инстинкт что это простыми словами
Значение слова «инстинкт»
1. Биол. Врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды. Инстинкт самосохранения. □ При перелетах птицы руководятся только инстинктом, передаваемым из поколения в поколение. Обручев, Земля Санникова.
2. бессознательное, безотчетное непреодолимое влечение, чувство. Иногда как будто добрые инстинкты в нем просыпаются. Добролюбов, Губернские очерки… Собрал и издал М. Е. Салтыков. Но неужели нельзя как-нибудь искоренить в человеке инстинкт физического насилия? Каверин, Перед зеркалом.
[От лат. instinctus — побуждение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
ИНСТИ’НКТ, а, м. [латин. instinctus — побуждение]. Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). И. самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. || Природное, непреодолимое, неосознанное влечение, чувство (книжн.). Животные инстинкты. Общественные инстинкты.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
инсти́нкт
1. биол. врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды
2. бессознательное, безотчетное непреодолимое влечение, чувство
Что такое инстинкт: понятие, примеры, классификация
Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек знает и периодически применяет слово «инстинкт». К примеру, объясняя непреднамеренный поступок, мы можем сказать: «Я сделал это инстинктивно». При этом многие из нас неправильно понимают, что такое инстинкт, в результате чего эта фраза часто звучит как неуместное оправдание. Сегодня мы постараемся восполнить данный пробел и подробно разберём, что же представляет собой инстинкт. Мы поговорим о природе данного явления, рассмотрим несколько примеров и выясним, есть ли инстинкты у человека.
Что такое инстинкт?
Инстинкт – это заложенная на генетическом уровне модель поведения, цель которой заключается в удовлетворении определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. У всех живых существ есть инстинкты, направленные на решение таких важных задач как выживание, пропитание и продолжение рода.
Термин «инстинкт» происходит от современного латинского слова instinctus, имеющего то же значение. Но само понятие появилось раньше. Аристотель (4 в. до н. э.) предположил существование «животной души», определяющей поведение животных. Позже афинский стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) использовал для этого явления слово ὁρμή (орми), которое и стало эквивалентом слова «инстинкт» в древнегреческом языке.
Инстинкты не следует путать с рефлексами. Задача рефлекса состоит в том, чтобы своевременно среагировать на определенный раздражитель. Задача инстинкта – в том, чтобы гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Некоторые инстинкты являются общими для всех живых организмов, другие же свойственны только представителям определенного вида. Самые сложные инстинкты наблюдаются в поведении человека (стремление к власти, признанию, социальному взаимодействию, самореализации, саморазвитию).
Многие авторитетные психологи отрицали существование инстинктов в человеческой природе. Так Зигмунд Фрейд считал, что романтическое и сексуальное поведение человека слишком сложное, чтобы объясняться животными инстинктами (для объяснения этой точки зрения он разработал «Теорию влечений»). Абрахам Маслоу (автор иерархической модели потребностей человека) считал, что у людей нет инстинктов, поскольку они, в отличие от животных, способны сдерживать любые порывы усилием воли. По мнению Маслоу, инстинкты в человеческой психике полностью вытеснены мышлением и заменены эмоциями.
Биологический смысл инстинкта заключается в том, чтобы заставить животное выполнять сложную последовательность действий, часть из которых может противоречить его текущим желаниям. Тем не менее, животное выполняет эту «программу», обеспечивая тем самым выживание себе и своему виду. Инстинкты проявляются и у человека, но он, в отличие от животных, сам определяет, как будет действовать, чтобы реализовать возникающие у него стремления. Иными словами, человек не может контролировать активацию инстинкта, но способен управлять его проявлением.
Инстинкты у человека
Инстинкты у людей активируются на бессознательном уровне и на этом этапе действуют так же, как и у животных. Мы ощущаем их как желания, эмоции и потребности, но у нас есть возможность самостоятельно выбирать, как именно их реализовывать. При этом реализация инстинкта обычно приносит чувство удовлетворения, тогда как невозможность реализовать его причиняет сильный эмоциональный дискомфорт. Поэтому утверждение, что человек может контролировать свои инстинкты, ошибочно. Просто он, в отличие от животных, имеет больше свободы в выборе способа реализации этих инстинктов.
По сути, наши инстинкты – это эволюционный опыт предков, накопленный и переданный в генетической памяти. Некоторые паттерны поведения оказывались более удачными и обеспечивали повышенную жизнеспособность отдельным особям, благодаря чему и закреплялись в генах. К примеру, создание моногамных пар и совместная забота о детях заложены в нас на генетическом уровне, поскольку сотни тысяч лет назад такое поведение помогало нашим предкам выживать и успешно выращивать жизнеспособное потомство.
Примеры инстинктов
В качестве первого примера рассмотрим самый очевидный инстинкт – инстинкт самосохранения. Он свойственен всем видам живых существ. Даже простейшие животные стремятся убежать от хищников и любых других опасностей. Довольно часто этот инстинкт проявляется в виде необоснованных страхов. Так многие люди боятся высоты, инстинктивно стараясь ухватиться покрепче за что-нибудь (как наши предки хватались за ветки и лианы). Другие боятся воды, поэтому испытывают дискомфорт, даже находясь на борту большого корабля. Это также проявление инстинкта самосохранения.
Второй пример – инстинкт продолжения рода. Он тоже есть у всех животных, но проявляется более разнообразно, чем предыдущий. У одних животных он ограничивается половым актом, через некоторое время после которого самка откладывает яйца и бросает кладку (как у некоторых черепах). Другие животные образуют пары и совместно выращивают потомство, но потом расстаются и в следующем сезоне образуют новые пары. Многим животным свойственна моногамия (некоторым в гораздо большей степени, чем человеку).
В качестве третьего примера рассмотрим материнский инстинкт. Его можно считать самостоятельным явлением или же частью репродуктивного инстинкта. Обычно он активируется после первой беременности и может проявляться не только в том, чтобы заботиться о собственном потомстве, но и в стремлении защищать слабых. Материнский инстинкт свойственен и человеку, и практически всем животным. Так известно много случаев, когда в зоопарках самки одного вида воспитывают осиротевших детёнышей других видов.
Классификация инстинктов
Человеческие инстинкты направлены на реализацию основных потребностей, свойственных нашему виду. В качестве самых важных можно назвать 7 таких инстинктов:
Отличия инстинктов от рефлексов
Чтобы лучше понять, что такое инстинкт, важно правильно понимать, чем он отличается от рефлекса. Фундаментальное отличие состоит в том, что рефлекс – это реакция нервной системы, которая возникает в ответ на некий раздражитель сразу же. Некоторые рефлексы можно сдержать волевым усилием, но большинство из них не подконтрольно нашему разуму и воле. Рефлексы бывают двух типов:
Несмотря на значительные отличия, безусловные и условные рефлексы имеют общую природу и примерно одинаковый механизм срабатывания. Нервный импульс, полученный от рецептора, проходит по рефлекторной дуге и возбуждает системы (мышцы или железы), обеспечивающие ответную реакцию. Все рефлексы происходят автоматически и без осознания, а их причиной всегда является какой-то раздражитель.
В отличие от рефлексов, инстинкт – это сложная модель поведения, которая не ограничивается срабатыванием определенной мышцы или выделением секрета железы. Инстинкт можно сравнить с пусковым механизмом, активация которого запускает сложную программу действий. При этом программа может быть весьма условной. Инстинкт возникает как сильная потребность, требующая удовлетворения. А как именно её удовлетворять – это уже зависит от животного или человека.
Не исчезли ли инстинкты у человека?
Как было отмечено выше, многие известные авторы считали, что у человека нет инстинктов, поскольку их вытеснил рассудок. Однако с точки зрения современной психологии, такое утверждение является ошибочным. Человек действительно сам контролирует своё поведение и при принятии решений руководствуется не инстинктами, а здравым смыслом. Но это не отменяет того факта, что многие наши желания, цели и стремления продиктованы именно инстинктами. Наше отличие от животных заключается лишь в том, что мы сами выбираем, как удовлетворять собственные потребности и желания.
У нас в полной мере присутствует инстинкт самосохранения. В критических ситуациях он нередко берёт верх над рассудком, в результате чего человек начинает паниковать и вести себя нерационально. Но чем взрослее и опытнее мы становимся, тем легче справляемся с паникой в критических ситуациях. Другой пример – брачное поведение, которое у людей сильно «зарегулировано» культурой. Каждый из нас с юных лет понимает, что существуют некоторые правила, определяющие, какими должны быть романтические отношения и на каком свидании можно целоваться. Однако само желание вступать в такие отношения продиктовано ничем иным, как инстинктом продолжения рода.
Таким образом, сколь бы разумной ни была деятельность человека, мотивирована она всё равно самыми обычными инстинктами. Просто инстинкты уже не управляют нашим поведением напрямую, как у животных. Но активация инстинкта вызывает у нас сильное (иногда непреодолимое) желание выполнить какие-то действия. А то, как мы их будем выполнять, зависит уже от нас самих, нашего образования и воспитания, моральных и нравственных принципов. Инстинкты есть у всех людей и сохраняются на протяжении всей жизни, но мы сдерживаем их, поскольку неконтролируемое их проявление вызывает осуждение в современном обществе.
Заключение
Инстинкт – это генетически запрограммированная сложная форма поведения, присутствующая у всех животных одного вида или более крупной таксономии. Инстинкты свойственны и людям, несмотря на то, что многие авторитетные психологи (такие как Зигмунд Фрейд и Абрахам Маслоу) отрицали этот факт. Современные исследования показывают, что поведение ребёнка практически полностью продиктовано врождёнными инстинктами. Но по мере взросления мы учимся контролировать наши инстинктивные потребности, самостоятельно выбирая, как, когда и с кем удовлетворять их.
Значение слова инстинкт
Словарь Ушакова
| Природное, непреодолимое, неосознанное влечение, чувство (книж.). Животные инстинкты. Общественные инстинкты.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – instinctus (естественное побуждение).
Существительное было заимствовано из немецкого языка в последней четверти XVIII в. Инстинкт – естественное побуждение, бессознательное действие в ответ на происходящее.
Производные: инстинктивность, инстинктивный, инстинктивно.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от лат. instinctus — побуждение, стимул) — естественное влечение; (в биологии) врожденная приспособительная форма поведения животных, представляющая собой совокупность унаследованных реакций сложных (безусловных рефлексов), возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения. Различают пищевые, оборонительные, половые, родительские, стадные инстинкты. Осуществляются автоматически, необходимое сознательное предвидение исхода их целесообразности или необходимости отсутствует. Инстинкты необъяснимы с точки зрения опыта отдельного индивида. Ни одна из гипотез о происхождении инстинктов не является удовлетворительной. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, по крайней мере, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами.
Педагогический терминологический словарь
совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Я, конечно, не люблю ее, а тянусь все тем же своим инстинктом — давать счастье» (Дневник А. И. Ромма, РГАЛИ 1495, 1, 80).
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Навык, передаваемый биологическим путем. Человек почти полностью лишен инстинктов. У него есть побуждения, которые нужно воспитывать.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Врождённая способность живых организмов совершать целесообразные бессознательные действия, передаваемая из поколения в поколение.
2. Безотчетное стремление к чему-н., внутреннее чутьё.
Энциклопедия «Биология»
, врождённое поведение животных и человека, направленное на удовлетворение основных биологических потребностей. Наиболее сильными (доминирующими) инстинктами являются пищевой (утоление голода) и сексуальный (продление рода). У высших животных и человека на основе инстинкта происходят обучение, формирование поведения, направленное на приспособление к окружающей среде. По мере формирования и социализации личности человек усложняет программу поведения, контролирует инстинкты, подчиняя их правилам и требованиям общества. См. также поведение.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG instinct)
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ИНСТИНКТ, а, м.
1. Врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. И. самосохранения.
2. Подсознательное, безотчётное чувство, внутреннее чутьё. Понять чтон. инстинктом любящего человека. Материнский и.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок ), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату, полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического, или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно, и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление — другой вопрос). В мире животном И. есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. «Всеобщее» присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно так же связь целого, или взаимность частных существ, выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими. — Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собой, т. е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что И., первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, И. самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; И. половой превращается в супружескую любовь; И. родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; И. политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. — Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собой; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери — при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные.
Вл. Соловьев.
Инстинкт (биолог.). — Термином инстинкт обозначаются все те умственные способности, которыми обусловливается совершение действий, хотя и соответствующих окружающим животное внешним условиям и направленных вообще к пользе особи или всего вида, но выполняемых без необходимого понимания связи между совершаемым действием и вытекающими из него следствиями. Признаком инстинктивных действий служит их прирожденность и непреднамеренность. Вообще с термином И. часто не связывают точного и строго определенного понятия и называют инстинктивными даже такие действия животных, особенно низших, которые имеют все отличительные признаки действий сознательных, разумных. Очень часто в действиях в сущности инстинктивных замешивается и проявляется в большей или меньшей степени и влияние рассудка: и далеко не всегда можно провести резкую границу между инстинктивным и разумным действием. Коренная разница между теми и другими заключается 1) в том, что последние вытекают всегда из знания определенной связи между действием и его следствием, 2) в том, что если ответом на известные внешние влияния служат разумные действия, то они совершаются разными особями различно, между тем как соответственные инстинктивные действия совершаются всеми особями вида при данных условиях одинаково, и 3) что инстинктивные действия совершаются лишь при известных специальных обстоятельствах, которые часто оказывали свое влияние в течение жизни вида, между тем как разумные действия совершаются при самых разнообразных внешних условиях и могут служить ответом на совершенно новые воздействия окружающей среды, которые раньше могли и не встречаться. Принимают двоякое вероятное происхождение всех И. 1) Действия первоначально чисто разумные, повторяясь в ряду последовательных поколений и постепенно утрачивая свой сознательный характер, могут с течением времени превратиться в инстинктивные, подобно тому как в жизни отдельного индивида известное совершенно сознательное действие путем повторения и привыкания постепенно принимает все более и более автоматический, рефлекторный характер. 2) Второй способ происхождения И. обусловливается естественным отбором (см. Вид) и выживанием наиболее приспособленных. Действия и наклонности, никогда не носившие разумного, сознательного характера, но полезные для вида, должны вследствие борьбы за существование укрепляться и развиваться в ряду поколений, и этим путем первоначально очень простое инстинктивное действие может превратиться в крайне сложное. Таков, напр., И. высиживания яиц. Нет никакого основания думать, чтобы какое-либо животное стало сознательно согревать яйца своим телом для вывода детенышей, и этот И. мог развиться из свойственной многим животным привычки прикрывать, защищать яйца своим телом. С превращением холоднокровных животных в теплокровные упомянутая привычка оказалась полезной для вида еще и в том отношении, что процесс развития в яйце мог протекать быстрее и, таким образом, особенность эта имела все шансы быть закрепленной путем естественного отбора. Как указывает Дарвин, некоторые И. имеют не менее важное значение для сохранения вида, чем особенности его строения, и потому легкие изменения в И. при изменениях внешних условий могли сохраняться, накопляться и усиливаться действием естественного отбора. Нет основания думать, чтобы все И. произошли непременно тем или другим из указанных путей, многие могли иметь двойное происхождение и развиться из первоначально разумных действий путем привычки, с одной стороны, и действия отбора — с другой. Примером могут служить североамериканские тетерева, вырывающие себе под снегом длинный ход, оканчивающийся расширением, которое прикрыто лишь тонким слоем снега. Испуганная появлением врага у входа птица просто взлетает, легко пробивая слой снега. Здесь первым источником И. было, вероятно, сознательное стремление прятаться под снегом, но современная форма его выработалась путем естественного отбора. В противоположность весьма распространенному взгляду нет достаточных оснований считать И. за нечто неизменное, они подлежат, напротив, различным изменениям при изменении внешних условий. Существует уже ряд наблюдений в пользу этого над домашними животными, наблюдались изменения в продолжительности высиживания, уходе за птенцами и т. п. Наблюдалось также появление новых И.; так, напр., скоро после появления человека в необитаемых раньше странах даже молодые животные начинают обнаруживать страх перед ним; как бы ни объяснялась сущность этих явлений, но сам факт возникновения новой группы инстинктивных явлений можно считать несомненным. Нередко изменения в инстинктивных действиях носят разумный характер, животное заменяет, напр., при сооружении гнезд обычный строительный материал при недостатке его другим (напр. пчелы заменяли узу смесью воска и терпентина), заменяют обыкновенную пищу личинок другой и т. п. Но рядом с этим известно много случаев, когда животные, выполняющие очень сложные инстинктивные действия, оказываются в высшей степени тупыми, если наталкиваются на самое незначительное, но необычное для них препятствие. Не все случаи сложных И. поддаются в настоящее время объяснению с точки зрения приведенных взглядов, многие еще недостаточно выяснены (и недостаточно изучены), но большая часть их естественно объясняется указанными соображениями. Важнейшая литература об И.: Дарвин, «Происхождение видов» и «Происхождение человека»; Romanes, «Mental Evolution in Animals», «Animal Intelligence» и статья «Instinct» в «Encyclopedia Britannica»; Леббок, «Муравьи, пчелы и осы», и Lubbock, «Die Sinne und des Geistige Leben der Thiere etc.» (Лпц., 1889; перев. Маршалля), также Fabre, «Souvenirs entomologiques. Etudes de l’instinct sur les moeurs des Insectes» (1879), «Nouveaux souvenirs entomologiques» (1882) и «Souvenirs ent o mologiques» (3 серия, 1886).
Инстинкт
Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).
Инстинкты человека
Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.
Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет мотивацию к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.
В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за страха за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.
Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.
Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.
Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в подсознание, запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.
Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.
Инстинкт это что такое? Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.
Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.
Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.
Виды инстинктов
Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, клептомания, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).
Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.
Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.
Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.
Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.
Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.
Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.
Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.
Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.
Вертикальная консолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее члены между собой не всегда являются родственниками.
Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.
Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.
Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.
Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.
Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.
В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.
Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.
Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.
Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.
Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.
Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.
В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.
Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.
Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.
Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.
Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.
Примеры инстинктов
В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.
Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.
Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.
Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.
Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.
Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.
Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.
Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»