Супервизии для психологов что это
Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании
Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании
На мой взгляд, супервизия в психологическом консультировании – вещь обязательная. Не потому что так обязывают правила и традиции обучения психологов в большинстве стран мира, а потому, что это – наиболее реальный способ научиться работать.
Почему это так, зачем нужна супервизия, отличаются ли супервизия и индивидуальная терапия психолога, для чего нужен психолог-супервизор, и что могу лично я предложить коллегам в плане супервизий – об этом и пойдет речь.
Навигация по статье «Приглашаем психологов на личную терапию и на супервизию в психологическом консультировании»
Зачем нужна супервизия в психологии?
Представьте: вас научили теории, на практике показали некоторые техники, вы их, возможно, тренировали в группе, и вам даже (бывает далеко не во всех вузах) помогли осознать ваши личные переживания в связи с этими техниками.
А конкретнее – вам удалось уловить связь между тем, что вы лично переживаете как человек, как личность (у которой не может не быть своих проекций, ожиданий, фантазий, травм и всего того, с чем работать придется всю жизнь) и вашим восприятием тех или иных методик, вашим поведением как терапевта, психолога.
Но уловить принципиальную связь — одно, а научится отслеживать свои собственные внутренние переживания, эмоции, уметь осознавать, как конкретно взаимодействует в этом процессе «мое» с «его, клиента» – совсем другое, и этому придется учиться. Ведь не сразу же, например, после объяснения теории автовождения и пары практических уроков, вы сели и поехали?
Нет, вам наверняка пришлось немало километров намотать по городу вместе с инструктором, чтобы привыкнуть видеть знаки, смотреть в зеркала, грамотно оценивать скорость, свою и чужую, расстояние до других участников движения и свое поведение на дороге.
Умение осознавать свои реакции именно в контакте с клиентом (параллельно не теряя способности осознавать и реакции клиента) – это та привычка, которую и помогает выработать психолог-супервизор.
Я много раз задавал себе вопрос – можно ли выработать эту привычку навсегда? Есть ли такое состояние, в котором супервизия для психолога, даже изредка, была бы уже не нужна?
И пришел к ответу, что вряд ли. Бывают длительные периоды работы, когда все идет вполне успешно, психолога не беспокоят никакие серьезные личные проблемы, он достаточно проработан в своей личной терапии, чтобы не натыкаться на одни и те же грабли не только в собственной жизни, но и с клиентами, и, казалось бы – чего еще желать?
Но даже в таких случаях, когда есть практика, опыт, собственная проработанность, всегда найдется клиент-вызов, всегда найдется трудный случай или, возможно, трудный именно для вас как для психолога.
На самом деле – это очень хорошо, что такие случаи находятся. Потому что в них есть многое – возможность осознать себя на новом уровне, мотив узнавать какие-то новые приемы работы, обратиться к более опытным коллегам, мотив искать, пробовать, прикладывать собственные творческие ресурсы, проработать еще не проработанные задачи.
Почему я считаю, что индивидуальная терапия для психолога – обязательна?
Мне хотелось бы в этой части остановиться на одном моменте: некоторые выпускники вузов всерьез считают, что индивидуальная терапия для психолога – вещь необязательная. Ну, подумаешь, есть проблемы – а у кого их нет?
Логика, которой они руководствуются, примерно такая: «Ну не было же у меня там каких-то ужасных травм? Никто не избивал, насилия не было, детство вроде вполне обычное, ну да, не клеится личная жизнь и уверенности не так чтобы хватает, но какие мои годы-то? Со временем рассосется…»
Но дело совсем не в «ужасных травмах» и не в том, что кто-то требует от психолога обязательно счастливой и устроенной личной жизни вот прямо по окончании вуза. Дело в другом. В умении встречаться со своими болезненными эмоциями. В умении контактировать с ними в присутствии другого и с другим по их поводу. В том, чтобы понимать – как чувствует себя клиент? Как работает психологическое консультирование и психотерапия именно изнутри?
Когда этого опыта нет, психолог не может знать, как работают те или иные методики. Психотерапия – не сборка механизма по инструкции. Если психолог избегает личной терапии, это означает, что внутри себя он отвергает саму клиентскую позицию, считает ее «ниже своего достоинства». Тогда как он относится к клиенту?
Я реально не знаю ни одной причины, по которой индивидуальная терапия для психолога оказалась бы не нужна.
«Нет проблем»?
Если вы успокаиваете (а точнее, обманываете себя) подобным способом, значит, вы не развиваетесь и не продвигаетесь на иные уровни осознанности и бытия. Наличие проблем (если вам не очень нравится это слово – назовем их задачами) означает мотив развиваться и повышать качество собственной жизни.
Если у вас нет этого мотива – что вы можете дать клиенту? Что будет чувствовать клиент рядом с тем, кто или не признает собственных задач развития или просто не развивается?
«Я достаточно проработан»?
Пока мы живы, вряд ли бывает достаточно. Это, опять же, про отсутствие развития, только по иной причине. Возможно, вы занимались собой и действительно смогли разгрузить основной багаж базовых травм. Но кто сказал, что по мере жизни не возникают новые задачи? Возможно, это про ваш страх перед чем-то новым, страх потерять некое устойчивое положение вещей? Как только вы решили остановиться на достигнутом – вы начали регрессировать. Человек – существо динамическое, он все время в движении. И если у него нет новых целей и новых препятствий – выходит, он уверенно деградирует, увы.
«Ну что мне могут сказать нового»?
Разве вы относитесь к психотерапии и консультированию как к волшебной таблетке? Не вам должны сказать новое, а вы – сами себе. И только вы можете этого захотеть. Ваш личный терапевт вряд ли обязан быть умнее вас по каким-то «объективным» критериям. Он должен лишь уметь предъявить вам вас самого, а от вас требуется только готовность это увидеть. Почему вы не хотите этого видеть – вопрос к вам.
«У меня достаточно знаний, я сам разберусь»?
Возможно, и разберетесь. Но тогда зачем работать психологом и доказывать другим, что это эффективно? Ваши потенциальные клиенты говорят именно это – «я сам разберусь». Зачем же их разубеждать и писать на форумах об эффективности психотерапии, вашего подхода и вас конкретно? А если вы считаете, что вся разница только в полученных знаниях – тогда отправляйте клиента учиться психологии. Вы имеете право рекомендовать клиенту только те способы, в которых уверены сами.
«Меня будут осуждать и критиковать»?
И такое я слышал от психологов. Если это ваш случай — остается только задать вопрос о вашем собственном отношении к клиентам. Надеюсь, всем читающим психологам известно о механизме проекции.
«Наверное, это еще не та проблема, в которую стоит вкладывать деньги»?
Тут оттенков много. От «она покажется терапевту незначительной» (опять проекции и домысливания) до «ну ведь все еще пока не критично». Однако, когда будет совсем плохо, возможно, вам понадобятся уже врачи. Не исключено, что это тоже будет ценный опыт, который приведет вас к пониманию того, на какой стадии развития проблемы стоит искать обратной связи о себе самом. Но стоит ли идти путем такого опыта – решать вам. Возможно, более экологично – действовать «на опережение», а не ждать, пока «гром грянет».
Понятно, что вышенаписанное не значит, что психологу придется ходить на терапию годами раз в неделю как на работу, причем всю жизнь. На все есть свое время, свои периоды, свои запросы.
Когда-то мы проживаем отрезки своей жизни, наслаждаясь полученными эффектами от всех наших предыдущих вложений в себя. Но когда-то все равно наступает новый этап, выходят на первый план новые потребности, а с ними и новые препятствия.
И именно препятствия позволяют нам лучше узнать самих себя. Стоит ли психологу избегать этого процесса? И отказываться от способа решения своих задач, который он сам же пропагандирует? – вам решать, что вы сами считаете наиболее логичным и обоснованным.
Я считаю личную терапию обязательным условием профпригодности психолога. И в своем проекте дистанционной психологической помощи онлайн, при обсуждении возможности совместной работы с коллегой-психологом, всегда интересуюсь фактом и количеством часов личной терапии.
Обсуждение возможности работы происходит только при минимальном, по моим меркам, количестве часов личной терапии у психолога, которое необходимо для того, чтобы выпускник психологического вуза мог прочувствовать это изнутри и разобраться со своим отношением к клиентской позиции, а также хотя бы начать разбирать свои основные задачи.
Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения
Супервизия для психолога и индивидуальная терапия психолога часто пересекаются. Казалось бы, эти вещи легко разграничить, ведь индивидуальная терапия психолога не рассматривает его в качестве профессионала. Но может ли сам психолог вынести за скобки личной терапии свои переживания и как профессионала в том числе?
И наоборот, если, разбирая клиентский случай, психолог осознает свои реакции и прямую их связь со своими личными травмами, нерешенными проблемами, или вообще через призму клиентского случая узнает о том, что еще не решено и не проработано в нем самом, то можно ли в полной мере отделить одно от другого?
Но, тем не менее, различия провести можно.
В супервизии же вполне реально поставить задачу не только осознать самого себя в контакте с конкретным клиентом, но и получить взгляд другого специалиста на стратегии и техники терапии в отношении этого клиента. И психолог-супервизор, соглашаясь на подобный контекст работы, становится обязан предоставить коллеге свой взгляд, опыт, методы и стратегии терапии.
С супервизией же ситуация может быть более мягкой. Например, если принято в случае длительной терапии поддерживать отношения только с одним специалистом-психологом, то в случае супервизии психолог-супервизор может быть не один.
Психолог-супервизор также нередко совмещает несколько ролей – например, супервизорами выступают преподаватели, которые, с одной стороны, ставят оценки, принимают зачеты (и куда деться от неизбежностей аттестации при обучении?), с другой – ведут супервизорские группы и индивидуальные супервизии.
Бывает и так, что совмещаются роли «психолог-супервизор» и «работодатель». Такое нередко случается, когда опытный психолог начинает в рамках психологического центра, например, постепенно делегировать поступающих клиентов тем, кто еще начинает свой путь в профессии, параллельно повышая уровень своих сотрудников через супервизии и как бы передавая все то, чему он сам смог научиться, дальше.
Это выгодно всем сторонам – вчерашние студенты получают психологическую практику, которая развита и обеспечена именем и репутацией уже опытного психолога. Организатор же получает дополнительный доход, а также возможность решать более сложные профессиональные задачи (связанные с обучением других специалистов в супервизиях).
Что я предлагаю как психолог-супервизор и личный терапевт
В первую очередь, скажу, что супервизия для психолога и личная терапия для коллеги – два, все-таки, разных мира, на мой взгляд.
Если вы решили пройти у меня личную терапию – помимо осознания и решения ваших собственных задач вы вполне можете получить и обучающий эффект. Однако, запрос на личную терапию исключает (как минимум на этот период) наше сотрудничество как коллег.
Если в процессе нашей работы вам также захочется работать в моем проекте в качестве консультанта, мы сможем начать обсуждать эту тему только после завершения вашей личной терапии, при условии корректного завершения терапевтических отношений и некоторой паузы по времени.
Но если у вас нет никакого опыта и для начала есть потребность решить свои задачи – это вполне адекватный путь для начала профессиональной жизни. И я не могу не помнить о личном опыте в этой связи: все мои серьезные продвижения в отношении профессии происходили практически всегда после удачных личных процессов с хорошими терапевтами.
Не всегда это были долгосрочные запросы, но связь между какими-то позитивными сдвигами в профессии и различными формами консультирования и психотерапии, которые я запрашивал – осознаю очень хорошо.
Если у вас уже есть некоторый опыт консультирования и личной терапии, вы нуждаетесь в расширении практики и дальнейшем обучении – смогу быть вам полезным как психолог-супервизор.
Бывает, случается так, что запросы супервизии пересекаются с запросами личного характера. В таких случаях границы и рамки обсуждаются индивидуально, но, как правило, я лишь обозначаю возможное направление работы в личной терапии, которую вы вполне можете проходить у другого терапевта. А основной акцент делаю на осознание себя в работе с клиентом и на техники и стратегии терапии.
Что стоит знать обо мне в ракурсе терапии и супервизий
Некоторые ключевые сведения можно почерпнуть в разделе « о руководителе проекта ». Помимо этого добавлю еще несколько фактов:
И последнее: я провожу супервизии и индивидуальную терапию только в формате skype. Это будет особенно полезно тем, кто хочет перевести свою работу психолога в дистанционый формат и не быть жестко привязанным к месту и кабинету.
Супервизия для московских психологов, что это такое и для чего нужна
23 ноября 2021 года
В помощи и поддержке нуждаются не только клиенты психологов, но и сами специалисты. Зачастую они вместе с человеком входят в эпицентр кризиса, выдерживают самые тяжелые чувства и состояния, несут серьезную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Справиться с такими состояниями помогает более опытный коллега — супервизор. О формах и методах профессиональной поддержки психологов рассказывает Федор Шаньков, специалист Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудник Психологического института РАО.
Высокая степень неопределенности и ответственности в помогающих практиках зачастую ведет к профессиональному истощению: умеющему оказывать помощь необходимо также уметь самому ее запрашивать и получать. Супервизия — основная форма профессиональной поддержки и развития помогающих специалистов.
В рамках супервизии в присутствии более опытного коллеги исследуются клиентские случаи, проясняются терапевтические отношения, развиваются определенные профессиональные навыки.
С какими вопросами чаще всего обращаются к специалисту:
Последние научные исследования подтверждают, что эффективность психотерапии определяет не подход, конкретный метод или знания специалиста, но прежде всего качество отношений между психологом и клиентом, способность эксперта постоянно расти, честно и регулярно исследуя свой опыт работы. При этом показано, что психологи, как и педагоги, самостоятельно не могут оценить качество своей работы, для развития им необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов, супервизора и профессионального сообщества.
По международным стандартам к психотерапевтической практике допускается профессионал, который окончил полноценную многолетнюю программу обучения в одном из психотерапевтических направлений. На деле этим все не заканчивается. Далее психолог призван: постоянно продолжать обучение, посещать международные конференции, чтобы быть в курсе новых научных данных, осмыслять опыт, чувствовать свою причастность к профессиональному сообществу; ходить к своему собственному психотерапевту, чтобы отделять свои переживания от переживаний клиентов; регулярно посещать интервизии и супервизии, получать обратную связь о своей работе.
В среднем в году супервизоры МСППН проводят около 300 индивидуальных и более 200 групповых супервизий. Также каждый новый сотрудник проходит так называемую экспертную супервизию, где определяется его профессиональный уровень, развитие компетенций, ограничения и допуски для работы с клиентами.
Основные форматы поддержки
Индивидуальная. Психолог представляет супервизору случай индивидуального, семейного или группового консультирования. Фокус встречи может быть направлен на психологические особенности клиента, трудности контакта, «слепые пятна» в работе, стратегию и тактику ведения случая, влияние на него социального и организационного контекста. Обычно это час-полтора офлайн- или онлайн-работы один на один.
Групповая. Работа с группой коллег по определенной модели (например, калейдоскопическая модель супервизии, балинтовская группа, обучающая супервизия). Какие основные результаты данного формата? Это и объемное, многомерное понимание феноменологии консультации, и профилактика профессионального выгорания, и получение коллегиальной поддержки. Основное преимущество групповой супервизии в том, что она дает возможность развить профессионализм за счет обмена опытом с другими коллегами в условиях уважения и безопасности.
Командная. Формат, который предполагает работу с группой специалистов, занятых ведением одних и тех же клиентов. Например, супервизия соведущих групп или коллег из одной бригады. Здесь фокус держится на прояснении различного и общего в понимании клиента, выстраивании целостной стратегии командной работы по взаимодействию с ним.
Психологу зачастую хочется помочь всем, кто к нему обращается, и признать свои ограничения иной раз трудно. Например, в каких случаях лучше перенаправить клиента к психиатру, а в каких — к другому узкопрофильному специалисту, работающему с определенной темой (например, расстройствами пищевого поведения, травмой насилия, игровой зависимостью и т. п.). Супервизор всегда вынужден соблюдать баланс между ответственностью за качество работы супервизанта (психолога) и уважением к его самостоятельности, проявлять должную заботу не только о благополучии специалиста, но и, через специалиста, о благополучии клиента.
Итак, в рамках супервизии — помощи помогающему — лучше осознается профессиональный опыт, значительно развивается профессиональное мышление и навыки работы, оказывается сильная эмоциональная поддержка, в которой так нуждаются те, кто постоянно призван поддерживать других. Супервизия для психолога — это практика заботы о себе, сохранения своего профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, вторичной травматизации, источник профессионального и личного роста. Это необходимая часть работы психолога, который хочет эффективно, этично, эстетично и экологично заниматься помощью другим.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Функции и методы супервизии в психологии
Очень важным условием для карьерного роста является постоянное движение в рабочем процессе. Для того чтобы развитие не останавливалось, все время происходило улучшение способностей, можно использовать специальные программы, которые направлены на эффективное совершенствование рабочих навыков. Контролировать при этом процесс должен человек, который имеет достаточное количество опыта. В психологии супервизия подразумевает не только курирование, но еще и обучение сотрудников более опытными специалистами.
Суть супервизии
Супервизия – это специальная методика, которая помогает качественно подготовить профессионалов. Она позволяет быстро развиваться, совершенствовать приобретенные ранее навыки, улучшать свои знания в области психотерапии или же психологии клинического характера. При этом супервизия в обязательном порядке должна выполнять три важных задачи:
Супервизия выступает в качестве эффективной методики оценки специалиста. С ее помощью совершенно каждый может разработать свою уникальную профессиональную идентичность.
Функции и цели супервизии
Супервизия имеет определенные функции, которые играют очень важную роль:
Если говорить непосредственно об основных целях супервизии, то к их числу можно отнести:
Супервизия считается отличным источником поддержки, который может использоваться не только начинающими специалистами, но и опытными психологами.
Виды супервизии
Психологи выделяют несколько разных два вида супервизии. Индивидуальная предполагает обучение одного, ученик при этом может задавать вопросы относительно того, что его интересует, если это направлено на его развитие. При этом не должно присутствовать слишком строгого контроля. Групповая супервизия ориентирована на обучение нескольких человек. Идеальным вариантом является группа до семи человек. Основным преимуществом данного вида супервизии считается то, что можно применять самые разные практики. Кроме того, это позволяет установить связь обратного характера между учениками.
Супервизия помогает всем желающим достичь совершенно нового уровня в карьере и стать настоящим профессионалом, применяя для этого современные и проверенные на практике методики.
Чтобы стать хорошим специалистом в любой профессии, необходимо постоянно держать мозг в тонусе. Тренажеры Викиум развивают все когнитивные функции, значительно улучшают память, внимание и концентрацию.
Супервизия – основополагающая часть профессионального развития и обучения психологов, практика профессиональной поддержки и возможности обмена опытом. Супервизия представляет огромную ценность для начинающих специалистов, но также и для более опытных. Следует отметить, что функции супервизионного сопровождения могут меняться в зависимости от профессиональной зрелости специалиста, и по мере прохождения практики супервизии с приобретением большей зрелости и опыта супервизантом, меняются и отношения супервизанта с супервизором, оставаясь при этом чрезвычайно важными для нас на любом этапе.
«Отношения между супервизором и супервизантом в психотерапевтическом тренинге являются сложной коммуникативной ситуацией, в идеале, разговором о разговоре: коммуникативное действие между супервизором и супервизантом ориентировано на помощь коммуникативному действию между супервизантом и пациентом» (Sharpe, 1995).
Пространство супервизии позволяет контейнировать (вмещать и удерживать без отыгрывания) непереносимые переживания, с которыми пока сложно иметь дело психологу один на один. В диалоге с супервизором мы получаем возможность рассматривать сложившуюся терапевтическую ситуацию в более широком контексте, супервизант получает возможность исследовать и открывать новые, еще не известные подходы, взгляды, глубже понимать феномен отношений в терапии.
Т.к. взаимодействия пары супервизант – супервизор отражают аспекты отношений пары пациент – психолог (супервизант), в отношениях супервизанта с супервизором бессознательно реконструируются некоторые паттерны, встроенные в отношения пациент – психолог. Рефлексивный анализ этих пересечений и возникающих параллельных процессов позволяет исследовать динамику переноса и контрпереноса, благодаря чему супервизант совершенствует коммуникативные возможности в работе, учится использовать свои чувства как инструмент в терапевтической практике.
Трудно переоценить роль наставничества для психолога со стороны опытного специалиста. Супервизор в роли такого доступного и отзывчивого селф-объекта, о важности функций которого писал еще Хайнц Кохут, может оказаться очень благотворным для нас. Для развития и эволюции психолога важно обсуждение как сильных сторон, так и слабых мест – слепых зон. Осознание своих сильных и слабых сторон позволяет нам лучше осознавать и формировать свой индивидуальный стиль работы, что очень важно для становления профессиональной идентичности, а также для чувства удовлетворения от своей работы.
Групповая супервизия для психологов
В чем же отличия групповой супервизии в сравнении с индивидуальной? Для чего создаются группы супервизий? Групповая супервизия представляет собой более сложный процесс, т.к. мы имеем дело не только с парой супервизант – супервизор, а с несколькими участниками процесса, с системой взаимоотношений супервизор – группа супервизантов. Групповая динамика влияет на супервизионный процесс иначе, чем отношения супервизора и психолога в ситуации один на один.
Супервизант представляет случай на группе, и участники процесса обмениваются идеями. Т.к. в дискуссии участвует несколько супервизантов, в такой ситуации участники могут чувствовать себя свободнее в отношении опытного и авторитетного супервизора, легче отдаваться фантазии, ревери, входить в контакт со своими переживаниями и делиться ими с группой. Об этом пишет Рудольф Грегурек «Групповая ситуация снижает потенциальное ощущение угрозы супервизора для супервизанта и чрезмерную идентификацию супервизанта с супервизором за счет наличия множества точек зрения и взаимной поддержки нескольких супервизантов во взаимодействии с супервизором» (2007).
С другой стороны, в групповой ситуации участник может ощущать себя скованным групповым большинством. Всем известно, что выражать и отстаивать свою точку зрения перед группой людей, особенно если она входит в противоречие с мнением большинства, для многих людей представляется сложным. И тогда у участника, напротив, может снижаться мыслительная работа, его активность, и в итоге он выбирает линию большинства. Но этот же минус может обернуться и прекрасной возможностью, чтобы учиться выражать и утверждать свое мнение, даже если это расходится с мнением большинства других участников. Т.к. в супервизионной групповой дискуссии ценной являются все высказывания без исключения.
Группа – это всегда множество точек зрения. И в этом главная ценность супервизии в группе. Мы видим клинический случай многими глазами, что значительно расширяет перспективу нашего понимания клинического случая. Богатство межличностной коммуникации в групповой ситуации сообщает процессу мощную групповую динамику, которая способствует более глубокому исследованию клинических случаев, получению важных инсайтов, пониманию эмоциональных затруднений в отношениях пациент – психолог.
Работа в контексте Здесь и сейчас позволяет нам использовать групповую динамику, возникшую по поводу представляемого клинического случая, применять ее для понимания происходящего в терапии, для достижения целей супервизии.
Работая в контексте Здесь и сейчас, мы обращаем внимание на множество возникающих групповых процессов. К ним относятся:
Процесс отзеркаливания, который отражает бессознательные отношения между пациентом и супервизантом.
Параллельные процессы, при которых проблемы психолога (супервизанта) в супервизии и проблемы пациента в психотерапии связаны друг с другом. В групповых взаимодействиях мы можем наблюдать взаимодействие сил в параллельном процессе терапии и супервизии, за счет этого глубже понимать происходящее в терапии.
Обнаружение слепых зон. В групповой супервизии за счет групповой динамики, наблюдения процессов отзеркаливания, параллельных процессов, за счет понимания индивидуальных и групповых бессознательных процессов, могут обнаруживаться слепые зоны в работе психолога, то, что находится в тени.
Групповой процесс, который порождает эмоциональный резонанс и взаимное отзеркаливание участников группы по отношению друг к другу, дает возможность вплетения личного вклада каждого участника в богатую групповую матрицу, которая раскрывает многомерность, заложенную в представляемом на супервизии случае (Фукс).
Приглашаем на супервизионную группу «КонТексты» с опытным ведущим групп Голеневой Л.В.
Формат нашей работы: супервизионная медленно-открытая группа.
Стоимость участия 1500 руб. групповая сессия 1,5 часа.
Ведущая группы: Голенева Лада Викторовна
– психолог психоаналитик, тренинговый групп-аналитик (COIRAG, E.G.A.T.I.N., ECPP), руководитель Студии современного психоанализа, супервизор IGA (Институт групп-анализа, Лондон), сертифицированный специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ECPP) и ЕАРПП, имеет международную сертификацию по групп-анализу (Е.G.A.T.I.N, COIRAG), опыт групп-аналитической работы свыше 10 лет. Прошла специальную пятилетнюю сертификационную программу по работе с группами и стажировку. Имеет большой практический опыт индивидуальной работы, ведения психотерапевтических, обучающих и супервизионных групп. Преподаватель Московского Института Психоанализа, Международной Школы Группового Психоанализа.
Занятия Онлайн проходят в программах Skype и Zoom. Правила работы группы и участия мы обсуждаем на первичном собеседовании, которое проходит индивидуально с каждым кандидатом на участие в группе.
Приглашаем специалистов пси-практиков как начинающих, так и твердо стоящих на ногах, заинтересованных в профессиональном развитии, стремящихся расширить профессиональные компетенции и горизонты видения, стать более уверенными и устойчивыми профессионалами, улучшить практику, получить новые знания.