гостиничный бизнес бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет в гостинице, отеле и хостеле: проводки
В данной статье мы рассмотрим бухгалтерский учет в гостинице, отеле и хостеле. Узнаем о особенностях. Сравним отличия между учетов в отеле и гостинице.
Гостиница, отель или хостел являются имущественными комплексами, предназначенными для оказания услуг населению по временному проживанию. Ведение деятельности осуществляется юридическим лицом или ИП.
Особенности ведения деятельности
Гостиничный бизнес имеет особенности ведения учета и реализации услуг. Осуществление гостиничных услуг:
В состав предложений гостиничного бизнеса могут дополнительно входить медицинские, транспортные, бытовые услуги. Дополнительные виды деятельности подлежат включению в перечень ОКВЭД учредительных документов предприятия. При необходимости требуется оформить лицензирование. Услуги предоставляются на базе недвижимости, принадлежащей организации или ИП на правах собственности или аренды. Читайте также статью: → “Порядок бухгалтерского и налогового учета мебели в организации”
Виды услуг в сфере гостиничного бизнеса
Предприятия предлагают организациям или населению услуги гостиничного типа, представленные в виде форм:
Основным критерием оценки является классификация по мировых стандартам, оценивающим уровень услуг в зависимости от степени комфортности. Кроме мировых стандартов, ряд стран используют собственную систему классификации предприятий гостиничного бизнеса. В РФ система классификации регламентируется приказом Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 35. Вне зависимости от звездности предприятия гостиничного бизнеса осуществляют ведение учета и документооборот по стандартным правилам.
Документы для оформления услуги
Основанием для предоставления услуги является договор, заключенный между предприятием гостиничного бизнеса и получателем – лицом либо организацией. В документах на оплату, акте производится ссылка на договор. Документ должен содержать обязательные реквизиты обеих сторон.
Условие договора | Состав данных |
Реквизиты предприятия гостиничного бизнеса | Название, адрес месторасположения, фактический адрес, данные банка и открытого счета, сведения о госрегистрации, контактный телефон |
Сведения о получателе услуги юридическом лице | Информация о наименовании, адресе местонахождении, прочих регистрационных данных, позволяющих выписать достоверные документы для учета затрат в составе экономически оправданных расходов лица и НДС |
Сведения о физическом лице | Данные физического лица вносятся в договор на основании паспорта или иного документа получателя услуги |
Информация об услуге | Сведения о номере проживания и дополнительных услугах гостиницы |
Стоимость услуги | В договоре должна быть указана цена номера, койко-места и прочих услуг |
Основные обязательные положения договора дополняются пунктами на усмотрение предприятия гостиницы. В документе отражаются права и обязанности сторон, порядок покрытия материального ущерба, рассмотрения спорных вопросов и прочие пункты. Договор должен быть подписан сторонами. При отсутствии печати у представителя юридического лица к договору прилагается доверенность.
Розничному потребителю предприятие может выдать иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуги. Документ должен содержать обязательные реквизиты, аналогичные содержанию пунктов договора.
Бухгалтерский учет доходов при оказании гостиничных услуг
Доходами предприятия являются поступления от потребителей услуг в виде платы за проживание, пользование общепитом и получения дополнительных услуг. Поступление платы за проживание относится к основным видам деятельности. В отношение дополнительных услуг предприятие имеет право определить отдельный порядок учета.
Для целей бухгалтерского учета выручка от услуг принимается при одновременном выполнении условий:
При отсутствии исполнения одного из условий поступившая в кассу или на расчетный счет предприятия сумма учитывается в составе кредиторской задолженности.
Отражение проводок в учете при получении выручки
Предприятиями гостиничного бизнеса осуществляется раздельный учет предоставляемых услуг. По каждому виду доходов учет ведется на отдельном субсчете, открытом к счету 90 «Продажи». В рамках ведения деятельности предприятия могут предоставлять бытовые услуги, попадающие под разные системы налогообложения. Учет выручки ведется в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Читайте также статью: → “Бухгалтерский и налоговый учет в турагентстве — 2 примера учета”
Пример учета выручки от проживания: проводки
Командированный М. зарегистрировался в отеле «Приветливый» с 11 по 17 мая 2017 года. Стоимость одних суток проживания – 2 700 рублей, включая НДС 411,86 рублей. При заселении М. внес аванс в размере 7 000 рублей, при выезде был произведен окончательный расчет. В учете отеля «Приветливый» производятся записи проводок.
