выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа

Принципы выбора методов научно-педагогического исследования

План

Лекция 5. Методологическая культура педагога. Методология и методы педагогического исследования

1. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и логика.

2. Методология педагогического исследования.

3. Философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни методологии.

4. Сущность и содержание методологической культуры учителя.

5. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.

6. Методы педагогического исследования. Классификация методов педагогического исследования.

7. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования. Методы обработки экспериментальных данных.

Материалы к лекции.Методологическая культура педагогаэто комплекс свойств, обеспечивающий системное решение педагогических и исследовательских задач. К данным свойствам прежде всего относятся:

творческая направленность и профессионально ценностная ориентация личности; системное теоретическое мышление – способность к анализу явлений, видение педагогической проблемы во взаимосвязи с более общими проблемами, способность к прогнозированию и проектированию, построению системы возможных действий; готовность к рефлексии – философской, методологической, методической, личностной.

Педагогическая задача – задача по преобразованию реальной ситуации взаимодействия, превращение ее в ситуацию развития и становления личности.

Уровниметодологической культуры. Эмпирический уровеньметодологической культуры – решение конкретной педагогической задачи. Теоретический уровень – решение всех педагогических задач данного класса.

Методологическая культура учителя-практикапроявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении учебно-воспитательных задач

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Фундаментальное исследование – создание концепций, моделей педагогических систем на прогностической основе. Прикладное исследование – изучение отдельных сторон педагогического процесса. Методическое (разработка) – конкретные научно-практические рекомендации.

Теоретический уровень исследования включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент. Эмпирический уровень – характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей.

Общие характеристики исследования.Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено.Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем.

Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем. Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур.

2. Поисково-теоретический (изучение степени разработки проблемы)

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность. Подход – совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь).

Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих.

Уровни методологии педагогики:

Философский уровень – методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия). Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы). Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный, средовый, технологический и другие подходы). Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Методы исследования.В процессе педагогического исследования большое значение играют методы исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения достоверного знания о них, достижения конкретного научного результата. Педагогика использует общенаучные (диалектические), частнонаучные (методы психологии, социологии, физиологии, математики, статистики) и специальнонаучные (педагогические) методы познания педагогической действительности. Все их многообразие можно разделить на три большие группы:

1) теоретические методы, которые служат для интерпретации, анализа и обобщения опытно-экспериментальных данных, построения научных теорий, обоснования научных положений;

2) экспериментально-эмпирические методы, которые служат сбору данных, получению и фиксировании научных фактов;

3) методы обработки результатов исследования, которые служат для обработки полученных данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями, моделирования и прогнозирования педагогических явлений, в том числе и с применением компьютерной техники.

Методика исследования – это система методов, обеспечивающая достижение цели исследования и получение достоверных результатов. При выборе методов исследования необходимо придерживаться следующих принципов:

выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа фото. картинка выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. смотреть фото выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. смотреть картинку выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа.

— адекватности (методы должны соответствовать предмету, цели, задачам и гипотезе исследования);

— комплексности (совокупность выбранных методов должна составлять единое целое, направленное на решение проблемы исследования);

— взаимного перекрытия (необходимо использовать разнообразные методы для исследования одного и того же вопроса);

— учета особенностей использования методов других наук в педагогическом исследовании.

Динамика педагогического исследования предполагает реализацию трех основных этапа: подготовительного, основного и заключительного. Содержание работы на этих этапах зависит от вида проводимого исследования. В качестве примера рассмотрим основные задачи, которые решает исследователь на выделенных этапах в ходе проведения экспериментального исследования.

Основной этап. В задачу данного этапа входит проверка в реальной педагогической практике истинности предложенной гипотезы исследования в соответствии с разработанной методикой. Гипотеза здесь может уточняться, пересматриваться, совершенствоваться.

Задачами заключительного этапа являются: 1) обработка и интерпретация полученных данных; 2) оформление результатов исследования.

Характеристика основных методов педагогического исследования

Теоретические методыЭкспериментально-эмпирические методыМетоды обработки результатов
· логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация; · методы формулировки гипотезы: аналогия, индукция, дедукция; · операции с по-нятиями; · моделирование· обсервационные: наблюдение, самонаблюдение; · диагностические: те-стирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок, самооценка; · праксиметрические: анализ деятельности и ее продуктов; · социометрия; · эксперимент· методы первичной обработки результатов: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, мода, медиана, размах, вариация, среднее арифметическое, дисперсия; · методы вторичной обработки результатов (методы доказательства гипотезы); · методы наглядного представления результатов: таблицы, графики, диаграммы, рисунки

Литература:

Основная литература

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский – М.: Издат.центр «Академия», 2003.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.

Дополнительная литература

1. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ.пед.вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

2. Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. – СПб., 2001.

3. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогический эксперимент» по профилю общая педагогика, история педагогики и образования (стр. 5 )

выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа фото. картинка выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. смотреть фото выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. смотреть картинку выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа фото. картинка выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. смотреть фото выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа. смотреть картинку выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа.

Тест по модулю «Теоретические основы экспериментальной работы, её логическая структура»

А. особая сфера человеческой деятельности и ее результаты, представляющие собой совокупность идей, взглядов, концепций, учений об окружающей реальности;

Б. совокупность исходных положений, разъясняющих сущность изучаемых объектов и явлений;

В. излагаемая в учебной, научной и научно-популярной литературе информация, используемая исследователем для объяснения исследуемых объектов, процессов, явлений.

А. деятельность человека, направленная на получение конкретного запланированного продукта;

Б. деятельность человека по применению имеющихся знаний, имеющая своей целью выработку практических умений и навыков;

В. многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах закрепления, воспроизводства и развития человеческого опыта

А. нечто неизвестное в науке;

Б. сложный вопрос, требующий решения;

В. «узкие» места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

4. Объект эксперимента – это…

А. сфера действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы;

Б. определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от субъекта познания, но отражается им, служит конкретным полем поиска;

В. образовательное или иное учреждение, на базе которого проводится эксперимент

5. Предмет эксперимента – это…

А. свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению;

Б. ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого;

В. Определенный аспект изучения объекта.

6. Цель эксперимента – это…

А. конкретный результат, достигнутый в процессе экспериментальной работы;

Б. обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска;

В. результат мечты, фантазии и пожеланий исследователя, выраженный им в словесной форме.

7. Гипотеза эксперимента – это…

А. совокупность условий, которые обеспечивают эффективность экспериментальной работы;

Б. прогнозирование исследователем результатов проводимого эксперимента;

В. обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего может быть получен искомый результат.

8. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

А. соответствие фактам;

Г. применимость к широкому кругу явлений;

9. Методы исследования – это…

А. средства, которые используются исследователем в процессе научного поиска;

Б. конкретные шаги, предпринимаемые исследователем для решения исследовательских задач;

В. способы решения исследовательских задач.

10. Выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципа…

А. научного подхода к определению принципов исследования;

Б. адекватности методов исследования поставленным задачам и ожидаемым результатам;

В. совокупности методов исследования;

Г. деятельностного подхода в применении методов исследования.

11. К эмпирическим методам экспериментальной работы относятся…

А. моделирование, анализ, синтез, наблюдение, изучение продуктов деятельности;

Б. беседа, анкетирование, тестирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

В. наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертное оценивание.

12. К опросным методам экспериментальной работы относятся…

13. Метод, позволяющий судить о достигнутом уровне экспериментальной работы и о самом процессе выполнения поставленных задач – это…

А. экспертное оценивание;

Б. метод обобщенных независимых характеристик;

В. изучение продуктов деятельности.

Тест по модулю «Планирование и организация экспериментальной работы»

1. Методы исследования – это…

А. средства, которые используются исследователем в процессе научного поиска;

Б. конкретные шаги, предпринимаемые исследователем для решения исследовательских задач;

В. способы решения исследовательских задач.

2. Выбор методов экспериментальной работы осуществляется с учетом принципов…

А. научного подхода к определению принципов исследования;

Б. адекватности методов исследования поставленным задачам и ожидаемым результатам;

В. совокупности методов исследования;

Г. деятельностного подхода в применении методов исследования.

3. К эмпирическим методам экспериментальной работы относятся…

А. моделирование, анализ, синтез, наблюдение, изучение продуктов деятельности;

Б. беседа, анкетирование, тестирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

В. наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертное оценивание.

4. Наблюдение как метод представляет собой…

А. внимательное изучение исследователем свойств и качеств объектов и явлений окружающего мира;

Б. целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие исследователем объектов, процессов и явлений окружающего мира, изменений происходящих с ними;

В. созерцательная деятельность человека, направленная на выделение в объектах окружающего мира специфических свойств и качеств.

5. По признаку «временной» организации выделяют следующие виды наблюдений:

6. Основными недостатками наблюдения являются…

А. невозможность делать точные замеры;

Б. трудность в подготовке и проведении;

В. субъективность в интерпретации зафиксированных данных;

Г. отсутствие возможности общения и испытуемыми;

Д. невозможность вмешиваться в наблюдаемый процесс, изменять его;

Е. фиксирование только внешних проявлений.

А. выбор компетентных респондентов;

Б. включение в беседу прямых вопросов и вопросов «ловушек», позволяющих выявить неискренность ответов испытуемых;

В. установление доброжелательных отношений с респондентом;

Г. создание официальной строгой обстановки, настраивающей респондентов на деловой лад;

8. К опросным методам исследования относятся…

9. К основным достоинствам анкетирования относятся…

А. простота подготовки и использования анкет;

В. точность обработки результатов анкетирования;

Г. экономия времени исследователя, в силу одновременного охвата большой аудитории.

10. Качество теста характеризуется его…

В. точностью формулировок;

11. Естественный эксперимент был впервые применен в…

12. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач эксперименты могут быть…

А. лабораторными или естественными;

Б. констатирующими или формирующими;

В. педагогическими или психологическими.

13. Создателем целостного учения о формирующем педагогическом эксперименте является…

14. Опытная работа – это…

А. проведение опытов, позволяющих опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу;

Б. метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов;

В. метод преобразования действительности с целью получения запланированных результатов.

15. Эксперимент, нацеленный на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности – это…

А. абсолютный комплексный педагогический эксперимент;

Б. созидательный комплексный педагогический эксперимент;

В. сравнительный комплексный педагогический эксперимент;

Г. проверочный комплексный педагогический эксперимент.

Задание 4. Выполнение контрольных и домашних заданий

1. В чем специфика организации комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения.

2. Каковы принципы организации комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения.

3. Как правильно осуществлять подбор и проведение методов и методик комплексных исследований.

4. Какова методология постановки целей и выбора методов экспериментального исследования в профессиональной педагогической деятельности.

5. Перечислите функции педагогического эксперимента.

6.Существуют ли эффективные способы организации экспериментальной деятельности на основе нравственных и этических нормам и правил?

1. Опишите смысловое содержание педагогического эксперимента.

2. Существуют ли особые механизмы и технологии формирования инновационного мышления?

3. Возможна ли классификация ключевых целей и ведущих функций организации и проведения педагогического эксперимента.

4. Разделите виды эксперимента по целям. Приведите пример.

5. Каковы основные этапы педагогического эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом из них?

1. Опишите технологию подготовки и включения педагогического коллектива ОУ в экспериментальную деятельность.

2. Приведите алгоритм перевода ОУ в режим эксперимента.

3. Перечислите возможные направления опытно-экспериментальной работы в ОУ и как они определяются.

4. Назовите условия осуществления опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

5. Подготовьте в виде таблицы программу педагогического эксперимента на примере ОО по вашему выбору.

1. Назовите основные компоненты готовности педагогов к экспериментальной деятельности.

2. Как происходит мониторинг процесса и результатов эксперимента.

3. Приведите пример критериев оценки и соответствующих им показателей результативности педагогического эксперимента.

4. Зачем нужны статистические методы ОЭР.

5. Опишите процедуры использования статистических методов и требования к их применению.

6. Как правильно осуществить выбор статистического критерия в ходе ОЭР.

Вопросы к зачету по дисциплине:

1. Цель и основные задачи дисциплины. Методологические характеристики экспериментального исследования.

2. Эксперимент как составная часть и основной метод педагогического исследования.

3. Понятие «исследование» в педагогике; фундаментальные и прикладные исследования.

4. Генезис понятий «эксперимент», «экспериментальная деятельность», «экспериментальная работа».

5. История эксперимента как исследовательского метода.

6. Субъекты и объекты экспериментальной работы.

7. Виды эксперимента. Понятие о логике эксперимента.

8. Цели современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации образования.

9. Эксперимент как творческая деятельность. Технологии формирования инновационного мышления.

10. Цели и ведущие функции организации и проведения педагогического эксперимента.

11. Методы экспериментальной работы.

12. Виды эксперимента по целям и их содержание.

13. Этапы педагогического эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе.

14. Технология формирования готовности педагогического коллектива ОУ в экспериментальную деятельность.

15. Технология перевода ОУ в режим эксперимента.

16. Выработка проектной идеи эксперимента и составление плана (программы) её реализации.

17. Сущность, задачи и основные направления опытно-экспериментальной работы в ОУ, организация её сопровождения.

18. Условия осуществления опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

19. Программа подготовки эксперимента.

20. Диагностика готовности педагогов к экспериментальной деятельности.

21. Мониторинг процесса и результатов эксперимента.

22. Критерии оценки результатов экспериментальной деятельности.

23. Эмпирические методы исследования в педагогическом эксперименте, их своеобразие.

24. Экспертное оценивание в эксперименте.

25. Назначение статистических методов.

26. Процедуры использования статистических методов, требования к их применению в педагогическом эксперименте.

28. Особенности интерпретация результатов педагогического эксперимента.

Источник

Методологические принципы и методы педагогического исследования

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

• исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

• обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

• изучать явления в их развитии;

• изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;

• при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;

• методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;

• рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез – это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение – это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование – это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

— методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

— методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

— методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

— методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);

— методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:

• аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

• комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

• систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и не включенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

б) в естественном функционировании;

в) в многогранных связях и проявлениях.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

• активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

• наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

• охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

• избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Применяются различные типы анкет:

– открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

– полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

– именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные – без указания автора ответов;

– полные и урезанные;

– пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере неслучайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

• письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся: классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

• статистические (информация в основном цифровая);

• иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

• фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

• технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

Μ. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, т.е. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому метод называется также методом структурного анализа коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Выше представлена дисциплина из дистанционного курса: Учитель-логопед. Дистанционная база знаний.

Вы можете приобрести модуль содержащий эту статью, сдать тест и получить сертификат участника на 3 часа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *