источники сообщают что тюрки обладали самостоятельной письменностью в
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI-XIII вв.)
Древние тюрки обладали самостоятельной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Источники сообщают, что посланники Западно-Тюркского каганата доставили в Византию письмо, написанное скифским письмом.
Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена «Культегин» и «Тоньюкук» созданные в период Тюркского каганата. Памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо
В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись и Кок бори(волку).
Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря».
Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» он проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм и бичует изворотливых подхалимов. «Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба. Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани.
Тесты по истории Казахстана 2007. Вариант 16
1. Бегазы-Дандыбаевская культура на территории Казахстана относится к:
+A) Эпохе бронзы.
B) Эпохе железа.
C) Палеолиту.
D) Мезолиту.
E) Неолиту.
2. Основное занятие саков.
A) Металлургия.
B) Земледелие.
+C) Скотоводство.
D) Ремесло.
E) Торговля.
3. Столица Золотой Орды город Сарай-Бату был основан вблизи:
A) Казани.
B) Царицына.
C) Яицка.
+D) Астрахани.
E) Тюмени.
4. Легендарной 316-ой стрелковой дивизией, сформированной в Казахстане, командовал:
A) генерал Доватор.
B) генерал Чуйков.
C) генерал Ботов.
D) генерал Говоров.
+E) генерал Панфилов.
5. Съезд Компартии Казахстана объявил о роспуске партии в:
A) 1988г.
+B) 1991г.
C) 1987г.
D) 1989г.
E) 1990г.
6. Период мезолита длился около:
+A) 7 тысяч лет.
B) 6 тысяч лет.
C) 4 тысяч лет.
D) 8 тысяч лет.
E) 5 тысяч лет.
7. Восстание казахов в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманова проходило в период:
A) 1835-1839гг.
B) 1837-1838гг.
+C) 1836-1838гг.
D) 1836-1839гг.
E) 1837-1839гг.
8. В конце XIX в. первые забастовки рабочих в Казахстане проходили с явным преобладанием требований:
+A) Экономических.
B) Политических.
C) Социальных.
D) Антифеодальных.
E) Антиколониальных.
9. Подавлено 8-ой дивизией Красной Армии, 175 человек приговорены к расстрелу, так закончилось Каракумское выступление шаруа против
A) Переселенческой политики.
B) Индустриализации.
+C) Коллективизации.
D) Военного коммунизма.
E) Новой экономической политики
10. Согласно «Положения» 1891 г. в Туркестанском крае:
A) Упразднено генерал-губернаторство.
B) Образована Область Сибирских киргизов.
C) Созданы две области: Сырдарьинская, Семиреченская.
+D) Создано три области: Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская.
E) Создан Амударьинский отдел.
11. Историческое значение XX съезда Коммунистической партии состоит в том, что:
+A) Был разоблачен культ личности И.В.Сталина.
B) Принята очередная программа партии.
C) Обсужден вопрос о демографической ситуации в стране.
D) Намечен курс на построение коммунизма.
E) Принята программа реформ.
12. Самая массовая организация трудящихся, основанная на общности трудовых интересов:
A) Партия.
B) Колхозы.
+C) Профсоюзы.
D) Комсомол.
E) Советы.
13. В 1967 году Л.И.Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение, развитого:
A) демократического общества;
B) социального общества;
C) прогрессивного общества;
+D) социалистического общества;
E) коммунистического общества;
14. Вывод советского контингента войск из Афганистана завершился в феврале:
A) 1988 года.
B) 1992 года.
C) 1990 года.
+D) 1989 года.
E) 1991 года.
15. Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в
A) VII в.
B) VIII в.
C) XV в.
D) IX в.
+E) VI в.
16. Источники сообщают, что тюрки обладали самостоятельной письменностью в:
A) III в.
B) IV в.
+C) VI в.
D) VII в.
E) V в.
17. В 960 г. объявили ислам государственной религией в государстве:
A) Кипчаков.
B) Найманов.
+C) Караханидов.
D) Тюргешей.
E) Карлуков.
18. В исторических источниках «Мангытским Юртом» называли:
A) Могулистан.
B) Ханство Абулхаира.
C) Ак Орду.
D) Государство Тимуридов.
+E) Ногайскую Орду.
19. Кочевать и пасти скот на правобережье Яика казахам Младшего жуза запретили в:
A) 1759г.
+B) 1756г.
C) 1755г.
D) 1760г.
E) 1758г.
20. Политика царизма в Казахстане, начатая во второй половине ХIХ в., и в начале XX в. достигшая своего наивысшего развития:
A) Реформирование системы управления.
B) Освоение водного транспорта.
C) Завоевание края.
D) Строительство шоссейных дорог
+E) Массовое переселение крестьян.
21. В поддержку Указа царя от 25 июля 1916 г. о реквизиции инородцев на тыловые работы выступили (-а):
A) Солдаты гарнизонов.
B) Крестьяне — переселенцы.
C) Радикальная интеллигенция.
+D) Колониальная местная администрация.
E) Казахские шаруа.
22. В годы гражданской войны не крупнее ротного звена предполагалось создавать
A) Отряды из переселенцев.
B) Казачьи отряды.
C) Рабочие формирования.
D) Интернациональные воинские формирования.
+E) Национальные воинские формирования.
23. Накануне индустриализации экспедиция И.М.Губкина изучала:
A) Водные ресурсы Туркестана.
+B) Урало-Эмбенский нефтяной район.
C) Южный Казахстан.
D) Карагандинский угольный бассейн.
Е) Месторождение меди в Жезказгане.
24. Пятилетний план на 1946-1950 гг. предусматривал значительные средства на развитие, прежде всего
A) Связи.
+B) Тяжёлой промышленности.
C) Легкой промышленности.
D) Новых сельскохозяйственных технологий.
E) Пищевой промышленности.
25. Касым хан правил в период:
A) Распада монгольской империи.
+B) Становления Казахского ханства.
C) Присоединения Казахстана к России.
D) Монгольский.
E) Тюркский.
26. Главным торговым центром для Восточного Дешт-и-Кыпчака, а также столицей первых казахских правителей являлся город:
A) Сайрам.
+B) Сыгнак.
C) Сауран.
D) Отpap.
E) Тараз.
27. Базовый лагерь восставших казахов против Коканда под предводительством Тентек торе:
+A) Сайрам.
B) Созак.
C) Акмешит.
D) Paим.
E) Жанакорган.
28. На территории Казахстана повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов
A) В ходе коллективизации.
B) В ходе культурной революции.
C) В ходе индустриализации.
+D) После февральской революции.
E) В ходе гражданской войны.
29. Новое районирование, принятое в 1928г., предусматривало систему управления, состоящую из:
A) Двух ступеней.
B) Пяти ступеней.
C) Шести ступеней.
D) Трех ступеней.
+E) Четырех ступеней.
30. Президент в Послании народу (Казахстан-2030) подчеркивает внешний фактор, способствующий дальнейшему развитию Казахстана:
+A) Выгодное географическое положение.
B) Обширные земельные площади.
C) Развитый железнодорожный транспорт.
D) Богатые природные ресурсы.
E) Высокообразованное население.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Тест. Тесты по Истории Казахстана, 3 варианта
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вариант 11. Бегазы-Дандыбаевская культура на территории Казахстана относится к:
A) Палеолиту.
B) Неолиту.
C) Мезолиту.
D) Эпохе железа.
E) Эпохе бронзы.
4. Легендарной 316-ой стрелковой дивизией, сформированной в Казахстане, командовал:
A) генерал Доватор.
B) генерал Панфилов.
C) генерал Ботов.
D) генерал Чуйков.
E) генерал Говоров.
5. Сопредседателями партии Народный Конгресс Казахстана были избраны:
A) К.Жумадилов и М.Магауин.
B) А.Кекилбаев и Р.Сейсенбаев.
C) Х.Кожахметов и Р.Сейсенбаев.
D) О.Сулейменов и М.Шаханов.
E) Н.А.Назарбаев и С.Абдильдин.
6. Общественная организация людей в эпоху позднего палеолита:
A) Племенной союз.
B) Патриархальная родовая община.
C) Стадо.
D) Соседская община.
E) Матриархальная родовая община.
7. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств:
A) Могулистана и Ногайской Орды
B) Ханства Абулхаира и Могулистана.
C) Ак Орда и Государство Тимуридов.
D) Ногайской Орды и Ак Орды.
E) Ханства Абулхаира и Ногайской Орды.
8. Восстания казахов в 1836-1838гг. охватило территорию:
A) Прииртышья.
B) Семиречья.
C) Всего Казахстана.
D) Туркестана.
E) Букеевской Орды.
9. B конце XIX в. первые забастовки рабочих в Казахстане проходили с явным преобладанием требований:
A) Экономических .
B) Антифеодальных.
C) Политических.
D) Антиколониальных.
E) Социальных.
10. Карточная система и нормированное снабжение трудящихся республики продовольственными и промышленными товарами были отменены в декабре :
A) 1949 г.B) 1946 г.C) 1948 г. D) 1947 г.E) 1945 г.
11. Историческое значение XX съезда Коммунистической партии состоит в том, что:
A) Намечен курс на построение коммунизма.
B) Принята очередная программа партии.
C) Принята программа реформ.
D) Был разоблачен культ личности И.В.Сталина
12.E) Обсужден вопрос о демографической ситуации в стране.
12. Самая массовая организация трудящихся, основанная на общности трудовых интересов:
A) Комсомол.
B) Колхозы.
C) Партия.
D) Профсоюзы.
E) Советы.
13. В 1967 году Л.И.Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого:
A) социалистического общества;
B) демократического общества;
C) прогрессивного общества;
D) коммунистического общества;
E) социального общества
14. Вывод советского контингента войск из Афганистана завершился в феврале ;
A) 1988 года.
B) 1992 года.
C) 1989 года.
D) 1991 года.
E) 1990 года.
15. Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в
A) VII в.
B) XV в.
C) VIII в.
D) VI в.
E) IX в.
16. Тюркские луки были:
A) Простые.
B) Плоские
C) Составные.
D) Костяные.
E) «С» образные.
1 7. По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан с середины I в. до н.э. начал(о) распространяться:
A) Христианство.
B) Ислам.
C) Зороастризм.
D) Буддизм.
E) Манихейство.
18. Под «Отрарской катастрофой» подразумевается:
A) Землетрясение в Отраре.
B) Разрушение Отрара Чингиз-ханом.
C) Гибель в Отраре торгового каравана посланного Чингиз-ханом.
D) Срыв дипломатических переговоров в Отраре.
E) Джут в Отрарском оазисе.
19. Власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Дешт-и Кыпчака прекратилась с:
A) Образованием Казахского ханства.
B) Нашествием Ойратов.
C) Наберами эмира Тимура.
D) Образованием Могулистана.
E) Образованием Ак Орды.
20. В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны:
A) Китайской империи.
B) Джунгарского ханства.
C) Хивинского ханства.
D) Русского государства.
E) Поволжских калмыков.
21. Во второй половине XIX века центром сосредоточения переселенцев в Семиреченском крае было укрепление
A) Ямышенское.
B) Пресногорьевское.
C) Верное.
D) Яицкое.
E) Новоишимское.
22. Политика царизма в Казахстане, начатая во второй половине XIX в., и в начале XX в. достигшая своего наивысшего развития:
A) Освоение водного транспорта.
B) Реформирование системы управления.
C) Строительство шоссейных дорог
D) Завоевание края.
E) Массовое переселение крестьян.
23. Царизм предпринял тактику разжигания межнациональной вражды в процессе подавления восстания
A) 1837-1847 гг.
B) 1853-1854 гг.
C) 1916 г.
D) 1798 г.
E) 1836-1838 гг.
24. За последствия насильственной коллективизации в Казахстане руководство Казкрайкома и СНК республики во главе с Ф.Голощекиным
A) Не несли никакой ответственности перед народом.
B) Приговорены к ссылке.
C) Были осуждены ЦК партии.
D) Приговорены к расстрелу.
E) Подвергнуты изгнанию.
25. На территории Казахстана повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов
A) В ходе культурной революции.
B) После февральской революции.
C) В ходе гражданской войны.
D) В ходе индустриализации.
E) В ходе коллективизации.
Источники сообщают что тюрки обладали самостоятельной письменностью в
Отелбаева Дильдаш Мухтарбаевна
История возникновения письменности древних тюрков
Отношения с Китаем, Передней и Средней Азией касались не только вопросов торговли, но и затрагивали сферу духовной культуры, идеологии обществ-реципиентов.
По словам JI. Н. Гумилева, «караванный путь проходил от Средиземного моря до Желтого, и по нему текли идеи, системы, концепции».
Веротерпимость народов Южной Сибири, живших в условиях шаманистского мировоззрения, была благодатной почвой для проникновения различного рода религиозных течений и сект. Ранее других из Китая в степи Центральной Азии проник буддизм, который в конце VI в. был введен в первом тюркском каганате. В дальнейшем его восприняли в разной степени уйгуры, кыргызы, кимаки. На поясных наборах енисейских кыргызов иногда встречаются буддийские сюжеты. Возможно, к этому же кругу представлений относятся и изображения всадников с «нимбом», найденные на Алтае и в Минусинской котловине, На одном зеркале из Восточного Казахстана (IX—X вв.) нанесена руническая надпись буддийского содержания. Эта «находка в Прииртышье свидетельствует, что кимаки не избежали влияния буддийской миссии».
Одновременно из Средней Азии через Согд проникали идеи манихейского и несторнанского толка. В 70-х гг. VIII в. манихейство стало государственной религией уйгуров. От уйгуров, возможно, манихейство восприняли енисейские кыргызы и кимаки. Изображение жрецов в длинных одеяниях, митровидных головных уборах с жезлами, очень близкие восточно-туркестанским росписям, имеются на скалах Енисея. В Суджинской надписи из Монголии, посвященной одному из деятелей кыргызского государства, встречается термин «мар» в значении «учитель», «наставник», употреблявшийся манихейскими и несторианскими проповедниками [1].
Памятники древнетюркской письменности Культегин и Тоньюкук являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VIIX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо. К литературе тюркоязычных народов VIII IX в. относится книга Коркыт Ата. В XIII в. известным персидским историком Рашид ад Дином был записан древний вариант поэмы Огузнаме. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись, и Кок бори волку.
Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. По погребальным обрядам ХХП вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. в Южном Казахстане с широким распространением ислама литературные и научные произведения стали писать на арабском языке.
Один из первых ученых Востока Абу Насыр аль Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль Фараби был назван вторым учителем после Аристотеля жил в 870950 гг. Родился он в округе Фараб Отрар здесь получил образование на кыпчакском языке.
Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке является произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул главного визиря.
История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари «Диуани лугат аттюрка». Ученый тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать что он не ниже арабского языка. Поэт эпохи Караханидов прозванный при жизни предводителем мудрецов Ахмед Иугнеки призывал людей быть честными и добросердечными. До наших дней дошла его поэма «Дар истины» написанная на тюркском языке. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении «Диуани Хикмет» проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм, бичует изворотливых подхалимов.
Произведение «Диуани Хикмет» Ахмеда Иасауи написано на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан Баба.
Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани.
1. Ахинжанов С. М. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций, Алматы, 2009г.300с.
2. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2011г.-159с.
3. Стеблева И.В. Древняя тюркоязычная литература // История всемирной литературы. В 9 т. М., 1984. Т. 2.
4. Габен А.Ф. Древнетюркская литература // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М., 1986.
Памятники письменности тюрков Центральной Азии и Сибири в раннем средневековье
Памятники письменности тюрков Центральной Азии и Сибири в раннем средневековье
В VI–VII вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии, входившие в состав Тюркского каганата, а также западнотюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Очевидно, необходимость в письме возникла из нужд административной и дипломатической практики, из нужды фиксации государственных актов и государственной традиции; определенную роль могли играть и религиозные мотивы.
Иноземные источники сообщают о деревянных дощечках, на которые у тюрков наносились резы (знаки?) при исчислении «количества требуемых людей, лошадей, податей и скота». Вместе с тем тюркские послы снабжались грамотами. Так, прибывший в 568 г. в Константинополь ко двору Юстина II тюркский посол, согдиец Маниах, привез послание от кагана, написанное, как рассказывает византийский историк Менандр, «скифскими письменами».
О том, что это были за письмена, можно судить по древнейшему сохранившемуся памятнику Тюркского каганата — Бугутской надписи из Центральной Монголии. Стела с надписью была водружена на кургане с захоронением праха одного из первых тюркских каганов Таспара (правил в 572–581 гг.), примерно через 15 лет после посольства Маниаха. Надпись сделана на согдийском языке; на другой стороне стелы имелась также короткая надпись на санскрите письмом брахми, почти полностью уничтоженная эрозией. Основной согдийский текст, к сожалению сохранившийся не полностью, рассказывает о событиях первых тридцати лет существования Тюркского каганата, особенно подробно описывая заслуги Таспар-кагана. Из обращений к читателям видно, что согдийский текст был понятен в каганате достаточно широкому кругу образованных людей из верхов тюркского общества. Большое число согдийцев жило при дворах тюркских каганов: они были дипломатами и чиновниками, придворными и наставниками в грамоте, о чем прямо сообщают иноземные источники; они строили оседлые поселения и водили торговые караваны в Китай, Иран и Византию с товарами, принадлежавшими тюркской знати. Их культурное влияние на тюрков было очень значительно; главным образом через согдийцев тюрки познакомились с достижениями древних цивилизаций Средней и Передней Азии.
Есть все основания полагать, что наряду с использованием согдийского языка тюрки использовали согдийский алфавит для фиксации собственной речи. В те же годы, когда была воздвигнута Бугутская стела, в переводе на тюркский язык было впервые письменно зафиксировано буддийское сочинение («Нирвана-сутра») — с целью пропаганды буддизма среди тюрков. Оно не могло быть записано на бумаге иным алфавитом, кроме хорошо известного тюркам согдийского. Позднее этот алфавит, после некоторых модификаций, получил название уйгурского, так как уйгуры пользовались им особенно широко в IX–XV вв. Но для письма на камне (так называемого «монументального письма») курсивный согдийский алфавит использовали редко.
В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее первой половины VII в., под влиянием согдийского письма, на основе фонда знаков идеографического характера, сходных с древнетюркскими тамгами (родовыми символами), в тюркской среде возникло новое письмо. Оно состояло из 38 не сливавшихся между собой на письме знаков геометризованных очертаний и, в отличие от согдийского, было хорошо приспособлено для фиксации на дереве или камне (процарапыванием и резьбой). Новая письменность очень точно передавала фонетические особенности тюркского языка; так, большая часть согласных знаков имела два варианта написания: в зависимости от того, с каким гласным этот согласный употреблялся, мягким или твердым. В отличие от согдийского, это письмо позволяло ясно различать между собой знаки (в согдийском многие знаки писались сходно) и было значительно проще в употреблении и заучивании.
Древнетюркское письмо было открыто в долине Енисея в 20-е годы XVIII в. немецким ученым Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра I, и И. Страленбергом, сопровождавшим его пленным шведским офицером. Они назвали письмо руническим — по его сходству со скандинавским руническим письмом. Название, хотя и не совсем точное, оказалось удобным и закрепилось в науке. В 1889 г. русский ученый Н. М. Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине р. Орхон, огромные каменные стелы с надписями руническим письмом. Дешифровали и прочли найденные тексты датский ученый В. Томсен, который первым нашел ключ к алфавиту, и русский тюрколог В. В. Радлов, давший первое чтение надписей. По месту находки основных памятников письмо стали называть «орхоно-енисейским», а по другим признакам (язык и характер письма) его продолжают именовать древнетюркским руническим письмом.
Самыми крупными памятниками рунического письма из всех найденных остаются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. Все они были воздвигнуты в эпоху второго Тюркского каганата (689–744 гг.) и Уйгурского каганата в Монголии (745–840 гг.). Наиболее известны памятники в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина, воздвигнутые в 732–735 гг., и памятник советника первых каганов второго Тюркского каганата, Тоньюкука, созданный вскоре после 716 г., еще при жизни Тоньюкука (памятник написан от его имени). Все крупные памятники орхонской группы довольно однообразны по форме. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода политическими декларациями. Надписи содержат очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.
Более ста пятидесяти памятников с руническими надписями обнаружено в долине Енисея, на территории Тувы и Хакасии. Большую их часть составляют стелы при погребениях древнетюркской знати, воздвигнутые в VIII–XII вв. Енисейские тексты значительно короче орхонских и носят характер эпитафий, оплакивающих и восхваляющих погребенных кыргызских бегов; однако, в отличие от орхонских, здесь крайне мало историко-политических сведений и описаний. Написаны памятники тем же древнетюркским литературным языком.
Мелкие и плохо читаемые надписи найдены на скалах Прибайкалья и верхнего течения р. Лены, где жило древнетюркское племя курыкан. Несколько десятков мелких надписей на скалах и отдельных камнях и надписей на сосудах обнаружено на Алтае. Достаточно крупные тексты на бумаге найдены в Восточном Туркестане, где рунический алфавит до X в. использовался в Уйгурском государстве (IX–XIII вв.), созданном бежавшими из Монголии, после военного поражения от кыргызов (840 г.), токуз-огузскими племенами (главным из них были уйгуры).
На территории Средней Азии и Казахстана следует выделить две группы рунических памятников — ферганскую (мелкие надписи на керамике, VIII в.) и семиреченскую (на территории Киргизии и Казахстана). Сюда относятся девять надписей на намогильных камнях-валунах и наскальные надписи в ущелье Терек-сай (долина р. Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г. Тараз, мелкие надписи или отдельные знаки на монетах и бытовых предметах, надпись на деревянной палочке (случайно обнаружена при горных работах в долине р. Талас), а также рунические надписи на двух бронзовых зеркалах из Восточного Казахстана, мелкая надпись на глиняном пряслице с Талгарского городища (близ Алма-Аты). В 1998–2000 гг. в Кочкорской долине Центрального Тянь-Шаня было открыто десять рунических надписей [Klyashtorny, 2002].
Все эти памятники созданы в Западнотюркском каганате и Карлукском государстве (VII–IX вв.); надписи на бронзовых зеркалах принадлежат кимакам. Наиболее загадочна надпись на деревянной палочке. Тип письма на ней очень отличается от орхоно-енисейского, но совпадает с письмом мелких надписей, обнаруженных в небольшом количестве на древней территории Хазарского государства — в Поволжье, Подонье и на Северном Кавказе, а также с письмом так называемых «печенежских» надписей на золотых сосудах, открытых при раскопках в долине Дуная (надписи Надь-Сент-Миклоша). Этот западный вариант рунического письма, несмотря на все попытки, все еще остается не расшифрованным из-за отсутствия сколько-нибудь крупных текстов. Быть может, таласская палочка указывает на древние связи между хазарами и Западнотюркским каганатом.
Вряд ли древнетюркское руническое письмо употреблялось где-либо после XI–XII вв. В Центральной и Средней Азии его потеснили сначала уйгурский курсив, а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских племен, которые приняли ислам.
Большие рунические тексты Монголии и Енисея являются не только важными историческими документами, но и выдающимися литературными произведениями. Особенно показательны в этом отношении два самых больших рунических текста — надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. Они написаны от имени самого Бильге-кагана, хотя, как написано в конце текстов, их автором было другое лицо. Во всей средневековой тюркоязычной литературе нет более блестящих образцов политической прозы, сохранившей традиционные формы ораторского искусства и обработанного веками устного повествования о деяниях богатыря.
Композиция обеих надписей совершенно аналогична; более того, значительные части надписей текстуально совпадают. Вводные строки памятников посвящены давним временам:
«Когда вверху возникло Голубое небо, а внизу — Бурая земля, между ними обоими возник род людской. Над сынами человеческими воссели мои пращуры… …Четыре угла света все были им врагами. Выступая в поход с войском, народы четырех углов света они все покорили… Они правили… устанавливая порядок среди кёков и тюрков, не имевших до того господина. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы, и их приказные были, надо думать, мудрыми, были, надо думать, мужественными, и их правители и народ были единодушны. Поэтому-то, надо думать, они и правили столь долго государством… После них стали каганами их младшие братья, а потом стали каганами их сыновья. Так как младшие братья не были подобны старшим, а сыновья не были подобны отцам, то если сели на царство, надо думать, неразумные каганы, и их приказные были также неразумны, были трусливы. Вследствие неверности бегов и народа, вследствие обмана и подстрекательства обманщиков из Китая и их козней, из-за того, что они ссорили младших братьев со старшими, а народ — с бегами, тюркский народ привел в расстройство свое до того времени существовавшее государство и навлек гибель на царствовавшего кагана».
Так повествует Бильге-каган о создании и упадке, подъеме и крушении первого Тюркского каганата, время возникновения которого (середина VI в.) казалось в 731 г., когда писался текст надписи, легендарно далеким. Традицию, сохранившую через два столетия память о минувших событиях, можно было бы назвать скорее эпической, нежели исторической, если бы за лаконичным текстом памятника не чувствовался отзвук больших общественных потрясений, а в размеренном ритме повествования не проступала столь отчетливо патетика политической декларации, прославляющей то новое социальное устройство, которое дали тюркам далекие предки царствующего кагана. В той же ритмике изложены далее события, связанные с созданием второго Тюркского каганата, рассказано о подвигах Бильге-кагана и Кюль-тегина.
Божественная воля, проявлением которой является власть кагана, верность кагану бегов и народа, подчинение народа бегам — таков лейтмотив идей, пронизывающих обе надписи. Как бы резюмируя преподанный своим слушателям и читателям урок истории, Бильге-каган подводит итог сказанному:
«Если ты, тюркский народ, не отделяешься от своего кагана, от своих бегов, от своей родины… ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечально!»
В этих строках ясно выражена сущность идеологии аристократической верхушки Тюркского каганата; в надписи настойчиво звучит требование абсолютной покорности народа кагану и бегам — и вместе с тем весь текст памятников должен служить, по мысли автора, обоснованием и подтверждением этой идеи. Благополучие тюркского народа есть результат подчинения кагану, который вместе с бегами из своей ставки посылает войско в победоносные походы, награждая народ добычей и данью покоренных племен:
«Их золото и блестящее серебро, их хорошо тканные шелка, их напитки, изготовленные из зерна, их верховых лошадей и жеребцов, их черных соболей и голубых белок я добыл для моего тюркского народа!»
В памятниках подчеркивается, что все написанное — «сердечная речь» Бильге-кагана, его подлинные слова, высеченные по его приказу. Для того, чтобы тюркский народ помнил, как он, Бильге-каган, «неимущий народ сделал богатым, немногочисленный народ сделал многочисленным», чтобы тюркский народ знал, чего ему следует опасаться, а чему следовать, речь кагана запечатлена на «вечном камне»:
«О тюркские беги и народ, слушайте это! Я вырезал здесь, как вы, беги и народ… созидали свое государство, как вы, погрешая, делились, я все здесь вырезал на вечном камне. Смотря на него, знайте вы, теперешние беги и народ!»
Политическая декларация с немалой долей социальной демагогии, хвала и упрек прежним и нынешним поколениям, постоянные обращения и призывы к «слушателям», разнообразная палитра художественных приемов, речения и афоризмы эмоционально окрашивают и преобразуют стиль официального повествования, говорят о незаурядном литературном даровании автора текста, историографа и панегириста царствующей династии. Автором же, «начертавшим на вечном камне» «слово и речь» своего сюзерена, был Иоллыг-тегин, родич Бильге-кагана, первый названный по имени автор в истории тюркоязычных литератур.
Язык рунических надписей был в VII–X вв. единым и стандартным литературным языком, которым пользовались различные тюркские племена, говорившие на своих языках и диалектах, — огузы, уйгуры, кыргызы, кимаки и другие. Общий письменный литературный язык рунических надписей обладал стилистическим единообразием и устойчивостью образных средств, наиболее богато представленных в орхонских памятниках. Общность языка и литературного канона памятников указывает на тесные культурные связи древнетюркских племен и делает беспочвенными попытки рассмотрения памятников как языкового и литературного наследия какого-либо народа.
Древнеуйгурская письменность утвердилась, начиная с IX в., в городах Восточного Туркестана. Сами авторы назвали язык, на котором они писали, «тюркским». И действительно, язык этих памятников явился прямым наследником языка рунических памятников, лишь незначительно отличаясь от него в грамматическом отношении. Однако, будучи широко использован в религиозных сочинениях, главным образом переводных, в юридической документации, отражающей новые формы быта тюркского населения Восточного Туркестана, этот язык получил дальнейшее развитие и представлен большим богатством лексики, грамматических и стилистических форм. На территории Средней Азии и Казахстана древнеуйгурская письменность имела меньшее распространение, чем в Восточном Туркестане. Во всяком случае, ее ранние памятники не сохранились, но известно об ее употреблении и на этой территории по упоминаниям в документах, происходящих из Турфанского оазиса. Так, в одном из них рассказывается о манихейских обителях в Таразе, где писались и переводились на тюркский язык сочинения духовного содержания. Известно, что манихейская разновидность древнеуйгурского письма — самая древняя и наиболее близкая к согдийскому прототипу. Вероятно, скриптории манихейских монастырей в Таразе существовали в VIII–IX вв. Сохранилась переписка (два ярлыка) уйгурских и карлукских князей на древнеуйгурском языке, относящаяся к X в., о событиях в долине р. Или; там упомянуто тюркское племя басмылов и пленники-согдийцы. Важно заметить, что в ярлыке, написанном от имени «правителя государства Бильге-бека», упоминается полученное им послание на согдийском языке, которое он «соизволил понять». Это свидетельствует о продолжающемся бытовании согдийского языка и письма в тюркской среде.
Распространение согдийского письма в тюркской манихейской среде подтверждается двумя согдийскими надписями IX–X вв. на керамике, хранящимися в Джамбульском музее; в одной из них упомянут «архиерей Ширфарн», а в другой — «пресвитер Ильтаг». Еще большее значение для истории тюрко-согдийских контактов в Семиречье имеют наскальные надписи в ущелье Терек-сай. Они относятся к X–XI вв., написаны на согдийском языке и содержат длинные перечни тюркских князей, посетивших долину. Надписи свидетельствуют, что даже в эпоху начавшейся исламизации знати в государстве Караханидов она продолжала еще сохранять согдийскую образованность и «языческие» имена [Лившиц, 2008, с. 350–408].
Таким образом, в раннем средневековье на территории тюркских государств в Центральной и Средней Азии бытовало два вида древнетюркской письменности — руническая и курсивная (древнеуйгурская) и продолжала сохраняться появившаяся здесь ранее согдийская письменность. Несомненно, что письмом пользовались прежде всего верхние слои тюркского общества. Однако наличие непрофессиональных надписей, выполненных небрежно и без достаточных знаний орфографической традиции — как, например, надпись на бронзовом зеркале из женского погребения в Прииртышье или на пряслице с Талгарского городища, — показывает довольно широкое распространение рунического письма среди тюркоязычного населения Центральной и Средней Азии.
Читайте также
3.1. Российская геополитика в раннем Средневековье
3.1. Российская геополитика в раннем Средневековье Земли, позднее вошедшие в состав Киевской Руси, были заселены в основном народом, именовавшимся в современных источниках «славянским». Все интересы и связи этого этнополитического образования указывали на запад,
Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи Жестокий экономический и социальный кризис, а также вызванный народным восстанием против деспотии Цинь политический хаос, развал административной системы – все это привело к крайнему упадку Китая на
Внешнее окружение Руси в раннем Средневековье
Внешнее окружение Руси в раннем Средневековье В VIII–IX вв. Европа, пережив бурные столетия, названные эпохой переселений народов, вошла в полосу относительной стабилизации. При этом господствовать на континенте стало христианство. Мы помним о том, что в VII–VIII вв. восток
ГЛАВА 4 Промышленная и торговая гегемония Восточной империи в раннем Средневековье
ГЛАВА 4 Промышленная и торговая гегемония Восточной империи в раннем Средневековье Промышленность и торговля тоже внесли свой вклад в создание экономического господства Византии и ее обогащение: ведь городская экономика, которая в странах Запада была полностью
Папство в раннем Средневековье (VIII–XI века)
Папство в раннем Средневековье (VIII–XI века) Римская рабовладельческая империя распалась, и на территории античного мира возникли многочисленные государства варваров, которые по мере слияния завоевателей с населением Рима и формирования феодального общества
Памятники античной письменности в русских переводах
Памятники античной письменности в русских переводах Произведения античных авторовАндокид. Речи. СПб., 1996.Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Тбилиси, 1964.Аристотель. Афинская полития. М., 1937.Аристотель. История животных. М., 1996. Т.
III. Румынское общество в раннем средневековье (IX–XIV вв.) (Тудор Сэлэджан)
III. Румынское общество в раннем средневековье (IX–XIV вв.) (Тудор Сэлэджан) Румыны и славяне в IX–X вв. После окончания эпохи Великого переселения народов (IV–VII вв.), последствия которого ощущались в Трансильвании и западных землях на протяжении всего VIII в., на территории
Памятники египетской письменности
Памятники египетской письменности Крупные раскопки, производившиеся на территории Египта в течение почти 150 лет, дали огромное количество памятников, среди которых первое место занимают памятники письменности, являясь наиболее важными источниками для изучения истории
Глава 1 СЛАВЯНЕ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Глава 1 СЛАВЯНЕ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Склавены и анты V в., наполнивший мир грохотом рушащихся городов и империй, стенаниями и воплями избиваемых жертв, был только прелюдией к средневековой истории. Под эти гибельные звуки славяне выступили наконец из исторического
Потери в Центральной Азии
Потери в Центральной Азии В результате революции серьезно ослаб контроль Китая над своими зависимыми территориями. При Цинах их культуры были объединены в личности императора. С его смертью многие монгольские князья посчитали союз распущенным. Они предпочли сохранить
Памятники письменности
Памятники письменности В начале XVII в. ореолом славы в Европе было окружено имя неаполитанского купца и языковеда Пьетро дела Балле. Он много путешествовал в далекие экзотические страны: посетил Константинополь, Иерусалим и Каир, исходил всю Месопотамию и Сирию, добрался
Татары в Центральной Азии
Татары в Центральной Азии Едва ли не главный наш источник, освещающий историю народов Центральной Азии и предмонгольское и монгольское время, — труд Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих». Основное место там, естественно, занимает история создателей Монгольской империи, но
Древнейшие памятники ирландской письменности
Древнейшие памятники ирландской письменности Древнейшими памятниками ирландского языка считаются огамические надписи V—VI веков. Их алфавит состоит из точек и чёрточек (линий) и предполагает хотя бы частичное знание латинского языка. Это письмо применялось главным
5. Европейский политогенез в раннем Средневековье
5. Европейский политогенез в раннем Средневековье Мощные миграции, происходившие в III–VI вв. на огромных пространствах Евразии, получили название Великого Переселения. В V в. н. э. на процессы этногенеза и политогенеза в Европе оказало влияние нашествие гуннов под
Изобразительное искусство в раннем Средневековье
Изобразительное искусство в раннем Средневековье Только с крахом высокого халифата изобразительное искусство в исламском мире обрело типично исламские черты, узнаваемые на протяжении следующего тысячелетия. К середине Средних веков все характерные особенности