Теребить лен что значит
Теребить лен что значит
1. Посев.
Сеют лен 21 мая (по старому стилю) в день Олёны-льняницы, в теплую, влажную землю. Чтобы уберечь всходы от льняной блохи, их посыпали древесной золой. Едва появились светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Молодой лен после прополки легко распрямляется, растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит».
Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба. Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить.
2. Теребление.
Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети.
Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли!
8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.
3. Обмолот (околачивание).
Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам.
Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру.
Льняное семя хранили в крепких холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила.
4. Расстил.
Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался».
Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.
5. Битьё масла.
Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом её, ещё горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света.
Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту.
Льняное масло кормило, освещало, лечило.
Масло было излюбленным продуктом питания на Руси, особенно во время постов. Его наливали в лампадки, висящие в красном углу, в плошки, стоящие на столах. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон. Простывшего и заболевшего человека поили чаем с льняным маслом, чтобы ослабить боль и сухость в горле.
6. Подъем льна и сушка.
Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течении 3 – 4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить.
Н. А. Деревнина вспоминает: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».
7. Мятка.
Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно.
Женщина брала горсть тресты для мятки, это называлось повесмо. 50 повесмов – это пяток, 100 повесмов – это кирбь. За день хорошая работница мяла по 3 кирби (300 горстей льна)!
Измятую тресту сушили на печи или на полатях. Кострика шла на подстилку скоту.
От мятки переходили к такому коллективному занятию как трепание.
9. Очёсывание.
Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:
Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).
Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).
После очеса наступало время пряжи.
10.Прядение.
«В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит…»
– поется в народной песне. Вся многомиллионная Русь ходила в холщевой одежде. Сколько же льна перепряли женские руки!
Льняную одежду носили много лет, передавая по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям.
Очёсанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая.
Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».
Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки.
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.
Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.
11. Обработка пряжи.
Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.
Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали во время мартовских утренников. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.
Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.
12. Тканьё.
Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.
Весной на поветь (чердак) выставляли малые воробы и с их помощью сматывали пряжу из мотов на тюрики. Затем малые воробы сменялись большими, которые иначе назывались сновалкой. С помощью вороб ткачиха готовила основу – горизонтальную нить ткани.
Одной из важных деталей станка является челнок с берестяной чивцой, на которой намотана уточная нить. На чивцу пряжу наматывают с тюриков, при этом используют скально.
На кроснах ткали простую ткань и узорницу. Для узорной ткани на станке было 4, а то и 8 нитченок и подножек; такая работа требовала высочайшего мастерства. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом.
Холст из тонкой пряжи шел на белье, рубашки, полотенца.
Использовали пестрядь для шитья фартуков, сарафанов, кокеток, мужских рубах. Сшитая из такой ткани одежда была более привлекательна, чем из простого холста. Кроме того, она была «ноская», т.е. служила долго.
Изделия из пестряди переданы в музей Екатериной Николаевной Кокшаровой из д. Бушково, Надеждой Алексеевной Деревниной из с. Васильевского.
13. Выбеливание ткани.
Весной холсты белили (бучили) в золе, а затем на снегу. Зола должна быть чистой, просеянной, лучше всего из ольхи. Летом белили на чистом лугу, у озера или реки, часто макая холсты в воду.
Готовый холст складывали в сундуки и коробьи.
В раннем детстве девочке клали в коробью первый холст, затем ежегодно добавляли, так и накапливалось приданое.
14. Крашение ткани.
Выбеленный льняной холст красив необычайно!
Однако в быту часто требовались ткани «немаркие», менее пачковитые, поэтому белые холсты окрашивали. Краски дарила сама природа: цветная глина, кора ивы, ольхи, дуба, сажа, корни растений.
Цветовая палитра была скромной: красный, черный, синий цвета, реже – зеленый. Однако женщины создавали рисунки необычайной красоты и яркости. На то они и мастерицы!
Крашением холста завершался долгий и трудный льняной цикл.
теребить лен
Смотреть что такое «теребить лен» в других словарях:
ТЕРЕБИТЬ — ТЕРЕБИТЬ, тереблю, теребишь, несовер. 1. что. Дергать, постоянно трогать, не оставляя в покое. Теребить складки платья. Теребить бахрому скатерти. Нервно теребить волосы. «А воробьи уж налетели и, теребя мочалу, нос просунуть силятся в овес.»… … Толковый словарь Ушакова
ТЕРЕБИТЬ — ТЕРЕБИТЬ, тереблавать что, тербушить пск. дергать, рвать, драть, скубти, смыкать; | тормошить, не давать покою. | ·стар. требить, чистить, править, ровнять. И рече Володимер; теребите пути, и мосты мостите, хотяние бо на Ярослава итти, ·летописн … Толковый словарь Даля
лен — I. ЛЕН а; м. [нем. Lehn] Ист. 1. В Западной Европе в эпоху феодализма: наследственное земельное владение, предоставляемое вассалу при условии несения им военной службы и выполнения других повинностей. 2. Повинности, подати, собиравшиеся с того,… … Энциклопедический словарь
вы́теребить — блю, бишь; сов., перех. (несов. теребить). с. х. Вырвать, выдергать. Вытеребить лен … Малый академический словарь
лён — льна (льну), предл. о льне, в льне и во льну, на льне и на льну, м. 1. Травянистое растение, из стеблей которого получают волокно, а из семян масло. Лен долгунец. Лен кудряш. Сеять лен. Теребить лен. || мн. ч. (льны, льнов). Посевы, всходы этого… … Малый академический словарь
тереби́ть — блю, бишь; прич. страд. прош. тереблённый, лён, лена, лено; несов., перех. 1. Дергать что л. слегка, мелкими щипками. Я поднимаюсь и жду, когда уйдет гость, а он стоит, смотрит на окно, теребит свою бородку и думает. Чехов, Скучная история. Аня… … Малый академический словарь
лён — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? льна, чему? льну, (вижу) что? лён, чем? льном, о чём? о льне 1. Льном называют травянистое растение с голубыми цветками, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян масло.… … Толковый словарь Дмитриева
ПЯТЬ — ПЯТЬ, счет, следующий за четырьмя, четыре с одним. На руке пять перстов. Хвать (в карман), ан мягких пять! пусто. Православная церковь о пяти главах. На пяти просвирах обедня. Без пяти просвир обедни нет, а шестая в запас. Потерял пять, а нашел… … Толковый словарь Даля
ТРЕПАТЬ — что, трепнуть, трепывать, теребить, тормошить, дергать, мять, скубти, пушить, слегка колотить, рвать. Собаки зайца треплют. Трепать кого по плечу, по щеке, ласкать. Трепни его по плечу, чтоб оглянулся. Трепать веслами, грести. Трепать за виски.… … Толковый словарь Даля
ОТЕРЕБЛИВАТЬ — ОТЕРЕБЛИВАТЬ, (обтеребливать) или о(б)тереблять, о(б)теребить ветку, битую курицу, оборвать, ощипать, очищать теребком, южн., малорос. оскубти. Отеребить грядки, ополоть, выполоть. Летна была, да крылышки отеребили, девку выдали замуж. Ребятишки… … Толковый словарь Даля
Теребленный, мятый, трепаный
ТЕРЕБЛЁНЫЙ, МЯТЫЙ, ТРЁПАНЫЙ
Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдётся. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь бумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже. Из хлопка не получается такой ровной, плотной ткани, как изо льна.
Что такое лён, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растёт, а в умеренном климате. Лён не так капризен, как хлопок. Солнца ему надо не больше, чем ржи. Он может подождать, пока дождь пойдёт, — не нужно подавать ему воду на утренний завтрак.
А это стебель льна, положенный под увеличительное стекло.
Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льна строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху — кора, под корой — луб. Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Из луба берёзы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти. В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки. Но подожди. Прежде чем нитки прясть, нужно достать волокна из стебля, отделить их от коры и от внутренней части стебля — древесины. А это не так просто.
Стелют тереблёный лён в поле. Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна из стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле — в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Но весь клей грибки не могут уничтожить. Они только размягчают его.
Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это ещё не всё. Теперь лён надо высушить, а высушив, разделить луб на волокна. Это делают в машине; она называется мялкой. Льняную солому, тресту, пропускают между круглыми валами. Луб в мялке отделяется от коры и древесины.
А потом луб отправляют в другую машину — трепалку. Трепать лён — значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.
Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лён можно отправить на фабрику. Там, на прядильной фабрике, из тонких волокон скрутят нитки, а на ткацкой фабрике из ниток выткут материю — полотно или холст. Льняные нитки крепче хлопчатобумажных, поэтому из них делают рыболовные сети, паруса.
А из коротких волокон, которые не годятся для пряжи, делают паклю. Ею затыкают щели между брёвнами в деревянных домах — конопатят дома.
Александр Ивич (1900-1978)
(Игнатий Игнатьевич Бернштейн)
из книги «Твоё утро», Детгизиздат, М., 1958г.
Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.
Как выращивают лен?
Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.
Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.
1.Чем отличается лён от хлопка?
Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.
Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.
2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?
Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!
Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.
В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.
3. Как собирают семена льна?
Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.
А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.
Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.
4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?
Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!
Дальше нужно получить из льна – «тресту» — «заготовку», которая похожа на солому. А уже из тресты нужно будет получить льняные волокна. Как же это делают?
Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.
Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.
В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.
Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!
Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.
А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.
Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику.
На фабрике будут прясть из волокон льна нитки, поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.
Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!
А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.
А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят – затыкают щели.
Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».
Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!
В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.
Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.
Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»
А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.
Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.
Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.
Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»
В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.
Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.
Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).
Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,
А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.
К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» — «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».
Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»
Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.
Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» — опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! — думает Таня.— А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.
Лен. Сказка Г. Х. Андерсена
Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.
— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!
— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:
Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!
— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!
Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!
— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!
Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!
“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо. 0х!”
И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.
— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!
Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!
— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!
Прошли года, и белье износилось.
— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!
И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!
— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!
И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!
— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!
Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.
“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”
Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.
— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.
В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.
Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!
И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!
— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!
— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:
Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!
Но незримые крошечные существа говорили:
— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!
Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!
Пословицы про лён
Спросите детей, почему про лён так говорят?
Загадки про лён
Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?
Приговорки и заклички про лен
Тонок, долог и высок!
Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.
Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!
Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.
Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»
Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:
В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.
Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)
Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».
Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике «Русские традиции и обычаи».
До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!
Советую почитать популярные статьи из рубрики «Мир вокруг нас»:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки