договор передачи материалов подрядчику
Как использовать схему работы с давальческими материалами
Существует способ, позволяющий получать готовую продукцию без наличия соответствующих мощностей по его производству. Это давальческая схема работы, при которой владелец мощностей обрабатывает сырье, предоставляемое заказчиком. Это удобно и выгодно обеим сторонам сделки. Единственные, кто чаще других предъявляют претензии к такому сотрудничеству, – это налоговые службы. Однако риск налоговых неприятностей можно снизить, если правильно соблюдать все тонкости работы и оформления по давальческой схеме.
Рассмотрим особенности функционирования давальческой схемы, а также правила ее бухгалтерского учета и нюансы налогообложения.
Вопрос: Как в учете подрядчика отражать операции по договору на переработку материалов заказчика (давальческого сырья) или на выполнение работ с их использованием?
Посмотреть ответ
Как работает давальческая схема
Давальческая схема работы – это такая организация производственного процесса, когда заказчик передает другой организации свое сырье на обработку с целью получения продукции с заданными качествами. При этом и сырье, и готовый продукт остаются в собственности заказчика, а организация, производящая работу, просто выполняет условия договора подряда, предоставляя для этого свои мощности и рабочую силу за оговоренное вознаграждение.
СПРАВКА! Если в результате обработки сырья остаются какие-либо отходы или излишки, они также принадлежат заказчику, если в договоре не предусмотрено предоставление их в качестве части оплаты.
Давалец – это владелец сырья и заказчик производственной обработки. Сырье, находящееся в собственности давальца, передаваемое им для последующих действий, может быть:
Вопрос: Как заказчик может учесть в налоговом учете расходы на сырье при сторонней давальческой переработке?
Посмотреть ответ
Законодательное обоснование такой схемы сотрудничества – п. 156 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119н.
Вопрос: Какие суммы включаются в налоговую базу по НДС при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (п. 5 ст. 154 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Отличия давальческой схемы от других форм изготовления продукции
Производство готовой продукции можно осуществлять с помощью различных предпринимательских схем, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы и отличается по тем или иным параметрам. Главные отличия давальческой схемы обработки сырья для производства товаров заключаются в следующих особенностях:
Вопрос: Включается ли стоимость переданных подрядчику давальческих материалов (оборудования) в налоговую базу по НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (п. 2 ст. 159 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Договор подряда и другие документы при давальческой схеме
Вступление в договорные отношения давальца и владельца производства можно рассматривать как заключение одного из видов договора подряда, поэтому законодательно нужно ориентироваться на главу 37 Гражданского Кодекса РФ. Также такой вид сотрудничества регламентируется в ст. 220 и 227 ГК РФ.
ВАЖНО! Образец отчета об использовании давальческого сырья (материалов) от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Специальной формы договора для давальческой схемы не предусмотрено, нет жесткого регламента по прописыванию групп сырья или форм его переработки. Важные моменты, обязательные к фиксации в договоре:
Кроме договора, оформляется акт передачи сырья и накладная (форма № М-15), иногда присовокупляется квитанция на транспорт. Все время нахождения сырья у подрядчика он несет ответственность за его сохранность.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В накладной обязательно должны быть указаны реквизиты договора подряда и отмечено, что сырье предоставляется на основании давальческой схемы.
Отходы нужно учитывать, поскольку формально они также принадлежат заказчику.
Все другие способы обращения с ними нужно отразить в договоре и учесть в документации. Если заказчик хочет просто оставить их у обработчика, нужно оформить договор безвозмездной передачи.
Если же давалец планирует их вернуть, Минфин в Методических указаниях приводит порядок учета этой процедуры: она производится по возможной стоимости их продажи или применения, при этом стоимость исходного сырья уменьшается на эту цифру. Утилизация отходов оговаривается отдельно.
Готовая продукция хранится на складе подрядчика, куда перемещается по накладной № МХ-18, до передачи ее владельцу, которая производится по накладной № М-15.
Бухгалтерский учет при давальческой схеме
Заказчик отдает в переработку материалы, при этом сохраняя на них право собственности. Поэтому они сохраняются на балансе давальца, но нужно отразить их динамику на специально предусмотренном для этого счете «Материалы, принятые в переработку». В бухгалтерском учете не принято смешивать счета для отражения материалов в собственном и стороннем производстве.
Минфин рекомендует отражать операции с давальческим сырьем на синтетическом счете 003 для материальных средств, используя при этом и дополнительные субсчета, такие как «Материалы и сырье на складе», «Материалы и сырье в переработке». Когда сырье уходит на производство, эти материалы «перекидываются» с одного субсчета на другой.
Списывать такие материалы нельзя – это нарушение, поскольку они продолжают документально принадлежать давальцу. Списание автоматически поставит готовую продукцию в категорию не произведенной, а перепродаваемой, что значительно повысит налоговые расходы давальца.
Подрядчик ведет учет изготовленной из давальческого сырья продукции на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». По окончании переработки он выставляет давальцу счет-фактуру. При этом стоимость сырья для подрядчика никак не влияет на налогообложние, ведь оно принадлежит давальцу. Налог платится только на оказание услуг, причем базой является сумма за переработку: в доход подрядчика при этом включается прописанное в договоре вознаграждение за работу.
Пример бухгалтерских проводок при давальческой схеме
В апреле 2016 года ОАО «Зерноконтроль» получило по давальческой схеме сырье для обработки на сумму 10 000 000 руб. Стоимость переработки по договору составила 2 500 000 руб., включая НДС.
Доставка сырья и транспортировка готовой продукции возложена на давальца, а работы по погрузке и разгрузке входят в стоимость услуг подрядчика. ОАО в апреле получило предоплату в размере 600 000 руб. и в тот же месяц начата переработка полученного зерна, которая была завершена в срок – в мае 2016 года. Отгрузка произведена вовремя, так же как и окончательный расчет заказчика с подрядчиком.
Себестоимость переработки зерна для ОАО «Зерноконтроль» составляет 1 800 000 руб., в марте потрачено 800 000 руб., а в апреле – 1 000 000 руб.
Какие бухгалтерские проводки будут сделаны, рассмотрим ниже.
Акт передачи давальческих материалов
Акт передачи давальческих материалов – важная бумага в схеме документального оформления взаимодействия контрагентов в качестве давальческой организации и переработчика. От того, насколько правильно он будет оформлен, будет зависеть степень заинтересованности налоговых служб в проведении проверок в той или иной организации.
При каких условиях возможна передача давальческих материалов
Между организацией, которая использует материалы, и их давальцем заключается договор подряда. В этом договоре обязательно должны учитываться интересы обеих сторон. Обычно проговариваются следующие принципиально важные моменты:
Приложения
Акт является приложением к договору. Помимо него, к соглашению может прилагаться бланк акта несоответствия количества давальческого материала. При возникновении разногласий и противоречий обе стороны должны будут заполнить подобный документ. Если же разногласий не окажется, то эти приложения будут страховкой от «несчастного случая».
Отражение в бухгалтерском учете
При этом описанное имущество будет числиться в бухгалтерском учете давальческой организации в строке «Материалы» как основные средства. А та компания, которая их принимает, должна оформить на оборудование (или иное имущество) забалансовый счет с соответствующим перечислением позиций.
Что же касается бухгалтерского учета этого вопроса, то также необходимо разделять на разные счета давальческое сырье по территориальному признаку, а также разносить в отдельные счета сырье от разных контрагентов.
Законодательная база
При заключении договоров относительно передачи давальческого сырья (а акт передачи давальческих материалов будет приложением к такому договору) следует руководствоваться Правилами учета давальческого сырья, которые четко прописаны в Методических указаниях №119н (пункте 156), которые были утверждены отдельным приказом Минфина от 28 декабря 2001 года. В частности, там описываются механизм передачи, условия, которыми должны руководствоваться контрагенты, и другие принципиально важные моменты.
Элементы документа
Акт является приложением к составленному договору и подписывается сторонами непосредственно после передачи. Если нет отметки «приложение», то в самом теле бумаги обязательно приводится ссылка на договор, в рамках которого производится передача.
Важный момент: информация в подписанном между сторонами договоре должна соответствовать данным в акте. При изменении хотя бы одной позиции в списке давальческих материалов либо пересмотре сроков после подписания необходимо заново заключать соглашение (конечно, если такие изменения в нем не предусмотрены).
В самом верху акта приема-передачи давальческих материалов располагаются официальные данные: наименование документа, город подписания, число. Потом идет основная часть. В теле основной части указываются стороны, заключившие договор, приводится ссылка на накладную с ее номером и датой. Помимо этого, в акте должно присутствовать перечисление давальческих материалов. Оно может оформляться в виде списка, но в приложенном образце находится таблица с необходимыми данными.
Содержание таблицы
В каждой строке таблицы акта должно содержаться единственное наименование материала. Недопустимо перечислять в одной строке несколько наименований. В столбцах при заполнении также описывается информация о:
Завершается акт подписями представителей обеих сторон. В судебной практике особенно подчеркивается, что этот документ должен быть подписан после передачи. Это исключит возможное недопонимание между контрагентами.
На что обратить внимание, помимо заполнения
Для того чтобы избежать проблем с взаимодействием с контролирующими организациями, в частности, с налоговой, нужно строго придерживаться следующих принципов:
Нюансы
При оформлении приема и передачи рекомендуется пользоваться формой накладной М-15. Также обязательно оформление минимум двух экземпляров акта, по одному для каждой из сторон. Срок хранения документации зависит от периода хранения основного договора между контрагентами.
Предложенная форма составления документа является только рекомендованным видом. С 2013 года ее применение, как и строгое соответствие перечисленным графам, не является обязательным. Но рекомендуется. Детали в бланках могут быть изменены. В большинстве случаев они перестраиваются в соответствии с конкретной спецификой работы организации.
Образец договора подряда с использованием материалов Заказчика, Заказчик не имеет права отказаться от принятия работ. заключаемого между юридическими лицами
Договор подряда – это выполнение определенной работы за вознаграждение. Одна сторона – Подрядчик обязуется выполнить работы и сдать их второй стороне – Заказчику. Заказчик обязан принять и оплатить эти работы. Различаются отдельные виды подряда: бытовой, строительный, проектный и другие. Договор подряда может быть направлен на переработку вещи или изготовление новой. В этом случае право собственности на результат работ будет передаваться Заказчику. Работы выполняются из материалов Подрядчика его силами и средствами. Подрядчик вправе привлекать к работе других лиц – Субподрядчиков, если это прямо не запрещено Заказчиком.
ДОГОВОР ПОДРЯДА
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.2. Объем, вид и срок исполнения работ по изготовлению продукции устанавливается сторонами В Задании Заказчика.
1.3. Для изготовления продукции, указанной в п.1.1. настоящего Договора Подрядчик использует сырье и материалы, представляемые Заказчиком.
1.4. Сырье и материалы передаются от Заказчика к Подрядчику на основании товарно-транспортных накладных, подписанных уполномоченными представителями обеих сторон.
1.5. Подрядчик обязан провести осмотр сырья и материалов, представляемых для выполнения работ до момента подписания накладной. В случае обнаружения недостатков сырья и(или) материалов составляется акт обнаружения недостатков, который подписывается уполномоченными представителями обеих сторон. Заказчик обязуется заменить некачественное сырье и(или) материал в течение дней с момента подписания указанного акта.
2. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
2.1. Стоимость работ устанавливается в Смете, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.
2.2. Заказчик оплачивает работу Подрядчика в течение дней после подписания сторонами акта приемки-передачи выполненных работ.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И СДАЧИ-ПРИЕМКИ РАБОТ
3.2. Заказчик не имеет права отказаться от исполнения договора и приемки выполненных Подрядчиком работ.
3.3. Приемка выполненных работ осуществляется путем подписания акта сдачи-приемки работ и передачи сопроводительных документов на изготавливаемую продукцию Заказчику.
3.4. Заказчик в течение дней со дня получения акта сдачи-приемки работ и отчетных документов обязан направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ и изготовленной продукции или мотивированный отказ от приемки работ.
3.5. В случае прекращения работы по инициативе Заказчика последний в письменной форме уведомляет Подрядчика о причине и сроке прекращения действия Договора.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. За нарушение сроков оплаты Подрядчик вправе взыскать с Заказчика неустойку в размере % за каждый день просрочки.
4.3. Ни одна из сторон настоящего Договора не несет ответственности перед другой стороной за невыполнение обязательств, обусловленное обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия. Документ, выданный соответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы.
4.4. Сторона, которая не исполняет своего обязательства вследствие действия непреодолимой силы, должна немедленно известить другую сторону о препятствии и его влиянии на исполнение обязательств по Договору.
5. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
5.1. Все споры и разногласия между сторонами, возникающие в период действия настоящего Договора разрешаются сторонами путем переговоров.
5.2. В случае не урегулирования споров и разногласий путем переговоров, спор подлежит передаче в суд в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.3. Положения, не урегулированные настоящим Договором, регулируются положениями действующего законодательства РФ.
6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
6.1. Право собственности, а также права на использование результатов работы по настоящему договору в любой форме принадлежат Заказчику.
6.2. Условия настоящего Договора имеют одинаковую юридическую силу для Сторон и могут быть изменены по взаимному согласию с обязательным составлением письменного документа, который является неотъемлемой частью настоящего Договора.
6.3. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
Акт приема-передачи материалов для договора подряда
При заключении договора подряда, как правило, заказчик передает исполнителю материалы для работы (давальческие материалы). Факт приема-передачи сырья должен быть зафиксирован соответствующим актом. Он будет приложением к уже заключенному договору. Акт необходимо юридически грамотно составить, чтобы в дальнейшем избежать претензий со стороны контрагентов или проверяющих органов. Расскажем, какую информацию должен содержать акт приема-передачи материалов.
