прошлых разъяснениях, и проект часто их воспроизводит. Но есть и развитие: например, дано определение “акта, обладающего нормативными свойствами”, которое не так давно появилось в процессуальных кодексах. Представляется, что это призвано способствовать защите прав», – считает эксперт.

Принятие заявления об оспаривании НПА, а также акта, обладающего нормативными свойствами, и отказ в нем

Отмечается, что если судья придет к выводу, что оспариваемый правовой акт не является нормативным и дело о его оспаривании неподсудно данному суду, то он выносит определение о возвращении заявления с обоснованием своих выводов и указанием, в какой суд следует обратиться. Если дело подсудно суду, то судья вправе оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления заявления с соблюдением положений ст. 126 КАС, ст. 199 АПК.

Пленум ВС также указал, что если вывод о ненормативном характере акта сделан после принятия заявления к производству, то суд вправе перейти к рассмотрению дела в надлежащем порядке производства и продолжить подготовку к судебному разбирательству. В проекте постановления также отмечается, что если дело неподсудно одному суду, то оно передается в тот, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном ст. 27 КАС РФ, ст. 39 АПК РФ. В случае несоответствия поданного заявления необходимым требованиям суд вправе установить разумный срок для устранения недостатков, а при несоблюдении срока оставить заявление без рассмотрения.

В документе подчеркивается, что административные исковые требования об оспаривании НПА, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями. Анна Смола отметила, что разведение процесса оспаривания НПА с иными материально-правовыми требованиями едва ли отвечает критериям эффективности защиты прав и ставит вопрос о соотношении этого подхода с ранее высказанными КС РФ позициями.

В п. 19 проекта указаны 7 оснований, когда судья отказывает в принятии заявления об оспаривании НПА или акта, обладающего нормативными свойствами. Первые два относятся к случаям, когда такое заявление не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС, или не подлежит рассмотрению и разрешению в СИП.

Также суд отказывает в случае, если оспаривается содержание той части акта, которая дословно воспроизводит положения другого акта, требование в отношении которого не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства или рассмотрению СИП. «Вместе с тем в случае, когда в заявлении оспаривается содержание части нормативного правового акта, дословно воспроизводящей положения другого… акта, требование об оспаривании которого подсудно другому суду, судья… выносит мотивированное определение о возвращении заявления, в котором указывает, в какой суд следует обратиться», – указал Пленум ВС в проекте.

Согласно четвертому основанию, судья отказывает в принятии в случае, если заявление подано в защиту лиц органом госвласти, организацией, должностным лицом либо гражданином, которому законом не предоставлено право на обращение в суд с таким заявлением.

Пятым основанием может служить то, что из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении, с очевидностью следует, что истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым НПА, либо что оспариваемый акт не может затрагивать его права.

Шестым основанием выступает вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого акта. В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспаривается другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. ВС указал, что данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем отмечается, что судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу. В случае если решение суда по другому делу, которым оспариваемый правовой акт признан недействующим, не вступило в законную силу, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить производство по нему до вступления данного решения в законную силу.

В качестве седьмого основания указывается прекращение действий оспариваемого акта или его положений на день подачи заявления. Но при этом заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС, гл. 24 АПК, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

Анна Смола отметила, что в проекте довольно много положений, дублирующих текст постановления ВС РФ 2007 г., которые на сегодняшний день могли бы быть решены по-другому. «В целом складывается впечатление, что он направлен скорее на то, чтобы ограничить возможности по защите прав посредством оспаривания НПА – в нем много говорится о том, чего нельзя, и гораздо реже о том, что можно», – указывает эксперт.

«Так, расширительно толкуются основания для отказа в принятии судом заявления – на этой стадии судом должны быть оценены аспекты, которые ближе к сущностным, например, смысл п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС искажен, плюс нельзя на стадии принятия заявления определить, что требования основаны “на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции”. Нет никакой конкретизации норм о бремени доказывания, хотя пункт об этом был даже в постановлении 2007 г.», – отметила Анна Смола.

В проекте документа также указывается, что СИП должен учитывать, что при отказе лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании НПА, от своего требования производство по делу может быть прекращено, за исключением случаев, если о рассмотрении дела по существу ходатайствует иное участвующее в деле лицо в связи с тем, что оспариваемым актом нарушаются его права в сфере патентных прав и другие права.

Также отмечается, что в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.

