встреча с уполномоченным по защите прав предпринимателей борисом титовым
Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
Б.Титов Титов Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей : Владимир Владимирович, я впервые хотел бы представить в соответствии с законом об Уполномоченном свой доклад.
Здесь достаточно большое исследование, и должен сказать вначале, что институт создан. Ваше поручение выполнено: мы работаем уже в 80 регионах Российской Федерации, где‑то уже на формальной, законодательной основе; принято 67 региональных законов.
У нас работают общественные омбудсмены, которые по основным направлениям взаимодействия бизнеса и власти прошли и экспертную, и организационную функцию по работе с обращениями предпринимателей. Всё это нам позволило обработать на сегодняшний день 6 593 обращения, что является большой цифрой. Тем не менее мы справляемся, такой институт для этого и создан.
В.Путин: На общественных началах сколько работает человек?
Б.Титов: Сейчас 26 человек работают на общественных началах по направлениям: налоги, пожарная безопасность, ветеринарный контроль Россельхознадзора – по всем направлениям, которые существуют, работают общественные омбудсмены, их 26.
Кроме этого, у нас существует и большая общественная поддержка: нас поддерживают и РСПП, и «ОПОРА России», и ТПП, оказывают и финансовую, и организационную поддержку. Офис общественного омбудсмена по малому бизнесу работает при ТПП.
Без этой общественной поддержки было бы очень сложно справиться, но все мы: и государственные уполномоченные, и общественные – работали над этим докладом. Кроме того, что мы провели системный анализ обращений и сделали системные выводы, мы ещё провели и так называемые ситуационные анализы, встречаясь с представителями бизнеса в регионах и на федеральном уровне по направлениям.
Всё это нам дало возможность систематизировать проблемы, основную проблематику, которая существует у бизнеса, и предложить Вам какие‑то решения, которые, по нашему мнению, могли бы эти проблемы решить.
Конечно, проблем по‑прежнему много; хотел бы сказать, что они существуют в различных областях, хотя, например, в области уголовного преследования бизнеса мы видим положительную, позитивную динамику, то есть уголовных дел по экономическим статьям стало меньше на 20 процентов.
В.Путин: Ваши опасения в связи с изменениями в налоговое законодательство, связанные с дискуссией, которую Вы неоднократно сами поднимали?
Б.Титов: Вы знаете, опасения остаются.
В.Путин: Практика подтверждает эти опасения?
Б.Титов: Дело в том, что изменения, которые были приняты, принесли очень позитивные результаты, уголовных дел по налоговым статьям после принятия этих решений стало значительно меньше. Эффективность работы оказалась выше, то есть переданных в суд в процентном отношении оказалось приблизительно столько же. Как раз это подтверждает статистика, которую мы приводим в докладе. Вместе с тем, конечно, опасения остаются. С другой стороны, позиция следственных органов нам понятна, потому что мы видим, что по‑прежнему очень высок процент незаконного возврата НДС из бюджета.
Сегодня ещё очень много, к сожалению, фирм-однодневок, которые также отмывают налоги. Поэтому у нас есть своё предложение в этом смысле, и я хотел бы тоже его озвучить: может быть, всё‑таки оставить то, что есть по 198-й, 199-й статьям. Это такие статьи, которые работают, действительно, в связке с налоговой службой, потому что это текущая работа по налоговой отчётности.
С другой стороны, есть статья 159 «Мошенничество», которая, кстати, сегодня уже используется следственными органами по налогам. Там мы вводили специальные составы: состав первый – в области кредитования; состав четвёртый – мошенничество в области предпринимательской деятельности, то есть всего шесть составов было введено с начала прошлого года.
Может быть, ввести специальный состав по мошенничеству в налоговой сфере. Там, конечно, должен быть определённый порядок возбуждения уголовного дела, и в этом смысле, с одной стороны, это решит проблему того, кто действительно ошибается в своей налоговой отчётности, если есть какие‑то проблемы с налоговой службой, оказались бы в старом привычном для себя законодательном алгоритме, а по реальным мошенникам у следственных органов была бы возможность возбуждения реальных уголовных дел без ограничений со стороны налоговой службы.
В.Путин: Борис Юрьевич, это требует внимательного анализа. Такие вещи нельзя принимать без предварительного анализа и обсуждения.
Б.Титов: Мы, конечно, предоставим документы, но с другой стороны – из всех проблем, которые сегодня есть, а я бы сказал, что сегодня у нас есть в уголовной сфере позитивные тенденции в сторону бизнеса (на 20 процентов по экономическим статьям в прошлом году возбуждено меньше уголовных дел, чем раньше), с другой стороны – есть проблемы, которые на сегодняшний день актуальны и выходят на первый план, прежде всего это проблемы, связанные с имущественными налогами и расчётам их по кадастровой стоимости. Сегодня два круга проблем: то, что начали считать на кадастровой стоимости, которая иногда серьёзно превосходит рыночную стоимость.
В.Путин: Не во всех субъектах Федерации такая ситуация.
Б.Титов: Да, но этот процесс начинается. И практически во всех уже начали считать по кадастровой стоимости, но не для малых предприятий, то есть пока для остальных хозяйствующих субъектов. Есть справка, которая приводится в рамках доклада: в Волгоградской области в разы увеличивается стоимость платежей имущественных налогов. При этом иногда кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость. Очень большое количество судебных исков.
С другой стороны, решение, которое было принято, что теперь и малые предприятия будут платить налог на имущество в соответствии с кадастровой стоимостью. Мы видим большое количество обращений по этому поводу, потому что у нас был принцип, что малые предприятия платят один налог.
Сегодня возникает ещё один налог, и для малых предприятий становится тяжело. С 1 января вводится этот региональный налог, от каждого субъекта. Мы уже разослали во все субъекты письма с просьбой очень внимательно отнестись к этой ситуации, чтобы не получить какую‑то негативную реакцию для малых предприятий.
С другой стороны, до 1 января ещё есть время, у нас есть предложения по тому, как, не меняя закон, ещё дополнительно изменить, чтобы это не коснулось самых маленьких предприятий (некоторые пытаются разделить свою собственность по малым предприятиям, чтобы не платить: это большие сети, которые пытаются перевести собственность на малые предприятия, чтобы они платили), а реально малые предприятия были освобождены от уплаты.
В.Путин: Это непростой механизм.
Б.Титов: Мы предложение сделаем, если можно, чтобы Правительство рассмотрело, вернулось к этому вопросу.
Ещё одна проблема сегодня – это проверки.
В.Путин: Мне казалось, что острота этой проблемы спала.
Б.Титов: Действительно, был период, когда всё резко сократилось, когда прокуратура стала контролировать и осуществлять надзор за проверочной деятельностью: составлять план, а не плановый список проверок. К сожалению, в последнее время, как мы видим, это становится проблемной темой: 2,7 миллиона проверок было в прошлом году. И здесь больше заставляет задуматься другая цифра, что внеплановых проверок – 48 процентов, то есть плановых – 52, но внеплановые проверки догоняют количество плановых.
И здесь мы хотели бы тоже сделать предложение, в этом докладе мы их сформулировали, о том, чтобы всё‑таки ограничить количество плановых проверок у одной организации до какой‑то цифры в год, потому что на сегодня в некоторых компаниях бывает и больше 100 проверочных дней в год, поэтому бывают проблемы в этом смысле.
И ещё одна проблема, связанная с проверками, что Вы изложили в Послании, – это необходимость ведения реестра проверок, чтобы в интернете все могли бы заходить на портал и перед осуществлением проверки инспектирующая организация могла оставлять сведения, какая организация идёт проверять, какую организацию они идут проверять и указывать цель проверки. И самое важное, чтобы мы знали, где и сколько проверок проводится у бизнеса, могли бы своевременно реагировать, потому что по закону у Уполномоченного есть право участия в проверках. С другой стороны, это будет влиять в сторону уменьшения проверок, потому что лишний раз инспектирующие организации не захотят оставлять сведения о том, кто и куда идёт проверять.
Вот такое предложение мы сделали вместе с Министерством экономического развития, вместе с прокуратурой. К сожалению, сейчас в Правительстве начинается другое понимание ситуации, например, что заносить в этот реестр сведения надо не до того, как они идут на предприятие, а потом. И поэтому я хотел бы, если можно, Вас попросить обратить на это внимание, иначе смысл этого нивелируется, потому что они туда будут заносит только предпринимателя, который будет иметь право потребовать номер проверки, когда инспекция приходит его проверять, и материалы проверки будут действительны, только если будет этот номер. Поэтому хотелось бы, чтобы это было выдержано до конца.
Конечно, есть и множество других проблем, тем не менее должен сказать, что сегодня институт работает, и, может быть, мы не до конца используем возможности и потенциал закона, который уже у нас работает (по нему есть очень серьёзные полномочия), но вместе с тем институт уже показывает, что это было правильное решение, – и сегодня бизнесу есть куда обратиться, если его права действительно нарушаются.
Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
Б.Титов представил Президенту очередной доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
В.Путин: Борис Юрьевич, добрый день!
У Вас доклад о вашей работе за прошлый год?
Б.Титов Титов Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей : Да, Владимир Владимирович. Время бежит очень быстро, мы уже завершаем первый пятилетний период работы. Пять лет назад Вы приняли решение, доверили мне и нашей команде очень ответственную, непростую, но очень интересную работу, которая сегодня даёт свои, может быть – ещё пока не очень большие, но первые результаты.
Наш доклад, который я сегодня представляю, говорит о том, что институт наш полностью создан во всех регионах. Во всех 85 регионах есть уполномоченные по защите прав предпринимателей. Мы создали большую общественную команду поддержки. Это уполномоченные общественные представители, которые работают по отдельным направлениям, по налогам, по уголовному праву, то есть экспертные центры.
Кроме этого, есть ещё и наши общественные представители в муниципалитетах. У нас сегодня более двух тысяч представителей на местах. Мы ведём работу как с обращениями предпринимателей, так и по системным вопросам, которые волнуют бизнес. И в очередной раз, в четвёртый раз уже, представляем Вам наш доклад. Передаю его Вам.
Б.Титов: Этот доклад, как всегда, готовился на базе большой аналитической работы. У нас прошло больше ста так называемых ситуационных анализов в регионах и в Москве, больше 30 по разным направлениям. Более двух тысяч экспертов и предпринимателей участвовали в подготовке. Мы получили очень большую поддержку от наших предпринимательских союзов: и РСПП, и ТПП, и «Деловой России», и «ОПОРЫ России». Они активно с самого начала участвовали в этой работе.
В докладе сегодня 267 инициатив, касающихся проблем – от очень маленьких до достаточно больших, которые сегодня волнуют бизнес, и пути, как эти проблемы решать.
Должен сказать, что, наверное, самой важной на сегодня проблемой остаётся уголовное преследование предпринимателей, о чём Вы говорили в своём Послании на 2016 год: что возбудили уголовное дело, «попрессовали» и отпустили, – и только 15 процентов дел, к сожалению, доходят до [результата].
Сейчас эта цифра немного стабилизировалась. Должен Вам сказать, что наметились, кажется, очень пока осторожные, но изменения в тенденции. 2016 – это первый год, когда количество возбуждённых уголовных дел по экономическим статьям не увеличилось. Более того, количество предпринимателей, которые находятся в СИЗО, – а Вы знаете, что по закону предпринимателей нельзя арестовывать на стадии предварительного следствия, – впервые снизилось на 24 процента. Хотя пока такие люди есть, и их количество остаётся достаточно большим, в целом тенденция к улучшению наметилась.
Нам бы очень хотелось не упустить этот момент, чтобы не повернулось всё вспять, сегодня закрепить это ещё и частью правоприменительных, по изменению законодательства решений, которые могли бы сегодня способствовать тому, чтобы эта проблема осталась в прошлом. Это первое, что бы мы хотели, вопрос, связанный со 108-й статьёй.
К сожалению, у нас пока ещё очень много предпринимателей, которые находятся в СИЗО. Говорят, что эта мера пресечения необходима для ведения следственных действий, но, к сожалению, часто бывает, что по ним следствие не ведётся, и бывает, что следователи даже не приходят.
Мы начали работу с прокуратурой, уже проверили законность содержания очень многих предпринимателей в СИЗО, и сейчас начинается процесс изменения меры пресечения, сегодня достаточно много таких случаев. Поэтому хотели бы обратиться к Вам за поручением – прокуратуре вместе с нами продолжить эту работу.
Кроме этого, конечно же, есть вопрос, связанный с административными проблемами, которых мы выявляем достаточно много. В докладе есть акцент на нескольких основных направлениях, в частности это рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий. Здесь, к сожалению, мы видим продолжающийся рост. Одно время стабилизировали [тарифы] по Вашему решению, когда они были заморожены на один год, но, к сожалению, сейчас этот процесс [роста тарифов], особенно в области электроэнергетики, становится очень динамичным, так скажем. Хотел бы это более детально [обсудить], в докладе есть уже по этому поводу объяснение.
Серьёзно нас волнует банкротство банков и то, что сгорают счета предпринимателей. Сейчас готовится законопроект по страхованию вкладов, по крайней мере малого бизнеса. Хотели бы поддержать.
Неплатежи государства и госкомпаний поставщикам: здесь мы активнейшим образом работаем с прокуратурой Российской Федерации. Удалось за последние месяцы почти 70 миллиардов рублей задолженностей вернуть. Но, к сожалению, пока ещё эта цифра остаётся большой, и мы, конечно, продолжаем эту работу.
Очень серьёзная проблема – это рост [количества] форм отчётности, потому что сегодня каждое даже малое предприятие должно каждый месяц делать десятки таких форм. Потому что, к сожалению, это не только те организации, которые обычно, хотя Росстат увеличивает отчётность, но и все федеральные ведомства всё увеличивают и увеличивают отчётность. Причём у всех свои формы, и, что особенно насторожило, ладно там бюрократическая работа, но ещё и штрафуют. Тем более произошёл рост величины штрафов по КОАП, и сейчас небольшая ошибка в отчётности может приводить и к полумиллионному штрафу.
Снос нестационарных торговых объектов тоже является проблемой. Мы сейчас видим, например, в Красноярске достаточно напряжённая сегодня ситуация: больше 500 предпринимателей могут лишиться своих мест. Понятно, что там нужно решать вопросы универсиады, но надо решать, давать какие-то компенсации или по закону.
Самозанятые нас волнуют: пока не урегулировано. Вы дали поручение урегулировать юридический статус самозанятых, пока он не урегулирован.
Б.Титов: Вопрос в том, что мы предлагали самозанятых [рассматривать] как индивидуальных предпринимателей.
В.Путин: Решение же было.
Б.Титов: Было решение, что самозанятые – граждане. Не так, как предлагалось изначально. Это привело к тому, что на сегодняшний день зарегистрировалось 40 человек (три месяца уже закон действует) из миллионов самозанятых.
В.Путин: Да, это уже практика.
Б.Титов: Вопрос в том, что это просто граждане, которые должны зарегистрироваться. При этом их освобождают только на два года от НДФЛ, на два года у них каникулы от НДФЛ. По результатам у человека статус никак не определён. То есть он всё открыл, где он и как зарабатывал, а потом ему приходится полностью платить налоги через два года.
И вопрос юридического статуса тоже очень сложный. Мы говорили о том, что практически от 20 до 30 процентов всего Гражданского кодекса придётся переписать, потому что это абсолютно новый статус в нашем законодательстве – «самозанятый гражданин». А если этот самозанятый – индивидуальный предприниматель, то он попадает под статус индивидуального предпринимателя. Поэтому это проблема, которую ещё предстоит нам решать.
Ещё сейчас на дорогах проблемы. Есть автоматизированная система весогабаритного контроля. Это тоже вызывает сегодня технические, но проблемы, много штрафов приходит, хотя это новейшая технология. Мы просим какой-то опытный период, потому что сейчас, пока идёт наладка техники, очень много различных проблем.
То же самое с электронной ветеринарной сертификацией. Очень серьёзная нагрузка на бизнес, но пока система работает так, что её, эту систему «Меркурий», надо доводить.
В.Путин: Система работает в целом нормально, Вы считаете?
Б.Титов: Она должна быть, но её надо отладить, какой-то период надо дать на отладку.
С ККТ намного лучше (контрольно-кассовая техника), хотя было очень много споров по этому вопросу, бизнесу было очень тяжело, по стоимости аппаратов, по наличию их в продаже. Но постепенно вопрос решается, мы создали отдельный специальный штаб с Федеральной налоговой службой, во всех регионах у нас идёт взаимодействие, мы мониторим ситуацию с ценами, с наличием техники, с установкой, с наличием интернета, потому что там есть проблема ещё в регионах, где нет интернета. Думаю, что к 1 июля проблема будет решена, а потом уже пойдёт второй этап, который будет связан с малыми индивидуальными предпринимателями, у которых не было техники до сих пор.
Ещё, конечно, есть вопрос в Москве со стоимостью имущества и налога на имущество для физических и юридических лиц, который сегодня, конечно, растёт.
В общем, все эти проблемы изложены в нашем докладе. Хотел бы сегодня просить Вас дать поручение Правительству, чтобы они могли проанализировать этот доклад, хотя должен сказать, что мы доклад готовили и с участием ведомств, которые принимали участие в наших ситуационных анализах, тем не менее по стандартной, уже существующей несколько лет по нашим докладам процедуре, чтобы они создали специальную рабочую группу, которая вместе с нашим институтом отработала Ваше поручение и доложила.
В.Путин: Я так и сделаю. Только предварительно, конечно, я должен посмотреть доклад, ознакомиться с ним и по результатам рассмотрения подготовить соответствующее поручение.
Борис Юрьевич, Вы уже занимаетесь не первый год этим. По сути дела, Вы создали эту систему, этот институт, вместе с Вашими помощниками. Даже перечисление тем и проблем, с которыми сталкиваются сегодня предприниматели и которыми вы занимаетесь, говорит о том, что эта работа востребована.
У Вас в конце июня заканчивается срок полномочий. Я вижу, как Вы с интересом сами это всё делаете, работаете с интересом. Думаю, правильно будет предложить Вам продлить срок Ваших полномочий, и я с удовольствием это сделаю.
Б.Титов: Спасибо, Владимир Владимирович.
С удовольствием принимаю это предложение, потому что для меня это очень интересная работа, и я буду делать всё возможное, чтобы оправдать доверие, которое Вы мне оказали.
Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину доклад о результатах своей деятельности в 2020 году. Отдельное внимание в ходе рабочей встречи уделено мерам поддержки бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции.
Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей ранее был направлен Президенту в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
В.Путин: Борис Юрьевич, Вы прямо как заправский бюрократ, столько бумаг принесли.
Б.Титов Титов Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей : К сожалению, проблем пока много, поэтому и доклад большой.
В.Путин: Я знаю, что Вы пришли как раз с докладом о том, что сделано за прошедший год Вами как главным защитником интересов прав предпринимателей. Я обязательно всё это посмотрю и попрошу Вас всё прокомментировать.
Но попросил бы вначале просто дать Вашу оценку того, насколько эффективны были меры по поддержке бизнеса, предпринимательства за прошедший непростой пандемийный период.
Б.Титов: Знаете, очень взвешенные были. Честно говоря, мы вначале немножко кряхтели, немножко нам не всё нравилось, но на самом деле по тому результату, который есть, мы видим, что меры были взвешенные, меры были эффективные, меры были вовремя.
Главная мера, которая, наверное, сработала больше всех, что всё-таки очень осторожно относились к закрытию бизнеса: то есть на первом этапе это было необходимо, но на втором этапе, конечно, осень прошла без полных закрытий, и это, конечно, больше всего помогло бизнесу.
При этом я должен сказать, что мы немножко, может быть, рано успокоились, мы видим сейчас опять обострение ситуации. Но дело в том, что III–IV кварталы [2020 года] были очень успешными, потому что мы практически восстановили малый, средний бизнес, крупный вообще меньше терял (производственный, промышленный бизнес).
Но I квартал [2021 года], к сожалению, оказался не таким хорошим. Мы делаем со Сбербанком специальный индекс развития малого бизнеса. К сожалению, он показал, что выручка малых предприятий снизилась на 19 процентов, то есть, понимаете, волна догоняла бизнес в I квартале.
Б.Титов: Был отложенный спрос, III–IV квартал дал такую серьёзную прибавку к реализации, к выручке малого бизнеса. I квартал стал уже более взвешенным, люди уже стали выходить к нормальной жизни, оценивать свои возможности лучше, больше экономить, и поэтому, к сожалению, I квартал оказался не таким хорошим. Говорят, что сейчас лучше, но пока ещё данных у нас нет.
Мы делаем мониторинг, большие мониторинги на COVID мы делали практически каждые две недели, с большими выборками – опросы предпринимателей. Последний, который был, показал, что у нас спрос снизился, ещё не почувствовали увеличения спроса 65,8 процента бизнеса. То есть пока ещё всё-таки надо быть начеку.
Конечно, в этой связи, с учётом этих осложнений, что, не дай бог, будут вынуждены какие-то вводить ограничения власти, хотелось бы, чтобы были продуманы всё-таки ещё меры. Очень эффективная мера была – это двухпроцентный кредит под сохранение занятости рабочих мест. Он больше всех был востребован, не одна сотня миллиардов рублей была бизнесу предоставлена в качестве кредитов. Наибольшая часть не была возвращена, потому что предприятия сохранили занятость, и с них была снята обязанность возврата этих денег.
Хотелось бы думать, что если вдруг будут какие-то сложности сейчас опять, чтобы продлить эту меру или сделать второй этап – эту меру реализовать.
Но кроме этого, конечно, у нас есть ещё целый ряд предложений по каким-то новым мерам поддержки бизнеса. Это связано и с кадастровой стоимостью, связано с вопросами…
В.Путин: Изначально эта мера была спорная.
Б.Титов: Большая проблема, да. Но мы хотели, чтобы её зафиксировали на уровне 2019 года, потом было решение на уровне 2020 года зафиксировать, но потом так и не состоялось это решение.
В.Путин: Надо прорабатывать это с нашими крупными городами. Это актуально прежде всего для крупных мегаполисов и их доходов.
Б.Титов: Конечно.Это их доходы.
Но кроме этого одна мера работала очень удачно. Мы уже с Вами говорили на эту тему – это социальные взносы. Когда была принята первая мера, чтобы малому и среднему бизнесу снизили до 15 процентов сверх базы, то результат был. Честно говоря, мы даже сами такого не ожидали, мы увидели, что доходы Пенсионного фонда выросли больше чем на два процента, мы в два раза снизили ставку, а доходы выросли больше чем на два процента.
В.Путин: Она стала более экономически обоснованной, вот и всё.
Б.Титов: Так надо дальше продолжать. Значит, она экономически обоснована: НДФЛ больше шести процентов вырос по доходам бюджета, то есть бизнесу стало выгодно платить в белую, никакие серые схемы…
В.Путин: Никому не нужны.
Б.Титов: И поэтому мы предлагаем сейчас – давайте продолжать. Во-первых, можно на всю зарплату распространять, убрать минимальную заработную плату как базу до вычета. Ну, а дальше смотреть, может быть, в дальнейшем смотреть и на другие виды бизнеса.
В.Путин: Правительство работает сейчас над этим, мне докладывают.
Б.Титов: Это одна из тех мер, которая очень сильно сдерживает развитие, потому что очень большие налоги у нас на заработную плату – 30 процентов.
В.Путин: Особенно для высокотехнологичных компаний – это основное.
Б.Титов: Конечно, ещё мы хотели бы об одном [решении] поговорить, хотя, честно говоря, у нас год был в одном очень хороший, – 2020 год имеется в виду, – в том, что количество проверок снизилось в три раза. Это, конечно, связано было с тем, что пандемия…
В.Путин: С желанием сохранить предприятия, рабочие коллективы.
Б.Титов: Да, и я хотел об этом сказать, потому что государство приняло решение о том, чтобы продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, и это сработало. Поэтому в нашем докладе просим до 2022 года [продлить], потому что, к сожалению, всё-таки мы видим, что, во-первых, пандемия нас не отпускает.
И главный, наверное, вывод, который можно сделать из того, что количество проверок снизилось резко…
В.Путин: Хуже не стало.
Б.Титов: Да, ничего не произошло – никаких ни катастроф, ни отравлений массовых, ничего. То есть мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать. Вот сейчас «[регуляторную] гильотину» уже отрабатывают, сейчас вводятся уже принятые законы о контрольно-надзорной деятельности. И это очень важная задача, которая сегодня стоит, чтобы не допустить возврата вот этих массовых проверок, которые, к сожалению, у нас иногда раньше были.
В.Путин: Понимаю. Давайте поподробнее поговорим.