гражданское общество по отношению к государственным структурам существует

Гражданское общество и государство

гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. гражданское общество по отношению к государственным структурам существует фото. картинка гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть фото гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть картинку гражданское общество по отношению к государственным структурам существует.

В современной политологии понятие «гражданское общество» может употребляться в двух значениях: в широком и узком.

Среди основных идей и принципов, которые выступают основой для гражданского общества (вне зависимости от особенностей страны), традиционно выделяют:

В современной политологии гражданское общество часто рассматривается в качестве определённого сообщества независимых личностей, обладающих конкретным набором прав в разнообразных областях общественной жизни:

В своём развитии гражданское общество базируется на признании права, ориентируется на определённого человека, обеспечивая при этом простор для развития конкретной личности. Характерной особенностью гражданского общества следует назвать его отличие от государственных структур, в которых доминируют вертикальные (подчинения) связи, в то время как для гражданского общества традиционны горизонтальные (согласования) связи, то есть отношения соперничества и солидарности, поддержки и изолированности между равноправными субъектами. В гражданском обществе существуют различные общественные институты (профсоюзы, политические партии, разнообразные объединения), которые позволяют гарантировать интересы и потребности каждой личности. Гражданское общество характеризуется потенциалом к развитию самостоятельно, независимо от государства, что позволяет ему сдерживать воздействие государственной власти.

Гражданское общество состоит из многих элементов: сюда следует относить общественные объединения и политические партии, профсоюзы, социально-экономические институты, средства массовой информации, сферу образования и воспитания, церковь, семью и т. д. Данные составные части являются структурой гражданского общества, которая отражает его внутреннее устройство, подчёркивающее разнообразие и взаимодействие всех ключевых звеньев.

Гражданское общество обладает собственными внутренне присущими ему источниками развития, которые являются независимыми от государства. Именно они позволяют обществу сдерживать властные полномочия в деятельности государства. Среди важнейших характерных особенностей развития общества нужно отметить гражданскую инициативу, представляющую собой сознательную и энергичную деятельность, целью которой является общественное благо. Комбинация инициативы с некоторыми моральными категориями (такими, как гражданский долг, совесть) выступает убедительным средством последующего прогрессивного развития гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой разнообразие отношений самостоятельных и равноправных личностей (без ключевого воздействия со стороны государства), развивающиеся в условиях правовой государственности и рынка. Его создание происходит, как правило, инстинктивно и снизу, выступая итогом социального и духовного освобождения людей, превращая их в свободных граждан государства (но никак не подданных), которые обладают чувством собственного достоинства и не боятся ответственности за принимаемые решения.

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня общественных отношений:

I уровень — охватывает сферу, связанную с воспроизводством человека, воспитанием подрастающего поколения, семейными отношениями, образованием;

II уровень — подразумевает экономическую сферу, в которой действуют разнообразные существующие здесь субъекты;

III уровень составляет политическая жизнь общества, основными субъектами в которой действуют граждане, созданные ими объединения, а также государство.

Характерной особенностью гражданского общества выступает его тесная связь с политической системой в обществе, поскольку в них функционируют одинаковые субъекты. Однако вместе с тем структура гражданского общества гораздо шире, нежели структура политической системы, так как последняя не включает в себя такие элементы, как социально-экономические отношения, семья, воспитание и образование. Посредством политической системы гражданское общество вплотную связывается с государством. Формированию и дальнейшему развитию гражданского общества содействуют:

Главной же преградой на пути эволюции гражданского общества является преобладание государства над обществом. При демократическом режиме общество способно добиться децентрализации государственной власти благодаря расширению прав самоуправления, кроме того, происходит укрепление представительного принципа в комплектовании высших органов власти. Данные меры способствуют усилению контроля обществом государства и формируют предпосылки безусловному гарантированию прав и свобод граждан.

На пути сбалансированного развития и взаимоотношений между гражданским обществом и государством стоит ряд объективных факторов. Главным из них является построение государства в виде вертикальной системы органов власти, которые связаны отношениями подчинения. Основной же функцией любого государства выступает управление обществом, причём очень часто она идёт во вред интересам общества. Напротив, гражданское общество базируется на системе горизонтальных связей между его элементами, взаимодействие которых происходит по принципу равенства и свободы. Государство действует, основываясь на праве, в то время как деятельность гражданского общества превышает рамки правовых норм.