Коротко о договоре
Работы по договору подряда регулируются ст. 702-729 ГК РФ. В договоре прописывается вся информация, касающаяся работ:
Кроме договора, оформляют и следующие документы:
К сведению! Этот список по соглашению сторон может быть сокращен или расширен.
Составляем акт приема-передачи материалов
Бланк можно заполнить от руки или с помощью компьютера, не забыв поставить так называемые живые подписи. В документе в правом верхнем углу должно быть указано, что бумага является приложением к договору подряда. Номер приложения и дату составления договора нужно обозначить.
Далее располагаются название документа, его номер, место и дата создания и подписания. Затем начинается основной текст документа, содержащий такие сведения:
Что касается третьего пункта, то он для удобства может быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:
В конце таблицы указывают общую стоимость всех видов материалов, а после таблицы указывают эту же сумму прописью.
Важно! Один экземпляр акта должен находиться у заказчика, а второй — у исполнителя.
После того как документ будет подписан, вся ответственность за сохранность давальческого сырья будет лежать на исполнителе.
Если обнаружена ошибка
Подразумевается, что документ нужно составить без орфографических, грамматических, пунктуационных и фактических ошибок. В случае если была обнаружена последняя, необходимо прибегнуть к стандартному алгоритму:
Обо всех исправлениях обязательно должны быть уведомлены обе стороны контракта.
Если допущенных ошибок много, то будет лучше составить новый акт или распечатать и заполнить чистый бланк, а старый экземпляр с ошибкой уничтожить.
Несколько слов о бухучете при договоре подряда
Переданные материалы не переходят в собственность подрядчика, то есть они числятся на балансе заказчика. Проводка при передаче будет следующей: ДТ 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» КТ 10-8 «Строительные материалы» — переданы материалы подрядчику для переработки на давальческой основе.
Материалы не списывают, а учитывают на отдельном субсчете. После того как работы будут выполнены и приняты, бухгалтер делает такую проводку: ДТ 08 КТ 10-7 — стоимость израсходованных материалов включена в первоначальную стоимость объекта.
Передача подрядчику материалов и оборудования, не требующего монтажа: бухучет и документальное оформление
Оборудование, не требующее монтажа, и материалы, являющиеся собственностью заказчика, передаются подрядчику для достройки объекта незавершенного строительства. В каком порядке осуществляются бухгалтерский учет и документальное оформление таких операций, разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Т. Никифорова и В. Горностаев.
С позиций документального оформления и бухгалтерского учета операций анализируется ситуация, когда для достройки объекта незавершенного строительства подрядчику передаются оборудование и материалы, являющиеся собственностью заказчика.
В соответствии со ст. 740 ГК РФ подрядчик по договору строительного подряда обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно п. 1 ст. 745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами (в том числе деталями и конструкциями) или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Иными словами, договором строительного подряда может быть предусмотрено, что обеспечение строительства материалами и оборудованием осуществляет заказчик.
В рассматриваемой ситуации как оборудование, не требующее монтажа, так и материалы приобретает заказчик.
Передача оборудования, не требующего монтажа
В рассматриваемой ситуации право собственности на передаваемое подрядчику оборудование остается у заказчика, следовательно, в учете заказчика стоимость такого оборудования списанию со счета 08 не подлежит. Необходимо отметить, что оборудование, не требующее монтажа, как правило, устанавливается на законченный строительством объект.
Передача материалов
В рассматриваемом случае право собственности на материалы остается у заказчика, поэтому учитываться они будут на балансе заказчика, а их передачу в учете можно отразить следующей записью:
ДЕБЕТ 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» КРЕДИТ 10-8 «Строительные материалы» — переданы материалы подрядчику для переработки на давальческой основе.
В соответствии с п. 157 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов 7 организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению 8 все расходы на строительство основного средства собираются на счете 08, для этого к нему может быть открыт субсчет «Строительство объектов основных средств».
Таким образом, после принятия работ от подрядчика в учете необходимо сделать запись:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10-7 — стоимость израсходованных строительных материалов включена в первоначальную стоимость построенного объекта.
Статья опубликована в журнале
«Налоговая политика и практика» N 7 июль 2009 года.
1 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13 окт. 2003 г. N 91н (с изм.).
2 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: постановление Госкомстата России от 21 янв. 2003 г. N 7.
3 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: приказ Минфина России от 06 окт. 2008 г. N 106н (с изм.).
4 Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций: письмо Минфина России от 30 дек. 1993 г. N 160.
5 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (с изм.).
6 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве: постановление Госкомстата России от 30 окт. 1997 г. N 71а.
7 Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от 28 дек. 2001 г. N 119н (с изм.).
8 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31 окт. 2000 г. N 94н (с изм.).
9 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ: постановление Госкомстата России от 11 нояб. 1999 г. N 100.