В документе подчеркивается, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов госвласти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. По мнению Анны Смолы, данное положение, сохраняющееся с 2007 г., в сочетании с другими не устраняет неопределенность насчет того, насколько суд может (и должен) вмешиваться в существо НПА. Эксперт отметила, что уход в исключительно формальную оценку сохраняет риск невозможности защитить права.

Цель официального опубликования НПА

Кроме того, в документе указывается, что целью официального опубликования нормативно-правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

При этом отмечается, что необходимо проверять, была ли обеспечена лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда НПА был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин назвал это разъяснение важным, добавив, что задачей судопроизводства по данной категории дел является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только административного истца, заявителя, но и неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта, что повышает социальную важность результата рассмотрения таких дел. «Если практика рождает потребность в такого рода разъяснениях (согласно последнему отчету, представленному Судебным департаментом, количество дел по данной категории растет год от года), то возникает законный вопрос о качестве принимаемых нормативных актов, компетенции и уровне законодательной техники должностных лиц, “рождающих” такие тексты», – отметил Василий Ваюкин.

Что должен выяснить и сделать суд при рассмотрении дела

В п. 35 проекте указывается, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

«Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование», – отметил Пленум ВС.

Анна Смола заметила, что данное положение получило дополнительную конкретизацию – новое последнее предложение, которое совершенно необходимо и «напрашивается» по смыслу.

В проекте указывается: установив, что оспариваемый НПА или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативно-правовые акты, которые в соответствии со ст. 125 Конституции могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом не действующим со дня вступления решения в законную силу.

«Такой способ защиты права, как оценка НПА на предмет его соответствия НПА большей юридической силы, является крайне актуальным, на что обращалось внимание, в частности, в недавних постановлениях Конституционного Суда РФ (№ 37-П от 6 декабря 2017 г. и № 29-П от 6 июля 2018 г.). При этом подчеркивалось, что для этого отдельный судебный процесс не обязателен», – указала Анна Смола.

Согласно проекту постановления обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения. При этом эти выводы суда могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим. Пленум ВС РФ отметил, что аналогичные правила применяются Судом по интеллектуальным правам по смыслу ч. 5 ст. 195 АПК РФ.

В проекте постановления указывается, что акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия, на что указывается в резолютивной части решения суда. «Разъяснения о моменте, с которого НПА признается недействующим, получили определенное развитие, в том числе с учетом выводов КС РФ, но конкретная редакция соответствующих дополнений представляется спорной (“могут иметь преюдициальное значение”)», – считает Анна Смола.

Василий Ваюкин считает, что Верховный Суд РФ разработал довольно структурированную «подсказку» для судов по вопросу рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, четко разграничил компетенцию судов (судов общей юрисдикции и Суда по интеллектуальным правам), что позволит избежать «путаницы», которая иногда присутствует при рассмотрении дел данной категории.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что появление проекта постановления Пленума, очевидно, назрело и связано с существенными изменениями процессуального законодательства по делам об оспаривании нормативно-правовых актов, которые произошли в связи с принятием в 2015 г. КАС. «Однако данный проект во многом, а в некоторых пунктах и дословно повторяет Постановление Пленума от 29 ноября 2007 г. № 48, но только с учетом перехода процесса рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов из ГПК в КАС», – указал эксперт. По его мнению, принятие данного проекта постановления вряд ли внесет какие-либо изменения или повлияет на практику рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов, поскольку основными целями его являются объединение и дополнение уже устаревшего Постановления Пленума ВС от 29 ноября 2007 г. № 48 и Постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. № 58.

Директор юридической фирмы «БИЭЛ» Лариса Рябченко также считает, что не все разделы проекта можно назвать новыми, но это не умаляет их практической ценности: «Можно было бы найти основания для оспаривания в других нормативных актах, в практике ВАС, но специальные разъяснения Пленума ВС облегчают работу как адвокатов, так и судей, позволяя им не считать, что они изобретают практику, и потому – отказывать на всякий случай в исках против органов исполнительной власти».

Источник

Буквальное толкование vs неясность условий: как толковать, чтобы не натолковать «лишнего»? (нюансы применения принципа «толкование только в случае неясности»)

Оговорки о дискуссии

В толковании много дискуссионных вопросов, в том числе о количестве и содержании принципов, приемов, канонов толкования. Каждый вопрос сложен, многоаспектен и заслуживает самостоятельного исследования.

В этом смысле любой пост – это больше постановка проблемы и приглашение к обсуждению, чем полное и исчерпывающее решение.

Принципы толкования. «Толкование только в случае неясности».

Принципы толкования представляются собой базовые идеи, которые определяют логику и последовать применения всех иных инструментов толкования.

В этом смысле разработка алгоритма применения принципов толкования является первоочередной задачей правоприменения.

Одним из принципов толкования является «толкование только в случае неясности».

На примере анализа ст. 431 ГК РФ и смоделированной ситуации хочу проиллюстрировать, какие сложности возникают при применении данного принципа.

Казус.

В договоры часто включается условие о том, что должник вправе изменить/ уменьшить предоставление/его порядок, если будет соблюдено некое условие (например, получено согласие третьего лица).

Источником спора в таких ситуациях является существо такого условия и степень его раскрытия в договоре.

Если стороны не конкретизируют, когда именно должник в целом может «активировать» такое условие (например, по каким причинам и когда он может запросить согласие на что-то), на стадии исполнения договора вдруг может выясниться, что представления о содержании такого договорного условия у кредитора и должника не совпадают.

Должник может ориентироваться на текст ясно и конкретно сформулированного условия (например, «в случае получения согласия третьего лица, можно сделать то-то»). А кредитор может считать, что сам факт обращения к такому условию должен быть обусловлен какими-либо сопутствующими и подразумеваемыми обстоятельствами, которые соответствуют сути договоренностей сторон (иначе в чем экономический интерес кредитора по умолчанию без ограничений разрешать должнику отклоняться от согласованного вида/объема/порядка исполнения).

Если кредитор инициирует спор о ненадлежащем исполнении договора со ссылкой на отсутствие оснований для «активации» соответствующего условия, как должен поступить суд?

Варианты для обсуждения.

Вариант 1. Суд может согласиться с тем, что условие договора подразумевало молчаливое согласие сторон договора на то, что обращение к нему должно происходить только в строго ограниченных случаях, учитывая баланс интересов сторон.

Вариант 2. Суд может не согласиться с требованием кредитора и указать, что ему выявлять содержание молчаливого согласия/ намерения сторон в принципе не надо (это находится за рамками правовой оценки конфликта), поскольку условие договора сформулировано предельно ясно, а исполнение договора осуществлено должником в соответствии с условием договора.

Вопросы.

1.Следует ли суду ограничиться только «актом чтения» (и на этом остановиться) или пойти дальше, чтобы найти самый разумный и сбалансированный смысл, скрывающийся за буквальной формулировкой?

2. Каково значение критерия ясности/неясности?

3. Как НЕ превратить толкование в процессе разрешения договорных споров в

(1) «допридумывание» договорных условий судом, исходя из своих представлений о том, о чем стороны хотели договориться (но на самом деле они об этом не договаривались) и, как следствие, игнорирование свободы договора (ст. 421 ГК РФ)?

(2) поощрение неосмотрительности и неграмотности одной из сторон, которая исправляет свои ошибки, допущенные на стадии заключения договора, и, как следствие, игнорирование запрета извлекать любые преимущества из своего недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ)?

Ст. 431 ГК РФ и принцип «толкование только в случае неясности».

Абзац 1 ст. 431 ГК РФ прямо указывает на то, что «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений».

Далее в абзаце 1 этой же статьи указано, что переход к сопоставлению анализируемого условия договора с другими условиями и смыслом договора в целом осуществляется только в случае, если буквальное значение условия договора неясно.

Если и это не помогает, т.е. не установить содержание договора, то есть существо прав и обязанностей сторон, то только в этом случае необходимо переключиться на выяснение действительной общей воли сторон с учетом (а) цели договора и с принятием во внимание (б) всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (абзац 2 ст. 431 ГК РФ).

Т.о., анализ ст. 431 ГК РФ показывает, что принцип «толкования только в случае неясности» законодателю знаком.

Критерий «ясность/неясность» служит своего рода пределом усмотрения суда по включению в границы правовой оценки ситуации дополнительных факторов по сравнению с конкретным текстом/условием договора.

Толкование как «акт чтения» и как «выяснение смысла».

Конечно, сама по себе идея толкования в случае неясности внутренне противоречива в том смысле, что утверждение о ясности текста не освобождает судью от необходимости его толкования, чтобы понять, ясен или не ясен текст. Об этом можно долго спорить.

Сама по себе сложность толкования как интеллектуальной деятельности заключается в том, что судье надо изучить текст/условие договора с позиции «обычных слов и выражений» и, если текст ясен в обычном смысле, просто остановиться, как раз уважая свободу воли сторон и не пытаясь исправить ошибки сторон, даже если они есть.

