инструменты эстрадного оркестра что входит
Эстрадно- симфонический оркестр. Состав и функции входящих в него инструментов.
Состав: струнная смычковая группа, группа саксов, медные духовые инструменты, ритм группа, а так же некоторых дополнительных инструментов (гобой, фагот, кларнет, валторна, арфа и др.)
В больших эстрадных оркестрах струнные смычковые инструменты приобретают вполне самостоятельное значение: все способы игры, эффекты, приемы инструментовки струнных, принятые в симфонических оркестрах целиком и полностью находят применение в эстрадных, однако здесь образовался ряд определенных приемов, ставших характерным для аранжировки партий струнных инструментов. Изложение темы группой струнных может проходить в любом регистре оркестра в унисон, в октаву, в две – три октавы, аккордами. Наиболее часто встречается прием игры у струнных – излагающих тему, многоголосные аккорды (в большинстве случаев “divisi”), следующие в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Аккорды в этих случаях берутся только в тесном расположении. Большое значение имеет правильное расположение партий при игре divisi. Например: первые скрипки делится на три партии, вторые на две, альты образуют одну партию, партия виолончель может также делиться на два голоса. Хорошо звучат партии струнных divisi, если крайние голоса движутся параллельными октавами, т.е. нижний голос дублирует мелодию. Наибольшего эффекта достигает этот прием при игре струнных в пределах второй и третьей октавы.
В эстрадно-симфоническом оркестре саксофоны чаще всего звучат в виде пятиголосного хора. Основной особенностью применения группы при исполнении любого мелодического материала, являются движения голосов всей группы в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Для такого рода движения характерно тесное расположение аккордов. Менее характерен принцип косвенного и противоположного движения голосов. Технические возможности саксофонов допускают исполнение сложных ритмических построений и разнообразных фигураций в быстрых темпах. Применяя педаль группы саксофонов, следует по возможности освобождать регистр солирующих инструментов. Не допуская соприкосновения голосов педали и солистов. Соединением всей группы саксофонов в унисон достигается значительным усилением звучности. При этом образуется яркий сочный тембр, принимающий различные оттенки в зависимости от высоты. В практике иногда имеет место и соединение группы саксофон в октаву. Однако октавы и унисоны в группе саксофонов должны применяться в умеренной степени, так как продолжительное пользование таким приемом приводит к однообразию и монотонности аранжировки.
Педали медных инструментов с сурдинами применяются в более широком объеме, поскольку сурдины значительно уменьшают звук инструмента. Функция ритм группы – организация ритмической и гармонической пульсации. Ярко и выразительно также могут звучать соло исполняемые на гитаре, ударных, бас гитаре.
Глава I. Инструменты эстрадного оркестра
Глава содержит основные сведения о характере, тембре, технических возможностях, объеме и регистрах инструментов современного эстрадного оркестра. Так как между составами симфонического и эстрадного оркестров существует некоторая общность, в главе дается лишь краткое описание инструментов, общих для симфонического и эстрадного оркестров; с ними можно ознакомиться по любому учебнику инструментовки. Раздел инструментов, особо характерных для состава эстрадного оркестра, рассматривается более подробно.
Современный эстрадный оркестр составляют самые разнообразные виды музыкальных инструментов: деревянные и медные духовые, струнные смычковые, щипковые, ударные и др.
Группа деревянных духовых инструментов
Флейта
Звук извлекается вдуванием струи воздуха в отверстие головки инструмента. Звучание флейты соответствует нотной записи.
Флейта-пикколо
Роль в оркестре. Флейта-пикколо в большинстве случаев дублирует в октаву партии большой флейты или скрипок. Ей также поручаются отдельные пассажи орнаментального характера, главным образом в пределах 4-й и 5-й октав по звучанию.
Обычно в оркестре флейтисты совмещают игру на большой флейте с игрой на флейте-пикколо.
Гобой
Инструмент своеобразного, несколько гнусавого тембра. Звук извлекается при помощи двойной камышовой трости. Технически менее подвижен, чем флейта. Звучание гобоя соответствует нотной записи.
Наиболее яркая и выразительная звучность от соль 1-й октавы до си 2-й октавы. Верхние звуки несколько сдавлены, нижний регистр имеет грубоватый оттенок.
Роль в оркестре. Солирующий инструмент, 2-й-3-й голос в группе деревянных духовых.
Кларнет
Инструмент, обладающий большими техническими и тембровыми возможностями. Звук извлекается при помощи мундштука с плоской камышовой тростью.
Объем и регистры кларнета:
Роль в оркестре. Солирующий инструмент, 2-й-3-й голос в группе деревянных духовых инструментов, верхний голос в группе саксофонов, педаль (преимущественно в нижнем регистре). В эстрадных оркестрах саксофонисты совмещают игру на саксофонах с игрой на кларнетах.
Партии флейт, гобоя и кларнетов пишутся в скрипичном ключе.
Группа саксофонов
Саксофон-альт
Инструмент технически подвижный. Обладает сочным, выразительным тембром. Звучит на большую сексту ниже написанного.
Объем и регистры саксофона-альта.
Роль в оркестре. Солирующий инструмент, партия 1-го-2-го голоса в группе, педаль.
В практике игры на саксофонах распространен прием глиссандирования (скольжение от одного звука к другому).
Саксофон-тенор
В общем характеризуется теми же качествами, что и саксофон-альт, хотя тембр тенора значительно богаче и выразительнее, чем тембр альта. Саксофон-тенор звучит большой ноной ниже нотной записи.
У саксофона-тенора границы регистров и их характеристика в основном соответствуют регистрам саксофона-альта.
Роль в оркестре. Солирующий инструмент, 2-й-3-й голос группы, педаль.
Саксофон-баритон
Крайние ноты верхнего регистра из-за неудовлетворительного звучания малоупотребительны, а весь верхний регистр тусклый и невыразительный. Средний регистр хорошо звучит при исполнении соло и в групповой игре. Нижний регистр грубый, нюансировка затруднительна.
Роль в оркестре. Солирующий инструмент, нижний голос в группе. Педаль. В некоторых случаях удваивает басовую партию в оркестре. Баритону поручаются также партии юмористического и гротескного плана.
Заканчивая краткий обзор группы саксофонов, необходимо отметить следующее: любой инструмент группы лучше всего звучит тогда, когда его партия по написанию не выходит за пределы нотного стана.
Для всей группы возможны различные способы звукоизвлечения:
1) широкое «вибрато», придающее звучанию инструментов некоторое сходство с человеческим голосом (особенно это ощущается при исполнении напевного мелодического материала) и
2) без вибрации, «холодным» звуком.
Все эти способы игры вносят большое разнообразие в исполнение музыки различных стилей.
Группа медных духовых инструментов
Труба
Ведущий инструмент в группе медных духовых. Тембр звонкий, светлый, яркий. В эстрадном оркестре обычно употребляются трубы с более узким отверстием мундштука, чем в симфоническом и духовом. Это дает возможность свободного извлечения крайних высоких звуков объема. При игре на медных духовых инструментах применяются сурдины, различные типы которых в значительной степени изменяют тембр инструмента. Надпись «Con sordino» обозначает применение сурдины до того момента, пока не появится надпись «Senza sordino».
Поскольку манера исполнения в эстрадных оркестрах вообще отличается широкой звуковой вибрацией, а также стремлением к глиссандированию, трубы с помповым * механизмом наиболее пригодны для этой цели. В последнее время в небольших эстрадных ансамблях используются корнеты.
* ( В отличие от труб с вентильным механизмом, на которых прием глиссандирования затруднителен.)
Из всех существующих строев труб в эстрадных оркестрах наиболее распространен строй in В. Партия трубы in В пишется в скрипичном ключе и звучит большой секундой ниже записи.
Объем и регистры трубы:
Низкий регистр малоупотребителен вследствие неустойчивой интонации, слабой звучности и неяркости тембра. Средний регистр обладает ярким, выразительным тембром, интонационно наиболее устойчив, отличается сильным звуком. Высший регистр напряженный, тембр сдавленный, свистящий, сила звука несколько ослабляется. Техника трубы допускает исполнение широких, напевных мелодий, а также быстрых пассажей.
Роль в оркестре. Солирующий инструмент, 1-й голос в группе медных духовых инструментов, педаль, исполнение различных подголосков.
Тромбон
Звук тромбона более низкий и плотный, чем у трубы. Тембр инструмента значительно изменяется в зависимости от регистра. В силу своих размеров и конструкции тромбон по сравнению с трубой технически менее подвижен. Партии тромбона пишутся в басовом и теноровом ключах. Инструмент не транспонирующий. Звучание соответствует нотной записи. В эстрадных оркестрах применяются альтовые и теноровые тромбоны. Довольно часто практикуется игра con sordino.
Объем и регистры тромбона:
Туба обладает сильным, массивным звуком. Инструмент не транспонирующий. Партия нотируется в басовом ключе.
Роль в оркестре. Партия баса. Усиление партии контрабасов (в октаву или в унисон). Нижний голос группы медных духовых инструментов. Педаль. Как солирующий инструмент употребляется редко. В современных эстрадных оркестрах небольших составов партия баса исполняется на контрабасе. Туба дополняет группу медных духовых инструментов только в больших оркестрах. Рекомендуется при употреблении тубы в качестве баса партию инструмента писать в пределах большой октавы и контроктавы.
Арфа встречается только в больших эстрадных оркестрах. Струны арфы расположены в диатонической последовательности и на протяжении всего объема образуют до-бемоль-мажорную гамму.
Первая педаль во втором положении повышает струны «В» во всех октавах арфы на полтона. Образуются звуки «Н». Третье положение этой же педали дает звук «His». Таким же образом действуют и другие педали.
Игра на арфе производится щипками пальцев обеих рук. Партия арфы пишется в скрипичном и басовом ключах на двух нотных станах. При игре аккордами из-за особенности аппликатуры больше чем четыре аккордовых тона для каждой руки писать не следует. Звук арфы нежный, мягкий.
Аккорды на арфе исполняются обычно арпеджиато (arpeggiato), т. е. все звуки аккорда берутся последовательно снизу вверх.
Например, аккорд, который пишется
прозвучит
Если требуется взять на арфе аккорд, ноты которого звучали бы одновременно, в партии арфы пишется non arpeggiato.
Техника арфы допускает исполнение гаммообразных и арпеджированных пассажей, различных гармонических фигураций, аккомпанемента с аккордовой фактурой в относительно умеренных темпах. Эффект глиссандо возможен в любом темпе при любых длительностях нот.
В начале партии арфы выставляются ключевые знаки тональности произведения. Случайные же знаки в аккордах и глиссандо рекомендуется выписывать заранее. Например:
Возможно для исполнения и хорошо звучит глиссандо арфы, настроенной по тонам уменьшенных септаккордов и диатонических и целотонных гамм.
Роль в оркестре. Арфа используется в оркестре эпизодически. При подходе к оркестровым tutti эффектно звучит глиссандо. В некоторых случаях выполняет функцию аккомпанирующего инструмента. Возможны сольные эпизоды, небольшие каденции. Звук сравнительно слабый.
Аккордеон
Аккордеон обладает большими техническими возможностями при исполнении одноголосных пассажей и аккордовых последовательностей, близких по фактуре к фортепианным. Несколько слов о конструкции инструмента: звук на аккордеоне возникает вследствие колебания металлических язычков (голосов) под воздействием струи воздуха, нагнетаемого мехом. Голоса расположены на металлических планках в специальных прорезях. От размера голосов зависит высота звука. Обычно в аккордеоне современной конструкции со стороны правой клавиатуры имеются четыре планки, голоса которых составляют полный объем инструмента. Так как количество клавиш правой клавиатуры ограничено, регистровый механизм дает возможность в значительной степени расширить диапазон аккордеона. Голоса одной планки в точности соответствуют нотной записи от фа малой октавы до ля 3-й октавы. Голоса второй планки настроены на несколько колебаний ниже. Одновременное включение этих двух планок образует биения, воспринимаемые слухом как своеобразный дребезжащий, несколько вибрирующий тембр. Такой характер звучности аккордеона в этом регистре носит название «розлива». Остальные две планки расширяют объем инструмента на октаву вверх и на октаву вниз. Из всех способов, применяющихся для указания на включение того или иного регистра, по мнению авторов, наиболее удобен следующий: в партии аккордеона над нотным станом выставляется знак Средняя линия условно выражает звуки, в точности соответствующие их нотной записи, Верхняя линия соответствует голосу, звучащему октавой выше написанного, нижняя соответствует голосу, звучащему октавой ниже написанного. Точка, поставленная на линии, указывает на необходимость включения того или иного регистра: например, аккорд
Так называемая «розливная» планка включается при наличии на средней линии второй точки.
