додо пицца форма организации
«Додо Пицца»: история успеха, развитие компании, руководство и принципы работы
История проекта «Додо Пицца», как и любого крупного бизнеса, представляет особый интерес. Почему? Потому что началась она с небольшой пиццерии в Сыктывкаре. А сейчас у Федора Овчинника – основателя проекта – имеется более 230 заведений. И не только в России! Сегодня «Додо Пицца» есть в США, Китае, Литве, Эстонии, Румынии, Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане. Как же начинался этот масштабный бизнес?
Биография Федора Овчинникова
Следует немного рассказать о том, кто такой Федор Овчинников, прежде чем переходить к истории «Додо Пиццы», чтобы понимать, как она начиналась. Федор Овчинников родом из Сыктывкара: сначала он закончил школу №12, а потом местный Государственный университет, получив специальность историка. Молодой человек изучал этнографию и археологию.
Когда ему было 21, он приступил к созданию собственного бизнеса. Хотя друзья с родителями его отговаривали. Да и ни один банк не одобрил ему кредит для открытия книжного магазина. Но Федора это не остановило. Он сменил тактику и взял в Сбербанке ссуду – якобы на неотложные нужды. Ему дали 400 000 руб. «на ремонт квартиры», и еще 100 000 удалось занять у знакомых.
На рекламу средств не осталось. Юноша завел блог, начал рассказывать о пути открытия торгового помещения. Читателям понравилось наблюдать за шагами молодого предпринимателя – аудитория стала расширяться.
В 2006-м он открыл магазин, назвав его «Сила Ума». Аудитория из блога направилась за покупками. Федор развивал бизнес, регулярно поставлял редкие и новые книги. Вскоре у него появились инвесторы. Молодой человек расширился до сети из 8 магазинов. Уже спустя 3 года оборот компании Федора превысил сумму в 2 000 000 долларов.
Но в 2008-м случился кризис. Интересы учредителей разошлись. Овчинникову пришлось продать свою долю чуть ли не за бесценок.
Однако успешный бизнесмен отличается тем, что никогда не опускает руки. Даже в случае неудачи. Федор снова занял крупную сумму. И именно на эти деньги он открыл первую «Додо Пиццу». История компании началась с кредита.
Идея проекта
У Федора уже был опыт в сфере общепита. Одно время он в течение полугода работал в санкт-петербургском кафе.
Историю развития «Додо Пиццы» Федор также описывал в своем блоге, как это было с книжным магазином. Молодой человек рассказывал обо всех нюансах, тщательно расписывал затраты и доходы. Сам он принимал непосредственное участие – замешивал тесто, иногда даже мыл полы.
Его идея была в создании пиццерии не совсем обычного формата. «Изюминка» заключается в тотальной открытости заведения. Можно сказать, что в этом и есть секрет успеха «Додо Пиццы». Во всех кухнях установлены веб-камеры, что дает возможность каждому желающему понаблюдать за работой сотрудников, убедиться в свежести продукции и в соблюдении санитарных норм.
Маркетинговая стратегия
Рассказывая об истории успеха «Додо Пиццы», нужно затронуть вниманием важнейший нюанс бизнеса – маркетинговую стратегию.
Здесь нет замыленного, всем привычного «Мы готовим по классическому итальянскому рецепту». Предприятие основано на пресловутой открытости. И она есть во всем – начиная от блога компании и заканчивая столом, на котором замешивают тесто.
Также проводятся свободные экскурсии по кухне, ведутся онлайн-трансляции приготовления блюд, соблюдается строгий тайминг. Это и есть концепция бизнеса – открытого и честного.
Но вообще, стратегия классическая. Ее принцип таков: надо выйти на рынок, привлечь к себе клиентов и суметь удержать их. И в этом сложность. История бизнеса «Додо Пицца» восхищает потому, что Федор, заняв более чем конкурентную нишу, сумел в ней преуспеть. Компания делает ставку не только на еду, но и на чувства, испытываемые клиентами, находящимися в ее заведениях.
