договор на коммунальные услуги между юридическими лицами
Приложение N 1(1). Типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (форма)
к Правилам предоставления
коммунальных услуг собственникам
и пользователям помещений
в многоквартирных домах
Список изменяющих документов
(введено Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897;
в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)
(см. текст в предыдущей редакции)
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
водоотведения, электроснабжения, газоснабжения
(в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления
(теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива
при наличии печного отопления)
___________________________________ «__» ____________ 20__ г.
(место заключения договора)
именуемая в дальнейшем ресурсоснабжающей организацией, в лице
(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)
действующего на основании _________________________________________________
_________________________________________________________, с одной стороны,
и собственник жилого помещения ____________________________________________
(N помещения, почтовый адрес многоквартирного дома)
(полное и сокращенное), ИНН, ОГРН)
дата рождения ______________________ место рождения ______________________,
(для физического лица) (для физического лица)
адрес регистрации ________________________________________________________,
(для физического лица)
номер телефона ___________________________________________________________,
e-mail (при наличии) _____________________________________________________,
именуемый в дальнейшем потребителем, с другой стороны, совместно именуемые
в дальнейшем сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Заключение договоров предоставления коммунальных услуг
В предпоследний день уходящего года Минстрой РФ опубликовал письмо от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04, в котором разъяснил некоторые вопросы заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг.
На какие проблемы ведомство обратило внимание и как следует заключать договоры на поставку КУ, расскажем сегодня.
Предоставление коммунальных услуг РСО
Без заключения договоров ресурсоснабжения управляющая организация, ТСЖ или кооператив быть исполнителями коммунальных услуг не могут.
Таким образом, РСО считается исполнителем КУ, когда договоры ресурсоснабжения с управляющими организациями, ТСЖ или кооперативами не заключены или расторгнуты.
Согласно пп. 6–9, 17 ПП РФ N 354, до заключения договора ресурсоснабжения РСО предоставляет КУ на основании договоров с собственниками и пользователями жилых помещений в МКД (решение ВС РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116).
Если договор ресурсоснабжения расторгнут
Минстрой РФ поясняет, как именно РСО предоставляет КУ потребителям, если договор ресурсоснабжения, заключённый с УО, товариществом или кооперативом, расторгнут.
У РСО есть право в одностороннем порядке отказаться от договора ресурсоснабжения (пп. «а» п. 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).
Отказ может быть по отношению к УО, ТСЖ или кооперативам, у которых есть долг перед РСО в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчётных месяца. Долг должен быть признан по акту сверки расчётов или подтверждён решением суда.
Отметим, что РСО может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, независимо от того, указано это в договоре или нет.
После расторжения договора ресурсоснабжения исполнителем КУ становится РСО. В этот же момент у неё появляется право заключать договоры ресурсоснабжения с собственниками и пользователями жилых помещений в МКД.
Действие договора ресурсоснабжения
30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ. Согласно ч. 17 ст. 12 N 176-ФЗ, договоры, заключённые до этой даты, между собственниками и пользователями помещений в МКД и РСО, действуют до окончания срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Если в доме меняется способ управления или выбирается УО, собственники помещений на ОСС могут принять решение о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них с РСО.
даёт право РСО не заключать договор ресурсоснабжения с УО, ТСЖ или кооперативом.
Обратите внимание, решение ОСС о расчётах за КУ с РСО и решение ОСС о прямых расчётах с РСО (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) – не одно и то же.
Порядок внесения платы за КУ
Потребители обязаны платить за коммунальные услуги. Если в доме создано ТСЖ или кооператив, то потребители за КУ платят ТСЖ или кооперативу. Если домом управляет УО, плата вносится ей. Исключение – решение ОСС о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них в адрес РСО.
С РСО, по решению ОСС или общего собрания членов ТСЖ или кооператива (ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ), можно рассчитываться за все или часть КУ, а за ТКО платить региональному оператору по обращению с ТКО. Указанные положения ст. 155 ЖК РФ не применяются, когда РСО является исполнителем коммунальной услуги.
Если исполнителем коммунальных услуг является РСО, она вправе требовать от потребителей платы за КУ, предоставленные на ОДН. Эти деньги перечисляются на банковский счёт РСО.
С 1 июля 2016 года при предоставлении коммунальных услуг РСО распределяемый между потребителями объём КУ на ОДН за расчётный период не может превышать объёма этой услуги, рассчитанного по нормативам потребления.
Исключение – решение ОСС о том, что, как и прежде, сумма ОДН распределяется между потребителями. Если такого решения нет, ОДН оплачивает управляющая организация, товарищество или кооператив по договору ресурсоснабжения.
Инструкция: как заключить договор ресурсоснабжения для нежилых помещений
До 1 января 2017 года нежилым считалось помещение, которое не было жилым и не входило в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Мы расскажем, как изменилось понятие нежилого помещения с 1 января 2017 года и дадим пошаговую инструкцию, как составить договор ресурсоснабжения для нежилого помещения.
Что такое нежилое помещение
С 1 января 2017 года действует новая редакция ПП РФ N 354. Расширилось базовое определение нежилого помещения. Теперь это не просто помещение, которое не является жилым и не входит в состав общего имущества в МКД.
То есть, консьержные, колясочные, части подвала, которые собственники выкупили и приватизировали – это нежилые помещения. Нежилыми помещениями считаются в том числе встроенные и пристроенные помещения.
Это относится только к тем гаражам и машино-местам, которые находятся внутри МКД, речь об отдельно стоящих сооружениях не идёт.
С Нового года поменялись правила составления договора ресурсоснабжения для нежилых помещений. Что делать с нежилыми помещениями?
Шаг 1. Управляющая организация
С 1 января 2017 года все нежилые помещения должны заключить с РСО прямые договоры на предоставление коммунальных услуг (п. 6 ПП РФ N 354). Это правило не относится к машино-местам.
Новые нормы о договорах с нежилыми помещениями породили обязательства для управляющих организаций, собственников нежилых помещений, РСО.
Первый шаг при составлении договора ресурсоснабжения для нежилых помещений делает управляющая организация – предоставляет данные о нежилых помещениях в РСО и направляет уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры с РСО.
Также в письме нужно указать, чтобы РСО при определении объёма КУ на МКД применяла формулу из Приложения N 1 ПП РФ N 124. То есть отнимала объём, который выставляется на нежилое помещение, от объёма, который выставляет управляющая организация.
В уведомлениях собственникам нежилых помещений управляющая организация делает ссылку на п. 18 ПП РФ N 354 о том, что собственник нежилого помещения должен представить копию заключённого договора с РСО в управляющую организацию, а дальше ежемесячно предоставлять показания показания приборов учёта.
Шаг 2. Собственник нежилого помещения
Обязанность собственника нежилого помещения – выполнить требования п. 6 ПП РФ N 354. Собственники должны отправить заявку на заключение договора ресурсоснабжения даже если управляющая организация не уведомила их о необходимости заключить договор с РСО.
Шаг 3. РСО
РСО зависит от собственников и управляющей организации, потому что данные о нежилых помещениях в МКД поступают в РСО только от собственников или УО.
После получения заявки РСО не позднее десяти дней выдаёт заявителю проект договора. Договор составляется в двух экземплярах (п. 23 ПП РФ N 354).
РСО не сможет выдать проект договора или выставить счёт, если управляющая организация или собственник нежилого помещения не обратятся к ней с заявлением о заключении договора ресурсоснабжения.
РСО не несёт ответственности по ст. 2.1. КоАП РФ. Если договор ресурсоснабжения не заключён, РСО определяет объём потребления коммунальных услуг расчётным способом, как бездоговорное потребление (п. 6 ПП РФ N 354).
Договор уступки права требования
Поправки об обязательном заключении договоров для нежилых помещений вступили в силу с 1 января 2017 года, с этого же дня нужно было заключать договоры ресурсоснабжения. Конечно, не все управляющие организации сразу смогли это сделать.
Многие решили до поры до времени оставить всё как есть и заключить договор уступки права требования между УО и РСО. УО на основании этого договора получает право требования от РСО и продолжает выставлять счета на весь дом, а РСО будет требовать за весь объём КУ, которые она поставляет в дом, от УО.
Но при таком подходе есть определённые риски, с которыми нужно считаться. Первый риск – позиция судов. Если законом чётко определено, кто должен заключить договор, то договор уступки права требования суд может признать навязыванием потребителям своих условий.
Второй риск заключается в том, что право требования долгов наступает только после 10 числа текущего месяца. То есть, когда управляющая организация заключает с РСО договор уступки права требования, она не сможет выставить квитанции от первого числа, только после десятого.
Третий риск – суд может отменить договор уступки права требования или уступки будущего требования и обязать заключить прямой договор с РСО.
В крайнем случае заключение договора уступки права требования для управляющих организаций может быть признано нарушением лицензионных требований. В ПП РФ N 416 есть ссылка на ст. 161 ЖК РФ, в которой сказано, что УО обязана должным образом заключать договоры с РСО.
Приложение 2. Типовой договор на предоставление коммунальных услуг
от 22 января 1998 г. N 97
Типовой договор
на предоставление коммунальных услуг
1. Предмет Договора
1.1. Исполнитель предоставляет Потребителю коммунальные услуги, состав которых определяется степенью благоустройства жилого дома: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
1.2. Потребитель производит оплату полученных услуг в соответствии с действующими тарифами, утвержденными городским Советом, и с учетом установленных нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья.
2. Качество услуг, режим предоставления услуг
и нормативные объемы потребления
2.1. Исполнитель предоставляет Потребителю коммунальные услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям настоящего Договора, а также информации об услугах, предоставляемых Исполнителем.
2.2. Перечень показателей качества предоставляемых коммунальных услуг определен действующими «Правилами предоставления коммунальных услуг в г.Новосибирске» (далее Правила) и включает в себя:
— бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение с обеспечением давления воды в точке излива не менее 0,03 МПа;
— бесперебойное круглосуточное водоотведение;
— бесперебойное горячее водоснабжение с обеспечением температуры воды не ниже 500 С (600 С для открытых систем горячего водоснабжения) и давления воды не менее 0,3 Атм. в точке излива;
— бесперебойное круглосуточное электроснабжение с характеристиками электрического тока: напряжение 220 В (+ 10%), частота 50 + 0,5 Гц;
— бесперебойное теплоснабжение в течение отопительного сезона, с обеспечением температуры воздуха в жилых помещениях при условии выполнения жильцами мероприятий по утеплению помещений + 18 0 С.
2.3. При нарушении установленного качества услуг и срока устранения недостатков Потребитель предъявляет претензию Исполнителю.
2.4. При снижении качества услуг от установленного договором оплата Потребителем соответственно уменьшается.
Условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг определяются согласно Приложению 1 к Правилам.
Основанием для перерасчета является двусторонний акт, составленный не более чем в однодневный срок со дня получения претензии от Потребителя.
В случае массового снижения качества услуг или превышения допустимых перерывов в предоставлении услуг (для проведения ремонтных и профилактических работ, на межотопительный период) акт составляется представителями предприятия-поставщика и Исполнителя в течение трех суток со дня получения претензий.
Снижение оплаты не производится, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы.
3. Порядок и сроки устранения неисправностей и аварий
3.2. Аварийные ситуации устраняются в течение времени, необходимого для прибытия обслуживающего персонала на место аварии и ее устранения, но не более 4 часов с момента получения заявки.
3.4. Неисправности инженерного оборудования, возникшие по вине Потребителя, устраняются в согласованные с ним сроки за счет Потребителя.
4. Оплата коммунальных услуг
4.1. Размер оплаты коммунальных услуг устанавливается городским Советом в соответствии с действующим законодательством. Действующие на день заключения Договора тарифы приведены в приложении 1 к настоящему договору и являются его неотъемлемой частью. Об изменении размеров оплаты коммунальных услуг Потребитель оповещается через средства массовой информации.
4.5. Несвоевременное внесение платы за услуги влечет за собой начисление пени в соответствии с действующим законодательством.
5. Технические характеристики инженерного оборудования
жилых помещений
Перечень и характеристики инженерного оборудования, в том числе определяющие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры, указаны в прилагаемом акте-паспорте (приложение 2).
6. Порядок пользования услугами
6.1. Потребителю запрещается:
6.1.1. Переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения Исполнителя.
6.1.2. Устанавливать, подключать без письменного разрешения Исполнителя и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, включая индивидуальные приборы очистки воды, не имеющие технических паспортов (свидетельств), не отвечающие требованиям безопасности эксплуатации и санитарно-гигиеническим нормативам.
6.1.3. Нарушать имеющиеся схемы учета услуг.
6.1.4. Использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (производить слив воды из системы и приборов отопления).
6.2. Контроль за правильностью пользования услугами осуществляется Исполнителем или представителем специализированного предприятия, имеющего право допуска к установкам (тепло-, электро-, водоснабжения, канализации) по предъявлению потребителю служебного удостоверения.
7. Права и обязанности Потребителя услуг
7.1. Потребитель имеет право:
7.1.1. На получение услуг установленного Договором качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу.
7.1.2. Требовать от Исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
7.1.3. Не производить оплату услуг за время перерывов сверх установленных Правилами. При этом прекращение оплаты не освобождает Исполнителя от возмещения убытков и вреда.
7.1.4. На устранение Исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг.
7.1.5. На получение льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета.
7.1.6. На социальную защиту в виде предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления в соответствии с законодательством.
7.1.7. На государственную и судебную защиту в соответствии с действующим законодательством в случае нарушения его прав.
7.2. Потребитель обязан:
7.2.1. Своевременно, в установленные Договором сроки, оплачивать предоставляемые услуги.
7.2.2. Рационально использовать услуги по их прямому назначению.
7.2.3. Не совершать действий, нарушающих порядок пользования услугами, а также следить за исправностью используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением услуг.
7.2.4. Допускать представителей Исполнителя услуг, а также специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, тепло-, водоснабжения, канализации, для устранения аварий, осмотра инженерного оборудования, приборов учета и контроля по предъявлению служебного удостоверения.
7.2.5. Немедленно сообщать Исполнителю об авариях, неисправностях приборов учета потребления коммунальных услуг и иных нарушениях, возникающих при пользовании коммунальными услугами.
8. Права, обязанности и ответственность Исполнителя услуг
8.1. Исполнитель услуг имеет право:
8.1.1. Прекращать предоставление коммунальных услуг в случае просрочки оплаты более 3-х месяцев, или нарушения требований п.6.1. договора до полной ликвидации задолженности и устранения выявленных нарушений.
8.1.2. Осуществлять контроль за потреблением услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования и приборов учета потребления коммунальных услуг у Потребителя.
8.2. Исполнитель обязан:
8.2.1. Предоставлять услуги установленного качества.
8.2.2. Принимать своевременные меры по устранению нарушений качества предоставляемых услуг Потребителю.
8.2.3. Своевременно (не менее чем за одни сутки) информировать Потребителя через средства массовой информации или посредством объявлений при входах в подъезды об изменении параметров качества услуг, режима предоставления услуг, времени перерывов проведения ремонтных и профилактических работ, изменении тарифов.
8.2.4. Вести по установленной форме журнал регистрации требований (претензий), предъявляемых Потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и сроков устранения недостатков.
8.2.5. Не допускать нарушений технологических процессов, снижающих качество предоставляемых услуг.
8.2.6. Составлять акты о нарушении режима предоставления и качества услуг с участием потребителя и предоставлением потребителю копии указанного акта.
8.3. Ответственность Исполнителя:
8.3.1. Исполнитель несет ответственность за качество предоставляемых услуг в соответствии с действующим законодательством, Правилами и настоящим Договором.
8.3.2. Если Исполнитель своевременно после заключения Договора не приступил к предоставлению услуг, кроме непредоставления услуг по отоплению в межотопительный период, Потребитель вправе потребовать уменьшения размеров оплаты за услуги и возмещение убытков в соответствии с Правилами.
8.3.3. В случае обнаружения недостатков в качестве предоставляемых услуг Потребитель вправе потребовать от Исполнителя уменьшения оплаты услуг в соответствии с Правилами.
8.3.4. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу Потребителя, в полном объеме, а также возмещает моральный вред в соответствии с действующим законодательством.
8.3.5. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления услуг, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы.
9. Срок действия договора
9.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действителен в течение всего срока действия договора найма жилого помещения или сохранения права собственности за собственником жилого помещения.
9.2. Дополнения и изменения настоящего договора оформляются письменным соглашением сторон и являются неотъемлемой частью настоящего договора.
9.3. Вопросы, не предусмотренные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными актами.