гарантии конституционных прав и свобод человека понятие виды правовое закрепление
Понятие конституционных гарантий прав человека и их виды
Гарантия прав и свобод человека и гражданина – это средства, обеспечивающие возможность реализации указанных прав и свобод.
Выделяются две группы гарантий: общая и особенная.
Общие гарантии, вытекающие из самого конституционного строя:
· Социально-экономические – это реальные условия жизни людей, которые вытекают из уровня развития, экономики государства, его экономического потенциала.
· Политические – развитость политических институтов, их способность выражать интересы граждан, защищать права.
· Юридические – правовые средства, которые обеспечивают механизм режима конституционной законности, наличие большого количества квалифицированных юристов, высокий уровень правовой культуры граждан, который обеспечивает реализацию этих гарантий.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.
1.Обязанность государства защищать права и свободы (ст.71, 72 Конституции РФ). Она выражается в том, что в компетенции любого органа выступает как обязательная его функция.
2.Самозащита (ч.2 ст.45). Ее формы:
· обжалование действий должностных лиц;
· использование правозащитных организаций;
· обращения в профсоюзы, партии и иные общественные объединения;
· гражданское судопроизводство (ст.118);
· возмещение вреда при нарушении прав человека государственными органами или должностными лицами (ст.53);
3.Неотменяемость прав и свобод.
Согласно ч.2 ст.55 запрещено принимать законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав человека по ч.3 ст.55 должно быть всегда обусловлено: защита основ конституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
4.Международная защита прав и свобод человека (ст.56).
В случае невозможности защитить свои права в пределах РФ, человек имеет право прибегать к международно-правовой защите.
Конституционные обязанности ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Вопрос: Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление
Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.
Гарантии прав и свобод– это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту43. Или, иными словами, гарантии в юридической сфере есть условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.
Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение. Конституция РФ большое значение уделяет правовым гарантиям прав и свобод человека.
Гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Закрепленоправо каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Таким образом, каждый может использовать все виды обжалования, обращение в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование.
В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита,она гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т. д. могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Порядок реализации указанной гарантии определен в Законе РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года44.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
В январе 1996 года был подписан протокол о присоединении России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), в соответствии с которым Россия взяла на себя обязательства по обеспечению пользования основными гражданскими и политическими правами, закрепленными в ЕКПЧ, российскими гражданами. Более того, Российская Федерация признала абсолютную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, решения которого являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти в России.
После того как Россия ратифицировала ЕКПЧ, российские граждане получили возможность обращаться в Европейский Суд в Страсбурге с жалобой на действия властей всех уровней, если те каким-либо образом нарушают права и свободы человека, закрепленные в Конвенции. Необходимо отметить, что суд будет принимать к своему рассмотрению лишь те заявления, в которых правонарушения имели место после даты ратификации ЕКПЧ российским парламентом. Кроме того, истец должен исчерпать все средства судебной защиты внутри страны вплоть до обращения в Верховный Суд РФ.
В целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Президент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ закреплено право на юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52). Государство обеспечивает людям этой категории доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также ст. 53 Конституции РФ предусматривается право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ презумпции невиновности, которая раскрывается в ст. 49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного и гражданского процессов:
– право осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50);
– принцип единственной уголовной ответственности за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);
– недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50).
Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:
– закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч. 2 ст. 54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51). Кроме того, законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
В Российской Федерации введен институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность Уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблений должностных лиц и государственных органов2. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.
Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образован Совет при Президенте РФ по содействию развитию института гражданского общества и правам человека3.
При Президенте РФ создано Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан4.
10 вопрос: Институт Уполномоченного
по правам человека в РФ.
В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ.
Во многих зарубежных странах аналогичный институ народного защитника (омбудсмена) в различных формах существует уже в течение длительного времени.
Впервые должность парламентского уполномоченного появилась в 1809 г. в Швеции. Через сто с лишнем лет (с 1920 г.) этот институт начал функционировать в Финляндии, с 1945 г. – в Дании и Норвегии.
В РФ институт омбудсмена трансформировался в институт Уполномоченного по правам человека. Институт Уполномоченного по правам человека в российском нормотворчестве впервые получил юридическое закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР по предложению Президента РСФСР Б.Н. Ельцина.