Специфика обработки заказов
Продолжая изучать историю бренда «Додо Пицца», нужно отметить вниманием еще одну особенность. И это – Dodo IS. Так называется система браузера, являющаяся «ядром» работы компании. Если кратко, то вот, как она работает:
Интересно, что Федор со своей командой создавал данную программу для «Додо Пиццы» с нуля. От истории с ее программированием его вновь начали все отговаривать. Зачем, если уже имеются готовые решения? Федор Овчинников привел весомые аргументы:
В общем, данная система управляет всем бизнесом в целом и повышает эффективность как отдельных пиццерий, так и сети.
Проблемы и риски
О них тоже необходимо упомянуть, рассматривая историю успеха «Додо Пиццы». Главная проблема в том, что с 2011 года, с самого появления компании, многие начали просто копировать ее бизнес-модель, предлагаемые продукты и маркетинг. В этом, кстати, минус пресловутой открытости.
Впрочем, кое-что конкуренты скопировать не сумели. В 2014 году именно компания «Додо» организовала первую в мире доставку пиццы с помощью коптеров. Это была совместная пиар-акция с предприятием Copter Express. Эта новость облетела весь мир.
К тому же у «Додо Пиццы» есть то, чего нет у конкурентов – идейный, известный, харизматичный лидер, который помогает открываться на новых рынках. Потому что практически везде есть люди, знающие Федора, следящие за его деятельностью.
Франшиза
Раз речь идет об истории «Додо Пиццы», основателе компании, а также обо всех особенностях данного бизнеса, то и тему франшизы необходимо упомянуть. Людям, желающим открыть свое заведение, предоставляются такие условия:
Заведение можно открыть в одном из трех форматов. Но надо понимать, что и объем инвестиций будет отличаться. Можно открыть доставку (6 млн), семейную пиццерию (8 млн) или городскую (9 млн).
В рамках темы, касающейся истории «Додо Пиццы», надо отметить, что компания внимательней следит за своими партнерами, чем за конкурентами. Франчайзеры должны соблюдать правила и устав фирмы, но в остальном ограничений нет. Они могут устраивать любые рекламные акции.
Более того, если какой-нибудь партнер разработает уникальное предложение, компания внедрит его во всю сеть, демонстрируя лучший опыт. Также он будет поощрен.
Обучение
Да, его придется пройти. Для партнеров сети создан учебный центр «Додо Пиццы», находящийся в Сыктывкаре.
Обучение длится 1 месяц, и за это время франчайзер вникает в принципы работы в сети, занимается составлением бизнес-плана, а также разрешает специально смоделированные критические ситуации. Это помогает ему набраться опыта и в дальнейшем стать грамотным руководителем.
Такое обучение невероятно полезно. Это – полное погружение. Человека не отвлекает ровным счетом ничего. За 1 месяц, проведенный в учебном центре, он успевает намного больше, чем за полгода у себя дома, в зоне комфорта.
И, кстати, теория дополняется практикой. Каждый франчайзер успевает поработать на учебной кухне. Там он осваивает весь рабочий цикл, а также понимает, каково работать в «Додо Пицце» кулинарным технологом.
Вкалывать придется. Потому что бизнес не может стать преуспевающим без участия и развития предпринимателя.
Суть бизнеса – в пицце
Выше было многое сказано об истории создания «Додо Пиццы». О каких еще особенностях данного бизнеса можно поведать?
Сила каждого заведения этой сети – в доставке. Курьер должен «уложиться» в 60 минут. Если он не успевает, то клиент получает свою пиццу бесплатно.
А у пиццерий с залом имеется оригинальный формат, называющийся «доставка до кассы». Официантов в заведениях нет – гостям отдают пиццу прямо в коробке. Такой подход оптимизирует работу, а еще благодаря ему заведения «Додо Пиццы» не ассоциируются у людей с ресторанами. Во всех пиццериях царит особая, веселая и уютная атмосфера.
Действительно, уникальная вышла история у «Додо Пиццы». Основатель взял существующую, популярную бизнес-модель и улучшил каждый ее аспект. Но главное, все-таки, это вкусный продукт.
Пиццу готовят во многих заведениях. И, в принципе, везде она горячая, ароматная и вкусная. Но во многих местах качество пиццы напрямую заявит от того, кто ее готовит. Получается своеобразная лотерея.
А вот компания «Додо» создала систему, благодаря которой любой сотрудник может приготовить стабильно вкусную пиццу всего лишь за 12 минут. И это – со свежим замешиванием теста! Замороженное никогда не используется. И да, талант с мастерством играют свои роли, но на кухне все опирается на формулы и стандарты. Рецепты очень сбалансированные и технологичные – им легко следовать.
К тому же на кухнях «Додо Пиццы» действуют жесткие стандарты по работе с тестом и выпечкой. Погрешность составляет всего лишь 3 грамма и 1 градус.
Контроль качества
Он играет немаловажную роль. Его тоже нужно отметить вниманием, рассказывая о том, какая у данного бизнеса история. «Додо Пицца» (в Тольяти, Сыктывкаре, Москве, да и в любых других городах) славится своим отменным качеством.
Оно контролируется всегда. В каждую пиццерию приходят тайные покупатели – по 8 раз в месяц. Они заказывают блюдо на дом, чтобы оценить его качество по 118 критериям. В анкете множество пунктов: начиная от вежливости кассиров и заканчивая цветом корочки теста.
Еженедельно их отчеты проверяются, и на основании полученных сведений руководство ставит пиццериям оценки. Рейтинг публикуется на сайтах партнеров. Лучшим заведениям начисляются бонусы. Если же пиццерия систематически получает низкие оценки, то ее закрывают.
Но не все так жестко. Если пиццерия действительно имеет проблемы с качеством, то руководство поможет исправиться. Из сети исключают лишь те заведения, владельцы которых намеренно пренебрегают требованиями и, самое главное, доверием клиентов.
Ведь качество действительно важно. Люди приходят не только за пиццей, но еще за сервисом, за атмосферой. В каждом заведении гостей окружают заботой, чтобы оно стало для них любимым местом отдыха.
Помощь франчайзерам
Удобство основания бизнеса по франшизе в том, что уже все продумано заранее. Предпринимателю во всем помогает компания.
Вот, к примеру, дизайн. В каждой «Додо Пицце» гости должны чувствовать себя уютно и весело. Для создания располагающей к этому атмосферы нужен особый интерьер, грамотно организованное пространство и поддержание чистоты.
И в первых двух пунктах бизнесмену помощь обеспечена. Дизайнеры компании создают проект интерьера под его помещение. Специалисты сделают пространство функциональным и уютным, учитывая все нюансы освещения и зонирования. Даже маленький зал покажется вместительным и эргономичным.
Удобна и предлагаемая модель маркетинга. Ведь она «заточена» под повторное привлечение гостей, на совершение ими покупок вновь. Компанией уже разработаны сезонные предложения, вводимые каждые 2 месяца. Владельцу заведения нужно их лишь внедрить.
Также не нужно думать о разработке бонусной программы – она уже есть и успешно работает. Имеется и масса других вспомогательных моментов, о которых нельзя не упомянуть:
И, конечно же, кроме всего этого? у компании имеется своя база знаний франчайзи. Это не просто учебник, рассказывающий об управлении пиццерией.
База является настоящей платформой для обмена опытом. Все франчайзеры общаются друг с другом, делятся успехами и советами, выдвигают новые идеи. Все направлено на улучшение системы в целом, а также на стабильное совершенствование стандартов.
Вот такая интересная история «Додо Пиццы». От нуля до миллиарда – нереально? Пример Федора Овчинникова доказывает обратное. Как говорит он сам: «Не надо слушать людей, уверяющих, что в нашей стране нельзя заниматься бизнесом. Возможно, в России еще не созданы идеальные условия для предпринимательства, но если сидеть сложа руки, то будет лишь хуже. Нужно действовать, пытаться, а также осуществлять свои мечты. Только так удастся стать успешным».
ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ
Компания ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ» зарегистрирована 26.02.2013 г. в городе СЫКТЫВКАР. Краткое наименование: ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ. При регистрации организации присвоен ОГРН 1131101001844, ИНН 1101140415 и КПП 110101001. Юридический адрес: РЕСПУБЛИКА КОМИ ГОРОД СЫКТЫВКАР ПРОСПЕКТ ОКТЯБРЬСКИЙ ДОМ 16.
Петелин Андрей Алексеевич является генеральным директором организации. Учредители компании — КОМПАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДИПИ ГЛОБАЛ ГРУП ЛИМИТЕД». Среднесписочная численность (ССЧ) работников организации — 338.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ» по ОКВЭД: 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Общее количество направлений деятельности — 25.
За 2020 год прибыль компании составляет — 187 990 000 ₽, выручка за 2020 год — 1 720 797 000 ₽. Размер уставного капитала ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ» — 10 000 ₽. Выручка на начало 2020 года составила 1 358 746 000 ₽, на конец — 1 720 797 000 ₽. Себестоимость продаж за 2020 год — 1 284 268 000 ₽. Валовая прибыль на конец 2020 года — 436 529 000 ₽. Общая сумма поступлений от текущих операций на 2020 год — 1 730 823 000 ₽.
На 19 ноября 2021 организация действует.
У компании ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ» есть торговые марки, общее количество — 16, среди них ДРИНКИТ, DODO BRANDS, DRINK IT, ДРИНКИТ КИТ, СТАРТЕР, ДОДО, DODO, КЕБСТЕР, ДОДСТЕР, ДОДО ПИЦЦА, DODOBRANDS.COM. Первая торговая марка зарегистрирована 27 сентября 2012 г. — действительна до 29 сентября 2021 г. Последняя торговая марка зарегистрирована 10 июня 2021 г. и действительна до 25 февраля 2030 г.
Юридический адрес ДОДО ФРАНЧАЙЗИНГ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.
«Додо пицца» сменила название головной компании на Dodo Brands
Содержание
Собственники
История
Страхование от киберрисков в «Сбербанк страхование»
Открытие пиццерии без касс в Китае
«Додо Пицца» открыла «пиццерию будущего» в Ханчжоу
Для сокращения времени приготовления пиццы до 3-4 минут будет использоваться специальная «предвыпеченная» по итальянской технологии основа. Тесто для нее изготавливается вне пиццерии, что позволит экономить на площади кухни и, соответственно, на стоимости аренды, позволяя выбирать более дорогие локации с большей проходимостью. Меню также было адаптировано к особенностям рынка: появились такие вкусы как, к примеру, угорь с сыром тофу и утка с мандаринами.
Меню пиццерии адаптировано к особенностям рынка
Для новой пиццерии был разработан футуристичный дизайн-проект с аудиовизуальным оформлением пространства
«Додо Пицца» вернула себе ошибочно списанные 10 млн рублей
29 декабря 2016 года компании «Додо Пицца» удалось вернуть себе 10 млн рублей, которые из-за сбоя в системе ошибочно были переведены клиентам по всей России за уже оплаченные заказы.
Случай был совершенно нетипичным, говорит основатель и гендиректора компании Федор Овчинников : «Первый анализ показал, что шансы вернуть 10 миллионов были очень низкие. Нависла реальная угроза потери огромной для нашей компании суммы. Все усугублялось тем, что до новогодних праздников оставалось меньше недели. Из-за нашей ошибки деньги вернули наши франчайзи. Мы были готовы сделать все, чтобы у наших партнеров не произошли кассовые разрывы перед самым Новым годом ».
Как именно была решена проблема, в «Додо Пицца» обещали рассказать позднее.
Стоит отметить, что не все клиенты компании остались довольны такой ситуацией, несмотря на объяснения «Додо Пиццы» в sms.
Из-за сбоя в системе «Додо Пицца» ошибочно вернула клиентам 10 млн рублей
Он поясняет, что 23 декабря сайт «Додо Пиццы» отменил более 10 тысяч транзакций клиентов, которые оплатили свои заказы банковскими картами с 16 по 23 декабря на общую сумму около 10 млн рублей. Сумма заказа автоматически вернулась на карты клиентов. Оплата на сайте производится с помощью сервиса « Яндекс.Касса ».
Основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников впервые столкнулся с техническим сбоем ценой в 10 млн рублей
Некоторые клиенты готовы были вручную вернуть по ошибке переведенные им деньги. Однако, как поясняют в «Додо Пицца», в компании пытаются решить ситуацию без участия со стороны клиентов.
Как открыть пиццерию по франшизе
На примере «Додо-пиццы»
Мы начинаем цикл статей о франшизах: как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается.
Сегодня — пицца, а в будущем — кофейни, торговля, услуги, детские центры и многое другое. Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.
Герой: Станислав Семионов, «Додо-пицца»
Место: Долгопрудный, Москва, Коломна
Что дает франшиза: технологию, проект пиццерии, рецепты, подключение к информационной системе «Додо ИС», сайт, приложение для мобильных устройств, маркетинг, услуги единого колцентра, обучение, базу знаний
Первоначальный взнос: 350 000 Р + НДС
Прогноз окупаемости: от 1 года
Чем занимается сеть
«Додо-пицца» запускает пиццерии. Первое заведение открыл предприниматель Федор Овчинников в 2011 году. Франшиза появилась через два года.
Почему выбрал именно этот бизнес
До того как открыть бизнес по франшизе, Станислав был руководителем рекламного агентства. По приглашению основателя «Додо-пиццы» Федора Овчинникова он поехал в штаб-квартиру в Сыктывкар — посмотреть, как все устроено. Ему все понравилось.
Во всех пиццериях работают камеры, чтобы клиенты видели, как готовится конкретно их пицца. Камеры в пиццериях помогают следить за качеством и превращают приготовление пиццы в реалити-шоу.
Как запускал
«Додо-пицца» решила не идти с франшизой сразу в города-миллионники, а сначала сфокусироваться на городах с населением около 100 тысяч человек. Станислав решил попробовать запуститься в Долгопрудном, в 5 км от Москвы. В студенческие годы он учился там на физтехе. Тогда доходы жителей были выше среднего, общепита мало, а студентов много.
Открытие обошлось в 13 млн рублей. В «Додо-пицце», например, действует программа привлечения инвесторов, которая работает со второй точки (сначала предприниматель должен доказать свою состоятельность). Около 90% пиццерий «Додо-пиццы» предприниматели открыли на заемные и инвесторские деньги. Станислав привлекал средства на четыре из десяти открытых им пиццерий.
С какими проблемами столкнулся
Полгода искали место. Открывали сайты с недвижимостью, обзванивали собственников. Когда такое помещение наконец нашлось, еще полгода ушло на ремонт и закупку оборудования.
Со временем требования к площади изменились. Ребята из «Додо-пиццы» научились делать компактные кухни, так что теперь хватает помещения площадью 150 квадратов. На них спокойно расположится семейная пиццерия с детской комнатой.
Стоимость аренды такого помещения составляет 200—400 тысяч рублей в месяц. Но пока длится ремонт, предприниматель до открытия успевает заплатить за 2—3 месяца аренды. Еще необходимо внести депозит.
Станислав быстро понял, что руководить одной точкой ему неинтересно. В сетевом бизнесе расходы на управление ниже, и вторую пиццерию Станислав собирался открыть в Москве. Управляющая компания уже начала запускать франшизы в городах-миллионниках, но Москва стояла последней в списке. Шесть месяцев он ждал, пока дадут добро.
Результат
За несколько лет Станислав открыл 10 пиццерий в Долгопрудном, Москве и Коломне. Накопленный опыт помогает. Например, Станислав понял, что бывает проще снести все к чертям, чем перестраивать готовое помещение. Если открывать точку в торговом центре, то почти не будет расходов на фасад. Если там раньше уже был общепит, то можно сэкономить еще и на вытяжке.
Бюджет открытия одной пиццерии площадью 150—180 м² составляет 11—15 млн рублей до достижения точки безубыточности. В регионах можно уложиться в 6—8 млн рублей, если работать на более простом оборудовании и делать ремонт попроще.
Открываться на фуд-корте еще дешевле — 5—6 млн рублей. Предприниматели, открывающие пиццерии в регионах с низкой конкуренцией, иногда выходят в плюс с первого месяца.
Советы
Изучайте, как правообладатель франшизы взимает ежемесячные платежи (роялти) и к чему эти выплаты привязаны. Если речь идет о микробизнесе, можно рассмотреть фиксированные выплаты, но такие франшизы ближе к самозанятости, а не к бизнесу.
Если хотите строить большой бизнес, лучше изначально выбирать варианты с выплатой роялти в виде процента от выручки.
Анализируйте истории других франчайзи. Боль многих франшиз: предприниматель купил франшизу, разобрался, что к чему, а через год-два сменил вывеску и прекратил платить роялти. Если таких кейсов в сети много, значит, франшиза не дает никакой ценности и предпринимателю проще потом развивать собственный бренд.
Общая характеристика ООО «Додо пицца» и анализсистемы нематериального стимулирования персонала
Общество с ограниченной ответственностью «Додо Франчайзинг» зарегистрировано по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, Октябрьский проспект, дом 16 и действует с 26 февраля 2013 года.
Основным видом деятельности является поставка продукции общественного питания, деятельность ресторанов и кафе, розничная торговля по заказам, а также консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, создание и исполнение баз данных и информационных ресурсов, рекламная деятельность, предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу и др. Данная организация работает по 23 направлениям и размер ее уставного капитала составляет 10000 рублей. Организация не имеет филиалов.[21]
В следствие того, что офис и большая часть персонала ООО «Додо Франчайзинг» находится в городе Москва – анализ персонала был проведен по обществу с ограниченной ответственностью «Пицца Венчур», зарегистрированному по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 85. ООО «Пицца Венчур» и ООО «Додо Франчайзинг» имеют общего учредителя – это общество с ограниченной ответственностью «Дипи Глобал Груп Лимитед». Основным видом деятельности ООО «Пицца Венчур» является «деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания».[22] Кроме того, компания работает еще по 18 направлениям. Размер уставного капитала составляет 10000 рублей и зарегистрирована организация 28 января 2011 года.
В ООО «Пицца Венчур» высшим органом управления является общее собрание участников, а руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом в лице директора, который в свою очередь подотчетен общему собранию участников.
Рассмотрим основные функции единоличного исполнительного органа:
-решает вопросы, которые связаны с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников Общества;
-действует от имени Общества без доверенности, также представляет его интересы и совершает сделки;
-выдает доверенности на право представительства от имени Общества;
-издает приказы о назначении на должность работников Общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
-осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральным законом Российской Федерации № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»[23] или Уставом[24] к компетенции общего собрания участников организации.
Проведя анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности мы выяснили, что значительный удельный вес в бухгалтерском балансе занимают долгосрочные и краткосрочные обязательства, которые могут негативно сказаться на деятельности организации. По отчету о финансовых результатах можно сказать, что в 2016 году по сравнению с 2017годом увеличился убыток организации, следовательно, возникает необходимость привлечения заемных средств.
Организационная структура ООО «Пицца Венчур» представлена в Приложении 1.
Управление представлено директором; исполнительным директором, основной задачей которого является осуществление оперативного управления работой фирмы (планирование, организация работ, контроль, обеспечение мотивации).[25]
Также в штат управления входят:
-менеджер по обучению;
-региональный управляющий (руководитель пиццерий и координатор их работы)
Как и в любой другой организации «Пицца Венчур» имеет движение штата, происходящего вследствие различных причин. Данные динамики персонала представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Динамика персонала за 2015-2017 гг., чел.
Показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Среднесписочная численность персонала, чел. | |||
Количество принятых, чел | |||
Количество уволенных, чел |
Как видно из данной таблицы среднесписочная численность в 2016 году значительно увеличилась по сравнению с 2015 годом, это связано с открытием в 2016 году с открытием новой пиццерии. В 2017 году показатели почти не изменились.
Анализ данных за период 2015-2017 гг. по приему и увольнению показал, что основная причина увольнения работников – это собственное желание, в следствие того, что основная доля персонала – это студенты, которые не всегда могут совмещать учебу с работой.
Списочная численность персонала по приему-увольнению, текучести, показал, что увольнение в анализируемом периоде один раз превышает над численностью по приему работников. В результате постоянного приема и увольнения работников состав персонала и текучесть все время меняются.
Рис.2. Структура персонала по полу за 2015-2017 гг., %.
Данные, которые представлены на рисунке 3, свидетельствуют о том, что основную долю в структуре персонала по категориям за анализируемый период составляют рабочие – 91% от общей численности всех работников, а численность руководителей, специалистов и служащих – 9%.
Рис. 3. Структура персонала по категориям, %.
Рис. 4. Структура персонала по возрасту за 2015-2017 гг., чел.
Таким образом, изучив численность персонала, структуру, его качественный состав по полу и возрасту можно сделать вывод, что 91% персонала – это рабочие (представляющие персонал пиццерий). За анализируемый период в половой структуре персонала преобладали женщины. По возрасту самой многочисленной группой была категория в возрасте до 25 лет (примерно 80% за представленные периоды), это свидетельствует о том, что организация достаточно молодая, так как, в основном, в ней работают студенты.
В ООО «Додо Пицца» развита система как материальной, так и нематериальной мотивации.
В данной организации принято «Положение об оплате труда и премировании работников»[26], где прописаны:
-размер заработной платы (исходя из часовой тарифной ставки в размере, согласно штатному расписанию);
Под премированием предусматривается возможность начислений стимулирующего характера – премий (бонусов) за произведенные результаты, профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. В соответствии с положением, премирование направлено на усиление материальной заинтересованности и повышения ответственности работников за выполнение уставных задач, своевременное и качественное выполнение своих трудовых обязанностей.
Что касается нематериального стимулирования в компании – необходимо отметить, что в ООО «Додо Пицца» каждый месяц проводится конкурс «Лучший сотрудник месяца» отдельно по группам должностей. Процедура данного конкурса предполагает собой взаимную оценку сотрудников в контрольном листе наблюдений (КЛН) по разработанным критериям (чистота пиццерии, работа в горячем цехе и другое). По итогу каждый сотрудник имеет личный рейтинг, на основании которого управляющий назначает премию или моральное поощрение в виде подарков (сертификат на пиццу, промо-коды на кофе и другое)
Также, в организациисуществует личная программа развития. Чтобы замотивировать сотрудников к развитию в компании «Додо Пицца» разработала упрощающую обучение новой должности программу. В пиццерии обычно работают около 4 менеджеров, каждый из них отвечает за свою смену. Как правило, менеджеры – это будущие управляющие пиццерии, и для того, чтобы морально подготовить их к этой роли «Додо пицца» внедряет программу развития. Это означает, что все обязанности будущего управляющего разбиваются на блоки, каждый из которых поручается сотрудникам.
Например, один из управляющих начинает отвечать за Рейтинг продукта – каждую неделю анализируя его результаты, делает выводы и находит решения по существующим проблемам Рейтинга. Другой менеджер параллельно изучает направление учета – занимается ревизиями, ведет счет потерь, совершает заказы продуктов и напитков, также следит за отклонениями так далее.
По итогу, через 3 месяца менеджеры меняются обязанностями. Таким образом, через какое-то время пиццерия получит сразу четырех подготовленных управляющих, готовых в любой момент занять эту должность.
Более того, в молодую и быстроразвивающуюся компанию приходят, как правило, сотрудники, для которых одна из основных целей в жизни – это саморазвитие, желание идти в ногу с временем, расширять свой кругозор. Для таких сотрудников компания также предоставляет сертификаты на углубленные курсы английского языка.
В данной организации достаточно высокая текучесть кадров, в среднем сотрудники работают в компании от 6 месяцев до года, и поэтому работникам, проработавшим пять лет в организации, торжественно вручают серебряные значки с логотипом «Додо пиццы».
И тем не менее, в данной организации существует проблема – руководство офиса считает, что моральные поощрения никак не стимулируют сотрудников, по их мнению, это пустая трата времени и денег, что нематериальное стимулирование больше подходит для работы государственных учреждений.
Для того, чтобы более детально изучить данную проблему, мы провелианализэффективности морального поощрения путем анкетного опросасотрудников ООО «Додо пицца».
В анкетном опросе, состоящем из 10 вопросов, принимали участие 55 респондентов из 139 работников ООО «Пицца Венчур», что составляет 40% от общего количества сотрудников. Респондентами являются сотрудники бухгалтерии, КЦ, а также рабочие самих пиццерий – пиццемейкеры. По данным проведения анализа результатов анкетирования было выявлены следующие данные:
Средний стаж сотрудников ООО «Додо Пицца» составляет от 2 месяцев до года.
Рис.5. Стаж работы в «Додо Пицца», чел.
Как видно из диаграммы, превалирует количество сотрудников, проработавших в компании меньше года. Количество работников, стаж которых составляет менее 6 месяцев, практически не уступает первой группе.
Далее, мы выяснили, что 52,7% сотрудников не перешли бы работать на другое предприятие, если представилась возможность. Но 31% работников могли бы перейти в другую организацию при определенных условиях:
-более высокий уровень заработной платы;
-более высокая должность;
-для личного развития.
Также, нами был рассмотрен такой фактор, как обратная связь от сотрудников и было выявлено, что 92,3% работников могут позволить себе беспрепятственно выражать свое мнение, высказывать свои идеи и предложения руководству.
Обратная связь является одним из главных факторов при успешном управлении персоналом, в «Додо Пицца» данному направлению уделяют значительное внимание, руководство всегда старается прислушиваться к идеям персонала для эффективной организации рабочего процесса.
Далее, следует отметить аспекты работы в «Додо Пицца», неудовлетворяющие сотрудников, они представлены на рис. 6.
Рис. 6. Неудовлетворительные аспекты работы в «Додо Пицца», %.
Из пяти предложенный вариантов, самые популярные ответы представлены на рисунке 6. Из данной диаграммы видно, что самый неудовлетворяющий работников фактор является ненадлежащая система поощрения сотрудников, включающая в себя как материальное, так и моральное стимулирование.
Но при этом, работниками был выбран ряд аспектов, которые они считают важными для успешной трудовой деятельности.
Рис. 7. Важные аспекты в работе для сотрудников, %.
Самым важным фактором в работе для сотрудников, несомненно, является достойная заработная плата, но, также, не менее значительным являются и элементы, обеспечивающие комфортный социально-психологический климат, проявляющиеся в таких факторах как доброжелательные отношения руководителей с подчиненными, возможность честным трудом заслужить уважение и доверие от руководства, а такженаличие дружного коллектива. Но не всегда важные для работников аспекты присутствуют в организации, например, доброжелательные отношения руководства с подчиненными не всегда могут быть реализованы в следствие активного рабочего процесса, часто могут возникнуть недопонимания, неудовлетворенность отсутствием морального поощрениями и т.д.
Следует отметить, что 47,3% сотрудников действительно нуждаются в нематериальном поощрении, так как утверждают, что в организации его нет или выражено недостаточно интенсивно.
Рис. 8. Оценка сотрудниками морального поощрения в организации, %.
Неэффективным моральное стимулирование считают 21,8% работников, это говорит о том, что руководство действительно не считает нужным тратить время и деньги для морального поощрения сотрудников, даже учитывая тот факт, что для работников это является таким же важным фактором, как и материальное стимулирование.
Сотрудники обозначили некоторые виды морального поощрения, которые они хотели бы видеть в «Додо Пицца».
Рис. 9. Наиболее желаемые формы морального поощрения, %.
Исходя из результатов анкетирования было выяснено, что 80% сотрудников считают наилучшим моральным поощрением – благодарность, оформленную приказом с занесением в трудовую книжку, а 67,27% работников отметили похвалу от руководителя не менее значимым фактором. Присвоение звания «Лучший работник» отметили 45,45% персонала, так как обычно, многие сотрудники действительно вносят значительный вклад в рабочий процесс организации, но руководство, как правило, не выделяет их заслуги перед остальным персоналом.
И наконец, был задан вопрос о том, какие представленные услуги используют работники «Додо Пицца», ответы на который представлены на рисунке 10.
Рис. 10. Используемые возможности, предоставляемые «Додо Пицца», %.
После чего выяснилось, что все опрошенные работники используют сертификаты и промокоды пиццерии «Додо Пицца», и более 90% не отказываются от возможности употребить бесплатный кофе на перерыве.
Поход в фитнесс клуб и курсы изучения английского языка используют примерно одинаковое количество работников, в основном, это сотрудники самого офиса «Додо Пиццы» и КЦ (Call-Centre).
Но все вышеперечисленные услуги не являются видом морального поощрения, так как они предоставляются всем работникам без исключения, а не за особые заслуги отличившихся сотрудников.
Сотрудникам предоставляется ряд бесплатных услуг, которые подразумеваются как моральное стимулирование, но как таковым поощрением за отличившиеся результаты они не являются, при том, что в данной компании, большей части персонала не хватает такого вида нематериального поощрения как благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку и личной похвалы руководителя.
Таким образом, необходимо решить данную проблему дефицита морального поощрения путем разработки проекта Положения онематериальном поощрении сотрудников.