для получения кредита мвф необходимо

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд – МВФ, финансовое учреждение при Организации Объединенных Наций. Одной из главных функций МВФ является выдача государствам кредитов для компенсации дефицита платежного баланса. Выдача кредитов, как правило, увязывается с комплексом рекомендованных МВФ мер по оздоровлению экономики.

Международный валютный фонд, представляет собой особое заведение ООН. Головной офис расположен в столице США – городе Вашингтон.

Международный валютный фонд был основан в июле 44 года прошлого века, однако только в марте 1947 года начал свою практику, выдавая нуждающимся странам краткосрочные и средние по срокам займы в условиях недостатка платёжного баланса страны.

МВФ независимая организация, действующая согласно собственно устава, цель заключается в том, чтобы наладить сотрудничество между странами в сфере валютных финансов, а также стимулировать международную торговлю.

Функции МВФ сводятся к следующим действиям:

В полномочия МВФ (International Monetary Fund) входят действия по формированию и выдаче участникам финансовых резервов по специальной формочке «Особые привилегия по заимствованию». Ресурсы МВФ образуются за счёт подписей, или «квот» участников фонда.

На верхушке пирамиды МВФ находится общий совет управленцев, в который входит руководитель и его заместитель страны участника фонда. Чаще всего, в роли управленца выступает министр финансов государства, или управляющий ЦБ. Именно собрание и решает все основные вопросы касательно деятельности Международного валютного фонда. За формирование политики фонда и исполнение действий несёт ответственность исполнительный совет, в состав которого входит двадцать четыре директора. Привилегией выбора главы пользуются 8 стран, которые имеют самую большую квоту в фонде. В их число входят практически все страны из большой восьмёрки.

Исполнительным советом МВФ выбирается распорядитель на ближайшие пять лет, возглавляющий общий штат сотрудников. Со второго летнего месяца 2011 года, глава МВФ – француженка Кристин Лагард.

Воздействие International Monetary Fund на мировую экономику

Кредит МВФ выдаёт странам в паре случаев: на погашение платёжного дефицита и поддержание макроэкономической стабильности государств. Страна, которая нуждается в дополнительной иностранной валюте, производит её покупку, либо берёт взаймы, предоставляя в обмен ту же сумму, только в той валюте, являющейся официальной в данной стране и поступает в виде депозитария на текущий счёт МВФ.

В целях укрепления международного экономического сотрудничества в рамках международных отношений и создания процветающих экономик, в 44-м году и были задуманы такие организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Несмотря на схожие идеи, задачи и функции двух организаций несколько различаются.

Так МВФ поддерживает развитие международных отношений в сфере финансовой безопасности, предоставляя краткосрочные и среднесрочные займы, а также консультации по вопросам ведения политики в сфере экономики и поддержания финансовой стабильности.

В свою очередь, Всемирным банком проводятся меры, позволяющие странам достичь экономического потенциала, а также снизить порог бедности.

Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.

Сотрудничество между МВФ и Беларусь началось в июле 1992 года. Именно в этот день, Республика Беларусь стала участником Международного валютного фонда. Изначальная квота Беларуси составила чуть более 280 миллионов СДР, которая позже была доведена до 386 миллионов СДР.

МВФ содействует Республике Беларусь по трём векторам:

МВФ для Беларуси оказывал финансовую помощь дважды. Так в 1992 году, РБ был предоставлен кредит в размере 217,2 миллиона долларов США для системных трансформаций в экономике. И ещё 77,4 миллиона долларов США по кредитному соглашению «стенд-бай». К началу 2005 года страна расплатилась полностью с МВФ.

Второй раз, руководство страны обратилось к МВФ в 2008 году, с просьбой снова оказать кредитование по системе «стенд-бай». Программа финансирования была согласована в январе 2009 года и Республике Беларусь выделили 2,46 миллиарда долларов США сроком на пятнадцать месяцев. Позже сумма была увеличена до 3,52 миллиарда долларов США.

Реализованные программы позволили Республике Беларусь сохранить стабильность на рынке валютных операций, устойчивость финансовой системы, избежать дефицита платёжного баланса и сделать невозможное, – сократить безработицу, сведя её к минимуму.

Беларусь в 2015 году погасила обязательства перед МВФ по предоставленному в рамках программы «стенд-бай» кредиту.

Белорусские власти ведут переговоры о получении нового кредита МВФ на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. Для выделения кредита МВФ призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии реформ в сфере экономики. На 2020 год никаких договоренностей достигнуть не удалось.

10 сентября 2020 года стало известно, что власти Беларуси не смогли договориться с МВФ о предоставлении финансовой поддержки в связи с ухудшением глобальной экономической ситуации и пандемией коронавируса.

Как отмечает МВФ, большое значение имеет улучшение бизнес климата страны, в том числе посредством вступления в ВТО и развития конкуренции на товарных рынках. Стране также необходимо проводить осторожную денежно-кредитную политику для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.

Источник

МВФ – функции и задачи

для получения кредита мвф необходимо. для получения кредита мвф необходимо фото. картинка для получения кредита мвф необходимо. смотреть фото для получения кредита мвф необходимо. смотреть картинку для получения кредита мвф необходимо.

В этой статье мы расскажем о функциях Международного валютного фонда (МВФ), принципах работы, финансирования и его взаимодействии с Россией.

Для каких целей создаются международные фонды

Основная их роль – это финансовая и консультационная помощь странам-участникам в экономическом развитии.

Международному банку реконструкции и развития отводится ведущая роль в стабилизационной функции. В состав МБРР или Мирового банка входит Ассоциация развития и финансовая корпорация. Есть также различные международные банки, обслуживающие свои регионы – азиатские, африканские и европейские государства.

МВФ – история создания

МВФ – это валютно-кредитная организация, которая действует как специализированная структура ООН.

МВФ был создан 1944 году на Бреттон-Вудской конференции. В декабре 1945 года 29 государств подписали Устав Фонда.

Основные задачи Фонда – это:

На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 государств.

Как формируется уставной капитал МВФ

Первоначальный Уставной капитал составил 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах.

С помощью СДР регулируется остаток платёжных балансов, пополняются резервы, а также происходят расчёты за кредиты Фонда. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США.

Фонд пополняется за счёт взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также право голоса страны-участницы.

Структура платежа примерно такова:

Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов нашего государства, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.

Транш МВФ

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.

Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.

Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.

Условия предоставления кредита МВФ

Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий Фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей либо в ограничении кредитования.

С каждым новым траншем требования МВФ ужесточаются. Такими условиями могут быть:

При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на страну-заёмщицу.

Как погашаются долги МВФ

Страны-дебиторы погашают каждый кредитный транш в течение 4—10 лет. Благодаря реформам МВФ 2010-2011 гг. лимиты доступа к займам были удвоены. Был также увеличен размер кредитования беднейших стран мира без необходимости уплаты %% до 2016 года включительно.

Российская Федерация стала членом МВФ в мае 1992 года. Согласно информации МИД в начале 2005 года Россия досрочно погасила все кредитные обязательства перед Фондом в сумме примерно равной 3,3 млрд дол. США.

Сегодня РФ стремится самостоятельно разрабатывать и реализовывать экономические программы, без привлечения ресурсов МВФ.

Совет от Сравни.ру: следить за официальными новостями организации можно на официальном сайте.

Источник

МВФ – что это за организация и на каких условиях она выдаёт кредиты?

для получения кредита мвф необходимо. для получения кредита мвф необходимо фото. картинка для получения кредита мвф необходимо. смотреть фото для получения кредита мвф необходимо. смотреть картинку для получения кредита мвф необходимо.

В последнее время мы всё чаще стали слышать в СМИ информацию о том, что МВФ в очередной раз выделил какой бы то ни было стране кредит в несколько миллиардов долларов. Попробуем разобраться, что это за структура и на каких условиях она даёт деньги?

Что такое МВФ?

Справочник Википедия даёт следующее определение данного понятия:

Международный валютный фонд, (МВФ) — специализированное учреждение Организации объединённых наций (ООН) с главным офисом в городе Вашингтон, США. 189 стран являются членами МВФ, в его структурах работают 2500 человек из 133 государств мира. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором определённых условий и рекомендаций. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Если говорить просто то это международная организация, которая выдаёт кредиты тем странам, которые оказываются в сложном финансовом положении. Очень часто при выделении кредита МВФ ставит определённые условия. Например, провести ряд реформ в стране (очень часто, не популярные у населения — приватизация, снижение расходов на медицину и образование, повышение цен на газ для населения, снижение зарплат бюджетникам и пр.). По мнению многих экспертов, требования МВФ зачастую являются неэффективными. Также, очень много критики сыпется на данную организацию за её «проамериканский» характер.

На каких условиях МВФ даёт деньги?

Система кредитования МВФ достаточно гибкая. Ими разработаны различные кредитные инструменты. Каждый инструмент адаптирован для конкретной ситуации и конкретного государства. Например, страны с низкими доходами могут рассчитывать на льготные условия кредитования:

Страны с низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через:

Бывают случаи, когда МВФ выделяет кредиты для экстренной помощи государствам (входящим в его состав), которые имеют острые потребности в урегулировании своих платежных балансов. Для таких случаев применяется нулевая процентная ставка. Взамен ВМФ просит проведения ряда реформ, в частности повышение пенсионного возраста, отказ от государственного регулирования коммунальных тарифов, урезание системы здравоохранения. Например, таковы были условия для Украины.

Турсунов Б.А., к.э.н., доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Разумеется, организация выделяет кредиты не только тем государствам, которые находятся в критическом финансовом положении. Правда в таком случае применяется рыночная процентная ставка:

В случае всех нельготных механизмов действует рыночная процентная ставка МВФ. Она называется ставкой сборов, и по крупным займам (свыше лимитов) взимается дополнительный сбор.

Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР (специальные права заимствования, СДР — особые деньги МВФ, представленные в виде валютной корзины из пяти резервных валют мира), которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у МВФ — известна как лимит доступа, — меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ.

Алиев А.А., к.э.н., доцент кафедры «Финансового менеджмента» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Источник

для получения кредита мвф необходимо. для получения кредита мвф необходимо фото. картинка для получения кредита мвф необходимо. смотреть фото для получения кредита мвф необходимо. смотреть картинку для получения кредита мвф необходимо.

для получения кредита мвф необходимо. для получения кредита мвф необходимо фото. картинка для получения кредита мвф необходимо. смотреть фото для получения кредита мвф необходимо. смотреть картинку для получения кредита мвф необходимо.

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) — искусственно созданное средство платежных расчетов МВФ, не имеющее физической формы. Валютный курс SDR ежедневно определяется на основе обменных курсов корзины валют — доллара, евро, иены, британского фунта и юаня.

для получения кредита мвф необходимо. для получения кредита мвф необходимо фото. картинка для получения кредита мвф необходимо. смотреть фото для получения кредита мвф необходимо. смотреть картинку для получения кредита мвф необходимо.

Допэмиссия SDR распределена пропорционально квотам стран в МВФ — по сути, их долям в капитале фонда. Самая большая квота у США — 17,4%, у России — 2,71%. Размер определяется исходя из формулы, учитывающей ВВП страны, показатели платежного баланса и уровень международных резервов. Страны в МВФ ведут постоянную дискуссию о более справедливом распределении квот, отражающем реальный сравнительный вес экономик.

Как можно использовать резервы SDR

Поскольку SDR не считаются физическим активом, их нужно конвертировать, чтобы иметь возможность использовать за пределами внутренних транзакций с МВФ.

Страны-участницы вправе продавать и покупать SDR, занимать, одалживать, отдавать в залог, обмениваться в рамках механизма свопов или получать в виде пожертвований. В отличие от кредитных программ МВФ само по себе распределение SDR не несет за собой условий и обязательств.

У стран есть несколько способов монетизировать SDR, рассказала РБК главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.

Кто не получит помощь от МВФ

Несмотря на то что средства МВФ призваны в том числе помочь в глобальной борьбе против пандемии, не все страны — участницы фонда получили SDR в рамках глобального раунда. Согласно правилам МВФ, он взаимодействует только со странами-членами (всего их 190), чьи правительства признаны международным сообществом. В числе изгоев оказались Венесуэла, Мьянма и Афганистан.

Венесуэле МВФ отказывает в помощи, потому что Запад официально признает президентом Хуана Гуайдо, а не фактически правящего страной Николаса Мадуро. Транзакции с Мьянмой фонд приостановил после того, как контроль в стране в начале 2021 года захватила военная хунта.

Дополнительное распределение SDR в норме сугубо «технический» вопрос, они поступают в распоряжение «политически нейтрального» института (Банк России), рассуждает Донец. В то же время это достаточно «политизированный» вопрос, поскольку речь идет о возможном канале помощи другим странам: такое политическое решение может принять Минфин, а возможно, и Кремль, предполагает она. «Такой практики раньше не было, поэтому сложно сказать, в чьей компетенции находятся такие решения», — указывает Донец. РБК направил запрос в Минфин (глава ведомства Антон Силуанов является управляющим в МВФ от России), который переадресовал запрос в ЦБ. В Банке России (отвечает за международные резервы страны) РБК не ответили.

Донец видит три теоретических сценария использования SDR Россией.

Между тем из материалов МВФ следует, что такая страна, как Белоруссия, сможет продать свои SDR только контрагенту, входящему в список из 31 страны (плюс ЕЦБ) и участвующему в так называемых добровольных соглашениях о торговле SDR. Это в основном экономически развитые страны (Франция, Германия, Великобритания, США), но также несколько развивающихся (Китай, Чили, Мексика). Если среди этих государств не найдется «добровольного покупателя SDR», предусмотрен механизм, по которому МВФ сам назначает страну с крепкими показателями платежного баланса и резервов (как, например, Россия), которая в таком случае обязана предоставить валюту нуждающейся стране. На практике этот механизм не использовался с 1987 года.

Есть ли санкционные риски

Находящаяся под давлением Запада Белоруссия заинтересована в получении от России новых кредитов, соглашается Катасонов. «России нужно оценить степень безопасности такой компоненты валютных резервов, как SDR. Вероятно, риск санкций по внутренней валюте МВФ ниже, чем по долларам и евро, поэтому теоретически Россия может вступить в такую сделку с Белоруссией», — заключает экономист.

Источник

Почему МВФ так много требует, когда дает стране кредит? И почему Россия не требует ничего?

для получения кредита мвф необходимо. для получения кредита мвф необходимо фото. картинка для получения кредита мвф необходимо. смотреть фото для получения кредита мвф необходимо. смотреть картинку для получения кредита мвф необходимо.

Кредиты от МВФ обычно ассоциируются с «проблемными» странами, у которых практически не осталось иных выходов. Среди таких стран когда-то была и Россия. Все страны, которые получают кредиты от МВФ, обычно должны провести какие-то реформы, и часто – весьма болезненные. Но зачем фонд выдвигает такие требования, и почему страны вынуждены их выполнять? Разбираемся в теме вместе с экспертами.

Чем вообще занимается МВФ

Все примерно представляют себе роль Международного валютного фонда как кредитора для государств. Но государства могут получать кредиты еще и от Всемирного банка, от Европейского банка реконструкции и развития, да и от других государств. У МВФ же роль немного другая, но сначала немного об истории фонда.

Все началось на известной Бреттон-Вудской конференции в США, которая проходила в июле 1944 года. На конференции было решено создать МВФ, спустя полтора года 29 стран подписали устав фонда, капитал которого изначально составил 7,6 миллиардов долларов (это и сейчас много, а по меркам того времени сумма была заоблачная). Уже в 1947-м МВФ начал проводить финансовые операции.

Сейчас в МВФ уже 184 государства, а капитал фонда (сумма долей всех стран) почти достигла 300 миллиардов долларов. Управляет фондом Совет управляющих, в котором представлены все страны-участники, а оперативное управление закреплено за Исполнительным советом, состоящим из 24 директоров. Они выбирают директора-распорядителя, который фактически управляет МВФ.

Кстати, по соглашению между США и Европой на эту должность принято назначать экономистов из стран Западной Европы (хотя сейчас МВФ руководит Кристалина Георгиева из Болгарии). При этом руководителями Всемирного банка обычно назначают американских экономистов.

Основная цель работы МВФ – это обеспечение стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов. То есть, всего, что касается международных валютно-финансовых отношений. Это нужно для того, чтобы предупреждать финансовые и экономические кризисы, не допускать резкого взлета инфляции или слишком сильных колебаний валютных курсов.

Чтобы все это было возможно, за МВФ закреплены 3 основные функции:

Основным инструментом выступает, конечно же, кредитование государств. Такие кредиты могут выдаваться на разных условиях и в разных размерах, но неизменно только одно – МВФ готов давать деньги странам при соблюдении ими определенных условий. Это, с одной стороны, вызывает поток критики (никому не нравятся непопулярные меры), но с другой – обеспечивает возвратность средств (пока из всех государств-заемщиков серьезные просрочки допускали считанные единицы).

Почему к кредитам обязательно идут реформы?

Пока больше всего кредитов от МВФ получили несколько стран: на первом месте Аргентина, потом идут Греция, Украина, Египет, Пакистан, Ирак и Тунис. Это те страны, которые столкнулись в свое время с финансовыми проблемами, и без помощи со стороны МВФ не могли бы с ними справиться.

Почему так происходит, нам объяснил Виталий Манкевич из РАСПП. По его словам, все дело – в популизме властей:

МВФ – это глобальный институт развития. Задача МВФ – помогать государствам проводить экономическое развитие. Обычно к МВФ обращаются не от хорошей жизни, когда экономика страны находится в жестком экономическом кризисе. Обычно этот кризис связан с популистской политикой страны с переходной экономикой и слабыми институтами. Власть и системы управления в таких странах неустойчивы, и держатся на лояльности групп влияния, поэтому лидеры страны обычно покупают лояльность за счет раздачи денег, которых нет: в результате у чиновников, бюджетников, военных и других категорий населения, на которые ориентируется правящий популистский режим, доходы поддерживаются на искусственно высоком уровне, а реальных ресурсов для их выплаты нет, что приводит к печатанию необеспеченных денег и увеличению госдолга.

Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.

То есть, финансовые проблемы часто – следствие неумелой политики государства, когда власти больше заботятся о собственном рейтинге, чем о долгосрочной стабильности. Так, одним из самых ярких примеров такой политики может служить Греция – власти буквально фальсифицировали статистические данные для вступления в ЕС, а потом «проедали» все деньги, которые получали. Итог – кризис и режим жесткой экономии.

МВФ считают «кредитором последней надежды». То есть, фонд кредитует страны, которые не в состоянии найти финансирование где-либо еще, и финансовое положение которых ставит под угрозу существования государства. Таким странам обычно отказывают другие кредиторы из-за низких кредитных рейтингов, но у МВФ свой, особый подход.

Всего у МВФ около 10 программ помощи странам, каждая из которых разработана под определенные условия в зависимости от глубины кризиса. Но для государства-получателя денег все сотрудничество строится примерно по одной модели:

В этом и заключается особая роль МВФ – ее можно кратко описать как «деньги в обмен на реформы». Дело в том, что выдавать деньги «проблемным» странам просто так крайне рискованно, потому что эти страны практически гарантированно не вернут их (а пустят на бюджетные расходы, то есть, «проедание»).

Сами по себе программы МВФ зависят от конкретной ситуации в экономике страны, которая получает деньги. Например, Украина получает кредиты от МВФ, если выполняет два блока условий:

То есть, МВФ выдвигает такие требования, чтобы страна сократила расходы бюджета и обеспечила достаточно условий для возврата кредита. И, поскольку требования МВФ непосредственно касаются выделения денег, правительства с ними обычно не спорят.

Результаты таких программ могут быть разными, говорит Виталий Манкевич:

МВФ дает деньги не просто так, а ожидает их возврата, поэтому для получателя ставится ряд условий, которые по мнению МВФ должны оздоровить экономику. Эти условия получили название Вашингтонского консенсуса. Как правило, МВФ требует роста коммунальных тарифов, сокращения зарплат госслужащих, приватизацию государственных активов, сокращение расходов бюджета, снижение налогов, либерализация рынков. По мнению МВФ эти принципы должны помочь стране начать жить «по средствам» и создать предпосылки для долгосрочного и устойчивого экономического роста.

Однако, реформы не всегда помогают прийти к нужному результату. С одной стороны, мы имеем успешный российский сценарий, когда МВФ давали России деньги после дефолта. Россия сократила госрасходы, снизила налоги и перешла к жесткой бюджетно-налоговой политике, в результате в 2000-е в стране был запущен новый цикл экономического роста, с другой стороны есть соседняя Украина, которая также провела экономические реформы после кризиса 2014-2015 гг., но аналогичных российским темпов экономического роста достичь не удалось.

Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.

Сами по себе кредиты могут быть разных видов, вот некоторые из них:

Каждый конкретный кредит выдается по индивидуальным условиям, но чаще всего МВФ использует программу Stand-By, отмечает Олег Богданов из QBF. Результативность ее может быть разной:

Большинство стран, как правило, использовали кредитную линию SBA, так называемые кредиты «Stand-By». Эта программа действует с 1952 года. Она предполагает краткосрочные заимствования: могут быть 12-24 месяцев, но не более 36 месяцев. Ставка по кредиту, 50 базисных пунктов, берется исключительно за обслуживание. Кредит предназначен для поддержки государств, где осуществляются экономические реформы. Как правило, «Stand-By» таргетирует дефицит бюджета, то есть помогает правительству различных стран ликвидировать финансовые дисбалансы. Поэтому возникают требования по повышению доходной части бюджета. Следовательно, правительству нужно сокращать расходы, резать зарплаты бюджетника, повышать тарифы.

Кредит «Stand-By» выделяется траншами. Если правительство выполняет все условия, то после первого транша идет второй и т. д. Список, стран, которые получали эти кредиты очень большой – от Мальдивов до Украины. Самые большие кредитные линии были предоставлены Мексике 29 млрд. долл., Польше 12 млрд., Ирландии 9 млрд. Понятно, что не везде кредиты «Stand-By» выполнили свою функцию, реформы шли по-разному: успешно в Польше, Венгрии и, мягко говоря, не очень результативно на Украине, которая получила 4 млрд. долларов ещё в 2010 году.

Олег Богданов, ведущий аналитик.

То есть, кредит Stand-By не зачисляется в бюджет, более того, МВФ требует, чтобы бюджет стал более сбалансированным и чтобы правительство не искало дополнительные варианты покрытия дефицита.

Зачисляется же такой кредит чаще всего в золотовалютные резервы, отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Аяз Алиев:

Кредит МВФ основном направлен странам, которым необходимо пополнить свои международные резервы, стабилизировать валюту, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста. Исходя из этого требованием выступает сокращение госдолга, расходов бюджета, соответственно сокращение выплат бюджетникам, снижение расходов на защиту природы, расходов на образование, медицину являются основными инструментами сокращения расходов бюджета.

Аяз Алиев, к. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Другими словами, деньги МВФ нельзя просто взять и направить в доходы бюджета – они попадают в экономику через банковскую систему, что дает дополнительные гарантии возвратности.

Нужны ли вообще кредиты МВФ?

МВФ, как сказано выше, не просто выдает деньги – фонд помогает странам выйти из сложного финансового положения. В перспективе это должно пойти на пользу всем жителям страны, но есть и минус – без непопулярных мер здесь обойтись невозможно. Поэтому помощь от МВФ часто воспринимается неоднозначно, тем более что есть как положительные, так и отрицательные примеры.

Примерно с 80-х годов МВФ поставил кредитные программы практически на поток. Например, в Польше и Венгрии в начале 90-х годов именно помощь от МВФ стала залогом успешности рыночных реформ, которые далеко не всегда воспринимались положительно. Но тогда же не состоялась программа сотрудничества со Словакией.

Среди положительных примеров обычно называют такие страны:

Хотя были и не очень удачные примеры, чаще всего такими считают сотрудничество МВФ со странами Латинской Америки – Боливией, Мексикой и Аргентиной. Именно Аргентина сейчас лидирует по уровню долгов перед МВФ, и ее называют самым неудачным примером. Так, МВФ выставил жесткие требования к властям при выдаче кредита, но затем практически не контролировал их исполнение. В это время местные власти искусственно удерживали курс валюты на низком уровне, расходуя на это золотовалютные резервы. В итоге валюта обрушилась, когда резервы опустели, а страна пережила серию дефолтов и годы галопирующей инфляции.

При этом сотрудничество МВФ с Россией оказалось на редкость успешным. Страна входит в МВФ с 1992 года, и за это время получила от фонда 22 миллиарда долларов. Уже в апреле 1992-го была разработана первая программа помощи России в форме кредита Stand-By на 3 миллиарда долларов. Россия получала транш за траншем вплоть до 1994 года, когда страна оказалась не в состоянии выполнить очередные требования.

Сотрудничество возобновилось в 1995 году, причем власти пообещали сократить дефицит бюджета до 6% ВВП, инфляцию – до 1% в месяц, устранить внешнеторговые льготы и снять ограничения на внешнюю торговлю (в том числе временно отменить пошлины на нефть). В 1996-м Россия получает крупнейший на тот момент кредит в 10,1 миллиардов долларов (правда, получила страна от него только 5,8 миллиардов). Условия – дальнейшее снижение бюджетного дефицита, инфляции, отмена пошлин на экспорт нефти и газа

Программа была заморожена в 1998-м из-за дефолта по внутреннему долгу, но затем сотрудничество продолжилось. Последний транш Россия получила в июле 1999 года.

