гурченко и басилашвили отношения
Неизвестный Олег Басилашвили: почему артист отказывался целоваться с Гурченко, и как научился водить катафалк
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Режиссер Эльдар Рязанов увидел Басилашвили на сцене театра, после спектакля он подошел к нему и спросил: «Не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах?». Актер ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Рязанов даже написал шутливую расписку, в которой давал обязательство снимать Басилашвили в каждом своем фильме. В итоге актер снялся в 5 его картинах.
Роль Самохвалова в «Служебном романе» Басилашвили получил даже без проб, его утвердили сразу, хотя по характеру ему был ближе скромный Новосельцев. Рязанов так объяснял свой выбор: «Мое решение – предложить роль современного подлеца актеру очаровательному, красивому, ироничному – покоилось на довольно ясных режиссерских расчетах. Хотелось показать хорошо замаскированного и потому не поддающегося быстрому разоблачению благоденствующего советского мерзавца». На тот момент актер не умел водить машину, а по сценарию он должен был сидеть за рулем «Волги». И хотя с ним занимался инструктор, вождение он так и не освоил, и во время съемок случайно задел автомобилем камеру и въехал в киоск.
На самом деле Басилашвили должен был сняться у Рязанова на 2 года раньше, в роли Ипполита в «Иронии судьбы». Он уже прошел пробы и был утвержден на эту роль, однако отказался сниматься из-за смерти отца. Но в фильме он все-таки появился – это его фотография летит из окна в сугроб. Этот кадр был снят еще до того, как на роль Ипполита пригласили Ю. Яковлева. Переснять этот эпизод уже не успели – началась весна, и снег сошел.
Басилашвили вынужден был отказаться и от съемок у Н. Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Врачи сказали, что его матери осталось жить не больше пяти месяцев, и актер взял отпуск в театре, отказался от съемок в кино и проводил все свое время с матерью.
А вот у Г. Данелии в «Осеннем марафоне» Басилашвили могло бы и не быть – после образа блестящего преуспевающего карьериста из «Служебного романа» режиссер не видел его в роли нерешительного и слабовольного Бузыкина. На пробы его пригласила ассистент режиссера, а Данелия утвердил его после того, как увидел в окно машины, что актер топтался на месте, никак не решаясь перейти дорогу.
Олег Басилашвили не любит проявлений излишнего внимания к своей персоне, не смотрит фильмов со своим участием, недоволен собственной внешностью. Он всегда был достаточно скромным и даже застенчивым, что приводило к курьезным моментам на съемках. В первый же съемочный день фильма «Вокзал для двоих» актер должен был целоваться с Людмилой Гурченко, а он категорически отказался это делать, так как до этого даже не был с ней знаком. Гурченко призналась, что такого застенчивого партнера еще не встречала.
Басилашвили недоумевал: «Зачем сразу целоваться? Может, лучше просто поговорить?». Тогда Гурченко сама переписала диалог – теперь он состоял из обрывочных фраз, но стал действительно похож на разговор влюбленных. После этого сцена наконец удалась. Но от смущения во время съемок подобных эпизодов он так и не избавился. Алиса Фрейндлих была его любимой партнершей в течение многих лет, но поцеловать ее на сцене ему всегда было неловко.
Олег Басилашвили продолжает сниматься и в наши дни. В 2015 г. в фильме «Без границ» у Резо Гигинеишвили актер сыграл пожилого грузина, работающего на кладбище. Для этой роли ему пришлось освоить управление катафалком: «Катафалк у нас был на автоматической коробке передач. У меня же никогда машины с «автоматом» не было, только «механика». Да и габариты заметно отличаются от обычных легковушек: катафалк длиннее. В общем, в поворот я вписался не сразу», – признается актер.
Нельзя не согласиться со словами Э. Рязанова: «Басилашвили – это артист-оркестр! У него необыкновенно мощный актерский диапазон, подкрепленный дьявольским профессионализмом».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Олег Басилашвили: почему отказался от «Иронии судьбы», робел перед Гурченко и развелся с Дорониной
Артист снимался в культовых лентах Эльдара Рязанова, Георгия Данелии и Владимира Бортко, и количество его кинопроектов давно перевалило за полторы сотни. Однако Олегу Басилашвили пришлось пройти долгий путь от безвестности к славе.
