договор на подменный автомобиль на время ремонта
Обязаны ли предоставлять подменный автомобиль на время гарантийного ремонта?
Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что находящийся на гарантии автомобиль ломается и попадает в сервис. Случается, что его гарантийный ремонт по каким-то причинам затягивается. Тогда и встает вопрос о том, что необходим подменный автомобиль на время ремонта по гарантии.
Иногда условие о возможности предоставления подменного транспорта на время ремонта прописано в договоре.
Если же договор, заключенный между собственником транспортного средства и автосалоном не содержит сведений о порядке предоставления подменного автомобиля, регулирование вопроса осуществляется в соответствии с требованиями законодательством.
Так согласно п. 2 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Однако в данной статье указан перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. В числе таких товаров находится и автомобиль.
Поэтому продавец автомобилей не обязан предоставлять клиентам другой автомобиль на период ремонта. И тем более бесплатно. Это может быть исключительно доброй волей руководства компании.
Подменный автомобиль на время ремонта по гарантии
Обязанность предоставления подменного автомобиля
Многие автовладельцы считают, что пока проводятся работы с их автомобилем, дилерский центр или СТО обязаны предоставить им подменную машину.
Вы наверняка видели на дорогах своего города авто с соответствующей надписью на кузове «подменный автомобиль». Таким образом изготовители лишний раз привлекают внимание к своей марке, подчеркивая, что заботятся о своих клиентах и не оставляют их на время проведения работ «без колес».
Цель предоставления подменного автомобиля в том, чтобы автовладелец не чувствовал дискомфорта от отсутствия его автомобиля, т.е. для дилера цель состоит в улучшении качества сервиса и формировании положительного отношения к своей марке автомобиля.
Большинство крупных марок изготовителей автомобилей практикуют в работе своих дилерских сетей предоставление подменных автомобилей, поэтому не делать этого сегодня – было бы для них большим упущением перед конкурентами.
В связи с этим, когда на время проведения ремонта человеку не дают замену – он возмущен и считает, что его законные права были нарушены. Так ли это на самом деле? Разберемся с точки зрения действующего законодательства.
Итак, согласно п.2 ст.20 потребительского закона, в течение 3 дней после того как потребитель потребовал проведения работ по гарантии, его обязаны обеспечить таким же товаром длительного пользования, как и его собственный. Причем сделать это бесплатно. Закон не дает определения понятию «подменный» товар.
п.2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»
Как видно из указанной нормы закона, она содержит исключения и не все категории товаров потребителю обязаны подменять. Смотрим перечень товаров, на которые требование владельца дать ему на время проведения работ аналога не распространяется.
п. 1 «Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара»
Первый же пункт перечня – «Автомобили». Значит, у дилерской станции нет обязанности предоставлять замену аналогичным автомобилем на время проведения работ, в т.ч. по гарантии.
Предоставление подменного автомобиля возможно, только если по какой-то причине дилер сам этого хочет. Заставить его дать Вам аналогичный автомобиль, пока Ваш находится в ремонте – невозможно.
Следовательно, ответственность в виде пени, установленной потребительским законом, за то, что не обеспечил Вас заменой – дилер тоже не несет.
Единственное исключение – это когда информация о предоставлении дилером подменных автомобилей где-то содержится, например, в разделе про гарантийные обязательства в сервисной книжке на автомобиль, или в договоре купли-продажи, либо в рекламных материалах дилера.
В этом случае не предоставление подменки как это было обещано, будет являться нарушением со стороны дилера и его можно обязать принудительно выдать автомобиль на время ремонта или получить компенсацию расходов на аренду авто.
В каких случаях предоставляется подменный автомобиль
Очевидно, что количество подменных машин у дилеров ограничено, то есть подменных автомобилей у них меньше, чем обычно одновременно находящихся автомобилей в ремонте.
Обеспечить подменными машинами всех желающих очень сложно, даже когда дилер очень сильно заботится о лояльности своих клиентов и хочет им во всем угодить.
Поэтому приходится устанавливать некоторые критерии, по которым дилер принимает решение, предоставлять подмену или нет.
Как правило, у дилеров всегда есть в запасе несколько автомобилей для «особых случаев» или особо требовательных и «сложных» клиентов. Поэтому, бывает, что самым настойчивым удается получить машину.
Итак, в каких случаях обычно дают подменное авто:
Срок предоставления подменного автомобиля обычно устанавливается исходя из срока предполагаемого ремонта. В случае если срок ремонта превышает изначально запланированный, то срок предоставления в пользование подменного автомобиля продлевается соответственно.
Каким должен быть срок проведения гарантийного ремонта смотрите здесь.
Так, при просрочке устранения недостатков ст.23 потребительского закона установлена обязанность дилера выплатить потребителю пени равную 1% цены товара в день.
При цене автомобиля в полтора миллиона рублей, неустойка составит 15 000 руб. в день за каждый день, пока автомобиль не будет отремонтирован. При этом время на поставку необходимых для проведения работ запчастей также учитывается и включается в период просрочки.
Естественно, дилер понимает, что человек, ждущий окончания ремонта уже месяц или два потенциально для него опасен в юридическом смысле – он может потребовать выплаты пени, или, что еще хуже, обратиться в суд и требовать уже заменить автомобиль на новый, либо вернуть его стоимость.
Чтобы сгладить вероятное недовольство в связи с невозможностью пользоваться своим автомобилем в течение долгого времени дилеры обычно готовы идти на уступки и предоставлять подменные авто, пока не завершится ремонт.
Как заставить дилера дать подменный автомобиль на время проведения работ
Для того чтобы с большей вероятностью получить на время проведения работ замену, дилер должен понимать, что Вы знаете свои права относительно порядка проведения гарантийного ремонта.
Шансы на получение подменного автомобиля на время гарантийного ремонта значительно увеличатся, если Вы правильно зафиксируете свое обращение к дилеру с требованием о проведении гарантийного ремонта.
Большинство автовладельцев считает, что срок ремонта автомобиля по закону составляет 45 дней. Это не так.
п.2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»
При этом отсутствие нужных для проведения работ запчастей не может влиять на его длительность. То есть если срок устранения недостатка составляет, например, двадцать нормо-часов, но у дилера нет нужной для проведения работ запчасти, то срок устранения недостатков все равно считается равным двадцати нормо-часам, а после его истечения наступает ответственность в виде неустойки.
Сорок пять дней – это максимально допустимый законом временной отрезок для проведения гарантийных работ, о котором потребитель и дилер могут договориться в письменном соглашении.
Важно! Если Вы не хотите, чтобы срок проведения работ был сорок пять дней – не нужно подписывать заказ-наряд или иные документы, где это указано. Это не обязательно и не дилер решает, сколько будет длиться ремонт.
У нас на сайте есть подробная статья про срок гарантийного ремонта автомобиля.
Есть такое заблуждение у автовладельцев, что если Вам на время ремонта выдали подменный автомобиль, то сколько бы ремонт не длился, Вам уже не получить компенсацию за нарушение срока ремонта. Это не так.
Этот вопрос затрагивался в одной из публикаций Российской газеты:
И действительно, с точки зрения закона, дилер не обязан выдавать Вам подменку, поэтому, он может ее выдать, а может и не выдать, но на исполнение своих обязательств по проведению гарантийного ремонта в установленный законом срок это никак не влияет.
Когда срок гарантийного проведения работ не был определен в письменной форме Вашим соглашением с дилером, то есть Вы отказались подписывать документы, содержащие указание на то, что работы проводятся в сорок пять дней, то дилер понимает, что:
При таких обстоятельствах дилер с большей вероятностью пойдет на первоочередное предоставление Вам подменного авто на период ремонта.
Ниже Вы можете ознакомиться и скачать образец заявления дилеру о предоставлении на время подменного автомобиля для ситуации, когда дилером допущена просрочка проведения работ.
Образец заявления о предоставлении подменного автомобиля
Наименование дилера
(уполномоченной изготовителем организации):
__________________________________________
ОГРН___________________
Адрес местонахождения: ___________________
От: Ф.И.О. автовладельца:
__________________________________________
Адрес: ____________________________________
Тел.: ___________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о предоставлении подменного автомобиля
__.__.2017 в связи с обнаружением в принадлежащем мне автомобиле марки _____ модель______ VIN_______________________ недостатков в виде ________________, мной было заявлено Вам требование об их безвозмездном устранении по гарантии.
Поскольку срок проведения работ не был согласован нами письменно, то они должны быть устранены незамедлительно.
Полагаю, что объективный срок проведения данного ремонта составляет __ дней.
В случае нарушения данного срока по закону наступает ответственность дилера в виде уплаты пени в размере 1% цены в день.
За нарушение срока проведения гарантийного ремонта ___________ (наименование дилера) обязано будет выплатить мне неустойку из расчета _________ (цена автомобиля)/100*___ (количество дней просрочки).
Кроме этого, в связи с необоснованно длительным нахождением моего автомобиля в ремонте, я вынужден буду нести убытки в виде расходов на аренду автомобиля такого же класса в размере ____________ руб. в день, которые __________ (наименование дилера) также будет обязано мне возместить.
Во избежание несения данных убытков прошу предоставить мне подменный автомобиль такого же класса на период до окончания проведения гарантийного проведения работ.
Такое заявление, естественно, не является гарантией предоставления Вам дилером подменного автомобиля, но, по нашей практике, увеличивает вероятность этого.
Заявление нужно заполнить, сделать два экземпляра, один из которых вручить уполномоченному работнику дилерской станции, например, инженеру по гарантии.
На втором экземпляре Вам должны поставить дату, подпись уполномоченного работника дилера с расшифровкой и указанием должности. Если отказываются принимать – направьте почтовым отправлением.
Ремонт автомобиля по Каско
Для владельца машины полное страхование не является обязательным условием, в отличие от ОСАГО. Оформлять этот вид полиса или нет, человек решает самостоятельно, но застраховать себя от рисков повреждения техники или её полной потери — выгодно. Выплату можно будет получить не только в случае ДТП, но даже если машину повредит природное явление или ей нанесут ущерб третьи лица. Как получить компенсацию, и какие сроки ремонта по КАСКО предусмотрены страховыми компаниями, расскажет данный материал.
Ремонт по КАСКО — что в него входит
Выполнить ремонт по КАСКО могут все лица, застраховавшие свой автомобиль до момента наступления аварийной ситуации. Страховщик в таком случае должен компенсировать ущерб или устранить всё — начиная от несущественных царапин и заканчивая серьёзными кузовными повреждениями. Совсем мелкие ремонтные работы держатели полисов могут выполнять сами за свои деньги, но это зависит от франшизы, прописанной в условиях. Отсутствие этого пункта обязывает компанию выплатить деньги на покрытие любого ущерба.
Автомастерскую клиент может выбрать на своё усмотрение. В ремонт авто по КАСКО входит устранение кузовных дефектов и вмятин, замена сломанных деталей, восстановление всех функций машины. В итоге владелец автомобиля должен получить своё транспортное средство в таком состоянии, какое оно было до аварии.
Правовые вопросы по ремонту КАСКО
Срок ремонта по КАСКО по закону РФ
Существуют ли сроки ремонта автомобиля по КАСКО по закону РФ? В договоре страхования сроки восстановительного ремонта по КАСКО указывают многие компании, и это регламентируется 943 статьёй ГК РФ. Некоторые организации не прописывают точные даты, поэтому клиенты не находят конечный срок выполнения страховых обязательств. Если возникает такая ситуация, держатель полиса вправе потребовать необходимую информацию от кампании-страховщика.
Если в соглашении не указано, какой срок ремонта автомобиля по КАСКО предусмотрен, направление на восстановление ТС должно быть выписано в течение 7-дневного срока. Кроме того, автовладелец может ознакомиться с пунктом 2 в статье 314 Гражданского кодекса. Определённых цифр там нет, но прописано, что сроки выполнения ремонта по КАСКО должны быть разумными.
Понятие достаточно размытое, однако не стоит ждать более чем 40—50 дней после страхового случая. Если дело дойдёт до суда, то такой период будет расценен как искусственное затягивание времени. Если говорить о том, какие сроки ремонта по КАСКО у официального дилера, то на восстановительные работы в таком случае отведено 30 дней. В течение этого периода автомастера должны привести ТС в тот вид, в котором оно было до аварийной ситуации.
Из-за чего могут быть увеличены сроки ремонта по КАСКО
Ремонт авто по КАСКО в обязательном порядке контролируется представителями страховой фирмы. Нелишним будет проявить участие в процессе и автовладельцу. Как правило, чем чаще клиент интересуется, тем быстрее производится восстановительный процесс.
Что делать, если сроки ремонта автомобиля по КАСКО затянулись
Если сроки ремонта по КАСКО у официального дилера или на частном СТО затягиваются, автовладелец имеет право потребовать от станции техобслуживания предоставить письменное заявление с указанием причины увеличения срока. Далее необходимо написать заявление в адрес страховщика и настоять возместить ущерб в денежной форме или завершить восстановительные работы в срочном порядке.
В случае игнорирования просьбы клиент может забрать авто из СТО и произвести восстановление автомашины самостоятельно, а счёт предоставить фирме-страховщику. Если в компенсации будет отказано, вариант один — решать вопрос в судебном порядке.
Страховка по КАСКО — выплаты или ремонт в СТО
Многие автовладельцы стоят перед выбором — выплата по КАСКО или ремонт автомобиля? Иногда клиенты выбирают деньги и соглашаются привести машину в порядок самостоятельно. Это касается мелких дефектов. Не ремонтировать ТС не получится, так как через определённый период страховщик имеет право на осмотр восстановленного автотранспорта.
Выгоднее взять денежную компенсацию, если планируется заменить оригинальные детали аналогами других производителей или у клиента есть возможность выполнить ремонтные работы за символическую стоимость.
Обратите внимание. Сколько КАСКО на ремонт выделит средств, можно поинтересоваться у страхового агента, но, как правило, сумма порядком ниже, чем полагается. Обусловлено это тем, что при расчёте ущерба вычитается амортизационный износ и утрата товарной стоимости ТС.
Ремонт по КАСКО у официальных дилеров
При ДТП или порче ТС третьими лицами страхователь может потребовать дополнительные документы.
Ремонт по КАСКО без справки ГИБДД предусмотрен, если машина не является участником аварии. То есть, повреждения были нанесены третьими лицами. В таких ситуациях придётся брать справки из ОВД.
Собранный пакет документов направляется в страховую компанию. Сроки согласования ремонта по КАСКО в данном случае определяются степенью тяжести повреждений. Обычно на утверждение сметы уходит около 5—7 рабочих дней. После согласования нюансов и одобрения ремонта выдаётся документ для предоставления в СТО. Срок действия направления на ремонт по КАСКО неограничен.
Подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО
Подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО предоставляется клиенту, если повреждённое ТС находится на гарантии, устранение повреждений значительно затягивается или ТС отправлено на восстановление к официальному дилеру.
В таком случае клиенту необходимо обратиться в дилерский центр и написать заявление. После этого оформляется договор аренды на транспортное средство, а по окончании ремонтных работ авто необходимо вернуть в таком состоянии, в каком оно было выдано. Обратите внимание, что подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО предоставляет дилер. Страховая компания к этому никакого отношения не имеет.
Что делать, если ремонт сделан некачественно
Некачественный ремонт по КАСКО бывает редко, но лучше знать, что в такой ситуации делать. Для начала понадобиться провести экспертизу и доказать, что ремонтные работы произведены в ненадлежащем качестве. Далее необходимо подать жалобу в страховую фирму и приложить оценочные документы независимого эксперта. Если страховщик не отреагирует на претензию, клиенту нужно обращаться в суд.
В каких случаях выплачивается КАСКО, а в каких нет
Все вышеуказанные причины являются обоснованными со стороны закона. Доказать неправоту компании в такой ситуации не получится даже через суд.
Чтобы избежать спорных ситуаций при наступлении страхового случая, тщательно выбирайте компанию и внимательно читайте соглашение. Крупные фирмы стараются прописывать в договорах всё до мельчайших подробностей, но бывают исключения. Помните — доскональное изучение всех условий — залог плодотворного сотрудничества со страховщиком.
Порядок предоставления подменного автомобиля на время гарантийного ремонта
Покупатель новой автомашины предполагает, что на какой-то период его не коснутся проблемы с ремонтом транспортного средства. Однако в жизни не всегда происходит, как планируется. Учитывая, что новая машина находится на гарантии, автовладелец вправе рассчитывать на предоставление дилерским центром подменного автомобиля на время выполнения ремонтных работ. В предлагаемом материале рассматривается, в каких ситуациях эта услуга предоставляется компаниями, продающими автомобили, особенности и правила оформления выдаваемого автотранспорта и другие сопутствующие моменты.
Законодательные нормы
Согласно требованиям закона «О защите прав потребителей», если машина подвергается гарантийному ремонту свыше сорока пяти дней, дилером бесплатно для клиента должен предоставляться подменный автомобиль на необходимое время до возвращения ремонтируемой техники. Это значит, что производитель, чтобы автовладелец не страдал от выхода из строя своего авто, добровольно взамен этой машины должен компенсировать возникшее неудобство – обязан предоставить подменный автомобиль аналогичных характеристик с ремонтируемым. Но в законодательстве имеется важное уточнение. Указанное условие применимо к любой технике длительного пользования, кроме включенной в соответствующий перечень, утвержденный правительственным постановлением. В него входит и автотранспорт, поэтому производители не обязаны оказывать подобную услугу. Но многие производители, в целях привлечения клиентов, предоставляют подмену. Это условие входит в число обязательных, если клиент причисляется к инвалидам, для которых такое средство передвижения жизненно необходимо или если ремонт продолжается с условиями превышения установленных сорока пяти дней.
Когда автосалон предоставляет подменное авто клиенту
Многих автолюбителей интересует, в каких именно случаях должен предоставляться подменный автомобиль. Он обязательно выдаётся, если подобное предусмотрено договором покупки авто с дилером автосалона.
Если рассматривать страхование, то отечественное законодательство не предусматривает подобной услуги при ремонте в рамках страховки по ОСАГО. Применительно к КАСКО, автолюбитель вправе претендовать на подменный транспорт, если продолжительность выполнения работ составит более сорока пяти суток (как сказано в ст. 20 вышеотмеченного закона). По истечении указанного срока, если безопасность эксплуатации авто не восстановлена, продавец должен возместить покупателю неустойку в размере одного процента цены товара. За меньший период восстановления авто, учитывая серьёзную бюрократическую процедуру оформления, на подобной услуге настаивать нет смысла.
В ситуации с гарантийным обслуживанием при гарантии на автомобиль многие салоны прописывают в условиях договора предоставление подменной машины во время ремонта основной, если поломка произошла в пределах указанного периода.
Указанные возможности не предусмотрены также законодательством большинства западных стран. Однако большинство автодилеров предоставление подменных авто устанавливают добровольно. Это объясняется высокой конкуренцией среди различных фирм, предлагающих подобные услуги. Поэтому, чтобы привлечь покупателей, автосалоны сами включают в договор выдачу авто на подмену, если возникнет необходимость гарантийного ремонта купленной техники.
Российские покупатели по отношению к западным находятся далеко не в выигрышном положении, поэтому при выборе компании, продающей автомобили, необходимо обращать внимание на предоставление подобных услуг.
Условия для предоставления подменной машины
Покупатель вправе обоснованно надеяться на выдачу подменного автомобиля, только если обеспечивается выполнение некоторых обязательных условий:
Перечисленный список может быть расширен автодилерами по своему усмотрению. Некоторые компании указанные услуги предоставляют по индивидуальному принципу. Эти моменты отражаются в договоре купли-продажи. Иногда продавец предусматривает арендную плату за предоставление данной услуги. Эти деньги предназначаются на компенсацию амортизации при эксплуатации подменного автомобиля и погашение выплат по автостраховке. Однако такое условие законно, если выдача машины осуществляется в пределах указанного сорока пятидневного срока. Сверх данного периода назначать плату за аренду нельзя.
Поэтому покупателю перед подписанием договора необходимо уточнить у представителей автосалона о возможности предоставления подобных услуг бесплатно, основываясь на требованиях закона о защите своих прав. Не исключено, что по требованию клиента в договоре будут учтены его претензии и включены соответствующие дополнительные пункты.
Но иногда подобная помощь автосалонами оказывается только избранным клиентам, в чьей платёжеспособности фирма уверена, или если речь идёт о покупке машины по большой стоимости.
Автомобилист в такой ситуации должен:
Необходимо учитывать, что предоставление подменной машины – процедура добровольная, поэтому автовладелец имеет право просить, а не требовать подобной компенсации от представителя автосалона. Но если компания не против удовлетворить обращение клиента, обычно на решение вопроса не требуется много времени – автомобиль предоставляется покупателю в течение трёх дней после подачи запроса.
Не все автолюбители, совершая покупку, задумываются о возможности непредусмотренного ремонта в пределах нахождения машины на гарантии. Специалисты автосалона, заключая договор с покупателем, должны проводить разъяснительную работу, знакомя клиента с основными положениями контракта и возможностями оказания дополнительных услуг в случае неблагоприятных событий.
Особенности процедуры
Многих автовладельцев интересует, как можно получить подменный автомобиль и какую документацию для этого требуется оформить. В такой ситуации собственнику авто необходимо:
К отдельным обстоятельствам, учитываемым руководством салона, относятся:
Учитывая добровольный характер предоставления подмены, автовладельцу рекомендуется уточнить эти моменты заблаговременно, при заключении договора перед покупкой авто.
Выданная взамен машина не обязательно должна быть аналогичной приобретённой. Возможно предоставление авто другой марки и уступающей в классе. Но эти моменты также должны отображаться в договоре.
В условиях отечественного авторынка подобные условия при покупке автомобилей предлагают крупные производители, обладающие возможностью удовлетворения запросов клиентов. Предоставляемая машина обычно оказывается далеко не новой и не совсем того класса, что купленная, но в ситуации, когда владелец на время остался без транспорта, не стоит перебирать.
Превышение срока пребывания авто в сервисном центе
Если указанный выше срок истекает, у представителей автосервиса имеются следующие выходы из ситуации:
В такой ситуации фирме выгоднее удовлетворить просьбу автовладельца, чем платить неустойку или вступать в судебные споры. Помимо материально ущерба, это не пойдёт на пользу репутации компании, что не способствует росту количества продаж, учитывая конкурентную среду.
Автолюбителю, если решение вопроса затягивается на неопределённый срок, необходимо обратиться к руководству компании, чтобы попытаться решить этот вопрос путём договорённости. Как поступить, если договориться не получилось, сказано ниже.
Куда обращаться при отказе
Если обращение в автосалон не увенчалось успехом, покупатель может требовать защиты своих прав в судебном порядке. Однако необходимо учитывать, что компания по закону не обязана предоставлять подменную машину, но возмещение ущерба, включая материальный, должно осуществляться другими способами – выплатой неустойки в размере одного процента цены автомобиля, полный гарантийный ремонт и другие условия. Также автовладелец должен заменить машину или вернуть деньги, если дефекты, не позволяющие её безопасно эксплуатировать, будут выявлены в течение пятнадцати дней после приобретения товара.
Как следует из представленного материала, согласно положениям отечественного законодательства, автосалон не обязан предоставлять покупателю подменный транспорт при гарантийном ремонте купленной машины, даже если восстановление затянется более сорока пяти дней. Однако многие компании предусматривают такие услуги на добровольной основе, включая такие моменты в договор купли-продажи. Также для возмещения ущерба покупателям предоставляются другие права, позволяющие частично возместить понесённые убытки.