инклюзивный диалог что это значит
И — инклюзия: что такое общество равных возможностей
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое инклюзия
Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.
Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия и глобальная повестка
В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.
Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.
Значение слова «инклюзивный»
инклюзи́вный
1. книжн. предполагающий включение кого-либо, чего-либо в общую картину, в какое-то множество ◆ Да, и в Коране также говорится о воскрешениях мертвых и чудесных исцелениях больных, совершенных Иисусом, однако не стоит тем самым вводиться в заблуждение, ― это не более чем инклюзивный элемент синкретичной религиозной системы, коей, безусловно, является ислам. Юрий Максимов, «Понятие чуда в христианстве и в исламе», 2001 г. // «Альфа и Омега» (цитата из НКРЯ)
2. лингв. выражающий включённость адресата речи в значение местоимения первого лица множественного числа ◆ Различаются инклюзивное и эксклюзивное личное местоимение множественного числа первого лица.
3. спец. в педагогике, системе образования — основанный на совместном обучении, воспитании здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья ◆ Пребывание в инклюзивных группах пошло на пользу и обычным детям: они стали внимательнее, отзывчивее.
4. физ. спец. в физике высоких энергий, ядерной физике — относящийся к эксперименту, в котором исследуются характеристики лишь части образовавшихся вторичных частиц реакции независимо от числа и типа других вторичных частиц ◆ Инклюзивное сечение реакции. ◆ Распад гиперонов исследовался в двухчастичном инклюзивном процессе рождения заряженных лептонов. ◆ Для этой реакции кинематически открыт инклюзивный канал рождения протона, однако он подавлен сохранением изоспина.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бронетанковый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Инклюзивное общение: памятка для тех, кто хочет лучше понимать людей с инвалидностью
За свою жизнь мы встречаем сотни людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. В этом материале собраны мнения экспертов в реабилитации, рассказы людей с инвалидностью и советы от их коллег, чтобы каждый из нас мог лучше понимать окружающих и не боялся возможных трудностей инклюзивного общения.
В первую очередь
Любой человек хочет, чтобы с ним общались на равных. И напротив — мало кому будет приятно, если собеседник в первую очередь обращает внимание на болезнь-ограничения, а не на человека. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью независимы и участвуют в общественной жизни без посторонней помощи, но даже если вы видите, что человек не справляется с какой-либо задачей, это не повод нарушать этикет общения. Если вы чувствуете желание помочь человеку справиться с какой-либо ситуацией, то достаточно негромко уточнить: «Простите, я могу вам чем-то помочь?»
«Если в класс или на работу пришел новый человек, и у него инвалидность, то просто поприветствуйте его. Не зацикливайтесь на инвалидности», — говорит учитель-дефектолог, методист Реабилитационно-образовательного центра № 76 Елена Кузьмина.
Глаза в глаза, или Как следует общаться с человеком на коляске
Когда человек находится в инвалидном кресле, во время разговора с ним лучше, чтобы его и ваши глаза были примерно на одном уровне. Объяснение этому очень простое: если вы все время будете стоять, собеседнику на коляске постоянно придется поднимать голову, а вам — смотреть на него сверху вниз. Инклюзивный этикет рекомендует присесть куда-нибудь, чтобы вы и другой человек находились на одном уровне, но не следует приседать прямо возле коляски для общения с малознакомым человеком — это дурной тон и нарушение его личного пространства.
В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой люди с инвалидностью не только проходят реабилитацию, но и помогают другим уже в качестве сотрудников. «Человек на инвалидной коляске в полной мере может выполнять все те же функции, что и обычный сотрудник. Главное, чтобы его рабочее место было оборудовано должным образом. Но если работодатель приглашает специалиста с инвалидностью на работу, значит, такая возможность уже предусмотрена и человек с инвалидностью будет чувствовать себя здесь самостоятельным. Повышенное внимание к его персоне совсем ни к чему и даже может обидеть», — рассказывает Игорь Грудкин, оператор ЭВМ, сотрудник центра им. Л. И. Швецовой.
Игорь уточняет, что такие базовые вещи, как информация о существующих в организации правилах и требованиях, расположение кабинетов — это то, о чем рассказывают всем новым сотрудникам — неважно, есть у них инвалидность или нет. Для сотрудника с инвалидностью, как и для любого нового члена коллектива, важны участие коллег и уважительное отношение.
В Ресурсном центре для инвалидов (РЦИ) работает специалист с нарушениями опорно-двигательного аппарата Анжела Исмаилова. Каждое утро, встречаясь с другими сотрудниками у входа или на лестнице, Анжела всегда пропускает коллег вперед, хотя другие работники учреждения готовы подождать. «Если вы встречаетесь в дверях или на лестнице с человеком, который передвигается медленнее вас или испытывает какие-либо трудности в передвижении, совершенно нормально спросить, не нужна ли ему помощь, но также допустимо спросить, можно ли его обогнать и пройти вперед», — поясняет Евгения Нестерова, заместитель директора РЦИ.
Сотрудники Центра реабилитации инвалидов «Царицыно» в основном проводят комплексную реабилитацию людям с детским церебральным параличом. При работе и общении с людьми с ДЦП следует помнить, что им присущи гиперкинезы — непроизвольные движения тела или конечностей. Также не нужно отвлекаться на непроизвольные движения собеседника — просто создайте вокруг него больше свободного пространства.
Следует помнить, что в отдельных случаях люди с ДЦП имеют проблемы с речью. В разговоре с таким человеком нужно обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему. «Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника», — заключает Юлия Киселева, логопед центра «Царицыно».
Важно помнить, что инвалидная коляска, опорная трость и другие средства, облегчающие передвижение, являются частью личного пространства человека, которое необходимо уважать.
Неслышащие сотрудники и язык жестов
Марина Аврина, специалист по социальной работе, живет с нарушениями слуха. На протяжении 20 лет она работала учителем в школе для неслышащих детей, а сейчас занимается информационным направлением в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла». Марина рассказал, как общаться со слабослышащими людьми на работе и как помочь им чувствовать себя комфортно в коллективе.
«Коллеги относятся ко мне как к равноценному партнеру, руководство не принижает мои способности и всячески поддерживает мое творческое начало», — делится Марина. Она начала работу в центре «Ремесла» в апреле 2021 года, но уже успела выпустить два социальных ролика и более 20 публикаций для социальных сетей.
Если вы общаетесь со слабослышащим человеком, которого сопровождает сурдопереводчик, смотрите в глаза не переводчику, а вашему собеседнику. Старайтесь, чтобы ваши лицо и рот были видны: многие люди с нарушенной функцией слуха хорошо умеют читать по губам. Марина Аврина подчеркивает, что в период масочного режима общение между говорящим и глухим человеком затруднено. Поэтому перед тем, как задать вопрос или передать нужную информацию, лучше снять маску — так человек сможет видеть артикуляцию собеседника.
Если в учреждении звучит объявление по громкоговорителю, необходимо лично предупредить сотрудника с нарушениями слуха или отправить ему сообщение в мессенджере. Также человек с нарушениями слуха всегда будет рад, если вы проявите интерес к изучению жестового языка и будете знать хотя бы несколько базовых слов.
«Привет, я Коля!»: правила общения с незрячими людьми
Обращаясь к любому человеку, в первую очередь нужно поздороваться. Но если ваш собеседник — слабовидящий или незрячий человек, важно не просто поприветствовать его, но и назвать свое имя, а в случае, если вы не одни, представить всех участников разговора. В неформальной обстановке можно дополнительно описать внешность или какие-то характерные черты говорящих.
Сотрудники пансионата для инвалидов по зрению рассказали о своем коллеге Николае Чикляеве, который работает в отделе социальной реабилитации и психологической поддержки и с детства не видит. «Мы не теряемся, общаемся на равных и стараемся не обидеть неосторожными высказываниями», — говорит Степан Борисов, коллега Николая, специалист по социальной работе пансионата. Во время общей беседы сотрудники пансионата не забывают пояснять своему незрячему коллеге, к кому в данный момент обращаются, и обязательно называют себя.
Если человеку с нарушениями зрения требуется помощь, его не тащат за собой, а направляют и при необходимости дают краткое описание местности, обязательно предупреждают о препятствиях на пути. При спуске или подъеме по ступенькам человека сопровождают.
В первые рабочие дни сотрудника с нарушениями зрения не нужно усаживать: достаточно направить руку на спинку стула или подлокотник, тем самым предоставляя возможность потрогать предмет, обозначив рабочее место. Для незрячего человека это означает «видеть руками».
Инклюзия с малых лет: как общаться с детьми с инвалидностью
Но мало кто обладает большими знаниями и опытом взаимодействия с незрячими людьми, а особенно с детьми, чем специалисты Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1). Сотрудники дошкольного отделения этого учреждения с первых дней обучения в детском саду помогают открыть окружающий мир незрячему ребенку — мир предметов, запахов, звуков. Ребят учат взаимодействовать с окружением и ориентироваться в пространстве. Ежедневные занятия и выезды в парки, музеи и игровые зоны помогают ребенку с глубокими нарушениями зрения быстрее социализироваться. «Я уже жду не дождусь, как стану первоклассником и буду вместе с другими детьми ходить на уроки, играть на переменах и ездить в летний лагерь! Я уже учусь ходить с белой тростью», — поделился семилетний Петя, выпускник дошкольного отделения ШОР № 1.
«Взрослые и дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, очень часто чувствительны к изменениям погодных условий, — рассказывает Юлия Петровичева, педагог-психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра. — Поэтому если при общении с вами такой человек проявляет повышенную раздражительность или нервозность, то причина может крыться в метеозависимости. В такой ситуации педагог может поддержать ребенка, немного снизив темп занятия и объем учебной нагрузки, добавив больше игровой деятельности, рассказав интересную историю или сказку, а может быть, приглушить свет и дать ребенку 5–10 минут отдохнуть».
При общении с детьми, имеющими особенности здоровья и развития, специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 76 рекомендуют быть вдвойне внимательными и терпеливыми, но не забывать о том, что ребенок должен ощущать себя наравне с другими детьми. Даже детям с ограниченными возможностями здоровья гиперопека может только навредить: ребенку нужно постепенно учиться самостоятельности и отстаиванию своих личных границ.
Учителя Центра реабилитации и образования № 7 (ЦРО № 7) поделились особенностями обустройства учебного процесса для детей с синдромом гиперактивности. «В процессе урока таким деткам нужно давать возможность на короткое время переключить внимание, но не нужно резких замечаний типа „сядь ровно“ или „не крутись“. Лучше всего выполнить двигательную „разрядку“», — говорит Елена Каверина, учитель русского языка и литературы ЦРО № 7. Она также отметила, что каждые 15–20 минут на уроке рекомендовано проводить физкультминутку, а во время коллективных игр ребенка с синдромом гиперактивности стоит ограничить лишь одним партнером.
Доверие и сотрудничество — это то, на чем должно строиться общение с любым ребенком. Предлагайте помощь только тогда, когда это действительно необходимо, стремитесь к созданию атмосферы взаимоуважения, чтобы дети не стеснялись к вам обращаться. А вот хвалить детей с инвалидностью или ОВЗ следует только за реальные успехи — они не должны чувствовать себя оторванными от остальных.
В заключение
Последнее универсальное правило — не забывать об улыбках, позитивных эмоциях и хорошем настроении. Даже если вы что-то сказали не так и где-то ошиблись, ваши искренность и открытость намного важнее, чем беспрекословное соблюдение этикета.
Читайте также
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что такое инклюзия простыми словами? — «Мы рады всем!»
Инклюзия простыми словами: объясняем
Итак, начнем с классического определения:
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.
А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?
Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.
Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.
Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.
Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».
Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия — что это такое простыми словами.
Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.
Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.
Что такое инклюзивные ценности.
Инклюзивные ценности – это признание
Что такое инклюзивное образование.
Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.
Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.
Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.
Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:
Что не является инклюзивностью в системе образования:
Эффективная инклюзивная школа
предполагает такие действия:
Что такое инклюзивное рабочее место
Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.
Принципы инклюзивной культуры:
Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.
Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.
Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.
В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.
Что такое инклюзивное развитие
Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.
Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.