высшей формой отражения действительности является
Шпаргалка по психологии.
22. Сознание как высшая форма психики.
Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
«Сознание» буквально означает «совокупность знаний». Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В истории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.
Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание – это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Якушев А. Философия (конспект лекций)
СКАЧАТЬ книгу Якушев. А. Философия (конспект лекций)
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:
• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
• теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания,
согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
• умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
• сознание присуще всем живым организмам;
• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание
• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.
Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.
Ключевыми понятиями теории отражения являются:
• сознательная форма отражения.
Материи вообще присуще свойство отражения.
Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне,
отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме.
Элементарными формами отражения являются:
Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:
Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
3. Главными свойствами человеческого сознания являются:
Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру;
• независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
• предмета сознания (что «видит» сознание);
• формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
• восприятие;
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления;
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
Главная проблема диалектики — что такое развитие?
Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занима-
ет постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• смена вкусов в культуре, музыке;
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• генетические и функциональные;
• пространственные и временные;
• случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как
биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
К основным категориям диалектики относятся:
Понятие «отражение». Эволюция форм отражения. Сознание – высшая форма отражения действительности
Итак, сознание – высшая форма отражения действительности. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? С точки зрения диалектического материализма, сознание – продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения – сознания – следует искать в самой материи, ее эволюции.
К.Э. Циолковский говорил об одном удивительном свойстве материи, которое он называл отзывчивостью. «Отзывчивы, – писал он, – все тела космоса, отзывчива всякая частица Вселенной»[51]. «Так все тела изменяются в объеме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от температуры, давления, освещения и вообще воздействия других тел»[52] (например, термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы гораздо отзывчивее человека). В диалектико-материалистической философии это удивительное всеобщее свойство материи называется отражением.
Что же такое отражение? Прежде всего, важно отметить, что это свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре и есть отражение. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение – это всегда результат взаимодействия. Можно предложить несколько определений понятия «отражение», но суть их одна: отражение – это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе»[53].
В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения:
отражение вторично по отношению к отображаемому;
между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности;
носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем.
Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Следовательно, мы можем сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, в развитии самого отражения.
Первый уровень – неорганическая материя. Этому уровню присущи три простейшие формы отражения:
б) физическая – результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;
в) химическая – результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.
Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные химические элементы находились (как находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движением воды. Это создавало условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более сложные углеродистые соединения, приведшие к возникновению аминокислот, нуклеиновых кислот и белка, что означало появление жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных органических соединений, которые способны к саморегулированию, самосохранению, самосовершенствованию и размножению.
Второй уровень – органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить три формы отражения:
а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Избирательность – это реакция в соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.
У растений это проявляется в направленности их роста в результате воздействия односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону земного притяжения. Это проявляется в движении отдельных органов растений (веток, лепестков, листьев) по направлению к благоприятным воздействиям внешних факторов – освещения, тепла, влаги, химических веществ.
В деревьях под воздействием света (солнца) формируются годичные кольца, запечатлевается радиоактивное воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых – свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется в их свободном передвижении под влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения. В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и росянкой (насекомоядным растением). И.П. Павлов наблюдал такую картину: когда амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало и поедало.
В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;
б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы – развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.
Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) – это врожденные акты поведения неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы:
пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание и заготовка кормов и др.);
защитные (сохранение особи – замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);
половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.);
родительские (забота о потомстве – строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).
Условные рефлексы – это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно или многократно повторяющемся воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс на звонок – биологически нейтральный фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым фактором, в данном примере – пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют роль предвестников о предстоящем наступлении биологически важного для организма акта;
в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представлений.
Особую роль играет то обстоятельство, что нервная система высших животных не только развита, но и дифференцирована, т.е. в ходе длительной эволюции под воздействием внешних факторов сформировались органы чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, а также большие полушария мозга, кора этих полушарий. В результате высшие животные уже не просто чувствуют воздействие неоформленных и оформленных факторов среды, но под их воздействием в мозгу возникают соответствующие ощущения – зрительные, слуховые, осязательные и др. Более того, высшие животные способны воспринимать предметы в их целостности и даже обладают элементарными представлениями о предметах, которые животное воспринимало ранее (например, где находится корм или дом; собака с удовольствием по команде ищет мяч, с которым она привыкла играть, несет тапки хозяину или другим членам семьи и т.д.). У этих животных возникает и элементарное зачаточное мышление. Действия многих высших животных бывают настолько сложными и целенаправленными, что и человек поражается им. Бобры, например, строят под водой у берега хатки с входами и выходами, сооружают плотины для поддержания необходимого уровня воды у хаток, зубами «срезают» деревья, заготавливают впрок ветки, прокладывают каналы для транспортировки ветвей, строительного материала и т.д. Не случайно бобров называют «лесными инженерами», и вряд ли все это можно объяснить одними лишь инстинктами. Это свидетельство довольно развитой психики животных. А обезьяна способна выполнять и более сложные, более осмысленные операции, например заливать огонь, если он мешает ее доступу к пище. И все же сознания у животных нет. Все их действия носят неосознанный характер, без предварительного целеполагания и проекта.
Сознание появляется лишь на высшем – социальном уровне материи.
Третий уровень – социальная материя, которой свойственны две основные формы отражения:
а) чувственная – в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;
б) теоретическая – в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.
Учитывая, что физиологическая основа психики животных и сознания человека сходны, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению высшей формы отражения – сознанию человека.
4.3. Физиологическая (материальная) основа сознания.
Общественно-историческая сущность сознания.
Сознание – продукт общественной практики
и языкового общения
Конкретными проблемами физиологической основы сознания занимаются частные науки, но эти проблемы имеют первостепенное философское значение, ибо позволяют решать вопросы психики вообще и сознания, в частности. С точки зрения материализма, физиологической (а следовательно, материальной) основой психики животных и сознания человека является высокоразвитая нервная система во главе с головным мозгом, осуществляющая высшую нервную деятельность.
У высших позвоночных, включая человека, стержень всей нервной системы составляет центральная нервная система, т.е. головной и спинной мозг. От центральной нервной системы отходят отростки нервных клеток, которые вместе с межпозвоночными и вегетативными нервными узлами (системами) образуют развитую периферическую нервную систему. От периферической нервной системы отходят по всему организму нервные волокна с тончайшими окончаниями – рецепторами (от лат. receptive – принимающий). Они обладают высокой чувствительностью и непосредственно воспринимают воздействие различных факторов внешней среды (раздражителей), перерабатывают их в те или иные виды возбуждения, которые передаются по проводящим нервным путям в центральную нервную систему, где они головным мозгом анализируются, синтезируются и трансформируются в идеальные образы.
У высших позвоночных и человека особая физиологическая роль принадлежит коре больших полушарий, состоящей из скопления нервных клеток – нейронов. При толщине около 3 мм и среднем объеме около 1 670 см 3 кора больших полушарий человеческого мозга содержит примерно 15 млрд. нейронов. Все они имеют отростки, связаны друг с другом и с нервными окончаниями органов чувств. По мнению академика П.К. Анохина, каждая нервная клетка имеет до 8 тыс. контактов. И чтобы записать число возможных связей между клетками, потребовалась бы лента длиною 9,5 млн км.
В ходе длительной исторической эволюции кора больших полушарий все больше и больше подчиняла себе деятельность нижестоящих отделов мозга и у высших млекопитающих, включая человека, стала главным распорядителем и распределителем всей жизнедеятельности организма, сосредоточив в себе все основные психические процессы животных и высшие мыслительные операции человека.
Имел место случай: в 1913 г. родился ребенок, который беспрерывно спал, не просил ни пищи, ни воды, а когда его насильно будили и кормили, беспорядочно двигал руками и ногами, сосал и ел нехотя, с трудом; он не улыбался, не чувствовал боли, не имел никаких проявлений психики – никого не узнавал, не говорил и его ничему не удалось научить в течение ряда лет. Было установлено, что ребенок родился без больших полушарий мозга[54]. Иными словами, зависимость сознания «. от физиологических условий, от нервов и мозга не подлежит никакому сомнению», – так писал С.Н. Трубецкой еще в 1891 г.[55]
Устройство человеческого мозга и его отличие от мозга животных – один из фундаментальных вопросов, занимающих сегодня ученых – физиологов и психологов, психиатров и невропатологов, педагогов и социологов. Современная наука выявила, что мозг состоит из нескольких блоков, каждый из которых имеет свои особенности в структуре и функциях. Более того, те или иные отделы блоков, узлы, извилины полушарий выполняют специфические функции. Например, затылочные участки принимают и анализируют зрительную информацию, височные – слуховую, теменные – кожную и т.д. Передние отделы мозга, прежде всего лобные доли, обеспечивают программирование человеческой деятельности, сличают результаты действия с исходными намерениями. Нервная система действует по принципу обратной связи, задача которой – ставить мозг в известность обо всем, что происходит в управляемой им системе. Однако все блоки, отделы, узлы мозга теснейшим образом связаны между собой, поэтому мозг функционирует как дифференцированное целое.
Современная наука выявила также определенную дифференциацию в деятельности левого и правого полушарий. Например, левое полушарие ведает речью, ее пониманием; правое же хотя и воспринимает (слышит) чужую речь, но не только не осмысливает ее, но даже не отличает, кто говорит – мужчина или женщина, взрослый или ребенок, не различает, как человек говорит, каким тоном или тембром. Левое полушарие ведает преимущественно положительными эмоциями, правое – отрицательными. У человека с «выключенным» правым полушарием сохраняются или даже усиливаются все виды психической деятельности, связанные с абстрактным, логическим мышлением. Появляется склонность к схематизации и классификации явлений, стремление к логическим умозаключениям и оперированию абстрактными понятиями. У того же человека в ситуации, когда «выключено» левое полушарие, нарушаются все виды психической деятельности, связанные с абстрактным мышлением, но сохраняются психические функции, связанные с образным восприятием и мышлением. Как известно, И.П. Павлов делил людей на две категории: художников, у которых преобладает первая сигнальная система, и мыслителей, с хорошо развитой второй сигнальной системой. С позиции сегодняшнего дня художники – это люди с более высокой активностью правого полушария, мыслители – левого. Следовательно, мозг и вся нервная система являются материальным носителем, субстратом сознания, которое вне этого субстрата, отдельно, самостоятельно не существует.
При изложении данных современной науки о физиологической основе сознания, психики вообще, обращалось внимание на то, что в принципе она едина у высших животных и человека. И тем не менее сознанием обладает только человек. Суть в том, что природа в ходе своей эволюции бóльшего, чем развитую нервную систему во главе с мозгом, создать не могла. Материализм исходит из того, что сознание – это не природный фактор, не природное достояние, хотя и имеет своим материальным основанием природой созданный субстрат. Сознание в своей сущности есть социальное явление.
Социальная сущность сознания подчеркивалась многими мыслителями. Например, упоминавшийся уже С.Н. Трубецкой писал: «Сознание… развивается вместе с нервной системой и вместе с прогрессом социальных отношений, с организацией общения между существами»[56].
Однако наиболее четко социальная сущность сознания была сформулирована К. Марксом. Он писал: «Сознание… с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»[57]. Бытие человека включает не только биологические качества самого человеческого организма, не только его биологические потребности, не только его связь с природой, но и всю совокупность общественных связей и отношений.
Попытку раскрыть проблему происхождения человека, формирования его мозга и сознания (мыслит не мозг сам по себе, а человек, обладающий мозгом) впервые (с диалектико-материалистических позиций) предпринял Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Известно, что первым происхождение человека от обезьяны доказал Ч. Дарвин. Но он сконцентрировал свое внимание на эволюции самой природы, приведшей к появлению человека, и оставил в тени социальный фактор, без которого в целом данная проблема оказалась не решенной. Ф. Энгельс попытался использовать не только данные современного ему естествознания, но подошел к этому вопросу и с социально-философских позиций. Попытаемся вслед за Ф. Энгельсом нарисовать общую картину данного процесса.
Из всех животных обезьяна, тем более человекообразная, имеет наибольшее сходство в морфологии и анатомии с человеком. Кроме того, хотя многим животным свойственен стадный (стайный) образ жизни, чувство стадности развито у обезьяны особо. У обезьян, как ни у какого другого животного, развиты передние конечности и мозг.
Предполагается, что много миллионов лет тому назад большие стада обезьян, в том числе человекообразных, в силу каких-то изменений условий вынуждены были сменить свой образ жизни: вместо деревьев стали жить непосредственно на земле. Биологический закон борьбы за существование вынуждал их приспосабливаться к новым условиям жизни. Постоянно сталкиваясь с вещами и предметами внешней среды, обезьяны постепенно осваивали их. Особая структура передних конечностей позволяла им осваивать не только биологически необходимые предметы, но и биологически безразличные – палки, камни, кости крупных животных и др.
Практически сталкиваясь с предметами и манипулируя ими, обезьяна случайно обнаруживала, что, например, с помощью острого камня можно обстругать палку, придать ей удобный для пользования вид (форму). Появились зачатки труда – деятельности, уже отличной от деятельности других животных. Навыки элементов труда фиксировались в мозгу, осваивались потомством. Зачатки элементарного труда обнаружены у австралопитеков, живших примерно 50 млн. лет назад. Постепенно передние конечности освобождались от хождения, использовались только для добывания пищи, строительства жилища, защиты, что вело к изменению их структуры; приобреталась прямая походка, что меняло морфологию обезьяны. Под воздействием руки (ее все более и более сложных операций) развивался мозг и психика. Рука, замечает Ф. Энгельс, заставляла голову думать прежде, чем стать орудием головы.
Прошло не одно тысячелетие, прежде чем человекоподобная обезьяна изготовила пусть простейшее, но орудие для создания других орудий, употребляемых для добычи средств существования. Здесь уже требуется осуществление ряда последовательных операций и надо основательно думать. Скажем, изготовление рубила требовало последовательного осуществления примерно 20 операций, а с помощью рубила изготовлялись непосредственно орудия производства необходимых материальных благ. Появился труд, который стал характерной чертой питекантропа, а у неандертальцев обнаруживается разнообразие видов трудовых процессов.
Большое значение в дальнейших судьбах первобытного человека сыграло использование огня для изготовления пищи и обогревания. На эту сторону Ф. Энгельс обращает особое внимание и показывает, что добывание огня путем трения окончательно вычленило человека из природы, привело к образованию общества. Изменилась морфология обезьяны – она стала человеком с прямой походкой; изменился мозг – он стал сложнее и объемнее; изменилась психика – возникло сознание.
Сознание выражает себя в языке и без него не существует. Язык – это знаковая система, имеющая социально-значимый характер, служащая для фиксации, хранения, передачи информации. Язык – единство двух составляющих: означающего и означаемого. Знак (означающее) всегда объект материального мира, воздействующий на органы чувств человека (звук, изображение, запах и т.д.). Язык выполняет следующие функции: номинативную, коммуникативную, познавательную, эмоционально-экспрессивную, эстетическую.
Как и сознание, язык формировался и мог сформироваться только в процессе труда. Суровые условия жизни первобытных людей вынуждали их сплачиваться в устойчивые общности, совместно охотиться на крупных животных, совместно защищаться от хищников, строить жилища, хранить огонь, чтобы он не погас, и т.д. Выполнение целого ряда совместных функций, постоянное общение вызывали настоятельную потребность что-то сказать друг другу. Одновременно происходило формирования языка и членораздельной речи. Неразвитая гортань обезьяны, первоначально способная лишь издавать определенный диапазон звуков, имеющих социально-биологическое значение, в процессе бесчисленных повторений развивалась, училась произносить один членораздельный звук за другим. К. Маркс пишет: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»[58]. Остановимся несколько подробнее на этом вопросе.
Речь, будучи продуктом труда и сознания, оказала прямое влияние на превращение психики обезьяны в человеческое сознание. Ф. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились главными факторами превращения мозга обезьяны в человеческий мозг»[59]. Суть в том, что мысль, сознание идеальны, и чтобы их выразить, передать другим, их надо облечь в материальную оболочку. В словах человеческие мысли и чувства облекаются в чувственно воспринимаемую материальную форму, благодаря чему мысли и чувства одних становятся достоянием других.
Свои мысли человек выражает в виде высказывания, единицей которого является слово. Слово есть единство значения (идеальное содержание, смысловая определенность) и звучания (материальная форма мысли). Каждое слово что-то значит, что-то обозначает, ибо все познанное человек как-то называет. Этого нет в самой природе; она, как замечал А.И. Герцен, безымянна, имена, названия ей дал человек. Когда мы произносим какое-либо слово, за ним всегда скрывается определенный объект действительности. Слово – заместитель вещей, предметов, явлений. Поэтому с возникновением членораздельной речи и языка возникла и вторая сигнальная система, имеющая место только у людей, только в обществе.
У животных наличествует лишь первая сигнальная система: прямое воздействие на органы чувств, на мозг предметов, вещей, явлений внешней среды. У людей, наряду с первой сигнальной системой, действует и вторая – членораздельная речь, в которой роль сигнала выполняет не сам предмет, а его заместитель – слово, которым предмет назван. Сознание и речь не просто существуют, а образуют неразрывное единство: сознание отражает действительность, речь обозначает и выражает сознание, мысли.
Возникает социальный уровень материи, и формируется высшая форма отражения – сознание, прежде всего теоретическое. Но социальному уровню материи свойственна, как уже отмечалось, и чувственная форма отражения, имеющая место у животных. Однако и здесь труд, общественно-историческая практика сделали свое дело: под их воздействием произошло качественное совершенствование органов чувств, а отсюда и чувственных образов.
К. Маркс замечал в своих ранних работах, что человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем не человеческий; человеческое ухо – иначе, чем грубое, неразвитое ухо животного. Ф. Энгельс обращал внимание на то, например, что орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел; собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1 000 тех запахов, которые различает человек[60]. Известно, что муравей воспринимает ультрафиолетовые лучи, коих не воспринимает человек, но человек видит и знает больше, в том числе и то, что муравей эти лучи воспринимает. Следовательно, и чувства человека изменились исторически под воздействием труда и приобрели социальный аспект. Мы рассмотрели социальную сущность сознания с точки зрения генезиса, происхождения, но его социальная сущность не сводится только к этому: оно имеет социальную сущность всегда. Это значит:
1. Сознание человека имеет биологический носитель, но не имеет генов наследственности, а потому биологически не наследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, и, как показывают факты, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится. Истории известны случаи, когда дети по каким-то причинам оказывались среди зверей, где и росли. Еще в 1920 г. директор детского приюта в Индии нашел среди волков двух девочек – полутора и восьми лет. У старшей девочки (не говоря о младшей), кроме физического облика, ничего человеческого не было: ползала на четвереньках, не говорила, а только рычала, ничего не понимала. В 1974 г. в джунглях Индии охотниками был найден мальчик 10 лет, напоминавший дикое животное.
2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить невозможно. Причины того, что в разные исторические эпохи у людей наблюдаются и разные мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства и т.д., кроются не в мозге как таковом. Мозг с появлением разумного человека фактически не изменился, в то время как взгляды, мысли, представления меняются от одной исторической эпохи к другой, и причина этого – в изменениях общественных условий жизни и деятельности людей.
3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху у одного и того же общества сознание разное, ведь мозг, нервная система у всех людей физиологически одинаковы? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально-экономических отношениях, ибо сознание людей формируется не только под воздействием общества в целом, но прежде всего той конкретной социальной средой, в которой человек родился, живет, работает. Поэтому и существуют различия в сознании раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного крестьянина и феодала, пролетария и буржуа, миллионера и современного пенсионера.
4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Г.В.Ф. Гегель справедливо замечал, что дитя не имеет разума, а только «задаток» разума, которому надлежит реализоваться в определенных условиях. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивает мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его. Ребенок находится в постоянном контакте с родителями, их близкими и друзьями, воспринимает их социальные качества, которые продолжают формироваться в детских учреждениях, школе, вузе, в трудовом коллективе.
5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческим прошлым. Психике животного не свойственно восприятие прошлого времени; для него нет понятия «вчера», «прошлый месяц», «прошлый год» и т.п. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории страны, человечества и природы. А без этого нет сознания.
6. Социальная сущность сознания человека проявляется и в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие. Конечно, и животные оказывают то или иное влияние на природу, но только фактом своего присутствия в ней. И если, скажем, они уничтожают корм, то вынуждены или искать его в другом месте, или погибнуть, но они не способны к его производству. Человек видоизменяет, преобразует, очеловечивает природу, постоянно воспроизводит потребленное, делая это сознательно. И чем глубже и полнее познает он законы природы, тем в большей степени воздействует на нее. Животное не может изменить, переделать, преобразовать свое животное бытие. Человек же способен изменять свое общественное бытие.
Во всем этом важнейшая роль принадлежит целеполаганию, совершенно отсутствующему у животных. И в очеловечивании природы, и в изменении своих социально-экономических условий, быта человек всегда ставит перед собой определенные цели, определяет и вырабатывает пути и средства их достижения. Это значит, что тот или иной предмет, вещь, социальное явление, событие сначала возникают в голове человека в виде идеального образа. Это и имел в виду К. Маркс, сравнивая паука с ткачом, пчелу с архитектором. Иными словами, человек может прогнозировать свое будущее, моделировать, программировать его, опережать. Опережающим моментом обладает и психика животного, но чрезвычайно ограниченно, лишь в связи с биологическими потребностями (сигнал к тому, что может наступить). Заглядывать же в будущее животное не может; для него нет не только прошлого, но и будущего времени («завтра» и т.д.). Опережающая функция человеческого сознания качественно иная: человек способен заглядывать в будущее, предвидеть его, влиять на него.
Таковы наиболее важные положения, характеризующие социальную сущность человека, его сознания.
Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и в его формировании в любые исторические эпохи.