Наименование операции | Дебет счета | Кредит счета | Сумма по данным примера |
Учтен аванс в счет оказания услуги | 50 | 62/2 | 7 000 |
Начислен НДС с суммы аванса | 62/2 | 68 | 1 067,8 |
Отражена выручка от оказания услуг | 62/1 | 90/1 | 16 200 |
Начислен НДС с суммы выручки | 90/3 | 68 | 2471,19 |
Учтена сумма окончательного расчета | 50 | 62/1 | 9 200 |
Зачтена сумма НДС с аванса | 68 | 62/2 | 1 067,8 |
Зачтена сумма аванса | 62/2 | 62/1 | 7 000 |
Предприятия определяют момент признания выручки ежедневно или в последний день оказания услуги с закреплением выбранного варианта в учетной политике. Для удобства расчетов момент признания устанавливается однотипным для бухучета и налогообложения.
Бухучет расходов при оказании гостиничных услуг
Затраты, возникающие у предприятий в процессе ведения основной деятельности, учитываются по счету 20.
Вид затрат при оказании гостиничных услуг | Состав и характеристика затрат |
Материальные затраты | В состав расходов включают затраты на приобретение средств для уборки номеров, мягкого инвентаря, оплаты стирки и иного типа ухода за имуществом, оплата поставщикам природных ресурсов для содержания помещений |
Расходы на оплату труда | Учитываются затраты на вознаграждения персонала, участвующего в предоставлении услуг |
Амортизационные отчисления | Начисляются на собственное основное средство предприятия |
Прочие расходы | Плата при использовании арендованного имущества, транспортные, канцелярские, почтовые затраты, оплата охраны, связи, обслуживание кассовых аппаратов |
Для наиболее точного учета затрат производится планирование стоимости койко-места или номера. Смета затрат составляется на суточный или месячный период.
Определение фактической себестоимости номера
Предприятия, определившие расчетную себестоимость, получают данные о фактической себестоимости путем корректировки на загрузку гостиницы. Показатель загруженности берется по гостинице или группе номеров одного класса. Читайте также статью: → “Ставки УСН в 2017 году”
Пример определения фактической себестоимости
Предприятие «Визит» предоставляет гостиничные услуги. Расчетная себестоимость по гостинице составляет 5 700 рублей. Загрузка номеров предприятия составляет 60%. Наценка составляет 20%, НДС не облагается. В учете предприятия:
Предприятия, плательщики НДС, включают в цену сумму налога.
Налоговый учет гостиничных услуг
При использовании общего режима учет выручки осуществляется по кассовому методу или начислению. При методе начисления регистрация поступления дохода производится ежедневно или в момент полного расчета в последний день оказания услуги. При кассовом методе выручка учитывается в момент поступления в кассу или на расчетный счет.
Предприятия гостиничного бизнеса (организации или ИП) имеют право использовать ЕНВД при оказании услуг (пп. 12 п. 2. ст. 346.26 НК РФ). Переход на специальный режим является добровольной мерой с учетом ограничений используемой площади в пределах 500 кв. м. Ограничение установлено в отношении площади временного проживания. Параметры помещений устанавливаются по инвентаризационным документам – техническому паспорту, экспликации или поэтажному плану здания.
По иным услугам, предоставляемым постояльцам, система налогообложения определяется отдельно. Например, услуги по бронированию облагаются налогами по общей или упрощенной системе налогообложения. В отношении услуг общепита предприятие также может выбрать ЕНВД.
Учет в гостиницах, применяющих УСН
Предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, имеют особенности ведения учета по сравнению с другими режимами. Организации или ИП:
Раздельный учет при наличии нескольких режимов обязателен.
Начисление НДС при оказании гостиничных услуг
Предприятия гостиниц являются плательщиками НДС при использовании общего режима. Услуги, оказанные юридическим лицам, оформляются полным пакетом документов, включая договор, акт выполненных услуг, счет-фактуру. Получатель услуги имеет возможность принять НДС к вычету.
Предприятия, имеющие обязанность по начислению НДС, должны предъявлять налог розничным потребителям. Сумма НДС включается в состав цены услуги. Отдельной суммой в тарифах налог не выделяется. НДС, уплачиваемый в бюджет, определяется расчетным путем. Предприятия, освобожденные от уплаты налога или применяющие специальные режимы, не имеют обязательств по начислению и уплате НДС.
Бухгалтерский учет в гостинице, отеле и хостеле: типичные вопросы
Вопрос № 1. Как определяется площадь для предприятий гостиничного бизнеса, использующих ЕНВД?
Ответ: При расчете площади для определения предельного ограничения в размере 500 кв. м учитываются помещения, предусмотренные для проживания постояльцев. Служебные, офисные, подсобные помещения не принимаются в расчет.
Вопрос № 2. Необходимо ли вести раздельный учет расходов гостиницы, если при оказании услуг проживания и общепита применяется ЕНВД?
Ответ: Предприятия не обязаны вести раздельный учет для ЕНВД по различным видам деятельности. Отдельный учет расходов может понадобиться для внутреннего потребления.
Вопрос № 3. Является ли спецодежда работников гостиниц средством индивидуальной защиты?
Ответ: Спецодежда работников гостиниц является униформой, не относящейся к средствам защиты. Униформа используется в рабочее время и не передается в пользование работника.
Вопрос № 4. Используются ли раздельные тарифы гостиниц для юридических лиц и розничного потребителя?
Ответ: Отличие в конечной цене определяется НДС. В документах для предприятий НДС начисляется сверх тарифа, для розничного потребителя налог включается в стоимость. На практике применяются одни тарифы для разных категорий лиц. В отношении спорного вопроса имеется судебная практика не в пользу налогоплательщиков.
Вопрос № 5. Утверждается ли в учете гостиниц внутренний документооборот.
Ответ: Движение документов в гостиницах имеет строгий порядок оборота с учетом специфики деятельности. График утверждается в учетной политике.
Выбираем систему налогообложения для гостиницы
Перед тем как открыть гостиницу, хостел или отель, нужно выбрать режим налогообложения. Об особенностях применения разных налоговых систем на практике расскажем далее.
ИП или ООО — как зарегистрировать гостиницу
Владелец гостиницы сам выбирает организационно-правовую форму деятельности.
Для мини-гостиниц выгодно открывать ИП: его легко и недорого зарегистрировать, а потом не придется вести бухгалтерский учет.
Гостинице, оформленной как ИП, запрещено применять патентную систему налогообложения (ст. 346.43 НК РФ) и пользоваться ее преимуществами. Кроме того, ИП обязан делать отчисления, даже если не получает прибыли, а также отвечать по обязательствам гостиничного бизнеса своим имуществом.
Для крупных гостиниц предпочтительнее регистрация юрлица, например, ООО: поставщики охотнее работают с юрлицами и дают им хорошую оптовую цену, ответственность юрлица не распространяется на личное имущество владельца бизнеса.
Открыть ООО сложнее: придется собрать почти в два раза больше документов для регистрации бизнеса и сформировать уставный капитал.
Система налогообложения для гостиницы
Остановимся подробно на нюансах каждой системы.
Общая система налогообложения
Гостиницы, работающие на ОСНО, платят перечисленные ниже налоги:
ИП и юрлица могут не платить НДС, если сумма выручки (без налога) за 3 предыдущих календарных месяца составит менее 2 млн рублей.
Плюсы и минусы ОСНО для гостиницы
Недостатки:
Преимущества:
Обычно крупные гостиницы с миллионными годовыми оборотами вынуждены работать на ОСНО — для них не доступны специальные налоговые режимы.
Упрощенная система налогообложения
Гостиницы, применяющие УСН, освобождены от уплаты следующих налогов:
Объект налогообложения при УСН — это «доходы» или «доходы минус расходы» (ст. 346.14 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект и вправе менять его ежегодно.
Бизнесы, которые в качестве объекта налогообложения выбрали «доходы минус расходы», обязаны уплачивать минимальный налог — 1% от дохода в случае, когда за год величина налога по базе «доходы минус расходы» ниже величины минимального налога (ст. 346.18 НК РФ).
Упрощенцам разрешено включать разницу минимального налога и рассчитанного по общим правилам налога в расходы в следующих налоговых периодах, в т.ч. увеличивать убытки, которые переносятся на будущее.
Ставки по УСН
Для налогоплательщиков-ИП, которые соответствуют требованиям п. 3-4 ст. 346.20 НК РФ, местные власти могут устанавливать ставку 0 %. Для этого ИП на УСН должен быть зарегистрирован после 13.07.2015, а в субъекте его регистрации установлена возможность использования ставки 0 %. Тогда ИП-владелец гостиницы вправе в течение двух лет с момента регистрации использовать ставку УСН 0 %. Правда субъекты РФ могут установить ограничение на эту льготу в виде величины средней численности сотрудников или дохода от реализации. С 1 января 2021 года эта льгота будет удалена или пересмотрена.
Плюсы и минусы УСН для гостиницы
К недостаткам работы на УСН относится необходимость отслеживать соблюдение пороговых значений выручки и средней численности сотрудников, чтобы не потерять право работать на УСН.
Особенности бухгалтерского учета в гостиницах
«Налоговый вестник», 2018, N 2
Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе имеет особенности как в учете доходов, так и в учете расходов. Рассмотрим все по порядку.
Напомним, что в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным в ФСБУ.
В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов, то компания должна сделать выбор одного из них.
А в п. 7.1 ПБУ 1/2008 говорится, что в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ ничего нет, то компания должна разработать соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами. При этом нужно последовательно использовать следующие документы:
Доходы гостиницы
Гостиница ничего не производит и ничего не продает. Она оказывает услуги.
Напомним основные принципы признания доходов, отраженные в пп. 12 и 13 ПБУ 9/99. (В части, касающейся услуг.)
Выручка признается при наличии следующих условий:
Компания может признавать в бухгалтерском учете выручку от оказания услуг по мере готовности услуги или по завершении оказания услуги в целом.
Выручка от оказания конкретной услуги должна признаваться в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность услуги.
В отношении разных по характеру и условиям оказания услуг компания может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.
Бесспорно, что основной доход гостиница получает от предоставления клиентам услуги по их временному проживанию. Основной вопрос признания доходов: в какой момент нужно признавать выручку?
Есть два варианта: после окончания оказания услуги, то есть когда клиент съехал и сдал ключи, или по мере того, как у клиента возникает обязанность оплатить уже оказанную услугу.
Обратите внимание! В п. 13 ПБУ 9/99 определение выручки по мере готовности, если эту готовность можно определить, безальтернативно! Это, кстати, вполне соответствует требованиям МСФО: в подп. «а» п. 35 МСФО (IFRS) «Выручка по договорам с покупателями» (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 27.06.2016 N 98н) указано, что компания передает контроль над товаром или услугой в течение периода, следовательно, выполняет обязанность к исполнению и признает выручку в течение периода, если покупатель одновременно получает и потребляет выгоды, связанные с выполнением компанией указанной обязанности по мере ее выполнения компанией.
Как раз наш случай: постоялец потребляет услугу по проживанию по мере своего проживания.
Многие специалисты предлагают выбирать вариант признания выручки в зависимости от продолжительности проживания клиентов:
Пример 1. Гостиница «Агат» в учетной политике установила, что признает выручку от услуг по проживанию клиентов по окончании предоставления услуги. Сутки проживания в одноместном номере стоят 1 500 рублей (без НДС). Гражданин занял номер 31.03.2018 и съехал утром 02.04.2018. За проживание было заплачено 3 000 руб. Весь доход от сдачи номера относится ко II кварталу 2018 года.
Гостиница «Азов» в учетной политике установила, что признает выручку от услуг по проживанию клиентов по мере оказания услуги. Сутки проживания в одноместном номере стоят 1 500 рублей (без НДС).
Есть особенности и с оформлением первичной документации. Нужно ли заключать договор? Да, нужно.
Бронирование
Бронирование считается действительным с момента получения заказчиком уведомления, содержащего как минимум сведения о наименовании исполнителя, заказчике или потребителе, категории заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице. При этом потребитель или заказчик вправе аннулировать заявку.
Из этого следует, что услугу по бронированию можно считать оказанной только в том случае, если заказчик въехал в гостиницу. В этом случае гостиница получает право требовать плату за бронирование.
Однако, если клиент откажется платить добровольно, с признанием дохода нужно будет повременить. Ведь, скорее всего, придется обращаться в суд, а его решение, как ни крути, интрига. Поэтому исходя из п. 13 и п. 27 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н, возможное возмещение является только условным активом, информация о котором отражается не в бухгалтерском учете, а в пояснениях к финансовой отчетности.
В состав прочих доходов сумма компенсации попадет только после решения суда или согласия клиента на оплату.
Если гостиница берет с будущего постояльца залог, то его сумма в состав доходов не включается. Это прямо предусмотрено в п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Дополнительные услуги
Во многих гостиницах клиентам предоставляют услуги тренажерного зала, бассейна, сауны, прачечной и тому подобного.
Особенностью, по нашему мнению, можно считать ситуацию, когда гостиница продает постояльцам абонемент на комплекс услуг: по этому абонементу можно воспользоваться всеми услугами, можно использовать часть, а можно вообще не посетить ничего, но сумма, уплаченная за абонемент, уже не возвращается.
В таком случае, по нашему мнению, выручку нужно признавать единовременно, так как уже в момент продажи абонемента у гостиницы возникает право на получение дохода.
Проводки
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62.
Он активно-пассивный: используется для отражения дебиторской и кредиторской задолженности. Обойтись в гостинице без его использования, применяя только счета 50 и 51, невозможно.
Проводку Дебет 50, (51) Кредит 90.1 можно сделать только при оказании дополнительных услуг (например, когда клиент оплачивает услугу прачечной). В этом случае, действительно, все условия для признания выручки соблюдаются уже в момент платежа.
Некоторые специалисты предлагают не указывать на этом счете каждого отдельного гражданина как контрагента. Достаточно иметь одного контрагента (например, «Физические лица»). А детальный учет по каждому отдельному клиенту вести в других системах автоматизации, не связанных с бухгалтерской программой.
Действительно, если есть практическая возможность именно так построить учет, ей можно воспользоваться.
Но следует помнить, что руководство компании должно иметь возможность получать информацию о состоянии расчетов с каждым своим клиентом в любое время. Поэтому, если какой-то параллельной программы для учета клиентов в гостинице нет, каждый ее клиент должен быть отражен как контрагент на счете 62.
Расходы гостиницы
Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг.
Но есть и специфические расходы, присущие именно гостиничным комплексам.
Форменная одежда
Гостиничный персонал, как правило, имеет отличительную форму одежды. Все вопросы, относящиеся к форменной одежде персонала гостиницы, регулируются распоряжениями ее администрации.
Разумеется, нет никаких оснований путать форменную одежду со спецодеждой. Последняя предназначена для защиты человека, выполняющего определенный вид работы, от воздействия различных негативных факторов в процессе производства.
Форменная одежда, как правило, может находиться в эксплуатации более года.
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 форменная одежда принимается к учету по фактической себестоимости.
Учитывается она на счете 10, к которому могут быть открыты следующие субсчета:
Все, конечно, помнят, что сейчас официально утвержденных форм первичной документации (за особо оговоренными исключениями) нет.
Но если нет и желания изобретать собственную документацию, можно воспользоваться образцами из Постановления Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Тогда прием и оприходование форменной одежды можно оформлять путем составления приходного ордера по форме N М-4.
Для непосредственной выдачи форменной одежды сотрудникам гостиницы можно использовать ведомость по форме N МБ-7.
Благоустройство территории
Ни одна уважающая себя гостиница не может обойтись без благоустройства территории.
Сюда можно отнести:
Кроме того, в п. 5 ПБУ 6/01 прямо сказано, что к основным средствам относятся многолетние насаждения.
Объекты внешнего благоустройства исходя из п. 7 и п. 8 ПБУ 6/01 принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется как сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации, без учета НДС.
Соответственно, суммы начисленной по ним амортизации в силу п. 4, 8 и 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, должны отражаться в составе расходов по обычным видам деятельности.
Само собой в соответствии с требованием п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по указанным активам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения их стоимости или списания с учета.