иностранный агент в россии это значит что

Статус иностранного агента для некоммерческой организации: признаки и порядок приобретения.

Деятельность некоммерческих организаций неразрывно связана с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов. Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации, однако это не означает их бесконтрольное функционирование со стороны государства.

Такое понятие, как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», появилось в правовом поле Российской Федерации сравнительно недавно для усиления контроля за некоммерческими организациями, осуществляющими политическую деятельность за счет финансирования иностранных источников.

Это явление получило свое закрепление в Российском законодательстве с появлением Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В соответствии с данным федеральным законом с 21 ноября 2012 года введен новый правовой статус для российских некоммерческих организаций — некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.

Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно; т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.

Перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций дан в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Это пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг); членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по акциям и вкладам; денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации) и т.д.; данный перечень не является закрытым.

Следует обратить внимание, что законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем.

Таким образом, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.

Вторым необходимым признаком присвоения некоммерческой организации статуса иностранного агента является ее участие в политической деятельности.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Важным в толковании понятия «политическая акция» является то, что любое публичное мероприятие, упомянутое в вышеназванном федеральном законе, однозначно (исходя из определения) является акцией. Таким образом, участие некоммерческой организации в проведении или финансировании собрания, митинга, шествия или пикетирования будет являться участием в акции.

Политической акцией может быть любое мероприятие, как публичное, так и непубличное, мотивы проведения которого связаны с изменением декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах целей и задач либо с изменением или отменой конкретных мер, направленных на их достижение. Характерно, что проводимые акции с позиции закона должны иметь цель воздействия на государственные органы или общественное мнение. Это, прежде всего, любая форма обращения к ним, в том числе посредством петиций, сборов подписей, демонстрации лозунгов, открытых писем, видеообращений и т.п.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.

Таким образом, при получении денежных средств и имущества от иностранных источников в целях осуществления вышеуказанной деятельности, некоммерческая организация не может быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента подлежат государственной регистрации в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но, вместе с тем, обязаны состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (реестр), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Заявление о включении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр представляется в Минюст России непосредственно или почтовым отправлением, а также в форме электронных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо одновременно с документами, подаваемыми для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица, либо до начала осуществления такой организацией функций иностранного агента.

На основании представленного заявления Министерство юстиции Российской Федерации принимает распоряжение о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческих организациях, содержащихся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

За неподачу заявления о включении организации в реестр деятельность организации может быть приостановлена на срок не более полугода.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что в настоящее время в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесена лишь одна некоммерческая организация – Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

Наделение некоммерческой организации статусом некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности по сравнению с другими некоммерческими организациями. В частности, материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой организацией, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России дополнительную отчетность, установленную приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Согласно данному приказу такая организация представляет в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) следующую информацию:

Получение Минюстом России указанных документов подтверждается уведомлением, которое выдается некоммерческой организации (в случае непосредственного представления) или в течение трех рабочих дней с даты их представления направляется в виде почтового отправления или в электронной форме.

Также были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие административную и уголовную ответственность за невыполнение некоммерческими организациями обязанностей, предусмотренных для некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.

Так, согласно ст. 19.7.5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление или несвоевременное предоставление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 19.34 вышеуказанного кодекса установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Такая деятельность влечет наложение соответствующего административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Необходимо отметить, что, не смотря на большой объем проделанной работы, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, данные изменения в законодательстве Российской Федерации вызвали различные сомнения и неодобрение некоторыми представителями иностранных органов.

Источник

Закон об иностранных агентах – физлицах и права человека

иностранный агент в россии это значит что. иностранный агент в россии это значит что фото. картинка иностранный агент в россии это значит что. смотреть фото иностранный агент в россии это значит что. смотреть картинку иностранный агент в россии это значит что.

Суть нововведений

Из ч. 1 указанной статьи следует, что под иностранным агентом понимается физическое лицо, осуществляющее на территории России в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в его интересах российскими гражданами и организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Если с военной и военно-технической деятельностью в целом все понятно, то изложенное в законе понятие политической деятельности заслуживает особого внимания.

В контексте абз. 2 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ политической признается любая деятельность (в сфере обеспечения законности, правопорядка, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина и т.д.) с целью оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, органов местного самоуправления, их решения и действия и осуществляемая в предусмотренных данной статьей формах (собраний, митингов, пикетирований, в проведении опросов общественного мнения и т.п.). Исчерпывающий перечень форм политической деятельности из текста данной нормы вывести, на мой взгляд, невозможно.

Последствия такого внесения указаны в ч. 6–7 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ и заключаются в обязанности:

За неисполнение приведенных обязанностей введены административная и уголовная ответственность.

Соответствие заявленным целям

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на основании которого был принят Закон № 272-ФЗ, целями его разработки являлись совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности.

Проанализировав ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, в том числе на предмет соответствия заявленным целям, можно сделать следующие выводы.

Приведенные в законе условия, наличие которых позволяет признать физическое лицо иностранным агентом, настолько «размыты», что фактически к присвоению данного статуса может привести любая деятельность по отстаиванию не только чужих, но и собственных интересов, в том числе путем выражения личного мнения о ситуации в стране, принимаемых законах, действиях органов власти и т. п. только по той причине, что осуществляющее ее лицо получает какую бы то ни было поддержку от иностранного источника. Исключением является лишь деятельность, прямо перечисленная в абз. 11 ч. 1 ст. 2.1 (например, в области науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д.).

Используемая законодателем в абз. 1 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ формулировка «может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента» позволяет прийти к выводу, что соответствие физического лица требованиям, предъявляемым к иностранным агентам, само по себе основанием для его включения в список не является и вопрос о таком включении во многом будет зависеть от волеизъявления должностного лица, уполномоченного принимать соответствующее решение, допуская возможность избирательного применения нормы.

Поскольку внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления, такое правовое регулирование неизбежно наводит на мысль о возможности его использования в качестве инструмента для борьбы с неугодными оппонентами. Его эффективность видится, в первую очередь, в том, что оспаривание включения в список иностранных агентов (соответственно ограничения в допуске к госслужбе) займет у заинтересованного лица определенное – возможно, продолжительное – время, по истечении которого должность, на которую претендовал кандидат, может уже не быть вакантной.

Соответствие Конвенции и подходам ЕСПЧ

Кроме того, внесение в список иностранных агентов, запрет занятия определенных должностей, а также требование представления отчетности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученного от иностранных источников, вызывают серьезные сомнения с точки зрения соответствия ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), гарантирующей каждому право на неприкосновенность частной жизни.

Поскольку замещение должностей государственной и муниципальной службы является разновидностью профессиональной деятельности, занятие которой может рассматриваться как способ самореализации и развития личностных качеств, можно прийти к выводу, что применение ст. 8 Конвенции не видится явно необоснованным. Более того, право на допуск к госслужбе в своей стране без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений закреплено и в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Если признать, что перечисленные требования и запреты, возложенные законом на физическое лицо, получившее статус иностранного агента, могут рассматриваться как посягательство на его гарантированные п. 1 ст. 8 Конвенции права, государству придется привести весомые доводы, позволяющие оправдать внедрение такого правового регулирования. На это указано, в частности, в п. 2 ст. 8 Конвенции, допускающем некоторое вмешательство в «личную» жизнь человека лишь при совокупном наличии двух условий: оно осуществлено «в соответствии с законом» и является «необходимым в демократическом обществе» для достижения одной или нескольких «законных» целей, перечисленных в данном пункте.

Установленные ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ требования, позволяющие признавать российских физических лиц иностранными агентами и, соответственно, ущемлять их права на неприкосновенность частной жизни, предусматривают широкий простор для свободы усмотрения в части как видов деятельности, так и мер поддержки со стороны иностранных источников, получение которых способно привести к внесению физического лица в соответствующий список, что, на мой взгляд, свидетельствует о низком качестве обсуждаемого законодательного акта.

Для сравнения: действующий в США закон об иностранных агентах, несмотря на столь же неопределенное понятие политической деятельности (п. «о» § 611), допускает возможность признания лица иностранным агентом лишь в случае его действия по приказу, просьбе, под руководством, контролем иностранного принципала или лица, чья любая деятельность прямо или косвенно контролируется, направляется, финансируется или субсидируется полностью или в значительной части иностранным принципалом непосредственно или через любое другое лицо, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (п. «с» § 611 закона).

Понятно, что сформулировать абсолютно определенное понятие политической деятельности весьма затруднительно, и винить в этом недостатке законодателя не стоит. В то же время, в отличие от Закона № 272-ФЗ, его американский аналог содержит четкий и понятный ориентир, позволяющий однозначно отделить иностранного агента от иных, не относящихся к нему лиц, а именно – полный или в значительной части контроль, финансирование или субсидирование иностранным принципалом как непосредственно, так и через другое лицо.

Представляется, что установление в Законе № 272-ФЗ тождественных критериев отнесения к иностранным агентам позволит хотя бы минимально приблизить его к стандартам «качества», применяемым ЕСПЧ к нормативным правовым актам.

Вместе с тем введение для физических лиц – иностранных агентов ограничений, предусмотренных ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, на мой взгляд, вряд ли оправданно и соразмерно таким провозглашенным разработчиками законопроекта № 1057914-7 целям, как совершенствование правового регулирования деятельности лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности, поскольку их достижению не способствует.

Мотивы и результат

В такой ситуации неизбежно напрашивается одна из двух версий, объясняющих принятие обсуждаемого Закона:

Безусловно, реальная цель, которую преследовал законодатель, позволяя признавать физических лиц иностранными агентами, может и не быть известна, однако, полагаю, что конечный результат, выразившийся в нормах ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, с точки зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права неприемлем.

1 Ранее таковыми в России могли признаваться исключительно юридические лица.

2 Во всяком случае именно такой подход встречается в настоящее время в судебной практике в отношении некоммерческих организаций, получающих зарубежное финансирование. Ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения для признания организации иностранным агентом не имеют и судами во внимание не принимаются (см., например, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по делу № 88а-27084/2020).

В отношении физических лиц судебная практика пока отсутствует, однако оснований полагать, что к ним будет применяться какой-либо иной подход, нет.

3 Пункт «д» ст. 20, п. «б» ст. 31 УК РСФСР в редакции 1926 г.

4 См., например, п. 27 Постановления по делу «Калачева против России» (жалоба № 3451/05); Постановление по делу «Сидабрас и Джяутас против Литвы» (жалобы № 55480/00 и 59330/00) ECHR 2004-VIII, § 43 и др.

5 См., например, Постановление ЕСПЧ по делу «Мосли против Соединенного королевства» (жалоба № 48009/08).

6 До вступления в силу Закона № 272-ФЗ контроль за расходованием денежных средств применялся исключительно в отношении категорий физических лиц, указанных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», целями которого являлись выработка наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией и предупреждение незаконного обогащения субъектов, осуществляющих публичные функции, что в полной мере соответствует задачам демократического правового государства.

7 См., например, Постановление по делу «Бигаева против Греции» (жалоба № 26713/05).

8 Пункт 70 Постановления Большой Палаты ЕСПЧ от 5 сентября 2017 г. по делу «Бэрбулеска против Румынии».

9 См, например, п. 51 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России» (жалоба № 13812/09); Постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Компания “Аксель Шпрингер АГ” против Германии» (жалоба № 39954/08, § 83) и др.

10 Пункт 55 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России».

11 См. п. 66 Постановления ЕСПЧ от 21 июня 2011 г. по делу «Шимоволос против России» (жалоба № 30194/09).

Несмотря на то что, в отличие от Закона № 272-ФЗ, приказ, регламентирующий создание и ведение базы данных «Сторожевой контроль», не был опубликован, поскольку является конфиденциальным, правовая позиция, изложенная в приведенном постановлении, заслуживает внимания при оценке изложенных доводов.

12 Постановление ЕСПЧ от 25 июня 1997 г. по делу «Холфорд против Соединенного Королевства» (§ 42–46, Reports 1997-III).

13 Постановление Большой Палаты ЕСПЧ по делу «S.A.S. против Франции» (жалоба № 43835/11, § 113, ECHR 2014).

14 Схожая правовая позиция изложена в п. 85 Постановления от 7 марта 2017 г. по делу «Полякова и другие против России» (жалоба № 35090/09 и три других).

Источник

Как работать, когда твоя организация – «иностранный агент»

Мы спросили четыре организации, как на их деятельности отразился новый статус. А юристы рассказали, можно ли что-то сделать, чтобы от него избавиться.

Закон об иностранных агентах

В соответствии с законодательством, иностранным агентом изначально могла быть признана любая некоммерческая организация, получающая финансовую поддержку из-за рубежа и/или ведущая политическую деятельность. Впоследствии закон ужесточили. Теперь иностранным агентом может быть признано не только НКО, но и иностранные СМИ – организации и люди, а также физические лица.

Внесение в реестр вносит ряд ограничений в работу. Например, при любом упоминании иноагента необходимо указывать, что это лицо исполняет функции иностранного агента. НКО, внесенные в реестр, обязаны предоставлять в Минюст программы о планируемых мероприятиях, а после них – отчетность.

Иноагентов часто штрафуют. А с 1 марта 2021 года в России действует новая редакция статьи 330.1 УК РФ – «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента». Теперь, если ранее иноагент уже привлекался к административной ответственности по части 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ, против него могут возбудить уголовное дело. Повторное нарушение может грозить наказанием от штрафа в 300 000 рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Если не включить себя в реестр самостоятельно, за это тоже грозит штраф. Причем сделать это необходимо до того, как Минюст признает вас иноагентом.

Решение о внесении в реестр может быть оспорено в суде, но практика показывает, что добиться выхода из него не так просто. Рассказываем, как статус отражается на бизнес-процессах НКО.

Центр «Насилию.нет»

Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет» – некоммерческая организация, которая с 2015 года занимается проблемами домашнего насилия, просветительской деятельностью и оказанием адресной помощи пострадавшим от него. Первоначальной и основной задачей организации было сделать проблему домашнего насилия видимой, чтобы о ней заговорили. Сегодня в центр могут обратиться как жертвы домашнего насилия, так и агрессоры, решившие изменить свою жизнь.

В отчете центра за период с 1 сентября 2019 года по 31 июля 2020 года сказано, что за это время его сотрудники провели 1 300 бесплатных психологических и 680 юридических консультаций для пострадавших.

В декабре 2020 года Минюст РФ внес центр в реестр иностранных агентов.

Основанием для включения центра в реестр иностранных агентов послужило продвижение в России законопроекта против насилия. В частности, глава организации Анна Ривина неоднократно заявляла в интервью СМИ о необходимости принять в России закон против домашнего насилия. При этом она выступала не от лица организации, а как правозащитница и юрист. Однако ведомство сочло подобные высказывания политической деятельностью.

В апреле центр оштрафовали на 300 000 рублей за то, что мы сами не внесли себя в реестр иностранных агентов. Мы считаем решение незаконным и будем обжаловать его в суде.

Статус иностранного агента наносит «Насилию.нет» репутационный ущерб. В 2020 году мы реализовали крупный проект вместе с департаментом соцзащиты г. Москвы: выпустили билборды, разместили брошюры в 130 государственных организациях. Теперь ничего подобного сделать не удастся. Формально ограничений нет, но по закону упоминание нашего статуса на наружной рекламе должно быть вдвое больше остального текста. Мы попробовали сделать макет и поняли, что таким образом невозможно привлечь к себе внимание. А ведь пожилые люди тоже страдают от домашнего насилия, и они вряд ли узнают о деятельности центра из соцсетей. Без громких акций очень тяжело заявить о себе, и пока мы думаем, как изменить формат работы.

К счастью, число пожертвований центру после его внесения в реестр иностранных агентов только возросло. Мы благодарны каждому, кто нас поддерживает.

Скорее всего, большую часть текущего года мы проведем в судебных процессах. Но прекращать работу не намерены и по-прежнему будем стараться, чтобы пострадавшие от домашнего насилия получали от нас своевременную помощь.