Для дальнейших действий по поиску смысла (отклонению от буквального текста) необходимы достаточные основания и аргументы сторон (например, неравенство переговорных возможностей, введение в заблуждение и т.п.).

Идея принципа «толкование в случае неясности»

Договор – это соглашение сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

Поскольку ориентиром служит именно воля сторон (активный аспект свободы договора – по своему усмотрению выбирать, на каких условиях будет заключен договор – п. 4 ст. 421 ГК РФ), то подход к пониманию договора обуславливает существование следующей презумпции: воля и волеизъявление договаривающихся сторон в ясно сформулированных договорных условиях совпадают. Поэтому условие содержит исчерпывающий круг прав и обязанностей и отражает ровно то, о чем стороны договорились.

Поэтому если договор ясен, судья должен уважать очевидные намерения сторон (внутреннюю волю) и не может произвольно вмешиваться, толкуя его по собственному усмотрению (как могло бы быть) или желая исправить очевидные «ошибки».

Чтобы отклониться от буквального текста /условия договора, необходимо именно обосновать его непрозрачность, двусмысленность или иной подобный дефект, влияющий на понимание цели и значения договора.

Поэтому принцип «толкование только в случае неясности» можно рассматривать как инструмент, применение которого позволяет ответить на вопрос – следует ли от толкования как акта чтения (презумпция) перейти к толкованию как акту выявления смысла (опровержение презумпции).

Находит ли такой вывод подтверждение на практике?

(1) В абз. 2, 3 п. 43 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49
«О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» говорится, что

«При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду».

Из этого разъяснения следует, что ВС РФ признает значимость и приоритетность буквального толкования. Другое дело, что через оговорку о добросовестности и ином значении опять же демонстрирует сложность установления того самого общепринятого значения и его оценочный характер, что совершенно нормально, учитывая гибкость частного права.

Акцент на недопустимость толкования, каким-либо образом поощряющего недобросовестное поведение, сформулирован широко, а, следовательно, может расцениваться и как указание не поощрять неосмотрительность сторон и не исправлять их ошибки.

(2) П. 11 «Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018):

Цитируется ст. 431 ГК РФ + указывается:

«Изложенные в данной норме правила толкования договора подлежат последовательному применению при соблюдении предусмотренных в ней условий.

Следовательно, в случае толкования условий договора путем их сопоставления с другими условиями договора и смыслом договора в целом суду следовало указать, на каком основании он пришел к выводу о неясности толкуемых условий исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, а в случае толкования условий договора путем выяснения действительной воли сторон с учетом цели договора суду следовало указать, в связи с чем он пришел к выводу о невозможности определить содержание договора с использованием других правил его толкования».

Сформулированная позиция, как представляется, отражает следующие идеи, заложенные в принцип «толкование только в случае неясности»:

а. Буквальное толкование как акт чтения является общим правилом.

б. Обязательным условием перехода к иным правилам/методам/ приемам толкования как акту выявления смысла является не просто установление неясности условия (учитывая открытый характер содержания этого понятия), но и надлежащее обоснование этого.

(3) П. 8 «Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2020)» (утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020):

«В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В апелляционной жалобе Г. указывала, что заключение договора с условием, оговаривающим порядок проверки помещения, явно указывает на то, что воля нанимателя (проживающего лица) состояла в том, чтобы собственник посещал помещение только так и не посещал в случаях, не предусмотренных договором, и, следовательно, проникновение было совершено против воли проживающего лица».

Несмотря на то, что в этом примере ВС РФ не дает интерпретации самого понятия «буквальное значение», приведенный далее пример как раз показывает, что условие договора должно восприниматься ровно так, как оно сформулировано, а не иначе (толкование как акт чтения).

Вместо итога:

Возвращаясь к смоделированной ситуации и вариантам ее решения, можно сказать, что

обоснованным, как мне представляется, является выбор по умолчанию вариант 2 (толкование как акт чтения = ясность условия без придумывания, каким идеальным оно могло бы быть),

пока надлежащим образом не обоснована необходимость перехода к варианту 1 (толкование как акт поиска смысла и действительной воли сторон, обусловленный серьезной и достаточной причиной, например, неравенством переговорных возможностей, введением в заблуждение и т.п.).

При таком подходе обеспечивается, как представляется, такое разрешение споров о толковании договоров, когда суд посредством буквального толкования, ограниченного текстом/ общепринятым значением выражения, устанавливает волю сторон БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать об ином, отличном от буквального, значении спорного условия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *