Сюжет это что простыми словами
Значение слова «сюжет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения.
СЮЖЕ’Т, а, м. [фр. sujet]. 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). С. «Пиковой дамы» Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чем-н. и т. п.; разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сюже́т
1. совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание литературного произведения, кинофильма ◆ Сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. ◆ Избрать что-н. сюжетом романа.
2. перен. содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чём-н., картины, музыкального произведения)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: огородничать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сюжет это что простыми словами
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Что такое сюжет?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Содержание:
Кинематографическое произведение в нынешних реалиях без хорошо прописанного сюжета создать невозможно. Прошли времена новизны потока сознания от модернистов и постмодернистов. Сегодня заинтересовать зрителя можно только хорошо прописанной и проработанной историей, которая выстраивается и живет по своим внутренним правилам и классическим лекалам.
Сюжет – что это?
Что такое сюжет произведения? Колоритные герои – полдела, вторая часть успешной работы – любопытная история. И если фабула отвечает за хронологическую последовательность всех событий в произведении, то сюжет – за их подачу, обрамление и восприятие. Так, пересказывая фабулу первого сезона сериала «Остаться в живых», сначала нужно рассказать все события, происходящие с героями в обычной жизни. И только потом перейти к событиям на острове. Но все, кто видел этот сериал, знают, что сюжет этого шоу построен иначе.
Берем придуманную историю, решаем, как ее оформить – разрезать на куски, перемешать, вставить флэшбеки и флэшфорварды, максимально раскрыть внутренний мир персонажей через события отпервого лица, – и получаем на выходе скомпонованную историю.
Внутренний сюжет фильма – это изменения в жизни, характере и взглядах персонажа, его отраженный мир и чувства. Внешний – событийность в его окружении, все, что влияет на мир фильма. Чаще всего в истории один из этих видов подавляет другой. Хотя сценаристам иногда удается создать проект, в котором успешно соединены в равных пропорциях сразу два типа повествования. Мейнстрим заточен на баланс, жанровые истории – на динамику. И основной сюжет это должен впитать еще на стадии замысла.
Задача сценариста не столько в том, чтобы придумать историю, сколько в том, чтобы правильно изложить ее.
В современном кинематографе существует немало систем к подходу построения сюжета и сюжетных линий. Где-то делается упор на проработку героев и окружения, где-то плотно работают со временем и хронотопом, где-то на первое место выходит общая история. Рассмотрим главные виды сюжетов, которыми вот уже многие годы успешно пользуются сценаристы во всем мире.
Существует много схем и классификаций, помогающих автору в построения интересного сюжета. Опытные сценаристы умело компилируют разные подходы работы с сюжетами, используя как классические методы, так и современные.
Как пишется сюжет
В школе все мы слышали об элементах сюжета: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Еще добавляли пролог и эпилог. По этим лекалам строятся фабула и собственно сюжет. Автор подхода Найджелл Воттс их только немного расширил и преобразовал – получилась восьмипунктовая дуга:
Предложенный подход не является каноническим, существуют и другие.
Виды сюжетов по работе со временем
Другой подход: классифицировать сюжет через характер связи между событиями в истории. Эта схема перешла в кино из литературоведения. В этом случае можно выделить три вида сюжета:
В хроникальном сюжете соблюдаются все академические требования к повествовательному времени, его естественный ход (сага, киноэпопея, киноальманахи, классические авантюры и приключения – «Троя», «Вокруг света за 80 дней», «Пираты Карибского моря»).
В концентрическом больший упор сделан не на физическое, а на психологическое исчисление. Здесь конфликт и интрига выходят на первый план (драма, детектив, психологический триллер – «Шестое чувство», «Солнцестояние», «Сплит»).
«Король умер, а потом умерла королева» – хроникальное повествование, «Король умер, а
потом умерла королева – с горя» – концентрическое.
В многолинейном произведении первые два вида сюжетов могут взаимодействовать между собой. Здесь задействованы сразу несколько крупных линий и важных событийных узлов («Тихий Дон», «Война и мир», «Убийство на пляже»). Мини-истории тянутся независимо одна от другой и периодически пересекаются.
Также выделяют динамические сюжеты, насыщенные событиями («Образование», «Дом летающих кинжалов») и адинамические – умеренный рассказ без тяготения к морали и развязке («Наполеон Динамит», «Полеты во сне и наяву»).
Пять типов сюжета
Совсем другой подход предложил Кристофер Букер. Он разделил все сюжеты на пять разделов:
Как это видно, Букер своей системой умудрился свести все возможные истории к пяти очень простым для понимания архетипам.
Примеры сюжетов
Борхес в новелле «Четыре цикла» писал, что существует всего 4 сюжета и 4 героя:
В литературе и киноиндустрии эти четыре модели персонажей и их исканий используются и по сей день. Они обросли творческими мышцами, расширились и в эпоху постмодернизма приобрели множество ответвлений и симбиозов. Придумать сюжет сегодня без поглощения ярких примеров из прошлого сложно. Поговорим о некоторых из них по заветам Жоржа Польти.
Эта лишь малая часть имеющихся подходов. И выбор здесь – исключительно дело вкуса. Главное, чтобы схема была вам удобна и в итоге помогла написать сюжет.
Значение слова сюжет
Сюжет в словаре кроссвордиста
сюжет
Сюжет Сюже́т (от «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.
1.Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
3.Тема музыкального произведения.
Большой современный толковый словарь русского языка
Новый словарь иностранных слов
м.
1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве).
3) Тема музыкального произведения.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
1. последовательность и связь описания событий в произведении литературы;
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
сюжет м.
1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве).
3) Тема музыкального произведения.
Толковый словарь Ефремовой
1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное Содержание художественного произведения (лит.). Сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа.
2. перен. Содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чем-н. и т.п.; разг.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Словарь литературоведческих терминов
1963. Г. Н. Поспелов (С. в литературе).
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание литературного произведения, кинофильма содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чём-н., картины, музыкального произведения) жертва преступника, обычно вора или мошенника
При таком подходе к сюжету взаимосвязь литературоведения с психологией приобретает иной характер: сюжетолог опирается на данные не психологии творчества, а психологии восприятия, рассматривает сюжет не с точки зрения процесса его создания, а с точки зрения процесса его восприятия.
Кроме упоминавшихся выше «атлантических» романов, к такого рода произведениям относятся «Экипаж „Меконга“» и «Очень далекий Тартесс» Е. Войскунского и И. Лукодьянова ( сюжет 5); «Волшебный бумеранг» Б. Руденко, «Чаша бурь» В. Щербакова, «Фаэты» А. Казанцева (комбинация сюжетов 1 и 5); «Затерянный мир» А. Конан Дойля, «Остров Эпиорниса» Г. Уэллса, «Ревун» Р. Бредбери, «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Плутония» В. Обручева, «На запад от Эдема» Г. Гаррисона, «Охотники за динозаврами» А. Шалимова ( сюжеты 3 и 4).
Определить, где кончается один сюжет с его вариантами и где начинается другой, можно лишь после межсюжетного изучения сказок и точной фиксации принципа отбора сюжетов и вариантов.
Сюжет
« | … а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы. | » |
— Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета» |
Сюжет — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется фабулой.
Для каждого произведения чрезвычайно важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали сюжетные дыры.
Структура сюжета [ править ]
Немецкий писатель Густав Фрайтаг, живший в XIX веке, в 1863 году в своей работе «Техника драмы» предложил своё понимание структуры сюжета, позже названное «пирамидой Фрайтага». Стоит учесть, что Фрайтаг не предполагал применять эту модель к современным ему пьесам, а занимался исследованиями Шекспира и античных драм.
С точки зрения Фрайтага, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и постпозиции (эпилога). Рассмотрим их по отдельности.
Типы сюжетов [ править ]
В большей части литературных произведений отлично сосуществуют оба типа сюжета.