госконтракты бухгалтерский и налоговый учет
Как вести раздельный учет в 2021 году
Раздельный учет ГОЗ — это отдельная регистрация финансовых результатов по каждому контракту. Так делают, только если у исполнителя открыт счет в Федеральном казначействе. В 2021 году правила изменились.
Скачать Приказ Минфина №255н от 25.12.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать Постановление Правительства РФ №47 о раздельном учете из КонсультантПлюс |
Скачать Приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать совместное письмо Минфина и Казначейства №09-01-05/11480 и №07-04-05/22-3551 от 21.02.2019 из КонсультантПлюс |
Раздельный учет результатов ФХД
Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.
Вот что обязаны выполнять организации:
По новым правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу и формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности не отличается от других получателей целевых средств. Все исполнители утверждают порядок его ведения в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что требуется от участников гособоронзаказа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Вот основные правила для получателей целевых средств:
Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление проводится по особым требованиям.
Правила ведения раздельного учета в 2021 году
В Приказе №334н от 30.12.2020 Минфин утвердил новый порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу на 2021 год. Общие правила довели до соответствия Федеральному закону о бюджете на 2021 год и 2022–2023 плановый период №385-ФЗ от 08.12.2020. Все получатели целевых средств обязаны вести раздельный учет:
В бухгалтерии разделительный учет по гособоронзаказу ведется по каждому госконтракту, договору о капитальных вложениях или проведении капитального ремонта, соглашению, контракту по ГОЗ. Получатели денег проводят бухучет по правилам из Приказа Минфина №334н и локальной учетной политики учреждения.
Общие правила утверждены Приказом Минфина №255н от 25.12.2019. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения предыдущего Приказа №4н.
Инструкция, как вести бухучет гособоронзаказа по Постановлению 47 в 2021 году:
Основные документы, подтверждающие ведение раздельного учета по гособоронзаказу:
Расходную декларацию подписывает руководитель получателя целевых средств или другое уполномоченное лицо. Он указывает фамилию, имя, отчество, должность и дату составления. К указанным документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов.
Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.
Раздельный учет гособоронзаказа
Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):
Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками. Деятельность исполнителей регламентируют:
Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня. Для таких поставщиков ГОЗ правила закрепляет действующий закон о бюджете и его подзаконные акты. Если у соисполнителя третьего уровня открыт отдельный счет в ТОФК, то придется разделять результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Если казначейского сопровождения нет, ведите бухучет как обычно.
Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:
Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.
ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.
Когда не ведут учет
В п. 4 ПП РФ 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП №47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса (пп. «в» п. 6 ПП РФ №1765 от 30.12.2018). Это делается для:
Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения (пп. «ж» п. 36 ПП РФ №1702 от 28.12.2018).
К каждому госконтракту оформляют:
1. Расчет суммы накладных расходов (приложение №1 к Приказу №255н).
Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу
Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?
Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:
Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.
Итоги
Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.
О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .
Методика раздельного учета затрат по госконтрактам
Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов
Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:
Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:
Минфин разъяснил вопросы ведения раздельного учета при использовании на основании госконтрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.
Как оформить положение по раздельному учету затрат?
Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:
Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:
Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
Элементы организации раздельного учета по госконтрактам
Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:
За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.
Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:
О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.
Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты
Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):
В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:
С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.
Итоги
Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.
При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).
Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ
К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».
Что такое гособоронзаказ
Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.
Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.
К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).
Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).
Закон № 275-ФЗ
Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.
Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.
В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.
Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.
Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.
Банковское сопровождение ГОЗ
Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.
Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.
Что такое раздельный учет и как его организовать
Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.
Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.
Отчетность по гособоронзаказу
Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.
Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:
Как реализовано в программах «1С»
Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.
Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:
1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.
Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.
2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».
3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.
Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.
Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».
Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ
Особенности работы с госконтрактами по 44-ФЗ
В одной из прошлых статей я обещала вернуться к теме государственных закупок более подробно. Это одна из тех сфер деятельности, которая не останавливает работу даже в условиях кризиса и имеет стабильное финансирование. Регламентируются закупки федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Информация обо всех торгах находится на сайте zakupki.gov.ru.
Участие в закупках может принимать любая организация или ИП, а также могут самозанятые (как физлица или в качестве предпринимателей). Однако в отдельных случаях для исполнения контракта потребуются специальные разрешения или лицензии, соответствующие требования указаны в документации.
Обратите внимание! Чтобы подавать заявки или отправлять котировки, необходимо зарегистрироваться в ЕИС – единой информационной системе.
Площадки для 44-ФЗ
По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:
Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.
Виды закупок
В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.
Конкурсы делятся на:
В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.
Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения.
При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком). К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д. Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.
Котировки и предложения
Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).
С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).
Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.
Требования к участникам, декларации
Поскольку в качестве участников выступают организации, физические лица или ИП, то по логике требования к ним должны иметь отличия, ведь у каждой категории разный юридический статус. Больше всего вопросов к физлицам.
Есть в законе те, кто обладает особым статусом – адвокаты, нотариусы, оценщики и т.п. Они работают не как индивидуальные предприниматели. Обычные «физики» так же могут участвовать в аукционах, подачах котировок и других закупках с учетом ограничений (например, если вид деятельности требует лицензии без регистрации ИП или организации не обойтись).
Есть два вида требований к участникам:
Обратите внимание! Для определенных товаров, услуг или работ действуют требования с особыми условиями (см. п. 1 ст. 49 части первой Гражданского кодекса).
Существуют преимущества, предоставляемые отдельным юрлицам и ИП:
Подтверждение соответствия требованиям осуществляется с помощью дополнительных документов (выписок, копий, свидетельств и т.д.), но обычно достаточно подать специальную декларацию. Для этого не нужно заполнять бланки или составлять какую-то форму, можно просто поставить галочку при заполнении электронной заявки. Аналогично декларируется соответствие общим (единым) требованиям.
Показатели товара и страна производства
При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:
При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.
Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.
Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.
Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету. В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно. В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.
Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя).
Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.
Участие в электронном аукционе
Для госзаказчика выгодно — на первичном этапе отклоняются заявки, которые нарушают условия, а затем проходят торги, где потенциальные поставщики снижают цену от НМЦК.
Алгоритм для участия:
Важно! Для обеспечения подачи заявки открываем в банке специальный счет. С него же можно списать комиссию ЭТП, если одержите победу. Открыть счет и внести на него средства нужно заранее.
После окончания аукциона дожидаемся изменения его статуса на сайте https://zakupki.gov.ru/. Там будет указано, кто стал победителем. Если это вы – поздравляю, теперь начинается второй этап.
Проходит проверка сведений в заявке и на ЕИС, в том числе выписки из ЕГРЮЛ. Если все сделано правильно, то на ЭТП в вашем профиле (личном кабинете) появится госконтракт, отправленный на подпись заказчиком.
ЭТП подскажет сроки подписания, а обо всех изменениях в кабинете напомнит по электронной почте, поэтому не забудьте без ошибок указать ее при регистрации. Если исполнение контракта требует обеспечения, то, до того как его подписать, отправьте платеж или оформите банковскую гарантию.
Обратите внимание! Для СМП есть послабления. В обычном случае, если НМЦК снизилась более чем на 25%, нужно перечислить обеспечение в полуторном размере. В некоторых случаях достаточно представить доказательства добросовестности взамен обеспечения. Полная информация в статьях 37 и 96 Федерального закона №44-ФЗ.
После того как соблюдены формальности, прикрепляем в электронном виде при подписании контракта копию платежки или скан банковской гарантии, если требуется и направляем заказчику. Если есть требования к гарантийным обязательствам (еще один вид обеспечения), то перечисляем его до передачи закрывающих документов.
Обычное обеспечение вернется к вам после успешной приемки работ (услуг) или товаров. Гарантийное – после окончания гарантийного срока, притом нужно написать заявление на возврат (обязательно).
Отдельно надо упомянуть контракт с единственным поставщиком. Его заключают, когда на торги вышел только один участник, полностью соответствующий всем требованиям. Аукцион признают несостоявшимся и заключают договор напрямую. Выгодно для поставщика, но сразу возникает вопрос: почему никто не захотел участвовать?
Типичные ошибки
Несмотря на автоматизацию и активный переход на работу в электронном виде, человеческий фактор никто не отменял. Главное — придерживаться правила: «умный учится на чужих ошибках». Посмотрим, какие из них чаще всего совершаются:
Конечно, это далеко не все ошибки. Нарушаются сроки, гарантии, не передаются сертификаты на товары или оборудование, поставляется не то, что заявлено. Просить поставщика «понять и простить», наверное, можно, а вот ждать прощения не стоит.
Включение в РНП
Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам. Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации. В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание.
Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).