запрет экспорта бензина чем грозит
Демпфер не работает. Экспорт бензина из России нужно запретить
Правительство России готово прибегнуть к крайним мерам и ввести запрет на экспорт бензина, чтобы не допустить рост цен на этот вид моторного топлива. При этом нефтяники в стране способны полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, но угроза резкого роста цен сохраняется. Демпфирующий механизм не способен обеспечить стабильность на российском рынке нефтепродуктов. Ценообразование на российские нефтепродукты зависит от ситуации на внешних рынках. С этой зависимостью необходимо покончить.
Мера крайняя или исключительная
Проект об ограничении экспорта бензина из РФ будет рассмотрен в правительстве на этой неделе, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.
«Это одна из мер, достаточно крайних, для того, чтобы обеспечить необходимый объем нефтепродуктов на территории РФ», — заявил вице-премьер.
Минэнерго России в апреле подготовило проект постановления о запрете на экспорт из России бензина и легких дистиллятов сроком на три месяца для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в период пикового спроса и ремонтов на НПЗ. Бензин и другие легкие дистилляты вносятся в перечень товаров, экспорт которых по решению правительства может быть ограничен или запрещен.
В конце апреля Правительство разработало проект постановления о временном запрете экспорта бензина. Он предусматривает полный запрет экспорта этого вида моторного топлива — от низкооктанового прямогонного до высокооктанового — сроком на три месяца. В случае необходимости срок действия запрета может быть изменен по инициативе трех ведомств: Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Министерство энергетики в прошлом году перед началом автомобильного сезона рекомендовало нефтяникам ограничить экспорт бензина. Однако эта мера не носила характер официального запрета. В этом не было необходимости, поскольку из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, спрос на моторное топливо внутри страны был крайне низким.
В интервью представителям СМИ Новак выразил уверенность, что на этой неделе законопроект будет рассмотрен правительством, а депутаты Государственной думы во время весенней сессии примут необходимые изменения в Налоговый кодекс. По заявлениям официальных лиц, указанные в законопроекте нормы фактически заработали с 1 мая, несмотря на то, что соответствующие изменения в Налоговый кодекс не приняты.
В конце января этого года Министерство энергетики рекомендовало нефтеперерабатывающим предприятиям — в составе ВИНК и независимым — нарастить объемы производства в феврале-апреле с целью обеспечить потребности внутреннего рынка и увеличить запасы товарного бензина к 1 мая до 1,6-1,7 млн т. В конце января запасы товарного бензина в России составляли менее 1,2 млн т. Нефтяники с поставленной задачей справились. Согласно оценкам ЦДУ ТЭК, по состоянию на 3 мая запасы товарного бензина достигли 1,73 млн т. Этого объема достаточно для обеспечения спроса во время автомобильного сезона.
Нехватки бензина не существует
По данным ЦДУ ТЭК, производство бензина в России в первом квартале составило 9,89 млн т. Среднесуточный выпуск бензина уменьшился на 2,8% относительно января-марта 2020 г.
Объем экспорта нефтепродуктов из России в марте по сравнению с февралем вырос на 13%, до 12,9 миллиона тонн, а бензина — на 33,8%, до 645,3 тысячи тонн, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС).
«Относительно дизеля у нас в принципе вопрос не стоит, а относительно автомобильного бензина — сегодня у нас достаточно объемов накопленных запасов… 1,7 миллиона тонн, по отношению к январю месяцу запасы увеличены где-то на 500 тысяч тонн. Это нам позволяет говорить о том, что компании на сегодняшний день выполняют рекомендации правительства, чтобы обеспечить необходимый объем запасов», — отметил вице-премьер.
Утвержденная правительством в июне 2020 года энергетическая стратегия России на период до 2035 года предполагает, что в ближайшие 15 лет потребление бензина в стране вырастет лишь на 4-5%, до 36,7-37,1 млн т/год по сравнению с 35,2 млн т — в 2018 г. По оценкам авторов стратегии, возможности российских НПЗ и ГПЗ по производству бензина будут значительно превышать потребности внутреннего рынка, в результате чего экспорт бензина к 2024 г. может повыситься в 2-2,5 раза по сравнению с показателем 2018 г., до 8,4-9,2 млн т/год, а в последующие десять лет — увеличиться еще вдвое, до 17,9-19,9 млн т/год.
Нехватки бензина в России не существует. Объемы производства позволяют полностью удовлетворить существующий и будущий спрос, но угроза роста цен сохраняется.
Скорректированный демпфирующий механизм
Правительство опасается, что моторное топливо, бензин в первую очередь, может резко подорожать предстоящим летом — в период пикового спроса. Подорожание моторного топлива повлечет за собой рост цен на товары первой необходимости, включая продовольствие, и как следствие разгонит инфляцию, что после пандемии может вызвать социальное недовольство.
С целью недопущения подорожания бензина и других видов топлива правительство приняло решение скорректировать демпфирующий механизм.
Демпфирующий механизм был создан для сдерживания роста цена на моторное топливо на внутреннем рынке в России. Если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует производителям нефтепродуктов часть этой разницы. Если цены внутреннего рынка выше экспортных, то производители нефтепродуктов обязаны перечислить часть сверхприбыли, полученной от продаж внутри страны.
Согласно законопроекту, условная цена бензина будет поэтапно снижаться до 2023 года, а после — индексироваться на 3%. Ежегодная индексация цены, заложенной в механизм демпфера для дизельного топлива, с 2022 года снизится до 3% с 5%.
Условная цена бензина до конца этого года составит 52 300 рублей за тонну, в течение 2022 года она будет равна 55 200 рублям за тонну, в 2023 году — 56 900 рублям, в 2024 году — 58 650 рублям. А условная цена для дизельного топлива в нынешнем году сохранится на уровне 50 700 рублей за тонну, в течение 2022 года она будет равна 52 250 рублям за тонну, в 2023 году — 53 850 рублям, в 2024 году — 55 500 рублям за тонну.
Регулируя условные цены на моторное топливо, правительство надеется добиться стабильности цена на внутреннем рынке нефтепродуктов — подорожание бензина и дизеля не должно превышать темпы инфляции.
Принятие и реализация законопроекта, согласно финансово-экономическому обоснованию, может потребовать расходов федерального бюджета в размере 13,8 миллиарда рублей в 2021 году, 42,4 миллиарда рублей в 2022 году, 85,5 миллиарда рублей в 2023 году, 125,9 миллиарда рублей в 2024 году.
Демпфирующий механизм является несовершенным и не может обеспечить стабильность на российском рынке нефтепродуктов.
Покончить с зависимостью от внешнего рынка
Демпфирующий механизм является частью процесса ценообразования внутри России, но напрямую зависит от ситуации на внешнем рынке нефтепродуктов, вне зоны влияния российского правительства. Цены на международном рынке подвержены большой волатильности. Кроме того, постоянно существуют риски изменения курса российского рубля по отношению к иностранным валютам — стабильность национальной валюты не является приоритетом Министерства финансов и Центрального банка РФ.
Компенсации со стороны государства и перечисления нефтяников, в случае получения сверхприбыли, рассчитываются на основе котировок нефтепродуктов, предоставляемых иностранным агентством Argus, что является крайне рискованным во время обострения отношений между Россией и Западом.
Необходимо совершенствовать механизмы ценообразования, увеличивать объемы биржевой и внебиржевой торговли за рубли, использовать котировки российских ценовых агентств для контроля ситуации на внебиржевом рынке. Это позволит покончить с зависимостью от внешнего рынка и сведет к минимуму риск неконтролируемого роста цен на моторное топливо на российском рынке, когда объемы производства значительно превышают внутренний спрос.
Если внутренний рынок станет приоритетным для российских производителей нефтепродуктов и будет покончено с зависимостью от внешнего рынка, то отпадет необходимость запрещать экспорт бензина в преддверии пика спроса.
Эксперт оценил идею запретить экспорт бензина
Ограничение экспорта бензина, которое обсуждается сейчас российскими властями, не даст расти ценам на топливо на АЗС во время повышенного сезонного спроса, при этом компании-экспортеры бензина из-за этой инициативы потеряют в доходах, сообщил РИА Новости руководитель направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Александр Амирагян.
«Инициатива Правительства по введению временного запрета на экспорт бензина обеспечит перенаправление этих объемов на внутренний рынок, что может вызвать снижение внутренних оптовых цен. Это, в свою очередь, сдержит дальнейший рост розничных цен на фоне сезонного роста спроса», — сообщил А. Амирагян.
«При этом компании, специализирующиеся на экспортных поставках бензина, потеряют в доходах, так как, во-первых, им придется поставлять топливо на менее экономически привлекательный внутренний рынок, и, во-вторых, они вынуждены будут перенастраивать логистику поставок, ранее ориентированную преимущественно на экспорт», — считает эксперт.
Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты и ослабление курса рубля в 2021 году привели к тому, что экспортные поставки бензина стали намного выгоднее, чем продажа на внутреннем рынке. В результате выросла рублевая экспортная цена бензина, что вызвало рост биржевых цен в России до рекордных значений. Это негативно сказывается и на розничном рынке топлива, особенно на независимых АЗС.
На этом фоне Минэнерго подготовило проект о запрете экспорта из России бензина и легких дистиллятов сроком на три месяца для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в периоды пикового спроса и ремонта на НПЗ. Ограничение может распространяться на бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и другие, а также некоторые виды легких дистиллятов.
Как отметили в министерстве, проект о запрете экспорта бензина незамедлительно вынесут на обсуждение правительства, если того потребует ситуация на рынке.
Полный бак: в России хотят запретить экспорт бензина
Цены на бензин бьют рекорды — не помогает даже демпферный механизм. В Правительстве рассматривают вариант временного запрета на экспорт топлива. Это помогло бы потребителям, но ударило бы по нефтепереработчикам. Оправданны ли столь радикальные меры — в материале РИА Новости.
Резкий рост
По данным Росстата, бензин на заправках подорожал с начала года на 3,8 процента — больше, чем за весь 2020-й (2,4% по АИ-92 и 2,6% по АИ-95). Больше всего приходится платить в Магаданской и Сахалинской областях — 59 и 57,6 рубля за литр. В Москве — 49,2.
Цены на бензин в столице пошли вверх в декабре, на дизельное топливо — в январе. В апреле подорожание замедлилось, но затем снова ускорилось. В последние недели — на четыре-восемь копеек в неделю.
Еще в апреле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от владельцев АЗС в Московской области обосновать повышение стоимости бензина и дизельного топлива.
В ФАС отмечают несколько факторов: рост экспортных цен, сезонное повышение спроса на нефтепродукты как внутри страны, так и на основных рынках в Восточной Европе и Азии, снижение предложения на бирже, ограничение добычи в рамках соглашения ОПЕК.
А самое главное — подъем нефтяных котировок с 67 до 76 долларов за баррель при неизменном курсе рубля. Это сильно давит на внутренний рынок. Цена нефти и нефтепродуктов в пересчете на рубли — на историческом максимуме.
Изменение демпфера
Однако в стране с 2019 года действует демпферный механизм. Когда экспортная цена больше индикативной внутренней, государство доплачивает компаниям, чтобы они не уходили на внешний рынок, если ниже — нефтяники часть разницы отправляют в госбюджет.
Эксперты, впрочем, указывают, что выплаты по обратному демпфирующему акцизу уже превысили сам акциз, то есть с бензина государство ничего не получает.
В мае параметры демпферного механизма скорректировали. Индикативную цену снизили на четыре тысячи рублей за тонну до конца года. В 2022-м уменьшат еще на 2,7 тысячи. А с 2023-го будут индексировать на три процента.
Кроме того, ежегодная индексация по дизельному топливу с 2022-го — не пять, а три процента.
Обсуждают и более радикальные меры. Российский вице-премьер Александр Новак поручил министерству энергетики рассмотреть целесообразность временного запрета на экспорт бензина. Предполагается, что это позволит сохранить динамику розничных цен в рамках общей инфляции.
Охлаждение цен
Аналитики и участники рынка оценивают инициативу неоднозначно. С одной стороны, у правительства практически не осталось инструментов воздействия на рынок. При подорожании еще на пять-семь процентов, скорее всего, придется вводить запрет или экспортную пошлину, иначе — скачок цен на топливо, указывает Максим Дьяченко, управляющий партнер «Петролеум трейдинг».
Ограничение экспорта, как правило, фиксирует ценники на заправках и, соответственно, транспортные издержки. Кроме того, подъем нефтяных котировок в этом году совпал с началом уборочной кампании на юге страны, когда правительство традиционно принимает меры по стабилизации ситуации.
«Расходы на перевозку составляют от одного до 15% цены продукта, а больше трети общей стоимости транспортировки приходится на топливо, — говорит Михаил Мезенцев, гендиректор цифрового мультимодального экспедитора Alltrucks. — Крупнейший заказчик перевозок — это компании FMCG-сегмента (товары повседневного спроса), и, ограничивая цены на бензин, правительство в конечном итоге стремится не допустить удорожания потребительских товаров».
Плохо для нефтяников
«С другой стороны — запрет на экспорт может обернуться сокращением производства бензина и снижением глубины переработки нефти. Есть риск того, что российские НПЗ уступят часть рынка белорусским, работающим на нашей нефти, но по другим нормативным актам. Еще один вероятный бенефициар — Казахстан», — рассуждает Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей.
«Те, кто занимается оптовой и розничной торговлей внутри страны, получат дополнительную маржу. Но нефтетрейдеры и переработчики лишатся прибыли. Фактически они опять заплатят за сдерживание розничных цен, как это происходит сейчас», — подчеркивает Михаил Колесников, основатель бренда умных АЗС и топливораздаточных колонок Benza.
По мнению экспертов, целесообразнее было бы увеличение экспортной пошлины. Так, например, Правительство недавно поступило с металлом, подорожавшим за год вдвое.
В любом случае решение за Минэнерго. Как считают в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), помогло бы и изменение формулы расчета демпфера. Однако от ручного управления аналитики предостерегают. Ограничение экспорта может выглядеть оправданным, но негативно влияет на развитие отрасли.
Бензин встает на месте
Запрет на экспорт топлива из России может остановить рост цен на АЗС, но не решит проблемы с рентабельностью производства бензина и едва ли будет действенен в долгосрочном периоде. Мера позволит Правительству успокоить рынок, а в это время начнет работать обновленный демпфирующий механизм, который должен снять ценовое напряжение.
По словам вице-премьера Александра Новака, запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, сейчас обсуждается в Правительстве, наряду с увеличением нормативов продажи бензина на бирже до 15% от объемов его производства. В Минэнерго концептуально поддерживают введение временных ограничений на поставки бензина за границу.
Запрет экспорта, как и увеличение биржевых продаж, напрямую на стоимость топлива не влияют, но эти меры приведут к росту предложения бензина на внутреннем рынке и должны оказать давление на цены. Подорожание топлива пытаются сдерживать, создавая искусственный профицит бензина на внутреннем рынке.
Кроме этого, запрет на экспорт окажется серьезной демонстрацией решимости правительства идти до конца в деле сдерживания роста розничных цен на топливо. Нефтяным компаниям уже обещали применить эту меру. Впервые запрет угрожали ввести в 2018 году, и этого оказалось достаточно, чтобы шторм на топливном рынке спал. Но сейчас ситуация сложилась немного иная, рост экспортных поставок бензина за границу с начала года совсем незначительный, а товарные запасы бензина в стране уже превысили 1,7 млн тонн.
Аналогичного взгляда придерживается руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов, который уверен, что ограничительные меры, такие как запрет экспорта бензина, являются нерыночными механизмами и не желательны для экономики. Проблемы дефицита бензина в РФ нет, есть вопрос низкой рентабельности реализации в условиях политики сдерживания розничных цен, подчеркнул А. Усов.
Кроме этого, если запрет будет введен, то он может иметь и негативные последствия для некоторых нефтеперерабатывающих предприятий, которые изначально ориентированы на экспорт, например, НПЗ в Ленинградской, Рязанской и Нижегородской области. Потеряет в доходах от экспорта и бюджет. В 2020 году экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в казну 256,4 млрд рублей.
Тем временем
Цены на нефть могут вырасти до 74 долларов за баррель из-за сокращения ее общемировых запасов в хранилищах, сообщает Bloomberg, цитируя экспертов Citigroup и Международного энергетического агентства (IEA).
Рост цен на нефть спровоцирует увеличение стоимости автомобильного топлива в Европе, что в свою очередь окажет некоторое давление на внутренний рынок России, поскольку возрастет привлекательность поставок бензина за границу. Негативный эффект от этого должен частично нивелировать демпфирующий механизм, новые параметры которого заработают с 1 мая этого года.
Самим не хватает. Ждать ли дефицита бензина в России, и может ли запрет на экспорт с ним справиться
Резкий рост биржевых цен на топливо начался с середины лета, но сама тенденция к повышению прослеживалась ещё с середины февраля. Вслед за биржей росли и цены в рознице, на заправках, подорожав больше, чем за весь предыдущий год. Всего с начала 2021 года оптовая цена бензина поднялась на 30%, к концу июля почти достигнув психологической — 60 000 рублей за тонну АИ-95. АИ-92 при этом торговался по 57 597 рублей.
Рост цен произошёл на фоне дефицита поставок: в июле сразу несколько российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ушло на внеплановый ремонт, отметили опрошенные эксперты. О риске нехватки топлива ещё в мае предупреждал Российский топливный союз, объединяющий сети АЗС. Уже тогда в союзе указывали на необходимость временно ограничить поставки бензина за рубеж, чтобы удовлетворить потребности на внутреннем рынке. Однако тогда Минэнерго заявило, что ограничение экспорта возможно лишь как крайняя мера.
Что же заставило правительство вспомнить об этом варианте? По словам вице-премьера Александра Новака, несмотря на то, что в последние дни цены на бензин постепенно начали снижаться, давление на них сохраняется, так что рынок нужно стабилизировать. Изначально предполагалось, что всё придёт в норму с изменением демпферного механизма, который во многом определяет стоимость бензина внутри России. Однако цены продолжили расти.
Экономисты и представители профильных ассоциаций сошлись в выводах, что сейчас ограничение экспорта — действительно необходимая, хотя и несколько запоздалая мера. Однако для того, чтобы справиться с безудержным подорожанием топлива, её может оказаться недостаточно.