домашняя бухгалтерия в тетради образец на месяц
Семейный бюджет на 1-2-3
Для чего это нужен семейный бюджет и как его вести?
Наш народ смутно представляют куда у них уходят деньги и почему им их постоянно не хватает. Пересмотр финансов семьи может показаться нудным делом, но со временем оно превратится в привычное, и даже увлекательное занятие. Составление ежемесячных трат потихоньку входит в привычку. Уже нет кассовых разрывов, и путешествие к соседям за червонцем до получки стало историей. Есть понимание когда и какие покупки будут сделаны. Нет спонтанных трат. Все это прелести ведения семейного бюджета.
Правильно ведем семейный бюджет
Сам процесс можно разделить на несколько взаимосвязанных шагов, каждый из которых нужно выполнять последовательно. На данном этапе нужно определить все финансовые ресурсы, которыми располагает семья, и задолженности, если таковые есть. Нужно зафиксировать:
Чем больше информации удастся собрать, тем больше денег можно будет сэкономить. Поэтому будет правильнее вести семейный бюджет в таблице.
После того, как все доходы с расходами подсчитаны, можно определяться с целью, ради которой и затевалась вся эта бухгалтерия. Надо понять с чего начать преображение семейного бюджета и для чего это нужно. Например:
Главное условие — цель должна быть конкретной и реальной.
Переходим к самому интересному этапу — учёт расходов. Вести расходы придётся постоянно, каждый день. Данные о ежемесячных расходах семьи покажут, какая из статей завышена, а какая — в норме. Советуем приготовиться к неожиданным открытиям.
Учёт позволит определить статьи, содержащие основные резервы для экономии средств (в идеале, такие резервы нужно изыскать в каждой статье). К примеру:
Однако корректные выводы можно будет делать только после двух-трёх месяцев ведения учёта. Таким образом, можно ежемесячно вносить поправки в план семейного бюджета. С этим вопросом разобрались. Теперь немного о том, как вести семейный бюджет в тетради.
Как вести тетрадь расхода семейного бюджета?
Многие предлагают складывать чеки после каждого похода в магазин, а потом записывать расходы в специальные блокноты или тетради. Но большинство семей давно владеют банковскими картами (кредитными или дебетовыми) и активно ими пользуются. Опять-таки у большинства подключена услуга SMS-информирования, поэтому чеки собирать не обязательно, а информацию можно брать с телефона. Главное делать это каждый вечер.
Собирать чеки или сразу фиксировать сумму, не отходя от кассы, нужно при расчёте наличными. Повторимся, делать это нужно сразу, память — здесь не помощник. В тетрадь нужно заносить все расходы, любую мелочь, включая покупку «мороженка» или чашки кофе, даже не запланированную поездку на метро.
Как известно — «дьявол кроется в мелочах», эта «неучтёнка» вырастает к концу года во вполне приличную сумму.
В этой тетради можно записывать только расходы, а по окончании месяца, заносить их в графу «Фактически» плана семейного бюджета. Кстати, желательно, чтобы тетрадка была у каждого взрослого члена семьи, так как тратят деньги оба и не всегда вместе. А вечером, попивая чай, можно анализировать расходы за день.
Каждый человек планирует дела на день и прикидывает расходы.
Главная задача — не брать с собой денег больше, чем нужно.
Ну а владельцам карточек, придётся чётко придерживаться плана расходов на день. Записи расходов вести не сложно. Нужно разделить лист тетради на разделы. В верхний раздел — дата, второй — сумма на руках, а дальше можно вписать статьи обыденных расходов, например, на дорогу, на кофе и обед на работе и далее в таком же духе.
Как вести тетрадь расходов семейного бюджета — образец:
Дата | 19/10 |
Сумма | 1000 |
Транспорт | 25, 25 |
Кофе | 60 |
Обед | 150 |
Магазин | 500 |
Мелочи | Влажные салфетки 30 руб. |
ИТОГО: | 790 рублей |
Некоторые люди предпочитают записывать дату, сумму и просто фиксировать затраты с расшифровкой, не разнося их по категориям. И такое ведение расходов вполне приемлемо. Важно, чтобы каждый потраченный рубль нашёл отражение в тетради.
Рекомендованные для вас статьи:
Как правильно вести семейный бюджет — способы
За основу ведения ежемесячного семейного бюджета можно взять таблицу плана, представленную в третьем шаге. А метод ведения домашней бухгалтерии зависит от предпочтений человека, решившего заняться контролем финансового состояния семьи.
Можно воспользоваться следующими способами:
Присмотримся к каждому способу внимательнее.
Семейный бюджет в тетради
Так вели свой семейный бюджет наши мама и бабушки, что вовсе не значит, что он не подходит нам.
Учет в Excel
Для использования офисной программы нужен хотя бы минимальный запас знаний, но в интернете полно обучающих статей и видео. Excel — табличный редактор, позволяющий вводить формулы для автоматических расчётов и формировать графические отчёты.
Специальные программы
Можно пользоваться специальными программами. Часть из них находится в свободном доступе, другая часть платная. Есть условно бесплатные программы для ведения семейного бюджета. То есть основной набор функций можно использовать бесплатно, а за дополнительные возможности нужно заплатить.
Онлайн-бухгалтерия
Существуют специальные сайты для ведения домашнего бюджета. Большой разницы между онлайн-бухгалтерией и как вести семейный бюджет в программах на компьютере, о которых мы писали выше, нет. Пользоваться ею можно бесплатно и платно. Отличие лишь в том, что её невозможно установить на домашний компьютер. Вся информация будет находиться на сервере разработчика программы.
Как правильно вести семейный бюджет — 4 важных совета
И, напоследок, немного практичных советов о том как вести семейный бюджет:
[feature_box style=»14″ only_advanced=»There%20are%20no%20title%20options%20for%20the%20choosen%20style» alignment=»center»]
Посмотрите все записи >>
Или вступите в закрытое сообщество инвесторов и трейдеров?
Анализ рынка и обучение все вместе!
Каждый день до трех часов анализа рынка он-лайн!
Как вести семейный бюджет в тетради — пример с таблицами доходов и расходов
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. С вами Артем Биленко. Сегодня у нас очень интересная тема. Мы поговорим о том, как вести семейный бюджет в тетради.
Вы узнаете о простом способе, позволяющем быстро организовать весь финансовый поток вашей семьи.
P.S. Обратите внимание на « Центр финансовой культуры ». Здесь учат финансовой грамотности. Как управлять личными финансами чтобы накопить на дом, квартиру, машину. Как инвестировать накопленные деньги и увеличить доходы. Позволить себе ежегодный отпуск и путешествия по миру.
Сайт « Центр финансовой культуры ».
Этап №1. Подсчет доходов
Чтобы эффективно планировать бюджет, нужно точно знать сумму, которой придется управлять. Если зарплата начисляется неравномерно, укажите минимальную цифру, которой вы распоряжались в течение последних 3-6 месяцев.
Пример расчета фиксированной суммы.
Мой доход | Заработок жены | Итог |
---|---|---|
6000 | 3500 | 9500 гривен |
Если доход вашей семьи не фиксированный, сравнительная таблица поможет быстро определить минимальную сумму.
Месяц | Доход семьи |
---|---|
1 | 8000 |
2 | 8400 |
3 | 8500 |
4 | 9000 |
5 | 8700 |
6 | 8200 |
Не забывайте каждые 3-6 месяцев обновлять данные и вносить корректировки в бюджет.
Задание
Этап №2. Распределение
В этом вам сильно поможет методика 7 конвертов. Основная идея этой системы состоит в том, чтобы разбить семейный доход на целевые нужды.
Предположим, доход нашей семьи 8000 гривен. Распределим эти деньги по конвертам.
№ | Конверт | % отчислений | Сумма |
---|---|---|---|
1 | Инвестиции | 10 | 800 |
2 | Коммунальные платежи, интернет | 20 | 1600 |
3 | Продукты питания | 35 | 2800 |
4 | Покупка сезонной одежды | 10 | 800 |
5 | Деньги на будущий отпуск | 5 | 400 |
6 | Расходы на потребности ребенка | 15 | 1200 |
7 | Деньги на будущую дорогостоящую покупку | 5 | 400 |
Задание
Этап №3. Расфасовка
Когда вы поделите деньги по конвертам, весь ваш расход поделится на две категории:
Определим статистические и динамические растраты нашей выдуманной семьи.
Статистические траты | Сумма |
---|---|
Инвестиции | 800 |
Коммунальные платежи, интернет | 1600 |
Деньги на будущий отпуск | 400 |
Деньги на будущую дорогостоящую покупку | 400 |
Итог | 3200 гривен |
Динамические траты | Сумма |
---|---|
Продукты питания | 2800 |
Покупка сезонной одежды | 800 |
Расходы на потребности ребенка | 1200 |
Итог | 4800 гривен |
Задание
Этап №4. Управление
Динамические расходы – это остаток, который нужно ежедневно контролировать. В нашем примере у семьи есть 4800 гривен, которыми нужно активно управлять. Рассмотрим, как это проще всего сделать.
Задание
Этап №5. Анализ
Каждую неделю подводите итоги.
День | Баланс |
---|---|
1 | +1 |
2 | 0 |
3 | 0 |
4 | -5 |
5 | 0 |
6 | 0 |
7 | +7 |
Итог | + 3 гривны |
Неделя закрылась с положительным балансом, расходование бюджета проходит по плану, на следующей неделе никаких корректировок вносить не нужно |
Дополнительную проверку проводите в конце месяца.
Неделя | Баланс |
---|---|
1 | +3 |
2 | 0 |
3 | +10 |
4 | -20 |
5 | 0 |
Итог | -7 гривен |
Месяц закрылся с отрицательным балансом, установка не выполнена. Чтобы исправить ситуацию, в следующем месяце нужно урезать бюджет на 7 гривен |
Задание
Заключение
Теперь вы знаете, как можно организовать домашнюю бухгалтерию в тетради. Не откладывайте эти знания в долгий ящик. Прямо сейчас возьмите любую тетрадь или блокнот, посмотрите образец заполненной таблицы и начните планировать свой бюджет. Я искренне желаю всем успехов.
Семейный бюджет: примеры, советы и ошибки
Как вести семейный бюджет в тетради: 5 причин делать это + 7 советов + 5 жизненных примера + 3 возможные ошибки неопытных «бухгалтеров».
Бездумно тратя деньги налево и направо, нельзя скопить на какую-то дорогую покупку, даже если имеешь доход выше среднего. И наоборот при относительно скромных зарплатах можно жить более-менее прилично, если умеешь экономить и ведешь учет затрат.
Особенно важно контролировать свои доходы и расходы, если имеешь семью и некому подстраховать в случае непредвиденных обстоятельств.
Достаточно просто разобраться, как вести семейный бюджет в тетради, но эти нехитрые знания действительно помогут вам обрести уверенность в завтрашнем дне и закрыть бреши в общем бюджете, сквозь которые утекают деньги.
Семейный бюджет, в тетради или нет – неважно, главное – его вести!
Люди по-разному относятся к планированию семейного бюджета. Кто-то вообще не задумывается о том, куда уходят деньги, кто-то скрупулезно подсчитывает каждую копеечку, не позволяя себе даже мелкой незапланированной покупки.
Поговорим о разумном учете трат и расходов: зачем это нужно и какие способы учета существуют.
1. Семейный бюджет, его виды и способы ведения…
Многие с ностальгией вспоминают те времена, когда уже зарабатывали на себя, но еще жили с родителями.
Да, отсчитывали какую-то сумму общую копилку, но как ведется хозяйство, хватает ли на все денег, вообще было неинтересно. Да и у мамы с папой всегда можно было перехватить до зарплаты, если поистратился.
Всю тяжесть ведения бюджета приходится испытывать, когда человек обзаводится своей семьей, при этом уровень его заработка оставляет желать лучшего.
В этой ситуации выигрывают те, что умеют вести денежный учет в тетради или каким-то другим способом, потому что им удается равномерно распределять расходы и даже что-то откладывать.
Семейный бюджет – это деньги, которые тратятся на семейные нужды:
Независимо от суммы заработка, должно хватать на все обязательные расходы. В идеале – нужно что-то откладывать на будущее.
Есть 2 основных вида семейного бюджета:
То есть прибыль всех работающих членов семьи, проживающих под одной крышей, складывается в общую копилку. Семьи выбирают свой вариант бюджета.
Например, можно отдавать всю зарплату до копеечки в общую кассу, или же довольствоваться установленной суммой, тратя остальное по своему усмотрению.
То есть каждый из работающих членов семьи распоряжается личными заработками по своему усмотрению, при этом общие покупки оплачиваются:
Мы сегодня поговорим о том, как вести семейный общий бюджет в наиболее простом его варианте: в тетради.
2. Зачем вести семейный бюджет в тетради?
Казалось бы, зачем скатываться в архаику, если существует множество компьютерных программ, начиная с Microsoft Office Excel, и разных онлайн-приложений, например, Money Lover?
И все же, ведение семейного бюджета в тетради имеет свои преимущества:
Купить блокнот или тетрадь, ручку и простейший калькулятор – горазд дешевле, чем тратиться на оргтехнику и оплату интернета.
Какой бы простой не была программа, все равно придется потратить некоторое время на ее освоение, тогда как с тетрадью никаких проблем не возникнет.
Доступность для всех.
Даже люди, совершенно не владеющие компьютером, могут вести в тетради свой бюджет.
Отсутствие подготовительного периода.
Если пользоваться какими-то компьютерными программами, то все равно нужно время, чтобы приступить к делу: выбрать программу, научиться ею пользоваться.
Тогда как начать вести семейный бюджет по старинке можно в любой момент: какая-то тетрадь дома найдется, ручка тоже, а калькулятор есть и в мобилке.
Независимость от обстоятельств.
Вам не нужно переживать по поводу того, что нет света или интернета, не придется ждать, пока вы придете домой, чтобы сесть за расчеты. Тетрадь и ручка всегда под рукой.
Как я стала вести семейный бюджет в тетради: история одного опыта…
Она даже с завистью стала посматривать на некоторых своих подчиненных, что получали зарплату раза в четыре меньшее ее, но никогда не жаловались на безденежье и не имели привычки «одалживать до зарплаты».
Лена приняла решение: пора контролировать траты и вести семейный бюджет. Купила красивый блокнот, расчертила его и распределила траты на месяц.
Тут были куплены красивенные туфли на высоченных шпильках. Забегая наперед, скажу, что за 2 года, проведенных в шкафу, эти туфли надевались всего 1 раз.
Результаты двухгодичного эксперимента ведения семейного бюджета:
Лена собиралась временно вести семейную бухгалтерию, но теперь не представляет, как раньше жила, бездумно тратя средства и не думая о будущем. Планирование семейного бюджета стало ежемесячной обязательной работой.
Кстати, теперь женщина позволяет себе в плане покупок и развлечений даже больше, чем раньше, кроме того имеет сбережения на «черный день». Просто теперь ее траты обдуманы, запланированы и выбраны из числа наиболее выгодных вариантов.
Семейный бюджет: примеры, советы, основные ошибки…
Если вы хотите, чтобы все было идеально, прислушайтесь к полезным советам опытных «счетоводов» и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
1) Полезные советы, как вести семейный бюджет в тетради.
Немало людей ведут семейный бюджет, причем делают это весьма эффективно, да настолько, что позволяют себе гораздо больше, чем люди с лучшим уровнем дохода, но неразумным отношением к тратам.
Я сформировала для вас ряд полезных советов от тех, кто давно и успешно ведет общий бюджет в тетради:
Начните с погашения долгов.
Речь не идет об ипотеке или других крупных кредитах, а о небольших суммах, которые можно погасить за пару месяцев. Сначала раздайте долги, а уж затем с нового листа начните вести семейную бухгалтерию в тетради.
Запаситесь терпением и усидчивостью.
Не раз и не два настанет момент, когда вам захочется все бросить, сжечь тетрадь и жить так же спонтанно и бесшабашно, как раньше. Не поддавайтесь таким желаниям.
Трудно только поначалу. Затем все пойдет по накатанной и не придется долго корпеть над тетрадью.
Плохая привычка – не брать чеки в магазинах. Собирая чеки, вам легче будет подсчитывать свои траты и искать способы экономии, потому что сразу же видно, что можно было и не покупать в супермаркете.
Думайте, на чем можно сэкономить.
Когда вы начнете вести скрупулезно в тетради бухгалтерию, удивитесь, как вам раньше на все хватало денег. Подумайте, где можно урезать расходы:
Формируйте семейный бюджет сразу же после получения зарплаты.
Идеально, если все в семье получают зарплату одним платежом и приблизительно в один период. Это позволяет легко распланировать семейный бюджет на месяц вперед. Но вести бухгалтерию можно и в том случае, если пополнения планируются 4 – 5 раз в месяц.
В этом случае вести бюджет нужно исходя из приблизительной суммы ожидаемых доходов. При этом расчеты нужно производить, опираясь на минимальную из возможных сумм. Если сумма оказалась больше ожидаемой – отложите ее в конверт «На крупные покупки».
Наказывайте себя за перерасход.
Например, вы не удержались и купили красивое платье, хотя лимит трат на одежду был исчерпан. Накажите себя отказом пойти с друзьями в кино. В следующем месяце будете более дисциплинированы.
Каким бы ни был семейный бюджет, обязательно откладывайте что-то про запас. Причем желательно завести 2 копилки:
2) Семейный бюджет: пример.
Количество столбцов и строк будет зависеть от ваших личных предпочтений.
Предлагаю пример вот такой простой таблички, которую легко расчертить в обычной тетради, а затем использовать для ежемесячных расчетов.
Допустим, ваш ежемесячный семейный доход – 400$.
Итого, экономия 1$. Сумма экономии может быть и больше. Ее можно отложить в тот конверт, что подписан «На крупные покупки», или же перекрыть ею недостаток средств в следующем месяце.
Как вы понимаете, первая колонка формируется в начале месяца, вторая – по окончанию месяца, когда подбиваются все сделанные вами расходы.
Можно в тетради использовать и другие, более удобные для вас варианты табличек:
Видеосюжет о том, как управлять деньгами в семье.
Как вести семейный бюджет? Личные финансы в семье.
3) Ошибки, которых не стоит допускать, если хочешь вести семейный бюджет в тетради.
Если по факту у вас получается вести домашний бюджет и не испытывать в конце месяца дефицита денежных средств, то не важно, каким образом вы это делаете.
Если же есть какие-то проблемы, то, вполне возможно, что вы допускаете распространенные ошибки:
Долго ищите идеальную тетрадь.
Да, существуют специальные тетрадки, уже разграфленные внутри, с вмонтированным калькулятором, но, во-первых, они стоят немало, во-вторых, их поди еще найди в небольших городах.
Не усложняйте все. Купите недорогую тетрадку в клеточку с симпатичной обложкой. Расчертить ее – дело пары минут. А простой калькулятор есть практически в каждом доме.
Путаете экономность и жадность.
Многие, пытаясь сэкономить как можно больше денег, начинают доводить ситуацию до маразма. Например, урезают сумму на продукты питания настолько, что это сказывается на здоровье. Или вообще убирают такую статью расхода, как развлечения.
Режим строгой экономии возможен, если вы копите на что-то или хотите, как можно быстрее расправиться с долгами, но он не должен длиться дольше нескольких месяцев, максимум – полгода. Иначе это не жизнь, а существование по-гобсековски какое-то.
Считаете, что даже минимальной зарплаты должно хватать на все, если тратить деньги разумно.
Открою вам секрет: прожиточный минимум, сформированный правительством, – фикция, в которую не верит даже само правительство.
Найдите сначала нормальную работу или дополнительный заработок, а уж затем приступайте к ведению семейных расчетов в тетради.
Если думаете, как вести семейный бюджет в тетради, прилично зарабатывайте и контролируйте расходы – вот фактически и все секреты удачной домашней бухгалтерии.
Как сделать таблицу для ведения семейного бюджета
Опыт читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
В 2018 году я начал вести бюджет.
Все траты в тот период были беспорядочными, и было трудно уследить за течением денег. Табличка помогла навести порядок в финансах.
С чего все начиналось
Мне 26 лет. Работаю контент-менеджером в интернет-магазине и получаю около 45 тысяч рублей, в зависимости от оборота.
Пока учился в университете, деньги присылали родители. Я старался их растягивать, чтобы лишний раз не просить прислать еще. После учебы мы с девушкой решили самостоятельно снимать квартиру, поэтому я устроился на первую попавшуюся работу — кладовщиком в магазине электроники. Получал 30 тысяч рублей, но этого хватало на еду и оплату комнаты в квартире, которую мы делили с друзьями.
В какой-то момент начались проблемы с квартирой: хозяин продал ее без нашего ведома. Мы узнали об этом, когда на почту пришли документы на имя нового владельца. Нам позволили пожить еще какое-то время, но попросили сильно не расслабляться. В тот момент я понял, что пора откладывать деньги на переезд.
Тогда мы особо не следили за тратами и никак их не фиксировали. Я держал все в уме и при необходимости сверялся с приложением банка. Решил сделать таблицу, чтобы все было наглядно и за деньгами мог следить не только я, но и моя девушка. Сейчас продолжаем вести бюджет, потому что это удобно, да и мы привыкли.
Зачем нужна таблица и как ею правильно пользоваться
У таблицы была одна функция — навести финансовый порядок и все структурировать. Хотелось понимать, на что уходят деньги, где получится сэкономить, а в каких случаях можно расслабиться и потратить больше привычного. После этого мы начали чаще ходить в кино и заказывать себе что-нибудь вкусное с доставкой. Это помогало держаться на плаву и радоваться происходящему.
Чтобы все работало, нужно регулярно заполнять приход и уход. Неважно, чем вы пользуетесь, главное — соблюдать режим. Таблицу мы ведем вместе с женой: я вношу траты по своим картам, она — по своим. Обычно заполняем ее, как только приходим домой. Чтобы оформить расходы, в среднем нужно потратить 5 минут: формулы так настроены, что не приходится много считать самому. Если что-то не сходится, то на поиски проблемы может уйти и час.
Из-за обстоятельств или лени не всегда удается вовремя внести расходы, даже если телефон с таблицей под рукой. В таких случаях приходится тратить время в выходные, чтобы свести итоги по таблице и карте. Если бы мне удавалось соблюдать принцип регулярности, то это помогло бы избежать путаницы и потери времени.
Если не получается найти ошибку в расчетах, можно воспользоваться «Великим уравнителем» — специальным инструментом, который есть в таблицах. Чтобы прибавить недостающую сумму, нужно записать число с минусом, чтобы убавить — с плюсом. Небольшой костыль помогает вести все аккуратно и без лишних знаков.
Какие изменения я внес в таблицу
Я выбрал старомодную таблицу, а не готовые приложения для компьютера или смартфона, потому что они не сильно отличаются от того, что я сделал. Вносить доходы и расходы все равно приходится руками, а минимальную автоматизацию я и так настроил через формулы. Тем более многие из функций можно вставить одной кнопкой, для этого не нужны дополнительные знания. Если вы готовы потратить время на доработку таблицы и анализ, то у вас может получиться гибкая система с индивидуальными настройками.
Изначально в таблице были три графы расходов — «План», «Факт» и «Остаток». В первой графе мы записывали, сколько денег можно потратить, во второй — сколько реально получилось, а в третьей я фиксировал разницу между первыми двумя пунктами, чтобы потом скорректировать суммы по категориям.
Адаптация категорий трат. Первое, что я сделал, когда приступил к формированию таблицы, — выделил группы трат, на которые уходило больше всего денег. Полезно некоторое время последить за потоком ваших финансов, не внося в таблицу никаких изменений. Если продержитесь пару месяцев без серьезных доработок, то получится собрать индивидуальную базу данных, вокруг которой можно выстраивать ваш бюджет.
После месяца использования таблицы у меня был соблазн начать переставлять категории, усложнять ее формулами и избавляться от бесполезных пунктов. Думаю, если бы начал это делать, жена забросила бы попытки понять происходящее и перестала использовать таблицу. Лучше начать с простого, привыкнуть и после нескольких месяцев придумать, как исправить изъяны и неудобства того или иного подхода.
Поначалу я пытался учитывать все расходы, которые приходили в голову. Постепенно я отсеял несколько пунктов, например «игры», потому что на это тратятся личные средства и записывать их в таблицу с семейным бюджетом нет смысла. Пункты «разовые траты», «бытовые траты» и «аптека» объединил в один, так как это очень редкие покупки. Мы выделяем на них деньги раз в два месяца или просто берем из копилки при необходимости, если покупка непредвиденная.
Новый подход к внесению расходов. Система «план/факт» не очень хорошо себя показала и не была достаточно наглядной, поэтому я решил изменить подход к внесению трат. Всю зарплату, кэшбэки, подработки и помощь от родителей я стал записывать в отдельной мини-таблице: чтобы использовать эти деньги, сначала их нужно расписать по ячейкам. Выделенная сумма автоматически вычитается из доступных средств и резервируется. Все равно видно, сколько всего денег на карте, меняется только количество средств, которые осталось распределить.
Теперь, получив условные 20 тысяч рублей, мы раскладываем их по категориям, как по шкатулкам: 10 тысяч на квартиру, 5 тысяч на еду, 2 тысячи на транспорт, оставшиеся 3 тысячи раскидываем на оплату телефона и прочие мелкие расходы.
Лимиты по категориям. Каждый выделяет из полученных денег определенную сумму. При этом есть лимит, выше которого заходить не следует, а также категории, показывающие, сколько потратили и сколько еще осталось. Эти деньги лежат на карте, но их нельзя трогать, иначе система не будет работать. Как вклад в банке: положили деньги — и достать можно лишь по истечении срока. Только в нашем случае срок — это покупка товаров из выбранной категории.
Раньше мы просто фиксировали определенную сумму на день, из которой беспорядочно брали деньги. Сейчас такого не происходит: если одна категория выходит за пределы лимита, берем средства взаймы из другой. То, что ушло в минус, приходится закрывать, вычитая эту сумму из зарплаты.
Я просчитал лимиты таким образом, чтобы у нас оставались свободные деньги, которые можно отложить в копилку или на оплату квартиры в следующем месяце, но чтобы при этом мы не были голодными и грустными.
Мы часто можем выйти за пределы лимита по фастфуду: любим себя побаловать вредной едой. Но когда видим, что превысили ограничение, останавливаемся, понимая, что мы больше не можем потратить условные 1,5 тысячи на еще один заказ. Иначе их не будет хватать в другой категории.
Это оказалось удобнее, чем каждый день держать конкретную сумму на руках: больше нет соблазна совершить необдуманную покупку. Когда видишь остаток в красном прямоугольнике рядом с тратами, то немного успокаиваешь внутреннего шопоголика.
Иногда печально наблюдать за тем, как свободные деньги исчезают и становятся недоступными, но если откинуть грусть, то этот способ помогает неплохо экономить. Например, за 5 месяцев нам удалось собрать 180 тысяч рублей, чтобы оплатить свадьбу. Раньше получалось накопить максимум 80 тысяч. Не уверен, что нам бы это удалось, если бы не было наглядной карты со всеми тратами и нормальным распределением по категориям. На что-то бы точно не хватило.
Детализация трат. В последнем обновлении я добавил детализацию трат. На деле дополнение оказалось не самым полезным, но оно помогло собрать еще немного информации для анализа: когда и сколько мы тратим, какой средний чек, в какие дни недели покупаем еду, оплачиваем подписки и как часто едим вне дома.
Получилось так, что я собираю информацию, а как ее использовать — пока не придумал. Может быть, благодаря этим данным в будущем получится сделать таблицу более гибкой и менее строгой.
Выводы
Чтобы таблица работала, нужно придерживаться простых правил:
Надеюсь, что мой подход окажется кому-нибудь полезен. Скачать копию таблицы можно по ссылке: вы получите пустую форму с уже прописанными формулами.
Эксельки. Здесь хвалятся своими наработками в «Гугл-таблицах»
В течение полутора лет вел таблицу учёта доходов/расходов. Записывал в нее абсолютно все траты, разбитые по категориям. Была вкладка с кучей аналитики за разные временные промежутки. Отдельная страница для бюджета (где я прописывал предполагаемый доход и заранее распределял его).
Сначала это была просто Гугл Таблица, потом я к ней прикрутил Гугл Форму для автоматизации. Однажды этого стало мало, и я написал для нее веб-интерфейс, чтобы максимально подстроить его под свои потребности.
В итоге бросил это все. Сейчас только бюджетирую инвестиционные и крупные траты. Бросил, потому что ни к чему это не привело. От того, что я видел, сколько денег уходит каждый месяц на фастфуд, я не перестал на работе кушать. Аналогично, например, с такси. Если утром хочется спать, то я не думаю, что у меня превышен лимит по такси. Я просто дальше сплю. Я пришел к тому, что надо не сокращать расходы (зачастую это сложно), а работать над увеличением доходов.
Егор, а можете поделиться? Сейчас ищу удобные таблицы, интересен опыт других людей, ваш подход понравился.
да сколько можно уже!
не успеешь в одной таблице разобраться, тут другую подвозят
С супругой ведём бюджет расходов/доходов 4 года, прошли много этапов.
Вот несколько замечаний/советов или то к чему в последствии можете прийти со временем (если посчитаете конечно это целесообразным)
1) Разделение страниц Отчёта и Учёта. Сейчас у вас Отчёт сразу по центру, а учёт не помещается на открытом листе и приходится листать вправо.
К чему приведёт: К упрощению внесения и анализа данных в разы.
4) Корректные категории расходов. Для начало по моему мнению необходимо определиться с группами расходов: Обязательные/не обязательные/Сезонные или же периодические
Опять количество символов ограничили, как будто я флудом тут занимаюсь) Прожолжаю.
III) Сезонные или же периодические, к ним относим те что по сути являются большей частью необходимостью, но при этом нет необходимости покупать их ежемесячно, по ним лучше вести отдельные вклады и обращаться к деньгам когда понадобится произвести покупку по одной из категорий, в остальных случаях они копятся)
— Одежда
— Техника
— Медицина
— Отпуск
— Финансовая подушка
— Крупная цель
— Подарки родственникам и друзьям
— Инвестиции и другое
Принцип 3-ей группы расходов следующий. Откладывается процент с ЗП (Желательно в автоматическом режиме на вклад при поступлении средств) расходуется при необходимости.
Пример 1: (Подходит Зима, а у меня нет обуви к этой зиме, а у моей супруги есть (Ничего страшного с прошлой сезонной покупки прошло 3 месяца и мы откладывали % от ЗП, можем не напрягаясь выбрать подходящую обувь к Зиме, то что останется послужит для обновления гардероба в будущем во время или перед отпуском.)
Пример 3: Медицина. в течении года никто не болел даже насморком, а теперь у супруги заболел зуб, ничего страшного отложенных денег хватит пойти и выполнить все необходимые манипуляции с зубом в плоть до хорошей коронки или замены на искуственный.
Пример 4: Отпуск. В этом году короновирус, из отпускных денег мы потратили меньше, т.к. решили не кататься отдыхать на море, зато в следующем году отложенных средств хватит слетать в боле удачное место.
Павел, спасибо за советы, но я так и не понял, почему моя таблица — ужас) Я согласен, что некоторые моменты можно сделать иначе, но в таком варианте все работает, потому что помогает следить за деньгами и экономить.
На самом деле, я бы с удовольствием почитал вашу статью на эту тему. Видно, что у вас есть отлаженная система и вы можете о ней рассказать.
Илья, да, но статья от Павла вряд ли поместится в интернет 😔
Как итог, могу только представить какие действительно манипуляции происходят при сверке бюджета в конце месяца, пока не вижу предпосылок называть их «удобными»
6) ««И не стоит тут писать, что супруг может вас кинуть» — не понимаю, почему вы решили, что так может кто-то написать). У нас крепкие отношения и я полностью доверяю девушке, с которой решил строить семью.»