война вино и налоги
Война, вино и налоги. Политическая экономия англо-французской торговли в 1689–1900 годах
Пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. Е. Головляницыной при участии Ю. Кузнецова. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. – 304 с.
УДК 339.54
ББК 65.428
Н20
ISBN 978-5-93255-571-2
В этой книге Джон Най развенчивает миф о том, что Британия была фритредерской страной во время и после промышленной революции, показывая, как британцы использовали тарифы – особенно на французское вино – в качестве меркантилистского инструмента для ослабления Франции и ответа на давление со стороны местных пивоваров. В книге показывается, что никакого плавного перехода от меркантилистского государства в XVIII в. к бастиону свободной торговли в конце XIX в. в Британии не было.
Это ревизионистское описание позволяет объяснить превращение Британии из второстепенной державы в доминирующую страну в Европе. Оно также показывает, как Британия и Франция обсуждали важнейший торговый договор 1860 г., который сделал европейские рынки открытыми на несколько десятилетий до начала Первой мировой войны. Обращаясь к XVII столетию и рассматривая особенности истории англо-французского военного и торгового соперничества, Най помогает нам понять, почему британцы пьют пиво, а не вино, почему португальцы продавали алкоголь практически только в Британию и как либеральной Британии XVIII в. удалось ввести беспрецедентно высокие ставки налогов (доходы государства росли в пять раз быстрее, чем ВНП).
Война, вино и налоги. Политическая экономия англо-французской торговли в 1689–1900 годах
В этой книге Джон Най развенчивает миф о том, что Британия была фритредерской страной во время и после промышленной революции, показывая, как британцы использовали тарифы — особенно на французское вино — в качестве меркантилистского инструмента для ослабления Франции и ответа на давление со стороны местных пивоваров. В
Автор | Най Джон |
---|---|
Издательство | Издательство Института Гайдара |
ISBN | 978-5-93255-571-2 |
Год выпуска | 2020 |
Тип обложки | твердый переплет, суперобложка |
Количество страниц | 304 |
В этой книге Джон Най развенчивает миф о том, что Британия была фритредерской страной во время и после промышленной революции, показывая, как британцы использовали тарифы — особенно на французское вино — в качестве меркантилистского инструмента для ослабления Франции и ответа на давление со стороны местных пивоваров. В книге показывается, что никакого плавного перехода от меркантилистского государства в XVIII в. к бастиону свободной торговли в конце XIX в. в Британии не было.
Это ревизионистское описание позволяет объяснить превращение Британии из второстепенной державы в доминирующую страну в Европе. Оно также показывает, как Британия и Франция обсуждали важнейший торговый договор 1860 г., который сделал европейские рынки открытыми на несколько десятилетий до начала Первой мировой войны. Обращаясь к XVII столетию и рассматривая особенности истории англо-французского военного и торгового соперничества, Най помогает нам понять, почему британцы пьют пиво, а не вино, почему португальцы продавали алкоголь практически только в Британию и как либеральной Британии XVIII в. удалось ввести беспрецедентно высокие ставки налогов (доходы государства росли в пять раз быстрее, чем ВНП).
Война вино и налоги
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», 1825
Любопытная книга (и любопытно, что ее перевели). Еще один кирпич (судя по толщине книги, скорее плинфа) в бесконечной стене изданий, пытающихся понять причины возвышения Британии, которое, в свою очередь, создало известный нам мир промышленного производства. Кирпич ревизионистcкий, бьющий по устоявшимся концепциями, но все равно имеющий свое место в этом бесконечном историографическом споре. Спасибо неизвестному мне отборщику книг в ИИГ, видно, что у него есть интерес к Промышленной революции, заметное число вышедших у них книг так или иначе ее касаются, вспомним хотя бы Аллена и Мокира (на радость мне).
Как обычно, сначала о внешнем. Книга переведена сносно, переводчик понимал то, что переводил (в наши времена это повод для похвалы), однако иногда торопился, проглатывал слова во фразах (они легко восстанавливаются по контексту, но все равно как-то странно, когда слова, в основном глаголы, исчезают с положенных им мест). В пятой главе какая-то странность с графическим материалом, вроде бы таблицы и графики выглядят нормально и похожи на обсуждаемые, но в тексте автор говорит о таких колонках, которых нет на графике. Интересно, это косяк оригинала или перевода?
Воевать со священными коровами – одно из любимых занятий ученых, особенно в гуманитарных науках. Однако ранее критика такого подхода, ставшего мгновенно из простого вопроса истории проблемой современной политики (пример Британии в XIX веке становится руководством к действию для современных развивающихся стран), строилась на том, что Британия отменила Хлебные законы и снизила тарифы только тогда, когда ей это стало выгодно и требовала этого от остальных стран, когда тем это вообще не было нужно. Най же берет цифры, к которым, по его словам, никто не притрагивался с XIX века, и говорит – вы все врете, никакой либерализации торговли и не было, Британия не открыла свои рынки для импорта, ее политики лишь много трещали про это. И стоит отличать дискурс от реальности.
В его интерпретации выходит, что тарифы в Британии в начале XIX века были куда выше, чем во Франции (которой молва приписывала как раз жесткий протекционистский подход), а некоторое их снижение в 1830-40 не привело к их падению на уровень Франции. Т.е. весь рассказ о фритредерстве – фикция, основанная на неверном восприятии современников, которые переоценили вклад снижения тарифов на некоторые товары в общую картину. Великобритания действительно заметно одномоментно снизила тарифы, однако это снижение не было столь большим, чтобы прийти к тому же значению, что было у Франции. Французы снижали тарифы плавно и не трещали об этом, англичане резко и трубили об этом на весь мир.
Далее Най пытается понять – за счет чего получилось, что тарифы в Великобритании были столь высоки? И утверждает, что все это следствие затяжной, начавшейся в конце XVII века торговой войны с Францией. Британия ввела запретительные тарифы на французское вино, не желая впадать в зависимость от одного поставщика. Параллельно Британия стремилась создать виноделие в Португалии, связанной с Британией торговым договором, установив на импорт вина оттуда крайне низкие пошлины. И тут, по Наю, произошло то, что сильно повлияло на стабильность Британии в XVIII веке. В той же Франции потребности государства в новых прямых налогах так или иначе, но привели к социальному взрыву в виде Великой французской революции. В Британии же прямые налоги не росли с конца XVII века до середины XIX, при этом быстро и легко росли акцизные сборы. Почему британские производители и торговцы согласились платить такие большие акцизы? Най утверждает, что дело в вине. Правительство из политических соображений временно закрыло рынок для французского вина, к которому ранее население привыкло. Прямое импортозамещение в Британии оказалось невозможным, виноделие там не прижилось. Но дешевое легкое французское вино заменило пиво, ставшее основным напитком населения и основным источником акцизов, наполнявших бюджет страны. И как наполнявших! Доходы государства росли куда быстрее роста экономики. Почему же производитель пива были готовы платить большие акцизы и питать государство? Как раз потому, что временный запрет на французские вина стал постоянным и действовал до 1860-х, создав, таким образом, пивное пристрастие у англичан. В 1860-м был подписан договор о свободной торговле с Францией, но привычки уже сформировались, и, несмотря на то, что импорт французского вина мгновенно вырос на 600%, такого места в потреблении, которое оно играло в XVII веке, вино больше не заняло.
Най аккуратно подводит читателя к мысли, что многие экономические модели – умозрительны и рассыпаются при попытке взглянуть на них со статистическими данными в руках. Он утверждает, что именно сговор государственного аппарата, заинтересованного в растущих поступлениях, и пивоваров, желающих закрытого от вина рынка, создали высокие таможенные тарифы в ведущей экономике мира. Драматическое снижение не сделало Британию фритредерской, что бы не казалось современникам. Только к концу XIX века тарифы в Британии снизились до уровня французских, но потом мировая обстановка изменилась и тарифы начали обратный рост. Nothing is what it seems, так сказать.
Най не говорит этого эксплицитно, однако его работа в первую очередь подрывает многие девелопменталистские концепции, построенные на имитации тех или иных подходов Британии. Если мы их представляем так, какими они не были, то что даст такая имитация? Хоть, думаю, те, кто советует такие подходы, вовсе и не ждут, что они дадут обещанный результат. Наоборот, это почти всегда лишь предлог для локальной деиндустриализации и включения в мировой рынок в качестве пресловутого сырьевого придатка. Най из интуитивного чувства делает такое восприятие куда более отчетливым, более обоснованым.
Война, вино и налоги. Политическая экономия англо-французской торговли в 1689–1900 годах
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 1
Интересный рассказ об экономической и фискальной политике Великобритании. Автор показывает, как Англия улучшила торговый баланс, повысила собираемость налогов, получила выгодных для своего экспорта торговых партнеров. Сам Най при этом с неохотой признает, что такая политика была «прагматичной реакцией на сложившуюся в мире ситуацию», но твердо уверен, что согласно заветам Смита она была неэффективной. К сожалению, в книге нет дискуссии о правильности меркантилистской политики в тех условиях. Автор жестко обрывает любые движения мысли в этом направлении ссылкой на современные догматы. Но читать фактический материал было познавательно.
Интересный рассказ об экономической и фискальной политике Великобритании. Автор показывает, как Англия улучшила торговый баланс, повысила собираемость налогов, получила выгодных для своего экспорта торговых партнеров. Сам Най при этом с неохотой признает, что такая политика была «прагматичной реакцией на сложившуюся в мире ситуацию», но твердо уверен, что согласно заветам Смита она была неэффективной. К сожалению, в книге нет дискуссии о правильности меркантилистской политики в тех условиях. Автор жестко обрывает любые движения мысли в этом направлении ссылкой на современные догматы. Но читать фактический материал было познавательно.
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 50 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Губит людей не пиво. Как «пьяный бюджет» позволил Британии выиграть войну и построить демократию
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
В недавнем прошлом любому государству, желающему наполнить казну, приходилось налегать на алкогольные акцизы
На Улице Пива царит умеренность, в Переулке Джина — тяжелая алкогольная деградация: две гравюры Уильяма Хогарта (1751) были частью кампании в поддержку закона об ограничении потребления джина. Первый крепкий спиртной напиток в истории Англии стал причиной настоящего социального бедствия — «Джинового безумия» (Gin Craze).
В России весьма популярны разговоры о том, что наш государственный бюджет часто выстраивался на получении казной алкогольных акцизов. Спаивает, мол, людей бездушная власть и наживается на этом. Однако блестящая научная монография Джона Ная «Война, вино и налоги. Политическая экономия англо-французской торговли в 1689–1900 годах» (Издательство Института Гайдара, 2020) рассказывает нам, что и Англия – колыбель европейской демократии и рыночной экономики – формировала в свое время настоящий «пьяный бюджет», основанный, правда, не на водке, а на пиве.
Пиво и в самом деле главный герой книги. Даже странно, что автор не упомянул в ее названии этот благородный напиток, отдав предпочтение вину. По всей видимости, Джон Най – серьезный ученый-политэкономист, принстонский профессор – испугался, что, если он включит в заголовок названия сразу двух алкогольных напитков, коллеги могут отнестись к его работе скептически.
Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.
С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).
То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.
Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.
\u0417\u0430\u043c\u0435\u0447\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0432 \u0443\u043c\u0430\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0438 \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u043e\u0432 (\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0435, \u043a\u0430\u043a \u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0435, \u0435\u0449\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b\u043e \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f) \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u043c\u0435\u0440\u043a\u0430\u043d\u0442\u0438\u043b\u0438\u0437\u043c. \u0412\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441 \u043e \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u0435 \u0432\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435\u0442 \u0447\u0443\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435.
\u041a\u0441\u0442\u0430\u0442\u0438, \u0430\u043a\u0446\u0438\u0437\u044b \u0435\u0449\u0435 \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0430\u043c\u0438 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0440\u043e\u043a\u0438 (\u0430\u043b\u043a\u043e\u0433\u043e\u043b\u044c \u0438 \u0442\u0430\u0431\u0430\u043a) \u0438 \u043d\u0430 \u0440\u043e\u0441\u043a\u043e\u0448\u044c (\u043c\u0435\u0445\u0430, \u0434\u0440\u0430\u0433\u043e\u0446\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438). \u041e\u043d\u0438 \u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u044b, \u043f\u0435\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u0434\u044b\u0432\u0430\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0431\u0440\u0435\u043c\u044f \u043d\u0430 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u0410 \u0432\u043e\u0442 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0430\u043a\u0446\u0438\u0437 \u043d\u0430 \u0441\u043e\u043b\u044c \u0431\u044b\u043b \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u044b\u043c \u0434\u043b\u044f \u0431\u0435\u0434\u043d\u043e\u0442\u044b, \u043e\u0442\u0441\u044e\u0434\u0430 \u0438 \u043f\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043a\u0430 \»\u043d\u0435 \u0441\u043e\u043b\u043e\u043d\u043e \u0445\u043b\u0435\u0431\u0430\u0432\u0448\u0438\» \u0438 \u0441\u0442\u0440\u043e\u043a\u0438 \u041d\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0432\u0430, \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u0432\u0448\u0435\u043c\u0443, \u043a\u0430\u043a \u043c\u0430\u0442\u044c \u0441\u044b\u043f\u043b\u0435\u0442 \u0431\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043a\u0443 \u043d\u0430 \u0435\u0434\u0443 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0441\u043e\u043b\u0438 \u043c\u0443\u043a\u0443 \u0438 \u043f\u043b\u0430\u0447\u0435\u0442:
\u041d\u0435 \u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0440\u043e\u043a\u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432, \u043a\u0443\u0440\u044f\u0442 \u0438 \u043f\u044c\u044e\u0442 \u0443 \u043d\u0430\u0441 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435.
\u041d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442, \u043d\u043e \u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430 \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u0442\u043e\u043c\u0443, \u0432 \u0447\u044c\u0438 \u0440\u0443\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043f\u0430\u043b. \u0416\u0430\u043b\u043a\u043e \u043d\u0430\u0448\u0435\u043c\u0443 \u0438\u043c\u043f\u043e\u0440\u0442\u043e\u0437\u0430\u043c\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u044e \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043a\u0440\u0443\u0442\u044f\u0442 \u0440\u0443\u043a\u0438 \u00ab\u043f\u043e\u0431\u0435\u043b\u0435\u0435\u00bb. \u0426\u0435\u043d\u044b \u043d\u0435 \u0443\u043f\u0430\u043b\u0438, \u0430 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0435 \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0432\u044b\u0440\u043e\u0441\u043b\u043e. «,»nick»:»\u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d \u0417\u0430\u0445\u0430\u0440\u043e\u0432″,»userId»:456598,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-04-14 08:53:06″,»updatedAt»:»2020-04-14 08:53:06″,»parentId»:102569,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»102690″:<"id":"102690","comment":"
\u0422\u0443\u0442 \u043d\u0435 \u043e \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0430 \u043e \u0417\u041e\u0416 ). «,»nick»:»\u042f\u043a\u043e\u0432 \u041f\u0430\u0433\u0438\u0441″,»userId»:30277,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-04-14 13:00:22″,»updatedAt»:»2020-04-14 13:00:22″,»parentId»:102656,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»2785e20a514d269378cadb308d39fa70.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>