Трудом праведным не наживешь палат каменных что значит
Первая Заповедь. О труде.
Первая фраза заголовка обычно вызывает у человека ассоциацию с первой из десяти заповедей, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Но это не было первой по времени заповедью, которую Бог дал человеку. Ибо до Моисея был Адам, которому Бог дал заповедь о труде.
Когда согрешивший, т.е. нарушивший естественные законы собственного духовного бытия Адам был изгоняем из Рая, в котором из-за своего нового состояния не смог бы пребывать, не деградируя как личность, то Бог изрёк ему следующее: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Быт 3:19)
Этим Адаму, а в его лице и всему человечеству предписывалось непременно трудиться ради жизненно необходимого, чтобы ничего не доставалось даром.
В этом глубокий смысл и закон нашего нынешнего существования. Это была, естественно, ни в коем случае не некая «месть» Бога человеку. Такое представление о Боге больше похоже на языческое или католическое, но никак не православное. Заповедь о труде была дана как лекарство, как нужное средство для того, чтобы падший человек всё-таки смог бы духовно расти и наследовать вечную и счастливую жизнь, для которой человек и был создан. Иначе путь к совершенству и богоподобию был бы закрыт для человека.
В современном обществе отношение к труду совсем иное. У нас культ «успешного человека», который мало трудится или вообще не трудится, но много получает, так что в свободное от короткой работы время может вести пресыщенную жизнь. Объектом зависти и подражания является молодой и полный сил человек-паразит, который ничего не делает, но имеет все мыслимые и не мыслимые материальные блага. Иначе говоря, живёт за счёт других. Ряд авторов статей на тему труда правильно указывают, что такая жизнь может подорвать физическое здоровье человека. Но, даже если человек всячески следит за свои здоровьем (а для жизни ради чувственных наслаждений, к которой такие люди стремятся, оно требуется), деградации личности ему не избежать. Леность и праздность несовместимы с личным совершенством.
Из хроники происшествий до нас порой доносится, до какой невообразимой мерзости может дойти человек, ведущий праздный образ жизни. Какие гадости могут порой происходить в богатых особняках и на частных островах! И это только вершина айсберга.
Кто-то может сказать, что человек, мол, это уже заработал, а теперь тратит. Не могу с этим согласиться. Во-первых, не всякое действие человека, пусть и сопровождаемое прибылью, является трудом. В процессе труда должен появляться продукт, физический или интеллектуальный (например, качественное управление тоже является интеллектуальным продуктом труда). Да и здравый рассудок вкупе с элементарным понятием о справедливости подсказывают нам, что находящийся в полном физическом и умственном здравии человек должен отдавать своей стране, своему народу больше, чем потребляет. В противном случае он непременно начнёт жить за счёт кого-то. И когда 18-летний юноша разъезжает в машине за пару миллионов или более, живёт в шикарно обставленной квартире, возникает естественный вопрос: «А когда это он успел наработать?», хоть в человека-часах измеряй, хоть в чём. Это означает, что всё это он просто так или иначе получил. Тут падение в той или иной степени гарантировано. Отсюда и явление жизни, называемое «золотой молодёжью», когда обеспеченные родители сразу дают своим детям все материальные блага, а взамен получают уродливые, искажённые личности, порой утратившие всякий человеческий облик.
Некоторые, видя все эти безобразия, обращаются к нашему советскому прошлому, считая его в этом плане идеалом. В Советском Союзе был настоящий культ труда, советская идеология позаимствовала это из христианства, иначе бы она не могла бы быть воспринята русским народом. Но это было чисто внешнее, обманчивое сходство. В нашем христианстве труд с его плодами является лишь средством для достижения высокой цели, а при социализме из труда сделали идол, назначив его самоцелью. Такое грубое принижение роли труда с личностно-возвышающего до материально-необходимого неизбежно со временем породило формально-чиновничий подход: пропагандой труда занимались горлопаны-агитаторы, которые сами в повседневной жизни были далеки от всякого труда. Вечером же они могли лицемерно смеяться над тем, о чём так пафосно вещали с трибун.
Итак, мы имеет две крайние модели общества по отношению к труду. Добросовестный труд как ничто, как цель для насмешек сейчас и идолизированный труд в СССР. Наш путь — царский. Христианский.
«Бедность не порок». Узнала, что у пословицы есть вторая часть, и она не понравится тем, кто всю жизнь оправдывал крылатой фразой свою лень
К сожалению, не все крылатые фразы и так точно описывающие некоторые ситуации пословицы дошли до нашего времени, так сказать, в полном составе и, потеряв окончание, утратили свой первозданный смысл. Поэтому, часто употребляя некоторые пословицы, мы переворачиваем их с ног на голову.
«Бедность не порок. «
Пословица в современных источниках трактуется так: бедность не является пороком человечества, и, если за душой у человека ничего, это не значит, что он беден и духовно. Неправильно воспринимать бедность материальную как недостаток в его характере.
В книге «Пословицы русского народа» В. И. Даля 1853 г. приведено несколько вариантов этой пословицы: «Бедность не стыд»; «Бедность не порок»; «Бедность не порок, а несчастье».
В этом же источнике приведена в пример пословица, дополненная с противоположным значением: «Бедность не порок, а вдвое хуже».
Смысл пословицы хорошо продемонстрирован в пьесе «Бедность не порок» Островского А. Н., завязанной на истории любви бедного парня, девушки из семьи с достатком и ее родителей, желавших дочери богатого, но пожилого мужчину.
Трактовка пословицы
Обычно пословицу «Бедность не порок» используют, имея в виду, что в бедности нет ничего постыдного, пытаясь оправдать свое бездействие в трудной финансовой ситуации. Но оригинал переворачивает представление о выражении. «Бедность не порок, а вдвое хуже» означает, что лучше иметь пороки, чем не иметь ничего за душой.
Это переворачивает представление о славянской пословице и отбивает желание использовать ее, оправдывая свою лень и нежелание двигаться дальше.
Мог ли разбогатеть крестьянин-труженик и стать кулаком?
Русская народная пословица гласит: «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Но защитники кулака считают себя умнее русского народа, они уверяют меня, что кулак — это самый трудолюбивый крестьянин. Потому и богат. В романе «Лапти» таким оторвавшимся от народных корней образованцам есть прекрасный типаж:
«Крепкий, как дубовый кряж, Сотин был самым примерным в работе. Никогда он не сидел сложа руки, никогда не видели его, чтобы где-нибудь стоял с мужиками и болтал попусту. Всегда у него какое-нибудь дело. Бабы ставили его в пример своим мужикам.
— Вон — гляди, Ефим-то как!
Никто раньше Сотина не выезжал в поле, не начинал пахать, сеять, косить, молотить.
Как только замечали, что он поехал сеять, говорили:
— Ефим тронулся. Надо и нам.
Пробивал косу перед жнитвом — сейчас же:
— Ефим косу пробивает. Надо и нам.
На гумне, в амбаре, возле двора, мазанки, сарая — всюду у него порядок. Нигде ничего не мокнет под дождем, не сохнет на солнце. Аккуратнее Сотина никто не клал кладей, не навивал ометов соломы, сена. Очешет, прировняет, пригладит — ни один ветер не возьмет.
Многие ходили к Ефиму за советом. Но советы давал он неохотно. Говорил скупо, больше в черную свою густую бороду, и смотрел вниз.
Потому и говорили про него:
— На три аршина сквозь землю видит.
Жена Пелагея словно под стать ему. По утрам, задолго еще до петухов, встанет, подоит корову, сварит завтрак, уберется и поспеет в поле. Стряпать была горазда. А хлебы такие поджаристые да румяные пекла, что никто таких и не пек. Часто у нее соседки брали краюшку под «завтра хлебы у нас», но не всем она давала взаймы. Которые пекли «отсиделые», с толстым слоем исподней корки, отказывала. Уже знали: «Какой хлеб у Пелагеи берешь, такой и отдаешь». Ефим Сотин, вдобавок ко всему, был наделен крепкой физической силой. Это передалось от отца и деда. Про деда рассказывали, что тот «одной рукой борону забрасывал на крышу». Про отца говорили: «В извозе, в самый лютый мороз, лопнула у его саней завертка. Взял он мерзлую завертку, помял в руках, разогрел так, что вода потекла, и вновь вставил в нее оглоблю».
Не меньшей силой обладал и Ефим. Был у него случай. Вез с поля телегу снопов. Где-то потерял чекушку, колесо съехало, и воз набок. Тогда подкатил колесо, велел сынишке направлять его на ось, а сам, ухватившись за дрожины, поднял тридцатипудовую кладь.
А то с жеребцом. Держали они жеребца, когда жив был отец. Пошел Ефим дать ему корму и хотел очистить из-под задних ног навоз. Вздумалось жеребцу лягнуть Ефима. Тот на лету поймал его ногу и так дернул, что жеребец чуть не свалился. Ефим мрачно предупредил:
— Побалуй вот. Ногу вывихну.
Сбруя у него исправная, сделанная крепко, «навек», все инструменты по хозяйству есть, и в люди ни за чем не ходит. Наоборот, всякую малость: долото, стамеску, шершепку, бурав, пилу — берут у Ефима.
И, несмотря на это, хозяйство Ефима все время было ровное. Оно никуда не шло, не опускалось и не поднималось. Хлеба хватало, но в аккурат до нового, скотины было сколько надо для своей семьи, кур тоже. Редко-редко случится лишний десяток яиц для продажи, да и то, если Пелагея скопит, чтобы мыло купить».
Как понять поговорку «От трудов праведных не наживешь палат каменных»?
Какой смысл в нее вкладывали в прошлом?
Актуальна ли она сейчас в наше время?
Общий смысл поговорки сводится к тому, что, если хорошо и честно трудится, не воровать, не обманывать, то много денег не заработаешь, так и останешься небогатым или даже бедным человеком.
Это вековая мудрость наших предков, их жизненный опыт.
Но в прошлом в эту поговорку вкладывалось еще одно смысловое значение. На Руси имелись сословия. Поэтому сколько бы бедняк не старался, как бы он не трудился в поте лица, ему никогда не стать дворянином, купцом и т. д. А значит его уровень жизни все равно не поднимется.
В настоящее время эта поговорка тоже отчасти актуальна. Тяжелый неквалифицированный труд (дворника, грузчика, разнорабочего), каким бы он не был честным и добросовестным, не даст человеку хорошо заработать. Это может относится и к людям, имеющим специальное образование, если человек не смог найти свое место в жизни, просто честно отрабатывает свое рабочее время, то он не сделает себе карьеры, много не заработает, как бы он ни трудился.
На мой взгляд, это зависит от того, всегда ли была и как стала богатой/бедной женщина.
Тут есть четыре варианта.
Если женщина богатая, но была бедной раньше, она никогда не выберет бедного романтика. Потому что она знает тяготы «бедной жизни» и не захочет к этому возвращаться, если он ее потянет за собой.
Если она богатая, выросла в богатой семье, получила деньги от родителей, то она может выбрать такого мужчину, потому что ей свойственны фантазии о рыцарях, приключениях, романтических парнях, а реального безденежья она не знает.
Если женщина бедная от рождения, то может либо выбрать его, либо нет. Зависит от ее характера.
Если женщина бедной стала, то она не выберет такого мужчину, наоборот, она будет стремиться к прежней жизни, а с романтиком сложно увеличить доход в семье.
Кого вспомню навскидку, например:
Из наших не бедствовали:
Из ныне живущих, например: Илья Глазунов, Михаил Шемякин, Никас Сафронов.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Смотреть что такое «От трудов праведных не нажить палат каменных.» в других словарях:
от трудов праведных не стяжать(нажить) палат каменных — От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь. Ср. Притч. 28, 20. Ср. Нам не твердили, что от трудов праведных не наживешь палат каменных, а учили, что всякое неправое стяжание прах. Лесков. Обойденные. 2, 7. Ср. Он откладывал из трудовых денег… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
От трудов праведных не стяжать(нажить) палат каменных — Отъ трудовъ праведныхъ не стяжать (нажить) палатъ каменныхъ. Отъ трудовъ своихъ сытъ будешь, а богатъ не будешь. Ср. Притч. 28, 20. Ср. Намъ не твердили, что отъ трудовъ праведныхъ не наживешь палатъ каменныхъ, а учили, что всякое неправое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПАЛАТА — палаты, жен. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин. Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕННЫЙ — КАМЕННЫЙ, сделанный из камня или вообще к камню относящийся. Каменный дом, из камня или из кирпича. Каменная ломка, прилом, прииск. Каменный бор, каменистый. Каменный баран, дикий баран, аркар, аргали, Ovis ammon, на Устьурте; камчатский, Ovis… … Толковый словарь Даля
БОГАТСТВО — (богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского … Русская история
ПРАВДА — жен. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоят за правду. Нет правды на свете суда по правде. Небеса, возвещают правду Его, Псалтирь.. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче,… … Толковый словарь Даля