военная техника нового образца
Главные новинки «Армии-2021»
Международный военно-технический форум «Армия» к настоящему времени стал главной площадкой для первого показа новейших разработок в области вооружений и военной техники. На «Армии-2021» впервые публично показывают более полусотни различных образцов, как уже известных, так и анонсированных накануне открытия форума. Эти разработки представляют практически все основные сектора оборонной промышленности.
Стрелковое вооружение
Главным поставщиком новинок в сфере стрелкового вооружения остается Концерн «Калашников». В этом году наибольшее внимание уделяется перспективному пистолету-пулемету ППК-20, впервые демонстрируемому на публичном мероприятии. Это изделие представляет собой вариант переработки существующего пистолета-пулемета «Витязь-СН» и предназначается для использования в составе носимого аварийного запаса летчиков. ППК-20 уже прошел испытания и готов к производству в интересах российских ВКС. Также возможно исполнение экспортных заказов.
Впервые демонстрируется автомат АК-12СП – модификация хорошо известного АК-12, предназначенная для спецподразделений. В этом проекте базовый автомат получает некоторые нововведения эргономического характера, упрощающие эксплуатацию, в т.ч. с применением дополнительных устройств.
Сухопутная техника
Промышленность и армия сохраняют интерес к тематике сухопутных машин различного назначения, что видно по статической и динамической экспозиции. Демонстрируются как варианты модернизации существующей техники, так и совершенно новые образцы с большим будущим.
Сразу несколько полноценных новинок показывает «Военно-промышленная компания». Наибольший интерес представляет «многоцелевая бронированная плавающая машина». Это современный броневик, представляющий собой дальнейшее развитие идей семейств «Тигр» и «Атлет». Фактически он рассматривается в качестве современной версии устаревших БРДМ: броневик может решать те же задачи и лишен их характерных недостатков.
ВПК продолжает развивать уже известный проект «Стрела». Базовый и плавающий вариант этого бронеавтомобиля демонстрировались ранее. Кроме того, упоминалась возможность создания унифицированного невоенного автомобиля. Опытный внедорожник, нацеленный на гражданский рынок и силовые структуры, впервые показали в этом году.
На том же шасси выполнен грузовик К-4386 АМН-Д. Он сохранил бронированный капот и получил однорядную кабину, за которой помещается бортовая грузовая платформа. Сохранена возможность парашютного десантирования. Автомобиль может использоваться как транспортное средство и в качестве носителя вооружений или различных систем.
Наиболее интересные новинки в области грузовых автомобилей представил завод «Урал». Так, на выставке демонстрируется новое шасси «Урал 432067-71», не оснащенное кабиной или целевой нагрузкой. По желанию заказчика, это изделие может комплектоваться различными надстройками, в т.ч. военного назначения.
Еще одна любопытная разработка – макетный образец изделия «Урал-66» или «Проект 80» на шасси «Урал-43206». Это полноприводный грузовик с платформой, способный перевозить или буксировать различную нагрузку. Одно из обозначений проекта может указывать, что его рассматривают в качестве современного аналога старого грузовика ГАЗ-66.
Противовоздушная оборона
ЗРК «Викинг», представляющий собой экспортную версию комплекса средней дальности «Бук-М3», уже известен специалистам и публике. На этот раз имеет место первая демонстрация станции обнаружения целей 9С38Э для этого ЗРК. Она выполнена на унифицированном шасси и оснащается АФАР с высокими характеристиками.
На «Армии-2020» состоялась премьера нестратегического комплекса ПВО-ПРО 98Р6Е «Абакан» в составе нескольких основных средств. На нынешней выставке их дополнили новой станцией обнаружения и целеуказания 98Л6Е.
Авиация и средства поражения
В области авиационной техники «Армия-2021» обходится без громких новинок. Однако впервые демонстрируются новые и модернизированные изделия разных классов, представляющие большой интерес для общественности и для потенциальных заказчиков. Кроме того, «Объединенная авиастроительная корпорация», «Вертолеты России» и другие предприятия представляют весь спектр современных образцов.
Улан-Удэнский авиационный завод впервые показывает опытный модернизированный вертолет Ка-226Т. Впервые в практике завода вся конструкторская документация по проекту выполнена в электронном виде. С таким подходом была разработана новая конструкция фюзеляжа, обновлены основные системы и т.д. По результатам таких доработок улучшены весовые и летные характеристики.
Группа «Кронштадт» представляет БПЛА вертолетного типа БВС-ВТ 450. Машина массой 450 кг с продолжительностью полета до 6 ч способна нести различную нагрузку. Ее предлагается использовать для наблюдения, разведки и мониторинга, а также для сбора проб, тушения пожаров и т.д.
Вместе с модернизированным вертолетом Ка-52М впервые публично показали легкую многоцелевую управляемую ракету (ЛМУР) «Изделие 305Э» от КБ машиностроения. 105-кг изделие несет боевую часть массой 25 кг и может лететь на 14,5 км. Наведение – комбинированное, с инерциальной и телевизионной системами, предусматривается контроль с вертолета-носителя. В будущем ракеты «305Э» могут войти в боекомплект отечественных вертолетов разных типов.
Разработки для флота
Представлено несколько новых разработок в области морской техники, причем охвачены все основные направления, от крупных кораблей до мелких плавсредств. Основную массу подобных проектов презентует «Объединенная судостроительная корпорация».
Демонстрируются актуальные разработки в области десантного флота. Так, на стенде командования ВМФ впервые представлен макет модернизированного десантного корабля пр. 1171.1. Кроме того, ОСК вновь покажет уже известный макет УДК следующего поколения «Кайман».
Впервые показан макет корабля обеспечения и поддержки пр. 15550 «Хаски». По своему облику такой корабль похож на существующие БДК, однако имеет отличия, связанные с предполагаемым использованием в Арктике. При водоизмещении ок. 14 тыс.т. «Хаски» сможет перевозить 1 дивизион береговых ракетных комплексов, до 30 автомобилей или схожие грузы.
Не забыты и другие направления. Так, «Рыбинская верфь» из состава «Калашникова» представила свою первую надувную лодку, предназначенную для спецподразделений. Изделие DS-RIB может выполняться в двух размерах, на 10 или 12 пассажиров с грузом. Предусматривается возможность перевозки на внешней подвеске вертолета; имеется автономная система подкачки баллонов.
Время премьер
МВТФ «Армия» является основной отечественной площадкой для демонстрации новых достижений оборонно-промышленного комплекса, подписания контрактов и поиска экспортных заказчиков. Уже до открытия форума предприятия-участники раскрывают свои планы и оглашают круг планируемых к демонстрации изделий – и среди них зачастую оказываются интереснейшие новинки.
На этот раз количество интересных новинок во всех областях превышает несколько десятков. Большая их часть имеет все шансы поступить на вооружение российских вооруженных сил и силовых структур, а также стать предметом экспортных контрактов. Впрочем, это новые разработки – и путь к эксплуатации займет некоторое время. А в ближайшие дни им предстоит находиться на выставке и привлекать внимание потенциальных заказчиков.
ВПК. Итоги 2020 года
Военно-промышленный комплекс России остается одним из самых конкурентоспособных в российской экономике, сохранив по ряду направлений хороший задел ещё со времен СССР. Российская военная техника и вооружения (особенно авиатехника и системы ПВО) по-прежнему пользуются большим спросом в мире. А в самом ВПК внутри страны трудится примерно два миллиона человек.
Большим подспорьем для российского ВПК все последние годы была масштабная программа перевооружения армии ГПВ–2020, на которую в общей сложности было выделено примерно 23 триллиона рублей.
В России завершилась масштабная программа перевооружения армии
2020 год является последним годом действия масштабной и очень амбициозной программы перевооружения армии.
На 2010 год доля современных вооружений и военной техники в войсках была достаточно скромной. Если в стратегических ядерных силах этот показатель составлял примерно 20 процентов, то по общевойсковой технике и силам общего назначения был на уровне 10–15 процентов.
В армиях ведущих зарубежных стран в тот же период доля новой военной техники составляла от 30 до 50 процентов.
К 2020 году в рамках Государственной программы вооружений 2011–2020 показатель оснащенности российских вооруженных сил новой техникой необходимо было довести до 70 процентов. Такие целевые показатели позволяют назвать ГПВ–2020 беспрецедентной программой перевооружения армии во всей постсоветской истории нашей страны.
Итогом программы, на которую в сумме могло быть затрачено порядка 23 триллионов рублей, стало достижение поставленных целевых показателей. Это сделало ГПВ–2020 одной из немногих за последние годы полностью реализованных государственных программ.
К концу 2020 года долю современных образцов вооружений, военной и специальной техники в Вооруженных силах Российской Федерации действительно удалось довести до 70 процентов. По этому показателю мы обходим многие армии мира.
При этом процесс приобретения современных систем и образцов вооружений будет продолжаться. Достигнутые показатели планируется поддерживать и улучшать и в дальнейшем.
В ходе реализации программы в российские вооруженные силы было передано: 109 МБР «Ярс», 4 стратегических атомных подводных лодки проекта «Борей» и 108 новых баллистических ракет для подводных лодок, 161 надводный корабль, 17 современных ракетных комплексов противокорабельной обороны «Бастион» и «Бал», более тысячи современных боевых самолетов и вертолетов, а также более 3,5 тыс. единиц различной современной бронетехники.
При этом лучших показателей удалось добиться в РВСН, где, по данным на 2020 год, доля современных вооружений достигла 83 процентов. А к 2024 году долю современных ракетных комплексов планируется довести до 100 процентов.
По словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, после этого РВСН перешагнут рубеж, при котором в боевом составе войск не останется устаревших ракетных комплексов, произведенных ещё в СССР.
В Воздушно-космических силах на начало 2020 года уровень современных вооружений достиг 75 процентов, в ВМФ и ВДВ – превысил 63 процента, в сухопутных войсках – 50 процентов. Уровень оснащенности войск современными средствами управления достиг 67 процентов.
Все эти показатели планируется улучшать. К концу 2024 года уровень оснащения армии и флота современным вооружением планируется довести до 75,9 %.
Стратегические ядерные силы
По информации военного ведомства, в 2020 году войска должны были получить три ракетных полка, перевооруженных новыми мобильными ракетными комплексами «Ярс». В интервью ТАСС командующий РВСН Сергей Каракаев говорил о поставке в войска 22 новых пусковых установок с баллистическими ракетами «Ярс», а также гиперзвуковым блоком «Авангард».
Процесс перевооружения первого в РВСН полка на одну из самых современных российских военных разработок последнего времени был продолжен в 2020 году.
Ракетный комплекс с гиперзвуковыми планирующими крылатыми блоками «Авангард» состоит из ракеты-носителя и самого гиперзвукового крылатого блока. Скорость данного блока может достигать 28 Махов (примерно соответствует скорости 7,5 км/с), что делает его неуязвимым для систем ПРО вероятного противника.
Также состав российской ядерной триады в 2020 году пополнили, как минимум, пять модернизированных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МСМ.
В ходе масштабной модернизации под новый комплекс вооружения с установкой нового БРЭО, обновленных двигателей и лопастей, пилотажно-навигационного оборудования и систем связи, боевые возможности самолетов удалось повысить примерно в два раза.
ВКС России
В общей сложности ВКС России до конца 2020 года должны были пополниться 106 новыми и модернизированными летательными аппаратами. В том числе военные летчики получили более 20 высокоманевренных многофункциональных истребителей поколения 4++ Су-35С и примерно столько же истребителей Су-30СМ.
Помимо этого продолжились поставки в войска истребителей-бомбардировщиков Су-34, ударных вертолетов Ми-28Н, Ми-35М и Ка-52. Также в состав ВКС было передано более 150 единиц различной техники ПВО, в том числе четыре новых полковых комплекта зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» и 24 самоходных зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С» (шесть дивизионных комплектов).
В конце 2020 года ВКС был передан первый серийный российский истребитель пятого поколения Су-57.
Согласно сведениям информационного агентства, первый серийный Су-57 поступит на вооружение одного из авиационных полков Южного военного округа.
В ближайшие годы российский ВПК будет загружен поставками военных самолетов и вертолетов, в том числе ударных Ка-52.
Ранее Минобороны Российской Федерации планировало заключить контракт на поставку в войска до 2027 года более 100 вертолетов Ка-52 «Аллигатор».
Завершить работы над модернизированным вертолетом планируется в 2022 году.
Сухопутные войска и ВДВ
Сухопутные войска России получили от предприятий ВПК в 2020 году более 3,5 тыс. новых и модернизированных образцов военной техники, включая 220 танков и более 1,5 тыс. разных автомобилей. Об этом сообщает издание «Газета.ru».
В войска продолжается поставка модернизированных танков Т-72Б3М (модернизация 2016 года). Таких машин в 2020 году промышленность передала военным более 100. Они отличаются модульными комплексами динамической защиты нового поколения и мощным дизелем, развивающим 1130 л. с.
Также в 2020 году российская армия получила первые серийные танки Т-90М.
Перспективы ВПК связаны, в первую очередь, с поставками в войска новых боевых машин, построенных на базе тяжелой гусеничной платформы «Армата», а также на новой колесной платформе «Бумеранг». Помимо новых образцов техники военно-промышленный комплекс активно работает над модернизацией существующих моделей вооружений.
В 2020 году военным были переданы БМП-2М с боевым модулем «Бережок» и новые БМП-3 с необитаемым боевым модулем «Эпоха». Помимо этого поставлено более 400 бронетранспортёров БТР-82А и БТР-82АМ.
Воздушно-десантные войска по итогам 2020 года получили от российской промышленности более 40 новых БМД-4М и бронетранспортёров БТР-МДМ «Ракушка».
Всего до конца 2021 года ижевский концерн «Калашников» должен поставить в армию 112,5 тысячи новых 5,45-мм автоматов АК-12.
Военно-морской флот
Российский военно-морской флот прирастает как кораблями, так и береговыми ракетными комплексами. В 2020 году флоту был передан очередной береговой ракетный комплекс «Бал». А по общему количеству боеготовых современных ракетных комплексов «Бастион» и «Бал» Береговые войска России в 2020 году вышли на показатель 74 процента от потребности.
При этом по итогам 2020 года ВМФ России получил 29 кораблей, катеров и подводных лодок. Об этом рассказал журналистам Сергей Шойгу. Выступая на итоговой коллегии Минобороны, министр обороны страны уточнил, что флот по итогам 2020 года получил от промышленности две новых подводных лодки, 7 надводных кораблей, 10 боевых катеров и 10 катеров и судов обеспечения.
До конца года, по всей видимости, не удалось принять в состав флота новую атомную подводную лодку с крылатыми ракетами проекта 855М «Ясень-М». Вероятно, лодка данного проекта, получившая имя «Казань», войдет в состав флота уже в 2021 году.
В перспективе именно эти подводные лодки могут стать носителями гиперзвуковых ракет «Циркон». По информации из открытых источников, данная противокорабельная ракета сможет достигать скорости 8 Махов, что делает её самой быстрой ПКР в России.
В настоящее время российский ВПК загружен работами по строительству подлодок проекта 855М. В различных стадиях работ находится 5 таких субмарин. При этом в 2019 году был подписан контракт на поставку ещё двух аналогичных атомных подводных лодок.
В целом можно отметить, что российское военное судостроение вышло на рекордные для современной истории России цифры. Впервые одновременно для нужд ВМФ в стране осуществлялась постройка 22 кораблей дальней морской зоны. Об этом сообщает агентство ТАСС.
В 2020 году флоту были переданы два серийных фрегата проекта 22350 дальней морской и океанской зоны «Адмирал Касатонов» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Полное водоизмещение данных кораблей достигает 5400 тонн.
Россия выполнила план по экспорту вооружений
Традиционно важной составной частью работы российской оборонной промышленности и всей экономики страны является экспорт вооружений и военной техники.
В понедельник, 28 декабря, вице-премьер России Юрий Борисов заявил о том, что в 2020 году наша страна выполнила все взятые на себя обязательства по заключенным контрактам на поставку на экспорт вооружений и военной техники. По словам высокопоставленного чиновника, в настоящее время продолжается процесс формирования новых контрактов для российского ОПК.
В денежном отношении ситуация здесь достаточно стабильна. Российская Федерация традиционно работает с портфелем экспортных военных контрактов в пределах 45–55 миллиардов долларов. А объем ежегодной выручки на рынке вооружений в последние годы всегда находился на уровне от 14 до 15 миллиардов долларов. Об этом рассказал Юрий Борисов.
При этом в ближайшие годы на рынке будет наблюдаться спад интереса к вооружению и военной технике, который затронет и Россию.
Предполагается, что в ближайшие два года военные расходы во всем мире снизятся на 8 процентов, а мировой экспорт продукции военного назначения – на 4 процента. Об этом журналистам «Российской газеты» рассказал заместитель министра обороны РФ Александр Фомин.
Согласно экспертным оценкам, возвращение мирового рынка вооружений к докризисным показателям и темпам роста произойдет только к 2023 году.
Новая «Шишига» и еще 25 крутых колесных машин форума «Армия-2021»
Главная российская оборонная выставка привычно порадовала любопытной техникой.
Военные опять обыграли гражданских. В то время как некогда традиционные для конца лета столичные автомобильные салоны, увы, окончательно деградировали до состояния унылых отраслевых междусобойчиков, армейское шоу в подмосковном парке «Патриот» с каждым годом набирает обороты. Все логичнее организация, все насыщеннее экспозиция, все интереснее развлечения.
Нисколько не хочу принизить политическое и финансовое значение военно-технического смотра, где серьезные чины в погонах, министры да представители крупнейших концернов оборонки подчас действительно обсуждают дела и заключают контракты, непосредственно влияющие на судьбу страны. Однако фанатеющему от машин обывателю куда важнее, что форум «Армия» дает доступ к образцам, которые в повседневной жизни просто так не встретишь. Причем происходит таинство в без преувеличения праздничной обстановке, с кучей тематических зрительских бонусов.
Глаза разбегаются от активностей! На детальный осмотр выставочных площадок и целого дня не хватит, придется выбрать главное. Поэтому, когда вылезете из парадного танка Т-34-85, пройдете курс минно-подрывной науки и оцените боевые стрельбы на полигоне, рекомендую присмотреться к колесной технике – на этот раз особенно разнообразной: от беспилотных шаттлов до хорошо защищенных бронетранспортеров.
В легковом автопроме снова вошли в моду ностальгические мотивы – современная публика охотно принимает переосмысленные на новый лад знаковые решения из прошлого. Теперь общемировой тренд докатился и до грузового завода в Миассе. Здесь тоже решили сыграть на добрых армейских воспоминаниях и построили «Урал-66» (он же «проект 80»).
Название недвусмысленно намекает на легендарную «Шишигу» – ГАЗ-66. Да и концепция похожа: компактный полноприводный двухосник для перевозки личного состава, воинских грузов либо монтажа специальных кузовов. Интересно выглядит тупоносая кабина – это модульная конструкция, которую могут исполнить как в незащищенном, так и в бронированном вариантах.
Хотя пока это только теория. «Урал-66» – макетный образец для оценки реакции потенциальных заказчиков. Вот почему известно о машине не так и много:
«Стрела-ВПК-КБМ» – тоже прототип, притом довольно топорно сработанный: грубое соединение кузовных деталей, кривые стыки, неряшливая отделка с головой выдают опытный образец на макетной стадии. Впрочем, разработчики из «Военно-промышленной компании» и «Конструкторского бюро молодежи» МГТУ имени Баумана уверяют, что машина уже способна передвигаться своим ходом, пусть какие-либо испытания она еще и не проходила.
Цель проекта – изучение рыночных перспектив эдакого «русского Хаммера»: высокопроходимого (хотя брутальный концепт оказался заднеприводным), однако комфортабельного вездехода, широко унифицированного по агрегатам как с новыми газовскими «Газелями» да «Соболями», так и с легким бронеавтомобилем «Стрела».
Если дело пойдет гладко, со временем в России появится целое семейство автомобилей на этой платформе. А пока о машине известно следующее:
Подробнее о «Стреле-ВПК-КБМ» читайте в нашей новостной заметке.
Перспективный «Соболь-NN» на стенде ВПК тоже присутствовал, причем сразу в двух полноприводных исполнениях – в виде командно-штабного автобуса и пикапа с боевым модулем «Арбалет ДМ» (пулемет калибра 12,7 мм или 7,62 мм, дистанционное управление с правого пассажирского кресла). Машине обещана независимая передняя подвеска, дизель 2.8 или бензиновый мотор 2.7, шестиступенчатая механика, блокировки всех дифференциалов, клиренс 200 мм, максимальная скорость не менее 130 км/ч. В серию «Соболь-NN» со всеми ведущими колесами попадет ориентировочно в течение двух лет.
Есть в линейке ВПК машины и посерьезнее. Вот так на самом деле выглядит БТР-82АТ, который нынче на параде Победы сопровождает колонны техники. Только по Красной площади проходят слегка раздетые бронетранспортеры, а на форуме «Армия» образец показывают во всей красе – с решетчатыми противокумулятивными экранами по периметру.
В Беларуси неспокойно, но жизнь на Минском заводе колесных тягачей, похоже, идет своим чередом. В прошлом году предприятие под торговой маркой Volat показало на форуме «Армия» двухосный бронеавтомобиль 490101, а в 2021 году привезло в парк «Патриот» машину повнушительнее.
Характерной формой корпуса и компоновкой бронетранспортер Volat V2 (МЗКТ-690003) несколько напоминает нашу БМП К-17 («Бумеранг»), однако белорусская 22-тонная амфибия с 30-мм автоматической пушкой – полностью оригинальная разработка. Заводчане заявляют баллистическую защиту уровня Бр4 по ГОСТ и противоминную стойкость класса 2a/2b по стандарту STANAG 4569. Силовой агрегат БТРа образуют экзотический 550-сильный дизель Weichai WP 13.550 и автомат собственной разработки МЗКТ. Еще из интересного – гидропневматическая независимая подвеска всех колес на одинарных поперечных рычагах.
Если испытания пройдут гладко, Volat V2 скоро встанет на вооружение белорусской армии.
Не успели в наших войсках толком освоить продвинутый камазовский бронеавтомобиль «Тайфун-К», как предприятия оборонного комплекса начали строить спецтехнику на его шестиколесном шасси. Так, например, выглядит РХБ-9 (фото выше) – современная машина радиационной, химической и биологической разведки. Ключевые особенности: высокий уровень защиты от обстрела и подрыва, улучшенный обзор с места водителя, откидная аппарель сзади, способность автоматически распознавать более 3 тысяч химических веществ, исследовательский беспилотник на борту с радиусом действия до 25 км.
Компания «Ремдизель» (своего рода военный филиал «КамАЗа») активно расширяет линейку компактных двухосных «Тайфунов». К-4386 АМН-Д – многоцелевой бортовой грузовик с бронированной кабиной, приспособленный для десантирования парашютным способом и способный перевозить до трех тонн грузов. Характеристики:
Куда более грозно выглядит еще один свежий вариант «Тайфуна» – К-4386 За-СпН, заточенный на перевозку спецназа и разведывательных подразделений. Броневик песочного цвета серьезно вооружен: пулемет, противотанковый ракетный компекс, сзади даже миномет пристегнут. Характеристики:
«Тайфун-ВДВ» – тоже свежая модификация, которую торжественно выкатили на парад Победы в прошлом году. А на форуме «Армия-2021» машину с 30-мм автоматической пушкой в поворотной башне показали в полностью подготовленном к авиадесантированию варианте. Вот так это выглядит.
Свой вариант бронированного колесного транспорта теперь есть и у военных медиков. Официально машина называется ЗСА-Т – защищенный санитарный автомобиль тактического звена. Пусть описание его назначения звучит несколько зловеще: «для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь». Зато у бойцов шансов выжить теперь и правда больше. ЗСА-Т способен за раз эвакуировать в безопасное место до шести сидячих и до 2-4 лежачих раненых.
«Тайфуны» – техника прогрессивная, однако дорогая и сложная. Поэтому вводится в войска постепенно, а основную лямку армейской автомобильной службы продолжают тянуть заслуженные «КамАЗы» да «Уралы». Неудивительно, что модернизации этих машин тоже уделяют пристальное внимание.
В вооруженные силы уже начали поступать вот такие многоцелевые полноприводные грузовики «Урал-63706-0122» семейства «Торнадо-У» с бронированной кабиной и пулеметной точкой на крыше. Оснащенная 440-сильным турбодизелем ЯМЗ-652 машина способна брать на борт до 16 тонн и вдобавок тянуть 12-тонный прицеп.
«Ремдизель» тоже снабдил обновленный полноприводный «КамАЗ» защищенной кабиной оригинального дизайна. Однако установку вооружения посчитал излишней. Модернизированный К-5350 К-1 «Мустанг-М» имеет грузоподъемность шесть тонн и снабжен 300-сильным турбодизелем 740.635-300.
Другой проект ОКБ «Техника» – сверхлегкое специальное транспортное средство «Сармат-2». По сути, проворное внедорожное багги, приспособленное для перевозки 3-4 человек и монтажа различного вооружения – от пулеметов до минометов. Машина влезает в кузов грузовика, может размещаться на внешней подвеске вертолета. В общем, хорошо подходит для разведчиков и десантников.
Российские военные темой багги интересуются пристально, поэтому и недостатка в подобных разработках нет. Компании Rif и «Интралл» даже выставили целое семейство из двух «Эскадронов» – поменьше (9903) и побольше (9904).
Впрочем, Министерство обороны России не только изучает сторонние предложения, но и ведет собственную научную деятельность. Полюбуйтесь, к примеру, на творчество коллектива военного технополиса «Эра». Миниатюрный концептуальный электромобиль, кстати, так и называется.
Качество исполнения прототипа едва ли выше, чем у «Стрелы-ВПК-КБМ» – сделано весьма неряшливо, зато в крохотный формат военные умы постарались упаковать максимум продвинутых решений. Здесь и полный привод на основе двух электромоторов (по одному на каждую пару колес) с функцией рекуперации, и встроенные в крышу солнечные батареи на 100 Вт, и площадка для запуска дрона. Вдобавок в компактную капсулу армейцы умудрились засунуть два кресла – за спиной водителя выкроили место для пассажира.
Но самое интересное – система изменения клиренса. Некоторые СМИ поспешили приписать «Эре» некую «электрическую подвеску», однако по факту электрокар имеет обычные сдвоенные пружинные стойки. Фишка в другом – при нажатии кнопки в салоне машинка как бы «горбится», подтягивая под себя задние колеса. Соответственно, дорожный просвет увеличивается или уменьшается, меняется и колесная база. Смотрите видео, как это работает.
Характеристики «Эры» таковы:
Предполагается, почти бесшумный и малозаметный электромобиль станет удачным решением для разведки, скрытной доставки боеприпасов и медикаментов. Подробнее об «Эре» читайте в нашей заметке.
Гражданские спецы из Московского политехнического университета ответили военным не просто электрическим, но вдобавок беспилотным шаттлом под названием Smart. Забавный тяни-толкай («лицо» у него со стороны белой полосы на кузове) рассчитан на работу в парковых зонах, однако в перспективе на этой платформе хотят строить технику различного назначения – вплоть до коммерческих фургонов. Любопытно, что студенческое КБ готово выпускать машину малыми партиями на собственных мощностях.
Внутри капсулы нет руля и педалей – только расположенные напротив друг друга диваны да большой монитор, на который, к примеру, можно выводить информацию о достопримечательностях на маршруте. Места вполне хватает на четырех взрослых, а если потесниться, то и шесть человек, вероятно, влезут. Представитель политеха уверял, что Smart уже способен ездить самостоятельно, но на многолюдной выставке продемонстрировать умения шаттла не рискнул и передвигал его при помощи радиопульта, как игрушечную машинку.
Вообще в окружении военной продукции нарядный Smart смотрелся странно. Но дело в том, что необходимые электронные компоненты российского производства беспилотнику способна дать только оборонка. Прототип же пришлось строить на зарубежных деталях. И сейчас идут переговоры об импортозамещении, к чему резонно стремятся в политехе.
Ну а пока Smart в цифрах выглядит так:
Больше подробностей и фотографий «Смарта» ищите в отдельной новости.
На то, что именно оборонка способна оплодотворить отечественный автопром передовыми решениями, намекнул и Обуховский завод концерна «Алмаз-Антей», известного зенитно-ракетными комплексами вроде С-300 и С-400. Предприятие показало опытную беспилотную архитектуру Eneva, на которой в перспективе можно будет строить технику различных размеров и назначения – от внедорожников до грузовиков.
Выставочный образец – это стальная платформа с алюминиевыми независимыми подвесками, дисковыми тормозами по кругу и 20-дюймовыми колесами. На каждой оси расположен отдельный электромотор, то есть привод полный. При этом отдача двигателей внушительная – суммарно 435 л.с.
Остальные параметры «тележки» Eneva выглядят так:
Есть такое понятие – технология двойного назначения, способная одинаково успешно применяться как в народном хозяйстве, так и в армии. Характерный пример из автомобильного мира – внедорожники. К примеру, Lada Niva Travel в ливреях военной автоинспекции или военной полиции смотрится вполне уместно.
Однако порой попытка угодить и нашим и вашим принимает достаточно курьезные формы. Как вам, к примеру, идея службы родстера «Крым» в рядах ВАИ? Напомним, прототип на вазовских агрегатах пока существует в двух экземплярах. И вот на базе второго подготовили выставочный образец. Отличия от гражданского спорткара минимальные – «маячки», громкоговоритель, орнамент кузова. Разработчики из ВПК и МГТУ имени Баумана (авторы упомянутой выше «Стрелы-ВПК-КБМ») поясняют концепцию так:
«Родстер ВАИ является демонстрацией возможности использования молодежного автомобиля в качестве базы для специального транспортного средства».
Куда более интересным выглядит проект трансформации заслуженной Lada Niva Legend в современную скорую помощь для отдаленных районов страны. Взамен пассажирского салона на модель под названием Prima монтируют легкую медицинскую надстройку (композитные панели на алюминиевом каркасе), изолированную от водителя на случай перевозки инфицированных больных. Внутри нашлось место для носилок и двух поворотных кресел. Любопытно, что на задний мост поставили пневмоподвеску, призванную повысить плавность хода и обеспечить постоянный уровень кузова.
А сколько времени нужно на постройку приличной дороги с нуля? Вот эта инженерная машина на восьмиколесном шасси КамАЗ-63501 готова управиться ровно за пять минут, после чего болото или непроходимую целину покроют полсотни метров непрерывного стального настила.
Лента выглядит ажурной и не слишком прочной, однако первое впечатление обманчиво. На деле материал выдерживает даже основные боевые танки, равно как любую другую гусеничную технику массой до 60 тонн и колесную с нагрузкой на ось не более 12 тонн. Причем штука многоразовая. После прохода транспорта настил снова наматывается на барабан и отправляется на следующую точку.
Называется хитроумный агрегат КРВД – механизированный комплект оперативного развертывания временных дорог.
Трехосный КамАЗ-65224 по запросу инженерных войск превратился в полугусеничный агрегат. Это ПЗМ-2М – полковая землеройная машина, способная даже в замерзшей земле отрывать траншеи, ходы сообщения, котлованы со скоростью от 35 до 180 метров в час. Дополнительный движитель необходим для повышения проходимости при работе на сложных поверхностях: зубастые ленты опускаются вниз, снижают давление на грунт и помогают увереннее продвигаться вперед.
Ну а завершим обзор автомобилем, который по статусу находится выше всей этой суеты с беспилотниками, броней и оборонными контрактами. Ведь созданный специально для главного парада страны царь-кабриолет Aurus Senat нельзя купить простым смертным. Его удел – штучный тираж, роль символа России и исключительно важные пассажиры на борту. Настолько важные, что подходить вплотную к машине посетителям выставки запретили.