гибкость костей обеспечивается за счет чего
Гибкость костей обеспечивается за счет чего
Опорно-двигательный аппарат придает телу человека определенную форму, благодаря ему он может стоять прямо и передвигаться.
Костный скелет — часть опорно-двигательного аппарата — является остовом для различных органов и тканей, он защищает от повреждений такие жизненно важные органы, как головной и спинной мозг, сердце и легкие. В костях накапливаются необходимые организму минеральные вещества: кальций и фосфор. Кости содержат костный мозг, в котором образуются все клетки крови — эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки.
К костям прикрепляются мышцы, которые за счет сокращения и расслабления волокон делают возможными движения различных частей тела. Ряд мышц расположен внутри органов и не связан с костями. При сокращении этих мышц осуществляется работа основных внутренних органов и обеспечиваются жизненно важные процессы в организме: перекачивание крови из сердца в кровеносные сосуды, прохождение пищи через желудочно-кишечный тракт и др. Благодаря сокращению мышц выделяется тепло и поддерживается нормальная температура тела.
1. Значение опорно-двигательной системы
Опорно-двигательную систему называют костно-мышечной, поскольку скелет и мышцы работают согласовано. Они определяют форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.
Опорная функция проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
2. Химический состав костей
Если сжечь кость, она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ. Если выгорит и углерод, получится белый остаток, чрезвычайно твердый, но хрупкий. Это минеральное вещество кости.
Сочетание органических и минеральных веществ придает костям и прочность, и упругость. Наиболее прочны кости от 20 до 40 лет. У детей в костях относительно велика доля органических веществ. Поэтому детские кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими.
3. Строение костей
3.1. Макроскопическое строение кости
Внутри длинных костей имеется костномозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом. Он состоит из клеток жировой и кроветворной соединительной ткани и играет роль резерва на случай, когда красный костный мозг не справляется с работой.
3.2. Микроскопическое строение кости
Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость входят многичисленные кровеносные сосуды и нервы. Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это неклеточное вещество кости. Наличие неклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.
4. Типы костей
По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.
Трубчатые кости имеют вид цилиндра с утолщенными краевыми концами. Они служат длинными прочными рычагами, за счет которых человек может передвигаться в пространстве или поднимать тяжести. К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, бедра и голени. Трубчатые кости покрыты надкостницей, за исключением суставных поверхностей. За надкостницей следует слой компактного плотного вещества. На конечных участках кости компактное вещество переходит в губчатое, которое заполняет концы костей. В средней части кости губчатого вещества нет, там находится костномозговая полость, заполненная желтым костным мозгом. Красный костный мозг сохраняется в губчатом веществе концевых участков кости. В толщину трубчатые кости растут за счет надкостницы. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержит клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала. Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста и завершается к 20-25 годам. Зона роста находится недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.
Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костном мозгом. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, мелкие кости кисти и стопы. В основном губчатые кости выполняют опорную функцию.
Плоские кости выполняют в основном защитную функцию. Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа.
Научная электронная библиотека
2.4. Развитие подвижности в суставах
Способность совершать двигательные действия с высокой амплитудой называется в спортивной практике гибкостью и характеризует степень подвижности суставов.
Гибкость обучающегося зависит от нескольких факторов (формы суставов, подвижности позвоночного столба, эластичности связок, сухожилий и мышц, а также от тонуса мышц). Максимальная амплитуда движений ограничивается недостаточной податливостью даже расслабленных мышц-антагонистов. Это, прежде всего, относится к мышцам, проходящим через тазобедренный сустав. Чем лучше способность мышц-антагонистов растягиваться, тем меньшее сопротивление они оказывают движениям, тем легче эти движения выполнять. Посредством специальных упражнений студент достигает, большей гибкости, чем требуется при выполнении каких либо двигательных действий. Создается как бы «запас» гибкости. Если «запаса» нет, и гибкость используется до предела, то нельзя достигнуть максимальной быстроты и силы движений, эффективности их и легкости.
Метод многократного растягивания. Данный метод построен на возможности использования свойств мышц растягиваться определенно больше при неоднократном повторении упражнений постепенно увеличивая размах движений. Изначально следует начинать упражнение с маленькой амплитуды, затем постепенно увеличить ее к 10–15-му повторению до максимальных значений. У обучающихся, имеющих большой опыт тренировочной деятельности получается без остановки выполнять движения с 95–98 % от максимума амплитудой до 45 раз. Как только размах движений начинает уменьшаться, следует прекращать выполнение. Это и будет оптимальное число повторений. Наиболее эффективно использование нескольких активных динамических упражнений на растягивание по 8–15 повторений каждого из них. В течение тренировки может быть несколько таких серий, выполняемых подряд с незначительным отдыхом или в сочетании с другими, например силовыми упражнениями. Постоянно следить за тем, чтобы мышцы не остывали.
