выплата дивидендов какая очередность платежа
Когда нужно заполнять реквизит 21 «Очередность платежа» в платежном поручении
Заполнять поле «Очередность платежа» нужно всегда при составлении платежного поручения. Но особенно актуально это становится, когда на расчетном счете организации недостаточно денег для того, чтобы расплатиться по всем обязательствам. В этом случае порядок выплат регулируется п. 2 ст. 855 ГК РФ.
О том, какие поля, обязательные для заполнения, есть у платежного поручения, читайте в этой статье.
Порядок выплат с расчетного счета, установленный ГК РФ
Проверьте, правильно ли вы заполнили платежное поручение с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Что ставить в очередности платежа при уплате налогов
С зарплатой все просто и понятно: оформляем платежку с очередностью платежа 3 и отправляем ее в банк. А вот с оформлением платежного поручения для уплаты налогов часто возникает вопрос: какую очередность платежа в платежном поручении выбрать — 3 или 5?
Такая неоднозначность связана с внесением изменений в ст. 855 ГК РФ, которые вступили в силу 14.12.2013 года. До этой даты к 3 очереди относились выплаты по налогам, сборам и взносам не только по поручениям контролирующих органов, но и по распоряжениям организаций.
После указанной даты добровольное погашение задолженности отнесли в 5 очередь. Но многие организации продолжают оформлять платежки по старинке с цифрой 3. Банк может попросить исправить такие документы.
Так как же все-таки правильно?
Нужно запомнить: хотите заплатить налоги — ставьте цифру 5 в очередности платежей по налогам в 2021- 2022 годах. Тем самым вы будете соблюдать требования Гражданского кодекса.
Обратите внимание! С 10.09.2021 форма платежного поручения и его содержание определены положением Банка России от 29.06.2021 № 762-П, до этой даты — положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П. С изменением регулирущего НПА форма платежки не изменилась. Подробнее см. здесь. Также в 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Эти подробности см. в нашем материале.
Банк не принимает платежку с неверно заполненным реквизитом — исправлять или нет?
Согласно положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П (до 10.09.2021 — положению от 19.06.2012 № 383-П) неправильно заполненный реквизит «Очередность платежа» не является основанием для отказа в перечислении денег. По мнению Минфина России (письмо от 04.10.2017 № 05-07-06/64623), ошибка бухгалтера в очередности платежа не может быть основанием для возврата платежки банкирами.
Поэтому формально банк должен принимать такие платежки. Но существует практика, когда банки просят переделать документы и заполнить указанный реквизит правильно. Исправлять документы или нет — решать вам. Но нужно при этом учесть, что переделать платежку нетрудно, а вот споры с банком могут занять время и задержать выплаты.
Итоги
Очередность платежей в платежном поручении в 2021 году
При составлении платежки помимо банковских реквизитов, суммы и назначения платежа, требуется указать также его очередность (поле 21). Наша статья поможет правильно определить последовательность списания средств со счета и заполнить платежное поручение без ошибок.
Что такое очередность платежа в платежном поручении
Одно из полей, которое должен оформить плательщик при составлении платежного поручения, называется «очередность платежа» и имеет номер 21. Как следует из пояснений к порядку заполнения платежных поручений (прил. 1 к положению Банка России от 19.06.12 № 383-П), в реквизите «очер. плат.» цифрой указывается очередность платежа в соответствии с федеральным законом.
Общая последовательность списания денежных средств со счета установлена в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ (заметим, что часть вторая ГК РФ введена в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ).
Согласно этой норме, в первую очередь проводятся платежи на основании исполнительных документов, которыми предписано удерживать (взыскивать) алименты или средства на возмещение вреда жизни и здоровью.
Вторая очередь платежей — это переводы в рамках исполнительных документов на перечисление заработной платы, выходных пособий или авторских вознаграждений.
«Обычная» зарплата (в т.ч. задолженность, выплачиваемая в добровольном порядке, а не по исполнительному листу) перечисляется со счета в третью очередь. Также в третью очередь будут списаны деньги на основании инкассовых поручений ИФНС, ПФР и ФСС.
Четвертую очередь составляют платежи по исполнительным документам, предусматривающим любые другие взыскания (задолженность по договорам, штрафы, неустойки и т.п.).
В пятую очередь перечисляются все остальные платежи.
Важно
В рамках одной очереди платежные поручения исполняются в порядке поступления их в банк.
Зачем обозначать очередность платежа в платежке
Пункт 1 статьи 855 ГК РФ гласит: если на счете достаточно денег для исполнения всех требований, предъявленных к счету, списание средств проводится в порядке поступления платежек. Схожая норма содержится в пункте 2.10 положения № 383-П. В нем сказано, что при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения (платежные поручения) подлежат исполнению в последовательности поступления их в банк.
Соответственно, установление очередности платежей нужно, в первую очередь, на тот случай, если на счете в какой-то момент не окажется средств для исполнения всех платежек. Тогда банк будет перечислять деньги не в календарной последовательности, а с учетом очередности, обозначенной в поле 21.
Кроме того, фиксация в платежном поручении очередности платежа нужна на случай ареста или блокировки счета. В таких ситуациях банк вправе проводить платежи, которые занимают более высокую ступеньку в очереди, чем те, ради которых счет был арестован (заблокирован). К примеру, вынесение налоговиками решения о приостановлении операций из-за неуплаты налогов (ст. 76 НК РФ), не помешает банку переводить алименты и зарплату по исполнительным документам.
Какую очередность платежа указать в 2021 году
При заполнении поля 21 платежных поручений в 2021 году нужно придерживаться следующей очередности.
Для перевода платежей по налогам, сборам, взносам следует проставить 5 (письмо Минфина от 20.01.14 № 02-03-11/1603 ). Эту же цифру нужно указать в поле 21 платежки на перечисление госпошлины, поскольку она является федеральным сбором. Также этим кодом обозначаются пени и штрафы, которые плательщик вносит на основании требования налоговиков.
При перечислении заработной платы нужно вписать цифру 3. Данный код указывается в том числе в случае добровольного погашения долга по зарплате. Если же задолженность выплачивается по исполнительному листу или решению Трудинспекции, то в поле 21 платежки проставляется 2.
Для платежей по алиментам указывается 1. Данный код применяется вне зависимости от основания удержания алиментов (исполнительный лист, судебный приказ или нотариальное соглашение).
Для платежей по исполнительным листам очередность может варьироваться: возможны 1-я, 2-я и 4-я очереди. Все зависит от сути платежа, указанного в исполнительном документе. Например, как уже было сказано, деньги по исполнительным листам на взыскание алиментов должны списываться в первую очередь. Также к первой очереди относятся платежи по исполнительному листу, в котором установлены обязательства по компенсации вреда жизни и здоровью.
Платежи по исполнительным листам на взыскание заработной платы, выходного пособия и авторских вознаграждений требуют указания цифры 2 в поле 21. А платежи по всем остальным исполнительным листам проводятся в четвертую очередь.
Внимание
Кредитное учреждение не вправе отказать в приеме платежного поручения, если в нем неверно указана очередность платежа (письмо Минфина от 04.10.17 № 05-07-06/64623 ).
Очередность платежей при аресте счета
Арест денежных средств на счете (например, в качестве меры по обеспечению иска или для исполнения решения о взыскании налогов) сам по себе не может нарушать очередность списания, установленную статьей 855 ГК РФ. А значит, он не препятствует переводу платежей, которые имеют более высокую очередь, чем требование, из-за которого счет был заблокирован (разд. II информационного письма Президиум ВАС РФ от 25.07.96 № 6).
Например, если счет организации арестован на основании решения ИФНС в связи с неуплатой налогов, то по нему все равно могут проводиться платежи, которые относятся к первой и второй очередям. А если блокировка исходит от судебных приставов-исполнителей, у которых имеется исполнительный лист на перечисление платежей четвертой очереди, то с арестованного счета можно также выплачивать и текущую зарплату.
Очередность платежей при банкротстве
Если компания-плательщик находится на стадии банкротства, то к поручениям на перечисление текущих платежей предъявляются дополнительные требования. Они содержатся в пункте 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Так, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве; выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
Также к первой очереди относится оплата в пользу лиц, которых арбитражный управляющий обязан привлечь в рамках дела о банкротстве на основании закона (например, оплата услуг обслуживающего банка). В то же время оплата деятельности других специалистов, привлеченных управляющим по собственному усмотрению, причислена к третьей очереди.
Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, и требования о выплате выходных пособий. К этой же очереди относится перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного с текущей заработной платы (п. 41.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60).
В четвертую очередь перечисляются коммунальные платежи, плата по договорам энергоснабжения и другие эксплуатационные расходы. Наконец, в пятую очередь попадают требования по всем другим текущим платежам.
Внимание
В поле 21 платежного поручения «банкротная» очередность не отражается. Контроль за ее соблюдением осуществляет кредитная организация непосредственно при расходовании денежных средств со счета банкрота. Она проводит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании сведений, которые содержатся в распоряжении или приложенных к нему документах (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.18 № Ф06-37700/2018).
Особенности наиболее востребованных кодов
Что значит очередность платежа 3
Указание цифры 3 в поле 21 платежного поручения означает, что это документ на перечисление заработной платы, которую работодатель выплачивает на добровольной основе. Если на счете организации недостаточно средств для удовлетворения всех требований, либо на него наложен арест, то деньги на основании такой платежки будут списаны в третью очередь. А именно: после денег по исполнительным документам на уплату алиментов, средств в качестве возмещения вреда жизни и здоровью, заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. Но до того, как банк начнет выполнять требования по иным исполнительным документам и по платежкам на перечисление выплат, отнесенных к пятой очереди.
Соответственно, если счет организации арестован в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, который предусматривает взыскание средств в пользу контрагентов, то платежное поручение с цифрой 3 в поле 21 должно быть исполнено без каких-либо задержек. Заработная плата по такой платежке будет перечислена и в том случае, если ИФНС выставила на этот счет инкассовые поручения, но в банк они поступили позже, чем платежка от компании (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
Что значит очередность платежа 5
Платежное поручение с цифрой 5 в поле 21 означает, что банку поручено перечисление текущих платежей, которые не являются заработной платой, и не связаны с выполнением требований по исполнительным документам. Банк должен принять такую платежку, если на счете организации хватает денег для удовлетворения всех имеющихся на эту же дату требований более высокого уровня. А также при условии, если счет не заблокирован, в том числе инкассовыми поручениями от ИФНС. Между собой платежки с цифрой 5 не конкурируют — банк исполняет их в порядке получения.
В заключение отметим, что правильное определение очередности платежа позволит верно заполнить платежное поручение и оперативно передать его в банк для исполнения. Это даст возможность проводить платежи без задержек, а в некоторых случаях —осуществлять выплаты с заблокированного счета.
Обратите внимание: ошибки при заполнении платежек можно исключить, если формировать платежные документы автоматически. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, « Контур.Экстерн ») позволяют сформировать платежку в 1 клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые данные (реквизиты получателя, актуальные КБК, номера счетов управлений Федерального казначейства, коды для статуса плательщика) своевременно обновляются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.
Инструкция: как определить очередность платежа
Что такое очередность платежа
Очередность платежей в 2020 году указывает на порядок списания денежных средств со счета клиента в банке. Регламентируется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ и Федерального закона № 345-ФЗ от 02.12.2013, внесшего изменения в ст. 855. Очередность платежа в платежном поручении в 2020 году обозначена кодом 21, то есть необходимый важный реквизит нужно проставить в 21 поле ПП.
Согласно действующему законодательству, банк должен перечислить денежные средства, направляемые в бюджет, в течение следующего дня после оформления документа на оплату (п. 2 ст. 60 НК РФ). В том случае, если у плательщика обнаружена нехватка денег на счете, сумма будет списана в соответствии с регламентом, который устанавливает ст. 855 ГК РФ. Очередность платежей в банке в 2020 году определяется в зависимости от того, добровольную или принудительную транзакцию совершает плательщик.
Как выбрать очередность для платежного поручения
Представим очередность платежа в платежке в виде таблицы, с которой вы можете ознакомиться на нашем сайте. В настоящее время ОП для поступлений денежных средств в банк предусматривает пять групп.
Очередность платежа в банк | Предназначение |
---|---|
1 | Исполнительные документы на перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также алиментов. |
2 | Взаиморасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с сотрудниками, работающими (работавшими) по трудовому договору, по выплате авторам гонораров, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. |
3 | Очередность платежа 3 что значит? Реквизит для платежных документов на перечисление (выдачу) денег для расчетов по оплате вознаграждения за труд сотрудникам, оформленными по трудовому договору. Очередность налоговых платежей в 2020 году также определяется реквизитом 3 (для принудительных перечислений) — поручение налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в РФ, а также поручения на оплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. |
4 | Исполнительные документы, предназначенные для удовлетворения других денежных требований. |
5 | Что значит очередность платежа 5 — для остальных перечислений в порядке календарной очереди. |
Таким образом, очередность платежа по заработной плате 2020 устанавливается как реквизит 3. Приоритет всегда имеют выплаты по алиментам (ОП-1). Если оплата налоговых сумм санкционируется самим плательщиком, то есть когда уплата производится добровольно, а не на основании уведомлений и распоряжений от налоговой инспекции, то очередность платежа (налоги 2020 года) будет определяться как группа 5.
Очередность платежей в платежном поручении в 2020 году для ключевых транзакций в бюджет будет следующей:
Определим, как налогоплательщику правильно исполнять выплаты пени по требованиям от ИФНС. Несмотря на то, что уплата налоговых транзакций определяется ОП 3, пеня не входит ни в один указанный групповой раздел ОП. В данном случае исполнитель должен руководствоваться позицией Минфина РФ — при оплате пеней по налогам плательщик имеет право указывать ОП пятой группы.
Порядок взаиморасчетов при банкротстве
Очередность платежей при банкротстве определяется в соответствии с действующим законодательством, а именно 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». Сроки и порядок таких выплат определяется по решению судебных органов и напрямую зависит от финансового состояния обанкротившегося предприятия.
В процессе банкротства реквизит будет следующий:
К первостепенным обязательствам относятся все текущие расходы, такие, как зарплата, выходные пособия, коммунальные и иные ежемесячные затраты, мероприятия по банкротству и оплата труда специалистов, задействованных в данных мероприятиях.
Второстепенные обязательства — это уплата очередных сумм.
Также предприятию необходимо удовлетворить внеочередные обязательства, возникающие у кредиторов после формирования реестра требований.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Выплата дивидендов в 2020 году с точки зрения бухгалтера и директора
Директору
По итогам работы организация получает прибыль. У собственников и руководства есть два пути — реинвестировать деньги в развитие фирмы или распределить их между участниками и акционерами. Распределяемая чистая прибыль — и есть дивиденды. Об этом говорит п.1 ст.43 НК РФ. Дивиденды признаются доходом лица, которому они были выплачены.
Распределяется всегда чистая прибыль, т.е. оставшаяся сумма после уплаты налогов. На общем режиме чистая прибыль формируется после уплаты налога на прибыль. У упрощенцев — после уплаты УСН. У вмененщиков чистая прибыль остается после уплаты вмененного налога.
Считаем прибыль
Прибыль — это разница между доходами компании и всеми ее расходами. Результат вычитания — это финансовый результат, из которого остается только вычленить и уплатить налог. Очищенная сумма и есть чистая прибыль, которой собственники распоряжаются по своему усмотрению.
Выше упоминали два варианта: реинвестирование или выплата дивидендов. Первый путь — это вложение заработанных денег в развитие с целью увеличения прибыли в будущем: покупка нового оборудования, замена старого, проведение исследования и испытаний. Выплата дивидендов в ООО актуальна для привлечения новых инвесторов и акционеров. Обычно организации совмещают оба варианта. Например, 30 % — реинвестирование, 70 % — дивиденды.
Чистая прибыль в бухгалтерской отчетности
При принятии решения о том, как распорядиться чистой прибылью, нужно знать ее размер. Обычно посчитать чистую прибыль «на месте» сложно, гораздо проще посмотреть ее в бухотчетности.
В бухгалтерском балансе чистая прибыль указана в разделе 3 «Капитал и резервы» в строке «Нераспределенная прибыль». Если сумма указана в скобках, то это нераспределенный убыток. В бухбалансе все суммы указаны на конкретную дату. В годовом отчете — это 31 декабря, в квартальных — последний день квартала и так далее. В балансе можно посмотреть прибыль за прошлые периоды при условии, что она не была распределена.
Важнее знать чистую прибыль за конкретный период. Эта информация есть в отчете о финансовых результатах. Размер прибыли указан в одноименной строке «Чистая прибыль или убыток».
Распределять можно только прибыль. Поэтому речь о дивидендах в убыточных компаниях не ведется, пока минус не будет перекрыт плюсом в будущем.
Ошибки при расчете прибыли
При подсчете прибыли сохраняется человеческий фактор. Например, здесь не учли расходы на доставку, там не учли доход от продажи сырья и так далее. Даже маленькая ошибка искажает реальную чистую прибыль.
Законодательство устанавливает, что бухгалтерия и главбух организации должны внести исправления, чтобы значение чистой прибыли соответствовало действительности. После устранения ошибки может быть две ситуации.
Ошибки в бухучете не являются основанием для невыплаты дивидендов. Но процесс распределения растянется по времени.
Чистые активы
Разница между активами и долгами фирмы — ее чистые активы. В бухбалансе сумма чистых активов компании указана по итоговой строке раздела 3. При расчете по балансу формула выглядит так:
ЧА = (Раздел 1 + Раздел 2) — (Раздел 4 + Раздел 5)
Так как чистые активы — это раздел 3, на их величину непосредственно влияет нераспределенная прибыль. Поэтому прежде чем распределять деньги, узнайте, какое требование законодатель предъявляет к чистым активам.
Сумма чистых активов компании должна быть больше или равна уставному капиталу. Если правило не соблюдается, сократите уставный капитал до чистых активов. В текущих реалиях это вызывает у организаций трудности, потому что минимальный размер УК установлен на уровне 10 000 рублей.
Представим ситуацию, когда чистые активы меньше 10 000 рублей. С одной стороны, нужно уменьшить уставный капитал. А с другой стороны — законодатель не позволяет это сделать, т.к. 10 000 рублей — минимум.
Ничего страшного одномоментно не произойдет. Но при затягивании ситуации могут применить санкции вплоть до ликвидации. Основное правило выплаты дивидендов — выплатить их нельзя, пока не оплачен уставный капитал. У ООО это запрещает ст. 29 Закона Об ООО, а у акционерных компаний — ст.43 Закона об АО. Вот почему необходимо контролировать величину чистых активов.
В порядок выплаты дивидендов законодатель не вникает, оставляя вопрос на решение корпоративного законодательства и устава юрлица. На практике в компании выплачиваются дивиденды по итогам отработанного года после подготовки бухотчетности. В соответствии с Законом об ООО организуют собрание, на котором поднимают ряд вопросов. Вот основные из них:
Как компания распределит деньги и в какой пропорции, государство не заботит. Но при выплате дивидендов учитывайте особенности налогообложения. ФНС контролирует правильность расчета и уплаты НДФЛ.
Собрание участников и акционеров
Годовое общее собрание — это не просто совещание в кабинете гендиректора. Его результаты нужно документально оформлять. Это важно при проведении аудиторских проверок. Устное решение о распределении дивидендов может привести к проблемам. Обделенное лицо может обратится в суд с заявлением о нарушении его прав при выплате дивидендов. Если документально решение не было зафиксировано, то в суде сослаться на него вы не сможете.
Закон о бухучете устанавливает, что все хозяйственные операции фиксируются в учете на основании первичных документов. Слова о распределении денег — не документ, поэтому бухгалтер не имеет права начислять и выплачивать дивиденды. Для этого нужен оформленное решение общего собрания о выплате дивидендов.
Периодичность выплаты дивидендов
Законодатель разрешает выплачивать дивиденды ежеквартально, раз в полгода или ежегодно. У ООО такое право дает ст.28 Закона об ООО, у АО — ст.43 Закона об АО. Выбор варианта остается за компанией и фиксируется в Уставе, которому она обязана следовать.
Вариант распределения можно изменить. Например, в Уставе сказано о ежегодной выплате, а собственники решили перейти на ежеквартальный вариант. В первую очередь внесите изменения в Устав и только затем переходите к распределению.
Выплатить дивиденды нужно в течение 60 дней после принятия решения о выплате. Пропуск срока — это нарушение прав получателя, который может обратиться в суд для взыскания.
Для удобства при проведении общего собрания рекомендуем фиксировать график платежей. Это позволит понять, как будут проходит выплаты. И в случае пропуска 60-дневного срока подписавшиеся не смогут выдвинуть претензии. Это полезно в малых компаниях, где на собрании физически присутствуют все участники, и каждый из них может подписать график.
Формы выплаты дивидендов
Классический вариант — денежная форма в наличном или безналичном виде. Зафиксируйте способ в протоколе собрания, чтобы не было претензий. Для участников может быть принципиально получить дивиденды наличкой.
Однако выплачивать дивиденды учредителям в 2020 наличкой не так просто. Закон и документы Центробанка, касающиеся кассовых операций, запрещают выплачивать дивиденды за счет наличной выручки в кассе. Сначала нужно снять деньги с расчетного счета, внести их в кассу и только затем выдать получателю.
Второй вариант — неденежная форма, т.е. выдача дивидендов имуществом компании. Это могут быть основные средства, сырье, продукция, ценные бумаги, права требования и так далее. Главное, чтобы эти активы стояли на балансе фирмы.
Это сложный вариант, а с точки зрения налогообложения еще и дорогой. Позиция Минфина и ФНС следующая. Выдача дивидендов имуществом — это реализация, т.к. на возмездной основе происходит передача имущества и смена собственника. О чем говорит ст.39 НК РФ. Первоначальный собственник — компания, а новым становится получатель дивидендов в натуральный форме. А раз это реализация, появляется налогооблагаемая база, так как был получен доход. Упрощенцы с этого дохода заплатят УСН, а компании на ОСНО — налог на прибыль и НДС.
С ЕНВД все еще сложнее. Вмененная система применяется к конкретному виду деятельности. Шанс того, что ваш вид деятельности по вмененке связан с выдачей дивидендов в натуральной форме собственнику, невелик. Поэтому такая операция попадет под УСН. Но если у вас нет разрешения на применение УСН, то выдача дивидендов будет проходить под ОСНО, а значит возникнет налог на прибыль и НДС к уплате.
Вопрос выдачи «натуральных» дивидендов очень сложен. Проконсультируйтесь с бухгалтерами и аудиторами. Взвесьте необходимость такого действия.
Распределение чистой прибыли прошлых лет и выплата дивидендов из нее
Распределить можно всю чистую прибыль. Для этого достаточно решения собственников и соблюдения условия по чистым активам. В каком периоде она была получена не имеет значения.
Главное отметить этот момент в протоколе общего собрания. Можно использовать следующие формулировки: «по итогам отчетного периода за 2019 год чистая прибыль составила Х рублей. По состоянию на 31 декабря 2019 года имеется нераспределенная прибыль прошлых лет в размере Х рублей». Далее принимается решение о ее распределении. Указывается конкретная сумма к распределению и ее доля в совокупной прибыли.
Бухгалтеру
Задача бухгалтера — правильно оформлять и вести учет выплаты и начисления дивидендов ООО на УСН, ЕНВД и ОСНО. В первую очередь начисляем дивиденды, т.е. фиксируем задолженность компании перед получателями выплат. Оформляем это следующими проводками.
Дт84 Кт75.2 — начислены дивиденды
Увеличение счета 75 по кредиту формирует кредиторскую задолженность. Оборот по дебету 84 уменьшает чистую нераспределенную прибыль, которую до этого начислили проводкой:
Дт99 Кт84 — списана чистая прибыль отчетного года (эта операция еще называется реформация баланса)
Помним, что нераспределенная прибыль указана в Разделе 3 бухгалтерского баланса.
Классический вариант выплаты дивидендов для бухгалтера
Выше писали, классический вариант — выплата дивидендов деньгами. Неважно, наличными или безналичными. Хотя тонкости наличной выплаты описаны ранее. На выплату дивидендов начисляется налог — НДФЛ. Отразите это следующей проводкой:
Дт75.2 Кт68.НДФЛ — удержан НДФЛ 13 % с дивидендов
Ставка НДФЛ при выплате дивидендов в 2020, полученных от отечественных компаний, равна 13 %. Об этом говорит статья 224 НК РФ. Проводка как раз и показывает, что компания уменьшила задолженность по дивидендам на подоходный налог.
На счете 75.2 остается 87 % дивидендов. Остаток нужно выплатить акционерам и собственникам. Для этого оформляется следующая проводка:
Дт75.2 Кт50/51 — выплачены дивиденды
Движение по дебету 75.2 показывает, что задолженность по выплате погашена. Значит снизилась кредиторка. Счет по кредиту указывает на источник выплаты. 50 — касса организации, 51 — расчетный счет.
Перед собственниками обязательства выполнены. Осталось только исполнить их перед государством — уплатить удержанный налог. Для этого строим проводку:
Дт68.НДФЛ Кт51 — НДФЛ перечислен в бюджет
По итогам года не забудьте подать справку 2-НДФЛ, где будут указаны суммы выплаченных дивидендов и удержанных налогов. Срок для справки за 2019 года — 2 марта 2020.
Такие нехитрые проводки делает бухгалтер при начислении и выплате дивидендов классическим способом. Разберемся с более сложным вариантом.
Выплата дивидендов имуществом компании со стороны бухгалтера
Ранее этот вариант разбирали с точки зрения директора. При выплате дивидендов имуществом возникает реализация и, следовательно, обязанность уплатить налоги помимо НДФЛ. К тому же передача имущества обязывает использовать счет 91, т.к. происходит выбытие актива. Начисляем дивиденды обычной проводкой:
Дт84 Кт75.2 — начислены дивиденды
Далее указываем, что погашение задолженности перед собственниками произошло за счет передачи им имущества фирмы. Строим проводку:
Дт75.2 Кт91.1 — реализация имущества собственнику или акционеру
Здесь есть важный момент. Если компания работает на ОСНО или ЕНВД, то возникает НДС. Значит сумму по счету 91.1 будет включать НДС. Поэтому его плательщики делают следующую проводку:
Дт91.2 Кт68.НДС — отражен НДС по реализации (актуально только для ОСНО и ЕНВД)
Если вы не читали часть для директора, возникнет вопрос, а почему НДС возникает и на ЕНВД. Вмененная система применяется на конкретный вид деятельности. Вероятно, этот вид никак не будет связан с выплатой дивидендов имуществом компании. Поэтому такая операция сразу оказывается на ОСНО.
Далее списываем стоимость реализованных материалов или основных фондов в прочие расходы. Тут возникает проводка:
Дт91.2 Кт01/10 — списана балансовая стоимость материалов или остаточная стоимость фондов
Счет 01 используем при передаче основных средств, а счет 10 — при передаче материалов. Передать можно любое имущество, стоящее на балансе, поэтому список счетов по кредиту не ограничен. Это может быть и дебиторка, и НМА и так далее.
Счет 91 используется при передаче имущества, которое не предназначено для реализации. То есть это сырье, оборудование и так далее. При передаче готовой продукции или товаров вместо счета 91 используем счет 90. Строим проводку:
Дт75.2 Кт90.1 — зафиксирована стоимость товаров и готовой продукции с НДС
Далее отражаем начисленный НДС по реализации такой проводкой:
Дт90.3 Кт68.НДС — начислена сумма НДС
Как и в первом случае, НДС возникает только при общей системе. На вмененке НДС появляется в зависимости о того, что передает фирма. Например, передача розничных товаров под НДС не попадет, так как такой вид деятельности есть на ЕНВД.
Далее возникает стандартная для реализации проводка:
Дт90.2 Кт41/43 — списана себестоимость реализованных товаров
У компании сохраняется обязанность по удержанию НДФЛ с дивидендов, т.к. фирма — налоговый агент. Возникает трудность. Деньги не выплачивались, а удержать 13 %, например, станка или здания невозможно. К тому же акционеры или сотрудники редко являются сотрудниками фирмы, а значит удержать дополнительный НДФЛ с их следующей зарплаты нельзя.
В таком случае не удерживайте налог на выплату дивидендов. В течение месяца уведомьте налоговую о том, что не смогли удержать подоходный налог. Сообщите это в две ИФНС: по месту регистрации получателя дивидендов и в ту, в которой стоите на учете. Форма уведомления — справка 2-НДФЛ с признаком 2.
Взносы по дивидендам в ПФР, ОМС и ФСС
Взносы с дивидендов во внебюджетные фонды не перечисляются. Законодатель четко установил виды доходов, с которых уплачиваются взносы:
Например, зарплата — это доход в результате трудовых отношений. Поэтому с нее компания уплачивает взносы. Бухгалтер должен уметь четко классифицировать все виды доходов.
Дивиденды никак не связаны с трудовыми отношениями. Нельзя их отнести и к оказанию услуг, подряду и так далее. Выплата дивидендов — это распределение прибыли, часть которой акционер или собственник получить вне зависимости от своих трудовых результатов. Он может вообще не работать в компании. И даже если участвует в распределении прибыли сотрудник, а чаще всего это топ-менеджеры, с его зарплаты взносы уплачиваются, а с дивидендов — нет. Он получает деньги не за свои результаты, а за результаты работы всей компании, так как прибыль была в распоряжении фирмы, и она результат работы все организации.
Выплачивать дивиденды можно учредителям и акционерам. Порядок начисления, отражения в бухучете и уплаты налогов не изменяются.
Сколько налогов нужно уплатить, чтобы получить чистую прибыль
Налоги на выплату дивидендов зависят от режима налогообложения. У общего режима ставка налога 20% от общей суммы прибыли. У упрощенцев ставка меньше и зависит от базы. Выплата дивидендов на УСН «Доходы минус расходы» облагается по ставке 15 %, только «Доходы» — всего 6 %. То есть, цена распределения прибыли на УСН меньше, так как ставка налога к уплате ниже. При выплате дивидендов при УСН нужно отдать бюджету 6 % или 15 %, а при ОСНО — все 20 %.
На ЕНВД такой расчет сделать сложнее. Налог уплачивается с вмененного дохода, каков будет чистый финансовый результат зависит от конкретного вида деятельности и условий работы.
Выгоднее выплачивать дивиденды в ООО на УСН или ЕНВД. Но помните, что в отличие от ОСНО, эти режимы имеют ограничения. Например, у УСН есть лимит по годовой выручки — 150 млн рублей. Соответственно ограничен и размер чистой прибыли к распределению, так как прибыль не может быть больше выручки.
Быть учредителями и акционерами могут не только физические лица. Пакет акций или долю в компании может иметь ООО. Порядок выплаты дивидендов юридическому лицу отличается только налогообложением. Выплаченная сумма — это доход юрлица, который облагается налогом. Для упрощенцев этот доход подпадает под УСН 6 % или 15 %, а на ОСНО — под налог на прибыль 20 %.
Периодичность выплаты дивидендов
Законодатель разрешает выплачивать дивиденды ежеквартально, по полугодиям и по результатам года. С последним вариантом проблем меньше всего, но собственник может захотеть получать дивиденды ежеквартально. Тогда бухгалтер должен предупредить его о возникающих рисках.
Во-первых, ежеквартальное распределение нужно зафиксировать в уставе компании. К тому же ежеквартально нужно будет проводить общее собрание, протоколировать и фиксировать его результаты на бумаге.
Во-вторых, возникает сложность с уплатой налогов. Рассмотрим идеальную ситуацию. Распределение дивидендов ежеквартальное. В каждом квартале компания получает чистую прибыль и распределяет ее. Все идеально, и никаких сложностей нет.
Проблемы возникают, если по итогам года неожиданно появился убыток. Выплаты дивидендов за прошлые 3 квартала налоговая переквалифицирует. И это будут уже не дивиденды, а выплаты за счет средств из прибыли. Возникает обязанность не только уплатить НДФЛ, но и уплатить взносы во внебюджетные фонды — ОМС, ПФР, ФСС. Логика проста. Дивиденды можно платить только из чистой прибыли, а раз по итогам года убыток, значит базы для распределения не было.
Второй пункт особенно важно донести до собственников, чтобы они понимали необходимость контролировать прибыль и выводить ее в «плюс» по итогам года. Иначе возникнет дополнительная нагрузка на компанию.
Пропорциональное распределение дивидендов
Чистая прибыль — собственность компании и акционеров. Поэтому распределить они могут ее по своему желанию. И совсем не обязательно делить ее пропорционально. Но дивидендам признается только та сумма, которая пропорциональна доле собственника.
Например, у компании 4 собственника, чистая прибыль 100 000 рублей. Если они разделят ее по 25 000 рублей каждому, то возникает обязанность уплатить НДФЛ. Взносы в фонды не платятся. Все 25 000 рублей у каждого лица будут признаны дивидендами.
Второй вариант — непропорциональное распределение. Доли у владельцев равные — по 25 %. Но распределение иное. Собственники №1 и №2 получили по 40 000 рублей, №3 и №4 — по 10 000 рублей. У первых двух собственников сумма свыше 25 000 рублей, будет признана доходом за счет прибыли. С этих 15 000 нужно удержать НДФЛ и заплатить взносы в ПФР, ОМС и ФСС.
То есть, если собственник или акционер получает сумму большую, чем ему полагается его долей, это признается доходом из средств прибыли.