Дальнейшее свое закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Конституции РФ 1993 года, где п. «д» части 1 ст. 103 Конституции относил к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» был принят Государственной Думой РФ 25 декабря 1996 г. и вступил в силу 4 марта 1997 г.
Федеративный характер устройства РФ предполагает, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.
Должность Уполномоченного по права человека в РФ учреждена в соответствии с Конституцией РФ и на основании Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по права человека в РФ» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами МСУ и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека независим и неподчинен каким–либо гос. органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельность Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный по права человека обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющий познанияв области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Закон не устанавливает такого квалификационного требования, как наличие юридического образования. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вносить в Гос. Думу Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Гос. Думы, а также депутатские объединения в Гос. Думе в течение месяца до дня окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, тайным голосованием.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Уполномоченным по правам человека.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ.
Одно и тоже лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.
Уполномоченный по правам человека может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в следующих случаях:
Новый Уполномоченный назначается в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предшественника.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ являются:
1) рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
2) анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;
4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, фом и методов их защиты;
5) подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ;
6) направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ и т.д.
В законе закреплено положение о том, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан только в случае, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном или административном порядке, но не согласен с принятым решением. Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать новый институт жизнеспособным, т.к. отказ от подобного ограничения может обрушиться лавиной обращений граждан к Уполномоченному, что парализует него деятельность.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществлять ряд действий:
1. Обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;
3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протест, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
5. Обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, применимым или подлежащим применению в конкретном деле.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Конституционные права и свободы человека и гражданина
Статья 17 Конституции РФ провозглашает:
«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.».
Статья 18 Конституции РФ провозглашает:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.».
Статья 19 Конституции РФ провозглашает:
«1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.».
Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) устанавливает некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливаются и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.
Положения главы 2 развивают установленную статьей 2 Конституции норму о высшей ценности человека, его прав и свобод и имеют фундаментальный характер по отношению к законодательным и иным правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, принимаемым в Российской Федерации, поэтому они не могут меняться в обычном порядке. Конституционно установленная система носит открытый характер, что обусловлено признанием прав и свобод, не только закрепленных в самой Конституции, но и иных, общепризнанных на международном уровне.
В действующей Конституции права и свободы в Российской Федерации регулируются на основе таких важнейших международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.; Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ; Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и др.
Среди прав человека особо выделяются так называемые естественные, т.е. неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу естественных неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:
1) принадлежат индивиду от рождения;
2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;
3) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.п.);
4) являются непосредственно действующими.
Для реализации естественных прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, на неприкосновенность, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина. Для реализации большинства приобретенных прав требуется, чтобы человек был гражданином, признавался полноценной личностью.
Конституционное закрепление естественных прав человека означает, что:
— федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права;
— правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права;
— физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например, норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными. Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например, пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.
Закрепленный в ст. 55 Конституции принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения.
Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Что такое конституционные права и свободы человека и гражданина, в чем их ценность?
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года положило начало формированию нового этапа развития российской государственности на основе принципов демократического и правового государства, высшей ценностью которого выступает человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государ
Конституция Российской Федерации закрепляет широкий круг прав и свобод человека и гражданина. Под конституционными правами и свободами понимаются закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому гражданину самостоятельно и в собственных интересах избирать вид и меру своего поведения, а также пользоваться предоставленными ему социальными благами.
В Конституции закреплены наиболее значимые и важные для человека, общества и государства права и свободы, в связи, с чем их называют основными. Они являются важнейшим условием достойного и свободного существования человека, гарантируют возможность полноправного участия человека и гражданина в политической жизни, а также являются предпосылкой для удовлетворения его базовых материальных и духовных потребностей. Именно в этом проявляется их ценность, как для отдельного человека, так и для всего общества.
Каждое физическое лицо обладает всем объемом конституционных прав и свобод, отказ от которых недопустим. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Важно, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России).
Это означает, что конституционные права и свободы действуют и применяются даже, если они не закреплены в текущем законодательстве. При этом суды и иные органы власти при принятии своих решений обязаны руководствоваться в первую очередь конституционными правами и свободами человека и гражданина. Отступление от этого правила ставит под сомнение законность принимаемых ими решений и действий.