к чему относится соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов
Использование результатов ВПР
своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы,
Просмотр содержимого документа
«Использование результатов ВПР»
своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы,
Ключевые особенности ВПР
оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.
Основным заданием 1 части проверочной работы по русскому языку стал диктант.
Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы языка.
Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления
Основная мысль текста:
Лёд не так молчалив, как может показаться на первый взгляд.
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение
(соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении
Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения
построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова
в свойственном им значении.
и словоупотреблении допущено более двух недочётов.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении
ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения
предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта.
и словоупотреблении допущено один-два недочёта.
ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении
предложения и словоупотреблении допущен один недочёт
Проверочная работа по математике включала 12 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте.
8 Умение решать текстовые задачи
Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда;
11 Овладение основами логического и алгоритмического мышления
Решать задачи в три-четыре действия
Проверочная работа по окружающему миру включала 10 заданий, направленные на определение уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на выявление умений анализировать информацию, представленную в разных формах
6. Маша решила сравнить скорость прохождения воды через слой песка и слой глины. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Маша изготовила фильтры и положила их в воронки. Затем она насыпала в одну из воронок две столовые ложки речного песка, а в другую – столько же истолчённой глины и поставила под каждую воронку стакан. В каждую воронку она налила по 50 мл холодной водопроводной воды и стала наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.
В ответе может быть дано такое описание эксперимента:
в обе воронки надо насыпать одинаковое количество почвы. Затем в одну воронку надо налить холодной воды, а в другую – такое же количество горячей воды и после этого измерять и сравнивать количество воды в стаканах под воронками
Описан эксперимент, в котором воду пропускают через воронки с почвой.
Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента
Описан эксперимент, в котором воду пропускают через воронки с почвой.
В описании эксперимента верно отражены:
В описании эксперимента не отражены / неверно отражены различия в его условиях (разная температура воды).
– различия в условиях эксперимента (в одной воронке холодная вода, в другой горячая);
В описании эксперимента верно отражены только различия в его условиях (разная температура воды)
ИЛИ Отсутствует описание эксперимента
– сходства в количестве насыпанной почвы и налитой воды
В заключении необходимо отметить, что тексты проверочных работ адекватны требованиями ФГОС НОО, в соответствии с которыми осуществляется подготовка младших школьников к обучению в основной школе
Результаты ВПР будут использованы для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.
Стремление к повышению качества – это норма жизни, а не дополнительная нагрузка.
Доклад «Общая характеристика Всероссийской проверочной работы. Цель. Спецификация»
Представлен доклад на выступлении на МО начальных классов.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Общая характеристика Всероссийской проверочной работы. Цель. Спецификация»»
МБОУ Большеремонтненская СШ
«Общая характеристика Всероссийской проверочной работы. Цель. Спецификация»
учитель начальных классов
Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.
ВПР НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИЕЙ.
Результаты ВПР могут быть использованы:
• образовательными организациями для совершенствования методики преподавания предметов в начальной школе;
• муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Ключевые особенности ВПР:
• соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
• учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
• отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
• использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);
• использование только заданий открытого типа.
Назначение ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру – осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проверочная работа по русскому языку состоит из двух частей. К первой части относятся 3 задания – диктант и два грамматических задания.
Умение писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, отрабатывается с младшими школьниками в течение всего периода обучения в начальной школе, начиная с первого класса.
Успешное выполнение данного задания предусматривает:
сформированный навык адекватного восприятия звучащей речи,
понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
соблюдение при письме изученных орфографических и пунктуационных правил.
Затруднение при написании диктанта ВПР может вызвать то, что его читать будет педагог, не работавший в данном классе, а за четыре года обучения дети привыкли к голосу, произношению, мимике своего учителя. Для избегания стрессовой ситуации в этом случае учителям начальных классов стоит провести несколько диктантов с привлечением к аудированию своих коллег.
Задания 2 и 3 проверяют умения обучающихся распознавать, главные и однородные члены предложения, указывать, какими частями речи выражены слова в предложении. Подобные задания неоднократно встречаются в учебниках по русскому языку и не вызывают затруднения у четвероклассников. Максимальное количество баллов за выполнение первой части проверочной работы по русскому языку – 14 (за диктант – от 0 до 7 баллов).
Вторая часть ВПР по русскому языку содержит 12 заданий.
Задание 4 направлено на проверку орфоэпического умения правильно ставить ударение в словах.
Задание 5 проверяет умение дифференцировать согласные звуки по звонкости/глухости. Подобного рода задания редко вызывают затруднения у обучающихся.
В задании 6 проверяется умение формулировать и записывать главную (основную) мысль предложенного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 7 проверяет умение составлять план прочитанного текста, т.е. адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.
Задание 8 выявляет способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме.
Задание 9 выявляет уровень учебно-языкового умения распознавать по контексту значение конкретного слова, и уровень умения адекватно объяснять значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задания подобного рода довольно часто встречаются в учебниках по русскому языку и литературному чтению и могут вызвать затруднение у обучающихся только в том случае, если учитель предлагал их выполнение в большей степени в устной форме во фронтальной работе с классом.
В задании 10 проверяется лексическое умение подбирать слова, близкие по значению (синонимы). Следует отметить, что в силу возрастных особенностей младшие школьники лучше понимают и умеют работать со словами, противоположными по значению (антонимами). Поэтому к выполнению задания подобного рода следует детей подготовить дополнительно.
Сформированность умения анализировать слова по составу, определять корень, приставку, суффикс, окончание проверяет задание 11. Задания 12, 13, 14 проверяют умения определять части речи и указывать грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола.
В задании 15 обучающимся предлагается на основе собственного жизненного опыта и понимания смысла пословицы сформулировать письменное высказывание, когда в речи уместно ее определение. По результатам анализа выполнения прошлогодней ВПР данное задание вызывает наибольшее затруднение у четвероклассников. Одной из возможных причин затруднения может быть преобладание работы с подобными заданиями только в устной форме во фронтальной работе.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ
ВПР по математике состоит из 11 заданий. В проверочной работе уделяется значительное внимание выявления сформированности вычислительных навыков (задания 1, 2, 7).
Задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий.
В задании 3 предложена задача, связанная с повседневной жизнью (покупкой продуктов). Выполнение подобного рода заданий чаще всего не вызывают затруднений у обучающихся.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Данное задание также связано с повседневной жизнью. Детям предлагается определить по времени начало мероприятия, зная его продолжительность и время окончания.
Задание 5 состоит из двух пунктов. Пункт 1 проверяет умение вычислять периметр, площадь прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.
Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).
Задание 8 проверяет умение решать задачи в 3-4 действия, работать с единицами измерения (длина, вес). Задание связано с повседневной жизнью.
Заданием 9 проверяются умения, связанные с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Для выполнения задания необходимы умения вдумчивого и внимательного чтения информации, умение рассуждать и делать выводы.
Задание 10 предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, владение основами пространственного воображения. Обучающимся предлагается нарисовать как будет выглядеть отражение слова в зеркале.
В задании 11 четвероклассникам предлагается решить логическую задачу. Для выполнения этого задания необходимо овладение основами логического и алгоритмического мышления. Следует отметить, что задания типа 10 и 11 практически не встречаются в учебниках по математике. Именно поэтому разработчики ВПР рекомендуют построение индивидуальных образовательных траекторий в целях дальнейшего развития математических способностей для тех обучающихся, которые успешно выполнили задания 10, 11 и продемонстрировали высокий результат по остальным заданиям.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
На момент написания статьи демонстрационная версия ВПР по окружающему миру на информационном портале еще не размещена. Проанализируем проверочную работу за 2016-2017 учебный год. Она содержит 10 заданий и состоит из двух частей, различающихся по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ».
Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)».
Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) темы «Природные зоны России (климат, растительный и животный мир)», «Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте».
Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Обучающимся было предложено составить два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз.
В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося. Выполнение задания 6 (пункт 3) оказалось одним из самых сложных. К объективной причине затруднений следует отнести тот факт, что в учебниках по окружающему миру подобные задания не встречаются. Даже демонстрируя опыт, проводя в классе экспериментальную работу, учитель не предлагал детям описать опыт в тетради. При письменном оформлении опыта обучающиеся должны знать алгоритм его описания.
Задания второй части направлены на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.
Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений, обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Детям предлагается назвать одну из предложенных профессий и ответить на вопросы Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этойпрофессии полезна обществу?
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Обучающимся предлагается дать ответ на вопрос, чем важен для нашей страны тот или иной праздник (объем ответа до пяти предложений).
В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
Разработчики КИМов отмечают, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.
Сложность в организации повторения при подготовке к ВПР заключается в том, что во втором полугодии 4 класса у обучающихся на руках имеется только вторая часть учебника по окружающему миру (все остальные сданы в библиотеку). В соответствии с требованиями ФГОС НОО повторение изученного материала должно быть направлено на осознанное применение освоенных в курсе начальной школы знаний, умений и способов действий в знакомых и незнакомых ситуациях.
В процессе повторения важно сформировать у четвероклассников умения самоконтроля и самооценки полученных результатов, понимания причин выявленных затруднений и ошибок, что в дальнейшем поможет им продемонстрировать свои достижения в процессе выполнения Всероссийской проверочной работы.
1. Тексты проверочных работ адекватны требованиями ФГОС НОО и примерными ООП НОО, в соответствии с которыми осуществляется подготовка младших школьников к обучению в основной школе;
2. ВПР имеют свою специфику, как в структуре самих работ, так и в технологии оценивания;
3. Ответственность за объективность оценивания возлагается на образовательные организации;
4. Единый подход к критериям оценивания задан в описании работы, объективность оценки достигается за счет четкого соблюдения данной системы оценивания, поэтому недопустимо ни занижение, ни завышение оценки;
5. Единая критериальная основа системы оценивания позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОО, региона и страны в целом на основе объективных данных.
Всероссийская проверочная работа по русскому языку
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Всероссийские проверочные работы
Описание проверочной работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
Описание проверочной работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Назначение всероссийской проверочной работы
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с 2011 г. первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2016 г. начальную школу закончат выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС с 1 класса.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания русского языка в начальной школе, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия : знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль
и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются:
соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);
использование только заданий открытого типа.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.
Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
В табл. 1 приведены предусмотренные ПООП НОО виды речевой деятельности.
Виды речевой деятельности
Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение диалогической формой речи.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица не, ее значение.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением
Применение правил правописания сочетания чк — чн, чт, щн
Применение правил правописания: перенос слов
Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных
Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова
Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Применение правил правописания: непроизносимые согласные
Применение правил правописания: непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов)
Применение правил правописания: гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках
Применение правил правописания: разделительные ъ и ь
Применение правил правописания: безударные окончания имен прилагательных
Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с личными местоимениями
Применение правил правописания: не с глаголами
Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь)
Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании -ться
Применение правил правописания: безударные личные окончания глаголов
Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами
Применение правил правописания: знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Применение правил правописания: знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления, записки и другими небольшими текстами для конкретных ситуаций общения.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения ; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
В табл. 3 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Проверяемые требования к уровню подготовки
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий; задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и
В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.
Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
В задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задания 11-14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова;
Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 4, 6-10 и 15 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Обобщенный план варианта проверочной работы представлен в Приложении.
Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
В таблице 3 представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.
Уровень сложности заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 38