Сюжетная арка что это
Сюжетная арка
Из Википедии — свободной энциклопедии
Сюже́тная а́рка (от англ. story arc ) — последовательность эпизодов в повествовательном произведении искусства, связанных общей сюжетной линией. Как правило, термин применяется только по отношению к телесериалам и комиксам, то есть к произведениям, издающимся периодически. Функция сюжетных арок заключается в том, чтобы облегчать понимание структуры и ориентацию в сюжете длительных повествований.
Эпизоды арки не обязательно публикуются последовательно без разрыва, в сложных случаях основная сюжетная арка может прерываться отдельно стоящими эпизодами или более мелкими арками, не связанными с «вышестоящей» сюжетной линией.
На примере телесериалов сюжетная арка — это обычно несколько серий из всего сериала, иногда не связанных сюжетом с остальной его частью, но связанных между собой. Таких арок бывает несколько в одном сезоне. Однако бывает и наоборот, одна арка может охватывать сразу несколько сезонов.
Это необязательное условие, однако чаще всего при помощи сюжетных арок раскрываются второстепенные персонажи, которые не играют важную роль в основном сюжете, либо вообще не имеют к нему никакого отношения. Часто они несут больше биографический характер, подробнее раскрывая мотивации персонажей и устройство вселенной — фандома — к которому относятся. В таком контексте свои собственные сюжетные арки могут иметь и главные герои основного сюжета кино- или мультвселенной.
Не стоит путать с сюжетной ветвью. Главное различие сюжетной ветви и сюжетной арки заключается в том, что сюжетная арка — отдельное самостоятельное произведение, в то время как сюжетная ветка — конкретное ответвление событий в общем сюжете.
Сюжетная арка
Эпизоды арки не обязательно публикуются последовательно без разрыва, в сложных случаях основная сюжетная арка может прерываться отдельно стоящими эпизодами или более мелкими арками, не связанными с «вышестоящей» сюжетной линией.
На примере телесериалов сюжетная арка — это обычно несколько серий из всего сериала, иногда не связанных сюжетом с остальной его частью, но связанных между собой. Таких арок бывает несколько в одном сезоне. Однако бывает и наоборот, одна арка может охватывать сразу несколько сезонов.
Связанные понятия
Супергерóй — персонаж, наделённый неординарными физическими способностями («суперсилами»), которые он направляет на свершение подвигов во имя общего блага. После дебюта прототипического супергероя по имени Супермен в 1938 году, идея супергероя — от кратких, эпизодических приключенческих историй до многолетних и многосерийных саг — стала доминирующей для американских комиксов, из которых она впоследствии распространилась и на другие медиа. Само слово супергерой восходит, по крайней мере, к 1917 году.
Экшн-фигурка (англ. Action figure) — коллекционная фигурка, обычно из пластмассы. Зачастую представляет собой персонаж фильма, комикса, компьютерной игры и т. п.. Многие экшн-фигурки выпускаются сериями и являются предметом коллекционирования. Такие фигурки изначально предназначались для детей, но со временем рынок переориентировался на взрослых коллекционеров.
Премии индустрии комиксов имени Уилла Айснера (англ. The Will Eisner Comic Industry Awards), известные под кратким названием Премии Айснера (англ. Eisner Awards) — наиболее престижная американская награда в сфере комиксов. Впервые премия Айснера была вручена в 1988 году в ответ на прекращение Премий Кирби с 1987 года.Премии получили название в честь писателя и художника комиксов Уилла Айснера, который лично участвовал в награждениях до своей смерти в 2005 году.Комиссия из 5 членов выдвигает кандидатуры.
Сюжетная арка
Сюже́тная а́рка (от англ. story arc ) — последовательность эпизодов в повествовательном произведении искусства, связанных общей сюжетной линией. Как правило, термин применяется только по отношению к телесериалам и комиксам, то есть, к произведениям, издающимся периодически. Функция сюжетных арок заключается в том, чтобы облегчать понимание структуры и ориентацию в сюжете длительных повествований.
На примере телесериалов сюжетная арка — это обычно несколько серий из всего сериала, иногда не связанных сюжетом с остальной его частью, но связанных между собой. Таких арок бывает несколько в одном сезоне.
Полезное
Смотреть что такое «Сюжетная арка» в других словарях:
Арка (значения) — Арка многозначный термин. Имеет следующие значения: Арка в архитектуре криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. Арка район (фрегезия) в Португалии, входит в округ Визеу. Арка район… … Википедия
Batman: Hush — Бэтмен: Тишина «Hush» Рекламное изображение для Hush Джима Ли и Скотта Уильямса История Издат … Википедия
Список серий «Блич» (сезоны 1-4) — Обложка первого DVD, номинированного на … Википедия
Список серий «Блич» (сезоны 1-3) — Обложка первого DVD, номинированного на American Anime Awards за лучший дизайн. На обложке Ичиго Куросаки. Серии Блич делятся на несколько сезонов (сюжетных арок), первые три из которых бы … Википедия
Nothing Can Stop the Juggernaut! — Ничто не может остановить Джаггернаута! Nothing Can Stop the Juggernaut! … Википедия
Бэтмен — У этого термина существуют и другие значения, см. Бэтмен (значения). Бэтмен Изображение с обложки выпуска Batman №608 (октябрь 2002, второе издание). Художник Джим Ли, контурщик Скотт Уильямс … Википедия
Список серий «Блич» (сезоны 4-5) — «Баунто» сюжетная арка аниме Bleach, состоящая из двух частей: «Баунто» и «Нападение баунто на Сообщество душ». Все серии созданы под руководством Абэ Нориюки на студиях TV Tokyo, Dentsu и Studio Pierrot.[1] Они являются филлерами, то есть… … Википедия
Dying Wish — Предсмертное желание Dying Wish … Википедия
Two Americas — Две Америки Two Americas Обложка коллекционного издания Captain America: Two Ameri … Википедия
Смерть Капитана Америки — The Death of Captain America Обложка выпуска Captain America (vol. 5) #25. История Издатель Marvel Comics Ф … Википедия
Что такое сюжетные арки в кино: особенности создания и примеры
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Содержание:
Сюжетная арка (от англ. storyarc, иногда можно встретить название «повествовательная арка» или narrativearc) – это последовательность эпизодов, из которых строится сюжетная линия фильма или сериала. Продуманная арка сюжета крайне важна, если вы хотите увлечь зрителя с первых минут и до финала фильма или сериала.
Мы уже подробно рассказывали, что такое сюжетная арка. Если коротко – это отдельно взятая история в сюжете.
А что касается арки… Давайте представим, что сюжетная линия – это поезд. Тогда сюжетная арка – это то, из каких вагонов и в какой последовательности строится этот железнодорожный состав. То есть сюжетная арка – это структура сюжетной линии.
Сюжетная арка задает структуру и форму истории и состоит из отдельных сцен, эпизодов, случаев. Они наполняют и определяют подъемы и спады в темпе повествования.
Однако такая арка необязательно должна состоять из последовательных эпизодов. Мы уже знаем, что сюжетные линии в фильмах и сериалах могут пересекаться или чередоваться. А значит, то же самое можно сказать и про арки сюжета. Например, часто слишком мрачные сцены повествования разбавляются комичными или добрыми элементами, чтобы сбросить напряжение аудитории и персонажей.
Этапы по концепции Густава Фрейтага
Концепция повествовательной арки была создана немецким писателем и драматургом Густавом Фрейтагом. Он занимался глубоким анализом древней греческой литературы, и в 1863 году опубликовал «Технику драмы», которая стала одним из лучших учебников на долгие годы. Теоретическая работа Фрейтага предполагала пятиактную структуру пьесы, которая и сейчас поможет вам эффектно структурировать сюжетную линию.
Итак, классическая арка в фильме будет развиваться по следующему алгоритму:
Пример сюжетной арки по Густаву Фрейтагу в кино
Фильм «Крестный отец» был невероятным для своего времени и настолько ошеломляющим для аудитории, что открыл эру нового жанра в кинематографе.
Завязка семейной саги погружает в контекст происходящего. Богатейшая семья Корлеоне обладает не только неслыханными накоплениями, но и опасным могуществом и влиятельностью мафии. На праздник к ним съезжается весь свет города, а цветы и подарки шлют все бизнесмены и чиновники округи.
Восходящее действие начинается, когда Дон Карлеоне высказывает главам других мафиозных семей свое отношение к продаже наркотиков. Именно с этого момента начинается основной конфликт, несущий неприятности главным героям.
Кризисным, кульминационным стало покушение на дона Вито, попытки его сыновей удержать власть клана, не понести новых потерь. Именно после него Майкл – один из сыновей Корлеоне, которому все вокруг пророчили судьбу сенатора или прокурора – ввязывается в мафиозные разборки семьи.
Нисходящим действием становится линия передачи власти от стареющего больного отца Майклу, его восхождение и выбранные им методы поддержания заведенных порядков.
Разрешение же фильма Копполы оставляет невероятное послевкусие и ставит жирную точку в этой истории. Развязка наступает в момент, когда возлюбленная Майкла осознает, что место крестного отца в прямом и переносном смысле занимает ее избранник. Этот финальный аккорд определяет жизнь семьи Корлеоне и, вероятно, города на долгие годы вперед.
Как можно заметить, принципы приведенные Густавом Фрейтагом, строятся на основных драматургических законах. И это логично, ведь мы все еще говорим об обычной истории и ее структуре. Так что если вам не близка система Густава, вы вполне можете построить свою арку на любой другой структуре.
Аркада, или множество арок
Мы уже рассказывали, что в современных фильмах и сериалах часто используется несколько сюжетных линий. Это может быть несколько равноценно главных линий или главная и второстепенная, главная и побочная.
Если же рассматривать эту же информацию с точки зрения сюжетных арок, то можно без труда проследить сходство. Главные сюжетные линии имеют больше всего структурных элементов – в их арках больше всего сцен и событий. Второстепенные арки гораздо короче и могут состоять буквально из двух-трех эпизодов. Побочные линии либо стартуют, либо финишируют где-то внутри главной. А значит, их сюжетные арки значительно пересекаются: часть сцен главной линии дополнительно работает и на побочную.
Так, например, в последнем «Гарри Поттере» главной историей будет борьба «добрых» волшебников со «злыми» адептами Волана-де-Морта. И в арке этой линии будет больше всего эпизодов. Побочной историей будут отношения Рона и Гермионы, Гарри и Джинни. И их существенная часть будет раскрыта в главной линии. А второстепенными линиями станут конфликты близнецов Уизли, матчи по квиддичу и т. п. Их пересечение с главной линией будет незначительным, а сами истории будут длиться по три-четыре сцены максимум.
Именно на умении авторов строить аркады основано большинство сериалов. Сочетание линий А, В и С и правильное понимание взаимодействия их структур позволяет уместить по несколько историй в каждую серию. Такой прием позволяет максимально долго удерживать внимание зрителя, развивать мир и в ширину, и в глубину. Ну и повышать рейтинги сериалов.
Где еще искать арки сюжетов
Обращайте внимание на разные жанры и типы произведений, имеющих повествовательную основу. Сюжетную арку в мультфильме найти не сложнее, чем в блокбастере или детективе. Хороший пример – мультипликационный сериал «Аватар: Легенда об Аанге». В нем есть пример основной арки мифа: борьба последнего мага воздуха с лордом огня. Эта конструкция объединяет три сезона в цельное произведение в то время, как каждый сезон имеет собственные сюжетные арки, которые связаны с изучением главным героем определенных стихий.
Крепкий сюжет. Арка сюжета
Начало:
V АРКА СЮЖЕТА
Как все вышеизложенное организовать в гармоничное, соразмерное целое?
Нарисуйте Арку сюжета.
1. Экспозиция — характерный момент из жизни героя, который покажет слабость и закончится кризисом.
2. Завязка — герой решает кризис и оказывается в жопе
3. Переломный момент — ГГ делает первый шаг из жопы и оказывается в большей жопе: узнает, что у него есть враг (ГА), а у ГА есть план
4. Развитие действия — ГГ составляет план по достижению цели (запланирована большая середина)
6. Контрудар (подготовка большой середины)
9. 65% или 75% — большое событие середины, после которого все катится к финалу
10. Мнимое поражение
11. Кульминация начинается. Все плохо, ГГ один в Большой Жопе
12. ГГ составляет новый план и сталкивается с ГА, полный решимости
13. Конфронтация не в пользу ГГ
14. ГГ делает сложный, плохой, безумный, неправильный выбор
15. Драматический поворот — события конфронтации меняются в противоположную сторону, ГГ победил\проиграл окончательно
16. Развязка, раздача плюшек, новая личность, возвращение
На схеме видно, что к финалу события ускоряются, напряжение растет. Максимальное напряжение, самые высокие ставки — от 75 до 95-99%, то есть до развязки.
VI СХЕМА ЭПИЗОДА: СЦЕНА+ПРОДОЛЖЕНИЕ
Важно: все персонажи должны иметь цель не только на весь сюжет, но и на каждую сцену — очень конкретную цель.
Конфликт лежит в основе не только всей истории, но и каждой сцены.
А теперь хочу рассказать вам про такие структурные сюжетные кирпичи как Сцена и Продолжение. Фактически весь ваш роман строится по схеме
СЦЕНА + ПРОДОЛЖЕНИЕ + СЦЕНА + ПРОДОЛЖЕНИЕ …
Столько раз, сколько нужно.
Взяла я это деление у Джима Батчера, если хотите, то можете почитать в первоисточнике, он, кстати, хорошо излагает, внятно и с юмором. Но я вкратце перескажу смысл его лекций тут, а то некоторые поленятся сходить по ссылке, а без этой информации знания о сюжете будут неполными.
СЦЕНА
Что такое сцена, по Батчеру? Это тот законченный кусочек текста, в котором происходит действие. Что должно быть в вашей сцене, как ее выстраивать?
Персонаж
Цель
Конфликт (вопрос сцены)
Регресс (ответ сцены)
Персонаж: Если у вас несколько персонажей, выбирайте для сцены того, кто эмоционально больше всех потеряет в случае неудачи.
Цель: активная, конкретная, ясная, очевидно достижимая, значимая.
Скажем, Бильбо висит вниз головой, подвешенный троллями, которые сидят вокруг костра и ждут, когда закипит вода в котле, чтобы сварить из мистера Бэггинса суп. Цель персонажа в сцене — выбраться из плена, чтобы его не съели.
Конфликт: происходит между персонажами. Герой и его антагонист на эту сцену. Конфликт — это два персонажа, сошедшиеся в схватке лицом к лицу, в то время как оба пытаются достичь взаимоисключающие цели. В вышеприведенном примере антагонист — тролли. Цель троллей — съесть Бильбо, цель Бильбо — не быть съеденным.
Вопрос сцены: какой из героев добьется своего?
Регресс (ответ сцены): ГГ не достигает цели (достигает не полностью)
Варианты ответов сцены:
1. «Да» — самый плохой с драматической точки зрения;
2. «Да, но…» — вариант получше;
3. «Нет!» — хорошо, но следует использовать с осторожностью, иначе герой будет выглядеть лопухом, не достигая цели раз за разом;
4. «Нет, и еще хуже» — отлично. Желательно, чтобы ухудшение было делом рук героя.
Итак, сцена. Герой имеет проблему\у него есть цель, достичь которую он весьма стремится, так как она — ступенька на пути к цели глобальной, цели всего его путешествия (то есть цели на роман). В попытках достичь промежуточной цели герой обнаруживает, что кто-то хочет ему помешать. Или сталкивается с кем-то, у кого цель ровно противоположная. Или сцена начинается с того, что герой висит вниз головой над кипящим котлом, который вот-вот станет кастрюлей супа и в символическом плане — могилой героя.
Некоторое время персонажи обмениваются ударами (в общем смысле, прикладывают усилия по достижению своей цели, мешая врагу достичь цели тем или другим способом). После чего конфликт разрешается одним из вариантов: либо герой достиг цели полностью, либо достиг, но с оговорками, либо не достиг, и нужны еще попытки, либо достиг цели и попал в еще худшее положение. Это худшее положение может определяться той новой информацией, которую герой получил в результате решения конфликта\достижения цели на данную сцену.
Результат Сцены — крах\успех усилий сцены или новая информация, меняющая ситуацию, — приведут героя к Продолжению.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Продолжение (термин Джима Батчера в переводе Анастасии Парфеновой) случается после сцены. Задачи продолжения следующие:
1. Эмоционально отреагировать на последствия сцены
2. Рассмотреть факты и разобраться с вариантами решений
3. Подумать о последствиях выбора
4. Сделать выбор и поставить новую цель
Схема продолжения:
Обзор информации, логический анализ и размышления
Только в таком порядке!
Почему именно так — почитайте в первоисточнике.
Акценты в продолжении зависят от жанра. Например, в любовном романе важнее эмоциональная реакция, а в детективе акцент должен быть на обзоре информации и логическом анализе. В боевиках продолжение состоит в основном из краткой эмоциональной реакции и процедуры выбора.
Сцена ускоряет действие, продолжение — замедляет.