иул что это в проектировании
Иул что это в проектировании
Разъясните, пожалуйста, пункта 7 приказа № 783/пр от 12.05.2017 Минстроя России.
Согласно требованиям выше указанного пункта, проектная документация сформированная в форме электронного документа при передачи на ГГЭ, должна подписываться электронной подписью лицами участвующими её разработке, осуществляющими нормоконтроль и согласование. В случае отсутствия электронных подписей, формируется информационно-удостоверяющий лист (далее по тексту ИУЛ) на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 7 Требований проектная документация, сформированная в форме электронного документа, также подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, с использованием УКЭП.
ИУЛ должен содержать:
а) наименование электронного документа, к которому он выпущен;
б) фамилии и подписи не обеспеченных УКЭП лиц;
в) дату и время последнего изменения документа.
ИУЛ сканируется в соответствии с пунктом 6 Требований, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается заявителем с использованием УКЭП. Заверение ИУЛ печатью проектной организации Требованиями не предусмотрено.
Из изложенного следует, что представляемая на государственную экспертизу проектная документация может содержать подписи уполномоченных должностных лиц соответствующей проектной организации (включая подписи руководителя организации, главного инженера проекта, иных лиц, уполномоченных в установленном порядке) и подпись заявителя (в случае представления ИУЛ).
Иул что это в проектировании
от 12 мая 2017 года N 783/пр
2. Признать утратившими силу приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д.Мавлиярова.
в Министерстве юстиции
25 августа 2017 года,
регистрационный N 47947
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 12 мая 2017 года N 783/пр
Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
2. Для получения услуг электронные документы представляются в виде файлов в формате xml (за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящих Требований).
После размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет новой xml-схемы для соответствующего документа в течение трех месяцев со дня введения ее в действие обеспечивается доступ к xml-схеме, прекратившей свое действие.
3. В случае если на официальном сайте Министерства отсутствует xml-схема, подлежащая использованию для формирования соответствующего электронного документа, электронные документы представляются в следующих форматах:
4. Электронные документы, представляемые в форматах, предусмотренных пунктом 3 настоящих Требований, должны:
а) формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящих Требований);
б) состоять из одного или нескольких файлов, каждый из которых содержит текстовую и (или) графическую информацию;
в) обеспечивать возможность поиска по текстовому содержанию документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, когда текст является частью графического изображения);
г) содержать оглавление (для документов, содержащих структурированные по частям, главам, разделам (подразделам) данные) и закладки, обеспечивающие переходы по оглавлению и (или) к содержащимся в тексте рисункам и таблицам;
д) формироваться для каждого раздела (подраздела) проектной документации и содержать в названии слова «Раздел ПД №», а также «подраздел ПД №» (для подраздела в составе раздела) с указанием порядкового номера раздела, подраздела;
е) не превышать предельного размера в 80 мегабайт (в случае превышения предельного размера, документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом «Фрагмент» и порядковым номером файла, полученного в результате деления).
5. При наличии в проектной документации документов, подлежащих представлению в форматах xml или xls, xlsx, ods, такие документы формируются в виде отдельного электронного документа с соблюдением правил наименования, предусмотренных пунктом 4 настоящих Требований.
6. В случаях, когда оригинал документа выдан и подписан уполномоченным органом власти или организацией на бумажном носителе (за исключением проектной документации), а также при подготовке информационно-удостоверяющего листа, предусмотренного пунктом 7 настоящих Требований, допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1) с использованием следующих режимов:
а) «черно-белый» (при отсутствии в документе графических изображений и (или) цветного текста);
б) «оттенки серого» (при наличии в документе графических изображений, отличных от цветного графического изображения);
в) «цветной» или «режим полной цветопередачи» (при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста).
ИУЛ — информационно-удостоверяющий лист
В соответствии с пунктом 7 приказа Минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее – Требования) представляемые электронные документы подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — электронная подпись) лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных пунктом 6 Требований, — лицами, уполномоченными на представление документов для оказания услуг.
Проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, а в случае невозможности обеспечения их электронной подписью — на отдельные документы в составе проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист на бумажном носителе, содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных электронной подписью лиц, дату и время последнего изменения документа. Такой информационно-удостоверяющий лист сканируется в соответствии с пунктом 6 Требований, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием электронной подписи.
Таким образом, информационно удостоверяющий лист оформляется только в случае невозможности обеспечения лиц, осуществлявших подготовку проектной документации, электронной подписью.
Электронный носитель с ключом усиленной квалифицированной электронной подписи, можно приобрести в любом аккредитованном удостоверяющем центре (список аккредитованных удостоверяющих центров опубликован на сайте Минкомсвязи России: http://www.minsvyaz.ru/). Для работы с электронной подписью также потребуется специализированное программное средство: КриптоПРО CSP (http://www.cryptopro.ru/).
При подготовке электронных документов, подлежащих к представлению в экспертное учреждение, следует также руководствоваться иными положениями приказа Минстроя России от 21.11.2014 № 728/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».
Информационно-удостоверяющий лист рекомендуется оформлять согласно ГОСТ 2.051-2013. «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения».
Как готовить проектную документацию к госэкспертизе в электронном виде
Что изменилось в сдаче документации по проектированию, инженерным и строительным изысканиям на экспертизу, как к ней нужно теперь готовиться?
С 1 января 2017 года государственные экспертизы принимают документацию по проектированию, инженерным и строительным изысканиям только в электронном виде. Из этого правила есть несколько исключений (проекты, разработанные в рамках государственной или коммерческой тайны, сметы). Кроме того, разработка проектов не первый десяток лет ведется на компьютерах, и кажется, что сдавать бумажные отчеты давно стало анахронизмом. Однако, все кроется в деталях. Есть мелочи, которые затрудняют сдачу больших проектов. Что именно нужно учитывать?
Госэкспертиз много, и у них разные требования
Самая главная проблема в том, что в России нет единой организации под названием «госэкспертиза». Их несколько, а точнее много. Есть главгосэкспертиза, региональные, городские, отраслевые экспертизы. И у каждой из них свои требования к проектной документации. Например, на порталах разных экспертиз различаются структуры разделов и подразделов документации, а также требования:
К этому нужно добавить, что подготовка документов визируется усиленной квалифицированной подписью – и здесь тоже много разночтений. Одним экспертизам достаточно общей подписи всего пакета документов, другие настаивают на том, чтобы были подписаны все разделы или даже каждый файл с чертежом.
Теоретически можно пройти экспертизу с первой попытки, но на практике это маловероятно. Скорее всего, эксперты сделают какие-то замечания. Внесение изменений – отдельная процедура, которая тоже регламентируется по-разному. В диапазоне от единичных правок (и заверения их подписями) до полной переделки (включая переподписание и повторную загрузку) всего пакета документации.
Электронная подпись необходима, но недостаточна
Но над каждым проектом обычно работает множество людей. В традиционной, бумажной документации по мере подготовки чертежей и документации происходит накопление вереницы подписей ответственных на разных уровнях. В итоге хорошо видно кто что делал, кто за что отвечает.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), как правило, есть далеко не у каждого специалиста, работающего в проектной организации. Это связано с процедурой ее оформления, а также дополнительными расходами на получение и поддержку. Зачастую УКЭП есть у ГИПов (главных инженеров проекта) и у генерального директора. Иногда только у гендира, и тогда получается, что весь том документации (а то и всю документацию по проекту) подписывает один человек.
Кроме того, некоторые работы выполняют подрядчики, субподрядчики, приглашенные эксперты по контракту. ГИПу, конечно, хочется закрепление ответственности за конкретными исполнителями, чтобы все личные подписи проектировщиков не остались «за кадром».
Решение простое – ИУЛ (информационно-удостоверяющий лист). Проектировщики ставят чернильные подписи на ИУЛ к конкретному образу документа (PDF), ответственный подписывает данный ИУЛ электронной подписью. Подписываем подписи, да.
Сложности возникают при оперативном переподписании таких ИУЛ после исправления замечаний экспертизы. Есть буквально пара дней, а люди ведь ходят в отпуска, бывают в командировках, болеют. Еще сложнее с оперативным получением подписей подрядчиков – они могут находиться в другом городе, работать «в поле» вне зоны доступа, выдвигать какие-то требования или условия за оказание «услуги». Поэтому техническая реализация фиксирования подписей должна быть как можно более оперативной, надежной и удобной. Уж если нужный человек готов расписаться, надо предоставить ему такую возможность немедленно – и без ошибок, чтобы потом не пришлось начинать все сначала.
Электронная экспертиза не означает автоматизацию сдачи документов
Пока невозможно «в один клик» отправить в экспертизу даже полностью готовый пакет документов. Даже экспертизы с «пакетной загрузкой» предлагают вручную для каждого раздела выбирать документы с диска, загружать, подтверждать подписи. Это крайне трудоемко.
Мы как разработчики занимаемся этим вопросом, ведем переговоры с экспертизами, и надеемся на успех. Таким успехом может стать открытие API (интерфейс для программирования приложений) или хотя бы предоставление доступа для закачки файлов напрямую на сайт каждой экспертизы.
Почему это важно? Мы автоматизировали подготовку пакета проектной документации с настройкой под требования разных экспертиз, практически весь цикл работы можно упростить и ускорить – но только не саму сдачу. Это очевидное узкое место во всем процессе. Конечно, рано или поздно этот вопрос будет решен.
Что еще требует ручных действий (сейчас, по крайней мере):
Что может быть автоматизировано
Если коротко – все остальное. То есть:
Таким образом, несмотря на то, что поначалу готовить документы к экспертизе стало труднее, со временем этот процесс будет отлажен, упрощен и станет гораздо удобнее, чем раньше. С технической точки зрения определенно удобнее.
Что еще изменилось
На фоне всех этих стандартов, форматов файлов и регламентов сдачи-приемки нужно понимать, что настоящие изменения гораздо глубже. Меняется сама парадигма взаимоотношений проектировщиков с экспертами.
Прежний, «бумажный» порядок ведения дел, означал прямое личное общение. Представители изыскательских, инженерных компаний годами общались с конкретными людьми-экспертами, работниками экспертиз. Новый, «электронный» порядок значительно обезличен. Документы сдаются именно что в экспертизу, уровень общения переведен на организационный уровень. Неизвестно, кто конкретно получит PDF, кто и как будет его читать, оценивать. Это принципиально другой механизм взаимодействия. Конечно, никто не мешает заглянуть в гости к знакомым экспертам, чтобы обсудить проект «как в добрые старые времена». Многие так и делают. Но теперь это не гарантия успеха (равно как и пренебрежение личной встречей не послужит причиной отказа).
Очевидно, здесь есть и плюсы, и минусы. Меньше почвы для махинаций и предвзятого отношения. Сложнее доказать свою правоту по спорным вопросам. Процедура становится менее человечной и более бюрократичной. Но это прогресс. В том числе технический прогресс, без которого современное проектирование представить уже невозможно.
Разработка и согласование исходно-разрешительной документации (ИРД)
Исходно-разрешительная документация – это обозначение для комплекса разрешений на строительство, ввод готового объекта в эксплуатацию
Что такое ИРД
Проведение любых строительных работ на земельном участке, капитального ремонта либо реконструкции невозможно без предварительного проведения ИРД. Исходно-разрешительная документация для проектирования подтверждает законность проведения таких работ. Именно на базе этого пакета документов начинается процесс проектирования. Одновременно, ИРД для специалиста содержит все необходимые данные:
Без предоставления этой информации невозможно получить разрешение на строительство, прочие сопутствующие виды работ. Этот процесс может занять несколько месяцев.
На какие виды работ нужна разработка ИРД
Оформление исходно-разрешительной документации обязательно понадобится при проведении таких типов работ:
Все эти процессы требуют обязательного подтверждения законности до начала работ, уже на этапе проектирования. Обратите внимание, что для некоторых типов объектов понадобится уведомление о начале строительства. К ним относятся:
К определенному классу объект строительства относит проектная организация, по предварительному согласованию с заказчиком. На основе готового ИРД в дальнейшем формируется техническое задание.
Что входит в ИРД
Разрешительная документация на строительство предполагает такие виды:
Соответственно, полный комплект ИРД содержит сведения:
Техническим заказчиком может быть:
В процессе получения подтверждается соответствие строительного проекта различным нормативным актам. Обязательно должно проверяться соответствие генеральному плану строительства, ПЗЗ и ППТ. Если будет выявлено малейшее несоответствие, разрешение на начало строительство не может быть получено.
Этапы сбора и оформления исходно-разрешительной документации
Оформление разрешительной документации предполагает такой базовый пакет:
Дополнительно заказчик или инвестор должны предоставить:
Это базовый перечень, на дополнительных стадиях ИРД могут понадобиться другие документы. Получение разрешительной документации – это непрерывный процесс, он завершается только на стадии сдачи в эксплуатацию. Пошаговый алгоритм:
На последнем этапе должны быть получены акты, заключения надзорных служб. Это ЦГСН, пожарная служба МЧС, ГИБДД, Росприроднадзор и прочие. При строительстве крупных объектов процесс сбора всех документов, получения согласований может занимать до 2 лет.
Согласование исходно-разрешительной документации
Важный этап – это согласование готовой исходно-разрешительной документации. Предполагает:
Для экономии времени, финансовых средств оформление всех этих документов возможно в электронном виде. Готовая проектно-разрешительная документация узаконивает право инвестора на проведение необходимого типа работ.
Правильное составление техзадания на разработку ИРД
Разрешительная документация в строительстве обязательно включает подробное техническое задание. Если нет нужных навыков, чтобы сделать это самостоятельно, стоит обратиться к специалистам. Группа компаний РосСтройЭкспертиза проводит не только оформление всех необходимых документов и проведение согласований. Разрабатываем подробное техническое задание для дальнейшей разработки ИРД.
Правильно составленное техническое задание позволяет:
Именно правильный выбор технического заказчика позволяет устранить большинство проблем, возникающих на стадии проектирования.
Проблемы и сложности, возникающие при разработке ИРД
Получение разрешительной документации – крайне трудоемкий процесс. Проблемы могут возникать на всех стадиях, поскольку на каждом из этапов требуется большой пакет документов, получаемых согласований. Отсутствие даже одного из этих пунктов приводит к тому, что инвестор не сможет получить разрешение на строительство. Типовые проблемы в этом случае:
Во всех этих случаях понадобится обязательное проведение корректировки, получение недостающих разрешений и согласований.
Заказать разработку, согласование ИРД в ГК РусьСтройЭкспертиза
Чтобы свести к минимуму временные и денежные затраты, понадобится четкий алгоритм работы со всеми органами власти, государственными институтами, контролирующими инстанциями. Группа компаний РусьСтройЭкспертиза (перелинковка на ) проводит комплексную экспертизу проектной и прочей документации в срок от 5 дней.
У нас заказывают такие типы услуг:
Точная стоимость проведения указывается в договоре. Этот же документ гарантирует качество оказываемых услуг в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.