высшая форма психического отражения действительности носящая активный избирательный и опережающий
Ответы к тесту Онлайн-семинару «Профилактика суицидального поведения у подростков»
Ответы к тесту Онлайн-семинару «Профилактика суицидального поведения у подростков»
« Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды. Основные причины»
Суббота, 22 Февраль 2020, 19:58
Суббота, 22 Февраль 2020, 20:03
Тест успешно пройден. Следующий элемент
«Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды. Основные причины»
Понятие «помогающие отношения» ввел:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: К Роджерс
В рамках психологической коррекции происходит формирование:
Выберите один ответ:
2. навыков адаптивного поведения
3. личностной позиции
Правильный ответ: навыков адаптивного поведения
Выберите один ответ:
1. метод объективного наблюдения
2. метод интроспекции
3. метод феноменологического самонаблюдения
4. метод самонаблюдения
Правильный ответ: метод объективного наблюдения
Психика существует как:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: процесс
Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: чувствительность
Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: познание
Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: аффект
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:
Выберите один ответ:
1. латентный период развития
2. социальная ситуация развития ребенка
3. кризисная ситуация развития
4. стадия развития социальных отношений
Правильный ответ: социальная ситуация развития ребенка
Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:
Выберите один ответ:
1. коммуникативная деятельность
2. учебная деятельность
3. предметно-манипулятивная деятельность
4. ведущая деятельность
Правильный ответ: ведущая деятельность
Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:
Ответы к тесту Онлайн-семинару «Профилактика суицидального поведения у подростков»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ответы к тесту Онлайн-семинару «Профилактика суицидального поведения у подростков»
« Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды. Основные причины»
Суббота, 22 Февраль 2020, 20:03
Тест успешно пройден. Следующий элемент
Понятие «помогающие отношения» ввел:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: К Роджерс
В рамках психологической коррекции происходит формирование:
Выберите один ответ:
2. навыков адаптивного поведения
3. личностной позиции
Правильный ответ: навыков адаптивного поведения
Выберите один ответ:
1. метод объективного наблюдения
2. метод интроспекции
3. метод феноменологического самонаблюдения
4. метод самонаблюдения
Правильный ответ: метод объективного наблюдения
Психика существует как:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: процесс
Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: чувствительность
Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: познание
Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: аффект
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:
Выберите один ответ:
1. латентный период развития
2. социальная ситуация развития ребенка
3. кризисная ситуация развития
4. стадия развития социальных отношений
Правильный ответ: социальная ситуация развития ребенка
Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:
Выберите один ответ:
1. коммуникативная деятельность
2. учебная деятельность
3. предметно-манипулятивная деятельность
4. ведущая деятельность
Правильный ответ: ведущая деятельность
Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:
Выберите один ответ:
1. социальный возраст
2. психологический возраст
3. хронологический возраст
4. условный возраст
Правильный ответ: психологический возраст
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1016910
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: Познавательные психические процессы
Тема: Познавательные психические процессы.
§ 1. Ощущение и восприятие.
§ 2. Воображение, мышление и интеллект.
§ 3. Память, внимание и речь.
§ 1. Ощущение и восприятие.
Познание – высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации которого выделяют следующие уровни:
1. чувственное познание – восприятие окружающего мира посредством органов чувств;
3. теоретическое и эмпирическое познание (составляет основу любой науки).
Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются образы восприятия.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг.
Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма.
Любое ощущение представляет собой реакцию нервной системы на тот или иной раздражитель и носит рефлекторный характер. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии стимула на соответствующий ему анализатор.
Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функции: прием и анализ стимулов, преобразование их в специфические ощущения.
По модальности различают: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, а также анализаторы внутренних органов.
Анализатор состоит из трех отделов:
1. периферический отдел – орган чувств или рецептор;
2. центральный отдел – подкорковые и корковые структуры;
3. проводящие пути – афферентные нервы и эфферентные нервы.
Ощущение характеризуются порогами: нижним, верхним и дифференциальным.
Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого
— нижним порогом ощущения;
— верхний порог ощущений определяется допустимой величиной раздражения, когда её превышение перестаёт ощущаться;
— дифференциальный порог (разностный) – минимальное ощущаемое различие между двумя раздражителями.
Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.
Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис. 1.
Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.
Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.
Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.
По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.
Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фантомной» боли в ампутированной конечности.
Рис. 1. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)
Все ощущения обладают следующими характеристиками:
1.качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);
2.интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;
3. продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.
Гиперэстезия – повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов.
Гиперпатия – болезненное повышение чувствительности, когда безвредные раздражители вызывают боль и другие неприятные ощущения.
Гипостезия – снижение восприимчивости к действующим раздражителям.
Анестезия – это полная нечувствительность одного или нескольких анализаторов при формальной их сохранности.
Сенестопатия – трудно локализуемые, тягостные, не поддающиеся точному описанию ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире.
Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 2). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности.
Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.
Рис. 2. Классификация видов восприятия
К основным свойствам восприятия относятся:
целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;
предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;
обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);
осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.
Иллюзии – неправильное, извращённое восприятие реально существующего объекта. Могут наблюдаться при эмоциональном напряжении, переутомлении, приёме некоторых лекарств. Подразделяются по органам чувств.
Галлюцинации – восприятие без объекта, ложные восприятие. При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Выделяют псевдогаллюцинации, которые проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем (голоса «внутри головы»).
Агнозия – нарушение узнавания предметов и явлений. Это всегда симптом грубого органического поражения головного мозга.
Дереализация – чувство неопределённого изменения окружающего («что-то стало не так»). Дереализация часто сочетается с деперсонализацией – чувство неопределённого изменения собственного «Я».
§ 2. Воображение, мышление и интеллект.
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.
Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.
Рис. 3. Классификация видов воображения
При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности (рис. 3).
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).
Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.
Воображение тесно связано с творчеством.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него.
Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис. 4).
Рис. 4. Классификация видов мышления
Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.
Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.
Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.
Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.
Источником мыслительной деятельности является практика.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.
К основным мыслительным операциям относятся:
анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;
систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.
С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.
Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды.
На развитие интеллекта оказывают влияние:
• генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
• физическое и психическое состояния матери в период беременности;
• экологические условия проживания;
• особенности питания ребенка;
• социальный статус семьи и др.
Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.
Наиболее распространенным является подразделение олигофрении по степени интеллектуального дефекта. Выделяют 3 степени глубины умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.
Деменция – слабоумие как следствие атрофии ВПФ из-за отсутствия упражнения, эмоционального подкрепления, в результате воздействия постоянных повреждающих факторов. В зависимости от характера повреждения и дегенерирующих факторов различают деменцию:
— посттравматическую и др.
Выделяется три вида патологии мышления:
Нарушение операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение уровня обобщения и др.). Нарушение динамики мышления (лабильность мышления, инертность мышления и др.). Нарушение личностного компонента мышления (разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции).
§ 3. Память, внимание и речь.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.
К процессам памяти относятся следующие:
1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;
2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;
3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено: скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти) и скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).
Для классификации видов памяти (рис. 5) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.
Рис. 5. Классификация видов памяти
Гипомнезия – ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении астеническом состоянии у пожилых людей и т. д.
Амнезия – полная потеря памяти на определённый период времени.
1. ретроградная амнезия – на событие, предшествующие какому-либо моменту
2. антероградная амнезия – на события, за чем-то следующие.
Парамнезия – обманы памяти.
1. псевдореминисценции – смещение событий во времени.
2. конфабуляции – вспоминание несуществующих событий.
Гипермнезия – усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объёме и на более длительный срок.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 6).
Рис. 6. Классификация видов внимания
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей.
К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.
Нарушение переключаемости внимания – нарушение лабильности перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому.
Сужение объёма внимания – человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.
Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
1. устная речь – речь, произнесенная вслух и служащая средствам общения (может быть монологической и диалогической);
3. внутренняя речь (импрессивная речь) – речь про себя и для себя (все ВПФ связаны с внутренней речью и опосредованы ей).
Дизартрия – нарушение движения мышц, участвующих в произношении членораздельной речи. Возникает в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга.
Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария и представляющее собой расстройство различных видов речевой деятельности: сенсорная, моторная, амнестическая.
Аграфия – расстройства письменной речи.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и сохранности интеллекта. Причины – поражение речевых зон коры головного мозга.
Итак, создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, в формировании которого участвуют различные психические процессы.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Познавательные психические процессы и значение в психике человека.
2. Ощущение: роль в психической деятельности, физиологическая основа, характеристики, классификация, нарушения.
3. Восприятие: роль в психической деятельности, виды, свойства, нарушения.
4. Воображение: роль в психической деятельности, виды.
5. Мышление: роль в психической деятельности, виды, операции, процессы, нарушения.
6. Интеллект: структура, формирующие факторы, нарушения.
7. Память: роль в психической деятельности, процессы, виды, нарушения.
8. Внимание: роль в психической деятельности, виды, свойства.
9. Речь: роль в психической деятельности, виды, нарушения.
2. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL: http://www. psychological. ru/default. aspx? p=26. Дата обращения: 16.02.2011