доплата за счет озон бухучет
Отражение реализации в учете ozon.ru (Доставка со склада продавца)
Реализация товаров
Оформление реализации товаров по заказам, полученным от Ozon, осуществляется по классической комиссионной торговле. Важно, что продажа товара осуществляется юридическому лицу ООО «Интернет-Решения».
При оформлении реализации товаров в системах 1С компания RDV рекомендует использовать методологию учета «Товары в пути» с открытой датой перехода права собственности. Необходимо учитывать что реализации товаров оформляется не датой отгрузки (передачи товаров курьерской службе), а датой фактического выкупа товаров Покупателем (физическим лицом). Информация по дате фактической доставки можно получить с помощью отчетов из Личного кабинета продавца, или по API.
В системе RDV Маркет реализован автоматизированный процесс формирования реализации, который не требует ручных операций и учитывает все методологические особенности в бухгалтерском и налоговом учете:
В момент отгрузки товаров на Ozon автоматически формируется документ «Перемещение товаров» на виртуальный склад «Ozon»
После фактический доставки товаров покупателю, Ozon сообщает полную информацию о составе реализации товаров, условий участия в программе лояльности (скидки) и в системе на основании заказа формируется Реализация товаров и счет-фактура.
Методология отражения отгрузки через виртуальный склад позволяет:
Контролировать остатки товаров переданных Ozon по которым еще не оформлена реализация
Исключить необходимость оформления Корректировочных документов по реализации в случае отказа от выкупа товаров Покупателем. Отказы оформляются обратными перемещениями автоматически с помощью складских операций.
Выполнение операций в системе RDV Маркет:
Общий реестр документов реализации товаров Вы можете посмотреть в меню «Реализация товаров покупателям Маркетплейс»
Как вести учёт продаж товаров через маркетплейсы
Для продавцов маркетплейсы — электронные торговые площадки — это возможность кратно увеличить объем продаж. Но бухгалтерский и налоговый учёт при такой схеме реализации товаров имеют особенности. Рассказываем о специфике бухгалтерской работы с маркетплейсами на примере Ozon и Wildberries.
Что такое маркетплейс
Маркетплейс — электронная торговая площадка, на которой бизнесмены могут выставлять для продажи свою продукцию и товары. Это всем известные Aliexpress, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и подобные им сервисы. С точки зрения покупателя маркетплейс выглядит как большая витрина со множеством товаров от разных продавцов и производителей. Маркетплейс чаще всего самостоятельно организует весь процесс от заказа и приёма денег до доставки покупателю. При этом продавец, который работает через маркетплейс, может вообще не иметь своего сайта и склада.
Плюсы и минусы работы через маркетплейсы
Какие системы налогообложения подходят для торговли через маркетплейс
Торговать на патенте через маркетплейсы нельзя, потому что интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). ОСНО и УСН применять можно.
Некоторые площадки, например Wildberries, также сотрудничают и с самозанятыми. Но самозанятые не могут торговать чужими товарами и нанимать работников. Торговля через маркетплейсы доступна для самозанятых, которые продают изделия собственного производства и не зарабатывают больше 2,4 млн руб. в год.
Документооборот при торговле через маркетплейс
Крупнейшие игроки на этом рынке — Ozon и Wildberries — взаимодействуют с продавцами только через ЭДО. Разница между ними в том, что Ozon работает через сторонних операторов ЭДО, а на Wildberries в 2020 году начал действовать специальный портал поставщиков. Через этот портал продавцы размещают информацию о товарах и обмениваются документами с маркетплейсом. Документооборот организован следующим образом.
Для работы с маркетплейсами удобно использовать интернет-бухгалтерию «Моё Дело». Сервис позволяет вести учёт товаров, оформлять отгрузочные документы, контролировать оплату, формировать различные аналитические отчёты. Важное преимущество интернет-бухгалтерии «Моё Дело» — открытое API. Это значит, что сервис умеет автоматически обмениваться данными с информационными системами маркетплейсов. Уже п оддерживается интеграция с Ozon, Wildberries, Lamoda и Yandex Market.
Кто выдаёт чеки покупателям
Этот момент в законодательстве прямо не урегулирован. Раньше Минфин разъяснял, что если агент действует от имени и за счёт принципала, то чеки должен выдавать сам принципал (письмо от 26.06.2017 № 03-01-15/39999). Однако в 2020 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последнем разъяснении Минфина указано, что если агент выдал чек, то поставщик товаров не должен применять контрольно-кассовую технику (письмо от 27.05.2020 № 03-01-15/44636). Никаких условий, связанных с тем, от чьего имени действует агент, это письмо не содержит. Поэтому на сегодня при продаже товаров по агентскому договору чеки покупателям в любом случае должен выдавать маркетплейс.
По какому договору работают маркетплейсы
Большинство маркетплейсов работают с поставщиками по агентским договорам (глава 52 ГК РФ). В рамках агентского договора агент за вознаграждение производит юридически значимые действия за счёт принципала.
Маркетплейс — это агент. Он рекламирует товары продавца — принципала, и затем организует их продажу: хранение на складе, доставку, приём денег, а в случае необходимости — возврат. За эти действия продавец уплачивает маркетплейсу комиссию.
В зависимости от условий договора агент может совершать сделки от своего имени — так работает Ozon, либо от имени продавца — такие условия предусмотрены в оферте Wildberries.
Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору
При любом варианте агентского договора товар фактически реализует сам продавец за свой счёт, а маркетплейс лишь занимается посредничеством. Поэтому, у продавца будут стандартные проводки по реализации. Разница с продажей напрямую будет только в том, что после передачи товара продавцом на склад маркетплейса и до момента реализации его себестоимость будет отражаться на счете 45 «Товары отгруженные».
Продавец и маркетплейс используют общую систему налогообложения (ОСНО). Цена товара —120 рублей с НДС, себестоимость — 50 рублей, комиссия маркетплейса — 10 %.
Дт 45 Кт 41 50 руб. — товар передан маркетплейсу для последующей реализации по себестоимости без НДС;
Дт 62 Кт 90 120 руб. — начислена выручка от реализации товара на основании отчёта маркетплейса;
Дт 90 Кт 45 50 руб. — списана себестоимость проданного товара;
Дт 90 Кт 68 20 руб. — начислен НДС, так как продавец использует ОСНО.
Расчёты с маркетплейсом по перечислению денег за товары и вознаграждению за посредничество ведется через счёт 76. Чтобы разделить разные виды платежей, лучше открыть отдельные субсчета, например:
Тогда проводки в нашем примере будут такими:
Дт 76.1 Кт 62 120 руб. — начислена задолженность агента по перечислению выручки, поступившей от покупателей;
Дт 51 Кт 76.1 120 руб. — агент перевёл деньги продавцу;
Дт 44 Кт 76.2 10 руб. — начислено вознаграждение маркетплейса;
Дт 19 Кт 76.2 2 руб. — входной НДС у продавца с вознаграждения агента;
Дт 76.2 Кт 51 12 руб. — перечислено вознаграждение агенту.
Если маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся:
Дт 51 Кт 76.1 108 руб. — агент перевёл деньги продавцу за вычетом вознаграждения.
Дт 76.2 Кт 76.1 12 руб. — проведён взаимозачёт.
Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при ОСНО
При общей системе налогообложения доходы юридических лиц облагаются налогом на прибыль. Если же ОСНО использует предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Также бизнесмены на ОСНО, вне зависимости от организационно-правовой формы, платят НДС.
Воспользуемся условиями примера 1. Торговая компания на ОСНО купила товар за 60 рублей с НДС и продала его через маркетплейс за 120 рублей с НДС. Маркетплейс удержал комиссию 10%.
Начисленный НДС с реализации:
НДСн = 120 / 120 % х 20 % = 20 руб.
НДС к возмещению со стоимости закупа товара:
НДСз = 60 / 120 % х 20 % = 10 руб.
НДС к возмещению с комиссии маркетплейса:
НДСк = 12 / 120 % х 20 % = 2 руб.
НДС к уплате по сделке:
Выручка без НДС для налога на прибыль:
Стоимость закупа товара без НДС:
Комиссия маркетплейса без НДС:
База для налога на прибыль:
Налог на прибыль по сделке:
НП = 40 х 20 % = 8 руб.
Общая налоговая нагрузка по сделке для компании на ОСНО составит:
ННк = НДС + НП = 8 + 8 = 16 руб.
Для ИП принцип расчёта будет в целом таким же. Разница только в том, что предприниматель платит вместо налога на прибыль НДФЛ по ставке 13 %. Поэтому его налоговая нагрузка будет меньше:
ННип = НДС + НДФЛ = 8 + 40 х 13 % = 13,2 руб.
Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при УСН
При УСН доходы и расходы нужно учитывать кассовым методом — в момент поступления денег на счёт или их списания. Если маркетплейс сразу удерживает своё вознаграждение при перечислении выручки, распространённая бухгалтерская ошибка — признавать в качестве дохода только сумму, поступившую от маркетплейса за вычетом комиссии. Это неверно: продавец получает доход не от маркетплейса, а от покупателей, а электронная площадка — лишь посредник. Поэтому доход при упрощёнке — это вся стоимость товара, перечисленная покупателем.
Воспользуемся условиями примеров 1 и 2. При использовании объекта налогообложения «Доходы» налог считают с выручки:
УСНд = 120 х 6 % = 7,2 руб.
При объекте «Доходы минус расходы» из выручки нужно сначала вычесть доходы: закупочную цену товара и комиссию маркетплейса:
В нашем примере сумма налога при двух вариантах УСН совпала. Но это частный случай, так бывает не всегда. Если доля расходов получится выше — будет выгоднее использовать объект «Доходы минус расходы», а при снижении доли расходов лучше применять объект «Доходы».
Программа для учёта торговли через маркетплейсы
Не каждая учётная система подходит для работы с маркетплейсами. При торговле через маркетплейсы появляются дополнительные операции и документы, ведь нужно оформлять перемещение товаров со своего склада на склад маркетплейса, отражать в бухгалтерии отчёты посредника и учитывать полученные средства от комиссионера с выделением удержанной комиссии.
В интернет-бухгалтерии «Моё дело» разработан удобный функционал для торговли на маркетплейсах, который включает:
Система поддерживает работу с Ozon, Wildberries, Lamoda и Yandex Market и не требует от пользователя обновлений и доработок — всё делается на нашей стороне. Для других маркетплейсов есть унифицированная форма для обмена данными через Excel.
Вот как это работает.
Все данные о продажах через маркетплейс автоматически попадают в КУДиР и бухгалтерскую отчётность, учитываются при расчёте налога.
Наглядно о работе с маркетплейсами в интернет-бухгалтерии «Моё дело» в этом видео:
Как проводить реализацию через ОЗОН в 1с 8,3
Вопрос задал Лариса К. (Набережные Челны, Татарстан)
Ответственный за ответ: Оксана Корнилова (★9.83/10)
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (5)
Добрый день!
Как реализовывать товар через ОЗОН, посмотрите здесь:
Реализация товаров в розницу через Яндекс.Маркет
«Наименование у нас одна номенклатура при покупке. А в озоне товар распределяется по размерам и цветам.?»-т.е. вы купили, например, Ботинки мужские. А когда передаете на реализацию в Озон, указываете Ботинки мужские черные 45 размер?
Мы продали в Озон по одной цене например костюм за 1040рубл. В Озоне при формировании УПД стоимость стала 2100руб.Как учитывать доход? В озоне сказали будет акция и цены снизятся. Так в доход при УСН доходы минус расходы будет считаться сумма поступления на счет банка за вычетом комиссии?
Спасибо за уточнения.
Насколько я поняла, согласно вашего договора с комиссионером (Озоном), он имеет право продать товар на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом при передаче товара. Дополнительная выгода делится между вами поровну или в каких-то пропорциях?
Датой получения дохода комитентом будет является день поступления денежных средств на расчетный счет (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.09.2019 № 03-11-11/74067).
Доходом комитента считается вся сумма выручки от реализации товаров, поступающая на счет комиссионера.
Уменьшение дохода комитента на сумму вознаграждения, уплачиваемого им комиссионеру, не предусмотрено ст. 251 НК РФ (письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 03-11-11/57877).
Сумма комиссионного вознаграждения комиссионера включается в расходы комитента после утверждения отчета комиссионера и уплаты вознаграждения (пп. 24 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ, ст. 999 ГК РФ).
Если комиссионер удерживает свое вознаграждение из средств, причитающихся комитенту за товары, расходы у комитента учитываются на дату утверждения отчета (письма Минфина России от 05.06.2007 № 03-11-04/2/160, УФНС России по г. Москве от 02.09.2010 № 20-14/2/092620@, от 05.03.2007 № 18-11/3/19844@).
«Доходом комитента считается вся сумма выручки от реализации товаров, поступающая на счет комиссионера.? Получается доходом будет сумма по 2100? а расходом комиссионное вознаграждение и с/стоимость товара?»-да, все верно.
Учет торговых операций через OZON, WildBerries и другие маркетплейсы в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Торговля через маркетплейсы набирает свои обороты, и в целом, представляет собой комиссионную торговлю, где продавец – это комитент, а торговая площадка – комиссионер. Казалось бы, эта тема изучена вдоль и поперек, однако изо дня в день мы получаем огромное количество вопросов, связанных с отражением операций по учёту таких товаров, переданных на реализацию. В этой статье мы разберём самые популярные из них на примере программы 1С: Бухгалтерия ред. 3.0. А еще эта тема оказалась настолько популярной, что мы не удержались и написали подробную инструкцию по работе с маркетплейсами в программе 1С: Управление торговлей!
Настройка программы 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0
Для отражения операций с комиссионерами в первую очередь необходимо включить данный функционал в программе.
Для этого необходимо перейти в раздел «Главное» и выбрать пункт «Функциональность».
В открывшемся окне следует перейти на вкладку «Комиссионная торговля» и установить флаг «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)».
После чего можно переходить к регистрации комиссионера в числе контрагентов.
Создание маркетплейса и договора с ним
В разделе «Справочники» необходимо выбрать пункт «Контрагенты» и в открывшемся окне нажать на кнопку «Создать».
Следует внести все реквизиты торговой площадки, а затем перейти по ссылке «Договоры» и нажать на кнопку «Создать».
Обычно маркетплейсы оказывают как услуги реализации товаров, так и услуги по транспортировке и хранению грузов.
Один из них будет иметь вид договора «С комиссионером (агентом) на продажу». В нём есть возможность заранее указать способ расчёта вознаграждения торговой площадки.
Второй договор будет иметь вид «С поставщиком», и по нему мы будем проводить сопутствующие услуги.
После ввода договоров, контрагента можно сохранять и закрывать справочник.
Передача товаров маркетплейсу на реализацию
Одной из главных ошибок, которую чаще всего допускают бухгалтеры и предприниматели – это реализация товаров маркетплейсу, как обычному поставщику, с отражением выручки в учёте.
Здесь важно понимать, что торговые площадки только лишь берут товары на реализацию, а не приобретают их у вас. И в последствии, если товары реализовать не удалось, они возвращаются продавцу на склад.
Поэтому для передачи товаров используется не счёт выручки 90.01, а счёт 45 «Товары отгруженные».
Перейдём в раздел «Продажи» и выберем пункт «Реализация (акты, накладные, УПД)».
В открывшемся окне нажмём на кнопку «Реализация» и из выпадающего списка выберем «Товары, услуги, комиссия». Затем укажем контрагента, выберем ранее созданный посреднический договор и заполним табличную часть передаваемыми товарами.
Если вы передаёте на реализацию товары, которые ранее вами приобретались, то счёт передачи будет 45.01. Если вы передаёте готовую продукцию, то проводка будет Дт 45.02 Кт 43. А при реализации материалов используется счёт 45.03. Результат проведения документа представлен на рисунке ниже.
При этом, так как продажа не произошла, то выписка счёта-фактуры не требуется.
Возврат товаров комиссионером
Возврат товаров торговой площадкой может быть произведён по нескольким причинам:
— при приёмке товаров было обнаружено расхождение фактического количества с заявленным в накладной;
— товары оказались бракованными;
— товары оказались невостребованными.
Подтверждаются данные возвраты документами от маркетплейса: актом о выявленных расхождениях по форме ТОРГ-2 или универсальным передаточным документом.
Для отражения возврата необходимо на основании ранее введённой реализации ввести документ «Возврат товаров от покупателя».
В созданном документе необходимо указать количество возвращаемых товаров независимо от причины возврата и провести документ.
Программа создаст проводку, обратную передаче товаров маркетплейсу. В нашем примере это: Дт 41.01 Кт 45.01.
Отражение реализации товаров комиссионером
Для отражения реализации через электронную площадку в 1С можно один или несколько раз в месяц формировать документ «Отчёт комиссионера (агента) о продажах».
Для этого необходимо перейти в раздел «Продажи» и выбрать пункт «Отчёты комиссионеров о продажах».
В открывшемся окне следует нажать кнопку «Создать» и указать номер и дату полученного от торговой площадки документа. А также выбрать контрагента, посреднический договор и проверить счет расчётов за товары (он должен быть: 76.09).
Если возврат невостребованных товаров был отражён маркетплейсом в документах продажи, то их необходимо добавить на вкладку «Возвраты». Данная вкладка заполняется вручную. После проведения документ создаст проводки:
Дт 90.02.1 Кт 45.01 – на себестоимость реализованных товаров;
Дт 60.01 Кт 76.09 – на сумму удержанного комиссионного вознаграждения;
Дт 76.09 Кт 90.01.1 – на стоимость проданных товаров с НДС;
Дт 44.01 Кт 60.01 – на стоимость посреднических услуг без НДС;
Затем нужно вернуться в отчёт комиссионера и на первой вкладке ввести номер и дату счёта-фактуры на вознаграждение и нажать кнопку «Зарегистрировать».
Итого, по счёту 76.09 мы с вами получим остаток денежных средств, которые нам должен перечислить маркетплейс.
Услуги доставки и хранения, оказываемые маркетплейсом
Как уже говорилось ранее, торговые площадки помимо услуг, связанных с реализацией товара, дополнительно выставляют счета и акты за хранение и доставку. Такие операции отражаются как стандартные услуги, оказываемые поставщиками.
Для их отражения следует перейти в раздел «Покупки» и выбрать пункт «Поступление (акты, накладные, УПД)».
В открывшемся окне нажать на кнопку «Поступление» и выбрать пункт «Услуги (акт, УПД)». А затем заполнить все данные из полученного документа. Обратите внимание, что в этом случае мы используем второй договор, который создавали ранее и отражаем все взаиморасчёты на 60 счёте. После чего регистрируем счёт-фактуру.
Результатом проведения документа будет образовавшееся сальдо на счёте 60.01.
Корректировка долга
Для того, чтобы произошёл зачёт сумм, образовавшихся на счетах 60.01 и 76.09, торговые площадки предоставляют документ «Уведомление о зачёте встречных однородных требований», который в программе вводится как «Корректировка долга» в разделах «Покупки» или «Продажи».
Для ввода нового документа необходимо нажать на кнопку «Создать» и выбрать вид операции «Прочие корректировки».
Пример заполнения вкладки «Кредиторская задолженность»:
Проведённый документ создаст проводку Дт 60.01 Кт 76.09. Таким образом, сальдо на счёте 60.01 будет закрыто:
А счёт 76.09 будет показывать нам сумму задолженности маркетплейса перед нами за минусом стоимости оказанных им дополнительных услуг.
Получение денежных средств
Для отражения денежных средств, поступивших от торговой площадки, необходимо перейти в раздел «Банк и касса» и выбрать пункт «Банковские выписки».
В результате взаиморасчёты по счёту 76 будут закрыты:
Учёт НДС
Согласно пункту 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ при продаже товаров физическим лицам счета-фактуры на отгрузку можно не выставлять. При реализации товаров или услуг непосредственно населению счёт-фактура считается выданной, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Получается, что маркетплейс при реализации товаров розничным покупателям не выставляет счета-фактуры и, соответственно, не ведёт журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур. Исходя из этого, у нас как комитента отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур в адрес комиссионера.
Для ввода нового документа следует нажать на кнопку «Создать» и выбрать пункт «Сводная справка по розничным продажам». Затем перейти по ссылке «Выбор» и нажать на кнопку «Заполнить», после чего в окне появится ранее созданный нами «Отчёт комиссионера (агента) о продажах».
После чего заполненный документ следует сохранить по кнопке «Записать и закрыть». Проведённый документ сформирует соответствующую запись в регистр «Журнал учета счетов-фактур». Перейдём в раздел «Отчёты» и сформируем поочерёдно книгу покупок и книгу продаж.
В книге покупок будет отражено вознаграждение маркетплейса за дополнительные услуги, отражённые на счёте 60, а также вознаграждение комиссионера.
В книге продаж будет отражена розничная продажа на сумму реализованных товаров с учётом вознаграждения комиссионера.
Надеемся, что наша статья поможет вам в отражении операций с маркетплейсом.
P.S. Мы обещали – мы сделали! Всё об учете возврата товаров с таких торговых площадок читайте в нашей новой статье!
Автор статьи: Алина Календжан
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Добавить комментарий
Комментарии
нет ответа на этот вопрос.
Неужели ни у кого, кроме нас он не возникает?
нет ответа на этот вопрос.
Неужели ни у кого, кроме нас он не возникает?
вопрос заключаля не в том имеют ли юр. силу УПД полученные по ЭДО, это итак всем понятно. виртуальными они их называют потому, что товар ранее проданный им с отсрочкой платежа по договору поставки, а не комиссии, но еще нереализованный ими покупателям на момент заключения договора комиссии, они начали включать в отчет комисионера. При этом физически товар как лежал на складе ВБ так и лежит, т.е. на они его не возвращали по договору поставки, мы его не передавали им по договору комиссии. Касаемо возврата это как раз была продажа с нашей стороны, а не передача на комиссию, поэтому именно коррект. сч фактурами данные операции сейчас и оформляются. А они чтобы включить в отчет комиссионера этот товар провели УПД нам на обратную реализацию и без нашего документа на передачу на комиссию уже начали включать его в отчет комиссионера. Прочитайте пжл внимательнее вопрос, речь о разных договорах : поставки и комиссии, которые ВБ смешал в один и нам теперь непонятно как вести у себя учет.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы
Договорные особенности при работе с маркетплейсами
Что такое маркетплейс, и почему такой способ продаж получил большое распространение?
В переводе с английского «маркетплейс» означает рынок, место торговли.
По факту маркетплейс и является большим рынком — местом, где продают различные товары. Только этот рынок находится в сети, продажи ведутся онлайн — через интернет. Именно поэтому популярность маркетплейсов возрастает: на фоне пандемии торговля переместилась в сеть, люди осознали удобство покупок через интернет. Здесь можно купить всё что угодно.
Существует несколько самых крупных маркетплейсов: OZON, «Вайлдберриз», «Яндекс.Маркет», «СберМаркет», «Ламода».
У каждого есть свой договор по взаимодействию с поставщиками товаров, поэтому при работе с маркетплейсом следует учитывать индивидуальные договорные особенности. Но у них есть основная общая черта, на которую мы и будем опираться при рассмотрении вопроса о бухгалтерском и налоговом учете маркетплейсов. Они заключают с поставщиком товаров агентский договор.
В каждом договоре могут быть прописаны следующие особенности:
Какую систему налогообложения можно применять при работе с маркетплейсами
Маркетплейсы предлагают работать с организациями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Но не каждая система налогообложения позволяет осуществлять такое взаимодействие.
Самозанятые не имеют права заниматься перепродажей, поэтому на маркетплейсах они могут продавать только собственную продукцию. Аналогичное правило действует для индивидуальных предпринимателей, которые применяют НПД.
Кроме того, ИП на патентной системе налогообложения не могут торговать через маркетплейсы, так как торговля через компьютерные сети не подпадает под понятие розничной торговли в целях применения ПСН.
Обобщим, кто же может торговать через маркетплейсы:
Далее рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах: уделим внимание бухгалтерскому учету продаж через маркетплейс и налоговому учету торговли на маркетплейсах.
Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами
Итак, допустим, вы работаете с маркетплейсом. Организация при этом обязана вести бухучет. Для индивидуального предпринимателя бухгалтерский учет не является обязательным мероприятием, но многие ИП предпочитают его вести. Управленческий учет маркетплейсов представляется более информативным, чем бухучет в маркетплейсах для ИП, но что выбрать — решение каждого отдельно взятого предпринимателя.
В любом случае бухгалтерский учет маркетплейсов и для организаций, и для ИП одинаковый.
Основываемся на том факте, что между продавцом и маркетплейсом заключен агентский договор. При этом необязательно, что он будет именоваться именно так, а стороны будут называться «принципал» и «агент», но суть договора всё равно останется. Поэтому показываем проводки бухгалтерского учета реализации через маркетплейс как проводки реализации через агента.
Агент может оказывать дополнительные услуги (например, по доставке товара, рекламные услуги, размещение отзывов о товаре и пр.) и выставлять на эти услуги отдельные документы. В этом случае в учете продаж на маркетплейсе мы делаем такую же проводку, что и на агентское вознаграждение (Дт 26 (44) Кт 76.2; Дт 19 Кт 76.2), но на основании не отчета агента, а иного документа. Окончательный взаимозачет производится с учетом этих сумм.
Бухучет от маркетплейсов у покупателя не имеет особенностей. Операции покупки товаров на маркетплейсах отражаются так же, как и покупки у прочих поставщиков.
Кассовый чек при продажах через маркетплейс
Покупателями маркетплейса могут быть как юридические лица, так и физические. Поэтому актуальным становится вопрос о применении онлайн-кассы.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы в части формирования чеков онлайн-кассы?
При взаимодействии продавца с маркетплейсом происходит несколько расчетов:
Расчеты между маркетплейсом и продавцом товаров происходят в безналичной форме, поэтому говорить о применении онлайн-кассы в последних трех случаях не приходится, так как безналичные расчеты между ИП и организациями не требуют применения онлайн-кассы.
А вот при продаже товара конечному покупателю чек необходим:
Конечный покупатель переводит деньги, как правило, на счет маркетплейса, а не на счет продавца, поэтому и онлайн-кассу применяет маркетплейс. При этом они не являются платежными агентами.
Ранее Минфин выпускал разъяснения, что если агент действует от имени принципала, то и кассу должен применять принципал или же он должен передать свою кассу агенту. Обычно в агентском договоре с маркетплейсом указано, что последний действует от имени принципала. Но учет при работе с маркетплейсами таков, что получение агентом касс от множества принципалов или же отслеживание принципалом продаж в режиме реального времени представляется практически невозможным.
И формирование чеков маркетплейсом с указанием своего наименования на чеке, признака агента и реквизитов продавца стало обычной практикой.
ВАЖНО! В письме Минфина от 27.05.2020 № 03-01-15/44636 говорится, что когда агент пробил чек, то обязанности пробивать повторный чек у принципала не возникает.
Как выглядит отчет по агентскому договору, мы писали в статье «Образец отчета агента по агентскому договору».
Учет работы через маркетплейс в целях ОСНО
Рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах при ОСНО.
При применении общей системы налогообложения необходимо в ее рамках уплачивать налог на прибыль (для ИП — НДФЛ) и НДС.
Никаких особенностей в налоговом учете торговли через маркетплейс нет. В данном случае важно вовремя получать отчеты агентов, чтобы своевременно отражать выручку в целях исчисления налога. Самая распространенная и удобная периодичность — один раз в месяц по его итогам. Дата дохода для целей налога на прибыль и дата начисления НДС — это дата реализации товара покупателю, отраженная в отчете агента. Если покупатель перечислил аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.
При продаже товаров необходимо начислить НДС. К вычету можно принять НДС, оплаченный поставщику при закупке проданного товара, а также НДС с агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Налог на прибыль (НДФЛ)
Налог на прибыль (НДФЛ для ИП) исчисляется при продажах через маркетплейс также без особенностей.
Исчислим налог на прибыль по предыдущему примеру:
Учет работы через маркетплейс для исчисления УСН
Особенности учета продаж через маркетплейс у организации на упрощенке заключаются в том, что считать налог требуется кассовым методом, то есть по факту поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.
Таким образом, датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом является дата поступления денежных средств на расчетный счет продавца.
ВАЖНО! Есть и противоположная позиция ФНС, которая говорит, что датой получения дохода принципала является дата поступления денежных средств агенту. Однако сложившаяся судебная практика опровергает такой подход.
Доходом является полная сумма, полученная агентом от покупателя. Эту сумму принципал может узнать из отчета агента.
Упрощенцы на 6% «доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы. Упрощенцы на 15% «доходы минус расходы» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Как агент учитывает свои операции в налоговом учете? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, какие суммы и какими датами включает в доходы и расходы агент при разных системах налогообложения.
Как вести учет товаров на маркетплейсах
Учет товаров при торговле на маркетплейсах имеет особенности. Во-первых, каждый товар в обязательном порядке должен сопровождаться красивой картинкой и толковым описанием. То есть одного артикула и наименования мало.
Для начала учет товара для маркетплейса удобно вести в личном кабинете торговой площадки. Любой маркетплейс предоставляет доступ к личному кабинету на своем ресурсе. Каждый из них содержит свои плюсы и минусы, удобства и недостатки. Поставщик самостоятельно загружает данные о товаре в виде описаний и фото.
При большой номенклатуре товаров складской учет для маркетплейсов удобнее сделать интегрированным: совместить личный кабинет и программу, в которой ведется бухгалтерский учет торговли на маркетплейсе или складской учет.
Можно разработать собственную интеграцию, но это разумно для больших объемов продаж через интернет-площадку, так как требует индивидуального подхода программиста.
Многие игроки рынка бухгалтерских программ разработали свои системы учета для маркетплейса (например, «МойСклад», «Мое дело», облачная «1С»).
Учет маркетплейсов в 1С 8 реализован в виде учета в бухгалтерии маркетплейса через функционал комиссионной торговли.
Итоги
Работа через маркетплейсы — удобный и современный способ реализации товаров. Все они работают по агентским договорам, поэтому вести учет доходов и расходов, а также бухучет следует так же, как и по прочим агентским договорам. В настоящее время существует много сервисов, которые позволяют вести складской учет торговли в маркетплейсах. При небольших объемах можно ограничиться личным кабинетом на сайте интернет-площадки.