Активные динамические упражнения. Данный вид упражнений включается в подготовительную, основную и в заключительную части тренировки. В начале учебно-тренировочного занятия они составляют основу общей и специальной разминки. В основной части занятия динамические упражнения выполняются уже несколькими сериями, чередуясь с работой основной направленности. Если одной из основных задач тренировки стоит развитие подвижности в суставах, то целесообразнее данные упражнения выполнять во второй половине основной части, выделив их самостоятельным «звеном».
Комплекс динамических упражнений на гибкость (на гимнастической стенке)
1. Исходное положение – стоя левым боком к шведской стенке, поставить левую ногу в упор, ступня левой ноги должна быть параллельна полу: медленные повороты левой ноги в тазобедренном суставе, держась руками за жерди. Количество повторений 10–12 раз, затем то же самое другой ногой.
2. Из исходного положения – стоя правым боком к шведской стенке, поставить левую ногу в упор, ступня правой ноги должна быть параллельна полу: выполнить 6–8 раз пружинистых сгибаний правой ногой в коленном суставе. При этом, руки должны перехватить жердь, не потеряв равновесия. Затем следует выполнить упражнение на левую ногу.
3. Из исходного положения – стоя правым боком к шведской стенке, поставить левую ногу в упор, ступня правой ноги должна быть параллельна полу: сделать хват руками справа и слева от правой ступни. Выполнение медленных и плавных наклонов туловища к выпрямленной правой ноге (8–10 раз), ступня не меняет своего положения. Количество повторений 6–8 раз, затем начать выполнение с другой ноги.
4. Исходное положение – стоя правым боком к шведской стенки: правую ногу поставить в упор, туловище наклонить вперед, руками выполнить хват на жерди. Поставить ступню левой ноги в сторону на расстоянии 40–60 см от плоскости шведской стенки под углом к ней 45 градусов. С поворотом правой ноги в тазобедренном суставе подтянуть таз вперед к шведской стенке, прогнуться и выполнить наклон туловища к прямой ноге. Количество повторений то же, затем выполнить на другую ногу.
Выполнить по 3–4 серии на каждую ногу.
5. Исходное положение – выпад правой в упоре на шведской стенке: сгибание-разгибание ноги с хватом рук на жерди. Выполнять по 10–12 раз на каждую ногу.
6. Исходное положение – стоя лицом к шведской стенке, левая нога прямая в упоре на ней: медленные пружинистые наклоны туловища вперед (6–10 раз), руки фиксировать на носке ступе. Количество повторений от 5 до 12 раз Рекомендуется на последнем наклоне можно зафиксировать туловище на 12–15 секунд, после этого сменить положение ног и начать выполнение.
7. Исходное положение – стоя лицом к шведской стенке, левая нога в сторону в упоре на ней: выполнение наклонов туловища к прямой опорной ноге (8–10 раз). Ладонями или пальцами рук касаемся пола. Количество повторений 10–12 раз. При выполнении заключительного наклона зафиксировать на 12–15 секунд свое положение, после этого выполнять упражнение с другой ноги.
8. Исходное положение – стока ноги врозь, лицом к шведской стенке, выполнить хват руками на уровне груди: повороты в тазобедренном суставе вперед-вовнутрь поочередно правой и левой ногами, постепенно раздвигая ноги в стороны до максимальных значений (поперечный шпагат). Количество повторений 6–10 раз.
9. Исходное положение – стока ноги врозь, лицом к шведской стенке, выполнить хват руками на уровне груди: спокойно повернуться вправо, пружинистыми движениями опуститься в шпагат правой ногой. Снова спокойно поворачиваясь сесть в шпагат левой ногой.
10. Исходное положение – встать ноги вместе левым боком к шведской стенке, левой рукой взяться за жердь: выполнить 15 маховых движений вперед- вверх выпрямленной правой ногой, постепенно увеличивая амплитуду движений. Закончив выполнять прийти в исходное положение
11. Исходное положение – стока ноги вместе лицом к шведской стенке, хват правой рукой за жердь на уровне груди, а левой на уровне живота: выполнить 12 маховых движений в сторону выпрямленной правой ногой с одновременным отклонением туловища влево, ступня параллельна полу, а пальцы разогнуты (взять «на себя»). Затем повторить с другой ноги.
12. Исходное положение – стока ноги вместе правым боком к шведской стенке, хват правой рукой за жердь на уровне груди, а левой – на уровне живота и чуть впереди проекции тела: выполнить 12 маховых движений назад выпрямленной правой ногой с одновременным наклоном туловища вперед прогнувшись, голову повернуть вполоборота вправо и взглядом контролировать траекторию движения пятки. Затем то же другой ногой.
13. Исходное положение – стоя левым боком у стенки, левая нога стоит на жерди, согнута в колене и отведена в сторону, ступня упирается в шведскую стенку, хват одноименной рукой за жердь выше колена: пружинистые наклоны туловища вперед, пальцами или ладонями обеих рук касаться пола. Количество повторений не меньше 10 раз. Заключительный наклон выполняется с фиксацией на 10–15 секунд. Затем прийти в исходное положение и выполнить то же самое на другую ногу.
14. Исходное положение – стоя спиной у шведской стенки на левой, правая прямая нога в упоре на жерди, ее ступня параллельна полу, правой рукой взяться за жердь на уровне плеча. Вывести таз вперед, прогибаясь сделать 12 поворотов вперед-назад (пронация – супинация) в тазобедренном суставе. Затем повторить упражнение для другой ноги.
15. Исходное положение – стока ноги врозь спиной у шведской стенки, хват рук за жерди за головой: вывести таз вперед, прогибаясь, выполнить 12–15 наклонов туловища максимально назад, при этом постепенно опуская уровень хвата руками.
Метод статического растягивания. Этот метод основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение, удерживая конечное положение от 10–15 секунд до нескольких минут. В данном случае используется большое многообразие средств, в том числе из йоги. Как правило данные упражнения выполняются отдельными сериями в подготовительной или заключительной части тренировки, иногда как отдельное упражнение в любой части занятия. Целесообразнее применять ежедневно комплекс таких средств в виде отдельного тренировочного занятия. Это даст наибольший эффект. Если основная тренировка проводится в утренние часы, то статические упражнения на растягивание необходимо выполнять во второй половине дня или вечером. Это обычно занимает до 40–45 минут. Когда же основное тренировочное занятие проводится вечером, то комплекс статических упражнений на растягивание можно выполнять и в утреннее время.
Статические упражнения лучше применять в подготовительной части занятия, в виде разминки, следует выполнять специально-подготовительные упражнения в динамике, с последовательным увеличением их интенсивности. При таком подходе к разминке, в итоге после выполнения статических упражнений, в большей мере растягиваются сухожилия мышц и связки, ограничивающие подвижность в суставах. Выполнение динамических специально-подготовительных упражнений способствуют разогреву мышц и подготавливают их к интенсивной работе.
Хорошо выполнять статические упражнения на растягивание, используя помощь партнера, можно преодолеть пределы гибкости, которые превышают те, что достигают обучающиеся при самостоятельном выполнении упражнений.
Комплекс статических упражнений на гибкость
1. Из исходного положения: лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх, пальцы слегка согнуты, ноги немного разведены и развернуты, глаза закрыты: полностью расслабиться, мысленно проследить постепенное расслабление пальцев стоп, голеней, бедер. После того, как по ногам пошло легкое тепло и тяжесть, необходимо начинать расслаблять руки, туловище, мышц лица и шеи. Дыхание должно быть спокойное, убеждать себя в ритмичной работе сердца. Продолжительность выполнения до 25 минут, отдых до 1–3 минуты после каждого предыдущего упражнения предлагаемого комплекса.
2. Исходное положение – лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища:
– опираясь на ладони, на неглубоком вдохе медленно поднять прямые ноги до вертикального положения, а затем немного их опустить;
– на вдохе рывком поднять ноги вверх до вертикали и вытянуть носки, поддерживая туловище сбоку руками, принять стойку на плечах, подбородок при этом должен упираться в верхний край грудины, глаза не закрывать, дыхание произвольное;
– удерживать конечное положение от 10 секунд до 10 минут (продолжительность увеличивать постепенно, считая про себя).
3. Исходное положение – конечное положение предыдущего упражнения:
– медленно опустить прямые ноги за голову, коснувшись пальцами ног пола;
– удерживать позу от 10 секунд до 5 минут (продолжительность увеличивать постепенно, по счету), медленно опуститься на спину, касаясь каждым позвонком пола, и также медленно опустить прямые ноги; принять позу упражнения № 1, расслабиться.
4. Исходное положение – лежа на животе, голова повернута влево (вправо), руки вдоль туловища:
– выполнить упор на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника, опираясь подбородком на согнутые в кулак кисти;
– позу удерживать 10–60 секунд, сконцентрировав внимание на дыхании, оно должно быть произвольным;
– вернуться медленно в исходное положение.
5. Исходное положение – сесть на пол, ноги вперед, затем согнуть левую ногу в колене и прижать подошву ступни к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка находилась около паха, а колено было прижато к полу:
– на выдохе наклониться вперед и захватить руками левую (правую) ступню;
– выполнить наклон головы вперед, упираясь подбородком в области грудины, спина прямая;
– на задержке дыхания удерживать позу в течение 30-90 секунд, потом на расслаблении выполнить полный выдох, выпячивая живот, повторить дыхательные упражнения еще 2–3 раза;
– выполнив выдох, поднимая голову, руками отпустить ступню, при этом туловище поднимается до вертикали, а согнутая нога выпрямляется;
– затем то же самое выполняется с другой ноги, после чего необходимо лечь на спину и расслабиться.
6. Исходное положение – лежа на животе, ноги вместе, носки вытянуты, подбородок занимающегося и ладони согнутых рук упираются в пол в проекции плеч:
– выполнить вдох, одновременно медленно поднимая голову и верхнюю часть туловища как можно больше вверх-назад, без отрыва от пола нижней части живота (ниже пупка), прогнуться;
– зафиксированную позицию, постараться удержать как можно дольше в пределах от 6–8 до 25–30 секунд;
– не изменяя положения, отвести назад левое плечо, медленно поворачивая голову налево, сосредоточиться на пятке левой ноги;
– находиться в этой позе до 30 секунд и повторить ее в другую сторону;
– медленно возвратиться к первой позиции, и не отрывая нижней части живота от пола, выполнить максимальный прогиб, удержать позу от 5 до 30 секунд; затем так же медленно вернуться в исходное положение.
Выполнить упражнение в другую сторону. Сконцентрировать свое внимание на произвольном дыхании, в момент подъема головы и туловища оно должно скользить сверху вниз по позвоночнику, в момент поворотов головы направляться в область почек. С возвращением в исходное положение, вновь сконцентрировать внимание на произвольном дыхании.
7. Исходное положение – сед на полу, ноги прямые, левая нога отведена в сторону и согнута в коленном суставе таим образом, что левое бедро находится перпендикулярно правой ноге:
– выполняя выдох, сделать наклон левым боком, правой рукой обхватить пальцы ступни левой ноги, при этом левое предплечье должно быть расположено на полу вдоль левой голени;
– зафиксировать положение в течение 10–30 секунд;
– затем выпрямить туловище, захватив двумя руками правое колено и на выдохе наклониться к нему, стараясь опускаться все ниже и ниже;
– удерживать туловище в максимальном наклоне в течение 10–30 секунд, потом выпрямиться;
– разворачивая туловище через правое плечо, наклонив левое вперед, обхватить двумя руками пятку правой ноги, продолжать удерживать это положение в пределах 10–30 секунд;
– обхватив голень правой (согнутой в колене) ноги правой рукой, медленно, опираясь на левую руку, прийти в положение – лежа на спине;
– удержаться в этом положении в пределах 10–60 секунд;
– затем вытянув правую ногу вперед, расслабиться;
– выполнить упражнение в другую сторону.
8. Исходное положение – сед на полу, ноги прямые:
– согнуть правую ногу в коленном суставе, обхватить ее правой рукой в области голеностопного сустава, положить тыльной частью стопы сверху на левое бедро;
– с помощью левой руки выполнить круговые движения правой ступней влево и вправо;
– взявшись за правую ступню двумя руками, подтяните ее к животу, груди, голове, затем вновь опустите на бедро;
– выполнить выдох, наклоняя туловища вперед, при этом руками обхватить левую ступню, не сгиба туловище постараться грудью лечь на бедро и достать подбородком колено;
– удержать выбранную позицию в течение 10–60 секунд;
– выпрямиться, вытянуть вперед правую ногу, расслабиться;
– затем выполнив упражнение на другую ногу, лечь на спину и полностью расслабиться.
Тест по теме :»Опорно-двигательная система»
по теме: «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
При выполнении заданий 1-10 выберите один правильный ответ из четырех:
1. Опорно-двигательный аппарат человека образован:
только скелетными мышцами
скелетом и скелетными мышцами
скелетом и мышцами сердца и желудка
2. Гибкость костей обеспечивается за счет:
3. К осевому скелету относятся:
кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей
череп и скелет свободных конечностей
скелет туловища, кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей
череп и скелет туловища
4. Шейный отдел позвоночника состоит из:
5. Скелет свободной верхней конечности образуют:
локтевая и лучевая кости, кости кисти
плечевая кость, кости предплечья и кости кисти
лопатка и две ключицы
лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти
6. Пояс нижних конечностей образуют:
бедренная и берцовая кости
бедренная кость и крестец
7. Ребра с грудиной соединены:
неподвижно, образуя шов
8. Какая мышца опускает плечо вниз и отводит руки за спину?
9. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует:
согреть поврежденный сустав
самостоятельно вправить вывих
приложить лед к поврежденному суставу
превозмогая боль разработать поврежденный сустав
10. Пример динамической работы – это:
удержание поднятой штанги
ожидание автобуса на остановке
чтение книги за письменным столом
бег на длинную дистанцию
Установите соответствие между видом мышечной ткани и её особенностями.
А –сокращается произвольно
Б – образует мышцы туловища, конечностей
В- иннервируется автономной нервной системой
Г- находится в стенках внутренних органов
Д – состоит из многоядерных мышечных волокон
Е – состоит из одноядерных веретеновидных клеток
Установите соответствие между типами костей и их примерами.
А- большая берцовая
При выполнении заданий 11-13 выберите три верных ответа из шести.
11.Неправильная осанка может привести к:
а. смещению и сдавливанию внутренних органов
б. нарушению кровоснабжения внутренних органов
в. растяжению связок в тазобедренном суставе
г. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы д. деформации грудной клетки е. увеличению содержания минеральных веществ в костях
12. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет:
а. прямой позвоночник без изгибов
б. грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
в. грудную клетку, сжатую с боков
г. позвоночник S-образной формы д. сводчатую стопу е. массивный лицевой отдел черепа
14. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,
а. быстрее наступает утомление
г. работоспособность более продолжительна б. движения в суставах не происходит д. уменьшается частота сердечных сокращений в. утомление наступает медленно е. сокращение мышц чередуется с расслаблением При выполнении заданий 15-16 установите соответствие. 15. Установите соответствие между костью черепа человека и отделом черепа. КОСТИ ЧЕРЕПА ОТДЕЛ ЧЕРЕПА а. лобная 1. лицевой б. височная 2. мозговой в. скуловая г. носовая д. нижнечелюстная 16. Установите соответствие между примером соединения костей и типом, к которому оно относится. ПРИМЕР ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ а. бедренная и большая берцовая кости 1. неподвижное б. лобная и теменная кости 2. подвижное в. затылочная и височная кости г. нижняя челюсть и височная кость д. позвонки крестцового отдела При выполнении заданий 17-18 установите правильную последовательность. 17. Установите последовательность расположения отделов позвоночника человека (сверху вниз): а. поясничный в. грудной д. копчиковый б. шейный г. крестцовый 18. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса: а. кости пясти в. плечевая кость д. фаланги пальцев б. лучевая кость г. кости запястья При выполнении задания 19 вставьте в текст пропущенные термины. 19. Вставьте в текст «Строение кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. СТРОЕНИЕ КОСТИ Кость покрыта соединительнотканной оболочкой – _____ (А). За счет деления ее клеток кость растет в _____ (Б), таким образом обеспечивается _____ (В) функция. Кроме этой функции, она выполняет еще _____ (Г) и трофическую, т.к. в ней много кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон. Перечень терминов: 1. толщина 2. фасция 3. защитная 4. опорная 5. надкостница 6. костеобразующая 7. длина 8. образовательная При выполнении задания 20 прочитайте текст и найдите в нем биологические ошибки. 20. Внимательно прочитайте текст «Скелет головы» и найдите в нем предложения, в которых содержат- ся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. 1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа чело- века преобладает над мозговым. 3. Кости черепа человека соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочная кости относятся к мозговому отделу, а скуловые и челюстные – к ли- цевому. 5. Верхнечелюстная кость подвижная, а нижнечелюстная – неподвижная. 6. На этих костях на- ходятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.