инцидент исперчен что это значит
Стихи из предсмертной записки
Как говорят —
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Маяковский: в том, что умираю, не вините никого…
14 апреля 1930 года в Москве в квартире 12 дома № 3 по Лубянскому проезду было найдено тело поэта Владимира Маяковского. Причиной смерти стало самоубийство. Покойный оставил предсмертную записку следующего содержания.
В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. –
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся.
Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться
В столе у меня 2000 руб. внесите в налог. Остальное получите с ГИЗ
В.М.»
(Орфография и пунктуация Маяковского сохранены)
Несмотря на просьбу поэта «не сплетничать», разговоры и спекуляции на тему его смерти продолжаются и 80 лет спустя. Выдвигаются новые и новые идеи причин самоубийства, раскрываются «подробности личной жизни». Но никто не расскажет о Маяковском и последних днях его жизни лучше, чем те, кто знал его лично.
Из воспоминаний Вероники Полонской
Полонская Вероника Витольдовна (1908-1994) – актриса, играла во МХАТе, снималась в фильме Лили Брик «Стеклянный глаз». Последняя любовь Владимира Маяковского.
14 апреля. Утром Владимир Владимирович заехал в 8.30, заехал на такси, так как у его шофера был выходной. Выглядел Владимир Владимирович очень плохо.
Я сказала, что у меня в 13.30 репетиция с Немировичем-Данченко, очень важная, что я не могу опоздать ни на минуту. Приехали на Лубянку, и он велел такси ждать.
Его очень расстроило, что я опять тороплюсь. Он стал нервничать, сказал:
— Опять этот театр! Я ненавижу его, брось его к чертям! Я не могу так больше, я не пущу тебя на репетицию и вообще не выпущу из этой комнаты!
Она запер дверь и положил ключ в карман. Она был так взволнован, что не заметил, что не снял пальто и шляпу.
Я сидела на диване. Он сел около меня на пол и плакал. Я сняла с него пальто и шляпу, гладила его по голове, старалась всячески успокоить.
Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас ничего не сказав Яншину. И театра я не брошу и никогда не смогла бы бросить.
Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно, или совсем ничего не надо.
Он быстро забегал по комнате, подбежал к письменному столу. Я услышала шелест бумаги, я не видела, так как он загораживал собой письменный стол.
Теперь мне кажется, что, вероятно, он оторвал 13-е и 14-е числа из календаря.
Потом Владимир Владимирович открыл ящик и захлопнул его, опять забегал по комнате. Я сказала:
— Что же, вы не проводите меня даже?
Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и очень ласково:
— Нет, девочка, иди одна… Будь за меня спокойна…
Улыбнулся и добавил:
— Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?
Он дал мне 20 рублей.
Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери.
Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору: не могла заставить себя войти.
Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась войти. Но, очевидно, я вошла через мгновенье: в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела.
Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди было крошечное кровавое пятнышко.
Я помню, что бросилась к нему и только повторяло бесконечно:
— Что вы сделали? Что вы сделали?
Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову. Казалось он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые.
Лицо, шея были красные, краснее, чем обычно. Потом голова упала и он стал постепенно бледнеть.
Набежал народ. Кто-то звонил, кто-то мне сказал:
— Бегите встречать карету скорой помощи!
Я ничего не соображала, выбежала во двор, вскочила на ступеньку подъезжающей кареты, опять вбежала по лестнице. Но на лестнице уже кто-то сказал:
Из воспоминаний Лили Брик
Брик Лиля Юрьевна (1891-1978) – российский литератор, возлюбленная, «муза» Владимира Маяковского.
В Маяковском была исступленная любовь к жизни, ко всем ее проявлениям – к революции, к искусству, к работе, к женщинам, к азарту, к воздуху, которым он дышал. Его удивительная энергия преодолевала все препятствия. Но он знал, что не сможет победить старость, и с болезненным ужасом ждал ее с самых молодых лет.
Когда в 1956 году в Москву приезжал Роман Якобсон, он напомнил мне мой разговор с ним в 1920 году. Мы шли вдоль Охотного ряда, и он сказал: «Не представляю себе Володю старого, в морщинах». А я ответила ему: «Он ни за что не будет старым, обязательно застрелится. Он уже стрелялся – была осечка. Но ведь осечка случается не каждый раз!»
Из воспоминаний Осипа Брика
Брик Осип Максимович (1888-1945) – писатель, драматург, сценарист, критик. Издал поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник».
17-го утром мы приехали в Москву. Гроб стоял в Союзе писателей. Огромные толпы приходили прощаться с Володей. Все были очень взволнованы. Никто не ожидал, что Маяковский может застрелиться. 14 апреля – это 1 апреля по старому стилю, и многие, когда мы говорили, что Маяковский застрелился, смеялись, думая, что их разыгрывают.
Я имел разговор с одним рапповцем. Я спросил его – неужели они не могли загрузить Володю работой в Рапе, найти ему должное применение. Он поспешно ответил: как же! Мы условились, что весь стиховой самотек, который будет поступать в журнал «Октябрь», мы будем отсылать ему на просмотр. Больше мне с ним разговаривать было не о чем.
А другой рапповец выразился так: «Не понимаю, почему столько шуму из-за самоубийства какого-то интеллигента». Отвратительно мне было это самодовольство посредственности – что мы, мол, не такие, мы не застрелимся!
Люди не стреляются по двум причинам: или потому, что они сильнее раздирающих их противоречий, или потому, что у них вообще никаких противоречий нет. Об этом втором случае рапповская бездарь забыла.
Из воспоминаний Николая Асеева
Асеев Николай Николаевич (1889-1963) – русский советский поэт, близко общался с Маяковским, некоторое время поэты жили в одной квартире.
В понедельник четырнадцатого апреля я заспался после усталости и разочарования неудачами предыдущего дня, как вдруг в полусне услышал какой-то возбужденный разговор в передней, рядом с нашей комнатой. Голоса были взволнованные; я встал с постели, досадуя, что прерывают мое полусонное состояние, накинул на себя что-то и выскочил в переднюю, чтобы узнать причину говора. В передней стояла моя жена и художница Варвара Степанова; глаза у нее были полубезумные, она прямо мне в лицо отчеканила: «Коля! Володя застрелился!» Первым моим движением было кинуться на нее и избить за глупый розыгрыш для первого апреля; в передней было полутемно, и я еще не разглядел ее отчаяния, написанного на лице, и всей ее растерянной, какой-то растерзанной фигуры.
Я закричал: «Что ты бредишь?» Ее слов, кроме первых, я точно не помню, однако она, очевидно, убедила меня в страшной правде сказанного.
Я помчался на Лубянский проезд. Был теплый апрельский день, снега уже не было, я мчался по Мясницкой скачками; не помню, как добежал до ворот того двора, где толпились какие-то люди. Дверь из передней в комнату Маяковского была плотно закрыта. Мне открыли, и я увидел.
Головой к двери, навзничь, раскинув руки, лежал Маяковский. Было невероятно, что это он; казалось, подделка, манекен, положенный навзничь. Меня шатнуло, и кто-то, держа меня под локоть, вывел из комнаты, повел через площадку в соседнюю квартиру, где показал предсмертное письмо Маяковского.
Дальше не помню, что было, как я сошел с лестницы, как очутился дома.
Из воспоминаний Николая Денисовского
Денисовский Николай Федорович (1901-1981) – русский советский художник, один из основателей Общества станковистов (ОСТ). Совместно с Маяковским Денисовский создал серию плакатов для Наркомздрава.
14 апреля 1930 года… мне сообщили, что застрелился Маяковский. Я немедленно поехал на Лубянку.
В передней была соседка по квартире и больше никого не было. Он лежал головой к окну, ногами к двери, с открытыми глазами, с маленькой открывшейся точкой на светлой рубашке около сердца. Его левая нога была на тахте, правая слегка спустилась, а корпус тела и голова были на полу. На полу был браунинг. На письменном столе – записка, написанная его рукой. А на спинке стула, около стола, висел его пиджак. Меня просили поехать на Таганку и предупредить дома, чтобы встретить тело. Дома никого не было. Была одна домработница. Л.Ю. и О.М. Брик были за границей. Вскоре привезли тело и положили его на тахту в его комнате. Пока он не застыл окончательно, надо было его переодеть. Непрерывно звонил телефон на Таганку, самые различные люди возмущенно сообщали, что в Москве кто-то распространяет слухи о смерти Маяковского.
Узнавали правду, растерянно умолкали. Постепенно соседняя комната и столовая стали заполняться знакомыми и незнакомыми людьми. Не помню сейчас, кто помог найти чистую рубашку у него в шкафу. Но мне снять с него старую было уже трудно.
Пришлось разрезать. На сердце с левой стороны было пятнышко, рана запеклась кровью. Олеть его я не знал как. Решили оставить в тех же самых брюках и ботинках. По телефону сообщили, что приедут из института мозга и будут брать его мозг…
Когда гроб внесли в крематорий, все хлынули следом. Началась давка. Попасть было невозможно. Казалось, сейчас затрещит здание крематория. Растерявшийся милиционер дал выстрел в воздух.
Москва провожала Маяковского.
Из воспоминаний Бориса Пастернака
Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) – русский советский поэт, прозаик, переводчик. Маяковский оказал большое влияние на творчество Пастернака.
Между одиннадцатью и двенадцатью все еще разбегались волнистые круги, порожденные выстрелом. Весть качала телефоны, покрывая лица бледностью и устремляя к Лубянскому проезду, двором в дом, где уже по всей лестнице мостились, плакали и жались люди из города и жильцы дома, ринутые и разбрызганные по стенам плющильной силой события.
в это время сверху на носилках протащили тело, чем-то накрытое с головой. Все бросились вниз и спрудились у выхода, так что когда мы выбрались вон, карета скорой помощи уже выезжала за ворота. Мы потянулись за ней в Гендриков переулок (прим. ред.: сейчас переулок Маяковского).
В передней и столовой стояли и сидели в шапках и без шапок. Он лежал дальше, в своем кабинете. Дверь из передней в Лилину комнату была открыта, и у порога, прижав голову к притолоке, плакал Асеев. В глубине у окна, втянув голову в плечи, трясся мелкой дрожью беззвучно рыдавший Кирсанов.
Из воспоминаний Владимира Роскина
14 апреля вечером он лежал в боковом зале Дома писателей, и ночь мы сидели на стульях, поставленных вдоль стен, а на рассвете, присев на лавки у памятника Гоголю, мой друг художник сказал: «Это кончилась наша молодость».
На следующий день гроб стоял в большом зале клуба, весь заставленный венками и засыпанный живыми цветами, а внизу лежал венок от рабочих какого-то завода из металлических стружек с надписью на красной ленте «Железному поэту, железные цветы».
На Рождественке во дворе ВХУТЕИНА стоял простой грузовик. Художники Татлин и Денисовский при помощи кровельного железа и красных полотнищ превратили его в монументальный лафет, на который и поставили гроб поэта.
Прошло всего дней десять после похорон Маяковского, как я у книжной лавки писателей встретил О.М. Брика, и он мне сказал, что они получают массу писем, в которых высказываются всякие предположения о причинах самоубийства Маяковского, но лучше всех написала одна работница с ивановской текстильной фабрики. Она написала: «Маяковский умер от перегрева котла».
1. В. Маяковский в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров./ Под общ. Ред. В.В. Григоренко, Н.К. Гудзия, С.А. Макашина, С.И. Машинского, Ю.Г. Оксмана, Б.С. Рюрикова. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963.
2. «В том, что умираю, не вините никого». Следственное дело В.В. Маяковского. Документы. Воспоминания современников. Автор проекта С.Е. Стрижнева. М.: Эллис Лак 2000, Государственный музей В.В. Маяковского. Документы дела №50, архивные материалы, 2005.
Про гнилые зубы и Маяковского
Видимо, аукнулась тюрьма. Маяковский к своим 17 годам, на минутку, уже успел отсидеть 11 месяцев в одиночной камере в Бутырке, а до этого еще пару месяцев в тогдашних аналогах КПЗ. Его трижды брали за пропаганду РСДРП, связь анархистами, работу в подпольной типографии и помощь бежавшим с каторги женщинам, осужденным по политическим статьям.
Там же, бутырской одиночке, Володя начал писать первые стихи, настрочил целую тетрадку. Но на выходе конвоиры отобрали.
И слава богу, что отобрали, а то б еще напечатал.
Типа стихи получились так себе. Однако официальное начало карьеры поэта он сам для себя отсчитывал именно с этого времени. Как бы то ни было, Володю внешний вид и состояние зубов особо не парили.
Мне не мешали в его облике гнилые зубы. Наоборот — казалось, что это особенно подчеркивает его внутренний образ, его «свою» красоту. И когда позднее, уже в 1915 или 1916 году, я встретила его с ровными, белыми зубами — мне стало жалко. Помню, что я даже с досадой обвинила в замене его зубов Лилю Брик. Это она сделала. (пишет в дневнике одна из любовниц Маяковского)
Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана
Так вот, Горький, чтобы забрать Маяковского у футуристов и привлечь в большую литературу, почти силком притащил его в свой журнал «Летопись». Сотрудникам журнала такой расклад совсем не зашел. Те считали Маяковского мелким актером, скандалистом и хулиганом в желтой кофте с плохими зубами. Матерится, курит дешевые папиросы, окурки на пол бросает. Куда такого в солидный журнал?
Но Горький был непреклонен. Тихонов, директор издательства, много сил потратил, чтобы замять конфликт.
В 1915 решили издать первую книгу стихов Маяковского. Долго думали над названием. Маяковский предлагал «Тринадцатый апостол», «Пять распятий», «Просто, как таблица умножения». Тихонов всё забраковал.
В итоге сошлись на «Простое как мычание». Потом Маяковский затребовал, чтобы стихи печатались без заглавных букв и знаков препинания. Типа как телеграммы. Такой дерзости Тихонов, конечно, позволить не мог. Сторговались на отсутствии заглавных букв в новых строках, остальную пунктуацию оставили.
Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста. Мы много думали о том — какой. И решили — лучше всех Фордик. (из письма Лили Брик)
Потом уже было звание «главного поэта революции», бесчисленные расставания и новые встречи с Лиличкой, внебрачные дочери и сын, отданный в детдом, поездки за границу, привезенные моднейшие Рено для Лилички и Форд для ее любовника, и, наконец, самый важный перфоманс в жизни поэта 14 апреля 1930.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
Мне в детстве очень нравилось его стихотворение Тучкины штучки, оно меня как-то заворожило счетом, сравнением, глупым словом «сжирав») А потом, в школе, я поверить не могла, что какие-то рубленные непонятные стихи написал тот же человек.
Уже став взрослой, увидела как даже в простом сюжете он умел уместить такое громадное количество неожиданных образов.
Мал его радостей тусклый спектр:
шесть часов поспать на боку,
От этой грязи скроешься разве?
И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.
Как по мне, одни из самых сильных строк в поэзии о любви.
Дым табачный воздух выел.
глава в крученыховском аде.
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
тело в улицу брошу я.
дай простимся сейчас.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Стих из предсмертной записки приведён с ошибкой. В оригинале во второй строчке написано «инцидент исперчен«, а не исчерпан.
А как в то время из гнилых зубов делили ровные белые?
Мне Маяковского открыла наша пионервожатая в школе, его лирику. Ох эти пионервожатые, как они были важны для полового созревания мальчиков в СССР)))
бежавшим с каторги женщинам, осужденным по политическим статьям.
Это убийцы-террористки, обляпанных с ног до головы кровью своих жертв.
Потом Маяковский затребовал, чтобы стихи печатались без заглавных букв и знаков препинания.
Ну нифига себе! Так вот у кого Кунгуров стилистику пирожков позаимствовал!
Почему-то именно с Маяковским очень хочется поговорить вживую. Он интересен как личность. Откровенный, нежный, искренний в любовной лирике, острый, насмешливый и беспощадный в пропаганде. Личную жизнь его сейчас смакуют во всех подробностях. (Брик, наверное, вентилятором на том свете работает). Но если простить ему брикоманию, то он весьма интересный, остроумный и наблюдательный человек.
Я б спросил, взъяренный:
почему вы не летаете?
А вот это вообще ко многим ситуациям применимо:
Радуйся, распятый Иисусе,
с гвоздей своей доски,
повесишься с тоски!
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
Где роза есть нежнее и чайнее?
прочту «Простое как мычание»?
Как можно судить о гении?
Но в том, что тебя касается
Не славится жизнь переменами
В служенье отдать свою музу?
Все в «Облако» и в «Про это» вцепились
Чтоб последнюю точку поставить пулей?
Разорвать с невеселой жизнью содружество,
Неужели не видно всех несчастий и горестей?
Неужели в словах твоих мало символов?
Неужели так мало всем мира и ровности,
Чтоб казались твои-то стихи некрасивыми?
Они просто жалеют сердца
От начала страх и до конца
Маяковский был крут.
Горький такой душка был, прирожденный продюсер. Умело вертелся в те нелегкие времена, со всеми отношения поддерживал. Очень хорошо чуял веяния, корректировал свою литературу и происхождение согласно новым требованиям. При этом от Капри не отказывался.
Маяковского продвинул. Маршака продвинул и опекал.
Сам не блистал особыми литературными талантами, но вкус имел. И нюх, на то, как устроиться.
о как! а Лиля и Осип что делали с любовницами и любовниками Маяковского?
Так блэт! Что за самый важный перфоманс в жизни поэта 14 апреля 1930?!
Солист группы Shortparis очень напоминает Маяковского.
Охх уж это первое фото «я у мамы забулдыга» 🙂
Старый шрифт интересно увидеть. А как эта буква называлась, которая как е читалась? Пойду погуглю. И что ьам за правила были, когда е писалось а когда эта буква.
Можно поподробнее про «Форд для ее любовника»? А то сколько увлекаюсь Маяковским ничего про это не встречал.
Спасибо за пост. Может молодёжь краем глаза зацепится и хоть что-то запомнит.
С евреями яшкался из за денег.
У Никонова прекрасное к Маяковскому:
Зелёный и белый, который был скомкан.
Это я не к тому, Вовка, что всё было зря!
Гораздо хуже когда о тебе говорят
И жизнь твою обмусоливают.
Ёбаным сукам без совести и без предела.
Передовые столичные бляди
Фыркают, услышав имя.
Ну да, футурист, продался.
Дать бы им по ебалу!
А хули с ними вообще разговаривать,
Из, например, контркультуры.
Это литература, музыка и поэзия, и философская мысль.
А ведь на самом деле ему просто не с кем было ебстись!
Дедушек из контркультуры!
Вот тебе и потомки, роющиеся в окаменевшем говне!
Вовка! сейчас потёмки, а не при тебе.
Сытые морды Приголых, Пелевиных и прочих. П
Которые, падлы, не знают о настоящей борьбе!
Да и сам я сижу в полной жопе, с набором известных фраз:
Как появилось стихотворение «Ананасы в шампанском»
Это одно из самых известных стихотворений Серебряного века. Оно, как известно, принадлежит перу дерзкого и эпатажного поэта Игоря Северянина. Но мало кто знает, что к его появлению на свет причастен не менее дерзкий и не менее эпатажный поэт, которого потом назовут глашатаем революции. Да-да, речь о Маяковском.
Вообще, у Северянина с Маяковским были сложные отношения. Каждый из них считал самого себя главным гением эпохи, а окружающие только подогревали их соперничество.
Апогеем этого толкания плечами стали выборы короля поэтов, прошедшие в 1918 году в Политехническом институте. Участвовали многие, но главными претендентами оказались Северянин и Маяковский. Голоса зрителей распределились между ним. Чуть больше заветных бумажек с именем получил Северянин.
Маяковский и остальные футуристы на это жутко обиделись. И тут же устроили вечер под лозунгом «Долой всех королей». Но это уже другая история.
Что касается стихотворения «Ананасы в шампанском», то написано оно было в 1915 году. И, как ни странно, знаменитую строчку Игорю Северянину подсказал как раз его соперник. Тогда они еще дружили.
Это произошло в Симферополе, где оба поэта участвовали в так называемой Первой олимпиаде футуристов. Помимо них, выступали еще Давид Бурлюк и Вадим Баян. Собственно, в воспоминаниях Баяна и зафиксирован эпизод с ананасами.
«За столом Маяковский сидел рядом с моей сестрой — поэтессой Марией Калмыковой. По левую сторону у него был Северянин с дамой. Маяковский был весел и много острил, как направо, так и налево. Когда на бокал сестры упал с цветочной вазы лепесток розы и повис на нем кудряшкой, Маяковский сказал ей:
— Ваш бокал с моим был бы точен, если бы не был олепесточен.
Варьируя и комбинируя кушанья, он надел на фруктовый ножичек кусочек ананаса и, окунув его в шампанское, попробовал. Комбинация пришлась ему по вкусу. Он немедленно предложил своей даме повторить его опыт и восторженно обратился к Северянину:
— Игорь Васильевич, попробуйте ананасы в шампанском, удивительно вкусно!
Северянин тут же сымпровизировал четыре строчки, игриво напевая их своей даме:
— Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»
Публика, как пишет Баян, была просто в восторге от экспромта. Северянин же, запомнив родившееся четверостишие, позже развил его в целое стихотворение, ставшее в итоге чуть ли не визитной карточкой поэта.
Кстати, если говорить точно, то оно вовсе не называется «Ананасы в шампанском». У него другое заглавие — «Увертюра». Правда, под ним его мало кто опознает.
Хочу все знать #477. 87 фактов о Шерлоке Холмсе
14 октября 1892 года Артур Конан Дойль опубликовал книгу «Приключения Шерлока Холмса» т.е это целых 46386 дней назад, милый друг. И началось…
1. Охотничье кепи, без которого трудно представить себе Шерлока Холмса, ни словом не упоминается ни в одной книге Конан Дойля. Это самодеятельность иллюстратора первых изданий Сиднея Пэджета.
2. Ни в одном романе Конан Дойля Холмс не говорит фразу «Элементарно, Ватсон». Она появилась в первой звуковой экранизации.
3. Продюсеры сериала «Доктор Хаус» много раз говорили, что построили образ главного героя на чертах характера понятно какого сыщика.
4. Приключения Холмса по сей день являются самым экранизируемым литературным произведением в истории человечества. На октябрь 2019 года существует 223 официальные экранизации. Холмса в них играли 79 разных актеров.
Специалисты, правда, считают, что этих фильмов давно уже больше трех сотен. В разное время Холмса играли Кристофер Ли, Роджер Мур, Майкл Кейн и Питер Кашинг, прославившийся в немых хоррорах и вполне звуковых «Звездных войнах». В одной из радиопостановок Холмса изображал Орсон Уэллс.
5. Создатель графического образа Холмса — художник Сидней Пэджет.
6. Точный адрес сыщика — Лондон, Бейкер-стрит, дом 221б. Во времена Конан Дойля дома с таким адресом на улице не было, она заканчивалась на номере 100. Дом 221б построили позже, и сейчас там находится Музей Холмса.
Лондон, Бейкер-стрит, 221б, Музей Шерлока Холмса
7. В трех рассказах Конан Дойля упоминается Майкрофт Холмс, старший брат сыщика, работающий в британском МИДе. Другой родни у героя нет.
8. В 2002 году Шерлока Холмса приняли в почетные члены Королевского общества химиков. Никакой другой вымышленный персонаж такой чести никогда удостоен не был.
9. Всего Конан Дойль написал 4 повести и 56 рассказов о Холмсе.
10. В июне 2009 года в издательстве Cornerstone Books вышел последний на данный момент сборник рассказов о приключениях Холмса — «Шерлок Холмс, частный детектив». Одного из авторов зовут И.В. Ватсон.
11. В комиксе Алана Мура «Лига экстраординарных джентльменов» главный злодей — профессор Мориарти, но протагонистом вместо Холмса работает Алан Квотермейн.
12. В рассказе Бориса Акунина «Узница башни» (сборник «Нефритовые четки») Эраст Фандорин и Шерлок Холмс совместно расследуют преступление.
13. Холмс снимал дом на Бейкер-стрит, хотя Ватсон в одном рассказе говорил, что «на деньги, выплаченные за аренду, его давно можно было купить». Ничего не напоминает?
15. Холмс не знал, что Земля вращается вокруг Солнца, уверяя, что это нерелевантная для его работы информация.
16. После выхода произведений Конан Дойля дедуктивный метод стал использоваться криминальной полицией по всему миру.
18. После восьми лет непрекращающейся истерики читающей публики по всему миру Холмса пришлось вернуть в «Собаке Баскервилей» (1901).
19. Самый многочисленный официальный фан-клуб Sherlock Holmes Society открылся в 1934 году и с перерывами функционирует по сей день.
20. Чаще всех Холмса играл британский актер Айли Норвуд: на его счету 47 фильмов. Все они, правда, немые и были сняты в 20-е годы прошлого века.
21. В 2006 году Василий Ливанов получил орден Британской империи за создание экранного образа Шерлока Холмса.
22. Мультипликационный Холмс в российском рекламном ролике Red Bull озвучен Ливановым.
23. Своим любимым текстом про суперсыщика Конан Дойль неизменно называл «Пеструю ленту».
24. Корней Чуковский, редактировавший большинство канонических русских переводов произведений о Холмсе, отзывался о них как о «полубездарной пустяковине».
25. Прототипом доктора Ватсона был реальный доктор Ватсон, живший на Бейкер-стрит. У него Конан Дойль лечил зубы.
26. Если судить по каноническим текстам, Ватсон трижды был женат, но так и остался бездетным. Для викторианский Англии, где в семьях было по 6–8 детей, это нонсенс. Серьезные литературоведы считают, что доктор страдал бесплодием.
27. Впрочем, дети Ватсона могли умереть при рождении: до начала XX века акушерства как такового в Англии не существовало.
28. У Холмса было не менее полудюжины домашних халатов. Известны цвета трех из них: светло-серый, темно-серый и фиолетовый.
29. Плащ с пелериной, который Холмс носит в большинстве экранизаций, на самом деле предназначался для загородных прогулок. Это как в наши дни ходить на деловые встречи в лыжном комбинезоне.
30. В момент наивысшей популярности книг о Холмсе в Лондоне случился бум частных детективных бюро: новые открывались каждую неделю.
31. В начале XX века криминальная полиция Египта ввела произведения Конан Дойля в обязательную программу экзамена для следователей.
32. Бернард Шоу называл Холмса «наркоманом, не имеющим ни одной положительной черты характера».
33. «Шерлок Холмс» Гая Ричи был первым появлением сыщика на американских киноэкранах за 21 год.
34. Интерьер дома на Бейкер-стрит в фильме Ричи позаимствован из «Гарри Поттера». Точнее, из жилища Сириуса Блэка.
35. Есть версия, что продолжить цикл о Холмсе Конан Дойля убедил лично король Англии.
36. Днем рождения Шерлока Холмса считается 6 января 1854 года, хотя напрямую об этом не говорится ни в одной книге.
37. Холмс — холостяк и самопровозглашенный женоненавистник. Что-то похожее на флирт у него было только со злодейкой Ирен Адлер в рассказе «Скандал в Богемии».
38. В разное время повести и рассказы о Холмсе писали сын Конан Дойля Адриан, Нил Гейман, Марк Твен, Стивен Кинг и президент США Франклин Рузвельт.
39. Первый детектив, основанный на дедуктивном методе расследования, написал Эдгар По — рассказ «Убийство на улице Морг».
40. В апреле 2007 года в Москве на Смоленской набережной открылся памятник Холмсу и Ватсону. Он до сих пор там стоит, мы проверяли.
41. В неканонических романах Холмс противостоял Джеку Потрошителю, французскому супервору Арсену Люпену, графу Дракуле и Ктулху.
42. Конан Дойль сознательно умалчивал о юности Холмса, поэтому спродюсированный Спилбергом фильм «Молодой Шерлок Холмс» (1985) в определенных кругах считается еретическим.
43. «Молодой Шерлок Холмс» (1985) был первым фильмом с персонажем, полностью созданным компьютером, — ожившими рыцарскими доспехами.
44. Джон Клиз написал сценарий и снялся в главной роли в дикой пародии «Дело о конце цивилизации в ее привычном виде» (1967). Там внук Холмса охотится за потомком Мориарти.
45. В 1964 году книги о Холмсе занимали вторую позицию в списке всемирных бестселлеров. На первом, как обычно, была Библия.
46. Во всех канонических повестях и рассказах повествование ведется от лица Ватсона. Только в двух — от лица Холмса. Еще два рассказа написаны от третьего лица.
47. Конан Дойль горячо верил в призраков, столоверчение и прочие битвы экстрасенсов.
48. Холмс был запечатлен на почтовых марках Никарагуа, Сан-Марино, Великобритании, Канады и ЮАР.
49. В 1953 году в Лондоне не без успеха прошел балет о Шерлоке Холмсе под названием «Великий детектив».
50. В 1983 году в лондонском Cambridge Theatre состоялась премьера мюзикла «Шерлок Холмс». Зрелище было таким диким, что постановку отменили после первого же спектакля.
51. Холмс (точнее, его пародийная копия Шерлок Хемлок) — сквозной персонаж детской передачи «Улица Сезам».
52. Настоящий сэр Гарри Баскервиль обиделся на соответствующий роман и даже утверждал, что на самом деле его написал не Конан Дойль, а его друг Флетчер Робинсон.
53. Есть сведения, что превратить первый рассказ о Холмсе в литературный сериал Конан Дойля надоумил Оскар Уайльд.
54. В «Приключениях в пустом доме» Холмс уверяет, что владеет приемами японской борьбы барицу — абсолютно вымышленной (в отличие от японской борьбы бартицу).
55. В 1902 году Конан Дойля посвятили в рыцари. Причем не за литературные заслуги, а за службу военным врачом в годы Англо-бурской войны.
56. На несуществующий адрес «Бейкер-стрит, 221б, Шерлоку Холмсу» по сей день приходят тысячи писем. Местное почтовое отделение сразу переправляет их в музей.
57. Конан Дойль сначала придумывал разгадку, а уже потом накручивал вокруг нее преступление, то есть использовал индуктивный метод.
58. В 1916 году Конан Дойль водил Корнея Чуковского и Алексея Толстого, приехавших в Лондон по писательским делам, на экскурсию по холмсовским местам.
59. В лондонском музее Шерлока Холмса на Бейкер-стрит играет музыка Владимира Дашкевича из советских «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
60. В начале XX века в Америке начали неофициально продаваться товары, «рекомендованные Шерлоком Холмсом». Конан Дойль, естественно, не получил за это ни пенни.
61. В начале 90-х на Урале открылось «Уральское холмсианское общество» (УХО), которое несколько лет выпускало первую (и последнюю) газету о своих героях — «Элементарно, Ватсон!».
62. Будущие кино-Холмсы Кристофер Пламмер и Василий Ливанов снялись в 1970 году в «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и даже появлялись там в одном кадре.
63. Тембр голоса Василия Ливанова, который у тебя прочно ассоциируется с Шерлоком Холмсом, достался артисту в результате сорванных связок. На съемках фильма Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» часть сцен озвучивалась на лютом морозе. Тогда-то Ливанов и лишился своего природного голоса, который через несколько дней восстановился, но звучал уже иначе.
64. Первую экранизацию выпустила в 1900 году компания American Edison. Фильм длился меньше минуты, до наших дней он не дошел.
65. Всего существует около 800 радиопостановок о Холмсе, и это только на английском языке.
66. В одном из выпусков Detective Comics 135-летний детектив поздравляет Бэтмена с удачно раскрытым преступлением.
67. В книге Ронана Кохлана «Шерлок Холмс и наследник Альбиона» (2007) великий сыщик и профессор Мориарти вместе освобождают Землю от ига человекообразных рептилий.
68. В 1924 году комик Бастер Китон снял один из своих главных фильмов — «Шерлок-младший». Сам понимаешь о ком.
69. В не связанных между собой комедиях «Возвращение Шерлока Холмса» (1987) и «Шерлок Холмс возвращается» (1993) ученые размораживают детектива в наши дни.
70. Первую пародию на Холмса написал в 1893 году друг Конан Дойля — Джеймс Барри, автор «Питера Пена». Рассказ назывался совсем несмешно: «Покойный Шерлок Холмс».
71. В канадском сериале «Приключения Ширли Холмс» речь идет о внучатой племяннице героя.
72. Болливудскую версию Холмса зовут Прадош Миттер. Он раскрывает преступления, пляшет и поет.
73. Конан-дойловские тексты о Холмсе переведены на 76 языков мира.
74. Считается, что прототипом Мориарти был американский астроном Саймон Ньюкомб — гениальный ученый, разрушивший не одну карьеру своих недоброжелателей.
75. Вполне академическое издание «Оксфордский словарь афоризмов» содержит 40 цитат из доктора Ватсона.
76. Мориарти фигурирует в мультсериалах «Черный плащ», «Бэтмен» и «Футурама».
77. В советских переводах холмсианы было множество неточностей. Например, бренди, который пьют Ватсон и Холмс, в разных версиях назывался то коньяком, то виски, а то и вовсе водкой.
78. Конан Дойль считал свои книги о Холмсе необязательными безделушками и был уверен, что прославится как автор исторических романов.
79. Первая повесть о Холмсе, «Этюд в багровых тонах», была написана Конан Дойлем в 1887 году и тогда же вышла в журнале Beeton’s Christmas Annual. Последний сборник рассказов за его авторством, «Архив Шерлока Холмса», опубликован в 1927 году.
80. Телефон у Холмса появляется в 1888 году, всего через десять лет после его изобретения Александром Беллом. Как ни странно, реального ассистента Белла звали Томас Ватсон.
81. Холмс ни разу не фотографирует место преступления, хотя в викторианской Англии это было обычной полицейской практикой.
82. Оригинальные рукописи Конан Дойля почти не сохранились. От «Собаки Баскервилей», например, осталось всего несколько страниц. На аукционах они уходят за многие сотни тысяч долларов.
83. Конан Дойль изначально предполагал, что вместо Ватсона таланты Холмса будут оттенять два туповатых, но энергичных молодых констебля — Сэндифер и Филипп.
84. В книге Лори Кинг «Мэри Рассел» Холмс женится на главной героине, которая на 39 лет его младше, и вместе с ней расследует преступления. При этом, если верить Конан Дойлю, Холмс был женоненавистником и мизантропом. Мужчина бы такого продолжения не написал!
85. В 2007 году в Новой Зеландии отчеканен тираж памятных двухдолларовых монет с портретом Шерлока Холмса (в исполнении Ливанова). Если сильно постараться, их можно найти в некоторых отделениях Сбербанка.
86. Семья Николая II в последние дни жизни читала «Собаку Баскервилей».
87. В неканонических романах и экранизациях доктор Ватсон был роботом, женщиной, собакой и вязаной игрушкой.
На этом вроде пока все!
Хочу все знать #441. Поклонникам Агаты Кристи. 10 лучших детективов.
Конечно это вопрос спорный. Какие лучше, какие чуть хуже и тем не менее.
Какие произведения мастера детективов выходят на топовый свет.
Сегодня Агате Кристи исполняется 129 лет! Но мы ее любим не только за это.
К счастью, специалисты по литературе считают, что истинными шедеврами являются лишь 10 произведений британской писательницы. Десять — это уже не так много. После десяти детективов вполне можно удовлетвориться шантажом, разбоем или, в крайнем случае, пытками.
1. «Убийство Роджера Экройда» (1926)
Расследует Эркюль Пуаро
Ты никогда не догадаешься, кто убийца. Правда. Книга вышла в 1926 году и вызвала настоящий шок. До сих пор ни один из авторов детективных романов не догадался сделать убийцей… Все, все, молчим.
2. «Убийство в доме викария» (1930)
Расследует Мисс Марпл
Еще одна новация: в качестве сыщика впервые на сцену вышла дряхлая старая дева, в которую публика сразу страстно влюбилась. Теперь старушке придется пробыть на этой сцене почти полвека: в последних романах с ее участием писательница намекает, что мисс Марпл уже перевалило за сто лет.
3. «Убийство в Восточном экспрессе» (1934)
Расследует Эркюль Пуаро
Детектив экранизировали примерно миллион раз — во всех странах, сумевших изобрести кинопленку. Угадать убийцу ты опять-таки наверняка не сможешь. А еще книга обессмертила поезд, шедший от Стамбула до Парижа, роскошный экспресс класса люкс. Бархатные портьеры, серебряные подстаканники, трупы в купе — все как положено.
4. «Загадка Эндхауза» (1932)
Расследует Эркюль Пуаро
Кроме закрученного сюжета — отличное описание золотой молодежи времен Великой депрессии, из которого следует, что наши прабабушки занимались сексом с кем ни попадя и гоняли на автомобилях. Странно, что у них родились такие приличные и благонамеренные правнуки.
5. «Смерть на Ниле» (1937)
Расследует Эркюль Пуаро
Детектив написан так увлекательно, что подмывает все бросить, взять билет на круиз по Нилу и быть там изящно убитым. Тоже великое множество экранизаций — какому режиссеру не захочется снять фильм на великолепном пароходе, где все в жемчугах и смокингах?
6. «Десять негритят» (1939)
. последний негритенок посмотрел устало,
повесился и никого не стало.
Никогда. никогда правосудие не поднималось на такую сияющую высоту, как поднялось оно здесь. Без шутовских колпаков и мантий, без продажных лгунов адвокатов. Один на один судья и преступник. Один на один преступник и палач.
Расследуют Томас Легг и инспектор Мейн
«Десять негритят решили пообедать — один вдруг поперхнулся, и их осталось девять».
Самый тяжелый и трагичный из детективов писательницы. Идеальный триллер: вся правда о мраке преступных душ. У нас экранизирован Говорухиным — с гениальной Татьяной Друбич в главной роли. И да, из соображений политкорректности на Западе роман теперь выходит под названием «И никого не стало».
Стереть слово «негритята», из умов и памяти, ибо нельзя так!!
1. Энтони Марстон — молодой парень. Любит гонять на автомобиле. Был приглашен своим другом. Задавил на машине двух детей, Джона и Люси Комбс.
2. Этель Роджерс — жена Томаса Роджерса, кухарка.
4. Томас Роджерс — дворецкий. Вместе со своей женой был нанят мистером Оуэном. Служа у мисс Брейди, пожилой больной женщины, он и его жена не дали ей вовремя лекарство; она умерла, оставив Роджерсам небольшое наследство.
5. Эмили Брент — пожилая женщина. Получила приглашение написанное неразборчивым почерком, предположила, что от старой знакомой. Выгнала из дома молодую служанку, Беатрису Тейлор, узнав, что та забеременела вне брака; девушка утопилась.
Лоуренс Джон Уоргрейв — старый судья. Очень умный и мудрый человек. Получил приглашение от своей старой знакомой. Приговорил к смерти Эдварда Ситона. Единственный из всех «негритят», кто не был виновен в том, в чём его обвинил голос на пластинке (приговорённый им Ситон действительно был преступником).
6. Эдуард Армстронг — доктор с Харли-стрит. Был приглашен на работу в качестве врача за солидный гонорар. Оперировал пожилую женщину, Мэри Элизабет Клиис, будучи пьяным, в результате чего она умерла.
7. Уильям Генри Блор — инспектор в отставке. Был прохвостом и всегда уверенным в своих силах. Нанят Оуэнами в качестве частного детектива (якобы для охраны драгоценностей миссис Оуэн). За взятку дал ложные показания в суде, что привело к заключению невиновного Ландора на каторге, где тот через год умер.
9. Вера Клейторн — молодая девушка, приехала на остров по предложению миссис Оуэн, чтобы стать её секретаршей. Была няней мальчика Сирила Хэмилтона, стоявшего на пути её любовника Хьюго к наследству. Вера умышленно разрешила мальчику во время купания заплыть за скалу — в результате тот попал в течение и утонул.
=не удивлюсь, если вы сейчас все это услышали голосом как на старой пластинке=
7. «Смерть приходит в конце» (1944)
Никто не расследует
Муж-археолог — прекрасное подспорье для любого автора детективов. Действие романа происходит в Древнем Египте, четыре тысячи лет назад. Детальное и довольно точное в историческом плане наблюдение за жизнью древнеегипетской семьи, в которой орудует тайный убийца. Этой книгой леди Агата доказала, что умеет заставлять читателей влюбляться не только в британский быт. Египетский у нее тоже очень соблазнительно получается.
8. «Зло под солнцем» (1941)
Расследует Эркюль Пуаро
Пляж, пальмы, солнце, блестящий отель на острове — и знаменитая актриса-социопатка в роли главного аниматора, которая старательно допекает всех гостей по очереди и под конец оказывается жертвой жестокого убийства. Удивительный детектив, читая который ты искренне и горячо желаешь, чтобы убийцу этой очаровательной дамы так и не нашли.
9. «Скрюченный домишко» (1949)
Расследует Чарльз Хейворд
Чисто семейное дело: на похоронах богатого старого грека его многочисленное никчемное семейство грызется из-за наследства. А потом начинаются странные смерти. Более подробно описать происходящее нельзя, получится сплошной спойлер, но убийцу опять-таки весьма трудно угадать даже опытному читателю.
10. «В 4.50 из Паддингтона» (1957)
Расследует мисс Марпл
Еще одна любимая книга экранизаторов. Старушка в поезде видит мельком, как в купе другого поезда мужчина душит женщину. Впрочем, может быть, старой леди этот ужас только привиделся? И даже если нет — где искать убийцу и жертву, кто они такие? (Электронные именные билеты изобретут только через полвека.)