Напомним, законопроект о домашнем насилии начала разрабатывать рабочая группа при Минтруде в 2013 году. В 2019-м была опубликована первая версия документа, которая вызвала немало критики. В Совете Федерации пообещали рассмотреть поступившие предложения и откорректировать документ, но в апреле 2020 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что к работе над законопроектом вернутся после того, как будет побеждена пандемия коронавирусной инфекции.

НКО «Феникс ПЛЮС»

Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» на протяжении 12 лет работает с ВИЧ-положительными людьми. Но в 2020 году ее внесли в список иностранных агентов.

Наша организация на 95 % финансируется из-за рубежа, и тому есть очень простое объяснение: на сегодняшний момент в России государственного финансирования программ о профилактике ВИЧ среди гей-сообщества не существует. Вообще. Мы же позволили себе говорить об отсутствии такого финансирования на сайте parniplus.com, где ведем широкое информирование геев и би- сообщества о способах защиты от ВИЧ, сексуальном здоровье и жизни с ВИЧ. Исходя из документации, которую мы получили от Минюста, можно сделать вывод, что они усмотрели и «политическую деятельность» в статьях нашего сайта.

Статус иностранного агента несомненно отразился на нашей работе. Мы должны предоставлять ежегодный аудит – это недешевое мероприятие. Потребовался полный месяц работы нашего бухгалтера и почти 100 000 рублей. Также требуются ежеквартальные дополнительные отчетности. Но самое главное – мы теперь не можем нормально заниматься информированием, рассказывать о защите от ВИЧ и жизни с ним. Мы должны предупреждать наших клиентов о том, что являемся иностранными агентами.

Закон сформулирован таким образом, что даже если мы будем исполнять его на 100 %, нас всегда можно будет за что-то оштрафовать. Судя по опыту других организаций, это минимум по два штрафа в год от 100 000 до миллиона рублей.

Да и на государственное финансирование теперь мы вряд ли сможем рассчитывать. Недавно Минздрав объявил конкурс в рамках акции «Тест на ВИЧ: Экспедиция 2021» среди организаций, работающих по ВИЧ с ключевыми группами. Однако в условиях конкурса значилось: «К участию в Конкурсе не допускаются некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента».

Этот пункт положения создает абсурдную ситуацию по двум причинам. Во-первых, согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», в котором в 2012 году и появилось понятие иноагента, НКО, признанные по суду иностранными агентами, не лишены возможности участвовать ровно в тех же проектах, что и остальные. Во-вторых, механизм государственного финансирования программ борьбы с ВИЧ среди ключевых (уязвимых) групп населения отсутствует или в лучшем случае крайне недостаточен.

Надо сказать, что после того, как мы сделали материал о нарушении закона, это условие пропало. Но по достоверным источникам знаем: организации подобной нашей к конкурсу не допустят.

Мы планируем работать, однако после пары штрафов закроемся. Нам нечем платить огромные суммы, и проблема в том, что даже после закрытия их все равно нужно будет выплатить. Конечно же, мы будем судиться. Уже судимся, но безусловно проиграем.

Благотворительный фонд «Гуманитарное действие»

Статус иностранного агента в 2020 году получил и Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие». Он оказывает комплексную медико-социальную помощь людям, зависимым от наркотиков, включая профилактику ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и туберкулеза.

Политическую деятельность, за которую мы получили статус иностранного агента, усмотрели во многих наших действиях:

На наших отношениях с чиновниками статус пока отразился не очень заметно. На уровне Санкт-Петербурга мы продолжаем взаимодействовать с различными государственными учреждениями здравоохранения и социального обслуживания, приглашать представителей государственных органов на наши мероприятия, просить письма поддержки для заявок. В частности, во вторую волну заявок в Фонд президентских грантов в этом году мы получили письма поддержки наших проектов от Комитета по социальной политике СПб, Клинической инфекционной больницы им. С. П. Боткина, Городской наркологической больницы, Первого медицинского университета им. Павлова, районных Центров помощи семье и детям.

С другой стороны, в неформальном общении некоторые чиновники дают понять, что мы вряд ли сможем рассчитывать на получение субсидий от городской администрации. Прямого запрета на это нет, однако негласный существует. Также мы посмотрим, как пройдет конкурс заявок в Фонд президентских грантов.

Что касается более широкой общественности, с получением нами иноагентского статуса количество сторонников даже возросло – увеличился приток частных пожертвований, стало больше подписчиков в соцсетях, волонтеров, готовых нам помогать. Это говорит о том, что люди остро откликаются на несправедливость и готовы помогать тем, кто ошибочно попал в жернова государственного аппарата.

В любом случае мы защищаем свое имя в суде, в чем нам очень сильно помогает фонд «Общественный вердикт» (также иноагенты).

НКО «Открытый Петербург»

«Открытый Петербург» является независимым НКО, которое российский оппозиционный политик и предприниматель Андрей Пивоваров с коллегами учредил в 2017 году. Организация занимается реализацией социально-просветительских и образовательных проектов, но в декабре 2020 года Министерство юстиции РФ внесло ее в реестр иностранных агентов.

Глава организации утверждает, что это несильно отразилось на ее работе, но все же намерен оспаривать статус.

О том, что «Открытый Петербург» получил статус иностранного агента, я узнал, когда ко мне обратились за комментарием из «Коммерсанта». Я не получал уведомления о суде, заседание прошло без моего участия, что является нарушением порядка судебного разбирательства. Разумеется, мы подали апелляцию. Первую проиграли, подали вторую.

Статус иностранного агента «Открытому Петербургу» пытались присвоить неоднократно. Дважды на организацию писали жалобы из проекта РИА «ФАН», и дважды Минюст после проведенных проверок не находил никаких нарушений. Но третья жалоба РИА «ФАН» увенчалась успехом.

Внесение в реестр практически никак не отразилось на бизнес-процессах организации, разве что увеличилась отчетность у бухгалтера и возросла работа у юриста. Однако нам это не нравится и не устраивает сам факт статуса иностранного агента, так как он многих настораживает. Мы обязательно будем продолжать предпринимать попытки обжаловать его в суде.

Вы попали

Кого же могут внести в реестр иностранных агентов? И как из него выйти? Рассказывают юристы.

В рамках введения дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности с начала 2021 года начали действовать нормы, позволяющие признавать иностранным агентом практически любое физическое и юридическое лицо.

Как было: иностранным агентом могли быть признаны только некоммерческие организации, которые получали денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвовали в политической деятельности.

Как стало: иностранным агентом может быть признано физическое лицо независимо от гражданства или его отсутствия; незарегистрированное общественное объединение, если его деятельность будет быть признана «политической» и при этом оно получает средства (финансовые, материальные и любые организационные) из-за границы.

Кроме того, российские граждане и юридические лица могут получить статус посредника – лица, которое осуществляют передачу денежных средств или иного имущества от иностранного источника российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности в России.

Снимаешь видео про правильное питание? Пока все в порядке, ты не «иноагент». Покритиковали губернатора в Facebook – все, вы занимаетесь политикой. Еще одно основание для включения в перечень, помимо политической деятельности, – это сбор информации о военной и военно-технической деятельности России, которую иностранный источник может использовать «против безопасности РФ». Получается, что физлицу даже необязательно получать иностранное финансирование, достаточно лишь принимать участие в политической деятельности.

Подаваться в иноагенты лучше самостоятельно – в противном случае может грозить не только штраф, но и тюремное заключение. Имейте в виду, что иноагентов запрещено назначать на должности в местном самоуправлении и госорганах.

Выйти из иноагентов сложно. Для снятия статуса придется подать соответствующее заявление в Минюст. Но перед этим нужно прекратить заниматься «политической деятельностью», сбором военной информации и получать «иностранную поддержку». На рассмотрение уйдет 60 дней, после чего Минюст либо исключит человека из соответствующего реестра, либо даст «мотивированный отказ». В случае несогласия с позицией Минюста придется идти в суд.

Таким образом, стать иностранным агентом может практически каждый, а вот работать с этим статусом и не угодить под штраф крайне сложно. Но еще сложнее добиться исключения из реестра.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *