йовин l о чем
Некоторые соображения о поэзии Йовин
Прежде, чем сказать то, что сказать попытаюсь, должен просить у читателя некоторого терпения и доброго расположения — я совсем не знаю, как подступиться к той задаче, за которую взялся. Дело в том, что хочу я рассказать о стихах, чего никогда не делал, а потому, наверняка наговорю много глупостей. И всё же — сегодня я напишу о поэзии Йовин.
Чтобы не возвращаться к этому больше, скажу, что Йовин — сценический псевдоним певицы, исполняющей собственные песни большей частью под гитарный аккомпанемент. Всё, что я знаю о ней лично, исчерпывается, к сожалению, весьма скудным содержанием статьи в Википедии и парой крохотных заметок. Быть может, это и к лучшему — ни к чему теперь отвлекаться.
Не знаю, есть ли у Йовин стихи, не положенные на музыку (скорее всего, есть, но я их не видел), но песен у неё много. На мой вкус, песни весьма мелодичны, и поёт она здорово, да и гитара порой задаёт очень красивый ритм (скажем, как в песне «Жанетта»), но постараемся вывести музыку за пределы нашего разговора и вернуться, наконец, к словам, к поэзии.
Я считаю, что слова её песен — это хорошие стихи, которые вполне могли бы жить самостоятельно, но, разумеется, куда очаровательней, когда соединены с музыкой. В основном этом баллады в том смысле, что в стихотворении, как правило, есть сюжет, есть некоторое повествование, рассказ о каких-то героях и событиях. При этом довольно мало прямых высказываний от собственного имени — всего несколько песен можно отнести, в этом смысле, к лирике («Я влюбилась в метро», «У последних строк», «Я хотела бы знать» тому примерами). При этом легко, почти в каждом повествовательном её тексте, можно найти сложные украшения, вот примеры: «Побагровел закат, алым глаза слепя, взрезана твердь небес перьями ястреба…», «Реки лёд сковал, как руки арестанта…», «Багрян и юн искрящийся закат, разлит вином из тёмного бокала — накроет ночь парижские кварталы…», «Но ты не видел, как заря снимает шлем войны». Думаю, приведённых примеров довольно, чтобы видеть, насколько насыщенные краски использованы для картин, написанных её стихами. Пожалуй, за эту вездесущую, наполняющую каждую песню красоту (насколько могу судить, автору чужда эстетика отвратительного или, например, эстетика минимализма, нет — всё пышно, несколько избыточно, с кружевами и завитушками. Так вот, в этом смысле) стихотворения можно отнести к направлению романтизма, учитывая, в особенности, что написаны они в духе приключенческих романов. Признаюсь, мне очень близко и понятно такое мировосприятие — мне нравится насыщенность, выразительность явно усложнённого, приподнятого над обыденностью, слога, который остаётся при этом понятным, не путается в собственных нагромождениях, не являет собой стилистическое упражнение — сложность ради сложности.
Как я уже упомянул, стихотворениям близка тематика приключенческих романов. Можно сказать и несколько шире — многие стихотворения прямо являются пересказанными, сжатыми романами. Лучший пример это, конечно «Оловянная принцесса» (которая, судя по всему, написана по следам одноимённого романа Филиппа Пулмана), но и «Жанетта», и «Фрау Гертруда» легко могут быть развёрнуты в романы. Описанные в этих трёх песнях женские образы настолько притягательны, что невольно во мне просыпается зависть, ревность и желание написать что-то посильнее. Ну, да речь не обо мне. Особенно в «Меридиане», позднем альбоме Йовин, чувствуется, что вдохновение автор черпает из книг, да и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять это — названия песен «Евгений Онегин» или «Рейхенбахский водопад» говорят сами за себя. «Лапландия» из того же альбома рассказывает о Герде, а вот «Ром вышел весь» — видимо, плод творческой переработки бессмертного образа Джека Воробья. К тому же, у нас есть и авторское признание — песню «У последних строк» мог написать только человек, пропитанный духом приключенческих романов, да и просто любовью к чтению.
Итак, стихотворения большей частью именно повествовательны, и в этом они хороши! В совсем малом объёме автору удаётся рассказать и передать многое, эта способность меня поражает и радует, учитывая обыкновенную для нас символичность, загадочность, непонятность стихов, которые намекают на какие-то чувства или кричат о них во всё горло, но, как правило, именно о чувствах, о любви и сопутствующей ей сложной гамме переживаний рассказывают они, оставляя повествование прозе. И в этом смысле Йовин движется против течения.
Не могу удержаться и не сказать про совсем уж очаровательную песню «Курфюрста рука», где описан выезд этого самого курфюрста на охоту. Ничего, вроде бы, и не происходит, собрание охотится, после собирается на пир в охотничьем домике и под звон бокалов курфюрст ласкает чью-то ножку. Ах, но вот тут-то наше внимание ловится на крючок, смотрите: «Курфюрста рука, | отставив бокал, | Ложится на чье-то колено. | Саксонский сервиз | подвинув, маркиз | Ресницы вздымает несмело, | Курфюрста рука | опасно близка | И скоро достигнет предела.» Да неужели! — восклицаем мы, и тут же получаем по носу, «…Курфюрста рука, усы денщика | И ножка Марии-Луизы.» Может быть, из приведённой цитаты не совсем это ясно, но в песне всё срабатывает — сначала создаётся ощущение, что курфюрст гладит ножку оробелого маркиза, но тут же нас спешно заверяют — ах, что вы, что вы, вам почудилось, ножка-то Марии-Луизы. Впрочем, здесь этот приём скорее украшение, чем обязательный композиционный ход, а вот песня «Фрау Гертруда» как раз на нём построена — сначала нас убеждают, что «у Фрау Гертруды красавиц садовник», и она «гуляет до темноты — ах неспроста! — и садовник идёт в беседку». Всё же ясно! Ну, нет! Ведь «Фрау Гертруда всего-то лишь любит цветы, а бедный садовник смертельно влюблён в соседку». Приём, разумеется, не новый, но мне очень нравится его мягкий юмор. Вообще должен сказать, что поэзия Йовин довольно тщательно выбирает средства — не найти здесь грубого, прямого, сильного воздействия на читателя (слушателя), она не разрывает душу, выжимая слёзы, нет — всё довольно опосредованно, даже прямые высказывания скрыты изяществом слога и всепроникающей его красотой. Поэтому и юмор довольно необязательный — не такой, от которого станешь надрывно хохотать, это и хорошо.
Любопытна такая особенность слога — часто меняются местами в предложении тот, кто действует и тот, над кем (или чем) действие совершается. Вот, яркий пример: «стирает дорога подковы коню» (песня так и называется).
Увы, иногда случаются и неудачи, и тогда песни становятся слишком уж нарочиты. Например такова песня «Готический триллер», которая даже для пародии несколько чрезмерна. Зато своеобразной рифмой к ней звучит очень удачная «Гретхен», которая действительно может испугать, если прислушаться к ней и представить хмуро смотрящих из под древних корней карликов, наблюдающих, как твоя сестра ведёт тебя куда-то всё глубже в лесную чащу.
Пожалуй, это всё, о чём я хотел сказать. Очень рад буду, если вам найдётся, что добавить, а ещё просто призываю вас — если не слушали никогда, попытайте счастье, вдруг понравится. Три альбома, содержащие, пожалуй, лучшие её песни, есть на Яндес.Музыке. Я вот, грешным делом, вдохновился одной из её песен, да и написал своё стихотворение. Может, и вам повезёт?
Отзыв также есть в моём Литературном дневнике
Йовин
Йовин запись закреплена
Благодаря маленьким помощникам Санты, трансляция концерта-таки будет. Супер-качества, горизонтального формата, или отсутствия зависаний не обещаем, но всё же!
UPD Начало чуть задерживается, там Dartz сматывают свои провода 🙂
UPD2 Погнали!
Йовин запись закреплена
Йовин запись закреплена
Большая Ролевая Ёлка
О субботних концертах
В субботу концертная программа Ёлки начнется в 20 часов.
Для вас будут играть философский рок-квартет The Dartz и несравненная Йовин.
Если вы хотите прийти ТОЛЬКО на субботний концерт, приезжайте не ранее 19:30.
Показать полностью.
Стоимость посещения в этом случае составит 500 рублей.
При себе, пожалуйста, имейте QR-код о вакцинации или подлинник сертификата о вакцинации, либо QR код об отрицательном результате ПЦР-теста, полученный в субботу, 11 декабря (или оригинал, полученный в медицинском учреждении), а также документ, удостоверяющий личность (нужен для того, чтобы установить, что сертификат/тест именно ваш). При отсутствии какого-то из этих документов мы будем вынуждены отказать вам в посещении концерта. Возможны изменения в требованиях к документам!
Йовин запись закреплена
Концерт Йовин в Санкт-Петербурге.
Точнее как. В рамках конвента «Большая Ролевая Ёлка», в какую-то из дат 10-12 декабря Йовин даст концерт в доме отдыха «Комарово»:
ул. Лейтенантов, 31, посёлок Комарово.
Это 50 минут на электричке с Финляндского вокзала, недалеко от станции. Организаторы обещали, что возможность посетить просто концерт будет.
Йовин запись закреплена
На новой площадке уже в это воскресение, 28 ноября, состоится показ «Жанны Д’Арк», которую сыграет Йовин.
Йовин запись закреплена
Рок-опера «Жанна» приедет и в Питер. И 2 октября в главной роли там можно будет увидеть Йовин.
Йовин запись закреплена
Рок-опера «Жанна д’Арк» 28 ноября
Осень наступила, время жечь костры (если вы понимаете, о чём мы))
Ближайший показ «Жанны» состоится 15 сентября в клубе Гластонберри! Состав «классический»:
Билеты можно приобретать по ссылке или бронировать у Олега Маркелова
Йовин запись закреплена
Рок-опера «Финрод» 2021
По всем вопросам, включая бронь билетов, обращайтесь к Олегу Маркелову
Йовин запись закреплена
Крылатые истории
Леди Ночь, твои чары сильны
В отлетающем золоте дня.
Близок час восхожденья луны
Сколько стрел ты пустила в меня?
Отчего же я жив до сих пор, Роза Ночи, ответь!
Показать полностью.
Я не в силах молчать о тебе, я не в силах не петь.
Полнолуние ждет тебя, ведьма ночная,
Кому ты теперь ворожишь?
Вереск цвел на закатных холмах
Меж руин и разрушенных стен.
Я искал путь в нездешних мирах,
Я хотел разорвать этот плен.
Но увы, есть оковы сильней, чем холодная сталь
Плен цветущего вереска, взгляда немая печаль.
Полнолуние ждет тебя, ведьма ночная,
Кому ты теперь ворожишь?
Полнолуние ждет тебя, ведьма ночная,
Кому ты теперь ворожишь?
Стихи и песня Йовин
Совместный проект с центром помощи диким животным «Лунной Поляной»
Фото от Ayardan и Владимира Киселёва
Модель и автор венца Gvaelit
Визажист Полуночница
Лошадь Флика