договор об антарктике характеристика
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Антарктика (справочная информация)
Договор об Антарктике 1959 г. установил правовой режим и создал систему международного управления для континента Антарктида, ряда примыкающих к нему островов и шельфовых ледников, а также морских пространств, расположенных южнее 60-й параллели.
Этим документом создан механизм, позволивший на долгосрочной основе урегулировать проблему территориальных претензий в Антарктике, которые были официально заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Францией и Чили. Договором не предусмотрен ни отказ от ранее заявленных претензий, ни признание таких претензий со стороны тех государств-участников, которые не признали эти претензии ранее. Фактически вопрос территориальных претензий в Антарктике «заморожен» на весь период действия Договора.
СССР, еще задолго до подписания Договора об Антарктике, неоднократно заявлял о непризнании территориальных притязаний в этом регионе и о сохранении за собой всех прав относительно государственной принадлежности земель (т.е. Антарктиды и ряда примыкающих островов), открытых и исследованных в 1820-1822 гг. экспедициями Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева. Россия, как государство-продолжатель СССР, придерживается в отношении «территориального вопроса» в Антарктике такой же позиции.
Одна из главных целей Договора состоит в обеспечении свободы научных исследований и широкого международного сотрудничества на континенте. Помимо этого, Договор об Антарктике и дополняющий его Мадридский протокол, наряду с конвенциями о сохранении морских живых ресурсов и тюленей Антарктики, создали правовую систему, обеспечивающую защиту уникальной природной среды региона в интересах всего человечества, сохранение его в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки. Мадридским протоколом в регионе Антарктики запрещена любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.
Согласно положениям Договора 1959 г., государства-участники для разработки и принятия мер, решений и рекомендаций по эффективному осуществлению целей и принципов Договора регулярно созывают Консультативные совещания по Договору об Антарктике (КСДА). Таким образом, КСДА является главным органом системы Договора, механизмом реализации особого международно-правового режима Антарктики.
С учетом интенсивности международного сотрудничества, диверсификации видов деятельности в районе действия Договора и роста числа его государств-участников*, стала очевидной насущность создания в СДА постоянного организационного института. На XXIV КСДА в Санкт-Петербурге в 2001 г. было принято решение о создании постоянного Секретариата Договора об Антарктике со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе. На XXVI КСДА (Мадрид, 9-20 июня 2003 года) был принят пакет документов, касающийся условий функционирования этого института.
* На январь 2004 г. к Договору об Антарктике присоединились 45 государств, в том числе 27 из них являются Консультативными Сторонами, то есть теми, кто, проводя активную деятельность в регионе, имеет право обсуждать и принимать решения на Консультативных совещаниях стран-членов Договора.
Договор об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.)
Договор об Антарктике
(Вашингтон, 1 декабря 1959 г.)
ГАРАНТ:
О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике см. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ
См. Положение о разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 544
См. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, 4 октября 1991 г.)
См. Рекомендации консультативных совещаний по настоящему Договору
См. Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.)
См. Межведомственное распределение обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы настоящего Договора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 мая 2006 г. N 267
Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южноафриканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,
Сознавая, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;
Признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря международному сотрудничеству в научных расследованиях в Антарктике;
Убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного геофизического года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;
Убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;
Согласились о нижеследующем:
Совершено в городе Вашингтоне декабря первого дня тысяча девятьсот пятьдесят девятого года.
Договор об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.)
СССР ратифицировал настоящий Договор Указом Президиума ВС СССР от 20 октября 1960 г. Договор, в соответствии с его статьей XIII, вступил в силу 23 июня 1961 г.
Текст Договора опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР» от 3 августа 1961 г. N 31 ст. 329
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Договор об Антарктике 1959 года
1 декабря 1959 года в Вашингтоне (США) 12 государствами, имевшими в 1957-1958 годах свои научные представительства в Антарктике (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония) был заключен Договор об Антарктике. Вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации государствами — первоначальными участниками.
Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона составляет около 50 миллионов квадратных километров или 10 % площади планеты. Собственно Антарктида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным покровом.
В конце XIX века и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флотилий многих стран устремились в антарктические воды. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики.
Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Вопросы юрисдикции определенных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей.
В связи с этим, международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности.
В результате многолетних дипломатических консультаций со странами, заявившими территориальные претензии, и другими странами, включая две крупнейшие державы — СССР и США, объявившими Антарктику сферой своих интересов, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике. Он заморозил статус-кво в Антарктике в отношении заявленных территориальных претензий, стал преградой для объявления новых претензий и закрепил баланс геополитического равновесия в огромном регионе планеты.
Договор об Антарктике является первым международным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным в ходе «холодной войны».
На всей территории Антарктики объявлена свобода научно-исследовательской деятельности, обмена информацией и сотрудничества (при посредничестве ООН и иных международных организаций).
Согласно положениям договора, все территориальные споры относительно принадлежности антарктических территорий должны решаться мирным путем с привлечением, в случае необходимости, Международного суда ООН. Участники обязались не выдвигать новых территориальных претензий в Антарктике до тех пор, пока договор остается в силе.
В настоящее время в число участников договора входят 50 государств: 29 из них имеют статус консультативных сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка, Япония), а остальные 21 не имеют права голоса при принятии решений на ежегодных саммитах Антарктического договора (Австрия, Белоруссия, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Греция, Дания, Канада, Колумбия, КНДР, Куба, Малайзия, Монако, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Швейцария, Эстония).
Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их «заморозил». Пока договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике.
На сегодняшний день территориальные претензии в Антарктике предъявляют семь стран: Аргентина (с 1933 года) – между 25° и 74° западной долготы (Аргентинская Антарктика); Австралия (с 1943 года) – 45°-136° восточной долготы, а также 142°-160° восточной долготы (Австралийская антарктическая территория); Чили (с 1940 года) – 53°-90° западной долготы (Чилийская Антарктика и Магеллания); Франция (с 1924 года) – 136°-142° восточной долготы (Земля Адели); Великобритания (с 1908 года), – 20°-80° западной долготы (Британская антарктическая территория); Новая Зеландия (с 1923 года) – между 160° восточной долготы и 150° западной долготы (Территория Росса); Норвегия (с 1929 года) – между 20° западной долготы и 45° восточной долготы (Земля Королевы Мод), а также на остров Петра I (68°50′ южной широты 90°35′ западной долготы).
Особую позицию занимают США и РФ, не заявлявшие конкретных территориальных претензий на Антарктику, но объявившие ее зоной своих интересов. При этом оба государства не признают претензии других стран, равно как и претензии друг друга.
В 1939-1945 годах фашистская Германия претендовала на территории так называемой «Новой Швабии», расположенные между 10° западной долготы и 20° восточной долготы, где немецкие ученые проводили большое количество научных исследований. В настоящее время Германия не заявляет о претензиях на антарктические территории.
В 1939 году Япония предъявила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором, но, согласно мирному договору 1951 года, она отказалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.
С 1986 года, вопреки запрету на выдвижение новых территориальных претензий, часть Антарктики была неофициально включена в «зону интересов» Бразилии.
За соблюдением Договора об Антарктике установлен строгий контроль. Каждое государство — участник договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.
Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон договора.
Договор об Антарктике является основой ряда смежных соглашений, которые совместно с мерами, принятыми в рамках Договора об Антарктике и смежных соглашений, нередко называются Системой Договора об Антарктике. К числу других соглашений, составляющих эту систему, относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, Испания, 1991), Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (КОАТ, Лондон, Великобритания, 1972), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, Канберра, Австралия, 1980). Несмотря на то, что КОАТ и АНТКОМ являются самостоятельными соглашениями, они содержат положения, налагающие на стороны этих соглашений обязательства, изложенные в основных частях Договора об Антарктике.
Ежегодно 12 стран, имеющие статус консультативных сторон, встречаются «с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора».
В сентябре 2004 года был создан секретариат Антарктического договора со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина), который помогает проведению ежегодных консультативных совещаний, содействует в осуществлении обмена информацией между участниками договор.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Договор об Антарктике
Оглавление
Руководящим принципом
Договор об Антарктике должен был быть увязан с Международным геофизическим годом 1957/1958. В этот период разные государства договорились проводить совместные исследования в Антарктике.
контракты
Система Договора об Антарктике ( Система Договора об Антарктике ) представляет собой сеть международных соглашений по вопросам Антарктики с различными последующими соглашениями, которые были заключены на основе Основного соглашения.
Договор был подписан в Вашингтоне 1 декабря 1959 года и вступил в силу 23 июня 1961 года.
Дополнительные договоры к соглашению 1959 года:
международное право
В Договоре об Антарктике те государства, которые имеют претензии или оговорки по претензиям в Антарктике, согласились отказаться от своих территориальных претензий и отказаться от экономической эксплуатации или военного использования, чтобы вместо этого совместно проводить научные исследования Антарктики. Инициатива для этого контракта исходила от Международного геофизического года 1957/58.
Договор приглашает все страны мира принять участие в научном исследовании Антарктики. Консультативной договаривающейся стороной с правом голоса может быть любой, кто присоединился к контракту и постоянно проводит существенные исследования в Антарктике.
администрация
«Администрация» Антарктики, которой фактически не существует из-за международно-правовой ситуации, по сути взята на себя двумя организациями. Научный комитет по антарктическим исследованиям (SCAR) объединяет все научные институты во всем мире с интересом в Антарктиде и координирует научные исследования. СКАР был основан в 1958 году во время Международного геофизического года и продолжает выполнять договоренности, достигнутые в то время.
Исполнительными секретарями Договора об Антарктике были:
Договаривающиеся государства
С 1961 года этот договор подписали еще 33 государства. 16 из них позже стали консультативными государствами, но без перспективы территориальных претензий. Помимо двенадцати подписавших государств, консультативные государства сегодня включают Польшу ( договаривающееся государство с 1961 года / консультативное государство с 1977 года), Германию (1979/1981), Бразилию (1975/1983), Индию (1983/1983), Народную Республику. Китай (1983/1985) и Уругвай (1980/1985), Италия (1981/1987), Швеция (1984/1988), Испания (1982/1988), Финляндия (1984/1989), Перу (1981/1989), Южная Корея (1986/1989), Эквадор (1987/1990), Нидерланды (1967/1990), Болгария (1978/1998), Украина (1992/2004) и Чешская Республика (1993/2014). ГДР также подписала договор в 1974 году и стала совещательным государством в 1987 году.
Договаривающиеся государства, которые были добавлены с 1961 года: Чехословакия (1962–1992), Дания (1965), Румыния (1971), Папуа-Новая Гвинея (1981), Венгрия (1984), Куба (1984), Греция (1987) и Северная Корея (1987), Австрия (1987), Канада (1988), Колумбия (1989), Швейцария (1990), Гватемала (1991), Словакия (1993), Турция (1996), Венесуэла (1999), Эстония (2001), Беларусь (2006 г.), Монако (2008 г.), Португалия (2010 г.), Малайзия (2011 г.), Пакистан (2012 г.), Казахстан (2015 г.), Монголия (2015 г.), Исландия (2015 г.) и Словения (2019 г.). Эти государства не имеют права голоса на консультативных встречах.
Консультативные встречи
Консультативные встречи проходили следующим образом:
Территориальные претензии
Даже если Договор об Антарктике запрещает территориальные претензии в Антарктике, они действительно существуют, но они были, так сказать, «заморожены» с вступлением этого договора в силу. Дальнейшие территориальные претензии по контракту не допускаются. Таким образом, Договор об Антарктике окончательно не прояснил политические претензии.
Территориальные претензии Антарктики обосновываются отдельными государствами следующим образом:
В прошлом Германия не претендовала на районы в Антарктике. Немецкая экспедиция открыла так называемый Нойшвабенланд в 1938/1939 году и завладела им для Германского рейха, обозначив его флагом. Однако в 1952 году федеральное правительство осуществило право географического наименования только от имени Федеративной Республики Германии.
Южная Африка, в свою очередь, также предъявляла территориальные претензии в период с 1963 по 1994 год, но отказалась от них. Другие договаривающиеся государства Договора об Антарктике заинтересованы в Антарктике, но не заявляют никаких территориальных претензий, а только используют Антарктику в исследовательских целях, как это предусмотрено договором.
Бывший Советский Союз не предъявлял никаких территориальных претензий, но в 1950 году правительство потребовало участия в территориальных переговорах. Она основывала свои утверждения на первом открытии некоторых частей Антарктики балтийским немцем Фабианом Готлибом фон Беллинсгаузеном в 1820 году.
Антарктические территории, не подпадающие под действие Договора
Некоторые районы, географически принадлежащие Антарктиде или районы к югу от Антарктической конвергенции, лежат к северу от 60-го градуса южной широты и, следовательно, не подпадают под действие договора. Поэтому они заявлены как суверенные территории разных государств, которые также осуществляют свои суверенные права там. Ни в одной из этих областей нет постоянного населения, но на некоторых из них есть постоянные исследовательские станции.
защита окружающей среды
IV Специальная консультативная конференция, организованная в 1981 году после многолетних дискуссий о последствиях договорного регулирования, завершилась в 1988 году в Веллингтоне ( Новая Зеландия ) принятием текста соглашения о ресурсах (CRAMRA). Эта конвенция разрешала добычу минерального сырья в соответствии со строгими правилами защиты окружающей среды и контроля в отдельных случаях, которые должны были утверждаться отдельно. Однако, поскольку Франция и Австралия неожиданно вышли из этого соглашения в 1989 году, оно больше не могло вступить в силу. Количество голосов, призывающих к долгосрочному запрету на добычу полезных ископаемых в Антарктике, увеличилось. Германия присоединилась к этим требованиям; он не подписал CRAMRA.
Помимо запрета на добычу полезных ископаемых, протокол содержит дополнительные положения, имеющие решающее значение для защиты окружающей среды Антарктики в будущем. В настоящее время человеческая деятельность определяется принципами защиты окружающей среды, которые подчеркивают первостепенное экологическое значение этого региона для мирового климата и интересы защиты окружающей среды всего человечества. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству, проведению своевременных и всеобъемлющих оценок воздействия на окружающую среду для планируемых предприятий, принятию национальных стандартов правоприменения, международным инспекциям, правилам предотвращения ущерба и ответственности за ущерб окружающей среде в Антарктике.
В Германии был принят закон о реализации Протокола по охране окружающей среды от 4 октября 1991 г. к Договору об Антарктике (сокращенно: AntarktUmwSchProtG, также: Закон о реализации Протокола по охране окружающей среды (AUG)). AUG вступил в силу 14 января 1998 г. с ратификацией USP всеми консультативными государствами. В результате вся деятельность в Антарктике, которая организуется в Федеративной Республике Германии или происходит с ее территории, подлежит утверждению. Это означает, что для проведения исследований, а также для туристической или журналистской деятельности в Антарктиде требуется разрешение. AUG называет Федеральное агентство по окружающей среде национальным органом по утверждению.
На этом заседании рабочая группа была распущена, поскольку ее мандат был признан выполненным. Начиная с XXIII в. На консультативной конференции в Лиме ( Перу ) в настоящее время ведутся переговоры по приложению об ответственности.
история
По их предложению в 1959 году был создан Международный научный комитет по антарктическим исследованиям (СКАР). В этой неправительственной организации ученые из более чем двадцати стран организовывали и координировали полярные исследования на международном уровне. За этой инициативой в том же году последовала веха в международной политике и науке : 1 декабря 1959 года представители правительств двенадцати стран подписали Договор об Антарктике. Договор вступил в силу в 1961 году после ратификации всеми подписавшими государствами и первоначально действовал в течение 30 лет. С 1991 года изменения могут быть внесены по запросу консультативного государства.
Договор об антарктике характеристика
Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южно-Африканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,
Сознавая,что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;
Признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике;
Убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного геофизического года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;
Убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;
Согласились о нижеследующем:
Статья I
2. Настоящий Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.
Статья II
Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора.
Статья III
1. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике, как это предусмотрено в статье II настоящего Договора, Договаривающиеся Стороны соглашаются, что в максимально возможной и практически осуществимой степени:
а) производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;
b) производится обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
с) производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.
2. При выполнении настоящей статьи всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.
Статья IV
1. Ничто содержащееся в настоящем Договоре не должно толковаться как:
а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;
b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;
с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.
2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе.
Статья V
1. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.
2. В случае заключения международных соглашений, в которых будут участвовать все Договаривающиеся Стороны, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, относительно использования ядерной энергии, включая ядерные взрывы и удаление радиоактивных отходов, в Антарктике будут применяться правила, установленные такими соглашениями.
Статья VI
Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники, но ничто в настоящем Договоре не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района.
Статья VII
1. Для содействия достижению целей и для обеспечения соблюдения положений настоящего Договора каждая Договаривающаяся Сторона, представители которой имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных в статье IX настоящего Договора, имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции, предусмотренной настоящей статьей. Наблюдатели должны быть гражданами тех Договаривающихся Сторон, которые их назначают. Фамилии наблюдателей сообщаются каждой из Договаривающихся сторон, имеющей право назначать наблюдателей; подобное сообщение делается и об окончании срока их назначения.
2. Каждый наблюдатель, назначенный в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, имеет полную свободу доступа в любое время и в любой или все районы Антарктики.
3. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике всегда открыты для инспекции любыми наблюдателями, назначенными в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.
4. Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой Договаривающейся Стороной, имеющей право назначать наблюдателей.
5. Каждая из Договаривающихся Сторон по вступлении для нее в силу настоящего Договора информирует другие Договаривающиеся Стороны и в дальнейшем уведомляет их заблаговременно:
а) о всех экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;
b) о всех станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;
с) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления ею в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных в пункте 2 статьи I настоящего Договора.
Статья VIII
1. Для содействия осуществлению ими своих функций на основании настоящего Договора и без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначенные в соответствии с положениями пункта 1 статьи VII, и научный персонал, которым обмениваются согласно подпункту 1 (b) статьи III Договора, а также персонал, сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функции.
2. Без ущерба для положений пункта 1 настоящей статьи и до принятия мер в соответствии с положениями подпункта 1 (е) статьи IX заинтересованные Договаривающиеся Стороны в любом случае спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике немедленно консультируются между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения.
Статья IX
1. Представители Договаривающихся сторон, упомянутых в преамбуле настоящего Договора, соберутся в городе Канберре не позднее чем через два месяца по вступлении в силу настоящего Договора и будут собираться впоследствии через промежутки времени и в местах, которые будут ими определены, с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора, включая меры относительно:
а) использования Антарктики только в мирных целях;
b) содействия научным исследованиям в Антарктике;
с) содействия международному научному сотрудничеству в Антарктике;
d) содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных в статье VII настоящего Договора;
е) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике;
f) охраны и сохранения живых ресурсов в Антарктике.
2. Каждая Договаривающаяся сторона, которая стала участником настоящего Договора путем присоединения в соответствии с положениями статьи XIII, имеет право назначать представителей для участия в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, в течение того времени, пока эта Договаривающаяся Сторона проявляет свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции.
3. Доклады наблюдателей, упомянутых в статье VII настоящего Договора, направляются представителям Договаривающихся Сторон, участвующим в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи.
4. Меры, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, вступают в силу по утверждении их всеми Договаривающимися Сторонами, представители которых имели право участвовать в совещаниях, созванных для рассмотрения этих мер.
5. Любое или все права, установленные в настоящем Договоре, могут осуществляться со дня вступления в силу Договора независимо от того, были или не были какие-либо меры, содействующие осуществлению таких прав, предложены, рассмотрены или одобрены, как это предусмотрено в настоящей статье.
Статья X
Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом Организации Объединенных Наций, с тем чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам или целям настоящего Договора.
Статья XI
1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящего Договора, эти Договаривающиеся Стороны консультируются между собой с целью разрешения спора путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их собственному выбору.
2. Любой спор такого рода, который не будет разрешен указанным путем, передается, с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре, на разрешение в Международный Суд; однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный Суд, стороны, участвующие в споре, не освобождаются от обязанности продолжать поиски его разрешения любым из различных мирных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Статья XII
b) Любое изменение настоящего Договора или любая поправка к нему, которые одобрены на указанной конференции большинством представленных на ней Договаривающихся сторон, включая большинство тех Сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, доводятся правительством депозитарием до сведения всех Договаривающихся Сторон немедленно по окончании конференции и вступают в силу в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.
Статья XIII
1. Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его государствами. Договор открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом Организации Объединенных Наций, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех Договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX настоящего Договора.
2. Ратификация настоящего Договора или присоединение к нему осуществляется каждым государством в соответствии с его конституционной процедурой.
5. По сдаче на хранение ратификационных грамот всеми подписавшими Договор государствами настоящий Договор вступит в силу для этих государств и для государств, которые сдали на хранение акты о присоединении. В дальнейшем Договор вступает в силу для любого присоединившегося государства по сдаче им на хранение акта о присоединении.
6. Настоящий Договор будет зарегистрирован правительством депозитарием в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Статья XIV
Настоящий Договор, составленный на английском, французском, русском и испанском языках, причем каждый из текстов является равно аутентичным, будет сдан на хранение в архив Правительства Соединенных Штатов Америки, которое препровождает должным образом заверенные копии Договора Правительствам подписавших его или присоединившихся к нему государств.
В удостоверение чего Полномочные представители, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.
Совершено в городе Вашингтоне декабря первого дня тысяча девятьсот пятьдесят девятого года.
Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 20 октября 1960 года.
Договор, в соответствии с его статьей XIII, вступил в силу 23 июня 1963 года.
«Ведомости Верховного Совета СССР», N 31, 1961 год.
Текст документа сверен по:
«Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами»,
вып.XXII, М., 1967 год