доклад на тему формы государства
Доклад: Формы государства
Название: Формы государства Раздел: Рефераты по экономике Тип: доклад Добавлен 01:09:07 03 ноября 2001 Похожие работы Просмотров: 2355 Комментариев: 21 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.03.2014 |
Размер файла | 36,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие формы государства
2. Форма административно-территориального устройства
3. Политический режим
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоритическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.
1. Понятие формы государства
Содержание формы государства
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:
Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная.
Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.
Признаки дуалистической монархии
2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Парламентарная (конституционная) монархия.
1. Наличие высших выборных органов власти.
2. Возможность участия граждан в управлении делами государства
3. Разделение властей.
4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.
5. Высокий авторитет судебной власти.
Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.
Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:
Признаки парламентской республики
1. Верховенство власти парламента.
2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах.
3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.
4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.
5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.
В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.
Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Признаки президентской республики:
1. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.
2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.
4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.
5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.
Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.
Таким образом, четкого соотношения между формой правления и типом государства не существует, но нельзя опровергнуть наличие фактов, которые предопределяют конкретную форму государства. Среди всех фактов наиболее четко выделяют:
а) уровень социально-экономического развития. Например, складывание абсолютной монархии в эпоху феодализма объясняется развитием в его недрах капиталистических отношений. В условиях примерного равновесия сил между дворянством и буржуазией монархия получает возможность проводить самостоятельную политическую линию, лавируя между классами;
2. Форма административно-территориального устройства
Признаки унитарного государства
1. Один Основной Закон.
2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.
7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.
4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).
Существует несколько видов федеративных государств:
— основанные на национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и смешанные);
— симметричные и асимметричные;
— договорные, учредительные и конституционные.
Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.
1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.
3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).
4. Отсутствие единого гражданства.
5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.
6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.
7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).
8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.
форма государство политический режим
Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образом античной демократии считаются Афины. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева). Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.
Антидемократические политические режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.
Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.
Тоталитарный режим можно подразделить на:
Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества. Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто «тяготеет» к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство. Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.
Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
В современном мире наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.
1. Венгеров А.Б.“Теория государства и права”- М.: Юрист, 1994
2. “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”. Учебник Москва 1988г.
3. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
5. Коваленко А.И. “Теория государства и права”- М., 1994
6. Конституция Российской Федерации.
8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв.
11. Советский энциклопедический словарь. М. 1989.
13. Издательство «Интерстиль», 1998.
14. Лекции по политологии. http://webarhimed.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные элементы и формы государства. Деятельность государства и политическая система общества. Формы правления и государственного устройства. Способы организации государственной власти. Политический режим: правила и цели политического взаимодействия.
контрольная работа [40,9 K], добавлен 27.01.2011
Понятие формы государства. Влияние исторических и национальных традиций, условий возникновения государств на формирование формы государства. Характеристика монархической и республиканской форм правления и их разновидности. Что такое политический режим.
реферат [49,7 K], добавлен 07.03.2011
Власть и общество: понятие, взаимосвязь. Закономерности происхождения государства. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и элементы формы государства. Политический режим. Соотношение исторического типа и формы государства.
курсовая работа [48,6 K], добавлен 29.02.2008
Понятие и структура формы государства. Форма правления в России. Форма государственного устройства России. Особенности российского федерализма. Политический режим Российского государства. Перспективы развития формы Российского государства.
курсовая работа [41,6 K], добавлен 31.03.2005
Процесс становления новой российской государственности. Анализ моделей организации публичной власти. Понятие и виды форм государства. Политический режим как элемент формы государства. Форма государственного устройства современного российского государства.
реферат [29,9 K], добавлен 01.12.2014
- доклад на тему уголовное право
- доклад налог на имущество организаций