договор софинансирования между юридическими лицами
Как составить договор финансирования чужого бизнеса?
У меня есть свободные финансовые средства. Мой друг (бизнесмен) предложил вложить эти средства в развитие его бизнеса. Какой договор нужно составить для заключения подобной сделки?
Если одно лицо предоставляет другому лицу денежные средства на развитие бизнеса, имеют место инвестиционные правоотношения. На сегодняшний день в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) не содержится понятия инвестиционного договора, т.е. он относится к группе так называемых непоименованных договоров.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» говорится лишь о том, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора, заключенного между ними в соответствии с ГК РФ. Тем не менее такие договоры активно заключаются и являются действенным средством регулирования гражданских правоотношений.
Сторонами инвестиционного договора являются инвестор и заказчик. Заказчик ведет проект, инвестор — лицо, которое данный проект финансирует. Заказчик оплачивает инвестору пользование его денежными средствами.
Выплаты за пользование инвестициями могут осуществляться двумя способами:
1) в договоре указывается фиксированная сумма, которая уплачивается инвестору заказчиком, например, помесячно. Эта сумма остается неизменной на протяжении всего инвестиционного проекта. Такая схема выгодна инвестору, для которого проект перестает быть лотереей и гарантированно будет приносить некий доход;
2) размер выплат зависит от размера получаемой заказчиком прибыли. Он может устанавливаться в процентном соотношении, либо в договоре может быть указан приблизительный размер выплат, который может корректироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Такой вариант выгоднее для заказчика, потому что далеко не всегда можно спрогнозировать, какую прибыль принесет проект.
Сам процесс передачи инвестируемых денежных средств тоже может происходить по-разному. В первом случае вся сумма передается заказчику сразу же в соответствии с условиями договора. Во втором случае денежные средства передаются не сразу, а частями. Такой способ удобен тем, что зачастую на начальных стадиях проекта вся сумма и не требуется, а для инвестора это еще один способ обезопасить себя от потерь.
Также в договор необходимо включить условия о цене и сроке инвестиционного проекта. Цена может определяться и как твердая сумма, включающая в себя вознаграждение заказчика, стоимость работ и услуг, возможные риски и т.д., и как некая приблизительная цифра. Для расчета приблизительной цены может использоваться индексный метод, когда цена корректируется в зависимости от колебаний цен на материалы, работы, услуги. Не менее важным является условие о сроке. Как правило, нарушения обязательств по инвестиционным договорам происходят именно в отношении их срока, поэтому в договоре должно быть четко прописано, в какой срок должен быть реализован инвестиционный проект.
В инвестиционном договоре менее защищенной стороной в любом случае оказывается инвестор, который вкладывает в проект свои денежные средства, поэтому при заключении подобного договора необходимо предельно тщательно изучить инвестиционный проект, наличие у заказчика необходимых разрешений, проверить его деловую репутацию, внимательно подойти к составлению договора. Это поможет избежать недоразумений и разногласий в будущем, а в случае возникновения спорных ситуаций грамотно составленный инвестиционный договор поможет защитить свои права в суде.
Приложение. Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации
I. Предмет Соглашения
II. Условия и порядок предоставления Субсидии
III. Права и обязанности Сторон
5. Министерство обязуется:
5.1. перечислить бюджету Субъекта Субсидию на цели и в размере, предусмотренные приложением N 1 к настоящему Соглашению, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его подписания;
5.2. осуществлять оценку эффективности расходов бюджета Субъекта, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, на основании отчета, представляемого Высшим исполнительным органом власти в соответствии с подпунктом 7.5.1 настоящего Соглашения.
6. Министерство вправе:
6.1. запрашивать у Высшего исполнительного органа власти информацию и документы, необходимые для исполнения настоящего Соглашения, а также для проведения проверок (контрольных мероприятий);
6.2. проводить проверки (выездные и камеральные) исполнения Высшим исполнительным органом власти условий настоящего Соглашения;
6.3. осуществлять контроль за выполнением Высшим исполнительным органом власти условий настоящего Соглашения, в том числе условий предоставления Субсидии, а также за целевым, адресным и эффективным использованием Субсидии;
6.4. при наличии потребности в остатке Субсидии, не использованном в текущем финансовом году, принимать решение о перечислении такого остатка в очередном финансовом году из федерального бюджета в бюджет Субъекта в целях финансового обеспечения расходов бюджета Субъекта, соответствующих условиям предоставления Субсидии.
7. Высший исполнительный орган власти обязуется:
7.1. выполнить условия, установленные пунктом 2 настоящего Соглашения;
7.2. обеспечить прием Субсидии Получателем и использование ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением;
7.4. обеспечить достижение плановых значений показателей результативности предоставления Субсидии, указанных в приложении N 2 к настоящему Соглашению;
7.5. представлять в Министерство:
7.5.2. отчет об осуществлении расходов бюджета Субъекта, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Соглашению;
7.6. обеспечить контроль за размещением в установленном порядке заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключение государственных (муниципальных) контрактов на выполнение подрядных работ, поставку товаров, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, связанных с реализацией расходного обязательства;
7.7. в случае изменения платежных реквизитов в течение 5 (пяти) рабочих дней уведомить Министерство путем направления соответствующего письменного извещения;
7.8. письменно уведомить Министерство о прекращении потребности в Субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента возникновения соответствующего обстоятельства;
7.10. представлять по запросу Министерства и в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для проведения контроля, установленного настоящим Соглашением, а также оказывать содействие Министерству при проведении последним контрольных мероприятий;
7.11. обеспечить ввод в эксплуатацию в срок до 31 декабря 201__г. и представление уполномоченным исполнительным органом государственной власти Субъекта (организацией) копий разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в двухнедельный срок с момента их получения (по вводимому в текущем году объекту капитального строительства).
8. Высший исполнительный орган власти вправе:
8.1. обращаться в Министерство за разъяснениями в связи с исполнением настоящего Соглашения;
8.2. присутствовать при проводимых Министерством проверках (выездных и камеральных) исполнения Высшим исполнительным органом власти условий настоящего Соглашения.
IV. Ответственность Сторон
9. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Соглашения Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
10. Несоблюдение Высшим исполнительным органом власти условий предоставления Субсидии является основанием для приостановления перечисления Субсидии в порядке, установленном пунктом 14 Правил.
11. При выявлении нарушения Высшим исполнительным органом власти условий, установленных Правилами, Министерство письменно уведомляет Высший исполнительный орган власти о необходимости устранения нарушений с указанием предельного срока их устранения.
12. В случае неустранения Высшим исполнительным органом власти указанных в пункте 11 настоящего Соглашения нарушений в срок, установленный Министерством, Министерство принимает решение о расторжении настоящего Соглашения, о чем письменно уведомляет Высший исполнительный орган власти в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.
В случае расторжения настоящего Соглашения перечисление Субсидии приостанавливается.
13. Взыскание полученной Субсидии, не использованной либо использованной не по целевому назначению, производится в порядке, установленном пунктами 15 и 16 Правил.
14. В случае, если в текущем финансовом году Высший исполнительный орган власти не достиг плановых значений показателей результативности предоставления Субсидии, указанных в приложении N 2 к настоящему Соглашению, размер субсидии, предусмотренной бюджету Субъекта на следующий финансовый год, подлежит сокращению в порядке и размерах, предусмотренных пунктом 13 Правил.
V. Срок действия Соглашения
15. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 201_____г. включительно, за исключением пунктов 7.5 и 7.7 настоящего Соглашения, которые действуют до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
16. Днем подписания Соглашения считается дата подписания Министерством подписанного Высшим исполнительным органом власти Соглашения.
VI. Порядок рассмотрения споров
17. Споры (разногласия), возникающие между Сторонами в связи с исполнением настоящего Соглашения, разрешаются ими, по возможности, путем проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов.
18. В случае невозможности урегулирования споры (разногласия) подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VII. Заключительные положения
19. Изменения вносятся в настоящее Соглашение по согласованию Сторон путем оформления дополнительного соглашения.
20. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
VIII. Юридические адреса и подписи Сторон
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 127994, г. Москва, Рахмановский переулок, д. 3/25
Лицевой счет 03731000550 в Управлении Федерального казначейства по г. Москве
р/с 40105810700000010079 в Отделении 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва
Высший исполнительный орган власти:
Наименование и юридический адрес
Банковские реквизиты Получателя:
Наименование банка и расчетный счет
Код администратора доходов (только трехзначный префикс):___________
Справочная информация: «Типовые формы договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, иных межбюджетных трансфертов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Типовые формы
договоров (соглашений) о предоставлении субсидий,
иных межбюджетных трансфертов
Заключение соглашений о предоставлении субсидий, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии с типовыми формами регламентируется статьями 78, 78.1, 78.2, 78.3, 80, 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановлениями Правительства РФ от 09.01.2014 N 13, от 30.09.2014 N 999, от 26.06.2015 N 640, от 29.12.2016 N 1548, от 31.12.2016 N 1580, от 09.12.2017 N 1496, от 30.11.2017 N 1451, N 1453.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, установлены постановлениями Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492, от 22.02.2020 N 203.
В данной Справочной информации приведен перечень типовых форм соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных Минфином России.
Получатель бюджетных средств
Нормативный правовой акт
Субъекты Российской Федерации
Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации
Приказ Минфина России от 14.12.2018 N 269н
Типовая форма соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации
Приказ Минфина России от 14.12.2018 N 270н
Бюджетные или автономные учреждения, унитарные предприятия (в том числе казенные)
Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)
Приказ Минфина России от 18.09.2018 N 196н
Типовую форма соглашения о предоставлении из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Приказ Минфина России от 25.09.2018 N 201н
Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации
Приказ Минфина России от 21.12.2017 N 244н
Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Приказ Минфина России от 31.10.2016 N 197н
Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)
Приказ Минфина России от 31.10.2016 N 198н
Приказ Минфина России от 31.10.2016 N 199н
Некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями
Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением
Приказ Минфина России от 28.07.2017 N 121н
Государственные корпорации (компании), публично-правовые компании
Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Приказ Минфина России от 13.12.2018 N 263н
Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии, включая субсидию в виде имущественного взноса Российской Федерации, на цели, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 117н
Юридические лица, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации
Типовая форма договора (соглашения) о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации
Для того, чтобы разобраться с понятием Договора целевого финансирования, нам для начала необходимо понять что же такое целевое финансирование в общем.
От 2000р за документ
Целевое финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств.
К тому же целевое финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования.
Договор целевого финансирования подразумевает передачу денежных средств с определенной целью.
Существование подобных договоров прямо не предусмотрено нашим законодательством.
Но это не является причиной невозможности его существования или неправомерности, так как одним из основополагающих принципов гражданского права РФ является свобода договоров, что предоставляет сторонам гражданско-правовых отношений право заключить договор как предусмотренный законом, так и не предусмотренный законодательством. Помимо этого в Налоговом кодексе РФ предусмотрена возможность не только по заключению подобных договоров, но и по их налогообложению.
Существенные условия договора целевого финансирования.
— Предметом договора будет являться передача денежных средств от одной стороны договора другой на определенные, строго описанные цели, программу, мероприятие. Деньги в обязательном порядке должны быть направлены именно на тот проект, для которого предназначались.
— Получатель средств по договору обязан совершить определенные действия. Обычно они заключаются в предоставлении регулярных отчетов об использовании средств, что означает контроль со стороны участника договора, предоставившего средства.
— В договоре четко указывается то, в каком виде и какая сумма поступит получателю целевого финансирования.
— Часто в подобных договорах существуют жесткие сроки, пересмотр которых часто затруднен.
— В договор следует включить меры, принимаемые к получателю средств, который неправильно расходует средства или не укладывается в установленные сроки.
Такими санкциями может быть как прекращение финансирования, так и полный возврат денег.
— Поскольку в основе деятельности некоммерческих организаций лежит смета, её лучше включить в договор целевого финансирования в качестве приложения.
Отличие договора целевого финансирования от договора дарения.
Возможность заключения договора целевого финансирования является спорным моментом, так как содержит в себе признаки договора дарения. Согласно ст. 575 ГК РФ, запрещено дарение между юридическими лицами на сумму свыше 3 тысяч рублей.
Подходить к заключению подобных договоров нужно внимательно.
Целевым финансированием является передача средств на конкретный проект. Тогда как дарение просто предусматривает безвозмездную передачу средств. Дальнейшая их судьба полностью зависит от получателя.
Применение договора целевого финансирования.
Практическое использование договора целевого финансирования по своему объему значительно обширно. Целевое финансирование может использоваться в огромном количестве случаев.
Это и уже упомянутые мною гранты и финансирование различных программ и организация мероприятий, фестивалей и форумов, направленных на различные цели.
И грамотное составление договора целевого финансирования играет тут главенствующую роль.
Ответственность за нецелевое использование средств.
Если в ходе разбирательств между сторонами договора целевого финансирования будет доказано, что получатель денежных средств не планировал использовать их по назначению, а только получил и присвоил данные средства, либо не отчитался за них в установленные сроки, данное деяние может быть квалифицировано по статье «Нецелевое использование бюджетных средств»
Также такой проступок может квалифицироваться по статье «Мошенничество», что влечет уже уголовную ответственность.
В судебной практике часто встречаются ситуации, когда целевое финансирование признается недействительным.
Первая и основная причина – безвозмездность (то есть по сути Дарение). Получается, что нельзя просто взять и передать деньги. Судебная практика заняла четкую позицию, не допускающую заключение безвозмездных договоров между юридическими лицами.
Радости Учета
На основании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Перечень необлагаемых средств целевого финансирования приведен в пп.14 п.1 ст.251.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Организации, получившие средства целевого финансирования, в составе годовой декларации по налогу на прибыль представляют «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете некоммерческих организаций и по этому требует серьезной бухгалтерской подготовки.
В заключение отметим, что возможна ситуация, когда при неправильно оформленном договоре целевого финансирования сумма штрафа, налагаемого налоговой инспекцией на организацию-благополучателя будет больше, чем полученное благополучателем целевое финансирование.
Договор инвестиционного займа. Как оформить заём в счёт будущей выручки (RBI, revenue based investing), в чём его суть и особенности. Мнение инвестиционного юриста
В последнее время в России становится очень популярным такой альтернативный способ финансирования проектов (бизнеса), как инвестиционный заём или заёмное финансирование, возврат которого привязан к выручке (за рубежом такой способ называется RBI, revenue based investing). Его адресатами (получателями) является проекты, которые имеют выручку и достаточную валовую прибыль. В чём его суть, особенности и порядок оформления, разберём в этой статье.
Итак, что такое инвестиционный заём.
Обычный займ (заём), как и банковский кредит, не относится к инвестиционному финансированию по причине того, что кредитор (займодатель) здесь особо не заинтересован в развитии бизнеса, его главный интерес ограничивается возвратом займа и зафиксированных процентов по нему. Такому кредитору, по сути, всё равно откуда заёмщик возьмёт деньги на возврат займа и процентов по нему.
В отличие от обычного займа инвестиционный заём (займ) относится к инвестиционному финансированию, поскольку кредитор (инвестор, займодавец) заинтересован в развитии проекта, увеличении его выручки и прибыли, ведь возврат займа и получение маржи (процентов) происходит за счёт выручки компании.
Таким образом, инвестиционный заём — это разновидность займа как инвестиционного инструмента, возврат тела которого и процентов за пользование им осуществляется в виде части (процента) от получаемой проинвестированной компанией выручки.
Как видим, особенностью инвестиционного займа является способ возврата его тела (основного долга) и процентов за пользование им. Данный подход является инвестиционным, поскольку кредитор (займодавец, инвестор) разделяет с проектом риски. Бизнес-инвестор всегда разделяет риски с профинансированным проектом, в противном случае, это обычный кредитор, но никак не инвестор.
Конечно, в случае гибели проекта инвестор может получить возмещение своих затрат за счёт оставшегося имущества компании в приоритетном порядке (реализовать так называемую ликвидационную привилегию), но это не избавляет его от рисков не только неполучения прибыли, но и невозврата тела инвестиций.
Инвестиционный заём (далее — ИЗ) имеет ряд преимуществ по сравнению с венчурными инвестициями и банковским кредитованием.
В отличие от венчурных инвестиций, финансирование по модели ИЗ не размывает доли основателей бизнеса и за ними сохраняется полный корпоративный контроль над компанией. Также получателями ИЗ являются компании, уже генерирующие выручку (прибыль), когда как получателями венчурных инвестиций могут быть в том числе и стартапы самых ранних стадий (не имеющих стабильной выручки и тем более прибыли).
Венчурные инвестиции предусматривают очень глубокий due diligence (проверку компании и её деятельности на предмет выявления инвестиционных рисков), в случае с ИЗ due diligence тоже проводится, но в более усечённой форме, поскольку некоторые инвестиционные риски в связи с отсутствием у инвестора статуса участника компании (владельца доли) утрачивают свою актуальность.
Это позволяет в гораздо более быстрые сроки привлекать финансирование по модели инвестиционного займа (в отличие от финансирования по модели венчурных инвестиций, VC/PE).
В отличие от банковского кредитования, компании, получающей финансирование по модели инвестиционного займа, не требуется предоставления обеспечения исполнения обязательств в виде залога, а основателям компании — предоставления обеспечения обязательств в виде личного поручительства. Такой подход в какой-то степени делает заёмное инвестирование более доступным для ряда компаний.
Как оформляется инвестиционный заём
Грамотное структурирование инвестиционного займа является важным условием успешности сделки. Многие инвесторы и предприниматели недооценивают важность прединвестиционной подготовки.
Как и при других видах инвестиционного финансирования перед оформлением ИЗ необходимо провести проверку компании на предмет консолидации используемых в бизнесе активов (их объединения и закрепления за компанией, получающей финансирование), наличия у компании долгов, препятствующих успешной реализации сделки, нарушений законодательства и прав третьих лиц, наличия у компании выручки и валовой прибыли, достаточной для исполнения обязательств по ИЗ, и т.д.
После того, как инвестор получает полный свод достоверных даных о компании и оценивает их положительно с точки зрения инвестиционной привлекательности, стороны приступают к утверждению параметров сделки и её оформлению.
Перечень документов в структуре сделки инвестиционного займа выглядит следующим образом:
Договор займа (инвестиционного займа) имеет лишь одно главное отличие от договора простого займа — выплата процентов и возврат тела займа осуществляется в виде отчисления доли (определённого процента) от получаемой компанией выручки.
Сторонами в договоре ИЗ могут быть определены:
Обычно в договоре ИЗ указывается как минимум 2 из вышеуказанных параметров. Но условие, по которому инвестор получает выплаты исключительно за счёт получаемой компанией выручки, является базовым. Оно, собственно, и определяет природу инвестиционного займа.
На мой взгляд, наиболее оптимальной формой инвестиционного займа является договор, в котором определяется размер доли выручки в виде динамического процента (который зависит от размера выручки) и «отсекающие» условия, прекращающие договора займа — в виде либо размера доходности инвестиций, которые должен получить инвестор, либо предельного срока, в течение которого будут осуществляться выплаты.
Порядок выплаты может быть структурирован по-разному: платежи могут быть периодические месячные, квартальные и т.д., привязаны к утверждённому графику или суммам платежей, может быть определено соотношение сумм по возврату тела долга и уплате процентов и так далее.
Важно! В качестве альтернативного варианта развития событий договор инвестиционного займа может предусматривать право инвестора конвертировать право требования по договору ИЗ в долю в уставном капитале проинвестированной компании. Иными словами, договор инвестиционного займа может содержать в себе условия конвертируемого займа (довольно подробно о конвертируемом займа я рассказывал здесь).
При таком раскладе инвестор может в любой предусмотренный договором инвестиционного займа момент из «обычного» инвестора превратиться в венчурного.
Далее
Помимо собственно договора инвестиционного займа, сторонам рекомендуется включать в структуру инвестиционной сделки корпоративный договор. Корпоративный договор (далее — КД), как и при иных видах инвестирования, является очень важным элементом сделки и обеспечивает защиту интересов сторон, и особенно — интересов инвестора.
КД в той или иной степени защищает инвестора от выхода основателей из проинвестированной компании до момента фиксирования инвестором запланированной прибыли (доходности), от принятия основателями решений, которые могут причинить критический вред компании, от вывода активов из компании и так далее.
Строго говоря, в случае с ИЗ инвестор заключает с основателями проинвестированной компании не корпоративный, а квазикорпоративный договор — поскольку сам инвестор не приобретает долю в компании, то он и не является её участником.
А договор, включающий корпоративные соглашения с лицом, не владеющим долей в компании, является квазикорпоративным, то есть «как бы корпоративным». Самое главное, что такие договоры (квазикорпоративные) прямо предусмотрены законодательством и заключать с основателями их может любой человек, не являющийся участником компании (владельцем доли в ней).
Форма договора инвестиционного займа
Договор инвестиционного займа, как и (квази)корпоративный договор, заключается в простой письменной форме, не требующей нотарильного заверения.
На этом пока всё. При возникновении вопросов или запросов на оформление инвестиционного займа пишите по нижеуказанным контактам.
С уважением, инвестиционный и корпоративный юрист, автор книги«Стартап и инвестор: правила игры» Евгений Рябов.