для обозначения нарушения избирательных прав законодатель использует в коап рф категорию
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:
а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,
г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,
д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),
е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,
з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,
к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,
л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,
м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,
н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
о) препятствующие голосованию на избирательных участках,
п) нарушающие тайну голосования,
р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,
ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.
2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
«Избирательное право Российской Федерации»
46. Дела по статьям 141, 141.1, 142, 142.1 отнесены к подследственности:
• органов прокуратуры
47. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:
• достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах
48. Для обозначения нарушения избирательных прав законодатель использует в КоАП РФ категорию:
• административное правонарушение
49. Должностное лицо, обслуживающее программно-технический комплекс автоматизированной системы:
• системный администратор
50. Если норма избирательного законодательства РФ противоречит норме международного избирательного стандарта, то действует норма:
• в данном случае руководствуются ч.4 ст.15 Конституции РФ
51. Если нормативный избирательный акт субъекта Федерации противоречит федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» то:
• действует акт Федерального законодательства
52. За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде:
• конфискации
53. За нарушение порядка выборов какие из перечисленных мер наказания не применялись в истории избирательного права:
• денежная пеня
54. Закон от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является:
• федеральным законом
55. Запрет на предвыборную агитацию вводится:
• за один день до выборов
56. Избиратель не вправе ставить подпись в подписном листе в поддержку:
• одного кандидата несколько раз
57. Избирательная комиссия, в случае нарушения кандидатом закона, может вынести ему «предупреждение». К какому виду ответственности можно отнести эту санкцию:
• конституционной
58. Избирательное объединение обязано представить в ЦИК:
• два финансовых отчета
59. Избирательное право является:
• подотраслью права
60. Избирательные правоотношения характеризуются тем, что:
• они обладают всеми свойствами, присущими любому правоотношению, но вместе с тем имеют и свои отличительные признаки
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
За нарушение избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Глава 5 КоАП РФ предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение законодательства о выборах.
Виновные лица несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта правонарушения (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо).
Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) любые предвыборные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, находятся помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 5.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, либо нанесение надписей или изображений на такой материал, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 5.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц —от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность члена УИК за выдачу гражданину избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за получение в УИК избирательного бюллетеня для участия в голосовании вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Часть 3 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.
Так, статья 141 УК РФ воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Вышеуказанные деяния не являются исчерпывющими.
Для обозначения нарушения избирательных прав законодатель использует в коап рф категорию
Актуально
Акция «Вода — безопасная территория»
«Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избирательной комиссии»
«Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избирательной комиссии»
За нарушение законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП) содержит несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательных прав граждан.
Статья 5.1 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
За подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах, гражданин, должностное и юридическое лицо могут понести ответственность по ст. 5.16 КоАП РФ. За совершение указанного правонарушения можно понести штраф от 20 тысяч до 500 тысяч рублей.
Статьи 5.24, 5.25, 5.46 и 5.69 КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов; за не предоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов; за подделку подписей избирателей, а также за создание помех участию избирателей в голосовании.
Санкции вышеуказанных статей предусматривают наказание в виде административного штрафа от 500 рублей до 50 тыс. рублей.
Также в разделе 5 Кодекса содержится ряд статей, предусматривающих административную ответственность за воспрепятствование работе избирательной комиссии.
Кроме того, за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов предусмотрена уголовная ответственность.
В частности, ст. 141 УК РФ за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей предусматривается наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом до восьмидесяти тысяч рублей.
Статья 142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде 4 лет лишения свободы.
Анализ статей 6.3, 20.6.1 КоАП РФ и 3.18.1 КоАП Москвы, или Лебедь, Рак и Щука административной ответственности за нарушение режима самоизоляции (карантина)
Ранее мной описывались ключевые нормы об установлении режима повышенной готовности в городе Москве и основные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение такого режима.
В настоящей публикации предлагается анализ статей, по каждой из которых граждане теоретически могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции (карантина), а именно: ст. 6.3, ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы и их соотношение между собой (презюмируем законность Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).
До перехода к анализу законодательства об административных правонарушениях, предлагаю определиться с терминологией.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – «Закон о ЧС») устанавливает, что органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Статьей 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Закон о благополучии населения») устанавливается, что к полномочиям субъектов РФ относится введение и отмена на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
При этом под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно Предписанию Главного государственного санитарного врача города Москвы от 29.03.2020 года № 1П (далее – «Предписание ГСВ Москвы») Правительству города предписано утвердить, кроме прочего, перечень противоэпидемических мероприятий, в том числе обязать граждан не покидать места проживания (пребывания).
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ (далее – «Указ Мэра Москвы») в столице введен режим повышенной готовности, а изменениями, внесенными в Указ Мэра Москвы 29.03.2020 года, гражданам запретили покидать места проживания (пребывания).
Таким образом, с принятием Указа Мэра Москвы на основании Закона о ЧС и Закона о благополучии населения в Москве введен режим повышенной готовности с установлением правил поведения и фактически утверждены ограничительные мероприятия (карантин).
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Однако данными правилами не устанавливается запрет нахождения вне места жительства (пребывания).
При этом из статьи 3 Закона о благополучии населения следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут являться законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как обосновывалось выше, Указ Мэра Москвы одновременно устанавливает правила поведения при введении режима повышенной готовности и является актом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
То есть нарушение запрета покидать место жительства (пребывания) одновременно является невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности (часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ) и нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3 КоАП РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При этом разрешение данной конкуренции норм содержится в самой части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в которой указано: «…за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ».
Таким образом, за неисполнение обязанности не покидать место жительства (пребывания) гражданин не может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, если такие действия могут квалифицироваться по статье 6.3 КоАП РФ.
(Часть 1) Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, …
Как установлено выше Указ Мэра Москвы относится к законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Следовательно, его нарушение, в том числе неисполнение обязанности не покидать место проживания (пребывания) при отсутствии к тому оснований, является нарушением законодательства по смыслу статьи 6.3 КоАП РФ.
…выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, …
Санитарные правила и гигиенические нормативы, связанные с режимом повышенной готовности (самоизоляции), в настоящее время не установлены.
Предписанием ГСВ Москвы и Указом Мэра Москвы утверждены противоэпидемические мероприятия, в том числе запрет гражданам покидать места проживания (пребывания), за исключением установленных случаев.
Следовательно, противоэпидемические мероприятия, невыполнение которых может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлены Предписанием ГСВ Москвы и Указом Мэра Москвы, а невыполнение таких мероприятий само по себе может повлечь привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
(Часть 2) …совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, …
Режим чрезвычайной ситуации в порядке, установленном Законом о ЧС, на территории России или отдельного субъекта РФ не введен.
Между тем наличие угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), очевидно.
Кроме того, на распространение и на наличие угрозы распространения новой коронавирусной инфекции указано в преамбулах Указа Президента РФ № 239 от 02.04.2020 года и Указа Мэра Москвы.
…либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), …
Несмотря на то, что в Предписании ГСВ Москвы и Указе Мэра Москвы отсутствует указание на введение ограничительных мероприятий (карантина), предпринимаемые данными нормативными правовыми актами меры фактически являются именно ограничительными мероприятиями (карантином) по смыслу Закона о благополучии населения.
Кроме того, пунктом 2 Указа Президента РФ № 239 от 02.04.2020 года высшим должностным лицам субъектов РФ с учетом особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий в субъекте РФ.
Представляется, что в настоящее время на территории города Москвы фактически осуществляются ограничительные мероприятия (карантин), но с точки зрения надлежащей квалификации действий граждан по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ более обоснованной является квалификация с указанием на наличие угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
…либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
На сегодняшний день отсутствует единообразное толкование данного положения как среди юристов, так и среди судов, в том числе находящихся в одном субъекте РФ.
Так, например, большинство районных судов города Москвы исходят из того, что существующие в данном субъекте РФ Указ Мэра Москвы и Предписание ГСВ Москвы являются такими актами, а их невыполнение попадает под данную норму.
Щербинский районный суд города Москвы, привлекая к административной ответственности гражданку за нахождение на расстоянии более 100 метров от места фактического проживания, в числе прочего указал на игнорирование гражданкой законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (Постановление от 09.04.2020 года по делу № 05-0873/2020).
Между тем Савеловский районный суд города Москвы, возвращая материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, указал, что в отношении гражданина законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не выносилось и соответственно получено гражданином не было (Определение от 13.04.2020 года по делу № 5-502/20).
При этом в названном протоколе об административном правонарушении было указано, что гражданин, игнорируя требования соответствующего предписания территориального органа Роспотребнадзора, находился в общественном месте, на улице, на проезжей части.
Таким образом, при разных подходах к толкованию данного положения правоприменители могут приходить к выводам о том, что оно распространяется только на лиц, в отношении которых вынесены персональные предписания о помещении на карантин (лица с подтвержденной коронавирусной инфекцией), или в целом на всех граждан, нарушающих Указ Мэра Москвы и Предписание ГСВ Москвы.
Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП Москвы
Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей
Как следует из буквального содержания указанной правовой нормы, административная ответственность по ней наступает за невыполнение гражданами требований Указа Мэра Москвы.
Несмотря на то, что Указ Мэра Москвы является актом города Москвы, порядок введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности установлен Законом о ЧС, а порядок утверждения противоэпидемических мероприятий (или ограничительных мероприятий (карантина) – Законом о благополучии, то есть федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В связи с тем, что нарушение Указа Мэра Москвы, как указано выше, фактически является нарушением федерального законодательства (Закона о ЧС и Закона о благополучии), ответственность за такое нарушение установлена статьей 6.3 КоАП РФ и не может дублироваться посредством установления дополнительных ограничений на уровне субъекта РФ.
Такое правовое регулирование субъекта РФ с неизбежностью порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях.
Изложенная позиция соотносится со сложившейся судебной практикой, в частности с Определением ВС РФ от 11.04.2017 № 305-АД17-2436 по делу № А40-12895/2016, Апелляционным определением ВС РФ от 22.03.2017 № 78-АПГ17-2 и Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 № 19АП-2078/2017 по делу № А08-8579/2016.
При этом важно отметить, что КоАП Москвы устанавливает более мягкую административную ответственность (4 тысячи рублей против 15-40 тысяч рублей по КоАП РФ) и очевидно, что с позиции защиты прав граждан применение КоАП Москвы предпочтительнее.
Однако с учетом изложенного квалификация действий граждан, направленных на нарушение режима самоизоляции (карантина), по части 2 статьи 3.18.1 КоАП Москвы является незаконной, поскольку применению подлежит федеральное законодательство, то есть статья 6.3 КоАП РФ.
UPD: выводы, сделанные в настоящей статье, не в полной мере соответствуют позиции Верховного Суда РФ, отраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, однако могут рассматриваться в качестве альтернативной позиции по отдельным вопросам.