С 2000 года страна не обращалась за новыми кредитами в МВФ, а взятые ранее были погашены досрочно в 2005 году. С тех пор Россия даже стала государством-донором, а ее квота в общем объеме прав заимствований была увеличена.

При этом соседняя Белоруссия не смогла получить кредит от МВФ из-за неприемлемых условий, отмечает Аяз Алиев:

России в 1992 году МВД предоставил кредит на сумму 1 млрд. долл. для покрытия дефицита бюджета. При этом условие было сохранение дефицита бюджета в рамках 5% ВВП и инфляции на уровне ниже 10%. Таких кредитов было предоставлено несколько до 1998 года. Невозможность выполнения своих обязательств и плохой сбор налогов привели к тому, что помощь от МВФ была заморожена. Россия с 2000 года больше не обращалась за кредитом в МВФ.

Иной пример – это кредит Белоруссии. Белоруссия обращалась в фонд за кредитом на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. МВФ потребовало реализовать реформ в экономике., в частности развивать конкуренцию на товарных рынках. Белоруссии не удалось договориться по кредиту, т. к. условия осторожной денежно-кредитной политики для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности были неприемлемы.

В целом невыполнение требований МВФ может привести к экономическому давлению на страны, которые просили кредит, к сокращению пакета помощи. Серьезного давления Россия не ощутила, размер помощи был несколько снижен и к 2005 году Россия полностью погасила свои долги перед МВФ.

Аяз Алиев, к. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Другими словами, в сотрудничестве с МВФ возможен разный исход – как успешное выполнение всех реформ и уверенный экономический рост, так и неудача с последующей стагнацией и обеднением населения.

И не в последнюю очередь результат зависит от властей страны и того, согласны ли они идти на жесткие непопулярные меры, чтобы добиться улучшений в долгосрочной перспективе.

Почему Россия выдает кредиты без дополнительных условий?

Россия – щедрая душа, как знают многие, и готова кредитовать другие страны. Часто эти кредиты не возвращаются (или возвращаются за счет других кредитов – причем тоже выданных Россией). Но при этом кредиты другим странам Россия всегда выдает по решению высшего руководства – главы правительства или президента. И здесь, скорее всего, есть свои особенности.

В «наследство» от СССР Россия получила долги других стран по выданным кредитам. Как правило, СССР кредитовал развивающиеся страны, часто – в Африке или Латинской Америке. Для Советского Союза такие кредиты выполняли 2 основные функции:

После распада СССР большинство должников не смогли обслуживать свои долги уже перед Россией, и почти всем из них Россия эти долги списала. В этом часто упрекают власти – дескать, миллиарды долларов долгов перед Кубой могли бы пригодиться Россиянам. Реальная причина списания немного иная – у той же Кубы попросту нет денег на выплату этого долга, а списание обязательств дает возможность российскому бизнесу работать на местных рынках.

Что касается новых долгов, здесь почти всегда замешана политика. Самый яркий пример – соглашение о кредите на 15 миллиардов долларов Украине в 2013 году. На тот момент действующий президент Виктор Янукович постепенно терял влияние в своей стране, а экономика уже как минимум 2 года находилась в предкризисном состоянии. Но Россия не потребовала от Украины никаких реформ – что должно было выгодно отличать «российский» путь от «европейского». Что было потом, все и так знают – Россия успела выдать только 3 миллиарда долларов, которые до сих пор никто не увидел.

По аналогичной схеме выдаются и кредиты Белоруссии – например, на строительство Белорусской АЭС было выделено 10 миллиардов долларов (при том, что и строит ее Россия), а Александр Лукашенко даже заявлял, что на строительстве сэкономили и «лишние» 3 миллиарда долларов можно было бы направить на другие цели. А совсем недавно, уже после старта массовых протестов по всей стране, Белоруссия получает от России новый кредит на 1,5 миллиарда долларов.

Оба этих примера были бы невозможны в случае с кредитованием от МВФ – Украина не получила бы такую сумму без условий по реформам, а Белоруссия не получила бы кредит вообще, поскольку статус Лукашенко в мире более чем спорный.

Но для России основная цель таких кредитов – наращивание политического влияния, и это почти всегда достигается. Жаль, что за счет российских налогоплательщиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *