договор об антарктике участники

Договор об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.)

Договор об Антарктике
(Вашингтон, 1 декабря 1959 г.)

ГАРАНТ:

О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике см. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ

См. Положение о разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 544

См. Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, 4 октября 1991 г.)

См. Рекомендации консультативных совещаний по настоящему Договору

См. Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.)

См. Межведомственное распределение обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы настоящего Договора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 мая 2006 г. N 267

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южноафриканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

Сознавая, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;

Признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря международному сотрудничеству в научных расследованиях в Антарктике;

Убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного геофизического года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;

Убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;

Согласились о нижеследующем:

Совершено в городе Вашингтоне декабря первого дня тысяча девятьсот пятьдесят девятого года.

Договор об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.)

СССР ратифицировал настоящий Договор Указом Президиума ВС СССР от 20 октября 1960 г. Договор, в соответствии с его статьей XIII, вступил в силу 23 июня 1961 г.

Текст Договора опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР» от 3 августа 1961 г. N 31 ст. 329

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Договор об Антарктике

2 мая 1958 года Государственный Департамент США разослал правительствам Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза и Японии приглашения на Международную конференцию по Антарктике. Её предлагалось созвать в Вашингтоне в 1959 году. Круг участников конференции ограничивался странами, выполнявших антарктические проекты в рамках Международного геофизического года.

Советский Союз поддержал идею о созыве конференции. В ответном письме правительство СССР подчеркнуло, что её итогом должен стать Международный договор об Антарктике со следующими основными принципами: мирное использование Антарктики с полным запретом военной деятельности в регионе и свобода научных исследований и обмена информацией между Сторонами Договора. Советское правительство также предлагало расширить круг участников конференции до всех заинтересованных сторон.

В те годы международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей. В первой половине XX-го века территориальные претензии на Антарктику высказывали Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили. Во время Первой мировой войны между Великобританией и Аргентиной возник вооруженный конфликт за право владения Южными Шетландскими островами.

Соединенные Штаты обещали сохранить, но временно «заморозить» все территориальные претензии стран. Советский Союз считал, что подобные претензии необходимо отрицать. При этом позиция обоих государств практически полностью совпадала – они сохраняли за собой право выдвинуть территориальные претензии на владение всем континентом на правах первооткрывателей. СССР основывался на открытиях экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» 1819-1821 годов, а США – на открытиях Н. Палмера в экспедиции на боте «Герой» в 1820 года.

После обмена официальными нотами между правительствами начался продолжительный период согласования проекта Договора и формата проведения Антарктической конференции по дипломатическим каналам.

Конференция была открыта 15 октября 1959 г. в Вашингтоне. В ней приняли участие делегации 12 стран, выполнявших работы по программам Международного геофизического года в Антарктике – как и предлагали организаторы форума. Делегацию от нашей страны возглавил Первый заместитель Министра иностранных дел В.В. Кузнецов. В качестве эксперта в делегацию был включен М.М. Сомов, начальник 1-й Комплексной антарктической экспедиции и на тот момент заместитель директора ААНИИ по Антарктике.

Конференция завершилась 1 декабря 1959 г. подписанием Договора об Антарктике. Он стал основным актом международного права по управлению южным полярным регионом планеты. Основными принципами Договора стали: мирное использование региона, всесторонняя поддержка международного сотрудничества и свобода научных исследований. Антарктика была объявлена безъядерной зоной. Ранее заявленные территориальные претензии в Антарктике были сохранены, но «заморожены», никакие новые территориальные претензии не должны приниматься. Провозглашался принцип свободы обмена информацией и возможность проведения инспекции деятельности Сторон Договора в Антарктике. Договор открыт для присоединения любых стран — членов ООН и не имеет срока действия.

Дальнейшее развитие политических и правовых принципов Договора предлагалось осуществлять в рамках периодически созываемых Консультативных совещаний. Решения таких совещаний могли приниматься только теми Сторонами Договора, которые имеют постоянно действующую антарктическую станцию или экспедицию. Все решения принимаются исключительно на принципе консенсуса – отсутствии аргументируемых возражений. Первое Консультативное совещание по Договору об Антарктике (КСДА) было проведено в столице Австралии, Канберре в июле 1961 года.

До 1994 года совещания проводились с разной периодичностью, а после 13-го совещания стали созываться регулярно. Принимающей стороной совещания становились страны-участницы в порядке наименования по латинскому алфавиту. 24-е Консультативное совещание проходило в июле 2001 года в Санкт-Петербурге.

Очередное, 43-е КСДА должно было пройти в г. Хельсинки (Финляндия) с 24 мая по 5 июня 2020 года. Однако пандемия новой вирусной инфекции внесла свои коррективы, проведение КСДА в указанные даты отменено и перенесено на неопределенный срок.

Главные решения совещаний до 1995 года назывались Рекомендациями, а с 1996 года – Мерами КСДА. Они вступают в силу после процедуры ратификации Консультативными сторонами. Всего было принято 198 Рекомендаций и 194 Меры.

За 60 лет число участников Договора об Антарктике увеличилось с 12 учредителей в 1959 году до 54 в 2019 году. Это 29 стран Европы, девять стран Азии, восемь – Южной Америки, четыре – Северной и Центральной Америки, три – Австралии и Океании, одна – Африки.

Продолжает расти и число Консультативных сторон Договора (сейчас их 29), которые имеют национальные антарктические экспедиции: Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, КНР, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Республика Корея, Россия, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, ЮАР и Япония. Остальные 25 участников Договора об Антарктике, имеющие статус Неконсультативных сторон, приглашаются присутствовать на Консультативных совещаниях, но не участвуют в принятии решений.

В 1970–80-е годы стремление присоединиться к Договору подкреплялось желанием многих стран заниматься освоением биологических и минеральных ресурсов Антарктики. Возрастание практического интереса к Антарктике и её ресурсам привело к необходимости принятия дополнительных природоохранных документов. В этот период, практически ежегодно, на Консультативных совещаниях принимались Рекомендации по охране природы Антарктики. Они послужили исходным материалом для создания трех конвенций: Конвенция о сохранении антарктических тюленей, Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов и Конвенция по регулированию деятельности по антарктическим минеральным ресурсам.

Впоследствии на основе принятых Рекомендаций и Конвенций был разработан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Он стал экологической частью Договора и был подписан 4 октября в 1991 году сроком на 50 лет на Консультативном совещании в Мадриде, поэтому его ещё называют Мадридским протоколом. Согласно документу Антарктика объявлена «природным заповедником, предназначенным для мира и науки» и должна быть сохранена для будущих поколений. После 1991 года новые присоединяющиеся к Договору страны стали проявлять интерес к участию в крупномасштабных международных проектах по исследованиям глобального изменения климата и охране окружающей среды.

договор об антарктике участники. договор об антарктике участники фото. картинка договор об антарктике участники. смотреть фото договор об антарктике участники. смотреть картинку договор об антарктике участники.
Почтовая марка СССР к 10-летию ратификация Договора об Антарктике.

договор об антарктике участники. договор об антарктике участники фото. картинка договор об антарктике участники. смотреть фото договор об антарктике участники. смотреть картинку договор об антарктике участники.
Флаги 12 стран, положивших начало Договору об Антарктике, на Южном полюсе. Фото: Б. Спиндлер.

Источник

Договор об Антарктике 1959 года

договор об антарктике участники. договор об антарктике участники фото. картинка договор об антарктике участники. смотреть фото договор об антарктике участники. смотреть картинку договор об антарктике участники.

1 декабря 1959 года в Вашингтоне (США) 12 государствами, имевшими в 1957-1958 годах свои научные представительства в Антарктике (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония) был заключен Договор об Антарктике. Вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации государствами — первоначальными участниками.

Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона составляет около 50 миллионов квадратных километров или 10 % площади планеты. Собственно Антарктида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным покровом.

В конце XIX века и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флотилий многих стран устремились в антарктические воды. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики.
Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Вопросы юрисдикции определенных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей.

В связи с этим, международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности.

В результате многолетних дипломатических консультаций со странами, заявившими территориальные претензии, и другими странами, включая две крупнейшие державы — СССР и США, объявившими Антарктику сферой своих интересов, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике. Он заморозил статус-кво в Антарктике в отношении заявленных территориальных претензий, стал преградой для объявления новых претензий и закрепил баланс геополитического равновесия в огромном регионе планеты.

Договор об Антарктике является первым международным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным в ходе «холодной войны».

На всей территории Антарктики объявлена свобода научно-исследовательской деятельности, обмена информацией и сотрудничества (при посредничестве ООН и иных международных организаций).

Согласно положениям договора, все территориальные споры относительно принадлежности антарктических территорий должны решаться мирным путем с привлечением, в случае необходимости, Международного суда ООН. Участники обязались не выдвигать новых территориальных претензий в Антарктике до тех пор, пока договор остается в силе.

В настоящее время в число участников договора входят 50 государств: 29 из них имеют статус консультативных сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка, Япония), а остальные 21 не имеют права голоса при принятии решений на ежегодных саммитах Антарктического договора (Австрия, Белоруссия, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Греция, Дания, Канада, Колумбия, КНДР, Куба, Малайзия, Монако, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Швейцария, Эстония).

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их «заморозил». Пока договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике.

На сегодняшний день территориальные претензии в Антарктике предъявляют семь стран: Аргентина (с 1933 года) – между 25° и 74° западной долготы (Аргентинская Антарктика); Австралия (с 1943 года) – 45°-136° восточной долготы, а также 142°-160° восточной долготы (Австралийская антарктическая территория); Чили (с 1940 года) – 53°-90° западной долготы (Чилийская Антарктика и Магеллания); Франция (с 1924 года) – 136°-142° восточной долготы (Земля Адели); Великобритания (с 1908 года), – 20°-80° западной долготы (Британская антарктическая территория); Новая Зеландия (с 1923 года) – между 160° восточной долготы и 150° западной долготы (Территория Росса); Норвегия (с 1929 года) – между 20° западной долготы и 45° восточной долготы (Земля Королевы Мод), а также на остров Петра I (68°50′ южной широты 90°35′ западной долготы).

Особую позицию занимают США и РФ, не заявлявшие конкретных территориальных претензий на Антарктику, но объявившие ее зоной своих интересов. При этом оба государства не признают претензии других стран, равно как и претензии друг друга.
В 1939-1945 годах фашистская Германия претендовала на территории так называемой «Новой Швабии», расположенные между 10° западной долготы и 20° восточной долготы, где немецкие ученые проводили большое количество научных исследований. В настоящее время Германия не заявляет о претензиях на антарктические территории.

В 1939 году Япония предъявила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором, но, согласно мирному договору 1951 года, она отказалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.

С 1986 года, вопреки запрету на выдвижение новых территориальных претензий, часть Антарктики была неофициально включена в «зону интересов» Бразилии.

За соблюдением Договора об Антарктике установлен строгий контроль. Каждое государство — участник договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон договора.

Договор об Антарктике является основой ряда смежных соглашений, которые совместно с мерами, принятыми в рамках Договора об Антарктике и смежных соглашений, нередко называются Системой Договора об Антарктике. К числу других соглашений, составляющих эту систему, относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, Испания, 1991), Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (КОАТ, Лондон, Великобритания, 1972), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, Канберра, Австралия, 1980). Несмотря на то, что КОАТ и АНТКОМ являются самостоятельными соглашениями, они содержат положения, налагающие на стороны этих соглашений обязательства, изложенные в основных частях Договора об Антарктике.

Ежегодно 12 стран, имеющие статус консультативных сторон, встречаются «с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора».

В сентябре 2004 года был создан секретариат Антарктического договора со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина), который помогает проведению ежегодных консультативных совещаний, содействует в осуществлении обмена информацией между участниками договор.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Договор об Антарктике

Дата создания: 1 декабря 1959 года, Вашингтон. • Вступил в силу 23 июня 1961 года

Содержание

Преамбула [ править ]

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южноафриканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединённых Штатов Америки;

согласились о нижеследующем:

Статья I [ править ]

2. Настоящий Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

Статья II [ править ]

Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора.

Статья III [ править ]

1. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике, как это предусмотрено в Статье II настоящего Договора, Договаривающиеся Стороны соглашаются, что в максимально возможной и практически осуществимой степени:

а) производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ; b) производится обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями; с) производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.

2. При выполнении настоящей Статьи всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

Статья IV [ править ]

1. Ничто содержащееся в настоящем Договоре не должно толковаться как:

а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике; b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате её деятельности или деятельности её граждан в Антарктике или по другим причинам; с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе.

Статья V [ править ]

1. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

2. В случае заключения международных соглашений, в которых будут участвовать все Договаривающиеся Стороны, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных Статьей IX, относительно использования ядерной энергии, включая ядерные взрывы и удаление радиоактивных отходов, в Антарктике будут применяться правила, установленные такими соглашениями.

Статья VI [ править ]

Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники, но ничто в настоящем Договоре не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района.

Статья VII [ править ]

1. Для содействия достижению целей и для обеспечения соблюдения положений настоящего Договора каждая Договаривающаяся Сторона, представители которой имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных в Статье IX настоящего Договора, имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции, предусмотренной настоящей Статьей. Наблюдатели должны быть гражданами тех Договаривающихся Сторон, которые их назначают. Фамилии наблюдателей сообщаются каждой из Договаривающихся Сторон, имеющей право назначать наблюдателей; подобное сообщение делается и об окончании срока их назначения.

2. Каждый наблюдатель, назначенный в соответствии с положениями пункта 1 настоящей Статьи, имеет полную свободу доступа в любое время и в любой или все районы Антарктики.

3. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике всегда открыты для инспекции любыми наблюдателями, назначенными в соответствии с положениями пункта 1 настоящей Статьи.

4. Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой Договаривающейся Стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

5. Каждая из Договаривающихся Сторон по вступлении для неё в силу настоящего Договора информирует другие Договаривающиеся Стороны и в дальнейшем уведомляет их заблаговременно:

а) о всех экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых её судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на её территории или направляющихся с её территории; b) о всех станциях в Антарктике, занимаемых её гражданами; с) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления ею в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных в пункте 2 Статьи I настоящего Договора.

Статья VIII [ править ]

1. Для содействия осуществлению ими своих функций на основании настоящего Договора и без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктиде наблюдатели, назначенные в соответствии с положениями пункта 1 Статьи VII, и научный персонал, которым обмениваются согласно подпункту 1 (b) Статьи III Договора, а также персонал сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций.

2. Без ущерба для положений пункта 1 настоящей Статьи и до принятия мер в соответствии с положениями подпункта 1 (е) Статьи IX заинтересованные Договаривающиеся Стороны в любом случае спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике немедленно консультируются между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Статья IX [ править ]

1. Представители Договаривающихся Сторон, упомянутых в преамбуле настоящего Договора, соберутся в городе Канберре не позднее чем через два месяца после вступления в силу настоящего Договора и будут собираться впоследствии через промежутки времени и в местах, которые будут ими определены, с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора, включая меры относительно:

а) использования Антарктики только в мирных целях; b) содействия научным исследованиям в Антарктике; с) содействия международному научному сотрудничеству в Антарктике; d) содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных в Статье VII настоящего Договора; е) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике; f) охраны и сохранения живых ресурсов в Антарктике.

2. Каждая Договаривающаяся Сторона, которая стала участником настоящего Договора путём присоединения в соответствии с положениями Статьи XIII, имеет право назначать представителей для участия в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей Статьи, в течение того времени, пока эта Договаривающаяся Сторона проявляет свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции.

3. Доклады наблюдателей, упомянутых в Статье VII настоящего Договора, направляются представителям Договаривающихся Сторон, участвующим в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей Статьи.

4. Меры, упомянутые в пункте 1 настоящей Статьи, вступают в силу по утверждении их всеми Договаривающимися Сторонами, представители которых имели право участвовать в совещаниях, созванных для рассмотрения этих мер.

5. Любое или все права, установленные в настоящем Договоре, могут осуществляться со дня вступления в силу Договора независимо от того, были или не были какие-либо меры, содействующие осуществлению таких прав, предложены, рассмотрены или одобрены, как это предусмотрено в настоящей Статье.

Статья Х [ править ]

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом Организации Объединенных Наций, с тем чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам или целям настоящего Договора.

Статья XI [ править ]

1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящего Договора, эти Договаривающиеся Стороны консультируются между собой с целью разрешения спора путём переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их собственному выбору.

2. Любой спор такого рода, который не будет разрешен указанным путём, передаётся, с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре, на разрешение в Международный Суд; однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный Суд, стороны, участвующие в споре, не освобождаются от обязанности продолжать поиски его разрешения любым из различных мирных средств, указанных в пункте 1 настоящей Статьи.

Статья XII [ править ]

а) Настоящий Договор может быть изменён или в него может быть внесена поправка в любое время по согласию всех Договаривающихся Сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных Статьей IX. Любое такое изменение или любая такая поправка вступает в силу по получении Правительством-депозитарием от всех таких Договаривающихся Сторон уведомления о ратификации. b) Такое изменение или такая поправка затем вступает в силу в отношении любой другой Договаривающейся Стороны по получении от неё Правительством-депозитарием уведомления о ратификации. Любая такая Договаривающаяся Сторона, от которой не получено уведомления о ратификации в течение двух лет со дня вступления в силу изменения или поправки в соответствии с положениями подпункта 1 (а) настоящей Статьи, рассматривается как вышедшая из Договора в день истечения этого срока.

а) Если по истечении тридцати лет со дня вступления в силу настоящего Договора любая из Договаривающихся Сторон, представители которой имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных Статьей IX, того потребует путём обращения, направленного Правительству-депозитарию, то будет созвана так скоро, как это практически осуществимо, конференция всех Договаривающихся Сторон для рассмотрения вопроса о том, как действует Договор. b) Любое изменение настоящего Договора или любая поправка к нему, которые одобрены на указанной конференции большинством представленных на ней Договаривающихся Сторон, включая большинство тех Сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных Статьей IX, доводятся Правительством-депозитарием до сведения всех Договаривающихся Сторон немедленно по окончании конференции и вступают в силу в соответствии с положениями пункта 1 настоящей Статьи. с) Если любое такое изменение или любая такая поправка не вступит в силу в соответствии с положениями подпункта 1 (а) настоящей Статьи в течение двух лет со дня уведомления всех Договаривающихся Сторон, любая Договаривающаяся Сторона может в любое время по истечении этого срока уведомить Правительство-депозитарий о своём выходе из настоящего Договора; такой выход из Договора приобретает силу по истечении двух лет со дня получения Правительством-депозитарием этого уведомления.

Статья XIII [ править ]

1. Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его государствами. Договор открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом Организации Объединенных Наций, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех Договаривающихся Сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных Статьей IХ настоящего Договора.

2. Ратификация настоящего Договора или присоединение к нему осуществляется каждым государством в соответствии с его конституционной процедурой.

3. Ратификационные грамоты и акты о присоединении сдаются на хранение Правительству Соединённых Штатов Америки, которое является Правительством-депозитарием.

4. Правительство-депозитарий уведомляет все государства, подписавшие Договор и присоединившиеся к нему, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или каждого акта о присоединении, а также о дате вступления в силу Договора и любого его изменения или любой поправки к нему.

5. По сдаче на хранение ратификационных грамот всеми подписавшими Договор государствами настоящий Договор вступит в силу для этих государств и для государств, которые сдали на хранение акты о присоединении. В дальнейшем Договор вступает в силу для любого присоединившегося государства по сдаче им на хранение акта о присоединении.

6. Настоящий Договор будет зарегистрирован Правительством-депозитарием в соответствии с положениями Статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XIV [ править ]

Настоящий Договор, составленный на английском, французском, русском и испанском языках, причём каждый из текстов является равно аутентичным, будет сдан на хранение в архив Правительства Соединённых Штатов Америки, которое препровождает должным образом заверенные копии Договора Правительствам подписавших его или присоединившихся к нему государств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *