договор возмездного оказания услуг понятие условия виды
Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Комментарий к ст. 779 ГК РФ
2. Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, взаимным (синаллагматическим), возмездным. Договор, по которому исполнитель, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, оказывает гражданину-заказчику услугу, предназначенную для удовлетворения личных (бытовых) потребностей последнего, является публичным (см. ст. 730, 783 ГК и коммент. к ним). Публичным также назван договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
3. Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). Коммент. ст. не содержит каких-либо требований к субъектному составу. Следовательно, по общему правилу в качестве сторон могут выступать любые субъекты (физические и юридические лица, публично-правовые образования) с учетом объема и характера их право- и дееспособности. Вместе с тем применительно к отдельным разновидностям данного договора законодатель устанавливает специальные требования, касающиеся прежде всего фигуры исполнителя (см., например, ст. 17 Закона о лицензировании, ст. 3, 4 Закона об аудиторской деятельности, ст. 4, 15.1, 24 Закона об оценочной деятельности).
4. Предметом договора является услуга, оказываемая исполнителем. Условие о предмете имеет характер существенного. Оно считается согласованным, если в договоре перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. Применительно к последнему случаю круг возможных действий исполнителя может быть непосредственно указан в договоре или определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (см. п. 1 письма ВАС N 48).
С учетом конституционно-правового толкования, содержащегося в Постановлении КС от 23 января 2007 г. N 1-П «О проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 828), следует признать, что в отсутствие особого нормативного предписания стороны договора не вправе по своему усмотрению перераспределить риск недостижения полезного эффекта действий исполнителя. Заключение договора возмездного оказания услуг по модели «обязательства достижения результата» в случаях, не предусмотренных законом, недопустимо. Включение в договор условия об обязанности достижения результата (например, излечение пациента, выигрыш судебного процесса и т.п.) либо указание на выплату вознаграждения в зависимости от наступления подобных обстоятельств должно признаваться ничтожным (см. п. 2 письма ВАС N 48).
7. Срок исполнения договора (оказания услуги) устанавливается по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения определяется по правилам п. 2 ст. 314 ГК. Однако зачастую специфика оказываемой услуги придает условию о сроке характер существенного (например, в договорах на оказание услуг по проведению концертно-зрелищных мероприятий, на оказание образовательных услуг, так называемых абонементных и других длительных услуг). В подобных ситуациях отсутствие согласованного срока оказания услуги делает договор незаключенным.
8. Нормы гл. 39 ГК носят универсальный характер и применяются к регулированию договоров по оказанию услуг любых видов. Однако в первую очередь эти положения рассчитаны на такие виды услуг, которые не получили в ГК самостоятельного закрепления в качестве отдельных договорных конструкций (их примерный перечень содержится в п. 2 коммент. ст.).
В случае, когда в качестве заказчика выступает гражданин, заказывающий у исполнителя-предпринимателя услуги для своих личных (бытовых) нужд, к отношениям сторон применяется также Закон о защите прав потребителей, а также изданные в его развитие многочисленные правила оказания услуг.
О соотношении положений гл. 39 ГК и законодательства о защите прав потребителей см. ст. 9 Вводного закона, п. 2 Постановления ВС N 7.
Судебная практика по статье 779 ГК РФ
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя в части встречный иск, суды руководствовались статьями 159, 309, 310, 314, 432, 434, 450, 450.1, 453, 723, 779, 781, 782, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что обществом (исполнитель) факт оказания спорных услуг не доказан, оснований для удержания обществом аванса после расторжения договора компанией (заказчик) в одностороннем порядке и при отсутствии доказательств его отработки не имеется.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 331, 702, 720, 723, 753, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходили из того, что ответчик, подписав акты сдачи-приемки услуг по 2-4 этапам контракта, подтвердил, что выявленные недостатки не являются существенными, и не влияют на работу портала в целом, фактическое качество оказанных услуг соответствует требованиям контракта, требуемый функционал реализован в соответствии с техническим заданием. В актах отсутствуют ссылки на то, что обнаруженные недостатки исключают возможность использования результата работ и не могут быть устранены исполнителем. Из приложения N 1 к акту заседания рабочей группы усматривается, что замечания ответчика не связаны с ошибками в работе портала, а направлены на изменение отдельных элементов визуализации, что не препятствует использованию портала. Указанные ответчиком недостатки в работе портала в соответствии с условиями, согласованными сторонами в разделе 6 контракта и разделе 7 технического задания, являются гарантийными и подлежат устранению в гарантийный период (12 месяцев с даты сдачи- приемки результатов выполненных работ).
Иск удовлетворен исходя из обстоятельств исполнения договоров и применения статей 309, 310, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи».
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 720, 753, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что услуги не были оказаны в полном объеме по причине неявки на обучение пенсионеров в определенном в контракте количестве, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований с учетом фактически оказанных услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 249, 294, 309, 310, 421, 779, 781 ГК РФ, статьями 36, 39, 153, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают приемку предприятием оказанных обществом услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию всех принадлежащих предприятию машино-мест, факт оказания обществом услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса в заявленный в иске период является доказанным, обществом исполнены обязательства по оказанию услуг эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса, а также подтверждено выполнение агентских функций в целях оказания услуг паркования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 249, 294, 309, 310, 421, 779, 781 ГК РФ, статьями 36, 39, 153, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что представленные в материалы доказательства подтверждают приемку предприятием оказанных обществом услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию всех принадлежащих предприятию машино-мест, факт оказания обществом услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса в заявленный в иске период является доказанным, обществом исполнены обязательства по оказанию услуг эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса, а также выполнение агентских функций в целях оказания услуг паркования.
Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 395, 424, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что в установленном для ответчика тарифе учтены затраты истца на транспортировку горячей воды абонентам ответчика.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 249, 294, 309, 310, 421, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что представленные в материалы доказательства подтверждают приемку предприятием оказанных обществом услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию всех принадлежащих предприятию машино-мест, факт оказания обществом услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса в заявленный в иске период является доказанным, обществом исполнены обязательства по оказанию услуг эксплуатации и техническому обслуживанию гаражного комплекса, а также выполнение агентских функций в целях оказания услуг паркования.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьям 779, 781, 1102, 1103, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований у ответчика (исполнитель) удерживать оплату за истцу (заказчик) услуги в большем, против оказанного ответчиком объема этих услуг, размере.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении принципалом условий агентского договора от 12.07.2017 N 108-АС, признав доказанным факт оказания услуг, связанных с организацией перевозок железнодорожным транспортом, и стоимость расходов за порожний пробег вагонов, руководствуясь положениями статей 330, 420, 421, 431 779, 1001, 1006, 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия заключенного сторонами договора от 25.05.2015 N 207989, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив факт ненадлежащего исполнения Учреждением условий договора в части своевременной оплаты оказанных Обществом услуг и, в отсутствие виновного нарушения ответчиком условий договора, повлекшего негативные последствия для истца, за наступление которых на ответчика может быть наложен штраф, пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных Обществом требований с учетом произведенного перерасчета неустойки по периоду начисления и по ставке рефинансирования Банка России 7,25%.
Договор возмездного оказания услуг
1. Договор возмездного оказания услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).
При характеристике обязательства, порождаемого данным договором, ключевым является понятие услуги.
В первую очередь необходимо отметить, что понятие «услуга» с точки зрения гражданского законодательства и доктрины лишь отчасти совпадает с общераспространенным значением слова «услуга».
Причем, даже среди юристов понятие «услуга» понимается по-разному. Так, широкое распространение имеют «государственные услуги» (чаще их именуют «госуслуги»). Имеются в виду услуги, оказываемые в электронной форме, связанные с регистрацией брака, уплатой штрафов ГИБДД, уплатой налогов, получением паспорта и т.д. и т.п.
Гражданское право такого рода отношения не регулирует, поскольку они находятся за пределами предмета гражданско-правового регулирования (они основаны на властном подчинении одной стороны другой).
Понятие «сфера обслуживания» также не совпадает с кругом услуг, оказание которых регулируется гражданским законодательством.
Так, под сферой обслуживания нередко понимаются отношения, различающиеся по предмету, содержанию и т.д. В эту сферу часто включают отношения розничной купли-продажи, жилищного найма, бытового подряда и др.
При рассмотрении договора возмездного оказания услуг необходимо исходить из следующего понятия услуги: следуя «букве закона» (ст. 779 ГК), оказание услуги – это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Услуга есть понятие родовое – различные виды услуг оказываются разными субъектами (исполнителями, услугодателями) для удовлетворения разнообразных потребностей разных категорий заказчиков (потребителей услуг, услугополучателей). Существо соответствующих видов деятельности также отличается – выражается в различных видах действий или разных видах деятельности. В частности, этим понятием охватываются услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и др. (перечень не закрытый) (п. 2 ст. 779 ГК).
Все перечисленные (и другие) разнообразные виды действий/деятельности объединяются в одну группу объектов гражданских прав – услуги, потому что, во-первых, при оказании услуг результат действий (деятельности) неотделим от самих действий (деятельности).
Например, присмотр за детьми или больными гражданами (уход за ними) может выражаться только в самих действиях по присмотру (уходу) и не может иметь результат, отделимый от таких действий.
Этим услуга (оказание услуги) отличается от работы (выполнения работы). По договору подряда подрядчик обязуется (1) выполнить определенную работу (предположим, по созданию вещи) и (2) сдать ее результат (в данном случае – вещь) заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При оказании услуг ничего передавать заказчику не требуется, поскольку результат действий воплощается в самих действиях, он неотделим от этих действий. Например, результат действий парикмахера (прическа) не существует отдельно от его действий, необходимых для достижения этого результата.
Во-вторых, услуга не имеет овеществленного результата. Например, в результате оказания информационных услуг заказчик получает определенные сведения (информацию), при этом овеществленного результата нет. Даже если соответствующие сведения изложены, предположим, на бумажном носителе, объектом правоотношения является информационная услуга (предоставление сведений/информации), а не передача документа (заключения, справки и т.п.), в котором изложены соответствующие сведения.
Иногда в качестве признака услуги указывается также то обстоятельство, что по общему правилу исполнитель не может гарантировать достижение желаемого результата услуги. Так, при оказании медицинских услуг даже при совершении всех необходимых действий выздоровление отнюдь не гарантировано.
2. Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу оказания услуг, осуществляется многочисленными нормативными актами.
Самые общие правила содержатся в ст. 779–783, образующих гл. 39 ГК. Они довольно лаконичны. В целом же регулирование отношений характеризуется дифференцированным подходом: различные услуги оказываются в соответствии с правилами, содержащимися в разных нормативных актах. В п. 2 ст. 779 ГК предусмотрено, что нормы о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779–783 ГК) распространяются на договоры оказания услуг связи, медицинские ветеринарные и другие (уже называвшиеся) услуги. Однако обстоятельное регулирование соответствующих отношений главным образом осуществляется не характеризуемыми общими правилами ГК, но специальным законодательством. Например, законодательство об оказании медицинских услуг является весьма «разветвленным».
Кроме того, к отношениям по поводу возмездного оказания услуг применяются (1) общие положения о подряде (ст. 702–729 ГК) и (2) правила о бытовом подряде (ст. 730–739 ГК), при условии, что такое применение не противоречит специальным нормам о возмездном оказании услуг (ст. 779–782 ГК), а также указывавшимся особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК).
3. Значение общих правил об оказании услуг, содержащихся в гл. 39 ГК, заключается в том, что они являются основополагающими при регулировании соответствующих отношений. Учитывая, что регулирование отношений, возникающих по поводу оказания услуг, осуществляется дифференцированно – многочисленными актами, распространяющими свое действие на разные виды услуг, указанные общие правила можно квалифицировать в качестве системообразующих. Они лежат в основе специальных норм об отдельных видах услуг.
4. Многие виды услуг оказываются в соответствии со специальными нормами Гражданского кодекса, образующими отдельные институты гражданского права (например, договор поручения). Иногда отдельные правила о некоторых услугах формулируются законом при конструировании норм, регулирующих иные отношения (например, выполнение работ по договору подряда). В таких случаях в силу того, что регулирование однородных отношений осуществляется системой норм соответствующего института гражданского права или вследствие «вмонтированности» правил об услугах в систему иных норм, применение общих правил об услугах становится излишним.
Тем более что они так или иначе во всех указанных случаях учтены.
Поэтому закон (п. 2 ст. 779 ГК) предусматривает, что общие правила об оказании услуг не применяются к отношениям из следующих договоров:
Они также не действуют при применении норм о расчетах (гл. 46 ГК).
5. Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим (взаимным).
Очень часто такой договор услуг является публичным (ст. 426 ГК).
В частности, обычно на основании данного (публичного) договора предоставляются услуги связи, медицинские услуги и т.д. Так же часто договор возмездного оказания услуг является договором присоединения (ст. 428 ГК).
6. Сторонами договора являются:
Закон не содержит особых требований к субъектному составу отношений по возмездному оказанию услуг. Следовательно, в этих отношениях могут участвовать любые субъекты гражданского права.
Естественно, что чаще всего ими являются граждане и юридические лица. Как свидетельствует практика, публично-правовые образования нередко выступают в качестве заказчиков. Вместе с тем существом той или иной услуги и законом может быть предопределен субъектный состав договора. Так, в договоре оказания медицинских услуг на стороне исполнителя может выступать только субъект, в состав правосубъектности которого входит возможность оказывать медицинские услуги. Заказчиком медицинских услуг может быть как гражданин, так и юридическое лицо. Но во втором случае потребителями услуг – пациентами являются граждане (обычно это лица, являющиеся работниками юридического лица – заказчика).
7. Единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является предмет договора. Естественно, что в законе, регулирующем отношения по поводу оказания услуг определенного рода, могут содержаться и иные указания. Так, в Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации, кроме прочего, в качестве существенных условий названы общая цена туристского продукта в рублях, информация о потребительских свойствах туристского продукта и т.д. (ст. 10)1.
8. Специальных общих требований к форме договора возмездного оказания услуг закон не содержит. Следовательно, действуют общие правила о форме сделок (ст. 158–165 ГК) и о форме договоров (ст. 434 ГК). Применительно к отдельным видам услуг в закон могут включаться специальные требования к оформлению договоров (например, путем выдачи квитанции заказчику) при бытовом обслуживании населения (например, при сдаче вещи в химчистку) и т.д.
9. Содержание правоотношения, порождаемого договором возмездного оказания услуг, в основном сводится к обязанности исполнителя оказать услуги и корреспондирующему этой обязанности праву заказчика требовать оказания услуги, а также к обязанности заказчика оплатить услуги и соответствующему праву исполнителя.
По общему правилу исполнитель должен оказать услуги лично.
Это обусловлено тем, что отношения заказчика и исполнителя нередко носят доверительный характер. Или крайне желательно, чтобы они были таковыми (например, отношения врача и пациента). Во всяком случае, личность исполнителя по договору возмездного оказания услуг, как правило, имеет существенное значение для заказчика (люди идут на концерт определенного артиста, обращаются к определенному косметологу, репетитору и т.д.). Кроме того, третье лицо (как и исполнитель) может применить все свои знания, навыки, а желаемый результат может быть не достигнут (больной не выздоровел, обучаемый не овладел необходимыми знаниями и т.д.). Понятно, что в таких случаях неизбежен конфликт по поводу того, насколько обоснованным было исполнение обязательства не должником (исполнителем), а каким-то третьим лицом.
Поэтому исполнитель оказывает услугу лично.
Договором возмездного оказания услуг может быть предусмотрено, что исполнитель вправе привлечь к исполнению третье лицо или возложить исполнение на третье лицо и т.п.
Заказчик обязан оплатить услуги в сроки и порядке, предусмотренные договором. Цены на некоторые услуги определяются уполномоченными государственными органами.
Кроме указанных основных прав и обязанностей стороны могут иметь другие права и нести другие обязанности, предусмотренные законом или договором. Например, в соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудируемое лицо (заказчик) обязано содействовать аудиторской организации или индивидуальному аудитору (исполнителю) в своевременном и полном проведении аудита, предоставлять необходимую информацию и документацию и т.д. (ст. 13).
10. Обе стороны договора могут в любое время отказаться от исполнения договора. В данном случае исключение из принципа стабильности обязательств (ст. 310 ГК) обусловлено доверительным характером ряда отношений по поводу оказания услуг, а также тем, что не всегда можно гарантировать достижение желаемых результатов услуги.
Последствия такого отказа различаются в зависимости от того, кто из сторон договора совершает соответствующую сделку – отказывается от исполнения договора.
При отказе заказчика он обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы (например, расходы, необходимые для проезда к месту исполнения обязательства, выплаченная заработная плата работнику юридического лица – исполнителя в связи с совершением действий по исполнению обязательства, и т.п.).
Если от исполнения договора отказывается исполнитель, то он должен возместить заказчику все убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК).
Во втором случае санкция гораздо более жесткая.
11. В период существования обязательства по возмездному оказанию услуг может случиться так, что его исполнение становится невозможным. Это может произойти по вине заказчика или исполнителя, а также вследствие наступления обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает.
При вине заказчика в невозможности исполнения он должен оплатить услуги в полном объеме (п. 2 ст. 781 ГК). Например, документы, необходимые для оказания консультационных услуг, которые заказчик должен был передать исполнителю, по вине заказчика оказались утрачены. Как представляется, применение рассматриваемой нормы об оплате услуги заказчиком, виновным в невозможности исполнения обязательства, может быть блокировано заявлением заказчика об отказе от договора. В этом случае, как отмечалось, он обязан оплатить исполнителю только фактически понесенные расходы.
Законом или договором могут быть установлены иные правила.
При вине исполнителя в невозможности исполнения обязательства он привлекается к ответственности (уплата неустойки, возмещение убытков, а если отношения регулируются также законодательством о защите прав потребителей, то применяются и санкции, предусмотренные соответствующим законодательством). Вина исполнителя может состоять, например, в том, что он утратил переданные ему заказчиком документы, необходимые для оказания консультационных услуг.
Если ни одна из сторон не отвечает за невозможность исполнения (она возникла случайно), то заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, поскольку иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 ГК).