Как и многие коллеги по цеху, Олег Басилашвили начинал карьеру с небольших эпизодов в кино и малозаметных ролей в театре. Ситуацию усугубляло то, что первая жена Олега Валериановича Татьяна Доронина быстрее стала значимой фигурой в БДТ. По словам актера, именно тогда, под давлением закулисных интриг и конкуренции с другими артистками, мягкий характер Татьяны Васильевны закалился и ожесточился. Но это ли разрушило брак звезд?
Басилашвили отмечал, что после расставания с Дорониной почувствовал, как освободился от гнета, и благодарил ее за инициирование развода. Ну а Татьяна Васильевна описала в своих мемуарах как минимум два неприятных эпизода из семейной жизни с Олегом Валериановичем. 26 сентября актеру исполняется 87, и мы вспоминаем, какие ошибки он совершил в юности, но не повторил в зрелом возрасте.
Начало пути
Семья Басилашвили долгие годы жила в селе Корби Горийского района, однако родители будущего артиста обосновались в Москве, где стали носить гордое звание столичной интеллигенции: папа Олега Валериан Ношреванович был директором техникума связи, а мама Ирина Сергеевна Ильинская — филологом, издавшим учебник по русскому языку для педагогов.
Будучи шестилетним мальчиком, Олег Басилашвили увидел спектакль «Синяя птица», поставленный Константином Станиславским, и запомнил его детально на всю жизнь. Это красочное и приятное впечатление сменилось потрясением: грянула война, лишившая Олега старшего брата Георгия.
В школьные годы будущему артисту приходилось нелегко: его угнетали система образования, точные науки, запрет на часть произведений художественной литературы и отсутствие свободы творчества. Казалось, жизнь расцветала только в театре. Поэтому Басилашвили стал участвовать в самодеятельности, а после выпуска поступил в Школу-студию МХАТ, причем с первого раза.
Его одногруппниками были Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, а главное — Татьяна Доронина. Гордую, сильную и независимую студентку нередко распекали на собраниях за «примадонство», требовали лишить стипендии и сделать выговор по комсомольской части. Лишь к одному сокурснику Татьяна оказалась благосклонна: к Басилашвили.
Брак с Дорониной
На втором курсе одногруппники начали встречаться, а к окончанию вуза сыграли свадьбу: без платья невесты и обмена кольцами, зато в компании друзей и родных Басилашвили. Вскоре перед молодоженами возникла первая проблема: трудоустройство.
«Нас направили в Сталинградский областной театр. Можно было остаться в Москве: показаться там-сям, куда-нибудь бы взяли, так все наши и устраивались. А отец сказал: «Нет, ребятки, я прошел от звонка и до звонка весь Сталинград, раз вас туда направили, ваш долг быть там». А потом уже, поняв, что мы в том театре не нужны, отправились в Театр Ленинского комсомола», — пояснял Олег Валерианович.
Еще до переезда в Ленинград в отношениях супругов назрел кризис. Дело в том, что Басилашвили пригласили сниматься в картине «Невеста», а Доронина без предупреждения нагрянула к нему в гости в Муром, где находилась площадка. Расквартированные артисты выпивали вместе, и увидев мужа в компании одной коллеги, Татьяна сразу поняла: между ними что-то есть. Подозрения подтвердила ассистентка режиссера, и оскорбленная актриса умчалась домой.
Вскоре Доронина обнаружила, что беременна, но так как страдала из-за предательства супруга, не решилась оставить ребенка. Уже в больнице выяснилось, что артистка ждала двойню. «Я повторила. Мама, потерявшая невольно своих первенцев, повторилась во мне. Словно природа, жалея и сострадая, пыталась возродить через меня тех двух крошечных, ночью окрещенных сельским попиком и захороненных в Булатовской земле. Я предала их, еще раз захоронила. Я совершила первый страшный грех, который не прощается», — писала Татьяна Доронина в книге «Дневник актрисы».
Супруги не разошлись, а поселились в общежитии и продолжили выстраивать карьеру: сначала в «Ленкоме», а потом и в БДТ. Правда, сперва Доронина стала любимицей Товстоногова, а Басилашвили приходилось довольствоваться второстепенными персонажами. Только к концу 60-х Олегу Валериановичу удалось выбиться в ведущие актеры театра. И случилось это уже после развода…
Брак с Дорониной продлился восемь лет, и по прошествии времени Басилашвили отвечал на вопрос, была ли то огромная любовь, уклончиво. «Если б так, то я бы не женился второй раз, а всю жизнь ходил с траурной повязкой, — рассуждал он на шоу Дмитрия Гордона. — Татьяна, несомненно, очень большая театральная актриса. После нашего развода и мне, и ей стало значительно легче. С ней связана моя юность, время, когда все счастливы».
Звездные кинороли
Басилашвили начал фильмографию с эпизодических ролей в фильмах, где его даже не упоминали в титрах, однако с каждым десятилетием персонажи становились все ярче. Самохвалов в «Служебном романе», кинопродюсер в «Рабе любви», Лахновский в «Вечном зове» — актер засветился в ряде культовых советских картин.
После «Вокзала на двоих» зрители решили, что у Басилашвили и Гурченко — роман. На самом деле сперва артисты не слишком ладили друг с другом. «Мне она казалась опытной львицей киношной, а я — таким неуверенным. Мы были вежливы, дружелюбны, но холодок между нами присутствовал, потому что мы очень разные», — пояснял актер.
Из-за пикантной сцены, где герои артистов остаются одни в вагоне, Басилашвили едва не отказался от съемок. Он уже уехал с площадки, как вдруг Гурченко спасла ситуацию, переписав эпизод: вместо фраз, которые партнер стеснялся даже произнести, появились междометия.
У Рязанова Олег Валерианович снимался много раз, но мало кто знал, что именно Басилашвили должна была достаться роль Ипполита в «Иронии судьбы». Первые кадры уже сняли, когда неожиданно скончался папа артиста. В итоге актер отказался от работы в пользу Юрия Яковлева.
Второй раз Олег Валерианович пожертвовал карьерой ради семьи в 1980-м, когда тяжело заболела его мама. Врач обмолвился, что Ирине Сергеевне осталось не больше полугода, и провести это время нужно так, как ей хочется. Актер взял отпуск в БДТ и не согласился играть в картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Впоследствии распространились слухи, что режиссер поссорился с артистом, но Басилашвили опроверг сплетни. С Никитой Сергеевичем он прекратил сотрудничать, просто потому что звезды его возраста были уже не так востребованы в кино. «Старый стал, кому я сдался? И Никите Михалкову не нужен, это и понятно», — пояснял актер в документальном фильме «Олег Басилашвили. Тостуемый пьет до дна».
Тем не менее в новом веке артисту посчастливилось сыграть Воланда в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко. «Это одна из очень значимых для меня работ, ибо все, что написано в романе Булгакова, сыграть невозможно. Поскольку эпиграфом служат слова из «Фауста» Гете, я понял, что это герой, который, по сути, несет благо. Он напугал всю Москву, показал, что все стукачи и энкавэдэшники — ничто в сравнении с какой-то высшей силой», — рассуждал Басилашвили.
Счастливый брак
Галина Мшанская работала на ленинградском телевидении и однажды приехала снимать спектакль «Кюхля», где играл Басилашвили. Журналистка актеру очень понравилась, так что он все чаще заглядывал в аппаратную, а потом начал и провожать Галину до дома.
В звездных кругах ходит легенда, что как-то раз Олег Валерианович проводил вечер с коллегой Павлом Луспекаевым, увидел Мшанскую по телевизору и бросился за ней на студию, чтобы привести домой и познакомить с другом. С этого момента стало очевидно, что намерения у артиста самые серьезные.
Пару лет влюбленные жили вместе, прежде чем расписаться. Супруги никогда не расставались и не ругались в пух и прах, так что более полувека коллеги восхищаются гармоничной парой.
В семье родились две дочки, Ольга и Ксения, которые пошли по маминым стопам, став журналистами. Как отмечал самокритичный актер, дети публично говорят теплые слова в его адрес только из-за родства. «Человек стареет, дряхлеет, это неизбежно», — подчеркивал артист.
Возраст, и правда, давал о себе знать. В январе актера госпитализировали с коронавирусом, но, к счастью, выписали из клиники уже через неделю: специализированное лечение не понадобилось. Несмотря на хронические заболевания и пагубное пристрастие к курению, Басилашвили по-прежнему ведет активную творческую и общественную жизнь.
6 браков Людмилы Гурченко: почему артистка называла свои ранние замужества досадными ошибками
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Своего первого мужа Людмила Гурченко встретила еще во время учебы во ВГИКе. На тот момент ей было 18 лет, а ему – 30, но эта разница в возрасте их не останавливала и не пугала, в отличие от окружающих. Молодой режиссер Василий Ордынский не скрывал своих близких отношений с юной актрисой, и когда он предложил ее кандидатуру на главную роль в своем фильме «Человек родился», встретил единодушное осуждение худсовета – протежирование любовницы расценивалось как нарушение норм советской морали. Они оставались вместе около года, в большинстве источников этот брак называют гражданским. О причинах их расставания Гурченко никогда не рассказывала, только однажды обмолвившись о том, что «не сумела простить измену». По другим данным, инициатором расставания был сам Ордынский.
Никто не знал о том, сколько официальных браков было у Людмилы Гурченко на самом деле. Она и сама каждый раз называла разные цифры. О некоторых ее избранниках вообще никто не догадывался. Как и о существовании дочери, о которой актриса почти никогда не говорила. Мария появилась на свет во втором браке Гурченко с Борисом Андроникашвили – студентом сценарного факультета, сыном писателя Бориса Пильняка и грузинской княжны Киры Андроникашвили. С ним она тоже познакомилась во ВГИКе, и роман развивался так же стремительно. Гурченко гордилась тем, что рядом с ней оказался такой красавец и интеллектуал, ей завидовали все однокурсницы.
Но спустя 3 года этот брак распался – муж оказался неготовым к семейной жизни, не воспринимал всерьез ее профессии, а кроме того, изменял жене. « В нем для меня было недосягаемо все. И наоборот. К моей профессии он относился с иронией… Когда я залезала не в «свою» сферу (интересовалась его сложной сценарной профессией), меня всегда поражало, сколько иронии вызывал в нем мой «прыжок» из легкомысленной, примитивной актерской жизни в его таинственный мир… Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве… », – писала о нем Гурченко.
Следующим избранником Людмилы Гурченко стал актер Александр Фадеев-младший – приемный сын писателя Александра Фадеева и артистки МХАТа Ангелины Степановой. Их бурный роман закончился свадьбой. И снова очень скоро Гурченко поняла, что решение связать себя брачными узами было чересчур опрометчивым и необдуманным. Супруг жил на широкую ногу, проводя все свободное время в ресторанах и ни в чем себе не отказывая. Спустя 2 года артистка устала от его постоянных загулов и ушла. Этот брак она называла «досадной ошибкой» и «прочерком» в своей жизни.
Однако ошибки молодости не останавливали ее от последующих опрометчивых решений. После скоротечных романов с актером Анатолием Веденкиным и художником Борисом Диодоровым она снова собралась замуж. Правда, Борис Диодоров, который ради Гурченко оставил свою семью, называл ее своей женой, хотя их брак официально не был зарегистрирован. Их отношения продлились всего год, и Диодоров о них вспоминал с сожалением: « Люсин характер проявлялся невыносимо, она раздражалась по малейшему поводу и без. А я старался во всем ее поддерживать, взвалил на себя все бытовые проблемы и фактически превратился в ее прислугу. Этот брак ничем, кроме развода, закончиться не мог ».
А следующим официальным мужем Людмилы Гурченко стал Иосиф Кобзон. Об этом браке ходили легенды – две звезды, две незаурядных личности, которые были слишком непохожи, чтобы быть счастливой парой. Тем не менее их союз просуществовал около трех лет. И оба супруга спустя годы называли его колоссальной ошибкой, поэтому и в биографии актрисы, и в биографии певца этот факт, как правило, не упоминался. Кобзон утверждал, что решил зарегистрировать брак с Гурченко только потому, что им отказывали в совместном поселении в гостиницах, и говорил: « Мы были очень сильно увлечены друг другом, и мне нравилось обладать такой красивой, популярной актрисой ». А Гурченко признавалась: « Ничего хорошего в этом браке не было… Дура, мне казалось, что я его «перестрою». Какая наивность. Ему необходим был рядом режиссер его репертуара, внешности. Большие возможности не заменяют вкуса, стиля… Это была одна из самых жутких ошибок в моей жизни ».
А вот отношения Гурченко с пианистом Константином Купервейсом продлились 18 лет – с 1973 по 1991 гг., хотя брак был гражданским, а супруга была старше своего избранника на 14 лет. Актриса признавалась, что была очень счастлива в этот период. Купервейс пожертвовал ради нее своей музыкальной карьерой и стал ее аккомпаниатором, администратором и секретарем, заботился о жене дома и на гастролях, потакая всем ее капризам и прихотям. Заполняя анкету, он в графе «специальность» писал: «Муж Гурченко». Но Купервейс не выдержал того, что постоянно оставался на вторых ролях при жене-звезде, которая его постоянно подавляла, и спустя годы ушел к другой женщине.
Последним мужем артистки стал бизнесмен и продюсер Сергей Сенин, который был моложе Гурченко на 26 лет. Они познакомились на съемках в 1993 г. Актрисе на тот момент было 58 лет, а ему – 32. Ради нее он ушел из семьи и оставался с ней до последних дней – вместе они прожили 18 лет, вплоть до ее смерти в 2011 г.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гурченко разбила колени, Басилашвили ненавидели на зоне: «Вокзал для двоих»
Композитор Таривердиев: авария, суд, приговор и амнистия
Если быть точными, то в основу сюжета положены сразу две истории, произошедшие на самом деле. Первая из них случилась с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он ехал в машине, рядом сидела актриса, с которой у композитора был роман. В какой-то момент он позволил подруге сесть за руль. Этот легкомысленный поступок привёл к страшному ДТП, в результате которого погиб человек, переходивший дорогу. Следуя благородному порыву, Таривердиев решил защитить подругу и взял вину на себя: сказал на суде, что за рулём находился он. Получил два года колонии. Правда, попал под амнистию, так что по-настоящему «сидеть» не пришлось.
Поэт Смеляков: чуть не опоздал на перекличку в колонии
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика) был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание, вплоть до увеличения срока, как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе.
Стеснительный Басилашвили: «Никаких поцелуев!»
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с Олегом Басилашвили, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили». Прежде Олег Валерианович не был знаком с Людмилой Гурченко, их представили друг другу буквально за пару часов до начала съёмок. И надо же было так случиться, что первой сценой, которую снимали, была сцена поцелуя!
Басилашвили сразу сказал «нет». Ну не мог он целоваться с чужой женщиной, которую увидел в первый раз!
Дошло до того, что актёр готов был отказаться вообще от съёмок в фильме. Видя, что Басилашвили упрямится (на самом деле он просто отличался скромностью и даже стеснительностью), Людмила Марковна убедила режиссёра изменить сцену. Диалог героев переписали, поцелуй убрали. А к окончанию съёмок, когда их герои уже успели пережить многое, Гурченко и Басилашвили сделались не просто друзьями, а практически родными людьми.
Отважная Гурченко: поплатилась разбитыми коленями
Очень нелегко далась актёрам финальная сцена — когда их герои, изнемогая, бегут, а потом буквально ползут по заснеженной дороге. Лишь бы успеть, лишь бы не опоздать, хоть полком, но добраться вовремя. Они изнемогали по-настоящему — надо было торопиться, так как зима заканчивалась, и этот снежный морозный день мог стать последним зимним днём. Бежали, спотыкались, падали, поднимались, снова бежали, поддерживая друг друга. Перед ними на санках везли оператора с камерой — в санки впряглась чуть ли не вся съёмочная группа. Всем было тяжело. Но, пожалуй, труднее всего пришлось Гурченко. Хрупкая актриса, падая раз за разом на лёд и снег, так разбила колени, что потом пришлось долго лечить их.
Как зэки чуть не избили Басилашвили
Досталось на съёмках и Басилашвили. Почти месяц он буквально жил в колонии, среди зэков, находился там день и ночь. Зэки сразу невзлюбили чистенького, сытого, благополучного артиста, пытающегося изобразить одного из них. Озлобленные заключённые старались делать «мелкие пакости»: то толкнут, то обругают, то по ногам ударят исподтишка. Олег Валерианович терпел, а чтобы наладить контакт, делился с зэками продуктами. Один из заключённых даже вызвался ему помочь: объяснял, как надо держаться, как себя вести, какие слова говорить, чтобы получилось достоверно. И Басилашвили отблагодарил своего «консультанта», увековечив его фамилию: в сцене, когда Вера будит опоздавшего Платона, он, ещё не проснувшись, бормочет: «Онофренков, кончай!»
Унижение на Каннском кинофестивале
Но все эти лишения, боль в разбитых коленях, издевательства зэков, изнуряющая зимняя дорога,— всё это не было напрасным. Фильм получился настолько пронзительным и трогательным, что его вот уже много лет пересматривает вся страна. Сразу после премьеры Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР. Журнал «Советский экран» провёл опрос и назвал «Вокзал для двоих» лучшим фильмом года. Правда, пришлось пережить и унижения на Каннском кинофестивале, где фильм Рязанова был представлен на основной конкурс. Так совпало, что в те дни весь мир говорил о «шпионском скандале», разразившемся между СССР и Францией. В Каннах, посреди нарядной западной публике, наши артисты сидели в «безвоздушном пространстве» — рядом с ними оставались пустые кресла, никто не хотел общаться с «проклятыми советскими». Как бы там ни было, всё это давно позади, а фильм останется с нами ещё надолго.