Таким образом, на современном аккордеоне можно получить следующие регистровые комбинации:
Регистр с ‘розливом’ и октавным удвоением вверх. Значительное усиление звучности
Регистр с ‘розливом’ и октавным удвоением снизу
Удвоение в две октавы. Несколько ‘органный’ характер звучности
Отсутствует средний звук. Очень своеобразная комбинация. Широко используется при игре соло
Густой тембр, по характеру отдаленно напоминающий звучание фагота
Легкий, прозрачный тембр
Наиболее полная звучность инструмента. Включены все четыре планки регистр, часто употребляемый и наиболее характерный для аккордеона в оркестровой игре
Роль в оркестре. Солирующий инструмент. Вспомогательный голос для усиления деревянной и струнной групп оркестра. На аккордеоне исполняются также всевозможные подголоски, сопровождающие основную мелодию или тему. Оркестровая педаль. Существенное значение аккордеон имеет как инструмент аккомпанирующий. На аккордеоне возможно получение эффекта «вибрато»: исполнитель мелкими колебательными движениями левой руки, сжимая и разжимая мех, создает прерывистую воздушную струю внутри инструмента, отчего звук приобретает вибрирующий характер. Этот эффект своеобразно звучит при педальных аккордах в высоком регистре. Частое прерывистое ритмическое движение мехом дает возможность извлечь ряд чередующихся отрывистых аккордов мелких длительностей. Такой прием называется «игра мехом».
Гитара
и испанский (классический)
Звучит гитара октавой ниже нотной записи.
Роль в оркестре. Небольшие мелодические соло и аккордовый аккомпанемент. Аккорды могут быть получены в тесном, широком и смешанном расположении. Запись сольных эпизодов партии гитары нотируется на нотном стане в скрипичном ключе. Существуют другие системы записи партии для тех случаев, когда игра производится аккордами (аккомпанемент). Предлагается одна из таких систем.
При буквенном обозначении аккорды могут быть взяты в произвольном расположении и обращении. Это зависит от строя инструмента и позиции пальцев на грифе.
Септаккорды и нонаккорды обозначаются соответственно мелкими цифрами 7 и 9, поставленными сразу же после буквы. Цифра аккорда выставляется снизу. Уменьшенный септаккорд условно обозначают сокращенным словом diminuendo (например, F dim). Аккорд с секстой обозначается цифрой 6 (имеется в виду большая секста в мажоре и в миноре, например, Fm6). Если требуется пропустить какой-либо аккордовый тон, после буквы ставится знак «-» и затем цифровое выражение пропущенного тона (например, — септаккорд с пропущенной квинтой). Прибавление сексты, септимы или ноны (считая от основного тона) выражается знаком «+» с последующей цифрой того интервала, который вводится в аккорд. Один знак «+» возле буквы без последующей цифры обозначает увеличенное трезвучие (например
Большой мажорный септаккорд, в отличие от доминантсептаккорда, обозначается буквой основного тона аккорда плюс септима (например,
Знак «÷» указывает на понижение аккордового тона. Когда этот знак стоит после цифры, следует понизить на полтона тот звук, которому соответствует цифра (например,
Если в сложном аккорде, обозначение которого уже выставлено, требуется понизить какой-либо тон, знак
ставится между цифрой аккорда и цифрой того тона, который альтерируется
Примеры обозначения аккордов:
При случайных гармонических сочетаниях или при аккордах квартового построения, когда нет возможности выразить таковые с помощью букв, приходится выписывать данное созвучие на нотном стане, и тогда исполнитель воспроизводит аккорд в удобном для себя расположении.
Для записи длительности аккорда авторы предлагают следующую систему: на нотном стане выписывается условная нота до 2-й октавы в скрипичном ключе с соответствующими длительностям штилями и вязками.
В современных эстрадных оркестрах и ансамблях встречаются электрифицированные гитары, обладающие более сильным, чем у обычной гитары, звуком. В небольших ансамблях электрогитара как сольный инструмент используется особенно часто.
Электроорган
Наиболее характерным для «Ионики» является регистр «вибрато», амплитуда которого также свободно регулируется. С помощью специального рычага на «Ионике» можно получить интересный эффект глиссандо. Роль в оркестре. Сольные партии в унисонном и аккордовом изложении, педаль, исполнение подголосков. В малых ансамблях «Ионика» может заменять группы деревянных, духовых, саксофонов и даже медных.
Несмотря на обилие регистров, тембр «Ионики» с несколько прямым оттенком при неумеренном использовании инструмента становится назойливым, и поэтому излишне частое включение «Ионики» в игру оркестра нежелательно.
Объем инструмента по клавиатуре:
Ударные инструменты
В эстрадном оркестре применяются ударные инструменты, имеющие точно определенную высоту (ксилофон, вибрафон, литавры) и не имеющие определенной высоты (барабан, бубен, том-томы и т. д.).
Инструменты, имеющие точно определенную высоту
Ксилофон
Ксилофон звучит октавой выше нотной записи. Игра на ксилофоне, особенно при исполнении быстрых пассажей, арпеджио и т. д., производится главным образом чередующимися ударами палочек. Надо избегать таких последовательностей нот, при которых может возникнуть перекрещивание рук исполнителя. Например, ля-бемоль-мажорное трезвучие легко исполнимо по всему диапазону инструмента, а мажорное арпеджио от ноты си, особенно в быстром темпе, почти неисполнимо.
Особенности техники инструмента таковы, что исполнение гаммообразных пассажей более удобно в диезных тональностях, чем в бемольных. Удобны также тональности До мажор и ля минор.
Металлофон
Звучит на две октавы выше нотной записи.
Роль в оркестре. Небольшие сольные эпизоды. Акцентированное подчеркивание отдельных звуков мелодии. Применение металлофона в оркестре вносит определенный колористический и изобразительный эффект. Звук пластин металлофона имеет сравнительно продолжительную длительность, поэтому исполнение быстро чередующихся нот не рекомендуется ввиду отсутствия приспособления, гасящего звук.
Вибрафон
Наиболее эффектно вибрафон звучит в пределах от до 1-й до ля 2-й октавы.
Роль в оркестре. Исполнение сольных партий. Отдельные звуки или аккорды в паузах оркестра и в кадансах. Педаль. При включенном механизме вибраторов нежелательно исполнение на вибрафоне мелких длительностей в быстрых темпах, так как звуки при этом сливаются. При выключенном механизме возможно исполнение технических пьес.
Маримбафон
Инструмент, по конструкции сходный с вибрафоном. Пластины маримбафона деревянные (из розового или палисандрового дерева). Под пластинами установлены цилиндрические резонаторы. Звук извлекается при помощи удара палочек с каучуковыми шариками. По силе звука маримбафон уступает ксилофону. Тембр инструмента мягкий, своеобразный. По технике маримбафон также уступает ксилофону, однако подвижные пассажи, различные фигурации, последовательности интервалов и трехзвучные аккорды исполнимы и звучат очень эффектно. Партия нотируется в скрипичном ключе.
Роль в оркестре. Исполнение сольных партий. Иногда на маримбафоне исполняют орнаментально-подголосочные вариации на теме, проходящей в оркестре.
Литавры
В эстрадных оркестрах встречаются крайне редко, и то только в больших составах (типа больших оркестров Радио). Партии пишутся в басовом ключе. Обычно применяются литавры трех размеров:
Роль литавр в эстрадном оркестре соответствует характеру их применения в оркестре симфоническом. Звук литавр усиливает отдельные узловые моменты произведений, преимущественно в кульминациях. Эффектно на литаврах постепенное нарастание звучности от pp до ff. Настроенные обычно на тонику, доминанту и субдоминанту тональностей исполняемых пьес, литавры в некоторых случаях дублируют партии баса, а также часто применяются в кадансах и кодах. В партиях литавр встречаются и небольшие сольные эпизоды.
Ударные инструменты, не имеющие точной высоты звука
Малый барабан
Малый барабан представляет собой металлический цилиндр диаметром 40-50 см, шириной 15-20 см, по обеим сторонам которого натянута кожа, прижатая металлическими обручами. Одна кожа служит для игры, другая, снабженная прилегающей к ней системой жильных струн, придает звуку барабана трескучий оттенок. Малый барабан, применяющийся в эстрадном оркестре, отличается от барабана этого типа в симфоническом оркестре наличием механизма, отклоняющего систему струн от соприкосновения с нижней кожей барабана, а также применением сурдин из фильца. Звук на малом барабане извлекается при помощи обычных деревянных палочек, палочек с твердыми фильцевыми наконечниками, металлических щеточек (в виде веерообразно расположенных тонких стальных проволочек). В эстрадном оркестре пользуются приемом игры, при котором обычной барабанной палочкой ударяют одновременно по обручу и по коже барабана, отчего звук приобретает жесткий, несколько металлический оттенок. При игре палочками с фильцевыми наконечниками отключают систему струн. При этом звук барабана становится глухим, коротким, более мягким. Игра щетками достигает наибольшего эффекта при наличии сурдин. Звук получается сухой с характерным шуршащим оттенком.
Роль в оркестре. Подчеркивание ритмической канвы произведения, исполнение сольных эпизодов, часто достигающих большой ритмической сложности.
Большой барабан
Роль в оркестре. Большой барабан в эстрадном оркестре, в отличие от симфонического, в большинстве случаев непрерывно фиксирует сильные доли такта исполняемых произведений.
Том-том
Инструмент, по внешнему виду несколько сходный с малым барабаном, но с более удлиненным корпусом.
Звук том-тома по тембру напоминает звук литавр. В распоряжении исполнителя обычно бывают два-три том-тома разных размеров, на которых можно извлекать звуки относительно разной высоты, но без точной тоновой настройки. Играют на том-томах простыми барабанными палочками и палочками с фильцевыми наконечниками.
Роль в оркестре. Небольшие соло и подчеркивание ритмической канвы (фиксация ритма).
Тарелки
В эстрадном оркестре обычно применяются две-три свободно подвешенные тарелки различных размеров. Игра на них производится ударом барабанной палочки, мягкой колотушкой, а также металлической щеткой. Прием игры ударом двух тарелок друг о друга (что характерно для симфонических и духовых оркестров) в эстрадном оркестре не применяется.
В больших эстрадных оркестрах, имеющих полный комплект ударных инструментов, партии распределяются между двумя, а иногда и тремя исполнителями. Один исполнитель играет на литаврах и на инструментах с точной звуковой высотой (вибрафон, ксилофон и др.), для другого предназначены партии большого и малого барабанов, том-томов, тарелок и мелких ударных инструментов. Для удобства исполнения все инструменты без определенной звуковой высоты размещаются таким образом, чтобы играющий мог свободно использовать в нужное время тот или иной инструмент. В небольших оркестрах при наличии одного исполнителя в партии ударных необходимо предусмотреть некоторое время для перехода с игры на ксилофоне или вибрафоне на другие ударные инструменты. Партии инструментов, не имеющих определенной звуковой высоты и находящихся в распоряжении одного исполнителя, в настоящее время записываются различными способами, из которых предлагаются два, наиболее распространенные.
крестом со штилем вверх
В вышеприведенном примере в партии тарелок подчеркивается каждая доля метра, но на сильном времени такта тарелка тотчас же после удара зажимается пальцами левой руки, отчего звук гасится. На слабом времени тарелка после удара не зажимается и звучит до наступления следующей доли такта.
Продолжительность звучания тарелки обозначается следующим способом:
В примере а) тарелка после удара звучит в течение двух четвертей. Лига условно обозначает продолжительность звучания. В примере б) длительность звучания тарелки равна одной четверти. В примере в) тарелка после удара звучит на протяжении всего такта.
Небольшой отрезок металлической цепочки, свободно касающийся подвешенной тарелки сверху, применяется для получения при ударе о тарелку дребезжащего оттенка звука.
Партии тамбурина, кастаньет, маракасов и других мелких ударных инструментов обычно нотируются над пятой линейкой нотоносца. В каждом отдельном случае над нотным станом выставляется название того или иного инструмента. В некоторых партитурах, когда пьеса сопровождается игрой на маракасах, а малый барабан совсем не участвует, партия маракасов может быть записана на месте партии малого барабана, но с обязательным обозначением инструмента.
Партии том-томов записываются между верхними линейками нотоносца. Относительная высота инструментов выражается условно в виде нотных знаков различной высоты. Более высокая нота соответствует удару в том-том меньшего размера, а более низкая (относительно первой) соответствует удару в том-том большего размера.
При игре на малом барабане металлической щеткой над нотным станом выставляется знак
При переходе к игре с одного инструмента на другой следует указывать каждый раз название нового инструмента. При игре на треугольнике выставляется знак
Существует способ игры на большом барабане, при котором достигается максимальная звучность этого инструмента. Исполнитель одновременно с нажимом на педаль сильно ударяет барабанной палочкой по коже большого барабана.
Обозначается такой прием игры следующим способом:
Возможен также и другой способ записи партий ударных инструментов, применяемых в симфонических оркестрах. На горизонтальной линии выписываются партии мелких ударных инструментов в виде нот со штилями вверх, партии же большого и малого барабанов могут быть записаны на одной линии:
Учитывая импровизационность игры эстрадных оркестров, в партиях ударных инструментов иногда не предусматриваются в записи нюансы исполнения и некоторые приемы игры. В отдельных случаях они зависят от индивидуальных качеств музыкантов и указаний дирижера оркестра.
Исполнитель партии ударных инструментов в практике игры в современных эстрадных оркестрах, придерживаясь основной ритмической канвы, часто значительно усложняет и разнообразит партию ударных по собственному вкусу в процессе исполнения.
Рояль
Клавишный инструмент. Обладает ярким тембром. Звук сильный, резкий. Объем рояля современной конструкции простирается от ля субконтроктавы до до 5-й октавы. Исполнитель при игре на рояле пользуется двумя педалями, из которых левая ослабляет силу звука, а правая увеличивает его силу и длительность.
Струнные смычковые инструменты
Скрипка
Количество нот, приходящихся на одно движение смычка, ограниченно и зависит от длительности нот, силы звука и темпа произведения. Например, такая фраза в медленном темпе, как написано, т. е. одним движением смычка, неисполнима:
Сила звука и тембр скрипки во многом зависят от того, какой частью смычка и на каком месте струны звук извлекается. Игра между грифом и подставкой наиболее употребительна. Смещение смычка в сторону грифа ослабляет звук, а игра у подставки придает инструменту резкий, напряженный тембр.
Концом смычка извлекаются легкие, прозрачные звуки. Средней частью смычка пользуются главным образом для исполнения напевной, кантиленной музыки. Игра у колодки смычка придает звуку скрипки жесткость, резкость, специфическую сухость.
Флажолеты
Флажолеты можно получить и на прижатых струнах. 1-м пальцем исполнитель плотно прижимает струну к грифу, а 4-м слегка прикасается к этой же струне на интервал терции или кварты. Образующиеся флажолеты называются искусственными.
При записи натуральных флажолетов над нотой, обозначающей флажолет, ставится кружок. Искусственные флажолеты записываются так: нижняя нота указывает положение 1-го пальца, средняя нота в виде ромба определяет положение 4-го пальца на струне. Верхняя нота (с кружком) фиксирует фактическое звучание.
Способы и приемы игры на альте, виолончели и контрабасе в основном тождественны способам и приемам игры на скрипке. Размеры инструмента, а также смычка определяют круг наиболее удобных приемов, свойственных каждому инструменту в отдельности. Что же касается флажолетов, то на альте из искусственных флажолетов наиболее удобноисполнимы квартовые, а на виолончели и контрабасе искусственные флажолеты в эстрадном оркестре обычно не применяются.
На контрабасе при игре в эстрадном оркестре двойные ноты почти не употребляются.
Трех- и четырехзвучные аккорды на струнных инструментах извлекаются arco и pizzicato. Расположение струн на подставке таково, что ноты аккорда не могут быть взяты одновременно. Поэтому аккорды arco у струнных звучат арпеджиато. Как и при извлечении двойных нот, аккорды гораздо удобнее берутся при наличии открытых струн. Более удобны для исполнения аккорды в широком расположении.
Роль в оркестре. В эстрадном оркестре альт чаще всего дублирует партию скрипок I в октаву. Иногда в аккордах струнных инструментов исполняет 2-й и 3-й голос. Как солирующий инструмент почти не употребляется. Аккомпанемент и педаль в партии альта также имеют место.
Виолончель
Контрабас
Чрезвычайно распространен прием игры pizz. Контрабас соло в эстрадном оркестре чаще играет также pizz. Партия контрабаса звучит октавой ниже нотной записи.
Заканчивая настоящий раздел, рекомендуем ознакомиться с каждым инструментом оркестра возможно детальнее путем непосредственной консультации с исполнителями. Особенно это необходимо при инструментовке каких-либо сольных произведений или отдельных эпизодов с солирующими инструментами.