Развиваясь при демократическом режиме, гражданское общество осуществляет довольно тесное сотрудничество с государственной властью, тогда как в авторитарных и тоталитарных политических режимах находится в оппозиции (пассивной либо активной) по отношению к данному режиму. Государству под силу основательно сократить деятельность гражданского общества, однако оно не может разрушить гражданское общество (или «запретить»): гражданское общество выступает исходным по отношению к государству.

На современном этапе формирование определённых условий для становления упорядоченного, организованного гражданского общества в России представляется долгосрочной и животрепещущей проблемой.

Трудности при создании гражданского общества:

Основные понятия

Вопрос для самопроверки

Охарактеризуйте основную суть и значение гражданского общества.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из приведённых ниже высказываний о гражданском обществе являются верными?

А. Воплощение свободы человека в гражданском обществе приводит к господству анархии.

Б. Полнейшей противоположностью гражданского общества следует назвать тоталитарное государство.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.

«Гражданское общество — это общество, в котором доминируют _________(А), заинтересованные в общих делах; активно участвуют в них и готовы ради общего блага поступиться собственными выгодами. Это общество индивидов, готовых правовым способом защищать свои интересы, _________(Б) и свободы и способных ради этого объединяться в те или иные _________(В), не зависимые от _________(Г). Основные признаки и условия функционирования гражданского общества: _________(Д); ответственность; терпимость; _________(Е)».

Источник

Гражданское общество и государство

Содержание:

↑ Понятие «Гражданское общество»

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Гражданское общество
можно определить также как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового.
Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.
Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

↑ Структура гражданского общества

3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

↑ Функции гражданского общества:

↑ Признаки, условия существования гражданского общества

↑ Правовое государство, его принципы и функции.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Пути формирования правового государства

↑ Взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Как гражданское общество взаимодействует с государством?

Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

Система гражданского общества
Основы гражданского общества
Институты гражданского общества
Признаки гражданского общества
Функции гражданского общества

Источник

Гражданское общество

гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. гражданское общество по отношению к государственным структурам существует фото. картинка гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть фото гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть картинку гражданское общество по отношению к государственным структурам существует.

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. гражданское общество по отношению к государственным структурам существует фото. картинка гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть фото гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть картинку гражданское общество по отношению к государственным структурам существует.

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Источник

гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. гражданское общество по отношению к государственным структурам существует фото. картинка гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть фото гражданское общество по отношению к государственным структурам существует. смотреть картинку гражданское общество по отношению к государственным структурам существует.

Что такое гражданское общество

Например, к гражданскому обществу относятся независимые СМИ, политические партии, общественные движения, некоммерческие организации, церковь, семья etc. Их называют институтами гражданского общества.

Существуют и другие определения гражданского общества. Иногда так называют нерелигиозное, нецерковное общество; иногда гражданское общество противопоставляют анархии; иногда гражданское общество понимают как конкретный феномен современной западной цивилизации. Мы, однако, будем пользоваться определением, приведенным в начале статьи.

Структура гражданского общества. Гражданские институты

Гражданское общество состоит из социальных институтов, независимых от государства, отражающих различные общественные интересы в политической, экономической, духовной сферах, в семейной и личной жизни. Эти общественные организации независимы, они дистанцируются от государственных и коммерческих структур.

Гражданское общество включает в себя:

Общественно-политические организации и движения:экологические, антивоенные, правозащитные

Научные, культурные и спортивные организации

Органы самоуправления, ассоциации избирателей

Союзы предпринимателей, союзы потребителей

Отношения между компонентами гражданского общества: семейные, профессиональные, экономические, религиозные связи.

Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и иных внешних сил.

Гражданское общество реализует повседневные интересы людей. Изо дня в день оно создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет следующие функции:

Защищает частные сферы жизни людей.

Защищает и продвигает общественные интересы.

Сдерживает стремление политической власти к абсолютному господству: контролирует соблюдение конституции, принципов правового государства и разделения властей.

Способствует формированию органов государства, демократическому развитию политической системы.

Обеспечивает баланс между государственной и коммерческой сферами общества.

Независимо от государства заставляет людей соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество и правовое государство

Например, свободные СМИ следят за злоупотреблениями власть имущих и привлекают к ним внимания. Политические партии позволяют гражданам сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают выразить свои пожелания и добиться от государства решения насущных проблем.

Признаки гражданского общества

Если рассматривать гражданское общество как определенную ступень общественного развития (как общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства), то у него можно выделить следующие признаки:

Независимость индивида от государства.

Наличие частной собственности, многоукладная экономика.

Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы.

Свобода слова, отсутствие государственной монополии на СМИ, отсутствие обязательной государственной идеологии.

Реальное соблюдение и защита прав и свобод человека.

Развитая демократия, легитимность власти.

Высокий уровень культуры, образования, гражданского самосознания.

Предпосылки и развитие гражданского общества

Это экономические права: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок, конкуренция.

Политико-правовые предпосылки: юридическое равенство граждан, децентрализация власти, обеспечение прав и свобод граждан, политический плюрализм.

Культурные предпосылки: свобода слова, свобода информации, высокий образовательный уровень населения.

Из этого следует, что развитие гражданского общества происходит не в один момент, а постепенно. Его невозможно создать приказом сверху. Оно возникает по мере появления экономических, политических, культурных предпосылок.

Гражданское общество. Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать, что такое гражданское общество, какие институты к нему относятся, какие функции оно выполняет и как взаимодействует с государством. Разберем примеры заданий прошлых лет.

Задание 4
Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.
2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.
3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.
4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.
5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме.
Правильный ответ: 15

Задание 5
Установите со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми институтами, чья де­я­тель­ность про­яв­ля­ет­ся в дан­ных ситуациях: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) Лик­ви­да­ция по­след­ствий сти­хий­но­го бед­ствия со­труд­ни­ка­ми МЧС.

Б) Про­ве­де­ние об­ще­ствен­ной экс­пер­ти­зы за­ко­но­про­ек­та о пенсиях.

В) Ра­бо­та попечительского со­ве­та школы.

Г) Предъ­яв­ле­ние об­ви­не­ния опас­но­му преступнику.

Д) Пуб­лич­ные слу­ша­ния в мэрии по про­ек­ту пер­спек­тив­ной за­строй­ки микрорайона.

1) де­я­тель­ность государства

2) де­я­тель­ность граж­дан­ско­го общества

3) сов­мест­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го общества

Правильный ответ: 13213

Задание 6
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Правильный ответ: Могут быть приведены следующие примеры.
1) Политические партии. Коммунистическая партия Российской Федерации устроила шествие в честь годовщины Октябрьской революции.
2) Общественные движения. Например, организация «Гринпис» провела митинг против загрязнения Байкала.
3) СМИ. Например, газета «Московский комсомолец» привлекла внимание властей к нарушению трудовых прав врачей.

Источник

Гражданское общество, политическая система, государство

Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство

Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу государственной власти, как начало контроля за ее деятельностью и компромисс между централизованным государственным управлением и самоуправлением.

О гражданском обществе, его необходимости и важности для развития человека высказывались еще в древности Аристотель, Платон, Цицерон и др. Развитие их взглядов нашло продолжение в эпоху Просвещения в трудах Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Одним из первых, кто дал определение понятия «гражданское общество», был немецкий математик и философ Г. Лейбниц (1646-1716). Термин «гражданское общество» активно использовался в XVII-XVIII столетиях. Однако в рассматриваемые периоды и в более поздние принципиального различия между обществом и государством не проводилось.

Т. Гоббс (англ.) понимал гражданское общество как союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены получают возможности для реализации своих человеческих качеств. В его концепции государство стоит над гражданским обществом.

Дж. Локк (англ.) трактовал гражданское общество как сферу отношений, в которой государство имеет и реализует свои политические интересы.

Ш. Монтескье (фр.) понимал под гражданским обществом состояние вражды людей друг с другом, требующее такой формы организации общества, как государство.

Т. Пейн (амер.) противопоставлял гражданское общество как благо и государство как зло и утверждал, что по мере развития гражданского общества необходимость в государственном регулировании общественных отношений постепенно отпадет.

Гражданское общество понималось Г. Гегелем как сфера реализации частных интересов, сфера самовыражения конкретной личности. Он также отмечал имманентное гражданскому обществу на каждом историческом этапе его развития противоречие между частными и публичными интересами и властью.

К. Маркс (нем.) рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения.

Гражданское общество понимается как совокупность экономических, производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, т.е. экономический базис общества и государства. Развитие гражданского общества в такой интерпретации приведет, по мнению К. Маркса, в ликвидации частной собственности и эксплуататоров, к классовой гомогенизации общества, исчезновению эксплуатации человека человеком. Как следствие отпадет необходимость в государстве как орудии классового господства и угнетения одного класса другим. Результатом развития гражданского общества станет отмирание государства.

В современной науке гражданское общество рассматривается в качестве связующего звена между гражданином и государством. С точки зрения происхождения гражданского общества позиции различаются: одни ученые видят зачатки общества уже на первобытнообщинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины; другие считают, что гражданское общество формируется только с появлением частной собственности и эксплуататорских классов; наконец, существует точка зрения, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Структура гражданского общества. Гражданское общество включает в себя политические партии, общественные организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т.п.), союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, научные и культурные организации, спортивные общества, муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы, средства массовой информации, церковь, семью и т.д.

Централизованное воздействие государства сохраняется, но не путем принудительных и волевых методов, а через такие инструменты, как экономическая политика, налоги, льготы, кредиты, субсидии, информация, социальные институты, выработка общих ориентиров и приоритетов. Государство координирует развитие экономики, культуры, науки, здравоохранения, социальной сферы.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Конституция РФ 1993 г. закрепила в двух первых главах («Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина») основные условия и предпосылки, необходимые для формирования новой экономической системы и гражданского общества в целом: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод, в том числе обеспечивающих свободу экономической деятельности, свободу труда, поддержку института семьи и т.д.

Так, авторитарный этатизм предполагает блокирование обратной связи между управляющей и управляемой системами, государство здесь задает общее направление социально-экономического развития, блокирует действие механизмов гражданского общества, но не разрушает их, а, наоборот, пытается создать условия их развития для перехода к демократическому этатизму.

При демократическом этатизме пределы государственного вмешательства определяются потребностями гражданского общества, большинства его субъектов. Как правило, эти пределы определяются идеями «государства всеобщего благоденствия», социального государства.

Гражданское общество и политика. Понятие политической системы общества. Государство в политической системе общества

Современная концепция гражданского общества имеет с политикой лишь опосредованную связь. Она, собственно, и возникла для описания отношений, находящихся вне сферы государства и составляющих противовес политике как таковой.

«Политика» в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Политику можно определить как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, между ними и государством, между государствами, проявляющиеся в определенной деятельности определенных социальных институтов.

Политическая система должна отвечать двум критериям:

Структура политической системы в узком смысле слова рассматривается в контексте определения институтов, входящих в политическую систему, в частности: государство, политические партии, профсоюзы, общественные и религиозные организации. С социологических позиций помимо институтов она включает в себя такие элементы, как институциональная подсистема, коммуникативная подсистема, нормативная подсистема, идеологическая подсистема.

Институциональная подсистема представляет собой совокупность политических организаций или институтов, которые условно делятся на три группы: организации, непосредственной целью которых является достижение, удержание и отправление политической власти (политические партии, общественно-политические движения); организации, которые осуществляют свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах жизни общества, не ставят при этом перед собой политических задач, не участвуют в борьбе за власть, однако вне политических отношений не могут эффективно реализовывать собственные цели; организации, которые не участвуют в борьбе за власть, функционируют в сфере удовлетворения личных интересов групп людей и приобретают политический оттенок лишь в качестве объектов воздействия со стороны государства.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность общественных отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, индивидами и организациями по поводу их участия в осуществлении политической власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

Посредством реализации обозначенных функций политическая система выполняет свое предназначение, обеспечивает стабильные социально ориентированные политические отношения, связывает всех субъектов политики в единый политический организм.

Государство не только выступает самостоятельным субъектом политики, но и регулирует поведение иных субъектов политических отношений, обладая в данной сфере следующими функциями:

Место и роль государства в политической системе общества. Государство в масштабах общества имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы большинства населения; является единственной политической организацией, обладающей легитимным специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на все общество. По сравнению с иными институтами политической системы оно располагает наиболее широким набором материальных ресурсов и средств воздействия на участников политических отношений; устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы в целом, ее институтов, в частности запреты на функционирование тех или иных институтов, определяет правовыми актами порядок создания и деятельности всех институтов политической системы. Государство выполняет интегрирующую роль в рамках политической системы, поскольку именно вокруг него разворачивается политическая борьба.

В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной ведущей, доминирующей партией.

В зависимости от характера взаимодействия государства и общества (в зависимости от политического режима) политические системы делятся на демократические и недемократические (внутри которых идет подразделение на авторитарные и тоталитарные).

Демократические политические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, эволюционного характера преобразований.

Недемократические политические системы строятся на принципах коллективизма, кастовости, политической пассивности, подчиненности, идеологической обработки граждан, государственной опеки (протекционизма), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма, радикализма, насилия. Такая политическая система, к примеру, очень ярко проиллюстрирована в романе Дж. Оруэлла «1984».

Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность позиций для формирования общей повестки). При недемократической политической системе правящая партия одна, а при многопартийности ведущая, доминирующая роль отводится одной из партий.

Нельзя не отметить такие важные элементы политической жизни, как выражение собственных взглядов и идей общественно-политическими движениями, инициативными группами. В соответствии с критериями, чьим требованиям должны отвечать составляющие политической системы, данные элементы в нее не входят, но при этом могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь общества.

Взаимоотношения государства и профсоюзных организаций в политической системе общества. Взаимоотношения государства с профсоюзными организациями в различные исторические эпохи существенно менялись.

На разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством.

В некоторых политических системах государство передает официальным профсоюзам функции в сфере законотворчества и регулирования трудовых отношений. Например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), в СССР он обладал правом законодательной инициативы, правом участия в подготовке и рассмотрении в Совете Министров проектов нормативных правовых актов по вопросам заработной платы, охраны труда, социального страхования, правом контроля за соблюдением нормативных правовых актов в трудовой сфере.

Профсоюзы могут стать средством воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п.

Необходимо отметить, что особое место в государстве занимает судебная власть, находящаяся вне политики (в узком смысле). Поскольку судьи и иные лица, работающие в судебной системе, не должны иметь какие-либо политические пристрастия, важно, чтобы они не имели политических предпочтений (не входили в состав политических партий, групп давления и др.), занимая нейтральное место в политической жизни общества.

Государство и местное самоуправление. Понятие местного самоуправления, формы взаимоотношения с государством

Конституция РФ 1993 г. подчеркивает важность местного самоуправления, отнеся гарантию его осуществления к основам конституционного строя. Основной закон содержит главу (гл. 8) о местном самоуправлении (ст. 130-133).

Статья 12 Конституции РФ гласит, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Данное положение не случайно помещено в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», ибо ее содержание и место свидетельствуют о признании местного самоуправления одним из фундаментальных принципов демократического строя.

Конституционные положения о местном самоуправлении развиты и детализированы в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении.

Местное самоуправление выступает в двух основных качествах: как институт гражданского общества, являясь эффективной формой самоорганизации людей, движения к человеческой солидарности, и в качестве специфической формы властвования. Прежде всего это самостоятельность местного самоуправления, но самостоятельность в пределах своих полномочий, т.е. речь идет о правовых границах самостоятельности местного самоуправления, а не о полной независимости местного самоуправления от системы публичной власти.

Однако если рассматривать органы местного самоуправления как общественные структуры, то государство лишится в этом случае возможности оказывать властное воздействие на местном уровне. Роль государства сводится к законодательному регулированию деятельности органов местного самоуправления.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность передачи им отдельных государственных полномочий и материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. Реализация переданных полномочий контролируется государством.

Структура органов местного самоуправления определяется населением соответствующего муниципального образования самостоятельно. В большинстве случаев предусматриваются представительный орган муниципальной власти и глава муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают другие вопросы местного значения.

Государство и церковь. Классификация государств по принципу отношения к религии

Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства является объективной тенденцией современного мира.

В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела; она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.

Такими государствами являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.

Теократическое государство является противоположностью светскому, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.

Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50-60-е гг. прошлого столетия, Албания и др.

Государство, общество, личность. Государство и личность. Правовой статус личности. Основные права и обязанности личности

Человеческая природа призывает индивида к общению с другими людьми. Личность в обществе формируется не только в силу своих индивидуальных качеств, но и под воздействием общесоциальных явлений.

Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так нет и человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую «рубашку», становится человеком разумным (Homo sapiens), но и человеком общественным (Homo sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.

Государство и личность. Гражданство. Аристотель в своей работе «Политика» утверждал, что «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому… Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо…»2.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Так, например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство.

Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности, охраняет их, возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-образованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству создает юридическое состояние человека, в силу которого он обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства.

Специальный (родовой) правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т.д.). Ведь «наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности…»2.

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина (пол, возраст, семейное положение, работа и др.). Индивидуальных статусов ровно столько, сколько и граждан. Этот статус подвижен и обусловлен изменениями, происходящими в конкретной человеческой жизни.

Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в праве Российской Федерации. Он производен от основ конституционного строя, определяющих те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других правовых институтов, причем эта связь взаимная.

Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Понятия право и свобода в значительной степени равнозначны.

Права человека не знают разницы между классами, нациями, религиями и идеологиями, они являются нравственной базой любого общества.

Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), некоторых конвенциях, принятых ООН.

В Российской Федерации в 1991 г. была принята Декларация прав человека и гражданина, ставшая неотъемлемой частью Конституции РФ 1993 г. и базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

В России основные права человека и гражданина закреплены в главе второй (и в ряде других статей) Конституции РФ.

В ст. 46 Конституции РФ предусматривается право человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, права человека принадлежат всему мировому сообществу, и их защита является обязанностью каждого государства.

В юридической литературе выделяют три этапа развития прав и свобод личности.

Третий этап связан с научно-технической революцией, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека. Это солидарные, коллективные права, так как данные права принадлежат коллективу людей, а не отдельной личности. Данный период в развитии прав и свобод личности начался после Второй мировой войны.

Деление прав и свобод на индивидуальные и коллективные (солидаристские) имеет следующее практическое значение. Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности, относятся право на объединение, свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий, право на забастовку, права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств и др.

Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых реализуются основные). Так, право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу; право на неприкосновенность частной жизни конкретизируется в праве каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и правом граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам их проявления.

По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества. Особенность данных правомочий в том, что некоторые из них, такие как право участвовать в управлении делами государства, избирательное право, могут принадлежать только гражданам соответствующего государства.

Основные политические права в Российской Федерации составляют:

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе, создают условия для его нормальной жизнедеятельности. К основным экономическим правам в России относятся:

В то же время свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателя, связанными с его доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Право частной собственности подразумевает возможность владения, пользования и распоряжения своим имуществом, включая средства производства. Статья 8 Конституции РФ установила принципиально важную правовую норму о признании, защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать слабозащищенные категории граждан. К ним относятся:

К правам человека в области культуры и образования относятся:

Особой разновидностью в области основных прав человека являются права в сфере защиты прав и свобод человека, в числе которых:

Согласно Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Н.И. Матузов справедливо отмечает: «Идея обязанностей и ответственности слабее распространена в общественном сознании, чем идея прав и свобод. Отсюда и правосознание у многих граждан оказывается зачастую односторонним, сориентированным только на права». В современной литературе отсутствует классификация обязанностей, хотя в конкретных и общих правоотношениях их столько же, сколько и прав.

К основным обязанностям человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие:

По мнению российского философа И.А Ильина, «люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *